Величие Шри Радха-кунды

28 October 2001
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:19:26 | качество: mp3 192kB/s 27 Mb | прослушано: 74 | скачано: 157 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Текст 11. Величие Шри Радха-кунды

00:00:07 кришнасьяоччаих пранаья-васатихи преясибхьо пии радха
кундам часья мунибхир абхитас тадриг эва вьядхайи
ят прештхаир апья алам асулабхам ким пунар бхакти-баджам
тат премедам сакрид апи сараха снатур авишкароти

00:00:33 Анваья:
радха – Шримати Радхика; преясибхьях апи – даже в большей степени, чем другие Его возлюбленные гопи; уччáих –         главный; вáсати – объект; пранáя – любви; кришнасья – Шри Кришны; асьяха – Её, Шримати Радхики; кундáм –пруд; ча – также; абхиштáха – во всех отношениях; тадрик эва – такой же, наивысший объект любви Шри Кришны; вьядхьяи – утверждается в шастрах; мунибхих – мудрецами; идам – этот; сарáх – пруд Шри Радха-кунда;

00:01:28 авишкарати – дарует; тат – ту; према – гопи-прему; ят – которая; алáм – крайне; асулабхáам – труднодостижимая; прештхаих апи – даже для таких дорогих Бхагавану преданных, как Нарада; ким пунар – не говоря о; бхакти-бхаджам – других приверженцах бхакти, то есть садхака-бхактах; снáтух – тому, кто омывается в её водах с великой преданностью; сáкрит апи – хотя бы раз.

00:02:12 Перевод:
Подробно изучив этот вопрос, мудрецы единодушно провозгласили (в «Падма-пуране»), что, так же как из всех гопи Кришна сильнее всего любит Шримати Радхику, Его особой любовью пользуется и Её пруд.
Того, кто хотя бы раз с великой преданностью омоется в водах Шри Радха-кунды, она одарит великим сокровищем гопи-премы, которую невероятно трудно обрести даже таким дорогим Бхагавану преданным, как Нарада, не говоря уже об обычных садхаках.

Комментарий Шри Радха-рамана даса Госвами – «Упадеша-пракашика-тика»

00:02:58 Дойдя до этого стиха, читатель естественным образом захочет узнать, какое особое благо можно получить, найдя прибежище у прославленной во веки веков Шри Радха-кунды и безраздельно посвятив себя служению ей.
«Такая безраздельная преданность позволит обрести высшую разновидность кришна-премы», –  к такому философскому заключению приходит Шри Рупа Госвами в конце своего произведения.

00:03:28 Прему, о которой здесь идёт речь, очень трудно обрести даже таким возвышенным и дорогим Господу преданным, как Нарада. Другими словами, эта самая возвышенная божественная любовь враджа-гопи к Кришне (уннатоджвáла-према) вообще недостижима для таких преданных. Но Шри Радха-кунда дарует такую прему тому, кто окунётся в её воды в настроении особой любви и преданности.

00:03:58 Шри Радха-кунда – это та, кто непосредственно дарует прему преданным, и так же это объект любви преданных. Кто же не примет покровительства Радха-кунды? Каждый преданный, овладевший искусством бхаджана и искренне желающий обрести самую высшую прему, обязательно станет искать её покровительства.

00:04:23 Уповая на крупицу милости Шри Чайтаньи Махапрабху, я, насколько позволил мне мой разум, написал этот комментарий, чтобы увеличить трансцендентное блаженство преданных Махапрабху.
На этом Радха-рамана дас, слуга Божества Шри Радха-раманы и сын Шри Говардхана-лала, завершает свой комментарий к «Шри Упадешамрите» Шрилы Рупы Госвами под названием «Упадеша-пракашика».

