Предисловие

01 августа 2001
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:19:33 | качество: mp3 64kB/s 9 Mb | прослушано: 10 | скачано: 6 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Предисловие к английскому изданию

00:00:36 «Шри Упадешамрита» очень высоко ценится в Гаудия-вайшнава-сампрадае. Шри Чайтанья Махапрабху, перенявший настроение, а также цвет тела Шримати Радхики, положил начало совместному пению Святых имён Шри Кришны (шри-нама-санкиртане) и даровал миру высочайшую лучезарную божественную любовь к Шри Кришне, которую до Него не давал никто. Ради блага всех живых существ Шрила Рупа Госвами вспахтал океан учения Чайтанья Махапрабху и извлёк оттуда самую суть в форме «Шри Упадешамриты».

00:01:14 Наставления, которые содержатся в этой книге, чрезвычайно важны для садхаки, или того, кто занимается практикой преданного служения. Если преданный не следует этим наставлениям, он не сможет войти в царство чистой преданности. Особенно это относится к тем, кто стремится вступить на возвышенный и нелёгкий путь спонтанной преданности (рагануга-бхакти).

00:01:42 Из дневника Говинды даса, личного слуги према-аватары Шри Чайтаньи Махапрабху, мы узнаём, что в последние годы перед тем, как вернуться в Свою вечную, непроявленную лилу, Махапрабху был постоянно охвачен жгучим чувством божественной любви (випраламбы). В то время рядом с Ним неизменно находились два Его близких вечных спутника, Шри Сварупа Дамодара и Шри Рая Рамананда. Они старались утешить Махапрабху пением стихов, созвучных Его настроению.

00:02:17 Однажды Махапрабху сидел вместе со Своими преданными на берегу океана и слушал повествования о Кришне (кришна-катху). И тут густая роща на берегу голубого океана и высокие песчаные дюны напомнили Ему холм Говардхана и реку Ямуну, на берегах которой много прекрасных садов и рощ, и Он начал плакать от разлуки с Кришной. Спустя какое-то время Он успокоился и стал ровным, благозвучным голосом давать наставления собравшимся там преданным. Эти наставления и легли в основу стихов «Шри Упадешамриты».

00:03:02 Садхаке, стремящемуся войти в царство бхакти, необходимо с самого начала отказаться от действий, которые вредят духовному развитию. Это значит, что ему не нужно потворствовать требованиям ума, языка, желудка и гениталий. Кроме того, он должен контролировать свою речь и сдерживать порывы гнева. Он также должен избегать переедания, ненужных усилий, пустых разговоров, несоблюдения или поверхностного соблюдения предписаний шастр, дурного общения и преодолеть ненасытность, или неугомонность, ума, которая выражается в склонности принимать различного рода посторонние идеи. В то же самое время садхаке необходимо развивать качества, усиливающие бхакти, такие как: энтузиазм, решимость, терпение, правильное поведение в соответствии с принципами бхакти и верность идеалам пути бхакти, которые были установлены чистыми преданными.

00:04:06 Достигнув некоторого успеха в духовной жизни, садхака должен практиковать шесть видов общения с преданными, выражать подобающее почтение вайшнавам трёх уровней и служить им сообразно их духовному уровню. И наконец, живя или пребывая мыслями во Врадже и следуя преданным, которые обладают глубокой любовью к Кришне и наслаждаются враджа-расой, садхака должен постоянно занимать свой язык и ум повторением или прославлением, а также памятованием имён Шри Кришны, Его образа, качеств и развлечений.

00:04:48 Дороже всех Кришне Шримати Радхика, и так же дорог Ему Её пруд (Радха-кунда). Поэтому все, кто идёт путём бхакти, обязательно должны найти прибежище у воплощения высшего экстаза преданности – Шримати Радхики, и также у Её пруда, Шри Радха-кунды.
Так Шри Чайтанья Махапрабху увековечил в стихах «Шри Упадешамриты» высшую суть всех наставлений.

