Мантра

Чиангмай - 05 июля 2013
лекция для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:42:12 | качество: mp3 96kB/s 29 Mb | прослушано: 445 | скачано: 444 | избрано: 15
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Станислав Зюзько] Слово «мантра» состоит из двух слогов: ман-тра, и иногда ман-трам, вот. И это производное от двух санскритских слов: [манас траяте], то есть «освобождение ума». Возникает вопрос: отчего освобождать ум? Ага… так

00:00:22 [Слушатель]: [Неразборчиво]

00:00:24 [Станислав Зюзько]: Ааа.

00:00:25 [Слушатель]: [Неразборчиво]

00:00:26 [Станислав Зюзько]: Ок.

00:00:27 Возникает вопрос: для чего освобождать ум, что такое ум и т.д. Поэтому мы видим, что в разных культурах, люди чувствовали, что хотим делать как хорошо, а получается как всегда, вот. И в христианской культуре говорили, что мы находимся между ангелом и бесом, да? Что черт, там, пихает под бок что-то там, подзуживает. Или, допустим, в каких-то других метафизических системах, там, допустим, если мы берем Карлоса Кастанеду, то там была целая концепция о том, как из другого измерения прилетели захватчики, захватили наше свободное «я», для которого воля и решения - это одно и тоже. И теперь мы хотим как бы одного, а делаем второе, а получается третье и т.д. И постоянно люди чувствовали, что какое-то другое «я» в нас есть, кроме того, которое нам хотелось бы считать собой, вот. И оно часто имеет другую точку зрения, подбивает к каким-то дурным делам, вот. И Веды, они объясняют, что это второе наше «я» - это не сатана, не бес, а это часть нас самих, ни какой там, не иномерный захватчик, вот, а часть нас самих, которая не обузданная и которая называется умом. На санскрите ум - это [манас], а разум - это [буддхи]. Манас - это совокупность, так сказать, производных всех чувств, вот. Поэтому ум, он отвечает за «хочу-не хочу». А разум, он уже думает: вот, то, что я хочу - это полезно или это может немножко повредить, вот. Поэтому одна из санскритских шлок, она утверждает, что.... одно из определений самых разных духовных практик заключается в том, чтобы обуздать ум, освободить ум или достичь определённого просветления, вот. Поэтому [манас траяте] - это то, что.... [манас траяте] - это то, что ум освобождает.

00:02:44 И когда воспеваются мантры, человек, он использует звук. Но что такое звук? Звук - это то, что является необычайно тонким элементом. И в ведической космологии описаны разные элементы. И объясняется, что, допустим, огонь, он связан со зрением, вода, она связана со вкусом, земля связана с осязанием, а звук и слух связан с самым тонким элементом этой реальности, который называется эфиром. Звук связан с эфиром. И поэтому мантра, определённая вибрация, она ведет нас в наиболее тонкие сферы бытия.

00:03:32 И культура духовного звука, ну, в настоящее время популярна, потому что людям нравится как-то отключиться от обыденной реальности, там, повибрировать. Прям в некоторых книжках, так и пишут: воспевайте мантры и вибрируйте, вот. И существуют разные энциклопедии мантр, существуют разные справочники по мантрам. И в современном мире считается, что мантр должно быть очень много на разные случаи жизни. Одна мантра - для гармонизации пищеварения, вторая мантра - для, там, связи с Богом, третья мантра оберегает, оберег обязательно должен быть, вот. И таким образом популярна идея о том, что каждый должен получить какую-то свою мантру, вот. И это немножко отличается от древней культуры, в которой считалось, что точно также, как можно поступить в несколько университетов, но закончить полноценно только один или специализироваться только в одной области, вот, ну, или, по крайней мере, не во всех, точно также важно не только какую форму мантры человек принимает, а важно насколько он способен войти в резонанс этой мантры.

