Как преданный среднего уровня должен служить вайшнавам трёх уровней

03 September 2001
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:16:13 | качество: mp3 192kB/s 22 Mb | прослушано: 95 | скачано: 153 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Текст 5. Как преданный среднего уровня должен служить вайшнавам трёх уровней

00:00:09 кришнати яасья гири там манасадриита
дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам
шушрушаья бхаджана-вигьям ананьям анья
ниндади-шунья-хридам ипсита-санга-лабдхья

00:00:28 Анвая:
адрѝята – следует почитать; мáнаса – в уме; там – того, то есть начинающего преданного; ясья гѝри – в чьей речи; итѝ – так (встречается); кришна – имя Кришны; пранáтибхи – следует выражать почтение, отдавая поклон; ча – также; бхаджанам – преданному среднего уровня, который, имея правильное представление о реальности и иллюзии, совершает бхаджан в соответствии с традицией вайшнавов; ишáм – в честь Шри Бхагавана; чет – если; áсти – есть; дикша – получивший посвящение от истинного гуру; лáбдхья – и получивший;

00:01:30 ѝпсита-санга – желаемое общение, то есть общение с преданными высшего уровня, благосклонно настроенных к вам, в чьём сердце утвердилось определённое настроение служения Шри Радхе и Кришне, которое вы желаете развить; шушрýшая – всеми видами служения (к примеру, отдавать дандават-пранамы, задавать уместные вопросы и оказывать различную помощь); бхаджана-вѝгьям – следует почитать осознавшего себя вайшнава, маха-бхагавату, искушённого в бхаджане, который совершает его, занимаясь служением в уме в ежедневных развлечениях Шри Радхи и Кришны, то есть в ашта-калья-лиле; анáньям – который безраздельно предан Шри Кришне; анья-нѝндади-шунья-хрѝдам – и чьё сердце благодаря полному сосредоточению ума на Кришне свободно от пороков, таких как склонность хулить других.

00:02:43 Перевод:
Тот, кто хотя бы раз повторил кришна-наму, воззвав: «О Кришна!», – является начинающим преданным (каништха-адхикари). Следует считать его членом своей семьи и мысленно выражать ему почтение.

00:03:03 Тот, кто, глубоко постигнув смысл дикши, получил посвящение у истинного гуру и совершает бхаджан, служа Бхагавану в соответствии с традицией вайшнавов, является преданным среднего уровня (мадхьяма-адхикари). Такому преданному, обладающему правильным пониманием реальности и иллюзии, следует выражать почтение поклоном.

00:03:28 Тот, кто в совершенстве владеет наукой бхаджана, описанной в «Шримад-Бхагаватам» и других вайшнавских шастрах, и посвящает свой бхаджан исключительно Шри Кришне, является преданным высшего уровня (маха-бхагаватой). Благодаря непрерывной сосредоточенности ума на Кришне сердце такого преданного свободно от всех пороков, прежде всего от склонности хулить других. Он искушён в бхаджане и занимается манаса-севой, мысленным служением в божественных играх Шри Радхи и Кришны, соответствующих восьми частям дня, то есть ашта-калья-лиле.

00:04:09 Встретив такого возвышенного преданного, в чьём сердце живёт то настроение служения Шри Радхе и Кришне, которое вы стремитесь развить, и убедившись, что он относится к вам с любовью, вы должны почитать его, предлагая ему дандават-пранамы, то есть пранипат, задавая ему уместные вопросы (парипрáшна) и служа ему с любовью (сева).

Комментарий Шри Радха-рамана даса Госвами – «Упадеша-пракашика-тика»

00:04:45 Этот стих содержит наставления о сварупа-сиддха-бхакти.
Сноска:
Все усилия, то есть чéшта, в служении Кришне, такие как шраванам, киртанам, смаранам и т.д., равно как и все проявления духовных чувств, возникающих со стадии бхавы, за которыми стоят только связанные с Кришной желания и которые свободны от примесей гьяны и кармы, называются сварупа-сиддха-бхакти. Иными словами, вся деятельность тела, речи и ума, связанная со Шри Кришной и производимая исключительно и непосредственно для Его удовольствия, без каких-либо посторонних мотивов, называется сварупа-сиддха-бхакти.

