Шесть побуждений, мешающих развитию бхакти

15 августа 2001
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:32:24 | качество: mp3 64kB/s 14 Mb | прослушано: 10 | скачано: 8 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Текст 1. Шесть побуждений, мешающих развитию бхакти, которые необходимо преодолеть

00:00:13 вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам пртхивим са шишьят

00:00:30 Анвайа:
дхѝрах – мудрый, владеющий собой человек, свободный от стремления к чувственным удовольствиям, освобождению и мистическим совершенствам; йах – кто; вишахéта – способен обуздать; этáн – все эти; вегáн – страсти; вачό вегáм – побуждение говорить; манасáх вегáм – возбуждение ума; крόдха вегáм – порывы гнева; джѝхва вегáм – требования языка; удáра вегáм – требования желудка; упáстха вегáм – (и) возбуждение гениталий; сáха – он; шѝшьят – может учить; ѝмам – этот; сарвáм – весь; прѝтхвим – мир; áпи – даже.

00:01:28 Перевод:
Мудрый, владеющий собой человек, который способен подчинить себе шесть побуждений, а именно: желание говорить, возбуждение ума, порывы гнева, требования языка и желудка и возбуждение гениталий, может давать наставления всему миру. Иными словами, все люди могут стать его учениками.

00:01:56 Мангалачарана:
Прежде всего я снова и снова отдаю поклоны моему высокочтимому Шри Гурудеве, нитья-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагьяне Кешаве Госвами, а также моему парам-гурудеву – Шри Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Прабхупаде, который написал комментарий «Анувритти», также я даю поклоны моему парат-пара-гурудеву – Шри Шримад Бхактивиноде Тхакуру, который написал комментарий «Пиюша-варшини», Шри Радха-рамане дасу Госвами, служителю Божества Шри Радха-раманы, написавшему «Упадеша-пракашика-тику», Шри Рупе Госвами, автору «Шри Упадешамриты», чьим единственным достоянием была раса супружеской любви (шрингáра-раса), и его Божеству – Шри Чайтанье Махапрабху, которого украшают настроение и цвет тела Шри Радхи. Снова и снова припадая к их стопам, я начинаю этот перевод «Упадеша-пракашика-тики».

Комментарий Шри Радха-рамана даса Госвами – «Упадеша-пракашика-тика»

00:03:14 Да сопутствует всегда победа Шри Радха-раману. Я возношу молитву Шри Чайтанье Махапрабху и Его спутникам: авадхуте Шри Нитьянанде Прабху, который суть Сам Шри Баладева, Шри Адвайте Ачарье, воплощению Маха-Вишну, Шри Гададхаре, олицетворению энергии Махапрабху, и всем приближенным Махапрабху во главе со Шривасой.

00:03:41 Я принимаю покровительство Махапрабху, первоисточника всей энергии в этом мире. С большим почтением и любовью я возношу молитвы Шри Рупе Госвами, чьё единственное достояние – шрингáра-раса. Всю свою жизнь он посвятил описанию этой расы, также известной как ýннатоджвала-према-раса, высшая лучезарная божественная любовь Шри Радхи и Кришны. Он всегда погружён в служение лотосным стопам Шри Радхи-Говинды. Шри Рупа Госвами принёс очищение всем дживам этого мира, описав метод, позволяющий обрести эту разновидность премы.

00:04:24 Я почтительно кланяюсь Шри Гопале Бхатте Госвами, который очень милостив к несчастным падшим дживам, околдованным внешней энергией Господа. Я ещё раз кланяюсь океану милосердия, Шри Чайтанье Махапрабху, освятившему эту Кали-югу. Он распространяет Святое имя и любовь к Богу и дарует освобождение всем дживам на земле. Я обращаюсь с молитвами к Шри Гопинатхе дасу, ученику Шри Гопалы Бхатты Госвами и служителю Шри Радха-рамана. Он благословил бесчисленные живые существа, даровав им шри гаура-бхакти.