00:04:52 Поэтому Веды, они объясняют, что все в этом мире личностное. И древние арии, они видели, ну и то, что мы видим, там, в сказаниях народов мира, могли поговорить с речкой, с деревом. И точно также мантры - это определённые живые существа, вот. Поэтому когда дается посвящение в ту или иную мантру, возникает личностный контакт. И в какой степени мантра сможет явить себя, зависит от того, насколько человек готов меняться. Поэтому на Востоке объясняют, что часто для того, чтобы реализовать какие-то простые мантры, там, мантры, которые, там, достигают каких-то медицинских эффектов, или какие-то еще, это может быть достигнуто, там, за год или за что-то еще. Но мантры, которые должны открывать какие-то другие сферы бытия человеку или его менять, они проявляют себя только если человек находится в определённой глубокой внутренней работе.

00:06:01 Поэтому в ... на Востоке считалось, что ты можешь получить какую-то мантру от гуру, но в зависимости от того, насколько ты к ней готов, настолько она тебе и откроется, вот. И более того мантры, которые читаются в какой-то книге и потом повторяются, - это в принципе не является ведическим методом, потому что объясняется, что мантру надо получать от человека, который обладает мантра-сиддхой, то есть реализовал эту мантру на практике. И он не только дает какую-то звуковую оболочку, но садит в форме семечки определённое растение в сердце человека, которое прорастая уже приводит ... дарует совершенство этой мантре.

00:06:58 Поэтому что мы можем видеть? То, что в настоящее время мантры популярны, и мы должны определить уровень этой мантры. И уровень любой мантры, он зависит от того, решает ли она какие-то цели в этом мире, либо она направлена за пределы этого мира. И наиболее сокровенными духовными мантрами являются те мантры, которые призваны направить сознание человека в мир бессмертия, мир вечности. С другой стороны, мантры, которые призваны обычно для поклонения различным богам материального мира, которые призваны давать какие-то материальные результаты, эти мантры описываются как временные, поэтому как недолговечные.

00:07:51 Поэтому в целом, хотя мантры очень популярны, мы видим простую закономерность: точно также как в физике или в любой науке существует небольшое количество ученых выдающихся, точно также как в живописи существует небольшое количество выдающихся художников, точно также людей, которые действительно вошли в резонанс с той или иной мантрой, их также на земле единицы. И поэтому скорее, с практической точки зрения мы можем сказать так: мантра для нас не может быть каким-то таким пластырем или какой-то... каким-то таким средством, которое решает, там... каждая мантра в каждый дом. Потому что практически мы не можем их использовать, мы настроиться, ну, на какой-то резонанс даже с одной мантрой очень сложно. Поэтому учителя, они рекомендуют, что определитесь с целями, задачами и выберите какую-то небольшую группу мантр или хотя бы одну мантру и постарайтесь на протяжении многих лет своей жизни её реализовать хоть в какой-то степени.

00:09:08 Поэтому если мы рассматриваем историю единоборств, то, допустим, для, там, каких-нибудь китайских шаолиньских тренировок совершенно нормальная практика, когда написано: первые 4 года, там, тыкайте пальцем в горшочек, там, с рисом, потом, там, тыкайте пальцем в камень, потом тыкайте в металлические опилки. И на 15 год, глядишь, палец станет крепче, вот. Поэтому если 15 лет должно пройти просто для того, чтобы научился тыкать пальчиком в металлические опилки, то для того, чтобы действительно войти в резонанс с какой-то глубокой мантрой, возможно, должно пройти множество жизней.

00:09:51 Поэтому физики, они говорят, что весь этот мир, он состоит из волн, из вибраций, из частот. И поэтому точно также мантры, они должны непросто произноситься, а те частоты, на которых вибрируем мы, должны войти в резонанс с этой мантрой и это не так просто.

00:10:10 Поэтому, скажем так, совет каких-то мастеров ведической мудрости, он таков: выберите небольшое количество мантр, которые вас действительно интересуют, и постарайтесь не... получите посвящение в эти мантры у подлинного учителя и старайтесь не собрать коллекцию мантр, коллекцию посвящений, а проникнуть хотя бы в ... добиться хотя бы частичных эффектов хотя бы одной мантры, которую постигать или сонастраиваться с которой вы можете годы, вот.

00:10:47 Поэтому объясняется, что есть семя мантры (есть мантра-биджа) и есть мантра… совершенство-мантра (и мантра-сиддха). И чтобы семечко выросло в дерево, многие серьезные усилия должны быть приложены, надо поливать свой сад. Вот как-то так про мантры… и про сад.

