Истина откровения

24 февраля 2006
Интеллектуальный анализ является препятствием, барьером для божественного откровения. Разница между материальным и духовным образованием. Только Кришна может явить Себя, открыть Себя, может дать Себя познать подлинным образом. Материальные знания - мусор. Почему душа попадает в этот материальный мир? Что такое преданность? Как ограниченное начало может познать подлинным образом Безграничное? Высочайший тип поклонения Кришне. Кришна - Мадан-мохан, а Радхарани известна как Мадан-мохан-мохини. Природа Кришна-Нама. Концепция Высшей Реальности - это концепция Реальности, которая поёт и танцует. Арати рассеивает тьму и открывает Истину, природу Истины.
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:26:07 | качество: mp3 32kB/s 19 Mb | прослушано: 1173 | скачано: 650 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Интеллектуальный анализ является препятствием, барьером для божественного откровения

00:00:52 Есть ли у кого-то вопросы?

00:01:41 - Махарадж, вы говорили прежде о... что в Америке вы посещаете некоторые университеты и устраиваете программы также. Не могли бы вы, пожалуйста, рассказать об этом, дать какие-то советы, какое-то представление, что мы можем сделать в этом направлении?

00:02:24 - В университетах, колледжах устраивают специальные программы сравнительного религиоведения. Иногда у них есть курсы более специфические, чем общее религиоведение, но в любом случае сравнительное религиоведение присутствует во всех учебных заведениях. И можно обратиться к учителям, профессорам, ведущим эти классы. Преданные могут сказать, что они хотели бы представить это с точки зрения практической, с внутренней точки зрения людей, которые практикуют эту религию. Они хотели бы поделиться своими впечатлениями, представлениями с их студентами.

00:03:38 Это суть. Но всё остальное, детали, вряд ли стоит обсуждать сейчас. Но в целом подход может быть таким. Посмотреть, что доступно там. Это самый очевидный момент, но есть также разные другие подходы и идеи, разные категории. Возможности, которыми можно воспользоваться для того, чтобы построить мост, некое представление, представление о сознании Кришны дать им. Можно посмотреть их каталог, увидеть то, что мы в состоянии предложить им, найти некие аспекты сознания Кришны, которые показались бы привлекательными для учеников этих курсов. Это может быть что-то узкое и может быть более широкое изложение.

00:05:19 Это своего рода парадокс, поскольку Кришна и Кришна-концепция в действительности не являются субъектом, не могут быть субъектом академического изучения. Шрила Сарасвати Тхакур имел обыкновение приводить пример банки с мёдом. Есть банка с мёдом - и вот, прилетает пчела, садится на этой банке; она видит, что внутри нектар и пытается попробовать его вкус. Но существует невидимая преграда, которая препятствует ей.

00:06:12 В этом случае такой преградой, таким препятствием служит интеллект. Интеллектуальный анализ является препятствием, барьером для божественного откровения. Они изучают Кришну, или... мы видим столь многие книги, и в этих книгах они говорят о Радхе и Кришне и гопи, или о Махапрабху, столь многие картины, столь многие явления. И люди думают, они питают некоторые предрассудки, многочисленные предрассудки относительно природы этого. Многие из них проводят, посвящают всю свою жизнь академическому изучению этих предметов, но этот академизм мешает им попробовать подлинную... узнать вкус подлинной субстанции или проникнуть глубоко, подлинным образом, в глубину этих концепций. Это не интеллектуальное упражнение. Интеллект служит препятствием.

00:07:27 Брахма, который наделён достаточным интеллектом, приходит к заключению после того как... Нам говорят: даже боги, те, кто наделены божественным уровнем интеллектуальной глубины, приведены в растерянность, ошеломлены Кришна-концепцией Божественного. Что же говорить о том, кто занимает более низкое положение? Брахма приходит к заключению: [цитата на санскрите] пытаться познать, знать Его - тщетно. Конечным результатом такой попытки станет разочарование.

00:08:37 Наманта намасте намаха. Почему речь идёт о том, чтобы склонить голову? С материальной точки зрения, высочайший аспект, Истина высочайшего уровня - мы склоняемся перед Ней, наше существо - ум, тело, интеллект - мы склоняем себя, все эти начала, перед низшей частью, мы склоняемся к стопам Высочайшей Истины. Пранипат, парипрашна. И вопросы, вопрошание о том, какова природа этого. Но это вопрошание, эти вопросы должны вести к севе - преданности, не эксплуатации.

Разница между материальным и духовным образованием

00:09:18 Говоря в целом, мир, образование... В этом мире у людей есть идея о том, что знание будет служить им, будет служить их интересам. Они получают образование для того, чтобы их экономический интерес мог быть достигнут. Для того, чтобы жить в этом мире, мы нуждаемся в деньгах, и я начинаю получать образование для того, чтобы получить качества, которые поместят меня в желанную финансовую сферу, ситуацию, благодаря чему я смогу обрести контроль и потреблять материальные достижения, материальные блага.

00:10:17 Духовное образование прямо противоположно этому. Я предлагаю себя Высшему, и то, что даётся мне, то, что открывается мне, не призвано служить моим низким, низменным интересам или идеям - но скорее я предлагаю себя в качестве слуги этому Знанию. Это не знание в обычном смысле. Прямо противоположное. Я отдаю себя тому, что даётся мне, открывается мне. В результате подлинного взаимодействия, подлинных взаимоотношений я испытаю побуждение предаться, не эксплуатировать.

00:11:06 И Брахма говорит это. [цитата на санскрите] Он говорит: "Мой Господь, все остальные, другие, могут говорить, что они знают что-то о тебе". Брахма, который имеет манаса-путра, который творит планеты - он знает много о том, как работать с этой вселенной, и он говорит: "Что касается Кришны - я не могу сказать, что мне что-то известно здесь".

