Практика бхаджана и лучшее место для этого

30 September 2001
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:14:09 | качество: mp3 192kB/s 19 Mb | прослушано: 52 | скачано: 150 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Текст 8. Практика бхаджана и лучшее место для занятий бхаджаном

00:00:09 тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану
смртьйох крамена расана-манаси нийоджья
тиштхан врадже тад-анураги-джананугами
калам наед акхилам итью упадеша-сарам

00:00:27 Анваья:
тиштáн врадже – живя во Врадже; анугáми – как последователь; анурáги-джáна – вечных жителей Враджи, которым присуща спонтанная любовь; тат – к Нему (Шри Кришне); калам найéт – следует использовать всё своё время; нийόджья – занимая; рáсана – язык; мáнаси – и ум; крамéна – последовательно; сукѝртана анусмритьйох – во внимательном повторении и памятовании; нама-рупа-чарѝта-ади – имён, образа, качеств и развлечений; тат – Его, Враджендра-нанданы Шри Кришны; итѝ – только это; сáрам – суть; акхѝлам – всех; упадéша – наставлений.

00:01:29 Перевод:
Преданный должен жить во Врадже и, следуя вечным обитателям Враджи, которым присуща спонтанная любовь к Шри Кришне, посвятить всё своё время тому, чтобы последовательно занимать свой язык и ум повторением и памятованием имён и описаний образа, качеств и развлечений Кришны. В этом суть всех наставлений.

Комментарий Шри Радха-рамана даса Госвами – «Упадеша-пракашика-тика»

00:02:06 У начинающего садхаки могут возникнуть вопросы: «Где следует жить, чтобы заниматься преданным служением, прежде всего повторением имени Шри Кришны, и как это правильно делать?» Данный стих, содержащий суть всех наставлений, отвечает на эти вопросы.

00:02:26 Общепринятое значение имени «Кришна» основывается на значении глагольного корня криш, то есть «привлекать, притягивать». Кришна известен как тот, кто привлекает сердца всех живых существ в целом мире. Во Врадже Его называют Яшода-нандана, «радость Яшоды». Поэтому преданные должны посвятить всё время тому, чтобы занимать свой язык киртаном, прославляющим имя, образ, качества и развлечения Шри Кришны, а свой ум - памятованием о Кришне. Они должны жить только во Враджа-мандале и следовать возвышенным преданным.

00:03:10 Как следовать преданным? Для этого существует два вида преданного служения: вайдхи (служение, основанное на предписаниях шастр) и рагануга (спонтанное служение). Им соответствуют два типа садхаков: идущие путём вайдхи и путём рагануги. Из этих двух категорий преданных особенно надо стремиться следовать рагануга-бхактам.

00:03:37 Тад-анураги-джананугами означает следовать близким вечным спутникам Шри Кришны, которые участвуют в Его враджа-лиле. Кришна-бхакти необходимо развивать под руководством расика-гуру, которые сами следуют близким вечным спутникам Шри Враджендра-нанданы, совершающего Свои лилы в человеческом образе.

Комментарий Саччидананды Шрилы Бхактивиноды Тхакура – «Пиюша-варшини-вритти»

00:04:09 Этот стих описывает метод бхаджаны и лучшее место для занятий бхаджаном. Исполнившись решимости неотступно следовать постепенному пути садханы, садхака должен использовать каждое мгновение своей жизни, чтобы занимать язык прекрасным киртаном, прославляющим имена, образ, качества и развлечения Шри Кришны, а затем занимать ум смараном, памятованием о них. Это следует делать, живя во Врадже, под руководством преданного, погруженного во враджа-расу. Такая манаса-сева, то есть служение в уме, целиком основана на мысленном пребывании в вечном Вриндаване.

Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады – «Анувритти»

00:05:03 Следуя предписаниям, изложенным в предыдущих стихах, садхака должен отвлечь свой ум от всего, что не связано со Шри Кришной, и занять свой язык киртаном во славу намы, рупы, гуны и лилы Кришны. Тогда со временем его ум сможет погрузиться в смаранам, постоянное памятование Шри Кришны.

00:05:26 Он должен поселиться во Врадже и всё своё время посвящать служению под руководством преданных, поглощённых враджа-расой. Такова суть всех наставлений.
В практике преданного служения садхака сначала проходит стадию слушания (шравана-даша). На этой стадии он слушает кришна-наму и рассказы о качествах, образе и развлечениях Кришны. Постепенно, по мере углубления в эту практику, садхака становится более зрелым и достигает стадии варана-даша.

00:06:03 На этой стадии он начинает совершать киртан, воспевая то, что он слышал. Совершая киртан в особом настроении преданности, которое он в себе развивает, садхака переходит на стадию памятования (смарана-даша). На этой стадии он проходит через пять промежуточных ступеней: смарана, дхарана, дхьяна, анусмрити и самадхи.

00:06:33 Смарана – это медитация, во время которой ум иногда отвлекается.
Дхарана – та же самая смарана, только без отвлечений.
Дхьяна – это непрерывное мысленное созерцание объекта медитации. Постоянная дхьяна называется анусмрити. А когда медитация становится свободной от всякого рода препятствий и совершенно непрерывной, её называют самадхи.

