Виды йоги

Киев - 22 декабря 2012
лекция для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:09:43 | качество: mp3 96kB/s 47 Mb | прослушано: 649 | скачано: 392 | избрано: 17
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Где-то в начале 90-х годов стало появляться много информации о культуре индоевропейцев, о связи ведического мировозрения и культуры словян. Изначально, я заинтересовался ведами большей частью как древней культурой, как прото-цивилизацией, как цивилизацией индо-европейской. Позже, мои знакомые, те кто интересовались они стали расходиться на 2 таких лагеря - это с одной стороны это были люди которых больше интересовала политика, национализм, славяно-арийские веды, с другой стороны, те, кого больше интересовала восточная метафизика, духовность, йога. И наверное на текущий момент, в большей степени, я принадлежу к этому лагерю. Поэтому тот цикл, который я вставил рабочее название это - "Духовный путь священных писаний древней Индии" и он включает, по моей задумке, несколько лекций. Но так как в рекламе было заявлено все обо всем, я наверное не буду читать первую лекцию "Духовный путь", а сразу прочитаю третью - это "Разновидности йоги".

00:01:23 Потому что йога слово популярное, все слышали что она бывает разная. И я думаю, что это будет актуально, потому что эта лекция наиболее информативна. А где-то в среду, в четверг, в студии "Веда-Лайфа" мы может ещё будем проводить лекции и вот там, если кому-то будет интересно, я могу прочитать "Духовный путь священных писаний древней Индии". И ещё мне кажется интересная тема это "Учение о просветлениях и затемнениях на духовном пути". Потому что просветление, это не общая категория, что что-то вспыхнуло, существует множество разных форм просветления, и с другой стороны очень много рекламы, что все будет хорошо, мистично, обалденно, ты только работай дыши или мантры повторяй. Мне кажется, что в современном обществе, его перекормили сладкими шариками и пряниками, и хотелось бы прочитать, поговорить о каких-то проблемах, о том, какие трудности, какие проблемы бывают в процессе практики, не так что мы обсудим и решим, а просто обсудить эту тему, поэтому ещё в планах есть такая лекция о затемнениях и просветлениях.

00:02:36 Сегодня, лекция будет о разновидностях йоги. Слово йога, как и другие ведические термины, понятия - она берет исток в языке санскрите. Слово йога происходит от санскритского корня глагола йудж. Глагол йудж имеет два основных значения - это обуздывать, контролировать себя, а также связывать и соединять.

00:03:03 Мы сейчас получили большую свободу, но обычно люди используют это как свободу для чувств. Например, тот кто участвует в корпоративных вечеринках, он видит что в конце вечера где празднуют праздник какой-то конторы, эта свобода начинает работать против тех, кто её обрел. Поэтому, свобода для языка, свобода для просмотра телевизора, все это делает людей зависимыми от своих чувств. Язык требует новых блюд, глаза новых зрелищ, но на Востоке существует термин свами. Свами означает, это популярный тоже, тот кто интересуется восточной литературой, это популярный термин. Свами означает господин чувств или владыка чувств, тот кто обуздал их. И сказано «Сарвана питхим притхи им сашишья» что тот кто является, обуздал сам себя, победил себя, он может давать наставления всему миру. Очень легко бороться с врагами, очень сложно хоть в незначительной степени изменить себя.

00:04:07 Поэтому один из великих самураев, автор Хагакуре, квинтэссенции Бусидо, Ямамото Сумитомо, он говорит, мне не очень интересно, как побеждать врагов, гораздо интереснее, когда делаешь что ни будь с собою. Поэтому глагол йудж в значении обуздывать он говорит о способности просветленных мастеров, продвинутых мистиков контролировать себя, обуздывать чувства. И на самом деле, это достаточно сложная вещь, поэтому в разной степени степени получается, разными способами. А второе значение --- это связывать, соединять. И если вы будете изучать академические книги, например перевод Де Эрмана Гиты или Упанишад, то там йок или есть такое санскритское слово как юкта - оно переводится как сопряженный, то есть идея, что йога это не какая-то практика, когда ты как то сам себя перебираешь, рассматриваешь, а идея того, что посредством йоги ты обретаешь связь с некими иными измерениями бытия, самого себя с чем-то незримым, то что находится за пределами органов чувств, восприятия обычных людей.

00:05:29 Естественно, что существует различная йоговская литература, но если мы говорим о классике, то своеобразной энциклопедией йоги или такой библией восточной духовности, является Бхагават-Гита. Точно так же, как в Греции известны эпические поэмы Эллиада, Одиссея, точно так же крупнейшая эпическая поэма Индии это "Махабхарата", сказания о подвигах потомков царя Бхараты, об величайшем конфликте в истории ведической цивилизации - битве на Курукшетре. И центральная часть этой самой крупнейшей эпической поэмы на земле "Махабхараты" - это "Бхават-Гита". Бхават-Гита это первое в истории человечества интервью с Богом. Аватар Кришна беседует со своим другом Арджуной и рассказывает ему различные истины о душе, карме, реинкарнации, перевоплощении, устройстве Мироздания, об устройстве человека. И точно также, как для понимания духовности христианской, необходимо знакомство с Библией, точно так же Гита это такая-же квинтэссенция восточного мировоззрения, ведического мировоззрения. Это книга йоги. И это изложение учения по йоге.

00:06:54 Но в Гите, разные системы самоосознания, духовных практик, они описаны обзорно. Нет задачи описывать из в деталях. И так как в современном мире в большей степени интересуются такой системой йоги , как хатха-йога или аштанга-йога, кусочком медитативно-мистичесокой йоги, соответственно существуют различные трактаты дополняющие, раскрывающие общие идеи Гиты – Герандасанхита, Хатха-йога прадипика, Йога-Шастра Патанджали. Точно также, если речь идет например, о бхакти-йоге, о принципах обретения любви к Богу, то точно также существуют такие тексты как Шримад-Бхагаватам, Чайтанья Чаратамрита, которая также раскрывает глубины идеи отношения души и Абсолюта. Поэтому, естественно, что о разновидностях йоги говорить можно обширно, я буду говорить опираясь на Гиту. Наверное проще всего говорить о бхакти-йоге и о аштанга-йоге, мистической йоге, потому что это на виду, это люди знают. И лично у меня возникают определённые проблемы, рассказать хоть как то доступно о понятии карма-йога (йога деятельности) и гьяна-йога.

00:08:26 Поэтому, начнем с более сложного, а потом то, что уже где-то все слышали в той или иной степени. Итак, первая разновидность йоги - это Карма-йога. Слово карма все слышали, в своем значении деятельности и её последствий. Но в строгом грамматическом значение слово карма означает просто деятельность, деятельность и её последствия. И для того, чтобы понимать учение о карме, о деятельности, человек личности в мироздании, оно связано с идеей дхармы. Дхарма - это тоже слово, которое слышали все кто интересуется Востоком. Это означает долг.