00:11:40 Однажды Шрила Прабхупада посещал Нью-Йорк, и мне выпало 15 минут славы преданности. Эта слава пришла ко мне, когда мне было позволено служить Его Божественной Милости, отвечать на его вопросы. Он спрашивал о том, что происходит там, в этом храме, и он спросил у меня, приходят ли в храм индийцы. Я сказал: "Да, Шрила Прабхупада, многие индийцы приходят в храм". Он сказал: "Да?" И я заметил, наивно... будучи наивно разговорчивым с ним, я сказал: "Да, и иногда я пытаюсь проповедовать им". И он так... посмотрел: "Да? О-о-о..." Я сказал: "И индийцы иногда говорят: «Я знаю, кто такой Кришна»", - и я воспроизвёл индийский акцент. И Прабхупада засмеялся и сказал: "Это их боле-езнь". Он растянул последнее слово, подчёркивая его. "Боле-езнь". Они думают, что они знают Кришну. [цитата на санскрите] Брахма говорит: "Я не знаю Кришну". А что такое, что значит "знаю Кришну"?

00:13:15 [И], как я говорю, это парадокс, поскольку мы вступаем в ту область, где люди заняты академическим исследованием, в кавычках, "сознания Кришны" или "индуизма"... "Индуизм [ноль] ноль один"... девять один один. "Новые религиозные движения",... так они называют это. Такие явления. И нам приходится приспосабливаться к их способу видеть, их восприятию этих явлений. Но при этом мы не можем изменять нашу концепцию сознания Кришны до той степени, когда она станет походить на их представления, на то, что они представляют, дают людям.

00:14:22 Один мой друг готовил некую публикацию для академических кругов, и однажды он вернулся из библиотеки с головной болью, поскольку он начитался литературы о том, что Махапрабху социальный реформатор. Иногда в Бенгалии можно услышать, они говорят: "Махапрабху - первый коммунист", поскольку Махапрабху говорит это: "нахам випро на ча нара-патир"... - Я не брахман, Я не вайшья, Я... у Меня нет ашрама, у Меня нет социальных принадлежностей. И они говорят: "Видите, Махапрабху не имеет, не принадлежит ни к какому классу. Он коммунист. Коммунизм начался в Бенгалии".

00:14:57 И вот мой друг вернулся из библиотеки, прочитав всю эту литературу, с головной болью и сказал: "Я уже сам начинаю верить в то, что Он был социальным реформатором". Я рассказал одному из лидеров об этом в то время, что он чувствовал себя настолько осквернённым в результате этого исследования, и лидер сказал: "Да, такие случаи будут". Что это значит? То есть, имеется в виду - "Некоторые люди умрут в этой компании, и ты будешь одним из них". Конечно, для него в то время это было не слишком смешно, но - нечто в этом роде.

Только Кришна может явить Себя, открыть Себя, может дать Себя познать подлинным образом

00:15:35 Только Кришна может явить Себя, открыть Себя, может дать Себя познать подлинным образом через посредников, истины откровения в форме Писаний и посредничество гуру. В действительности, это вопрос божественной воли Кришны. Я помню однажды, когда мы обсуждали иной аспект того, как Шрила Прабхупада... как представлять книги Шрилы Прабхупады профессорам. Много раз мы слышали, как Прабхупада говорил... Прабхупада говорил: "Существуют сотни изданий Бхагавад-Гиты", - и мне всегда казалось, что он преувеличивает. Я думал: "Может ли это быть правдой? Всё-таки сотни изданий - это слишком много". И однажды я заглянул в каталог одной большой библиотеки и насчитал 150 изданий. Потом я остановился, понял, что так оно и есть - сотни изданий Бхагавад-Гиты. И в одной из этих книг Кришна говорит, Кришна говорит: "Предайся Мне, стань Моим преданным" - и никто не делает этого. В Гите Кришна говорит: "Предайся Мне, стань Моим преданным", - но никто этого не делает. И так продолжается 200 лет. Но Прабхупада представил Бхагавад Гиту как она есть, и когда люди читают: "Оставь всё и предайся Мне, стань Моим преданным", - они - многие-многие люди - делали и делают это.

00:17:17 Тогда необходимо задать вопрос: что есть Гита? В каждой книге присутствуют те же самые слова. Но... А сейчас в Калькутте происходит книжная ярмарка, книжная выставка. И другие комментаторы извлекают иной смысл из слов Кришны. Несколько лет назад я был на этой выставке, и в одном из книжных ларьков было большое двухтомное издание Бхагавад-Гиты. Неважно, кто был комментатором, но я слышал, как Прабхупада говорил многие-многие годы тому назад: там, где Кришна заявляет "Оставь всё и предайся Мне", Прабхупада говорит, что некий комментатор написал в своих комментариях по поводу этих слов буквально следующее: "Не личности, Кришне, мы должны предать, отдать себя, но нерождённому, имперсональному началу, который говорит... которое говорит через Кришну". То были точные слова этого комментатора.

00:18:31 Я помню однажды, поскольку в наш храм часто приходили местные, индийцы, для того чтобы поклониться Божествам, один индийский джентельмен - у него было некое знание санскрита, и он любил иногда немного поговорить на эти темы. И он сказал мне, что в санскрите существует огромное количество слов, терминов, обозначающих лотос. "Падма", "памкаджа", "налини",... - тридцать-сорок слов, означающих лотос. "Мринала",... столь многие слова. И этот индиец, индиец наслаждался, произнося эти слова, "лотос".