Комментарий Саччидананды Шрилы Бхактивиноды Тхакура – «Пиюша-варшини-вритти»

00:05:03 Прославив Шри Радха-кунду в предыдущем стихе, автор написал этот, одиннадцатый, стих, чтобы укрепить веру в Радха-кунду в сердцах садхаков.
Шримати Радхика – это самая дорогая возлюбленная Шри Кришны, и Она во всех отношениях превосходит всех других Его возлюбленных. Точно так же мудрецы описывают в шастрах величие Шри Радха-кунды.

00:05:34 Шри Радха-кунда с лёгкостью дарует тому, кто омывается в её водах, редчайшую прему, которую невероятно трудно обрести не только обычным садхакам, но даже таким преми-бхактам, как Нарада.
Таким образом, Шри Радха-кунда – наиболее подходящее место жительства для тех, кто стремится достичь совершенства в бхаджане.

00:05:57 Джива, которая преодолела влияние материи и развила своё совершенное духовное тело гопи, должна жить на берегах трансцендентной Шри Радха-кунды, на божественной земле Враджи, пребывая в настроении служанки Шримати Радхики. Она должна поселиться в прекрасной роще своего духовного учителя, который предстаёт в своём вечном облике подружки Шри Радхи-Кришны (гуру-рупа-сакхи).

00:06:28 Внешне, в теле садхаки, чистая вечная душа (апрáкрита-джива) должна всегда находить прибежище в повторении хари-намы. А внутренне, в своём совершенном духовном теле гопи, она должна служить Шримати Радхике, созерцая в глубокой медитации ежедневные лилы Шри Кришны, соответствующие восьми частям суток (ашта-калья-лилу). В этом заключается совершенство бхаджана для преданных, которые обрели прибежище у стоп Шри Чайтаньи Махапрабху.

Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады – «Анувритти»

00:07:10 Шримати Радхика – самая дорогая возлюбленная Шри Кришны. Она – величайшая из всех, кто дорог Ему. В шастрах мудрецы-преданные утверждают, что как Сама Шримати Радхика, так и Шри Радха-кунда являются высшим объектом любви Шри Кришны.
Высочайшую любовь к Бхагавану, гопи-прему, чрезвычайно трудно обрести даже таким дорогим Бхагавану преданным, как Нарада. Что же говорить о садхаках-бхактах (преданных), которые находятся на стадии практики. Но тот, кто хотя бы раз омылся в водах Шри Радха-кунды, очень легко получает эту прему.

00:07:55 Шри Радха-кунда переполнена премой, и, поистине, вода в ней – нектар премы. Тот, кто трансцендентно обитает на берегах Шри Радха-кунды и трансцендентно омывается в её водах, обретает высочайшую прему.
Что значит «трансцендентно обитать» (апракрита-васа) и «трансцендентно омываться» (апракрита-снана)?

00:08:22 Избавившись от всех желаний, связанных с материальными чувственными наслаждениями, садхака должен в глубокой медитации совершать непрерывное поклонение Шримати Радхике, оставаясь безраздельно преданным Ей на протяжении всей жизни. Покинув материальное тело, он обретёт вечное духовное тело и будет с великим тщанием заниматься вечным непосредственным служением Шримати Радхике. Только те, кто совершает омовение в Шри Радха-кунде таким образом, обретают эту высочайшую прему.

00:08:58 Встретить столь великую удачу невероятно трудно даже таким возвышенным преми-бхактам, как Нарада. Совершить омовение в Шри Радха-кунде крайне трудно даже достигшим совершенства преданным, которые вечно служат Кришне в дасья, сакхья и ватсалья-расе, не говоря уже о людях мирского склада.
Что ещё можно прибавить к славе апракрита-снаны в водах Шри Радха-кунды? Те, кто омывается в ней, невероятно удачливы: они становятся служанками Самой Шри Варшабханави (Шримати Радхики).