00:07:04 После смарана-даши наступает стадия апана-даша. На ней садхака осознаёт свою чистую духовную сущность.
На следующей стадии, именуемой сампатти-даша, он достигает васту-сиддхи, то есть, покинув материальное тело, он получает духовное тело и обретает своё вечное служение в духовной обители.

00:07:29 Когда преданный, идущий путём вайдхи-бхакти, отбрасывает все многочисленные материальные желания и совершает бхаджан, следуя наставлениям шастр, сад-гуру и вайшнавов, он начинает чувствовать вкус к бхаджану (ручи). С появлением ручи преданный переходит с пути вайдхи-бхакти на путь рагануга-бхакти.

00:07:52 Об этом говорится в «Чайтанье Чаритамрите» (Мадхья, 22.149):
«Преданность, суть которой заключается в вечной спонтанной привязанности (раге), называется рагатмика-бхакти. Такая преданность превосходит все виды бхакти и проявляется главным образом у вечных жителей Враджа. Практика следования настроению рагатмика-бхакт называется рагануга-бхакти».

00:08:24 Далее в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.272) говорится:
«Неутолимая любовная жажда (премамайи-тришна) по отношению к объекту любви (Шри Кришне), которая приводит к появлению спонтанной и очень глубокой сосредоточенности на этом объекте, называется рага. Такое рага-майи-бхакти, то есть служение, проникнутое глубокой рагой, называется рагатмика-бхакти».

00:08:57 В «Чайтанье Чаритамрите» (Мадхья, 22.152) говорится:
«Бхакти, целиком состоящее из раги, называется рагатмика. Удачлив тот преданный, который, услышав об этом бхакти, жаждет обрести его».
Также в «Чайтанье Чаритамрите» (Мадхья, 22.153) говорится:

00:09:23 «Когда человек идёт по стопам вечных жителей Враджи (по стопам враджаваси), жадно стремясь развить их настроение преданности, он не зависит от предписаний шастр или доводов рассудка. Такова природа спонтанной преданности».
Также в «Чайтанье Чаритамрите» (Мадхья, 22.156-157) говорится:

00:09:51 «Садхана на пути рагануга-бхакти бывает двух видов: внешняя (бахья) и внутренняя (антара). Внешне, в своей садхака-дехе, физическом теле, преданный занимается слушанием и повторением, а внутренне, созерцая своё совершенное духовное тело, день и ночь служит Шри Кришне во Врадже».
В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.295) говорится:

00:10:20 сева садхака-рупена
сиддха-рупена чатра хи
тад бхава липсуна карья
враджа-локана саратаха

00:10:31 «Садхака, развивший лобху, жадное стремление к рагануга-бхакти, должен служить Кришне как в садхака-рупе, так и в сиддха-рупе, следуя бхаве вечных жителей Враджи, обладающих тем настроением, которое садхака стремится обрести».
Садхака-рупа – это нынешнее физическое тело преданного, а сиддха-рупа – это его духовное тело, которое он созерцает в медитации и которое позволяет ему служить Кришне так, как он того желает.

00:11:09 В «Чайтанье Чаритамрите» (Мадхья, 22.159) говорится:
«Вечных жителей Враджи именуют кришна-прештха, ибо они очень дороги Шри Кришне. Среди преданных Кришны те, кто обладает настроением, которое садхака желает развить, называются ниджабхишта кришна-прештха.
Идя по стопам этих возлюбленных преданных Кришны, садхака должен постоянно мысленно служить Кришне в своём духовном теле, которое он созерцает в медитации».

00:11:45 кришнам смаран джанам часья
прештхам ниджа-самихитам
тат-тат-катха-раташ часау
курьяд васам врадже сада

«Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.294).

00:12:03 Суть этого стиха в том, что садхака, следуя своей бхаве, должен помнить Шри Кришну вместе с тем Его вечным спутником, чьё настроение он стремится развить. Он должен погрузиться в повторение имён Шри Кришны, которые связаны с Его лилами во Врадже, и слушать рассказы об этих лилах. При этом данные имена и лилы должны соответствовать желаниям садхаки, связанным с его вечным служением. И наконец, этой практикой следует заниматься, живя во Врадже.

00:12:40 даса-сакха-питради-преясира гана
рага-марге ниджа-ниджа-бхавера ганана

00:12:49 «На пути спонтанной преданности есть четыре настроения служения: слуги, друга, родителя и возлюбленной».
Те, кто желает служить Кришне в нейтральных отношениях (шанта-расе), должны стремиться стать Его коровой, посохом, буйволиным рожком, флейтой, деревом кадамба и т.п.

00:13:14 Те, кто желает служить в отношениях слуги и господина (дасья-расе), должны следовать слугам Кришны во Врадже, таким как Рактака и Патрака.
Преданные, желающие служить Кришне в родительских отношениях (ватсалья-расе), должны стать последователями Шри Нанды и Яшоды, а те, кто желает служить Ему в любовных отношениях (мадхурья-расе), должны следовать гопи, таким как Лалита и Вишакха.

00:13:45 Живя во Врадже, садхака должен погрузиться в слушание повествований о вечных спутниках Кришны, обладающих тем настроением служения, которое садхака стремится развить.
Для занятия бхаджаном, посвящённым Шри Радхе и Кришне, нет места лучше, чем Враджа-мандала. Поэтому даже такие великие преданные, как Брахма и Уддхава, молятся, чтобы родиться там, став травинкой или кустом.