Умение контролировать себя

29 апреля 2013
Человек в этом мире получает страдания, 90 процентов которых из-за того, что не умеет себя контролировать, а также не умеют себя контролировать те люди, с которыми мы входим в контакт. Именно поэтому лидерами в арийском общества становились те, у которых была естественная склонность контролировать свои чувства. В арийском обществе ни один руководитель не мог вовлечь свою армию в военные действия, не поставив при этом под угрозу в первую очередь свою жизнь. Таким образом, арийцы защищали жизнь членов своего общества от такого руководителя, принимавшего решения, сидя у себя в кабинете, просто жертвуя жизнью людей, которых он никогда не видел, делая миллионы матерей и отцов несчастными. Первое, что у него должно было быть – это готовность поставить под удар собственное существование. Для этого нужен был героизм.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:00:50 | качество: mp3 64kB/s 27 Mb | прослушано: 66 | скачано: 58 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:01:48 Добрый вечер, дорогие слушатели! Мы продолжаем с вами семинар по представлению системы проповедей Бхактивинода Тхакура, в которых он объясняет на что тратят арии свою жизнь, методы достижения целей, в чем конечный смысл человеческой жизни.

00:02:22 На прошлой лекции мы начали рассматривать социально-общественное устройство арийской цивилизации и два этапа духовного развития. Результатом первого этапа должна быть пробужденная душа, которая проявляет семь своих качеств. Знание этих качеств очень важно, без этого невозможно определить происходит ли у нас духовное развитие.

00:03:13 Мы определились, что симптомами пробужденной души являются справедливость, доброта, правдивость, чистота характера, искренность, чистота намерений, доверительное отношение и способность любить. И первый этап духовного развития заканчивается полным восстановлением духовной частички к духовной эмоциональности и исчезновением тонкого тела человека.

00:04:01 Мы должны понимать, что в состоянии пробужденной души живое существо еще может пребывать в своем грубом теле, использовать это грубое тело в каких-то целях для служения Верховному Господу, но при этом оно не может иметь материального тонкого тела. Мы должны понимать, что грубое тело вовлекается в духовную жизнь для того, чтобы не дать материальной пищи тонкому телу, то есть для ума.

00:05:23 Человек с помощью духовной практики ограждает себя от возможных лишних контактов с материальными объектами. На первоначальном этапе развития он сдерживает себя принципами нравственности, чтобы не входить в контакты с непозволительными объектами, которые могут побудить его совершать безнравственные поступки.

00:05:48 Арии очень хорошо понимали эти этапы духовного развития и на каждом этапе ставили конкретные локальные цели. Каждый этап духовного развития заканчивался достижением конкретных целей. Сама общественная структура арийской расы основывалась на убежденности, что живое существо воплощается в этом материальном мире не один раз. И никто в арийском обществе не ожидал, что человек за одну жизнь достигнет совершенства.

00:06:34 Таким образом, существует два пути для духовного развития. Один путь – это эволюционный, который начинается с того, что человек просто принимает решение поставить исполнение своих материальных желаний, это очень важно, под контроль святых писаний. И начиная с этого момента после принятия этого решения живое существо рождается только в арийской культуре. По мере увеличения своей погруженности в санкции святых писаний живое существо из жизни в жизнь рождается и возвышается в арийском обществе как с материальной точки зрения, так и с точки зрения духовного развития.

00:07:42 В этой связи мы с вами убедились, какое огромное значение в арийской цивилизации имели мудрецы, то есть духовные лидеры. Самое главное, арийцы никогда не отделяли религию от науки. Самым серьезным образом наукой занимались как раз религиозные люди. Брахманам, арийским духовным деятелям, принадлежат большие достижения в области науки, медицины, военной техники, во всех сферах научно-технического прогресса. Никогда нельзя отделять религию от науки. Так как религия это процесс познавания особенно на первоначальных этапах. И на основе этого познавания, объективной оценки мира человек становится способным постепенно отказываться от материального мира.

00:09:25 Арийским обществом руководили владеющие знанием мудрецы, для которых духовная практика была единственным смыслом их существования. Ответственность в системе ариев возлагалась на те живые существа, которые имели большие достижения и большую серьезность в духовной жизни.

00:10:00 Самая главная формула ариев, что в обществе духовных людей ответственная позиция никогда не передавалась, опираясь просто на эрудицию и профессиональную подготовку. Когда речь идет о религиозном обществе, о духовной жизни, самым главным акцентом становятся как раз те качества, которые нарабатывает конкретное живое существо в результате своей духовной практики. Качества, которые мы перечислили на предыдущей лекции, это максимальные качества, которые можно выработать по отношению к этому материальному миру и вообще в этом материальном мире.

