Как преданный среднего уровня должен служить вайшнавам трёх уровней
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Текст 5. Как преданный среднего уровня должен служить вайшнавам трёх уровней
00:00:09 кришнати яасья гири там манасадриита
дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам
шушрушаья бхаджана-вигьям ананьям анья
ниндади-шунья-хридам ипсита-санга-лабдхья
00:00:28 Анвая:
адрѝята – следует почитать; мáнаса – в уме; там – того, то есть начинающего преданного; ясья гѝри – в чьей речи; итѝ – так (встречается); кришна – имя Кришны; пранáтибхи – следует выражать почтение, отдавая поклон; ча – также; бхаджанам – преданному среднего уровня, который, имея правильное представление о реальности и иллюзии, совершает бхаджан в соответствии с традицией вайшнавов; ишáм – в честь Шри Бхагавана; чет – если; áсти – есть; дикша – получивший посвящение от истинного гуру; лáбдхья – и получивший;
00:01:30 ѝпсита-санга – желаемое общение, то есть общение с преданными высшего уровня, благосклонно настроенных к вам, в чьём сердце утвердилось определённое настроение служения Шри Радхе и Кришне, которое вы желаете развить; шушрýшая – всеми видами служения (к примеру, отдавать дандават-пранамы, задавать уместные вопросы и оказывать различную помощь); бхаджана-вѝгьям – следует почитать осознавшего себя вайшнава, маха-бхагавату, искушённого в бхаджане, который совершает его, занимаясь служением в уме в ежедневных развлечениях Шри Радхи и Кришны, то есть в ашта-калья-лиле; анáньям – который безраздельно предан Шри Кришне; анья-нѝндади-шунья-хрѝдам – и чьё сердце благодаря полному сосредоточению ума на Кришне свободно от пороков, таких как склонность хулить других.
00:02:43 Перевод:
Тот, кто хотя бы раз повторил кришна-наму, воззвав: «О Кришна!», – является начинающим преданным (каништха-адхикари). Следует считать его членом своей семьи и мысленно выражать ему почтение.
00:03:03 Тот, кто, глубоко постигнув смысл дикши, получил посвящение у истинного гуру и совершает бхаджан, служа Бхагавану в соответствии с традицией вайшнавов, является преданным среднего уровня (мадхьяма-адхикари). Такому преданному, обладающему правильным пониманием реальности и иллюзии, следует выражать почтение поклоном.
00:03:28 Тот, кто в совершенстве владеет наукой бхаджана, описанной в «Шримад-Бхагаватам» и других вайшнавских шастрах, и посвящает свой бхаджан исключительно Шри Кришне, является преданным высшего уровня (маха-бхагаватой). Благодаря непрерывной сосредоточенности ума на Кришне сердце такого преданного свободно от всех пороков, прежде всего от склонности хулить других. Он искушён в бхаджане и занимается манаса-севой, мысленным служением в божественных играх Шри Радхи и Кришны, соответствующих восьми частям дня, то есть ашта-калья-лиле.
00:04:09 Встретив такого возвышенного преданного, в чьём сердце живёт то настроение служения Шри Радхе и Кришне, которое вы стремитесь развить, и убедившись, что он относится к вам с любовью, вы должны почитать его, предлагая ему дандават-пранамы, то есть пранипат, задавая ему уместные вопросы (парипрáшна) и служа ему с любовью (сева).
Комментарий Шри Радха-рамана даса Госвами – «Упадеша-пракашика-тика»
00:04:45 Этот стих содержит наставления о сварупа-сиддха-бхакти.
Сноска:
Все усилия, то есть чéшта, в служении Кришне, такие как шраванам, киртанам, смаранам и т.д., равно как и все проявления духовных чувств, возникающих со стадии бхавы, за которыми стоят только связанные с Кришной желания и которые свободны от примесей гьяны и кармы, называются сварупа-сиддха-бхакти. Иными словами, вся деятельность тела, речи и ума, связанная со Шри Кришной и производимая исключительно и непосредственно для Его удовольствия, без каких-либо посторонних мотивов, называется сварупа-сиддха-бхакти.