00:19:36 Ведавьяс, воплощение Бога, он представил Бхагаватам, он дал Гиту, и его выбор слов не является случайным, когда он выбирает определённые слова. И этот джентельмен согласился. Он сказал: "Да, эти слова не случайны, это очень глубокие слова". Лотос - это "то, что растёт из грязи",... и все эти слова указывают на разные характеристики лотоса. "Аравинда", "чаранаравинда". Он сказал "Да-да-да, всё это так". И тогда я заметил ему: "Тогда мы можем понять...", - а этот джентельмен продолжал произносить эти санскритские слова и выказывать своё знание санскрита, и я заметил: "В таком случае мы сможем понять одну простую вещь: когда Кришна говорит в Гите: «сарва-дхарман паритйаджйа мам... мам экам шаранам враджа», «мам» означает «Мне», «предайся Мне»", - он заявил "Нет, я не знаю так много. Об этом мне ничего не известно".

00:20:54 "Слово «мам» означает «мне»" - "Нет-нет, мне ничего об этом не известно". "Вы знаете сорок значений, сорок слов, обозначающих «лотос»! «Мам» - значит «мне»!" - "Я не знаю. Настолько много мне не известно". Гора эго, говорится, существует гора эго, которая отделяет нас от истины, аханкара. Прабхупада любил говорить: [цитата на санскрите]. Что говорит Кришна? "Те, кто думают, что Моё нисхождение в человеческом образе, апракрита-лила, имеет материальный, мирской характер - они суть мудха, ослы. Очень сильный язык использует Он здесь.

Материальные знания - мусор

00:22:11 Прабодхананда Сарасвати Тхакур в одном месте говорит: [цитата на санскрите]. Он говорит: "Мой дорогой сэр, профессор, вы столь учёны", - он зажимает соломинку в зубах, он говорит, - "я смиренно обращаюсь к вам. Вы столь великий, [мудрый], вы столь щедры, и я хотел бы попросить вас об одной услуге. Пожалуйста, пожалуйста выслушайте мою просьбу. Забудьте всё, что вы знаете, всё это. И милостиво обратите своё внимание к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху". Это обращение вайшнава. Смиренная просьба: "Забудьте всё. Всё это мусор".

00:20:19 Гуру Махарадж, когда однажды некий человек спросил у него: "А что вы узнали, нося эту одежду? Что вы узнали, будучи в этой миссии, нося эту одежду, посвятив свою жизнь этому. Что вы узнали?" Гуру Махарадж ответил: "Вы хотите знать это? Я понял, я узнал, что все эти люди, которые занимают ведущее положение в этом мире, все эти лидеры, поэты, мыслители - всё это мусор. Всё это имеет только негативную ценность. У меня нет ни малейшего влечения, ни малейшего очарования ко всем этим явлениям, этим истинам. Всё это заблуждение. Вот чему я научился".

00:24:08 Конечно, подобная идея может быть не самый лучший способ обращаться к ним. Однажды мы путешествовали. Там был также Сатсваруп Махарадж. Мы разговаривали с разными преподавателями, учёными. И мы встретили одного учителя, которому мы сказали: "Как вы можете учить этому? Вы ничего не знаете". Это правда. Нет ничего ценного за пределами сознания Кришны. Ни единого явления. Нет ни-че-го за его пределами. Нет ничего, что необходимо было бы знать. Всё это мусор. Любая книга, которая была напечатана, все их идеи, все университеты. На открытии храма в Майяпуре Гуру Махарадж сказал: "Я прочитал в вашем журнале «Назад к Богу»", - сказал он, обращаясь к Прабхупаде, - "Один преданный написал: «Современные университеты - это ментальные скотобойни.»" И Гуру Махарадж сказал: "Прочитав это, я был очень счастлив".

00:25:28 Каким бы... мы обусловлены очарованием этого, когда в действительности все эти учебные заведения, их идеи не представляют никакой ценности. [цитата на санскрите] Бхактивинод Тхакур в [Даса-муле] говорит: "Прежде всего - истина откровения. Всё, что не является истиной откровения - ложь. Ложь. Забудьте об этом. Не теряйте ваше время, энергию". [цитата на санскрите] Истина откровения. То, что приходит из-за пределов этого мира заблуждения, сферы заблуждения. Всё, что присутствует в рамках этой сферы, является заблуждением разных уровней, разной природы. Обратите своё внимание на истину откровения.

00:26:58 Литературные критики, одно из любимых высказываний, моих любимых высказываний, принадлежащих литературным критикам, они пишут: "Этот - он или она, писатель - пишет о так называемых больших вопросах, но не оскорбляет нас ответами". Мне хотелось бы, когда я учился в своё время, был студентом, мне хотелось бы в экзаменационном сочинении написать: "Вы, должно быть, заметили, что я имел дело, разбирал вопросы, которые вы мне предложили, но я не хочу оскорблять вас предложением ответов на эти вопросы. Поскольку вы - разумные, интеллектуальные люди, я не хочу оскорблять ваш интеллект попыткой дать ответы. Но я имел дело с вопросами, которые вы мне предложили". Как однажды сказал Оскар Уайлд: "Огромная часть современного образования зависит от того, что ты не читал".

00:28:20 Истина откровения означает, что знание приходит в этот мир, в это измерение бытия из чистой области. И что говорят нам в этой связи? Кришна является Верховным. Какой Кришна? - Говинда, в Его непостижимо прекрасной форме пастуха. И какова Его природа? Сарва шакти - Он обладает бесчисленными, безграничными потенциями, энергиями, женскими составляющими или половинами, расабхи. Он Сам - олицетворённый экстаз океанических размеров, безграничной степени. Таковы Его качества. Он обладает этим непреодолимым влечением Своей красоты, сладости, разума.