00:10:58 Что это были за качества? Напомню. Естественным свойством брахманов должна быть естественная склонность контролировать свои чувства и контролировать свой ум. Учителя именно по этому качеству выбирали кому они будут давать брахманическое воспитание. Поэтому владение чувствами, способность к аскетизму и склонность к чистоте были теми качествами, на основании которых живые существа совершали свой личный духовный прогресс. Именно поэтому они становились лидерами общества – у них была естественная склонность контролировать свои чувства.

00:12:07 Человек в этом мире получает страдания, 90% которых из-за того, что он сам не умеет себя контролировать, а также не умеют себя контролировать те люди, с которыми мы входим в контакт. Это те люди, которые не обладают квалификацией адекватно строить отношения. Перечисленные выше три качества - это те качества, на основании которых конкретный человек может выполнять общественные функции.

00:13:05 Остальные качества нужны конкретному сословию для того, чтобы конкретный человек мог выполнять свои общественно-социальные задачи. Для брахманов это следующие качества – незлопамятность, бесхитростность, обязательные знания, милосердие, правдивость и полная преданность Верховной Личности Бога.

00:13:36 Когда речь идет о полной преданности Верховной Личности Бога, мы имеем дело с живым существом, которое относится к другим также хорошо, как к ним относится Верховный Господь. Потому что, когда мы преданы Верховному Господу, он вовлекает нас в свои намерения делать счастливыми другие живые существа.

00:14:10 (Те, кто хочет детально выслушать семинар по варнашраме, могут найти информацию на моем сайте www.archidevi.ru. Семинар так и называется «Варнашрама дхарма или мир порядочности». А в рамках данного семинара мы проводим обзор).

00:14:39 Следующее сословие, которое играет огромную функциональную роль в обществе это так называемые кшатрии, или администраторы, воины. Это те живые существа, которые из жизни в жизнь достигли следующие качества. Какие качества они должны проявлять просто спонтанно? Первое качество – это героизм, второе качество это сила, третье качество решимость, четвертое качество – находчивость. Это те качества, при проявлении которых человек в арийском обществе может взять на себя функции защитника общества.

00:15:52 До недавнего времени мы наблюдаем, что человечество ожидает от своих лидеров героизма. К этому обязывали реалии того времени, общество и люди не были так вооружены, боевые конфликты были частыми, было примерное равенство между воюющими сторонами, оружие, которыми обладали люди, были не столь опасны. Сейчас мы понимаем, что человечество прошло такой путь в научно-техническом прогрессе, разработаны такие виды оружия, что все владеющие ими, боятся их использовать. Потому что никто не знает как может закончиться для нашей планеты использования этого оружия. Мы понимаем, как бы мы себя не вели неразумно, толкаемые жадностью, вожделением, рубить сук, на котором сидишь, не очень разумно. Потому что пока у нас нет технологий, позволяющих улететь на другую планету. Таким образом, в арийском обществе функции руководителя и защитника доверяли только тем людям, у которых от природы была способность жертвовать собой ради общественных интересов. Это уникальное качество!

00:17:55 Святые писания говорят о том, что живые существа в материальном мире подвержены двум видам эгоизма. Один эгоизм называется грубым эгоизмом, то есть эгоцентрическим. Он касается собственного тела человека. Вторая разновидность эгоизма - это вид распространенного эгоизма, где действует очень интересная психология, когда человек связывает свои интересы, отождествляет себя с интересами членов семьи и потому готов пожертвовать собой ради них. Он отождествляет себя с интересами общества, в котором он живет, с интересами нации, которой он принадлежит, с интересами государства, в котором живет. Эти симптомы бывают очень сильно проявлены у тех людей, которые в прошлых жизнях на своем пути развили эти качества.

00:19:37 Почему это так важно? Атеисты разрабатывают как правило общественную систему, в которой к минимуму сводится необходимость героической природы руководителя общества. Обычно руководители атеистических обществ не появляются на полях сражения, если они происходят. В арийском обществе было незыблемое правило. Ни один руководитель не мог вовлечь свою армию в военные действия, не поставив при этом под угрозу в первую очередь свою жизнь. Таким образом, арийцы защищали жизнь членов своего общества от такого руководителя, принимавшего решения, сидя у себя в кабинете, просто жертвуя жизнью людей, которых он никогда не видел, делая миллионы матерей и отцов несчастными. Первое, что у него должно было быть – это готовность поставить под удар собственное существование. Для этого нужен был героизм. Но просто на одном героизме далеко не уехать. Для того, чтобы защищать общество, помимо способности пожертвовать собой, еще нужна конкретная сила. Здесь я хочу обсудить очень важный момент, на который я постоянно обращаю внимание.