00:05:33 Продолжение комментария:
Мы должны почтительно кланяться тем, кто получил посвящение от истинного гуру. И всеми возможными способами мы должны с любовью служить тем, кто погружен в мáнаса-севу и посвящает свой бхаджан исключительно Шри Кришне и кто в совершенстве знает, как служить ашта-калья-лиле Кришны.

00:05:57 Общение с такими преданными наиболее ценно. Посвящать бхаджан исключительно Шри Кришне – значит всецело посвятить себя служению Шри Радхе-Кришне во Врадже, не испытывая привязанности к Лакшми-Нараяне или другим воплощениям Бхагавана.

00:06:16 В «Шри Бхакти-расáмрита-синдху» говорится, что среди чистых преданных, которые поклоняются различным воплощениям Бхагавана, лучшими являются те, чьим сердцем завладел Шри Нанда-нандана, ибо их не привлекает даже благосклонность господина ЛакшмиШри Нараяны. Сердце таких преданных свободно от всех видов скверны, прежде всего от склонности хулить других, поскольку эти преданные всегда стремятся развивать своё бхакти в обществе преданных самого высшего уровня, расика-вайшнавов, которые в совершенстве постигли свою расу и наслаждаются ею, обладают сходным настроением и относятся к ним с любовью. Общение с преданными высшего уровня чрезвычайно ценно, поэтому следует мысленно выражать им почтение, отдавать поклоны и служить с любовью.

00:07:16 Этот стих можно истолковать иначе. Следует мысленно выражать почтение тем, кто получил посвящение от истинного гуру и повторяет кришна-наму. Следует выражать почтение поклоном и другими способами тем, кто получил посвящение от истинного духовного учителя, развил понимание самбáндха-гьяны и совершает чистый бхаджан.

00:07:44 Сноска:
Самбáндха-гьяна – это знание о взаимоотношениях между Господом, живым существом и материальной энергией. Слово «самбандха» означает «связь» или «отношения». Живые существа связаны с Верховным Господом вечными, нерушимыми отношениями. Поэтому Он – истинный объект любви каждого. Обычно говорят, что живые существа – слуги Господа, однако, достигнув совершенства в бхакти, живое существо устанавливает близкие, непосредственные отношения с Господом. Оно может выступать в качестве Его слуги, друга, родителя или возлюбленной.

00:08:32 Продолжение комментария:
Преданный высшего уровня – это тот, кто свободен от склонности хулить других и кто, будучи безраздельно предан Шри Радхе и Кришне, всегда мысленно служит Их ашта-калия-лиле.

00:08:51 Убедившись, что такой преданный обладает именно тем настроением служения Шри Радхе и Кришне, которое вы стремитесь развить, что он относится к вам с любовью и что общение с ним лучше общения с кем-либо ещё, вы должны выражать ему почтение всеми способами, а именно предлагая ему дандават-пранамы, то есть пранипат, задавая ему уместные вопросы, то есть парипрáшна и служа ему с любовью, то есть совершая севу. О положении вайшнавов следует судить именно с этой точки зрения.

00:09:32 В данном стихе Шри Рупы Госвами слово ади («и так далее») стоит за словом нѝнда («хулить»). Это указывает на зависть, злобу и другие пороки, которые обычно сопутствуют склонности хулить других.
В Шримад-Бхагаватам (3.25.24) Капиладев говорит:

00:09:56 «О добродетельная женщина, следует стремиться к общению только с садху, которые чисты сердцем и избегают всех видов дурного общения. Общение с ними очистит от всякой скверны, приобретённой в результате дурного общения».

Комментарий Шри Саччидананды Шрилы Бхактивинода Тхакура – «Пиюша-варшини-вритти»

00:10:23 Из наставлений этого стиха следует, что садхака, находящийся на уровне мадхьяма-адхикари, должен служить преданным.
Преданный высшего уровня (уттама-бхакта) не видит различий между живыми существами. Поэтому он не проводит различий между преданными и непреданными.