00:11:17 [Слушатель] У нас есть вопрос от зрителя…

00:11:20 [Станислав Зюзько] М-угу, то есть кто-то смотрит. Мы тоже Вам сочувствуем, м-угу.

00:11:25 [Слушатель] Я тоже раньше гармонизировалась и концентрировала свой ум с помощью различных мантр, затем почувствовала, что просто распыляюсь и ничего кроме гармонизации текущего эмоционального уровня не получается.

00:11:41 [Станислав Зюзько] Мне кажется, хорошее начало для книги: постановка вопроса есть, постановка проблемы.... Ну, в действительности, если хоть что-то сгармонизировалось, хотя бы эмоциональный уровен, значит что-то получилось, вот. И в действительности, Веды, они объясняют, что душа живет множество жизней, поэтому для того, чтобы привлечься... Мантры, они не являются какой-то реальностью, как числа. Ты что повторяешь? - Я повторяю 1. – А ты что повторяешь? - А я повторяю 2. – А ты что повторяешь? - А мне нравится 3. Мантры, они лично связаны с определёнными деватами, то есть с определёнными божествами, они связаны с определёнными локами, с определёнными измерениями и мирами. И мантры, они также нацелены на определённые задачи в этом мире. Поэтому в определённом воплощении, если человек, он привык практиковать те или иные мантры или у него есть склонность к йоге, к мантра-йоге, к использованию мантр, то тогда он естественным образом интересуется ими, и у него они работают. И более того, для него это очень гармонично - интересоваться мантрами, практиковать мантры. С другой стороны, если у человека нет, ну, привычки, склонности, из прошлых воплощений (называется на санскрите [санскарами]), вот. И точно также, как кто-то может родиться, у него потрясающий музыкальный слух, и он может играть на пианино, играть на гитаре, а кто-то, ну, ни на чем не может играть, как ни старается. Или кто-то может танцевать, пластика. Поэтому точно также, как есть определённый музыкальный слух, определённые способности, точно также возможность взаимодействовать с теми или иными мантрами, она приходит из определённого дара, определённого таланта, использование мантр, мантра-йоги. Поэтому в разной степени люди интересуются этим. И если душа уже прошла определённый путь, то те или иные мантры будут цеплять, будут привлекать человека.

00:13:55 И также мы должны понимать, что для нашей эпохи рекомендована коллективная молитва, рекомендовано коллективное повторение мантр, потому что далеко не всегда мы можем быть на волне, но когда множество людей повторяет мантры, сакральные звуки, то почувствовать это легче. Поэтому иногда такой жесткий опыт получаешь: заходишь, там, человек 15 говорят: «Ом», вот. Потом вспоминаешь некоторое время об этой комнате, вот.

00:14:29 И, так или иначе, это очень индивидуально: какая мантра, что, для чего. Но с другой стороны, мы понимаем, что помимо индивидуального есть понятие универсального. Например, закон гравитации действует на всех, или все должны есть: бедные, богатые, интеллектуалы, глупые. Может быть едят по-разному, но все едят, вот. Поэтому среди разных мантр существует такое понятие, как мантры для каждой эпохи, для достижения духовного совершенства, для познания Бога, вот. И поэтому, собственно, эти мантры, они общие для всех. Также существуют брахманические мантры, которые даются жрецам, для того, чтобы они проводили ритуалы, вот. И существует определённая культура духовного звука в ведической цивилизации, вот.