00:22:33 Я всегда произношу словосочетание «арии прагматичны». Арийское общество было религиозным, но на первый взгляд получается интересное противоречие. Арийская доктрина гласила, что каждый человек должен потратить свою жизнь на восстановление своей любви ко Всевышнему Господу и другим живым существам. В те времена, когда на нашей планете все остальные общества находились на достаточно скромном уровне развития, у ариев, именно у руководителей в личном пользовании уже было ядерное оружие, которое они носили у себя просто в кармане и могли задействовать в любой момент. И здесь при такой вооруженности как бы нельзя говорить об истинной цели арийской культуры, которая заключалась в достижении любви. Последователи бхакти-йоги не акцентируют этот момент. Это все говорит лишь о том, что арийская культура была очень защищена. Это не означает, что мы сейчас призываем к оружию. Нет. Вопрос в том, как должно быть организовано общество религиозных людей. Оно должно быть организовано на простом прагматизме. Проще говоря, если я принимаю решение жить в соответствии с законами религии, это не означает, что такое же решение приняли и вы. И когда я пытаюсь на основе своей духовной практики взаимодействовать с вами, я должна очень трезво понимать, что сознание людей стоящих передо мной и не принявших решение жить религиозной жизнью, специфичное и ему присущи все недостатки материально обусловленных живых существ.

00:25:50 Каковы были эти недостатки? Завистливая природа, способная на несправедливость. Мстительный характер, способный на жестокость. И человек, способный на безнравственные поступки. Для того, чтобы вести прагматичных людей в поле, я не боюсь сказать этого, в поле, где религиозный человек выглядит смешным глупцом, пытающимся реализовать идею любви по отношению к безнравственным, жестоким, завистливым, несправедливым живым существам. Хорошо говорил Исус. «Я не тебя ненавижу, я ненавижу грех в тебе». Вот эта прагматичная способность понимать, что несколько собравшихся людей вокруг религиозной доктрины уже представляет собой общество религиозных людей. Все остальное, что не приняло решение жить религиозной жизнью, оно сохраняет все специфические характерные черты материально-обусловленных живых существ, самая главная из которых – агрессивность природы.

00:27:35 И потому арийское общество понимало две вещи. Первое – религиозное общество, исполняющее правильные религиозные ритуалы, достигает экономического развития. Существует огромная разница между религиозной доктриной ариев и всеми остальными существующими религиозными доктринами. Религиозная доктрина ариев, говоря о религии на первоначальных этапах, провозглашает очень интересный принцип, о котором мы очень много говорили с моими постоянными слушателями. Правильные религиозные ритуалы приводят общество к экономическому развитию, материальному процветанию. Для правильно организованного религиозного общества характерны два симптома. Это чистота и нравственность в сопровождении с процветанием. Вот только в этом случае мы имеем дело со здоровым правильно организованным духовным обществом. Арии говорили, что на первоначальных этапах духовного развития ритуалы должны привести к дающему возможность удовлетворять материальные желания процветанию. И когда эти материальные желания можно удовлетворить религиозными методами, то есть ни на одном этапе исполнения своих желаний не переходить грань безнравственности ни в области достижения экономического процветания, ни в области личных отношений. И если человек не совершает безнравственные поступки, следует принципам нравственности, совершает религиозные ритуалы, то при правильности религиозных ритуалов они должны привести каждого члена общества к экономическому процветанию.

00:30:18 Если в обществе религиозных людей кто-то процветает, а кто-то остается в нищенском состоянии, то это система эксплуатации одних людей другими. Мы это должны трезво понимать. Арии хорошо знали эти симптомы. Экономическое общество достигало процветания обязательно в сопровождении нравственности. А за счет чего они могли быть нравственными? Что человека толкает к безнравственным поступкам? К безнравственным поступкам человека толкает отсутствие методов удовлетворения своих желаний нравственными методами. И если религия не содержит в себе таких ритуалов, не позволяющих причинять другим беспокойство при исполнении желаний, то человек всегда, как альтернативу, выбирает безнравственное поведение, за счет которого он мог бы реализовать свое желание.