00:09:09 Манасанхитана говорит "Дармену хину паше пхиксаману", что способность к дхарме, то есть к исполнению долга, а не только к инстинктивной жизни, которая сводится к обороне, размножению, а способность исполнять какой-то долг, посвящать себя чему-либо кроме инстинктов, следовать каким-то идеалам - это то, что отличает человека от животного. " Дармену хину паше пхиксаману ". И в Гите, и в другой восточной литературе, речь идет о двух видах дхармы. Само слово дхарма с точки зрения санскрита означает неотъемлемое свойство предмета или что-то присущее предмету. Простейшее… Если есть возможность, мобильный можно на вибро-режим. Будут приходить сообщения, но не будет отрывать.

00:10:04 Понятие дхармы это неотъемлемое свойство предмета. Например, дхарма огня – это жечь, дхарма воды - это течь. Поэтому, первая идея дхармы - это та деятельность, к которой человек склонен. В древней ведической цивилизации существовали сословия, которые в последствии, переродились в такое явление как индийские касты. Это священники, воины и правители, торговцы, рабочие. В действительности, то что мы знаем, как кастовая система, то есть передача полномочий по наследству, это скорее индуистский пост-ведический период. Потому что ещё в Бхавад-Гите сказано «Чата варна маестриштам гуна карма вихадаша» , что различные сословия, общества разделено по 2 принципам - по качествам людей и их деятельности. Поэтому, в древней ведической цивилизации то чем занимался человек, оно не передавалось по наследству, оно исходило из его качеств. Это актуально до сих пор, поэтому идея свадхармы это следование своему призванию, или следование тем качествам, которыми обладает человек. Кто-то склонен быть музыкантом, у кого-то математические способности, кто-то гуманитарий. Но в древние ведические цивилизации это было более упорядочено. Сейчас все это перемешано, но общая идея свадхармы - это идея следования тому к чему ты склонен.

00:11:35 И дальше, в ведические мудрецы начинают анализировать человека и говорят, что ты умеешь что-то делать, но как это использовать. И они акцентируют внимание на том, что в каждом из нас есть две потенции - брать и отдавать. Для того, чтобы выживать в этом мире, мы в основном эксплуатируем, мы боремся за существование, мы живем по закону Дарвина. Этот принцип также был известен в Ведах, например существует шлока, которая описывает материальный мир - "Аха стани сахастана апа дани чапатушпадам алдина панахатам джива джива се дживанам" те у кого много ног едят того у кого поменьше ног, те кто покрупнее едят тех кто послабее, так существует материальный мир. Но этот принцип, хотя в Ведах он описан задолго до Дарвина - выживание сильнейшего, тем не менее он не описывается как высший.

00:12:27 А более высокая начало в нас, оно все таки склонно отдавать, поэтому как только нам начинает что-то нравиться, или как только мы начинаем что-то любить, мы начинаем отдавать. Поклонники группы создают фан-клубы, сайты, хотя группы им за это не платят денег. Молодой человек может подарить цветы женщине, мать воспитывает ребенка. Поэтому, не смотря на то, что мы должны обороняться, мы живем инстинктами, более глубокая часть нас она должна отдавать.

00:12:59 И поэтому, отношение к исполнению деятельности, даже к которой ты склонен, оно может быть очень различным. Например, один подход это - я так просто зарабатываю деньги. Но даже если мы говорим не о духовной, а об обычной светской культуре, то наиболее тонкие люди они чувствовали, что допустим, актеры старой школы они никогда не скажут "Я работаю в театре", они скажут "Я служу театру". Пастернак писал – «Когда строку диктует чувство оно на сцену шлет раба». Точно также скажем, специалисты в области высоких технологий будь то Стив Джобс или Билл Гейтс, они когда разрабатывали компьютеры, они делали революцию – они не говорили что мы сделаем роботов и срубим денег и станем богатыми людьми. Они говорили - мы хотим изменить мир, мы хотим чтобы наша деятельность, хотя возможно мы получаем деньги за это, но прежде всего мы хотим принести какой-то посыл, который изменит мир к лучшему.

00:14:00 И это можно видеть во всех сферах. Например, братья Вачовски, которые теперь уже правда брат и сестра, они сняли фильм Матрица, и после этого они могут печатать таких блокбастеров много. Но они говорят - мы чувствуем, что Голливуд своими рамками ограничивает свободу художника, свободу выражения. Вы знаете, что когда они принесли сценарий "Облачного атласа", то голивудские продюссеры сказали - он не форматный, мы вам денег на него не дадим. Вот вы сделайте боевик, где Шварцнегер побеждает роботов, можете в стиле "Матрицы", и мы вам дадим денег, это окупится. Они сказали нет. Цензура же есть не только идеологическая, коммерческая цензура это такая же мощная вещь. Но они сказали, нет, мы не зарабатываем деньги на кинематографе. Наше отношение к кинематографу что своими действиями, своими поступками мы приносим в мир, какое то более глубокое понимание, какую-то гармонию. Мы служим людям мира. И они нашли независимые источники финансирования, скинулись пользователи, скинулись богатеи, но это была какая-то попытка независимого кинематографа.

00:15:06 Точно так же например, человек может работать дворником, просто больше некуда было пойти. Но допустим я сам из Смоленска, я знаю джентльмена, который является администратором театра, но он просто выходит и работает параллельно дворником, не беря за это денег. Просто он говорит - "Это театр, я облагораживаюсь здесь". В культуре дзеновской, самурайской объяснялось, что любая деятельность, к ней можно относиться как к трудовой повинности - "Ну придётся работать, ну придётся чего-то делать, а то денег не дадут", а можно относиться к ней как то что ты вносишь определённый вклад в этот мир, ты изменяешь мир к лучшему. И поэтому, во многом в этом и отличается ментальность и внешний вид европейских, японских улиц и наших. Потому что там даже если человек моет туалет, он моет его во славу людей, он чувствует, что это важно. У нас, поэтому, смысл таков, что идея карма-йоги - простая, она заключается в том, что человек своей деятельностью, даже если он получает деньги, он прежде всего следует своему призванию и делает это в качестве исполнения своего долга, служения миру, а не просто для того, чтобы выжить. Его цель служение каким-то высоким идеалам, а не просто механическая деятельность, только было бы ему покушать. И глубина любого процесса, будь-то, ну и японцы говорят , что дзеновский мастер по другому ест, по другому смотрит, по-другому ходит, он все делает на другом уровне, поэтому важна не только та деятельность, которую мы совершаем, а взгляд на мир, состояние сознания.

00:16:54 Поэтому, первое положение карма-йоги в отношении свадхармы следование своему призванию - это действовать ради некоторой высшей цели, не просто ради добывания средств. И второе фундаментальное положение, которое очень обычно удивляет людей неподготовленных, оно звучит так - не привязываться к результату труда. Обычно, тот кто читает Гиту, там любят Гиту так переводить - не привязываться к результатам труда. Это всех приводит в шок, хотя-бы потому что, если вы внимательно слушаете, это противоречит моему предыдущему тезису. То есть сначала ты стремишься делать все как лучше, мы же понимаем не привязываться к результатам труда очень просто – пофигизм. Говори, говори, ты мне не мешаешь. То что имеется в виду, в этом мы попробуем разобраться. Чтобы когда вы будете читать Гиту или какие-либо йоговские трактаты вы понимали что имеется в виду.