00:15:30 Поэтому возвращаясь к вопросу о том, что что-то сгармонизировалось, а что-то нет... Мы хотим всегда побеждать одним наскоком. Поэтому когда человек начинает повторять какую-то мантру или следовать какой-то практике, то в начале ему дается демо-версия духовности, демо-версия какой-то мантры, когда все работает, его впирает и т.д. А потом, в какой-то момент человек приходит к кризису, когда он вдруг чувствует, что какая-то его волна, его заряд закончился. И то, что раньше работало - не работает. И тогда описывается, что он переходит немножко к другой ступени духовного развития, которая называется [санскрит], средний уровень. И на этом уровне, он понимает, что в действительности он зависит от других людей, которые в большей степени, чем он находятся на потоке. Что если мы под волной, то нас может вытащить кто-то, кто находится на волне. И если тех, кто находится на начальном уровне, описывают так: [санскрит], он охотно ходит в храм, поклоняется божеству, но он... его не интересуют окружающие другие практикующие, вот, то человек, который пришел к кризису, он понимает, что кто-то наверняка прошел этот путь в большей степени, чем я, и у кого-то я могу обрести вдохновение, поддержку и кто-то это реализовал больше. Поэтому, скажем так, зрелая стадия духовности, она как раз и проходит через кризис, когда у человека вдруг все перестает работать, он понимает, что не он центр этого мира. И если его, ну, определённая склонность к практике, мантры или к духовности слаба, он все бросит. Но более зрелый человек, он понимает, что кризис был связан только с тем, что мы считаем «талантливей себя поэта я не знаю, быть может в этом виноват мой кругозор». Поэтому когда человек, он это превосходит, он понимает, что: «О, есть кто-то, кто дальше меня прошел по этому пути. И может быть у меня нету концентрации, качеств, способности, но у мастеров я могу получить определённое новое вдохновение для того, чтобы продолжать свой путь», вот.

00:18:00 Поэтому если мы говорим о мантрах, то мантры тоже бывают разные: есть мантры, которые относятся к йоге восходящей. И идея восходящей йоги в том, чтобы посредством медитации, концентрации тех или иных волевых импульсов научиться обуздывать себя. И здесь важны именно наши усилия. Йога нисходящая, она основана на потребности в откровении, вот. Поэтому если мы имеем дело с какой-то реальностью, которой нам нечего предложить, над которой не властна наша сила, то качества для того, чтобы повторять какие-то духовные мантры, это должны быть такие качества, как смирение, как потребность благодати. Если мы говорим о мантрах мистических, то здесь гораздо важнее навык концентрации. И соответствующие учебники, что сначала ты должен смотреть, там, на точку на бумаге, потом на пламя свечи, потом, там, прямо в лицо прожектору и т.д., чтобы концентрация четкой была, вот. И точно также, если мы говорим о наиболее сокровенных мантрах, которые призваны спасти душу из материального мира, из мира рождения и смерти, то ключ к ним - это вообще... вообще не концентрация и даже не количество повторений. Объясняется, что если речь идет о Харе Кришна маха-мантре, которая спасает душу из мира материи, то ключ - это преданность и дух служения. [Санскрит], что для того, чтобы действительно открылась нам духовная мантра, у нас должна пробудиться другая часть нашего «я», не та, которая берет, потребляет, эксплуатирует, а которая склонная отдавать себя.

00:20:03 Поэтому мантра - это часть определённого образа жизни, это часть определённой культуры мышления. Мантра - это лишь один из компонентов духовной практики, а остальные компоненты - духовное общение, правильное умонастроение, определённый образ жизни и т.д. Поэтому также описывается, что некоторые ведические мантры для людей незрелых, они просто могут причинить вред, потому что есть мантры исключительно жреческие или есть мантры, там, исключительно священнические. Поэтому мантру надо видеть, как часть единой системы духовного развития. И к разным мантрам существуют разные ключи. И к мантрам высшего типа, которые призваны направить душу в духовный мир, ключи к святому имени Кришны - это смирение, искренняя жажда и преданность, дух служения.

00:21:06 Поэтому не тон голоса, не концентрация, не какие подобные вещи не раскроют нам мантры высшего порядка. Потому что существует вечная тема о том, как соотносятся йога медиативная, йога-медитация, концентрация и бхакти-йога, то есть йога обретения благодати. И писания объясняют очень просто, что то, что вас держит в этом мире - это ваш эгоизм, жадность, вожделение т.д. И если вы проведете много часов, дней, даже жизней в том, чтобы научиться контролироваться энергетические потоки, в том, чтобы научиться быть более концентрированным, развить мистические силы, то все это будет лишь усиливать ваше самомнение, ваш эгоизм. Ну, то есть вы и до этого чувствовали себя Богом, а так уже укрепитесь в своей вере. Поэтому единственное, что может действительно нас спасти, - это ощущение того, что мы лишь частицы целого, мы - являемся слугами, а не господами, что есть подлинный центр этого мира. И только смирение, преданность и жертвенность, эти ключи могут раскрыть мантры высшего типа для души. Вот так вот, вкратце о мантрах….