Великий автор «Шри Упадешамриты» Шри Рупа Госвами

00:05:29 Кто не знает автора «Шри Упадешамриты», Шри Рупу Госвами? Он происходил из рода придворных браманов, которые жили в провинции Карнатака на юге Индии и были знатоками «Яджур-веды». Обстоятельства сложились так, что его прадед Шри Падманабха был вынужден покинуть дом своих предков и поселиться в Бенгалии, в деревне под названием Наяахати, расположенной на берегу реки Бхагиратхи.

00:05:59 У внука Падманабхи по имени Шри Курмадева было три сына: Амара, Сантоша и Валлабха. Позже они стали известны как Шри Санатана Госвами, Шри Рупа Госвами и Шри Анупама. Впечатлённый необычайной учёностью, способностями и благочестием Амары и Сантоши, мусульманский правитель Бенгалии, Хуссейн-шах, назначил одного из них своим главным советником, а другого – личным секретарём и присвоил им титулы Сакар Маллик и Дабир Кхас.

00:06:39 Однако спустя некоторое время оба брата повстречали великого спасителя всех душ, живущих в Кали-югу, Шри Чайтанья Махапрабху. Они оставили несметные богатства и все мирские связи и стали великими подвижниками. Полностью посвятив себя преданному служению, они исполняли сокровенное желание Шри Радхи и Кришны.
По просьбе Махапрабху они отыскали забытые святые места во Враджа-мандале, восстановили авторитетные методы поклонения Божествам, написали много трудов, раскрывающих науку бхакти, и создали свод правил вайшнавского поведения. Исключительная заслуга Шри Рупы Госвами состоит в том, что он вернул из забвения знаменитое Божество Шри Говиндаджи, воздвиг для Него величественный храм и установил в нём регулярное поклонение.

00:07:33 Он пришёл в этот мир в 1489 году и покинул его в 1564 году. Шри Джива Госвами в своём комментарии к Шримад-Бхагаватам под названием «Лагху-вайшнава-тошани» приводит следующий список произведений Шри Рупы Госвами, это: «Хамсадута», «Шри Уддхава-сандеш», «Шри Кришна-джанма-титхи-видхи», «Шри Брихад-кришна-ганоддеша-дипика», «Шри Лагху-кришна-ганоддеша-дипика», «Шри Става-мала», «Шри Видагдха-мадхава-натака», «Шри Лалита-мадхава-натака», «Шри Дана-кели-каумуди», «Шри Бхакти-расамрита-синдху», «Шри Уджвала-ниламани», «Шри Прайутакхья-чандрика», «Шри Матхура-махатмья», «Шри Падяавали», «Шри Натака-чандрика», «Шри Лагху-бхагаватамрита», «Шри Саманья-вирудавали-лакшана» и «Шри Упадешамрита».

Шри Радха-раман дас Госвами, автор комментария «Упадеша-пракашика»

00:08:45 Шри Радха-раман дас Госвами написал санскритский комментарий к «Шри Упадешамрите» под названием «Упадеша-пракашика», краткий, но очень важный по содержанию. Он появился на свет в роду вриндаванских госвами, служителей Божества Радха-рамана, которое установил и которому начал поклоняться Шри Гопала Бхатта Госвами. Отца Радха-раманы даса Госвами звали Шри Говардхана-лал Госвами, а его деда – Шри Дживана-лал Госвами. Последний был его духовным учителем, как дикша, так и шикша-гуру.

00:09:20 Радха-рамана дас Госвами был выдающимся учёным, писателем и поэтом, он создавал произведения на санскрите и хинди. В учёных кругах очень высоко ценится его комментарий к Шримад-Бхагаватам под названием «Дипика-дипани». Среди вайшнавов получил большое признание и его комментарий «Упадеша-пракашика».

Шри Саччидананда Бхактивинода Тхакур, автор комментария «Пиюша-варшини-вритти».