00:31:50 Этим и отличается мудрость ариев, мудрость арийской религиозной доктрины. Это Верховный Господь вел их этими путями в соответствии со святыми писаниями, которые он давал арийской культуре. Главной задачей и формулой остается – прийти ко Всевышнему Господу через практическое убеждение, что Верховный Господь является источником исполнения всех желаний живых существ. Убежденность, что Верховный Господь на первоначальных этапах заинтересован в моем счастье почти также как я. А на более высоких духовных уровнях я осознаю, что он заботится о моем счастье больше, чем я.

00:33:00 Есть два симптома по настоящему религиозного общества. Первый симптом это экономическое процветание всего общества религиозных людей за счет заботы более удачливых людей по отношению к менее удачливым. Мы рассмотрели десять пунктов поведения, которые как раз направлены на то, чтобы делиться имеющимися ресурсами с другими. Параллельно арийская религиозная доктрина сохраняет трезвое понимание того, что в материальном мире, как раз не хотят санкций Верховного Господа и остается вот эта угроза. Поэтому общество религиозных людей должно быть защищено. И эту функцию защиты выполняли администраторы и воины. Знание как нужно организовать общество по-настоящему духовных людей очень важное! Речь идет не о том, что религиозный человек имеет право вооружаться для того, чтобы нападать. История за последние пять тысяч лет свидетельствует о том, что большинство военных конфликтов, за исключением прошлого столетия, были на религиозной платформе, их начинали религиозные люди для распространения религиозной доктрины силой оружия. Религиозные люди так никогда не поступают.

00:35:36 На первоначальных этапах религиозного развития когда человек заинтересован в том, чтобы нормально организовать свой быт, он еще не может быть религиозным человеком высокого класса, функция защиты обязательна. И потому общество религиозных людей содержит в себе воинов.

00:36:04 А что означает религиозный воин? Об этом идет разговор между Кришной и Арджуной на страницах библии ариев, самого главного святого писания арийской культуры Бхагават гиты. Верховный Господь Шри Кришна объясняет Арджуне, их разговор начинается именно с того, когда из-за определенного чувства сострадания Арджуна отказывается играть роль защитника религиозных людей. Первая фраза, которую говорит Кришна Арджуне «Откуда эта скверна одолела тебя?» Это не те настроения, которые подходят арию. А какие умонастроения подходят арию? Религиозные качества, которые проявляет личность в материальном мире, отличаются от религиозных качеств, которые проявляет чистая душа. Сейчас мы рассматриваем тот блок знаний, касающийся религии в материальном мире живых существ, для которых материальное существование играет важную роль. Итак, мы должны понимать, что материальный мир это мир опасностей, и религиозные люди точно также должны быть защищены. Они должны быть защищены сильным героическим находчивым лидером.

00:38:09 Следующие качества, которыми должны были обладать лидеры для непосредственного соприкосновения с обществом умение прощать, преданность брахманам, неистощимая жизнерадостность и правдивость. Религиозный защитник должен уметь прощать, если член общества совершил что-то неблаговидное и раскаялся, ему должна быть предоставлена возможность исправиться. Кшатрии осуществляли в обществе и функции наказания. Главная задача была сохранить общество в чистом виде. Есть одно достижение религиозных людей, которое делает поле истинной религии очень сладким для атеистов. Истинная религия приводит к экономическому процветанию. Причем легкими способами. Таким образом, если мы имеем дело с обществом религиозных людей, это результаты именно общества. Одиночки иногда могут достигать этого результата, а иногда могут пасть жертвой нападения, потому что они не всегда могут защитить самих себя. Одиночка может защитить себя только в том случае, если у него есть мистика. Даже, если он живет в государстве, даже, если у него есть мистика, система в любой момент его может пропустить через жернова. Арийское общество уже было государством, здесь речь идет о государстве. И поэтому в нем должны быть обеспечены две функции. Брахманы обеспечивали духовное развитие. То есть, всем членам общества, которые хотели быть честно вовлеченными в духовное развитие, такая возможность предоставлялась со стороны брахманов, которые щедро передавали свою реализацию всему обществу, делились знанием.

00:41:16 Правда, существовало одно ограничение. Духовным знанием делятся в соответствии с уровнем человека. То, что доверялось царям в духовном знании, то не доверялось обычным людям. То, что доверялось брахманам, не доверялось царям. Знания не может даваться всем подряд кому попало. Потому что знание – это великая сила. За духовное развитие отвечали брахманы. Но материальный мир, в котором мы находимся, даже, если он религиозный, он не может быть миром совершенства. Потому что миром совершенства является духовный мир. Я духовный человек, занята тем, что совершенствуюсь внутри себя. Целью самосовершенствования является любовь и это означает, что я каждый божий день работаю над тем, чтобы уходить от негативных настроений. В материальном мире, в религиозном обществе в том числе, могут быть постоянно какие-то сбои, поползновения со стороны атеистов, завистников, способных войти на территорию религиозных людей. И поэтому должен быть кто-то, кто мог бы защитить их от несправедливостей со стороны атеистов. И потому арийское общество было хорошо защищено. А вот уже для исправления сбоев предназначены не брахманы, которые давали силу для защиты общества арийским царям, руководителям, кшатриям.