00:22:23 [Слушатель] Существует утверждение, что в момент смерти [неразборчиво]…

00:22:26 [Станислав Зюзько] Хорошее начало.

00:22:27 [Слушатель] [Неразборчиво] ту форму рождения оно и приобретает в следующей жизни. Возможно ли сосредоточение на этой мантре посредством предварительных практик или же это не зависит от [неразборчиво]?

00:22:45 [Станислав Зюзько] Ну, все, что мы имеем, оно всегда зависит от нашего прошлого, вот. Просто на Востоке объясняют, что наше прошлое - это не только наша текущая жизнь и детство. Вот, например, в Америке очень модно поведение всех маньяков оправдывать обращением с ними в детстве. Например, отбирали машинки, поэтому он ограбил банк, вот. А веды объясняют прошлое в том смысле, что много жизней душа идет. И та шлока, о которой идет речь, это знаменитое утверждение «Бхагават-Гиты»: [санскрит], что [санскрит], о чем бы не помнил, на чем бы не было сконцентрировано сознание человека в момент смерти, того плана бытия он достигнет. И то слово [санскрит], в той бхаве он будет пребывать. И «бхава», если мы рассмотрим это слово с точки зрения санскритской.... санскритского лексического.... ну, как наука называется? В общем, с точки зрения значения этого слова…

00:24:06 [Слушатель] Этимология.

00:24:07 [Станислав Зюзько] Этимология, договорились, пусть будет этимология, вот. То бхава, она близка к понятию сердце, чувства, вот. Поэтому имеется в виду не только, что будет человек кричать: «Мама, помогите» или «Харе Кришна», например. А имеется в виду, какого состояние его сердца при этом... при этом, вот. Поэтому произнести подлинное Святое Имя, произнести какой-то подлинный духовный звук, а не только оболочку очень сложно, вот. И среди негативных примеров мне в своё время очень запомнился один фильм. Не знаю, как он назывался, но фильм был достаточно жесткий о том, как режиссер, ему нужно было для своего фильма отснять крик жертвы. И в начале, ну, он такой понятно, что он такой перфекционист, и в начале он просто просил статистов, актеров покричать. Но так как он был перфекционист, он с каждым новым дублем чувствовал, что… ну не может вот актер кричать как жертва, вот. Поэтому режиссер пошел по правильному пути, он просто стал маньяком, вот. И где-то к концу фильма он находит тот самый настоящий крик, вот. Поэтому это негативный пример, но в своё время фильм мне запомнился, вот. Ну, он примерно так и назывался – «Настоящий крик», вот. Поэтому это негативный пример, но позитивный пример, который приводил Шридхар Махарадж, он говорил о том, что мать, она всегда почувствует, когда ребёнок плачет капризничая или когда действительно он хочет кушать, или он болеет, вот.

00:25:41 Поэтому прежде всего мы говорим, что если в момент смерти человек хочет повторять какую-то мантру, несомненно, что любое повторение мантры - это благо в момент смерти, вот. Но мы говорим, что также важно какого... какова бхава, то есть «Гита», она как раз говорит не о том, что будет бубнеть человек, там, а о том, какова бхава, каково будет состояние сердца человека. И вот это состояние сердца, оно в действительности никогда не достигается исключительно в момент смерти, потому что мы всегда связаны с тем, что мы делаем в течение жизни, то на чем мы концентрируемся. И когда в течение жизни человек-историк, естественно или он, допустим, поэт. Да, мы знаем, что когда умирал Пушкин раненый, какого было его видение? О том, как они с Жуковским чуть ли не детьми начинают карабкаться по книжным полкам. То есть поэт, он думал в конце жизни о книгах, (да?) и т.д. То есть если человек, он погружен в какую-то сферу, он вероятней всего будет думать о том, о чем он думал в течение жизни. И разные школы, они объясняют, что следующее воплощение, оно зависит не только о том, на чем человек сконцентрирован в момент смерти, но то, на чем он будет сконцентрирован в момент смерти, зависит от того, какой была его жизнь. И поэтому наиболее глубокие школы, они объясняют, что вся предыдущая жизнь, она всегда перевесит последний момент смерти.