00:17:50 Имеется в виду, что не мы являемся центром мира. На самом деле, этот мир не настолько зациклен на нас, как нам кажется. В действительности в этом мире мы странненькие и мы пользователи. Потому что, не мы создавали эту планету, мы не подводили воду, мы не проектировали человеческое тело. То есть, помимо сознания в этом мире есть Сверхсознание. Именно Сверхсознание, сознание Творца, Источника оно является опеределяющим этой реальности. И также существует очень модное слово майя. Обычно под словом майя понимается иллюзия, ничего нет. Если к вам приходит человек и говорит - "Все майя, ничего нет, тебя нет, меня нет". Берете и начинаете наступать ему на ногу. Не сильно нажимаете, но уверенно и планомерно. Через некоторое время человеку становится сложнее проповедовать то, что все иллюзия, тебя нет, меня нет. Подобное про-буддистское понимание майи не оно не является ведическим. Веды говорят, что этот мир реальный. Просто этот мир не является миром высшего порядка. Просто этот мир является отражением или тенью Высшей Реальности. Ну например, то о чем учил Платон. Бхавад-Гита сравнивает этот мир с перевернутым древом. Но этот мир реален. Тогда, что же такое майя, тогда в чем иллюзия. Это очень важно, это различие в мировоззрении разных школ.

00:19:13 Иллюзия в том, что центром этой реальности мы считаем себя, и более того Веды говорят, что в этот мир люди приходят, чтобы закручивать этот мир вокруг себя. Поэтому, может мы не являемся голыми эгоистами, но мы действуем в интересах своей семьи, отнюдь не семьи соседа. В интересах своей страны, но есть враждебная нам страна. Поэтому весь этот мир разделен на зоны расширенного эгоизма, которые постоянно борются друг с другом. И майя - попытка ставить в центр свой интерес, свой эгоизм, либо расширенный эгоизм это является иллюзией. Потому что в Упанишадах говорит - "Иша вани нидам сарвам" (Существует Сверхсознание, более высокий источник чем мы). И Ригведа сравнивает Абсолют с солнцем, а душу с его лучом. "Он там Вишну парамам падамсутьям паданти сурея". Хотя мы подобно лучу скользим по земле, наша родина - это Вишну, солнце сознания, более высокое измерение бытия. В известной степени мы инопланетяне. Но приход души в материальный мир - это отдельная тема для беседы.

00:20:21 Поэтому мы говорим о разновидностях йоги и осознавать непривязанность к результатам, это осознавать то, что результат зависит не только от наших усилий. Поэтому Гита говорит - "Карма ина ва те карасти матха леши кадачана ма парна кала мхетун пун мате санкарнани ". Знание о том, что возможно твои усилия не увенчаются успехом, тем не менее не должно смущать тебя. Ты должен стремиться достигать результата как можно более лучшего. Но осозновать при этом, что не ты являешься центром реальности.

00:20:56 И существует много определений йоги, и одно из определений самого процесса йоги или состояния йога, которое так же приводится в Бхавад-Гите это состояние уравновешенности. И объясняется, что он не слишком скорбит, когда что-то не получается, когда происходит что-то нежелательное. Но и не начинает ликовать, когда происходит что-то хорошее, когда что-то удается. А на основании чего он мыслит, это уже чуть-чуть по позже. Потому что йог понимает, что весь этот мир подобен сну. И снится ли тебе хороший сон или плохой сон - это две грани иллюзии. И подлинных йогов всегда интересует реальность, не достижения в Матрице, а выход из Матрицы в принципе. Поэтому, то что мы можем сказать под непривязанностью к результатам труда, скорее это можно сказать так, что осознание того, что конечной точкой является воля Всевышнего, но для тех кто не верит во Всевышнего, то воля Провидения.

00:21:59 И возможно это перегрузит лекцию, но я не могу все-таки не рассказать о Кутузове. Казалось, при чем здесь Кутузов ?Что выпил автор перед лекцией. Но бывают случаи, когда Матрица намекает на собственное существование. И биография великого полководца как-раз один из ярчайших примеров в истории СНГ или по крайней мере России, когда Матрица немного намекнула. Дело в том, что у него был талант, он был боевым полководцем, всегда бежал в бой. И у него был план травмироваться. Поэтому в пик военной карьеры Кутузова приходился на несколько русско-турецких войн. И вот, в пик первой русско-турецкой войны в 1874 году, Кутузов хватает боевое знамя, начинает бежать на баррикады, ему простреливают голову. Пуля входит у левого виска, проходит голову насквозь, и выходит через правый глаз. Каждый помнит как Кутузов, помните в "Войне и мире" был. Уже после с одним глазом, второй хитро завязанный. Но вы думаете, это была единственная ситуация?

00:23:14 Проходит 14 лет, наступает 1888 год, следующий виток русско-турецких войн, Кутузов опять бежит на баррикаду, в него опять выстреливают, пуля опять попадает в голову. Проходит по другой траектории. Входит в районе затылка, выходит в районе щеки, то есть его голову, в которой кстати мост внутри, проходит насквозь ещё раз. Уже крест-накрест. Все через тот же мост. И Кутузов, каждый раз, врач его укрывает, дает ему свечку, тапочки и ждет. И опять тот же врач смотрит, что великий полководец не умирает, начинает заживать. И вот здесь-то у врача случается инсайт, модная изотерическая проза и он записывает в дневнике – “Я вижу, что какая-то Высшая Сила, Воля Провидения приберегает этого человека для какого-то особого плана”. И мы знаем, что в 1812 году, с Александром и до этого с Павлом, с Екатериной Кутузов ладил, то с Александром он не в ладах. Его отстраняют от всех военной компании, и только когда Наполеон начинает почти захватывать Россию, вызывают Кутузова и он спасает Россию, своим хитрым маневром в 1812 году. И после этого спокойно умирает в одном из польских походов.

00:24:54 О чем я рассказываю, с точки зрения знаменитых дисциплин, таких как статистика, математическая теория вероятностей и все прочее на основе чего формируют общественное время, практически вероятность равна нулю, что человек может выжить после двух таких ранений. При чем, это были пистолеты не такие, как сейчас, там мушкет, вот такая вот штука и она сквозь голову. Это был яркий пример когда на когда на кого-то у Господа есть особый план. И вот здесь, можете посмотреть любую биографию, поэтому Бхавад-Гита говорит, что поверхностные люди считают что только они являются центром мира и источником всей деятельности. Но более глубокие люди понимают, что есть множество других факторов, которые также влияют на нас, высшим из которых является Воля Всевышнего.