00:05:04 Я отдаю поклоны моему Гурудеву и деду, Шри Джѝвана-лалу. Я всегда остаюсь его слугой. Выразив им всем почтение, я приступаю к краткому объяснению стихов «Шри Упадешамриты», которую Шри Рупа Госвами написал для блага всех садхаков.

00:05:24 В «Шри Бхакти-рáсамрита-синдху» Шри Рупа Госвами определяет уттама-бхакти как любовное служение Шри Кришне, свободное от покрытия гьяной, то есть знанием, цель которого – слиться с Господом, и кармой, то есть деятельностью ради её плодов, которая не направлена целиком и полностью на удовлетворение Господа. Занимаясь таким служением, преданный не может иметь никаких других желаний. Как может уттама-бхакти развиваться в людях, чьи сердца переполняют такие пороки, как вожделение и гнев? В «Падма-пуране» говорится:

00:06:02 шокамаршадибхир бхаваир
акрантам яасья манасам
катхам татра мукундасья
спхурти самбхавана бхавет

00:06:16 «Разве может Шри Мукунда явиться тому, чьё сердце охвачено скорбью, гневом и другими беспокоящими чувствами?»
Смысл этого утверждения заключается в том, что, когда вожделение, гнев, алчность и другие разновидности скверны возникают в уме, шесть страстей, названных в комментируемом стихе, заставляют ум думать только о недолговечных чувственных объектах. В нечистом сердце никогда не разовьётся чистое, беспримесное бхакти. Поэтому данный стих призывает обуздать эти страсти, которые препятствуют развитию бхакти. Садхака, способный сдерживать эти страсти, может давать наставления всему миру. Можно сделать вывод, что садхака, который обуздал свои чувства и одолел в себе перечисленные страсти, способен очистить все дживы этого мира своим непоколебимым и чистым уттама-бхакти. Учеником такого великого человека может стать каждый.

00:07:22 В Шримад-Бхагаватам (11.14.24) сказано:
«О Уддхава, голос Моего преданного содрогается от премы, а сердце тает от переполняющих его духовных чувств. Он ни на миг не может удержаться от слёз. Он то смеётся, то, отбросив всякое смущение, громко поёт или пускается в пляс. Такой преданный очищает не только себя, но и весь мир».

00:07:53 Важно отметить, что, смирив шесть упомянутых страстей, человек лишь получает право вступить на путь бхакти. Само по себе это достижение не относится к непосредственным составляющим практики преданного служения, к садхана-бхакти, это лишь открывает врата в царство бхакти.
Бхакти представляет собой самопроявляющуюся функцию внутренней энергии Господа (сварупа-шакти), поэтому с появлением бхакти шесть страстей усмиряются сами собой.

Комментарий Шрилы Бхактивиноды Тхакура – «Пиюша-варшини-вритти», или комментарий, подобный потоку нектара

00:08:41 шри годрума-чандрая намаха
Я отдаю поклоны Шри Чайтанье Махапрабху, луне на небосводе Шри Годрумы.
яат крипа-сагародбхутам
упадеша мритам бхуви
шри рупена саманитам
гаурачандрам бхаджамья там

00:09:07 Я поклоняюсь Шри Гаурачандре, океану милости. Он дал начало потоку нектара, который Шри Рупа Госвами собрал и преподнёс миру в форме «Шри Упадешамриты».
натва грантха пранетарам
тикакарам пранамья ча
мая вирачьяте вриттихи
пиюуша-паривешани

00:09:35 С великим смирением я кланяюсь автору «Шри Упадешамриты», Шри Рупе Госвами, а также её первому комментатору, Шри Радха-раману дасу Госвами. Так я начинаю этот комментарий, моё нектарное подношение.
аньябхилашита-шуньям
гьяна-кармадья анавритам
анукульена кришнану
шриланам бхактир уттамаха

00:10:09 «Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, то есть представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне всеми силами тела, ума и речи, а также различными духовными чувствами (бхавами), которая свободна от влияния гьяны, то есть знания, имеющего целью слияние с безличным Браманом, и кармы, то есть  корыстной деятельности, и которая основывается на единственном желании –доставить удовольствие Шри Кришне, называется уттама-бхакти, чистым преданным служением» («Бхакти-расáмрита-синдху», 1.1.11).