00:09:38 У Шри Чайтаньи Махапрабху был дорогой слуга по имени Шри Говинда дас. Всегда как тень следуя за Махапрабху, он служил Ему с великой любовью. При этом он составлял описание самых замечательных лил Шримана Махапрабху. Сборник написанных им стихов известен как «Говинда-кадача». Услышав эти стихи из уст Шри Рагхунатхи даса Госвами, Шри Кришнадас Кавирадж Госвами пересказал их в «Шри Чайтанья-чаритамрите». Эти стихи раскрывают божественные качества Шри Чайтаньи Махапрабху.

00:10:19 Описанные ниже события произошли, когда Шриман Махапрабху жил в Джаганнатха Пури. К тому времени Махапрабху уже исполнил все намерения, с которыми низошёл на землю, и чувствовал, что настало время завершить Свои лилы.

00:10:36 В один из дней, взяв с Собой Своих близких преданных, Он отправился на берег океана. Синий океан сразу напомнил Ему о Шьямасундаре. Охваченный экстазом преданности, Махапрабху перестал воспринимать окружающий мир. С большим трудом преданные вернули Его во внешнее сознание. И тогда Шри Гаурасундара стал медленно говорить, давая преданным наставления.

00:11:10 Среди преданных был очень дорогой Махапрабху ученик, Шри Рупа Госвами, который позже записал эти наставления в форме стихов. Эти стихи и составляют «Шри Упадешамриту», нектар наставлений. Для тех, кто посвятил себя духовной практике, «Упадешамрита» ценна, как сама жизнь. Она – словно бесценное ожерелье, которое надо носить не снимая.

00:11:38 Служитель знаменитого божества Шри Радха-рамана во Вриндаване Шри Радха-раман дас Госвами написал замечательный комментарий к одиннадцати стихам «Шри Упадешамриты» под названием «Упадеша-пракашика-тика».

00:11:54 Спустя некоторое время после этого положение дел в мире стало плачевным, ибо учение о према-бхакти начало покрываться пеленой тлетворного влияния века Кали. Видя это, Шри Чайтанья Махапрабху послал в этот мир Своего дорогого вечного спутника Шри Бхактивиноду Тхакура. Он простым, доступным языком написал комментарий к «Шри Упадешамрите», который носит название «Пиюуша-варшини-вритти».

00:12:29 Шри Гаурасундара – это олицетворение апрáкрита-випраламбха-расы, чувства божественной разлуки со Шри Кришной. Он вкушал випраламбха-расу, чтобы усилить чувство самбхога-расы, чувства которое возникает при встрече преданного с Кришной, и ради блага всего человечества учил преданных тому, как достичь этого уровня. Искренние садхаки должны во что бы то ни стало следовать этим наставлениям. Иначе они никогда не смогут обрести кришна-прему.

00:13:05 В наше время Махарадж Кали, олицетворение нынешнего века, века деградации, рядится в одежды преданного Шри Гауры. Иногда он принимает облик сахаджии, последователя таких сект, как áула, баула, неда или неди. Очень решительно он проповедует эти лжеучения, а также другие, в частности философию маявады и гаура-нагари, которые идут вразрез с учением бхакти.

00:13:36 Сноска:
В трансцендентных любовных отношениях Шри Радхи и Кришны, Шри Кришна выступает как нагара, герой-любовник, занимающий положение наслаждающегося, а Шри Радха вместе со всеми сакхи, экспансиями Её тела, выступают как нагари, любовницы, или те, кто приносит наслаждение Кришне. Хотя Шри Гаура – это Сам Кришна, он принимает настроение Шримати Радхики, настроение нагари. Он делает это, чтобы познать природу её любви к Кришне. Поэтому Шри Гауранге чуждо умонастроение нагары (любовника). Но последователи секты гаура-нагари считают Шримана Махапрабху героем-любовником, а себя Его возлюбленными. Это полностью противоречит как настроению Махапрабху, так и практике шуддха-бхакти.