00:25:27 Но а так же естественно является карма самого человека, потому что Веды говорят, что каждую секунду происходят 2 поступка - человек с одной стороны он отрабатывает карму - последствия своих предыдущих поступков, вы знате что на Востоке есть учение о реинкарнации, что душа живет множество жизней и в ту же секунду створяет дальнейшую судьбу. Поэтому, в христианстве нет учения о карме, но есть учение о кресте. Как иногда жена мужу говорит, я в твоем лице несу свой крест. Учение о том, что может быть врожденная проблема со здоровьем, кто-то может родиться в бедной семье, у кого-то могут быть родители алкоголики. И с этим реально ничего не сделать. Но, то что в христианстве называется идея о кресте, должен нести свой крест, определённые вещи просто должен терпеть, пытаясь снять их в меру сил, то это же на Востоке называется кармой. Учение о карме это другая большая песня.

00:26:49 Поэтому второй большой постулат карма-йоги – его можно переформулировать так - более глубоким выражением идеи о том, что непривязываться к результату своих поступков может быть такой перефраз - осознавать, что на все существует Воля Всевышнего, Воля Провидения. И о том, что мы говорили сейчас, это относиться лишь к свадхарме, то есть деятельности человека в этом мире, когда благодаря своим способностям, уму , физической силе, ловкости рук или красивой акробатической сноровке он решает свои проблемы. Он радует начальника и заодно спасает человечество и так далее. Но это свадхарма - это деятельность исходящая из природы человека в этом мире.

00:27:33 Но вторая и более главная предмет ведических текстов - это так называемая санатана-карма или джаява-дхарма. Санатана означает вечный,а джайва – вытекающий из самой природы души. Здесь прогресс развития живого существа он связан уже именно с духовной практикой, с тем чтобы прекратить перевоплощаться. То есть есть много книг, скажем «Законы реинкарнации», «Как улучшить карму», «Как избежать плохой кармы». А Веды говорят, зачем вообще реинкарнация? То есть когда ставится вопрос - зачем вообще реинкарнация, то есть йога практика как почиститься от судхармы. А Веды говорят, что надо вообще уйти из мира рождения и смертей. Перерождения, реинкарнация это неинтересно, неестественно. И само это тело оно описывается как смирительная рубашка, для души, которая серьезно больна эгоизмом или расширенным эгоизмом. Моя семья, моя страна, моя планета, мой вид. Но то, что благо для мышей, то вред для котов и наоборот. Только Абсолют известен как эдвайя-гьян, тот в ком примиряются все противоречия. И соответственно если идея материального прогресса это больше техника, больше возможность порадовать себя начиная от шоколадки, заканчивая кабельным телевиденьем, то идея прогресса в категории санатана-дхарна или развития души, собственно духовного пути это знаменитая мантра Брехотарньяки Упанишады. Такая мантра выхода из Матрицы. Кстати в 3 Матрице она и звучит - "Аса тома асатмоя тама аджотир иргамая амритагмая". Она обращена к Духовному Учителю. Уведи меня из иллюзии в реальность, от тьмы к свету, от смерти к бессмертию. Эта шлока Упанишад выражает идею духовного прогресса в ведической культуре.

00:29:29 Поэтому если мы говорим о карма-йоге, поэтому все требования кармической конституции, что мне сделать так, чтобы в следующей жизни нога не болела. Но в действительности, наиболее известные духовные тексты не содержат в себе кармической конституции. Покорми овечку и в следующей жизни, ты родишься в семье с теплым климатом, то есть там такого нет. Почему? Потому что карма она подобна лабиринту, она очень сложна. Бхавад-Гита говорит - "Ким карми ким акарми тика ве вохитат" (что такое действие, что такое бездействие, каковы последствия поступков, в этом не могут разобраться даже мудрецы). Поэтому Веды просто набрасывают лишь общий план, и то что мы понимаем как хорошие и плохие поступки они называют это карма и викарма.То есть деятельность, которая приносит благоприятные последствия, например, благотворительность, помощь бескорыстная, все что мы относим в категории добрых дел. И также викарма - все что мы относим к категории плохих дел. Одолжил у соседа денег и забыл, был в плохом настроении, накричал на кого-то и так далее.

00:30:48 Но оказывается, что духовная деятельность она не относится к категории кармы, добрых дел. Она относится к категории третьей, которая называется акарма. То есть деятельность, которая вообще не создает кармы, а приводит душу к освобождению из власти материального мира. Единственным принципом заключается в посвящении дел и связи души со Всевышним. Какими практиками, как это происходит это отдельная песня, но общая идея карма-йоги применительно к санатана-карме, духовной концепции живого существа - она звучит достаточно жестко. Любой труд, не совершаемый в мире материи как жертвоприношении Господу является причиной плена в мире рождения и смертей. Это не значит, что Вы будете сидеть в тюрьме в самом низу, может быть комфортная тюрьма, мягкая, с цветочками, но если вы не свяжете себя с вечным измерениям бытия, не выстроите отношения не только по горизонтали - бренное с бренным, смертное с смертным, не обретете связь с Вишну, с источником, то все остальные усилия просто будут поддерживать на плаву. Вы не будете скатываться в животные тела, но освобождение достигается только когда человек начинает учитывать незримые измерения бытия. Поэтому такая жесткая формулировка - любой труд не посвященный Вишну является причиной рабства живого существа в мире материи. Естественно что все эту формулировку смягчают, но какой смысл, иногда можно и пожестче сказать.

00:32:26 И что ещё интересно, что хорошие поступки и духовные – это 2 разных категории поступков. Потому что, знаете есть какой мем, называется "Петербургская духовность". В Петербурге понимают - ты ходишь в театр - это духовность, ты кормишь животных - это духовность. Ты решил спасти дельфинов - ты духовный человек. Необычайно широкое понятие надо сузить. Помните как, Митя Карамазов - "Широка русская душа, надо сузить". Надо сузить духовность, она все таки имеет своим предметом изменение бытия, недоступное органам чувств, направленное на обретение связи со Всевышним, осознания себя как душой, своей бессмертной природы. То есть цель осознания души или Сверхдуши и само слово Истина, если мы говорим как истина звучит на санскрите, она звучит как садх. У слова садх есть 3 значения - первое это вечность, второе - это сущее, то что есть и третье это истина. То есть считается, что если что-то не относиться к категории вечности, то этого считай что нет. То есть истина за пределами мира материи. Поэтому, таковы идеи карма-йоги и на уровне материальном, человек просто должен сознавая что на все воля Провидения, стараться вносить какой-то вклад в этот мир, а на уровне более сокровенной идеи, карма-йоги, йоги деятельности, он должен связать свою деятельность с осознанием себя как души, осознания связи с Всевышним. Можно параллельно грузить шлоками из Гиты, все кому это будет очень интересно, сядем, посмотрим Гиту, просто сейчас будет много санскрита, и так тяжело воспринимать. Это карма-йога, йога деятельности. Вкратце, какой-то образ должен был возникнуть.