00:27:18 Поэтому даже если человек, он прожил жизнь полную святости, служения, но в конце жизни ему не до того, ему плохо, то эта жизнь перевесит. С другой стороны, если человек, он был абсолютным материалистом, эгоистом, и в конце жизни захотел божественной страховки (и здесь не идет речь о том, будет ли это какая-то мантра, или это будет индульгенция из Ватикана, или это будет договоренность с батюшкой, который скажет: «Ты построил храм, сын мой, прощается тебе обокраденные вкладчики», и т.д., не важно, какой метод человек применит), иллюзия, имитация, никогда не даст чего-то подлинного.

00:28:01 Поэтому помимо этой шлоки «Гиты» не менее известна другая молитва царя Кулашекхары, которая также говорит о последнем моменте смерти: Кришна [санскрит]. И здесь Кулашекхара, он говорит: «Честно говоря, Господь, в момент смерти, когда агония будет владеть мной, когда желчь и слизь подступят к горлу, когда я буду охвачен страданием, честно говоря, - говорит Кулашекхара, - вряд ли я смогу помнить о тебе. Но ты помни обо мне».

00:28:47 Поэтому есть и такой подход. И мы видим, что оба эти принципа важны, но наиболее важен принцип: то, что человек делает в течение жизни. Поэтому один из ярких примеров - это история царя Джада Бхараты, который с юности обладает духовным посылом, он оставляет царство, уходит в лес, предается медитации, но в конце жизни, посвятив всю свою жизнь медитации, духовной практике, он привязывается к маленькому олененку. Поэтому, так как умирая, он бредит своим малышом оленем, он рождается в теле оленя. И мы говорим: «Ну вот, пожалуйста, «Бхагават-Гита» права, но где же плоды его трудов?» Однако объясняется, что он был очень продвинутым оленем, который ел только сухую траву, держался в стороне от остальных зверей, помнил своё прошлое воплощение. И уже в следующей жизни он стал великим мудрецом Бхаратой, который помнил свои прошлые жизни и который достиг просветления и освобождения.

00:29:54 Поэтому одной из наиболее оптимистичных книг о духовности является как раз «Бхагават-Гита», из которой и приведена вот эта шлока о состоянии сердца и сознания в момент смерти. И в «Бхагават-Гите» Кришна, он задает вопрос… Арджуна задает вопрос Кришне, он говорит: «Что будет со мной, если я встану на путь йоги, а потом заброшу его, потому что мне это надоест, или я не смогу?» И он говорит: «Не исчезает ли такой человек, подобно разорванному облаку, не обретя прибежища ни в этом мире, ни в Высшем?» То есть здесь не было времени - ничего не строил, а там ничего не получилось. И Кришна отвечает необычайно вдохновенными шлоками, это 6 глава, он говорит: [санскрит], он говорит, что потерпевший неудачу йог ничего не теряет ни в бренном мире, ни в мире вечном. «О Партха, о Арджуна, знай, что того, кто искренен в поисках истины, его никогда не постигнет злой удел». И далее Кришна, он объясняет, что даже если кто-то оставил духовный путь, что значит в том числе, что в конце жизни он думал о чем угодно, кроме духовных истин, он объясняет, что такой человек рождается на планетных системах, которые доступны только для мудрецов, которые совершают благие дела и потом, воплотившись на этой земле, он опять испытывает вкус заниматься йогой. И также Кришна говорит, что «я сохраняю то, что он уже имеет и постепенно наделяю тем, что ему не достает».

00:31:50 Поэтому люди, которые хотят получить какой-то быстрый простой вариант, они откладывают все до момента смерти. То есть эту шлоку нельзя понимать так, что я могу делать в течение жизни все, но очень правильно подумаю как-то о Боге, о вечном, о духовном, буду мантру кричать, вот, в момент смерти. Смысл таков, что одно из оскорблений святого имени Господа заключается в том, чтобы грешить, полагаясь на очищающую силу имени Господа. И существуют две истории, которые показывают то, что не все йогурты одинаково полезны.