Почему душа попадает в этот материальный мир?

00:29:48 И джива... джива является амшей, отделённой частью. Она не свамша, то есть Его личная экспансия, проявление Его существа, но часть Его энергии. Джива является частью, атомарной частицей чит-шакти. Некоторые из этих джив пребывают в духовной обители, освобождённые души, тогда как другие дживы были поглощены майей. Джагхадананда Пандит в своей Према-виварте говорит: [цитата на санскрите] мати чана буквально значит "расколотый мозг". Иногда можно услышать, как бенгальцы говорят: "Его мозги немножко раскололись". Как в этом колоколе есть трещина, и он не может звонить чисто, подобно этому. Расколы, трещины в мозге.

00:31:13 Когда... когда живое существо попадает в объятья майи, в его мозгах появляется трещина. И оно начинает говорить, эта личность начинает говорить безумные речи. "Ты должен верить в самого себя, парень. Всё, что ты видишь - это твоя реальность. Ты номер один". Как это ты номер один? В объятьях майи, в тисках майи... даже в Брихад-Бхагаватамритам Санатан Госвами говорит: когда джива близка к тому, чтобы оставить мир заблуждения, он говорит, последняя сладкая пуля вступает в его... попадает в его мозг. И майа появляется перед ним в своей неотразимой, соблазнительной, прекрасной форме, и она говорит: "Куда ты идёшь, куда ты уходишь?" Он говорит: "С меня достаточно жизни в этом месте". - "Да, но это было потому, что ты был моим рабом. Но сейчас у меня есть одно, последнее предложение перед тем, как ты уйдёшь отсюда". - "Какое предложение?" - "Я буду твоей рабыней. Ты будешь Шивой, а я буду твоей супругой. Пойдёт?" И ты думаешь: "Правда?" - "Да! Тебе нравится... я тебе нравлюсь?" - "Ну, несколько раз в прошлом..." - "Не, ну то было другое. На этот раз ты будешь господином. Шивой, ты будешь одним из Шив, ты будешь Шивой, с майей в качестве любящей помощницы. Ты будешь волшебником, мы будем волшебниками, а майа будет нашей любящей помощницей". Эта последняя сладкая пуля попадает в мозг живого существа.

00:33:53 Склонность доминировать, эксплуатировать, быть господином, потребителем. Мы не можем оставить эту природу, эту тенденцию. Она цепляется за нас вновь и вновь, так или иначе. Эта перспектива господства, владычества. Она обладает таким... такой превлекательностью для души. Говорится, что пракрити, майа, буквально, буквальное слово - сжирает, или поглощает живое существо.

00:34:47 И живое существо с одной стороны похоже на Кришну, подобно Кришне, с другой стороны отлично от Него. Мы из Кришны, поэтому есть схожие черты, но: Безграничное и ограниченное. И какова саданам шуддха бхакти, чистая преданность? Сердце. Чистосердечное признание, принятие реальности. Сам Махапрабху показывает это [цитата на санскрите]. Приходя к Своим преданным, в общество Своих преданных, Он показывает, как прекрасна эта преданность Кришне, настолько, что она неотразимо привлекательна для Самого Кришны.

Что такое преданность?

00:36:03 Однажды Сарасвати Тхакур разговаривал с одним профессором Университета Огайо. И он использовал одно очень прекрасное выражение. Он сказал, что иногда Яшода смотрит в рот своего сына, малыша Кришны, и видит все вселенные. До этого, за минуту до этого, она кормила Кришну грудью, но Кришна зевает - и в Его рту она видит все вселенные. О чём это говорит нам? О том, что это проявление бесчисленных вселенных - всего лишь зевок для Кришны, не имеет прямого отношения к Нему. Она изумлена, когда видит это зрелище, но её материнская нежность столь велика, что это видение уходит, и она вновь возвращается к тому, что кормит Кришну грудью.

00:37:06 И этот профессор, слушая такой рассказ, сказал: "То, что вы мне сейчас рассказали - это был не более, чем всплеск эмоций. Вы не могли бы мне сказать что-то более существенное? Вы можете мне сказать что-то, что было бы связано с величайшими философами, философами 20ого века?" Они считают - все эти мыслители - считают преданность сентиментами и сентиментализмом. "Это сентимент - анандам". То, что чит способно чувствовать анандам, но подлинное чувство. Сентиментальность - значит поверхностное чувство, но невозможно отбросить подлинное чувство, чувство как таковое.

00:38:17 Преданность означает некое подлинное чувство по отношению к Господу и Его преданным, чувство подлинной природы. Кришна представляется и остаётся более или менее абстрактным явлением, но в Его преданных - Он более озязаем и доступен в них. И когда мы чувствуем некое подлинное принятие, любовь к Его преданным - это пробуждение сознания Кришны. [цитата на санскрите] Признание преданных, принятие преданных - в этом суть и совокупность сознания Кришны. И эти преданные - Кришна является их собственностью. Как Гуру Махарадж говорит: "Кришна является собственностью Радхарани и Её подруг. Они владеют Кришной".

00:39:43 Кришна не впечатляется интеллектом. Вы скажете Ему что-то, чего Он ещё не знает, "Я никогда не думал об этом... Да, хорошая мысль..." Но чувства могут пленить Его. Отец не впечатлён, когда маленький ребёнок, который пускает пузыри, он спрашивает у него: "Чему вы научились сегодня в школе?" - "Мы учились тому, что кошки говорят «мяу»" - "Правда?" Но если этот ребёнок ест какую-то сладость, сладость, которую дал ему его отец, но ребёнок протягивает сладость и говорит: "На, попробуй! Это так вкусно!" Тогда этот жест любви пленяет отца. На его тарелке лежат такие же сладости, он - их источник, но сладость не в самой сладости, но в выражении любви. [цитата на санскрите] Он является потребителем бхавы, ест бхаву.