00:10:55 Принимая все наставления данного стиха как благоприятные для духовного развития и отвергая всё, что мешает духовному развитию, человек начинает заниматься деятельностью, направленной исключительно на удовлетворение Шри Кришны. Именно эта практика, или бхагават-анушилана, является первоначальной целью тех, кто стремится совершать бхаджан. Принятие благоприятного для развития бхакти и отвержение неблагоприятного не относятся к непосредственным частям шуддха-бхакти. Это проявления веры, лежащей в основе вручения себя Господу (шаранáгати), которое наделяет человека способностью практиковать бхакти.

00:11:39 В «Вайшнава-тантре» об этом сказано так (цитируется в «Бхакти-сандáрбхи», Ануччхеда 236):
анукулиасья санкалпах
пратикуласья варджанам
ракшишьятити вишвасо
гоптритве варанам татха
атма-никшвепа-карпанье
шад-видха шаранагатихи

00:12:03 «Существует шесть признаков вручения себя Господу:
признак первый: анýклиясья сáнкалпа – садхаки, полностью предавшиеся Господу, принимают только то, что благоприятно для развития према-бхакти;
признак второй: пратикульясья вивáрджана – они решительно отвергают всё, что неблагоприятно для развития према-бхакти;

00:12:30 признак третий: ракшѝшьятити вѝшваса – они твёрдо верят в то, что их единственный защитник – Кришна, что у них нет иного защитника, кроме Него, и что их не защитит никакая другая деятельность;
признак четвёртый: гόптритве вáрана – преданные никогда не сомневаются в том, что Кришна – их единственный покровитель;
признак пятый: атма-никшéпа – они вручают себя Господу, думая: «Сам я ни на что не способен. Ничто не происходит без воли Кришны»;

00:13:09 и признак шестой: кáрпанья – они очень смиренны и считают себя падшими и ничтожными. Чистые преданные обладают такой твёрдой и простой верой. Это умонастроение именуется шаранáгати».
Этот стих призывает отказаться от всего, что мешает развитию бхакти. Тот, кто способен сдерживать побуждения речи, ума, гнева, языка, желудка и гениталий, может давать наставления всему миру.

00:13:44 В «Падма-пуране» говорится:
«Разве может Шри Мукунда явиться тому, чьё сердце охвачено скорбью, гневом и другими беспокоящими чувствами?»
Данный стих указывает на то, что вожделение, гнев, алчность, иллюзия, опьянение, зависть и другие беспокоящие чувства постоянно возникают в уме, привлекая его к материальным чувственным объектам. Этому способствуют шесть посредников:

00:14:15 1) побуждение говорить, или употребление слов, причиняющих страдания другим;
2) возбуждение ума, или возникающие в нём бесчисленные желания и планы;
3) раздражение или употребление грубых слов;
4) потакание языку, или жадное желание наслаждаться шестью вкусами: сладким, кислым, горьким, острым, солёным и вяжущим;
5) требования желудка, или желание есть больше необходимого, и
6) возбуждение гениталий, или желание вступать в половую связь.

00:15:00 Всё это делает невозможной практику шуддха-бхакти. Чтобы помочь тем, кто вступил на путь бхаджана, направить желания своего сердца на бхакти, Шри Рупа Госвами поместил этот стих в самое начало своей книги.
Попытки победить шесть перечисленных побуждений сами по себе не являются бхакти-садханой. Это своего рода лестница, позволяющая подняться до уровня, на котором человек получает право войти в храм бхакти. Наставление сдерживать шесть побуждений даётся также тем, кто идёт путём кармы (деятельности ради её плодов) или путём гьяны (философского познания истины). Это наставление предназначено не для чистых преданных.

00:15:54 Согласно шастрам, истинное бхакти – это слушание, повторение и памятование имён, а также рассказов об образе, качествах и развлечениях Шри Кришны.
Шесть побуждений ставят различные преграды перед тем, кто только вступил на путь бхакти. Найдя прибежище в настроении безраздельного вручения себя Господу (шаранáгати), а также избегая нама-апарадхи, или десяти оскорблений Святого имени, начинающий преданный обретает способность преодолеть эти препятствия силой хари-нама-санкиртаны и других методов. Общение с безупречно чистыми святыми играет при этом очень важную роль.