00:34:20 Дальше ещё интересно, что с точки зрения Гиты хороший человек и духовный не всегда совпадают. Иногда человек может стал на духовный путь, но у него например может быть скверный характер. И наоборот, человек может быть оптимистичным, добрым материалистом, но Веды говорят - он утрачивает связь с источником всей добродетели, поэтому даже если человек обладает дурными качествами, но он становится на духовный путь, постепенно он обретет качества святого - садху. С другой стороны, правильный, позитивный, добрый материалист, так как он не интересуется источником всего, в том числе источником всей добродетели, рано или поздно за одну или несколько жизней утрачивает связь с источником, он утратит и добродетель. Поэтому, культура идеалов ведическая культура, это культура идеалов. Человек велик настолько, насколько велик его идеал. И идеалами подобны магнитам, которые притягивают души, ведут его в прямом направлении даже пусть незначительно. Это то, что касается карма-йоги.

00:35:25 Теперь гьяна-йога. Гьяна на санскрите дословно означает знание, так как санскрит язык индоевропейский, на русском тоже знать, знано и гьяно на самом деле родственные слова, так что не думайте, что мы так далеко ушли от санскрита, но гьяна-йога это йога знания. Но дело в том, что понимание гьяна-йоги, которое есть в Бхавад-Гите, понимание гьяна-йоги, которое есть у современных йоговских школ и понимание гьяна-йоги, которое было во времена средневековой Индии в школах, в монашеских орденах это три разные песни. Поэтому, очень кратко, гораздо проще чем в разделе про карма-йогу я сейчас это объясню. Гьяна-йога в понимании Бхавад-Гиты, там есть такая глава - это йога обретения духовного знания. Сначала там рассказывается о том как духовные знания передаются из века в век, а самая главная шлока она говорит, о необходимости принятия духовного учителя, наставника, духовного руководства. "Тхак векхи пранипанима пари прашни вашни упадакшанги так деньям вадаршана" что ты можешь теоретически интересоваться разными системами познания, но точно также в карате, без брата Брюса Ли ты ничего не сделаешь, точно также в духовных практиках ты должен, только тот обладает каким-то подлинным духовным опытом, только тот сможет научить тебя этому. Книжная духовность не котируются в широком смысле. Вот эта идея гьяна-йоги в Бхавад-Гите. Обрети связь с тем, кто является мистиком, кто обладает духовным опытом, он передаст это тебе.

00:37:05 То что на сайтах вы прочтете и в йоговских школах , это тоже достаточно простая идея, это то, что в Гите называется на самом деле будхи-йога или йога просветленного разума. Идея того, что есть 2 пищи, одна - пища для теля, вторая - пища для духа. Точно также мы регулярно себя кормим, идея гьяна-йоги в том, что мы регулярно должны изучать духовные тексты, слушать лекции учителей, как индейцы говорят, что в нас живят 2 собаки - белая и черная, и побеждает та, которую кормишь. Кормить нашу белую духовную собаку. То есть идея пищи для тела и пищи для духа, что должна быть регулярно духовная пища. А как раз классическая идея гьяны, которая была в средневековых монашеских орденах, она относиться к санкхья-йоге, к философскому анализу мира различных элементов, и понимание того, что душа отлична от материи. Поэтому в классической гьяна-йоге, это в основном были последователи Шанкары, они изучали Веданта-Сутру, которая как раз говорит об отличии души от различных материальных элементов и они принимали отречение от мира, они принимали обет безмолвия, они старались вообще не общаться с людьми, в особенности с материалистами и их идея того, что весь этот мир он весь оскверняет, поэтому надо иметь с миром как можно меньше контактов. И в таком контексте, гьяна-йога означает йога отречения от мира.

00:38:37 В современным школах это не модно. Но представляете, вот мы допустим отреклись от электричества, газ, свет. Потом отреклись от отопления. Стало холодно и так далее. Поэтому, мы не склонны отрекаться от мира, но в средневековье, когда были гораздо более упертые люди, серьезные монахи, многие они изучали Веданта-Сутру, жили в пещерах, принимали... Это другая культура, но вот там гьяна-йога это йога отречения. Для нас гьяна-йога это йога духовного знания.

00:39:12 Вот это две йоги, которые менее известны, а дальше идет знаменитая аштанга-йога или мистическая йога. Все мужчины в лотосах, которые летают, все позы, когда ногу надо заложить за ухо, то что у 70% населения ассоциируется с понятием йоги это и есть как раз аштанга-йога. Аштанга-Йога означает восьмиступенчатая мистическая йога. Само слово восьмиступенчатая уже должно навести нас на подозрение о том, что что-то мы забыли, раз мы только ногу за ухо закладываем. И классический текст источник описания ЙогаСутра Патанджали. В Бхават_Гите 6 глава так называется гьяна-йога, медитативная йога, в которой рассказывается йог должен в уединенном месте, он должен положить шкуру тигра, почему шкуру тигра, потому что у змей очень нежное брюшко, соответственно они царапаются о шкуру тигра. Чтобы они пока йог переживает глубокий духовный опыт, просыпается и чувствует, что у тебя скоро ещё более глубокий духовный опыт будет. Чтобы избежать этой ситуации кладется шкура тигра и в целом, классические йоги они жили почти как католические монахи, они принимали обет безбрачия, в Гите не написано - жили в пещере вместе с женой и ходил в магазин, то есть классическая йога она тоже была для очень упертых серьезных ребят. И идея такая, что Гита говорит как черепаха втягивает конечности в панцирь, так же йог он сначала уводит чувства от внешнего мира, затем сознает свои более тонкие тела, затем осознает себя как душу, а потом осознает присутствие Свердуши, присутствие Абсолюта мироздания. То есть практика была такая.

00:41:07 А в современном мире, естественно, эта йога интересует только некоторые компоненты, в основном это аспект каких-то поз, которые позволяют осанку укрепить, кого-то мистицизм интересует. Классическая цель йоги - осознать душу и присутствие Сверхдуши, но она в меньшей степени известна. И это на самом деле хорошо, потому что эта йога она требует, она в нашу эпоху далеко не каждому посильна, во вторых, делается только незначительные части ее. Классическая схема она такая, что проведя какие-то годы или месяцы в медитации, йог начинает пробуждать кундалини, мистическую силу, которая спит у основания копчика. Обычно прана –воздух, он идет по пингаланади - лунном и солнечному каналу, а тут каналы перекрываются, очищается сушумна - позвоночный канал и кундалини начинает повышаться, и когда она повышается йог начинает переживать опыт различных иных миров, когда кундалини доходит до иных чакр. И существа, которые он встречает, они общаются с ним по принципу оставайся мальчик с нами, будешь нашим королем. То есть каждый говорит, что ты такой светоносный, такой духовный, что ты давай там умирай, давай жить в нашем мире. Это говорю не я, это говорит Шивананда Свами, один из авторитетных йогинов, почитайте например Шивананда "Концентрация и медитация". И соответственно, если он преодолевает те соблазны, потом он встречается лично с майей, с материальной энергией. Если он настолько не привязан к этому миру, что он и майю может проигнорировать, чтобы занять положение Шивы, владыки майи, он и освобождается. Легко сказать, сложно сделать.