00:41:51 Шрила Гуру Махарадж обладает особой способностью утверждать реальность и давать доступное представление здесь, в этом мире. Поскольку ограниченное, для того, чтобы познать природу Безграничного - каким должен быть истинный метод познания? Неограниченные средства, эмпирическое исследование, ограниченный опыт ограниченного мира. Пратьякша. Опыт наших индивидуальных чувств, парокша. Совокупный, коллективный опыт чувств, совокупность накопленной мудрости и знания человеческой цивилизации. Всё это не даст нам никакого подлинного прозрения относительно природы Божественного, Верховной Реальности, Личности Бога, Прекрасной Реальности.

00:43:29 Мы очень далеки от этой Истины, и наши представления очень отдалённые, поскольку мы представляем этот Абсолют лишённым личности, возможности взаимоотношений и других черт. Это плачевное заключение подавляющего большинства мыслителей. Истина - их даже не интересует Абсолютная Истина. И единственная парадоксальная, ироническая абсолютная истина, которую они признают, такова, что все истины относительны.

00:44:39 Я помню, как много лет тому назад на одном классе в Лос Анджелесе кто-то, Хридайананда Махарадж давал лекцию на воскресном пире, и кому-то не нравилось то, что он говорит. И один человек, качая головой, заявил: "Не существует такого явления, как правильное и неправильное!" И Хридайананда Махарадж немедленно спросил у него: "Это правильно? Это утверждение о том, что не существует правильного и неправильного, верного и ложного - это верно? Это правда, правильно, то что вы говорите?" Секулярные гуманисты утверждают, что единственная абсолютная истина - тот факт, что всё относительно. И единственное, что обладает ценностью - это относительная истина различной степени.

Как ограниченное начало может познать подлинным образом Безграничное?

00:45:45 Как ограниченное начало может познать подлинным образом Безграничное? [цитата на санскрите] Благодаря истине откровения. Как Гуру Махарадж упоминает в случае тех людей, которые сомневаются, говоря: "Я не знаю, существует Бог или нет", он спрашивает их: "Существует ли сомневающийся? Тот, кто питает эти сомнения в существовании Бога и души - существует ли он сам? Если вы поймёте, существует ли тот, кто имеет эти сомнения, тогда вы обратитесь в сторону сознания и измерения души". Шрила Гуру Махарадж говорил: "Если Безграничное не может открыть себя, или дать познать себя, ограниченному началу - тогда оно не является безграничным". Здесь подразумевается, что совокупность ограниченных начал не могут дать познания Безграничного, но так же, как Солнце светит своим собственным светом, Кришна, Личность Бога, Абсолютная Истина, обладает такой природой, самоочевидна. Они светят, сияют своим собственным светом.

00:47:27 Шраддха, вера. Он может открыть Себя, дать познать Себя. И Он являет Себя в различной степени согласно Своей собственной сладостной воле и способности воспринимающего. Но мы видим, что Его преданные обладают некой особой, выдающейся способностью, и иногда Кришна являет некоторые очень сокровенные, интимные аспекты Своего собственного окружения, внутренней сферы.

00:48:23 В целом, богооткровенная истина известна как Веда. Само слово веда означает "знай", и знай в повелительном наклонении, императив. Иногда мы слышим, что Веда - это знание, но Гуру Махарадж говорит нам, что Веда - это императив: "Знай это!" Поскольку это знание, которое находится за пределами сомнения, подозрения, необходимости относительного подтверждения. Просто знай это. Мы видим как Шрила Прабхупада в самом начале, может быть, в его лекции в [Конуэй] Холле в Лондоне, в Англии, сказал: некоторые люди в Индии - в Индии, в стране, где Веда почитается - некоторые люди в Индии, когда им высказывают какие-то идеи, просят ведических подтверждений: "Говорится ли это в Ведах?" Но Веда - значит "просто знай", такого рода знание.

00:49:38 И в изучении любого знания существуют определённые стадии веры между учителем и студентом, когда ученик... единственный способ для него понять что-то или узнать что-то - просто следовать совету учителя, без вопросов. Этот принцип приложим в любой сфере познания. Когда человек утверждён в этой области знания, он получает квалификацию, позволяющую ему задавать вопросы, тогда как в начале обучения он не способен спрашивать о чём бы то ни было. После того, как он следует советам учителя долгое время, он может достичь положения, когда он способен задавать подлинные вопросы, на которые придут подлинные ответы.

Высочайший тип поклонения Кришне

00:50:52 Веда, истина откровения, божественное откровение. Но мы слышим в Шримад Бхагаватам, который является маха-пураной и высшей пураной и содержит в себе наиболее тонкую, чистую, беспримесную концепцию наиболее сокровенных аспектов Божественной Реальности. Там сказано: [цитата на санскрите] То, что является достоянием, богатством девушек Вриндавана, враджа-гопи, сами Веды ищут это нечто, шрути, Веды. Чтение Вед даёт некий намёк, некое представление о том, в какую сторону следует двигаться, указание. Однако это указание неясно, смутно. Шрила Гуру Махарадж использовал это слово. Он говорил: "Упанишады далеки... они имеют абстрактное представление о природе этой реальности. То, чего ищут Веды, то, к чему они стремятся, является владением, собсвенностью враджа-гопи Вриндавана".