00:16:39 В «Падма-пуране» сказано:
«Те, кто, даже услышав о поразительном величии Святого имени, всё равно продолжают отождествлять себя с материальным телом и считать какие-либо материальные объекты своей собственностью либо повторяют Святое имя нерегулярно или без любви, также являются оскорбителями Святого имени».

00:17:05 Преданные стремятся к практическому отречению от материальных объектов (юкта-вайрагье), избегая бессмысленного, формального отречения. Поэтому на них не распространяется указание избегать всякого соприкосновения с объектами чувств. Когда ум более не возбуждается, или, другими словами, когда человек больше не жаждет мирских удовольствий, побуждения, исходящие от глаз, ушей, жизненного и всех остальных источников, ослабевают.
Итак, те, кто победил шесть страстей, могут завоевать весь мир. Наставление сдерживать вышеназванные побуждения относится к преданным, ведущим семейную жизнь, поскольку, прежде чем оставить семейную жизнь, необходимо одержать победу над этими страстями.

Комментарий Шри Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады – «Анувритти»

00:18:05 В высшей степени сострадательный Шри Шачинандана Гаурахари, который очищает падшие души, явил безграничную милость дживам, попавшим под пагубное влияние Кали и питающим отвращение к служению Шри Кришне. Он дал им наставления, известные как «Шри Шикшаштака». В этих стихах в сжатой форме Он объяснил всё, что касается самбандхи, абхидеи и прайоджаны. Его любимый ученик Шри Рупа Госвами услышал эту бхакти-таттву из Его лотосоподобных уст в Джаганнатха Пури и в Праяге.

00:18:44 Шри Чайтанья Махапрабху, всемогущее воплощение премы, не просто дал ему наставления, но вложил в его сердце способность постичь все тайны бхакти. Шри Рупа Госвами явил миру эти наставления, изложив их на простом, легко понятном санскрите в своих книгах «Шри Бхакти-расáмрита-синдху», «Уджвáла-нилáмани», «Лалита-мадхава», «Видагдха-мадхава», «Става-мала» и других. Эти священные тексты представляют собой россыпи драгоценных камней премы и несут всем величайшую удачу.

00:19:20 «Шри Упадешамрита» – один из бесценных бриллиантов премы. Он красуется на груди у преданных Махапрабху. В ней Шри Рупа Госвами извлёк из наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху самую суть и преподнёс её в дар всем истинным садхакам.

00:19:38 В «Шри Упадешамрите» даны наставления двух видов: оставить всё, что мешает развитию бхакти, и принять то, что благоприятно для развития бхакти. Пока садхака не начнёт следовать этим двум видам наставлений, в его сердце не проявится бхава-бхакти, не говоря уже о према-бхакти.

00:20:02 Сноска:
В «Бхакти-расáмрита-синдху» (1.3.1) дано следующее определение бхавы: «Бхава-бхакти» – это особое проявление энергии чистой благости (шуддха-саттвы). Иными словами, по своей природе бхава-бхакти – явление, целиком состоящее из шуддха-саттвы. Оно подобно лучу солнца премы, и оно размягчает сердце многообразием вкусов».

00:20:34 В «Бхакти-расáмрита-синдху» (1.4.1) даётся определение премы: «Когда бхава-бхакти размягчает сердце гораздо сильнее, чем на своей начальной стадии, и в значительной степени усиливает чувство духовного блаженства, а также дарует глубокое чувство обладания по отношению к Кришне (мáмата), знатоки духовной науки именуют это премой».