00:42:57 Проблема в том, что в звездных войнах есть понятие о темной и светлой стороне силы. Подобным же образом, йоги они говорят, что если практикуя эту практику человек не достаточно очистил сердце от похоти и вожделения, то не он будет повелевать кундалини, кундалини будет повелевать им. Как у группы "Король и шут" есть такая песня "Кукла колдуна". Поэтому, на самом деле, чтобы делать эти все вещи реально, надо быть особо выдающимся человеком. Веды говорят, что далеко не все в эту эпоху могут реально этим заниматься. Это долго, сложно , мистично, очень легко психику перенапрячь и так далее. Поэтому выбирают наиболее безопасные компоненты аштанга-йони, а чтобы вот это все делать надо быть очень отреченным.

00:43:47 Поэтому есть такая замечательная йоговская история – к выдающемуся мистическому йогу пришли два ученика. И они говорят – «я слышал, что Вы летающий йог, у Вас кундалини к разным чакрам ходит. Мы тоже хотим быть такими же мистическими йогами». «Ну да, у меня чего-то получилось, давайте». «Ну, а как нам летать, что нам делать?» «У нас проблема с картошкой - очень серьезная. Надо накопать грядок, начать садить картошку». «Они говорят, как, а вот кундалини», он говрит «Картошку». Ну естественно через 3 месяца наиболее нервный ученик сбегает в гневе, а второй сажает картошку 7 лет. И объясняется, что далеко не всегда в поле мастера ты меняешься. Если вы знаете историю основания монастыря Шаолинь, то Бодхидхарма пришел и просто несколько лет сидел и смотрел, медитировал на стену. Но в какой-то момент, подвижники, которые там читали сутры, медитировали, не почувствовали, что вот этот мужик, который сидит и молчит явно чего-то больше знает чем мы со всеми нашими экспериментами. И просто находясь в поле Мастера, честно сажая картошку, этот человек настолько очистился от вожделения, от похоти, что он был готов к тому, чтобы действительно выжить, не залипнуть на какой-то мистический опыт и своей милостью Гуру поднял кундалини к его высшей чакре, он сразу обрел глубокую йоговскую реализацию. Поэтому, оказывается, что классическая медитативная йога начинается не с асаны и пранаямы, то есть дыхания и поз, которые обычно изучаются в кружках по йоге, а с так называемой ямы-ниямы, то есть соблюдения строгих нравственных принципов. Одно из них например это ишвара-пранитхана, посвящение всех действий Господу.

00:45:34 И мне интересно ещё больше в контексте чего у нас есть в Москве йога-центр, и там йоги говорят – «Вот вы знаете нам нравиться йога, но мы не любим религию. А у вас что-то много религии. Мы же йоги». «Погодите, погодите. Вы вообще в Индии были»? «Ну да, мы там дышать учились». «А вы знаете, что любой нормальный йог в Индии он покланяется Шиве». «Ну что, то такое слышали». «А вы знаете, что в класической йога-сутре Патанджали есть пункт иштвара-пранитхана, что вы свою практику дыхательную и прочую посвящаете Господу». «Ну да, но всё равно это религия, ну понимаете..э.ээ», поэтому надо очень отличать современных светил от классических йогов древности. И никогда на Востоке идея духовности и идея йоги, как какой-то гимнастики, да грубо идея посвящения деяния Всевышнему не противопоставлялись. Это сугубо феномен постсоветского, дикого СНГ.

00:46:38 И так там же есть яма-нияма, париграфа. Допустим, нестяжательство. Нормальный йог он не должен много имущества не иметь, он не должен воровать, он должен быть правдивым. Вот это первые две агни аштанга-йоги. Поэтому если вы хотите более глубоко изучать, вы должны что весь комплекс это то, что я описал, а не укрепим позвоночник и разовьем легкие. Более того, кундалини это достаточно опасная штука, поэтому обычно то что на курсах показывают, это просто поднятие энергии по восходящему каналу. Но оно и к лучшему, потому что представляете если бы это было кундалини поднялось. На самом деле, не совсем кундалини, но конечно если очень хочется, то можно. Это восьмиступенчатая, мистическая йога, какой-то образ тоже думаю возник.

00:47:33 Наконец бхакти-йога. Йога обретения отношений с Абсолютом. Обретение любви к Богу. Для нас это слово, очень сложная эта бхакти-йога, но на самом деле, именно к категории бхакти-йоги относится мировые религии - ислам, христианство. То есть мы думаем, что христианство это не йога. Ничего подобного - это бхакти-йога. В широком смысле. И точно также как допустим в аштанге-йоге, в медитативной йоге методами является яма-нияма, асана, пранаяма, дхарана, то есть концентрация, медитация, дыхания в позах. Точно также, например в Бхагаватам-Пуране перечислены методы или практики бхакти-йоги –«Шаванан кирхины вишну арчана бангана» - Слушать об Абсолюте, рассказывать о нем, посвещать себя ему, поклоняться ему, принимать пищу, предложенную ему. И так далее, то что вы найдете в мировых религиях. И основная практика - осознания Всевышнего в разные эпохи была разной. Допустим даже в Бхавад-Гите вы найдете синтез йоговских практик, медитативных и бхакти-йоги, допустим говориться, что сердце ты должен вручить Господу, но прану собрать в голове. То есть, синтез. Когда то если Вы будете изучать Ветхий Завет или Веды, «Рид яджер сама дхару»,когда-то в ведические времена, лошадь могли, коня белого приносить во славу Господа. Или в Ветхом Завете баранчиков закалывали.

00:49:12 Но в нашу эпоху, основой практики является культивирование духовного звука - мантр. Слово мантра означает 2 слова – «мана страете» освобождение ума от материальной скверны. И соответственно в христианстве 19 века крупнейшее движение это было имяславцы «Отче да святится имя твое». Если мы говорим о идеях бхакти-йоги в ведической традиции это Шри Чайтанья, который приносит практику воспевания Харе-Кришна Мантры. В аврамических религиях в исламе, в христианстве - Бог это только мужское начало. Возникает вопрос - если мы по образу и подобию Божьему, то откуда девушки. Поэтому, всюду в Индии идея, идея не только не только Абсолюта, его энергии. Лакшми, Нараяна, Сита Рама, Радха Кришна и Харе Кришна Мантра Кришна указывает на Абсолют, который является Всепривлекающим. Харе - его енергия любви, преданности, самопосвящения. Это практика так же наблюдается на улицах городов и так далее, Одна из Пуран говорит "Харер нама харер нама харер нама накевелан клон настеве настеве гатеравни тха" только посредством воспевания имен Абсолюта вы сможете постичь его. Культура духовного звука. Но возникает вопрос - Какими качествами должен обладать этот звук ? Разве все так легко, осталось только сделать. И объясняется что важна не звуковая оболочка, которую мы произносим и даже не количество повторений, а "Аташа Кришна намади рахен индри севен нахапеджи свая наме прадмедам бабе гава джавардана". В зависимости от глубины вашего чувства, реальность раскрывается в зависимости от глубины преданности, а не от того на сколько мы вудуисты.