00:14:39 Продолжение комментария:
Только посмотрите, какую власть имеет Махарадж Кали! Находятся даже такие, кто заявляет: «Я – Сам Гаурахари». Другие объявляют себя прославленными духовными учителями. Кто-то считает себя Творцом или Шивой. С большим воодушевлением они обманывают людей, пропагандируя ложные идеи, которым их научил Махарадж Кали. Довольный их проповедью, Кали благословляет их, щедро даруя богатство, женщин и славу (канака, камини и пратиштху).

00:15:19 Одураченные их пропагандой, большинство людей игнорируют шуддха-бхакти и бхагавад-бхаджан и идут путями новоявленных, порочных учений, в основе которых лежит стремление к материальным наслаждениям. Эти наслаждения настолько затуманили их разум, что они не замечают, как приближаются к краю пропасти.

00:15:41 О искренние преданные! Не идите туда. Утвердитесь на пути бхакти, который проложили великие вайшнавы, такие как Шри Сварупа Дамодара, Шри Рупа Госвами, Шри Рагхунатха дас Госвами и Шри Нароттама дас Тхакур.
Тот, кто следует этому пути, узнаёт вкус чистой кришна-премы, которой наслаждались и которую раздавали Шри Гаура-Нитьянанда.
Живите во Врадже и всегда совершайте киртан и смаранам, состоящие из намы, рупы, гуны и лилы Шри Радхи и Кришны.

00:16:21 Учение гаура-нагари представляет собой ложную философию, которая противоречит принципам бхакти. Избегайте таких лжеучений. Воплощения према-бхакти Шри Вишнуприья и Шри Лакшмиприья, а также воплощение святой дхамы Шри Нила-деви вечно служат Шри Гаурасундаре, который есть Шри Радха и Кришна в одном лице. Приняв это как истину, отдайте себя под Его покровительство и, идя по стопам враджа-гопи, день и ночь занимайтесь преданным служением в уме. Так вы легко сможете обрести даже према-севу Шри Радхе и Кришне, получить которую каким-либо другим способом невероятно трудно.

00:17:09 Шри Бхактивинода Тхакур явил миру святую дхаму Маяпур. Там он установил поклонение Божествам Шри Гауры-Нитьянанды, Шри Гауры-Гададхары, Шри Гауры-Вишнуприйи и Шри Гауры-Лакшмиприйи. Он повсюду распространял Святые имена Шри Гауры и Шри Кришны, а также учение о шуддха-бхакти. Он сам создавал произведения о шуддха-бхакти, а также перевёл многие древние бхакти-шастры и написал много комментариев, статей и очерков.

00:17:44 В конце жизни, видя упадок учения бхакти в обществе, он, ко всеобщему несчастью, прекратил попытки спасти людей. Под предлогом старости он дал обет молчания и погрузился в манаса-севу, преданное служение в медитации.
Исполненный сострадания к страждущим душам этого мира, он однажды со слезами на глазах посмотрел на меня и велел проповедовать учение шуддха-бхакти, которое дали миру Шри Чайтанья Махапрабху и Его вечные спутники. Также он поручил мне написать этот комментарий «Анувритти», объясняющий его собственный комментарий к «Упадешамрите» под названием «Пиюуша-варшини-вритти».

00:18:32 Возложив на свою голову пыль с его лотосных стоп, я принялся исполнять это указание. Но едва я закончил комментарий к восьмому стиху «Шри Упадешамриты», как он покинул этот мир и вошёл в вечные лилы Шри Радхи и Кришны, проходящие в Свананда-сукхада-кундже на Шри Радха-кунде.

00:18:56 О Шри Бхактивинода Тхакур, близкий преданный Шримати Радхики! Сегодня, завершая свой комментарий «Анувритти» к стихам «Шри Упадешамриты», твой бедный слуга отдаёт его в твои лотосоподобные руки. Пусть это порадует тебя. Слава тебе!
Вспоминая Шри Гаурачандру, сегодня, в двадцать второй день лунного месяца бхадрапада 1914 года в Чандрашекхара-бхаване, в Маяпуре, я завершил этот комментарий под названием «Анувритти».