00:09:54 Написав сотни книг о бхакти, Бхактивинода Тхакур в нашу эпоху всеобщей деградации, вызванной повальным стремлением к чувственным удовольствиям, возродил поток чистой преданности (шуддха-бхакти), который на какое-то время приостановился. Шрила Бхактивинода Тхакур – очень близкий вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху. Поскольку он широко распространил чистую философию божественной любви (према-дхарму), которую впервые изложил и проповедовал Шриман Махапрабху, его называют Седьмым Госвами. Он явил миру Святые Имена Махапрабху, святую землю, где жил Махапрабху, самое заветное желание Махапрабху и повествования о Его божественных развлечениях, поэтому его считают воплощением Вьясы в лилах Махапрабху.

00:10:50 Бхактивинода Тхакур появился на свет в образованной и культурной семье 2 сентября 1838 года в деревне Виранагар, что неподалёку от места явления Махапрабху, Шри Дхамы Майапура в Западной Бенгалии. В детстве его звали Шри Кедранатх Датт. В студенческие годы он проявлял незаурядный ум и большие способности к наукам. Позднее, будучи семейным человеком, Бхактивинода Тхакур занимал высокий пост государственного служащего в администрации британского раджи. В эти же годы он исполнял заветное желание Шри Гаурасундары, переводя на бенгальский Упанишады, «Брахма-сутру», Шримад-Бхагаватам, Бхагавад-гиту, комментарии шести Госвами, а также создавая свои собственные произведения о бхакти и выпуская еженедельные и ежемесячные духовные журналы.

00:11:45 Кроме этого, он организовал программу нама-хатта для проповеди хари-нама-санкиртаны и хари-катхи в деревнях и сёлах и возродил множество забытых святых мест. В конце жизни он отрёкся от своего состояния и семьи и поселился в Шри Навадвипа-дхаме в Шри Свананда-сукхада-кундже, расположенной на острове Шри Годрума, на берегу священной реки Бхагиратхи. Там он жил, отказавшись от всякой собственности, и там он описал совершенную практику спонтанного преданного служения (рагануга-бхаджан).

00:12:27 Если бы он не явился в этот мир, место рождения Махапрабху, места Его лил и Его учение так и остались бы неизвестными. В наше время преданные радостно совершают хари-нама-санкиртану во всех уголках мира и огромные волны шри-гаура-кришна-бхакти захлёстывают всю планету. Тысячи образованных молодых людей Запада вкушают нектар бхакти-расы и танцуют, охваченные духовным блаженством. Начало этому потоку бхакти положил не кто иной, как Бхактивинода Тхакур.

00:13:03 Бхактивинода Тхакур написал примерно сто произведений на санскрите, бенгальском, английском, хинди, ория и других языках. Сюда относятся его комментарии к древним писаниям, таким как «Брахма-сутра», Бхагавад-гита, некоторые Упанишады, Шримад-Бхагаватам, «Шри Чайтанья-чаритамрита», а также его собственные произведения: «Джайва-дхарма», «Шри Чайтанья-шикшамрита», «Шри Чайтанья Махапрабхушикша», «Датта-каустубха», «Шри Кришна-самхита», «Таттва-вивека», «Бхаджана-рахасья», «Даша-мулашикша», «Шаранáгати», «Гитамала», «Кальяана-калпатару», «Харинама-чинтáмани», «Према-прадипа», «Шри Кришна Чайтанья Махапрабху – Его жизнь и учение» и другие.
Шрила Бхактивинода Тхакур покинул этот мир 23 июня 1914 года.

Шри Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада, автор комментария «Анувритти»

00:14:14 Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада явился в этот мир в Джаганнатха Пури 6 февраля 1874 г., в день кришна-пáнчами месяца магха. Его отцом, а также его шикша-гуру был прославленный вечный спутник Шри Чайтанья Махапрабху Шри Бхактивинода Тхакур. В детстве его звали Шри Бимал Прасад.
С самого детства он отличался необыкновенной учёностью, духовной гениальностью и праведностью. Когда ему было пятнадцать лет, сообщество учёных того времени за глубокую эрудицию во многих областях знания наградило его титулом «Шри Сиддханта Сарасвати», что означает «олицетворённое знание всех истин».