00:05:33 Продолжение комментария:
Мы должны почтительно кланяться тем, кто получил посвящение от истинного гуру. И всеми возможными способами мы должны с любовью служить тем, кто погружен в мáнаса-севу и посвящает свой бхаджан исключительно Шри Кришне и кто в совершенстве знает, как служить ашта-калья-лиле Кришны.
00:05:57 Общение с такими преданными наиболее ценно. Посвящать бхаджан исключительно Шри Кришне – значит всецело посвятить себя служению Шри Радхе-Кришне во Врадже, не испытывая привязанности к Лакшми-Нараяне или другим воплощениям Бхагавана.
00:06:16 В «Шри Бхакти-расáмрита-синдху» говорится, что среди чистых преданных, которые поклоняются различным воплощениям Бхагавана, лучшими являются те, чьим сердцем завладел Шри Нанда-нандана, ибо их не привлекает даже благосклонность господина Лакшми – Шри Нараяны. Сердце таких преданных свободно от всех видов скверны, прежде всего от склонности хулить других, поскольку эти преданные всегда стремятся развивать своё бхакти в обществе преданных самого высшего уровня, расика-вайшнавов, которые в совершенстве постигли свою расу и наслаждаются ею, обладают сходным настроением и относятся к ним с любовью. Общение с преданными высшего уровня чрезвычайно ценно, поэтому следует мысленно выражать им почтение, отдавать поклоны и служить с любовью.
00:07:16 Этот стих можно истолковать иначе. Следует мысленно выражать почтение тем, кто получил посвящение от истинного гуру и повторяет кришна-наму. Следует выражать почтение поклоном и другими способами тем, кто получил посвящение от истинного духовного учителя, развил понимание самбáндха-гьяны и совершает чистый бхаджан.
00:07:44 Сноска:
Самбáндха-гьяна – это знание о взаимоотношениях между Господом, живым существом и материальной энергией. Слово «самбандха» означает «связь» или «отношения». Живые существа связаны с Верховным Господом вечными, нерушимыми отношениями. Поэтому Он – истинный объект любви каждого. Обычно говорят, что живые существа – слуги Господа, однако, достигнув совершенства в бхакти, живое существо устанавливает близкие, непосредственные отношения с Господом. Оно может выступать в качестве Его слуги, друга, родителя или возлюбленной.
00:08:32 Продолжение комментария:
Преданный высшего уровня – это тот, кто свободен от склонности хулить других и кто, будучи безраздельно предан Шри Радхе и Кришне, всегда мысленно служит Их ашта-калия-лиле.
00:08:51 Убедившись, что такой преданный обладает именно тем настроением служения Шри Радхе и Кришне, которое вы стремитесь развить, что он относится к вам с любовью и что общение с ним лучше общения с кем-либо ещё, вы должны выражать ему почтение всеми способами, а именно предлагая ему дандават-пранамы, то есть пранипат, задавая ему уместные вопросы, то есть парипрáшна и служа ему с любовью, то есть совершая севу. О положении вайшнавов следует судить именно с этой точки зрения.
00:09:32 В данном стихе Шри Рупы Госвами слово ади («и так далее») стоит за словом нѝнда («хулить»). Это указывает на зависть, злобу и другие пороки, которые обычно сопутствуют склонности хулить других.
В Шримад-Бхагаватам (3.25.24) Капиладев говорит:
00:09:56 «О добродетельная женщина, следует стремиться к общению только с садху, которые чисты сердцем и избегают всех видов дурного общения. Общение с ними очистит от всякой скверны, приобретённой в результате дурного общения».
Комментарий Шри Саччидананды Шрилы Бхактивинода Тхакура – «Пиюша-варшини-вритти»
00:10:23 Из наставлений этого стиха следует, что садхака, находящийся на уровне мадхьяма-адхикари, должен служить преданным.
Преданный высшего уровня (уттама-бхакта) не видит различий между живыми существами. Поэтому он не проводит различий между преданными и непреданными.