00:10:45 Преданный среднего уровня (мадхьяма-бхакта) – это тот, кто искренне старается совершать бхаджан. В этом стихе объясняется, как преданный-мадхьяма должен вести себя с преданными высшего уровня. Держась в стороне от мужчин, привязанных к женщинам, непреданных и людей, стремящихся к чувственным наслаждениям, он сможет уберечь себя от их пороков. При этом, понимая, что начинающие преданные, то есть каништха-бхакты, невежественны из-за недостатка знания самбáндха-таттвы, преданный-мадхьяма должен проявлять к ним сострадание. Слыша, как такие преданные повторяют имя Кришны, он мысленно выражает им почтение.

00:11:35 Если каништха-адхикари получил духовное посвящение и начинает совершать хари-бхаджан, преданный мадхьяма будет выражать ему почтение поклоном. Зная, что общение с маха-бхагаватами, свободными от склонности хулить других, наиболее благотворно, преданный должен почитать их, служа им. Такое служение – единственный источник всех видов духовного совершенства.

Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады – «Анувритти»

00:12:09 В «Бхакти-сандáрбхе» (868) Шрила Джива Госвами приводит следующее определение вайшнава-дикши:
дивья гьяанам ято дадьят
курьят папасья санкшаьям
тасмад дикшвти са прокта
дешикаис таттва-ковидаих

00:12:33 «Процесс наделения трансцендентным знанием (дивья-гьяной) и уничтожения греховных стремлений к чувственным удовольствиям называется дикшей. Таково мнение знатоков науки об Абсолютной Истине».
Следует мысленно выражать почтение преданному, который знает, что Кришна и Его имя неотличны друг от друга и трансцендентны и что Святое имя само по себе является высшим объектом поклонения и бхаджана, и потому ищет прибежище только в кришна-наме и посвящает себя Её повторению.

00:13:10 Хотя мантры, которые ученик получает во время церемонии дикши, состоят исключительно из шри-намы, имена, составляющие основу этих мантр, несут в себе знание об определённых отношениях ученика с Господом. Не обретя прибежища в хари-наме, невозможно стать хари-джаной, членом семьи Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху определял уровень вайшнава по тому, насколько сильна его вера в хари-наму.

00:13:41 Тот, кто хотя бы раз произнёс кришна-наму, является каништха-вайшнавом. Вайшнав, повторяющий кришна-наму постоянно, находится на более высоком уровне – мадхьяма. А вайшнав высшего уровня – уттама, или маха-бхагавата, – это тот, при одном взгляде на которого человек непроизвольно начинает повторять имя Кришны.

00:14:09 Каништха-вайшнаву следует выражать почтение мысленно. Мадхьяма-вайшнаву надо выражать почтение поклоном и другими способами. Сознавая, что уттама-адхикари – это вайшнав высшего уровня, и убедившись, что он обладает тем настроением служения Шри Радхе и Кришне, которое вы стремитесь развить, и что он благосклонен к вам, надо служить ему с большой любовью.
Разберём подробнее три типа вайшнавов.

00:14:43 1. Маха-бхагавата, он видит всё в связи с Кришной и потому не проводит различий между живыми существами. Подобно мадхьяма-адхикари, он сосредоточен на бхаджане, и, подобно каништха-адхикари, посвятил себя повторению хари-намы.

00:15:03 2. Мадхьяма-адхикари, он обладает любовью к Шри Кришне и выражает должное почтение преданным всех уровней – служит уттама-вайшнаву, отдаёт поклоны мадхьяма-вайшнаву и мысленно выражает почтение каништха-вайшнаву. Он всегда старается привести к Кришне живые существа, которые отвернулись от Него. Он избегает тех, кто враждебно относится к Кришне. Он проводит различия между живыми существами, в отличие от преданного уттама-адхикари.

00:15:40 3. Каништха-адхикари, он целиком посвящает себя повторению Святого имени, зная, что это принесёт ему высшее благо. Однако он не понимает, что мадхьяма-адхикари находится на более высоком уровне и что надо стремиться достичь этого уровня.

00:15:57 Случается, что каништха-адхикари сходит с пути бхакти из-за того, что пытается занять положение гуру. Чтобы избежать этого, он должен всегда оказывать надлежащее почтение уттама-адхикари и полностью посвятить себя повторению Святого имени.