00:32:32 Итак, мы рассматриваем идею о том, чтобы повторять Харе Кришна мантру в конце жизни экспериментально. Первый случай - это знаменитый случай с Аджамилом, который был праведным брахманом, но потом он... сказано, что он проходил по лесу, увидел как в кустах пара предавалась плотским утехам, вдохновился, стал разбойником, оставил духовную жизнь. И когда он умирал в окружении своей семьи, многочисленных детей, ведя далеко не безупречный образ жизни, явились ямадуты, стражи Ямараджа. Поэтому объясняется, что Ямарадж - владыка царства смерти, его мир субъективный. Поэтому для грешников ямадуты, посланцы Ямараджа, они являются в таких ужасных образах каких-то чудовищ, монстров, бесов. А для праведников, они является в образе, там, Конфуция, ну, каких-то позитивных ребят, вот. Поэтому смерти боятся прежде всего люди грешные. Праведники, средние, они в общем-то… ну, че бояться, процесс есть процесс, вот. И, ну… хотя кроме святых в высшем смысле в любом случае её бояться все, вот… в той или иной степени. Это мистический таинственный момент нашей жизни, вот.

00:33:52 И когда явились ямадуты, Аджамила от ужаса стал кричать своему сыну: «Нараяна, Нараяна». И интересно, что когда он кричал, он стал беспокоиться не за себя, а за ребенка, типа здесь монстры в комнате, отойди. Но так как имя ребенка совпадало с именем Всевышнего, то явились вишнудуты, посланцы господа Вишну. И они сказали, что в действительности у этого человека какая-то часть его жизни, она была посвящена благим делам, поэтому мы дадим ему другой шанс.

00:34:27 И кто-то может сказать: «О, так я хочу также! Вот, все ж хорошо, все получилось у человека». Но мы видим, что, во-первых, он был искренен в своей практике какую-то часть, как говорит «Бхагават-Гита»: «Он искренне практиковал». Потом... это не так, что он считал, что я - падшая душа, там, слабая личность, поэтому… там, на четверг у меня запланировано падение. Это было искренне и спонтанно, вот. И также мы видим, что он не был эгоистом, он беспокоился за ребенка, а не за себя. Он не говорил: «О, сейчас отгоню монстров какой-нибудь мантрой» и т.д. И в основном именно эту историю, историю об Аджамиле используют люди, которые говорят: «Надо повторять «Харе Кришна», и если ты будешь повторять «Харе Кришна», 100% все будет классно.

00:35:14 Вторая история, классическая, на эту же тему. Это о том, как мусульманин подбитый кабаном, он стал кричать умирая: «Харам», что на арабском языке значит «какая гадость, мерзость», типа [ой....., ай....], ну вот что-то в этом духе. Но на санскрите «Харам» означает «слава Раму», Рам - имя Всевышнего, вот. И этот мусульманин также обрел освобождение.

00:35:44 Поэтому эти два примера (Аджамила, мусульманина), они приводятся для того, чтобы показать, что даже несовершенное, теневое воспевание имени дарует великое благо души.

00:35:55 И поэтому поколение вдохновенных людей, они начинают говорить: «Я могу делать все, что угодно. Главное, что в конце там на меня листик туласи положили, чтоб я «Харе-Кришна» повторял, или вокруг меня всю семью собрать, вот в момент смерти я им отомщу, будут петь мантры «Харе Кришна» или какие-то другие очищающие, благоприятные, вот. Но дело в том, что эти истории, они приводятся в качестве примеров, а не универсального описания пути души, вот.