00:50:59 Такова идея, поэтому, ценится все внутреннее. Принимается внутреннее состояние, а не внешнее - ритуалы, атрибуты. Наверное, у нас уже прочти час прошел, завершить я хотел бы ещё одним тонким замечанием, которое мне представляется важным - на тему того, насколько работает те или иные практики, те или иные системы йоги. Допустим в 60-е годы, было модно такая проповедь, что христианство это старое слово, вот я тебе сейчас мантру расскажу, вот если ты мантру будешь повторять за 15 минут любовь к Богу почувствуешь. А если вот христианин - это долго. Это абсолютная попса. В любой традиции есть замечательная шлока, написанная выдающимся индийским святым Бхактивинодом Тхакуром, к сожалению не помню на бенгали. Он говорит, что если вы не хотите лезть высоко на дерево, то вы будете вынуждены довольствоваться падалицей. Что такое падалица - падалица это поверхностный иллюзорный, мистический опыт.

00:52:13 Поэтому, подлинным критерием прогресса является контроль чувств, является обретение некоей внутренней гармонии. Является не привязанность к миру материи, является сила воли и способность глубже двигаться к трансцендентному. А в современных системах это подменяет идеей глюков. Но, понимаете, что если допустим если мы съели ЛСД и к вам пришли Вишну, Шива, Брахма и Исус. То скажете, но это просто таблетка, все понятно. Но если допустим вы пошли в какой-то крутой ретрит и вы дышали, вы медитировали, вы ничего не ели и на пятый день вспышка света и там Вишну, Шива - вы скажете это мой высокий духовный опыт. Но Бхавадт-Гита говорит "Мана сахим шукастри шу и татта сиддха е тат едати каще над мети адханам" Из многих тысяч людей стремящихся к просветлению, едва ли один действительно обрел его. А из многих тысяч обретших просветление, кого уже этот материальный мир не так держит, едва ли один знает меня абсолютно.

00:53:22 Поэтому мастеров мало и происходит очень опасная подмена. Получаетвся то, что берутся какие-то несовершенные ученики и по ним делается заключение о функциональности системы. Соответственно, простейший маркетинговый ход - если вы хотите показать какое неэффективное христианство, берете какого-то христианина который пьет, знаете как ВКонтакте анкета - мировоззрение - православие. Интересы - секс, наркотики, рок-н-ролл. Берете такого православного и плохих кришнаитов, берете любого разочаровавшегося кришнаита - пусть он пишет. Хотите православие - неподлинная религия, все занимаются исключительно часами митрополита и группой Пусси Райот. То есть, вот это один. То есть в любой системе всегда будет большая часть людей у которых что-то не получается, какие-то проблемы и единицы мастера. Но эти мастера достигшие, они являются критерием системы. Поэтому во всех системах йоги авторитетных глобальных, которые уже много веков существуют может всегда будет такая ситуация, что большая часть людей, это люди у которых какие-то проблемы. Но единицы, которые являются олицетворением этой системы, они являются учителями. Мастера тех или иных систем йоги. Именно они являются критерием.

00:54:50 Точно так же, когда мы говорим какие-то писания, можно изучать и Веды и Библию текстологически. Но на самом деле, этот кусок одним веком, этот кусок другом веком, но на самом деле это не первичные Веды, а там была гиперборейская цивилизация. А христианство не такое, вот я недавно выкопал свитки Померанского моря, там другое чуть рассказывается. И так можно быть вечно в этом процессе. Все врут, все не правда. Но святые, они воспринимают эти писания тексты мастеров йоги, или духовные тексты как окна в иную реальность. И они принимают это, начинают практиковать и понимают, да действительно, моя душа она так же является органом зрения, она начинает воспринимать некий более высокий мир. То есть вера она подобна ренген, который смотрит сквозь мир материи, сквозь чувственный опыт.

00:55:47 и замечательный диалог со знакомым, он христианин, и он в какой-то момент испытал такую депрессию, апатию. Он говорит я молился, я делал это, я делал это и это было как будто бы я позвонил, но мне не ответили. Я позвонил по телефону, но мне не ответили. А я тогда был в веселом настроении и говорю – «Слушай, а в трубку то дышали ?». Он так напрягся и говорит - Да. Поэтому, мы пытаемся получать дешево какой-то глубокий опыт, но вспоминайте о том, кто не желает лезть высоко на дерево, тот будет довольствоваться падалицей. Более того, на Востоке объясняется, что много жизней душа идет по этому пути. И что самое грустное, что реинкарнация это не лифт, а все зависит ни от того, сколько там жизней мы пытаемся что-то сделать, а от того насколько наше желание меняться реально. Так как нашего желания явно не достаточно, если бы мы сами могли освободиться, мы бы давно освободились. Значит, от того насколько интенсивно наше общение с теми, кто может нас этим желанием, неким собственным духовным опытом наделить.

00:57:00 Благодарю за внимание. Я вовсе не претендую, на то, что описал все системы йоги, но собирательный образ возник. Надеюсь, вы вынесли что-то интересное с нашей встречи. Спасибо.

00:57:16 Если есть какие-то вопросы, то какое-то время, плюс-минус 15-20 минут ещё есть. "В практике випассаны, говорят о том, что все создает наш ум и в принципе какого Будду представим, какую практику не будем практиковать, наш ум может нарисовать Будду медицины, свет идет и все оставльное. Тогда у меня вопрос, каким образом связаться с Вышним, что практиковать, что делать. Випассана может ли привести сама по себе к успокоению ума, заниматься только успокоением ума или чем то ещё заниматься?" - "Успокоение ума это в целом актуальная тема для всех. Иногда надо замедлится, мы очень торопимся. Иногда говорят - кто понял жизнь, тот не торопится. Иногда надо чуть успокоиться. И Веды объясняют что существует 2 йоги - восходящая йога и нисходящая йога. Восходящая йога это когда вы посредством своих практик пытаетесь обуздывать себя, контролировать свою энергию, потоки. Допустим вы живете в 100-этажном доме, и вы становитесь мистиком крылатым, астральным, могучим и с трудом, в отличии от обычных жильцов, можете видеть 10 этажей внизу и 10 этажей вверху. А дом стоит 100-этажный. Поэтому в какой-то момент зрелые люди, которые пытаются практики практиковать они понимают, что если мы хотим просто другие зоны бытия изучить, или другие грани себя, это мы можем сделать сами. Но если мы говорим о глобальных целях, таких как освобождения из мира материи, а говорят что мир материи, описано, что существа живут очень мощные, которые превосходят нас по многим пунктам. Вряд ли мы более могучи чем они. И тогда когда ты понимаешь, что своими силами за столь короткую жизнь ты никуда не выберешься, приходит идея нисходящей йоги. Когда ты не пытаешься сам проламывать все эти стены, ворота, а ты обращаешься к Всевышнему и говоришь что я незначителен, но ты можешь снизойти, ты можешь явить себя. И Гита говорит "Дадами будхи йога там" тем кто находится в поиске Господь протягивает руку. Поэтому если мы говорим о каких-то практиках, когда человек должен сам освобождать себя, то через определённое количество жизней он может дойти до того, что называется границей духовного и материального мира. То что называется Брахманом или нирваной. Нет желаний, нет страданий. Но войти в мир Абсолюта, войти в его семью, он может только если ему интересен сам Всевышний, потому что если он не интересен, то зачем нам его мир, нам лучше лежать между мирами, в Брахмане. Поэтому, без связи с святыми, без интереса к Богу как личности, вы его не достигнете, потому что если он вам не интересен - зачем.