00:52:31 Вишванатх Чакраварти Тхакур, великий комментатор Бхагаватам, когда он обсуждает явление Шри Чайтаньи Махапрабху, он заключает учение Махапрабху в одной шлоке [цитата на санскрите]. Он говорит: "Нет ничего более высокого, чем выражение Верховной Реальности, воплощённой, олицетворённой в Шри Чайтанье Махапрабху". Высочайший тип поклонения гопи, девушек Вриндавана, то, каким образом они покланяются Ему, Кришне, какова их система поклонения. Это предложение себя, вручение себя.

00:53:59 Когда вы видите на алтаре здесь гуру, Гаурангу, Гандхарву Говинду Сундара, Шримати Радхарани - она делает эту мудру предложения себя. Она предлагает себя, каждое Её движение. Махапрабху говорит: "Обычно ум и сердце - это разные явления, но мой ум - это моё сердце, Вриндаван". Вриндаван состоит из Её сердца, Она предлагает Себя радости и удовлетворению Кришны. Её метод - это самозабвение, самоотречение. Не просто самопожертвование, но жерва собой до степени полного самозабвения. Утрата Себя в служении Кришне без сохранения Её индивидуального существа, но скорее открытие пределов своего потенциала, своей природы, личности.

Кришна - Мадан-мохан, а Радхарани известна как Мадан-мохан-мохини

00:55:38 Какого рода очарование присутствует здесь? Об этом говорят нам и Веды, и Фрейд: весь мир находится, испытывает очарование сексуального желания. На санскрите это называется мадан. Мадан - значит Купидон. Сексуальное желание, сексуальное влечение - такого рода сила притяжения. И Кришна известен как Мадан-мохан. Он столь прекрасен. Кандарпа - это другое имя Купидона. Шобха, шобхана - значит "прекрасный". Кандарпа-коти. Десять миллионов Купидонов не могут сравниться в своей красоте с Ним - с красотой, сладостью и очарованием Кришны. Поэтому Он - Мадан-мохан. Купидон изумлён, видя Его красоту.

00:57:07 Но Шримати Радхарани известна как Мадан-мохан-мохини. Купидон пленяет каждого, Кришна пленяет Купидона, а Она пленяет Кришну. Каково Её положение? Она способна похитить, пленить ум Кришны. Веды возносят столь многие молитвы Кришне, и Радхарани ругает Кришну, но сладость Её оскорбительных речей столь завораживающа, что пленяет ум Кришны, отвлекает Его от хвалебных гимнов Вед.

00:57:54 Этот Кришна иногда изумлён в Её присутствии видеть ту степень, степени жертвенности, самозабвения, которые... которыми Она обладает. И Он понимает, что Её природа, как описано Рупой Госвами, [цитата на санскрите]. Кришна обладает всеми этими энергиями, женскими началами. Он является владыкой и наслаждающимся этими началами. Он - олицетворённый экстаз, олицетворённая красота, олицетворённая любовь. Но Его наблюдение таково, что в Их... в Их взаимообмене любовью Она испытывает нечто большее, чем Он.

00:59:10 Насколько это чувство более велико - Он имеет лишь теоретическое представление об этом. С Его точки зрения это десять миллионов раз. Это Его оценка. Шрила Гуру Махарадж упоминает, что в одной шлоке Чайтанья-Чаритамриты говорится: "Радхарани столь велика, Её любовь к Кришне столь велика, что Сам Кришна не в состоянии полностью оценить, до конца оценить Её величие". И Он всезнающ. Его предположение на этот счёт таково, что Её любовь более велика в десять миллионов раз. Он - олицетворённый экстаз, и Он предполагает, что то, что испытывает, переживает Она в Их взаимообмене любовью в десять миллионов раз больше того, что испытывает Он. И это приводит Его к тому, что в Нём появляется желание не просто в теории, но на практике принять, занять Её положение.

Природа Кришна-Нама

01:00:23 [цитата на санскрите] В обществе Своих чистых преданных, которые главным образом Её служанки, Он нисходит в этот мир, и Его собственный бхаджан Он являет каждому. Какова природа этого? Он призывает Своё имя. Один раз Гуру Махарадж сказал, говоря о природе Кришна-Нама: когда Махапрабху представлял Рупу Госвами - говоря "представляя", мы имеем в виду, Он показывал его в качестве Своего преемника, в этом смысле - когда Он представлял Его в кругу Сварупа Дамодара, Рамананды Рая, многих других преданных, желая показать выдающиеся качества Рупы Госвами, Он сказал несколько вещей. Один момент был таков: "Пожалуйста, поделись с каждым этим произведением, которое ты написал". Услышав его, все стали счастливы. В высшей степени, безгранично счастливы. Махапрабху сказал ему: "Если ты прочитаешь им своё произведение, они будут очень счастливы и поймут, каковы твои качества". Харидас Тхакур и все иные великие преданные, эксперты в божественном звуке, в Веде, в Кришна-Наме - они слышали всё это.

01:02:37 И Рупа Госвами произнёс эту шлоку: [цитата на санскрите]. Когда подлинный Кришна-Нам является в сердце и начинает проявлять себя, когда Он достигает языка, то язык столь полон этой нектарной субстанции, что начинает в безумии танцевать. И человек начинает выражать скорбь относительно того, что у него всего лишь один язык. И он желает иметь миллионы языков. Это Нечто, это Имя чересчур велико для одного языка, и человек желает иметь миллионы языков. Далее, Рупа Госвами говорит: "И когда нектарный звук, звук Имени Кришны, столь сладостен, что двух ушей недостаточно, и человек желает иметь миллионы, десять миллионов ушей, для того чтобы принять весь этот нектар". Такова природа Кришна-Нама.