00:36:27 И существует другой пример, потому что истина, она всегда посередине: тезис - антитезис и синтез. Другой пример, который должен отрезвить тех, кто надеется, так сказать, пройти по льготному удостоверению в духовный мир, вот. Эта история о том, как Бхактивинода Тхакур и Сарасвати Тхакур… Когда Сарасвати Тхакур был еще… в будущем он станет великим учителем, а на тот момент он был маленьким ребенком. И однажды они поздно вечером шли по сельской местности, удалились далеко от дома, возможно путешествовали (иногда Бхактивинода Тхакур изучал, собирал информацию о древних святых местах и брал с собой своего сына). И они зашли в какую-то деревню, поняв, что солнце уже зашло, ночь, темно, возможно разбойники, змеи, скорпионы и т.д. Они увидели полузаброшенный храм (для вайшнава, для святого, переночевать в храме – это, ну, фактически переночевать дома; иногда даже на фестивалях многие говорят: «Я хочу ночевать в алтарной, а не на более комфортном матрасе, в комнате, потому что в алтарной особая атмосфера»). Вот, и они зашли в этот храм. И как только они зашли, в храме стали происходить какие-то странные вещи, там, ну, то, что называется полтергейст, там, прыгать камни, какое-то движение началось, вот. И соответственно Бхактивинода Тхакур, он стал воспевать святые имени Кришны, «Харе Кришна» маха мантру: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». И вскоре все утихло, все успокоилось и они спокойно переночевали.

00:38:21 Утром, когда Бхактивинода Тхакур и Сарасвати Тхакур вышли их этого храма, их встретила делегация местных жителей, которая сказала: «А как вам удалось там переночевать?» Они сказали: «Ну да, были, по-моему, какие-то привидения». «Но вот мой отец, - сказал Сарасвати Тхакур, - Бхактивинода Тхакур, он стал повторять «Харе Кришна» мантру и все беспокойства улеглись». И тогда все сказали: «О, как возвышен этот человек, какого качество его воспевания «Харе Кришна» мантры, что этот призрак исчез!» И тогда Бхактивинода Тхакур, он сказал: «А какова история призрака, какова история этого места»? И жители ответили, что это призрак местного священника. Этот священник, он постоянно ходил с четками, постоянно повторял «Харе Кришна» мантру, жил в храме, поклонялся божествам, но известно, что его отношение к людям оставляло желать лучшего, он был злой, с дурным нравом, оскорбительный, не всегда он соблюдал какие-то принципы духовной жизни. Но, однако, нельзя отрицать, что он постоянно повторял «Харе Кришна» мантру на четках и был занят поклонением божеству. И в принципе умер он именно так. И каков результат того, что он провел жизнь в повторении «Харе Кришна» махамантры, в том числе на смертном одре? Он родился привидением.

00:39:44 Поэтому те эпизоды, которые были процитированы, они призваны к тому, чтобы рассказать нам о славе Святого Имени, вдохновить нас на повторение Святого Имени, но они не являются индульгенцией или гарантией того, что каждый, кто случайно повторяет имя, получит результат, подобный результату Аджамилы, или результат подобный достижениям мусульманина. Скорей у нас есть шанс повторить судьбу священника.

00:40:17 Поэтому все эти разнообразные соображения, они приводят нас к тому, что безусловно смерть - это важный момент. И к смерти мы должны быть в какой-то степени постоянно готовы. Мы… лучше встречать её в духовном обществе, в изучении священных писаний и т.д. Но надо понять, что жизнь, она является подготовкой к смерти. Смерть - это последний экзамен в жизни, и чтобы сдать его нужно готовиться в течение жизни, на протяжении жизни. И только правильная глубокая жизнь, она является гарантом истинной глубокой благоприятной, ведущей дальше в более светлые миры и путешествия, смерти.

00:41:09 Поэтому все эти истории, они не должны трактоваться как возможность вести себя как угодно и просто в момент смерти сделать что-то такое, как... В некоторых писаниях сказано, что тот, кто один раз вдохнул благовоний предложенных Вишну, никогда не родится снова. И когда у нас была программа, одна из прихожанок сказала: «О, благовония уже один раз понюхала, больше можно ничего не делать!» Поэтому некоторые утверждения, писания, они подобны рекламе, как детям упаковывают горькое лекарство в сладкую конфету. Но мы должны понять, что тот же Бхактивинода Тхакуро, о котором мы говорили, он сказал, что тот, кто не желает лезть высоко на дерево, должен будет вынужден довольствоваться падалицей. Высший мир не обмануть, только искренность непобедима, только искренность может действительно вести нас к прогрессу.

транскрибирование: Елена Максименко | Донецк | Украина | 27 мая 2015