01:00:29 Но своими силами, в принципе, за много жизней, если вы будете очень концентрированы, теоретически вы можете освободиться, дойти до уровня границ духовного и материальным миров. Брахмана или нирваны. Будете вы буддистом или шанкаристом. Но все таки, в высший мир вы не войдете. Рама самхитана говорит, что существует на границе духовного и материальных миров существуют олицетворенные мистические силы. И даже, знаете, как Волшебник Изумрудного Города, были такие камни генгемы. Продвинутые йоги, если они не развили преданность Абсолюту, они ловятся на них как мухи на липучки. Есть даже некая система безопасности этого мира. Поэтому, принцип очень простой - если вам интересен Всевышний, Абсолют, даже если вы практикуете какие-то йоговские техники, постепенно к мистическим техникам ваш интерес будет слабеть к спецэффектам, потокам, к астральным опытам. И в большей степени вас будет интересовать преданность Господу, очищение сердца от дурных склонностей. Но если Абсолют вам не интересен, то вы можете пойти по такому пути, постепенно прокачиваться и теоретически, возможно и такой прогресс. Но он в перспективе гораздо более ограничен. Дойти до границы материального мира. И ну если говорить, совсем честно, то это примерно как выиграть в лотерею. Лотерея - но понятно сколько людей в нее выигрывают. Но теоретически так много всей жизни впереди.

01:02:08 «Да. Здравствуйте». «Вы мой тезка». «Видите как все совпало». «Вы упомянули такую восточную мудрость - победив себя победиш весь мир, а смысл побеждать весь мир". «Побеждать не в смысле топором его развалить, что мы тратим очень много энергии на то, что всё равно развалится. Дословно "вачу веган манасу тротха веган упара пастха вегам сара вахира притхи шашира" тот кто контролирует свой ум, свою речь, свой язык, свои гениталии - тот может учить весь мир жизни. Поэтому в Бхагаватам, есть йог Шукадев 16-летний приходит и начинает троллисть собрание мудрецов. Он говорит - зачем подушка если есть рука, зачем кухня если есть корешки и вода. Зачем одежда если есть стороны света. Поэтому состояние освобождения от власти материального мира оно описывается так - "Брана бута прасанад манаша чети мананкашти сами сарвешу бутешу мана пете парам" что, тот кто действительно осознал себя душой, не теоретически, а мистически осознал себя душой есть критерии - он постоянно преисполнен надмирной радости, он ни о чем не скорбит, ничего не желает и относиться равно ко всем живым существам, даже к соседям сверху. И говорят, что так гораздо легче жить в этом материальном мире.

01:04:01 «Живя в этом материальном мире, хорошо ли если будет депривация чувств, эмоций» «Ну смотря как вы это сделаете. Бхавад-Гита говорит тонкую вещь - что мы по природе своей наслажденцы, мы кайфарики. И Бхавад-Гита это понимает, поэтому говорит, что как только вы испытает позитивные чувства на духовном пути, вам что-то понравится, вы сможете отказаться от чего-то, что этому мешает. А если для вас это мрачный лес и грустно все… Мы никогда не будем делать то, что нам не нравится . Это как в альпинизме. Альпинизм с точки зрения домохозяйки. Представьте домохозяйку на горах, с крючьями, в перчатках. А альпинистам нравится. В зависимости от того, получите вы какой-то просвет, вам это будет в радость. То есть надо делать только то, что вас вдохновляет и вы чувствуете, что вы делаете то, что приносит вам благо. А мучать себя не надо».

01:05:16 Ну благо. Свобода это свобода от чувств, а свобода нашего мира это свобода для чувств. Я свободен, я в Голландии ещё более свободен, там травка легализована. Вот такая идея свободы. А идея ведическая, что мы как наркоманы на этих чувствах висим. Свобода от чувств очень популярна - освободись от алкоголизма, брось курить. Свобода нижнего сектора она приводит к распаду семейств. Можно сидеть на девушках. Поэтому это практическое состояние, что вы увлечетесь едой и станете обжорой, увлечетесь девушками не выживет семья. Это проблема голивудских звезд. Но это практический опыт. Однозначно обуздывать чувства это хорошо. «Ну это негативный опыт. А если взять позитивный опыт?» « А позитивный опыт - все ваши чувства вы можете направить на осознание Всевышнего и духовную практику. Все это может вести вас не только к плену, но и к освобождению».

01:06:35 «Как это повлияет на социальное устройство общества?» «Станет гораздо лучше общество. Надо понять, что существует религия в политическом аспекте и религия как духовный опыт. Понимаете, что митрополит Кирилл и Сергий Радонежский это два разных человека. Если это будет просто поверхностная религиозность, в обществе ничего не изменится. А если это будет духовность, которая не занимается политикой, поиском виноватых, а говорит об отношении души и Бога. Духовные люди они более духовные и гармоничные. И общество если оно будет полно не религиозными фанатиками, а духовными людьми.Любое общество на основе духовных людей оно станет лучше. Это называется ведическая оксиология, наука о ценностях. У нас сейчас кризис, кризис почему - потому что все хотят потреблять, никто не хочет отдавать. А идея карма-йоги начинается с того, что твоя жизнь должна быть яги - жертвоприношением, вкладом в общество, а не отсосом от него. Поэтому, даже если вы слушали раздел о карма-йоге, и будут карма-йоги реальные, а не теоретические, то социум будет более прогрессивный. даже то, что я сказал в Японии и в западной цивилизации, в Америке, там в философии труда есть элементы карма-йоги и они более продвинутые. Я про это и говорил.

01:08:18 «Можно ли так рассматривать, что ведические знания, о которых вы рассказывали, другие люди там рассказывали, это для социального переустройства всего мира?» « Нет, прежде всего для социального переустройства себя. Надо понять, что если человек действительно подлинно практикует духовность, а не является фанатиком, то он приносит в общество гармонию. Это факт. Это закон и он меняет реальность к лучшему. А если он религиозный фанатик, то любая традиция – христианство, инквизиция – это христианство ? ею можно злоупотреблять. Но само по себе духовное знание приносит обществу только благо». «Я аплодирую вашим последним словам, только как тогда с объединить с той фразой что надо сансару прервать и зачем делать сейчас обществу добро". «Добро надо делать потому что в сансаре приходится какое-то время пожить перед тем, как её прервать».

01:09:33 Ну что, дорогие друзья, если что ещё будут 2 мене формальные встречи в студии Веда-лайф. Я никуда не исчезаю, благодарю всех за внимание, успехов.

транскрибирование: Алексей Гудзь | Киев | Украина | 25 мая 2015