01:04:22 Когда все эти преданные услышали эту шлоку... И всё это заключено в двух слогах, в двух слогах этого Имени. Один из них "криш", другой "на", в двух слогах. Криш-на. И тогда Харидас Тхакур, нама-ачарья, сказал: "Мы никогда не слышали ничего подобного. Это нечто чудесное. Природа Имени описана здесь совершенным образом. Столь многие шлоки, прославляющие Святое Имя, существуют, но мы все были счастливы слышать то, что написал ты".

01:05:07 Гуру Махарадж говорил иногда: "Просто попытайтесь, не чересчур, но на мгновение представить себе напряжение, количество вольт, которое содержится в Имени Кришны, произносимом Радхарани". Какого рода напряжение, энергия, интенсивность содержатся в Имени Кришны, которое произносит Радхарани? Мы не можем получить даже отдалённое представление об этом, за исключением Его намёка. Но Махапрабху, в столь многих местах он... [цитата на санскрите] Кришна-Нам является обителью всего нектара.

01:06:31 Также как Кришна - акхила-расамрита-мурти, Кришна-Нам неотличен от Кришны, Кришна-Нам - акхила-расамрита-мурти. Он является обителью всех нектарных субстанций. [цитата на санскрите] Махапрабху пришёл в этот мир, и Он воспевает Своё собственное Имя, это Кришна. С такого рода интенсивностью Он воспевает Кришна-Нам, наслаждается сладостью, переживает вкус этой сладости. Гуру Махарадж говорит: "Сладость переживает свой собственный вкус, в результате этого становится безумной". И эти чувства побуждают Его танцевать.

Концепция Высшей Реальности - это концепция Реальности, которая поёт и танцует

01:07:33 Однажды после обеда Гуру Махарадж сказал, когда я пришёл к нему. Он сказал: "Я утверждаю, что Реальность должна танцевать. А что ты думаешь?" Я никогда не слышал такого выражения. Он сказал: "Высшая Реальность, Абсолютная Реальность не может не танцевать". Он был очень счастлив этой идее. Он сказал: "А что ты мне на это скажешь?" Дразнил меня. Мне было необходимо объяснение, и он сказал, что [цитата на санскрите] "Если Высшая Реальность - это нечто, что обладает полной и завершённой природой, то с точки зрения удовлетворения и полноты", - он сказал, - "Когда некто удовлетворён и полон в высшей степени, когда ни один элемент, ни одна составляющая его существа не осталась неудовлетворённой, но он испытывает тотальное удовлетворение, когда эта стадия достигнута - тогда автоматическим следствием этого состояния будет экстатический танец, побуждение танцевать".

01:09:02 В качестве мирского примера, материального примера, можно упомянуть Гитлера. Есть фильм, где показано как Гитлер, что произошло с ним после того, как Германия захватила Францию, без единого выстрела. Гитлер выступил с некой декламацией, часть которой была правдой, часть которой была блефом, но так или иначе Франция подписала соглашение о капитуляции. И есть известная фотография в журнале "Life", на которой показан Гитлер, чёрно-белое фото, Гитлер танцует джигу. И вот сейчас появился фильм, и там запечатлены... запечатлена сцена, когда Гитлер подписывает это соглашение о капитуляции. Он настолько счастлив, что начинает танцевать в экстазе.

01:10:09 Если этот человек начинает в экстазе танцевать от какого-то столь ничтожного явления, от того, что кусок земли стал его собственностью, условно говоря, - тогда что говорить о Верховной Реальности. То царство, которое прежде было терра инкогнита - Его сердце переполнено такого чувства, что... то, что прежде оставалось для Него неизвестным, Он переживает природу этого Нечто, в результате чего Он в экстазе танцует, не в силах сдержать свою радость. И также внешним выражением этих переживаний является пение. Эти чувства побуждают его петь и танцевать.

01:11:17 Концепция Высшей Реальности - это концепция Реальности, которая поёт и танцует. И это личность Шри Чайтаньи Махапрабху. В этом случае Он является как следствием, так и причиной. Причина - это переживание Его сладостной природы, тогда как следствие - это экстатический киртан и пение Имени Кришны. Он - как причина, так и следствие, когда Он является Махапрабху.

01:11:53 В линии Шрилы Гуру Махараджа, Махапрабху - и тем самым подразумевается Шримати Радхарани - занимают верховное положение. Кришна-концепция берёт своё начало в этом. [цитата на санскрите] Гуру Махарадж говорит: "В этой шлоке Сварупа Дамодара высказывается эта мистическая истина: прежде Они были единым целым, затем Они стали Двумя, и теперь эти Двое вновь стали Одним". Подобно тому, как времена года чередуются: зима, весна, лето, осень - нельзя сказать, какое из них идёт первым, и такое положение вещей создаёт возможность того, что Они были Одним - то бишь Махапрабху, и затем эти Двое разделились. Некогда существовал один Махапрабху, затем Он стал Двумя - Радхой и Говиндой, и Они соединились вновь. Нечто таинственное.

Арати рассеивает тьму и открывает Истину, природу Истины

01:13:31 - Мне хотелось бы узнать об этой песне, которую мы поём: ["неразборчиво..."] и так далее. Я слышала перевод песни, но может быть вы что-то расскажете о ней?
- Я не готов обсуждать смысл этого, не имея под рукой текст, не видя слова песни. Я не могу разбирать эту песню строка за строкой, пытаясь представить идеи, которые выражены в этой песне.

01:14:00 - Может быть, вы можете сказать что-то об арати, почему эта арати столь особая. Мы проводим пуджу Божествам...
- Рати Ратри. Мы можем понять это слово как "ночь". Сознание Кришны, смысл сознания Кришны в свете. Содержанием сознания Кришны является свет. Когда мы предлагаем Божествам лампады с гхи, мы освещаем Божества.