00:21:05 Продолжение комментария:
В настоящее время многие люди придерживаются различных неавторитетных мнений и учений, которые, внешне маскируясь под религию, на самом деле противоречат бхакти, а также придерживаются идей, идущих вразрез с Ведами, или учению сахаджий, то есть подражания, маявады (имперсонализм) и прочих противоречивых взглядов. Такие люди боятся наставлений «Упадешамриты», видя в них олицетворение Ямараджа, карающего души умерших. Но люди верующие, которые с любовью изучают и декламируют «Упадешамриту», а также применяют её в жизни, смогут избавиться от всех сомнений относительно бхакти и достичь сначала бхава-бхакти и в конце концов редчайшей према-бхакти.

00:21:58 Поэтому, возложив на голову пыль с лотосных стоп всех гуру в преемственности, идущей от Шри Рупы Госвами, я, Шри Варшабханави-даята дас, слуга господина жизни Вришабхану-нандини Шримати Радхики, начинаю этот комментарий к «Шри Упадешамрите» под названием «Анувритти».
Цель его – помочь дживам погрузиться в «Шри Бхакти-расáмрита-синдху», произведение, которое явил миру Шри Рупа Госвами и которому учили и следовали все рупануга-ачарьи – наставники-вайшнавы, последователи Шри Рупы, такие, как Шри Гауракишор дас Бабаджи Махарадж и Шри Бхактивинода Тхакур.

00:22:43 Живых существ, привязанных к мирским удовольствиям, одолевают три вида страстей: побуждения, исходящие от ума, тела и речи. Тем, кто попадает под могущественное влияние этих неистовых страстей, очень трудно спастись. Падая в поток повторяющихся рождений и смертей, такие живые существа лишаются духовного благополучия. Но люди, способные обуздать эти побуждения, не попадают под власть стремления к материальным чувственным удовольствиям. Они могут освободиться из плена материального существования.

00:23:23 К необузданной речи относятся идущие вразрез с учением бхакти рассуждения философов-имперсоналистов (нирвишéша-вади) и людей, стремящихся к плодам своего труда и погрязших в корыстной мирской деятельности, а также любые разговоры, не связанные со служением Шри Кришне, или, другими словами, выражающие различные виды стремления к материальным удовольствиям. Сюда не относятся разговоры о служении Господу. Напротив, такие разговоры следует считать плодом усилий в обуздании речи.

00:23:57 Бывает, что человек, давший обет молчания, выражает свои стремления к материальным наслаждениям мимикой или письмом. Это тоже попадает в категорию необузданной речи.
Беспокойства ума бывают двух видов: авирόдха-прити – привязанность, не встречающая препятствий, и вирόдха-юукта-крόдха – гнев, возникающий при столкновении с препятствиями. Привязанность к учению майавади, к деятельности ради её плодов и вера в идеи людей, которые одержимы множеством желаний, не связанных со служением Кришне, – таковы три разновидности авирόдха-прити.

00:24:44 Безразличие к деятельности гьяни, карми и других категорий людей, одержимых материальными желаниями, – это та же привязанность, не встречающая препятствий, только в неразвитой, непроявленной форме. Когда на пути исполнения материальных желаний человека возникают препятствия, когда он не обретает желанных плодов своего труда или, несмотря на все усилия, не достигает освобождения (мукти), в нём просыпается гнев. Размышление о лилах Шри Кришны не относится к беспокойствам ума, напротив, это способ избавиться от всех беспокойств.

00:25:24 Побуждения, исходящие от тела, бывают трёх видов: требования языка, желудка и гениталий. Стремление наслаждаться любым из шести вкусов, а также мясом, рыбой, яйцами, вином, топлёным маслом в чрезмерных количествах, молоком, молочными сладостями, сливками и т.п. – всё это потворство требованиям языка.
Садху избегают слишком горькой пищи или приправленной острым красным перцем. Употребление ореха бéтеля, смеси бéтеля со специями (пáна), сигарет, марихуаны, конопли, опиума и других наркотических веществ, а также лука и чеснока тоже относится к потворству вредным побуждениям языка. Садхаки, идущие путём бхакти, ни в коем случае не должны употреблять эти одурманивающие вещества и продукты.