00:10:45 Преданный среднего уровня (мадхьяма-бхакта) – это тот, кто искренне старается совершать бхаджан. В этом стихе объясняется, как преданный-мадхьяма должен вести себя с преданными высшего уровня. Держась в стороне от мужчин, привязанных к женщинам, непреданных и людей, стремящихся к чувственным наслаждениям, он сможет уберечь себя от их пороков. При этом, понимая, что начинающие преданные, то есть каништха-бхакты, невежественны из-за недостатка знания самбáндха-таттвы, преданный-мадхьяма должен проявлять к ним сострадание. Слыша, как такие преданные повторяют имя Кришны, он мысленно выражает им почтение.
00:11:35 Если каништха-адхикари получил духовное посвящение и начинает совершать хари-бхаджан, преданный мадхьяма будет выражать ему почтение поклоном. Зная, что общение с маха-бхагаватами, свободными от склонности хулить других, наиболее благотворно, преданный должен почитать их, служа им. Такое служение – единственный источник всех видов духовного совершенства.
Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады – «Анувритти»
00:12:09 В «Бхакти-сандáрбхе» (868) Шрила Джива Госвами приводит следующее определение вайшнава-дикши:
дивья гьяанам ято дадьят
курьят папасья санкшаьям
тасмад дикшвти са прокта
дешикаис таттва-ковидаих
00:12:33 «Процесс наделения трансцендентным знанием (дивья-гьяной) и уничтожения греховных стремлений к чувственным удовольствиям называется дикшей. Таково мнение знатоков науки об Абсолютной Истине».
Следует мысленно выражать почтение преданному, который знает, что Кришна и Его имя неотличны друг от друга и трансцендентны и что Святое имя само по себе является высшим объектом поклонения и бхаджана, и потому ищет прибежище только в кришна-наме и посвящает себя Её повторению.
00:13:10 Хотя мантры, которые ученик получает во время церемонии дикши, состоят исключительно из шри-намы, имена, составляющие основу этих мантр, несут в себе знание об определённых отношениях ученика с Господом. Не обретя прибежища в хари-наме, невозможно стать хари-джаной, членом семьи Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху определял уровень вайшнава по тому, насколько сильна его вера в хари-наму.
00:13:41 Тот, кто хотя бы раз произнёс кришна-наму, является каништха-вайшнавом. Вайшнав, повторяющий кришна-наму постоянно, находится на более высоком уровне – мадхьяма. А вайшнав высшего уровня – уттама, или маха-бхагавата, – это тот, при одном взгляде на которого человек непроизвольно начинает повторять имя Кришны.
00:14:09 Каништха-вайшнаву следует выражать почтение мысленно. Мадхьяма-вайшнаву надо выражать почтение поклоном и другими способами. Сознавая, что уттама-адхикари – это вайшнав высшего уровня, и убедившись, что он обладает тем настроением служения Шри Радхе и Кришне, которое вы стремитесь развить, и что он благосклонен к вам, надо служить ему с большой любовью.
Разберём подробнее три типа вайшнавов.
00:14:43 1. Маха-бхагавата, он видит всё в связи с Кришной и потому не проводит различий между живыми существами. Подобно мадхьяма-адхикари, он сосредоточен на бхаджане, и, подобно каништха-адхикари, посвятил себя повторению хари-намы.
00:15:03 2. Мадхьяма-адхикари, он обладает любовью к Шри Кришне и выражает должное почтение преданным всех уровней – служит уттама-вайшнаву, отдаёт поклоны мадхьяма-вайшнаву и мысленно выражает почтение каништха-вайшнаву. Он всегда старается привести к Кришне живые существа, которые отвернулись от Него. Он избегает тех, кто враждебно относится к Кришне. Он проводит различия между живыми существами, в отличие от преданного уттама-адхикари.
00:15:40 3. Каништха-адхикари, он целиком посвящает себя повторению Святого имени, зная, что это принесёт ему высшее благо. Однако он не понимает, что мадхьяма-адхикари находится на более высоком уровне и что надо стремиться достичь этого уровня.
00:15:57 Случается, что каништха-адхикари сходит с пути бхакти из-за того, что пытается занять положение гуру. Чтобы избежать этого, он должен всегда оказывать надлежащее почтение уттама-адхикари и полностью посвятить себя повторению Святого имени.