00:15:05 В 1918 году он принял отречение от мира ( санньясу) и стал известен как паривраджак-ачарья Шри Бхактисиддханта Сарасвати. Его дикша-гуру был высокочтимый Шри Гауракишора дас Бабаджи Махарадж. Шрила Прабхупада основал свой первый монастырь, то есть матх, на месте рождения Шримана Махапрабху в Шри Дхаме Майапуре. Всего он основал примерно шестьдесят четыре матха в Бенгалии, Бихаре, Ориссе, Мадрасе, Бомбее, Дели, Уттар Прадеше и других местах по всей Индии, а также в других странах, как на Востоке, так и на Западе.

00:15:49 В них он обучал образованных и культурных молодых людей, проникнутых божественной любовью наставлениям Шримана Махапрабху. Привлекая их к себе трогающими сердце наставлениями, а также идеальными личными качествами преданного, Бхактисиддханта Сарасвати давал им посвящение в триданда-санньясу, посылал их проповедовать как внутри страны, так и за её пределами и вдохновлял издавать духовные журналы на различных языках.

00:16:20 Бхактисиддханта Сарасвати также установил дайва-варнашраму, вайшнавскую систему предписанных обязанностей. Путешествуя по всей Индии, он с большим энтузиазмом проповедовал шуддха-бхакти и воодушевлял других делать то же самое. Публикуя свои книги о бхакти, различные духовные газеты и журналы, а также Упанишады, Пураны, «Брахма-сутру», Шримад-Бхагаватам, Бхагавад-гиту, книги шести Госвами и другие авторитетные произведения вайшнавов четырёх сампрадай, он внёс свой вклад в обширную сокровищницу литературы Гаудия-вайшнавов.

00:16:58 Мир навсегда останется в долгу перед этой великой личностью. Мой высокочтимый Шри Гурудев, который сияет как бриллиант среди самых возвышенных, подобных лебедям вайшнавов, Шри Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, является одним из хранителей Шри Гаудия-сампрадаи и ачарьей-основателем общества «Гаудиа-веданта», а также всех входящих в него матхов в Индии.
Наряду с публикацией своих собственных книг он переиздал многие из произведений Шрилы Бхактивиноды Тхакура. По его особой милости и благословению «Гаудиа-веданта самити» продолжает регулярно публиковать книги о бхакти. По его милости мы можем предложить вниманию наших уважаемых читателей это издание «Шри Упадешамриты».

00:17:54 Давая пословный перевод стихов «Шри Упадешамриты», мы следовали не строгому порядку слов в стихах, а естественному порядку слов в санскритском предложении, как это принято в обычной речи. На санскрите этот метод называется анвайя. Анвайя буквально означает «естественный порядок слов или естественная связь слов в предложении». Благодаря этому методу значение стиха становится очевидным. Мы надеемся, что наши читатели оценят преимущества этого метода, так как он помогает глубже проникнуть в смысл стихов. Чтобы обратить на это внимание читателя, мы назвали разделы пословного перевода просто «Анвая».

00:18:40 Я глубоко убеждён, что, прочитав эту книгу, верующие люди, стремящиеся к бхакти, смогут следовать према-дхарме, которой учил Шри Чайтанья Махапрабху, а возвышенные преданные испытают большое удовольствие.
Так пусть же Шри Шри Гуру-Гауранга-Радха-Винода-бихариджи даруют нам Свои неиссякаемые милостивые благословения. У Их лотосных стоп я возношу эту смиренную молитву:
«Зажав в зубах солому, я, падшая душа, неустанно молюсь о том, чтобы из жизни в жизнь посыпать себя пылью с лотосных стоп Шри Рупы Госвами».

00:19:22 Эта молитва из «Дана-кели-чинтамани» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, текст 175.
Подпись: Слуга слуг вайшнавов триданди-бхикшу Шри Бхактиведанта Нараяна. 14 ноября 1997 год, последний день священного месяца картика, Шри Рупа-Санатана Гаудия-матх Вриндаван, Уттар Прадеш, Индия.