00:26:26 Следует тщательно избегать потворства дурным наклонностям языка, почитая маха-прасад (остатки пищи Бхагавана и Его преданных). Хотя маха-прасад может быть очень вкусным, принятие его не является потворством языку. Почитая маха-прасад с твёрдой верой, человек сможет укротить свой язык. Но если под предлогом оказания почтения прасаду кто-то желает испытать удовольствие и украдкой наслаждается его вкусом, это тоже потворство прихотям языка.
Вкушать дорогие, изысканные блюда, такие, как рáбри или взбитые сливки, которые подносят полубогам в домах состоятельных людей, пагубно для нишкѝнчана-вайшнавов, живущих в отречении от мира.

00:27:14 Потакая требованиям языка, преданный рискует попасть в ловушку предосудительного поведения и дурного общения.
В «Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 6.227, 236) говорится:
«Люди, склонные к плотским утехам и чревоугодию, которые стремятся удовлетворять прихоти своего языка, никогда не смогут приблизиться к Шри Кришне. Преданному не следует носить дорогие, роскошные одежды и есть изысканные блюда».

00:27:51 Садхаки должны тщательно избегать этих соблазнов. Обжорство влечёт за собой различные болезни и многие другие проблемы. Люди, склонные к чревоугодию, обычно попадают во власть полового влечения и ведут распутный образ жизни. С требованиями языка можно совладать, если должным образом почитать бхагават-прасад, соблюдать экадаши по всем правилам и служить Кришне.

00:28:18 Побуждения гениталий бывают двух видов: разрешённые шастрами и запрещённые. Когда, достигнув зрелости, человек вступает в брак в соответствии с указаниями шастр и выполняет дхарму грихастхи, соблюдая правила для зачатия хорошего потомства, тем самым он обуздывает требования гениталий. Это называется половой жизнью в соответствии с шастрами.
Существует много разновидностей недозволенного удовлетворения полового чувства, как, например, связь с чужой женой, противоречащая всем моральным нормам и религиозным заповедям, стремление к восьми видам полового общения и удовлетворение чувств искусственным и распутным образом, что также противоречит заповедям шастр.

00:29:12 Все садхаки на пути бхакти, как семейные люди, так и те, кто живёт в отречении от мира, никогда не должны потворствовать требованиям языка, желудка и гениталий.
В своей книге «Према-вивáрта» (7.3.1-4) спутник Шри Чайтаньядева по имени Шри Джагадананда Пандит пишет:
«О вайшнав, отрёкшийся от мирской жизни, брат мой, кого бы ты ни встретил, не слушай и не говори ни о чём мирском. Не беседуй с женщиной наедине даже во сне.

00:29:52 О брат, оставь жену и дом и отправляйся в лес. Если ты желаешь развить любовь к лотосным стопам Шри Шачинанданы Гаурахари, то всегда помни о случае с Чхотой Харидасом. Если стремишься к бхагавад-бхакти, не ешь изысканной пищи и не носи роскошных одежд и в сердце своём всегда служи Шри Радхе и Кришне».

00:30:21 Тот, кто полностью победил описанные шесть побуждений тела, ума и речи, достоин носить титул «Госвами», что означает «господин своих чувств». Такие госвами – истинные слуги Шри Кришны. Те же, кто в противоположность им находится во власти этих шести побуждений, именуются го-дасами, слугами или рабами своих чувств.
На самом деле го-дасы, или слуги чувств, служат иллюзорной энергии (майе). И если они хотят стать слугами Кришны, им необходимо следовать примеру истинных госвами – иного пути нет. Те, чьи чувства необузданны, никогда не смогут стать преданными Шри Хари.

00:31:12 В Шримад-Бхагаватам (7.5.30) Прахлада Махарадж говорит:
матир на кришне паратах сватова митхо бхипадьета гриха-вратанам
аданта-гобхир вишатам тамисрам пунах пунаш чарвита-чарвананам

00:31:32 «О отец, мирские люди лишь перемалывают молотое и жуют уже жёваное. Поскольку их чувства необузданны, их ждёт ужасный ад материального существования. Разум таких людей никогда не обратится к Бхагавану Шри Кришне. Им в этом не помогут ни их собственные усилия, ни наставления других, подобных им мирских людей».