01:14:42 Не так давно Шрипад Авадхут Махарадж был в Южной Индии в одном храме, где нет электричества. Электричество не позволено там, и всё освещено благодаря лампам, масляным светильникам. Когда пуджари... По сути дела, пуджари освещает, или открывает, форму Кришны с помощью света лампы. Арати, в этом смысле. С одной стороны арати имеет множество значений. Одно из них - это нечто, что рассеивает тьму и открывает Истину, природу Истины.

01:15:38 В одной из своих шлок Рупа Госвами, описывая природу Святого Имени, говорит: "Упанишады", - говорит он, - "подобны... сто восемь Упанишад подобны ста восьми лампам. Каждая из них открывает определённый аспект Божественного. Они открывают Кришна-концепцию. Но на самом деле то, что мы получаем от них, следующее: все они суть шрути, то есть Божественный Звук". По словам Шрилы Гуру Махараджа, если они не говорят, что звук является высшим принципом, тогда они совершают самоубийство, поскольку они сами являются звуками.

01:16:52 И они, эти шрути, говорят нам о существовании некого центрального звука. Это изначальный звук, или венец, драгоценный венец всех божественных звуков, который в полной мере открывает концепцию Кришны. И этим звуком является Имя Кришны. Это предпочтение освобождённых душ - культивирование звука. Освобождённые души предпочитают принимать это явление.

01:17:39 Лучше не рассматривать все эти явления взглядом анализа, аналитически. Ограничено... Ограниченное начало не в состоянии вычислить, познать Безграничное через накопление знаний, информации, технических аспектов. Не следует думать, что если обрести всё это, тогда Безграничное станет ясным, понятным и доступным для нас, но скорее что мы можем делать с этим явлением - это нечто противоположное. Скорее мы должны позволить, чтобы это Безграничное играло нами.

01:18:29 Шрила Гуру Махарадж говорил: "Когда ты приходишь к Божеству, твоя идея должна быть такой, что Божество видит тебя, но не ты приходишь увидеть Его". Мы столь ограничены своими мирскими представлениями. Когда мы присутствуем перед Божеством, идея такова, что: "Кришна, я не в состоянии видеть Тебя, но Ты можешь видеть меня. Радхарани, Кришна, Махапрабху. И я обрету благо благодаря Твоему благодатному, милостивому взору". Такой подход будет более плодотворным для нас, нежели попытки анализировать то, что предстаёт нашему взору, почему они делают так или эдак, эти вещи. Придавать значение или обращать внимание на ритуалистические детали и аспекты этого поклонения. В этом нет никакой сути, и наше внимание будет обращено на второстепенные явления.

01:19:39 Вместо этого нам следует понять принцип. И тогда у нас будет основание, стоя на котором мы сможем понять детали, тогда как сами детали не важны, но принцип. Вы видите в песнях Бхактивинода Тхакура, что он поёт. Он поёт: "Эта церемония столь прекрасна, она пленяет ум или привлекает внимание каждого обитателя этой вселенной. Брахма, Шива..." И будет лучше всего, если я ограничу себя видением Бхактивиноды Тхакура и постараюсь культивировать такое видение. Это то, что он выделят как важное, значительное.

01:20:37 Он не уделяет внимание деталям, с которыми я знаком. Он не придаёт этому ни малейшего значения. Он говорит нечто другое. Он говорит: "Жизнь коротка, наше время ограничено. Мы должны оставаться сосредоточенными на том, что гуру-варга представляет нам, даёт нам, и не обращаться к другим источникам". Он говорит это. [Джага-джана-мана-лобха гаурангер ароти шобха]. Это арати столь прекрасно, [джага-джана-мана-лобха], оно пленяет умы каждого. Давайте же испытаем на себе влияние этой мысли. При этом не имеет значения, сколько раз они предлагают этот аттрибут или другой аттрибут. Эти вещи несущественны.

01:21:57 Форма против сути. [цитата на санскрите] Когда Махапрабху воспевает Имя Кришны, Он носит пояс на талии, как кусок материи с узлами на нём. Он носит его на талии и воспевает имя Кришны и считает на этих узлах, перебирает их. У Него нет мешочка с Туласи-малой, но на талии Он носит этот пояс с узлами и перебирает эти узлы, и Его пальцы движутся определённым образом. Рупа Госвами описывает, насколько прекрасны... насколько прекрасна эта жестикуляция, эти движения пальцев Махапрабху.

01:23:27 Почему Он не воспевает на Туласи-мале? Мы все повторяем Имя Кришны на Туласи-мале, но это не важно, не значительно. Рупа Госвами не вдаётся... не задаётся этим вопросом, но он описывает другое - то, как прекрасно движение пальцев Махапрабху, перебирающих эти узлы. Иногда Его руки движутся, и Он совершает прекрасный танец.

01:24:11 [цитата на санскрите] Большие лотосные глаза, подобные лотосу. Его руки вращаются, приходят в движение, когда Он призывает Имя. И Рупа Госвами говорит: "Увижу ли я Его вновь? Этот прекрасный образ - когда-нибудь предстанет ли он вновь моему взору?" Гуру Махарадж говорил: "То, что Госвами описывают, не является поэтическим преувеличением, но они описывают всё это, будучи очевидцами, людьми, которые видели это своими глазами".

01:25:09 Мы должны быть уверены в том, что то, что необходимо нам знать в силу потребности, необходимости в служении, будет явлено или открыто нам.Такова природа этого взаимодействия. То, что нужно знать нам ради служения, истинной необходимости служения, будет дано нам. Если же это не подлинная необходимость, тогда это любопытство.

транскрибирование: Валентин Астафьев | Дуйсбург | Германия | 12 декабря 2011