00:43:55 В Шри Бхагаватам есть история, в которой описывается церемония благословения брахманами царя Притху на престол. Приходили все боги и наделяли царя определенными мистическими силами. Церемония наречения царя в атеистическом обществе полностью утратила свой первоначальный смысл, остался только внешний ничего не дающий обряд. Это был именно полный таинства обряд посвящения в цари, посвящения в особые знания как совмещать материальные интересы и духовную жизнь, посвящение в определенные мистические силы, которые позволяли царю защищать свое государство, своих подопечных в сотрудничестве с брахманами.

00:45:37 Религиозные люди не должны быть сентименталистами, наивными глупцами, а должны формировать свою жизнь в соответствии с пониманием реалий этого мира. Они пребывают в совершенно агрессивном мире и потому нуждаются в защите. Именно те религиозные доктрины, которые вели к тому, чтобы люди полностью отреклись от необходимости защищаться и просто жили жизнью полной сострадания и любви, приводили к тому, что через пять минут приходили вооруженные люди, которые тоже считали себя религиозными и просто как нам бойне вырезали религиозных людей, не моргая глазом.

00:46:47 Арийское общество было хорошо вооружено и умело себя защищать очень прагматично и при этом никогда не стремилось совершать насилие со своей стороны. Арийское общество было открыто для всех, кто хотел быть вовлеченным в арийскую доктрину, и было закрыто для всех, кто пытался осквернить нравственность членов этого общества, отобрать его экономическое благополучие.

00:47:29 Умение прощать здесь является очень важным качеством. Лидеры арийского общества наказывали членов, они должны были выявлять людей, целью жизни которых было не любовь к богу, а удовлетворение своих инстинктов. Функцией руководителей является выявление уже тех личностей в обществе, которые проникли в нее с несправедливыми и лицемерными целями. И если они раскаялись, кшатрий должен был уметь их прощать, чтобы не переступить границы власти.

00:50:00 Следующее качество это преданность брахманам, которую нельзя имитировать, к нему нельзя принудить. Ариями не становятся по принуждению и под надзором. Преданность брахманам это абсолютный внутренний позыв. При взаимодействии с брахманами защитник должен был получать нечто такое, что порождало эту преданность. Я хочу, чтобы мы осознали этот момент. Общество ариев было основано на реальных результатах, а не на лицемерии. Когда общество основано на лицемерии, все люди друг друга обманывают, обещая друг другу то, что дать не могут. Начиная с личных отношений и кончая общественными. Они могут стоять у алтаря и клясться в верности друг другу до конца жизни, но при этом они не в состоянии обеспечить верность. И получается сплошное лицемерие. Они могут ставить руку на священное писание и давать клятву, что будут защищать общество, будучи четко убежденными в момент клятвы, что будут его обворовывать. Это и есть лицемерие.

00:52:00 Общество ариев опиралось не на насилие, а на то, что руководители принимали идею брахманов и внедряли ее в общество на основе преданности. Словосочетание «преданность брахманам» указывает на самую главную сущность взаимоотношений в обществе религиозных людей. То есть в этих взаимоотношениях должно было происходить нечто, что порождало эту преданность. А что может породить преданность у лидера общества? Лидер общества всегда нуждается в идеологии, в удаче. Если у него нет удачи, ни одна из его идей не может быть реализована. В лице брахманов, то есть в лице духовенства лидеры арийского общества получали такую поддержку. Каждый лидер знал, что в его государстве, там в лесах, там на берегу священных рек живет его сила, потому что там живут отреченные духовные люди, готовые в любой момент предоставить все свои силы, всю свою духовную реализацию, познания, возможности в области духовной идеологии, мистики на помощь царю, если его намерения религиозные.

00:54:40 В религиозных писаниях описано как цари лелеяли в своем обществе присутствие святых чистых и отреченных живых существ. Почему? Потому что они именно от этих личностей реально получали силу руководить обществом, давать этому обществу счастье и защиту. И отсюда это таинство преданности лидеров, преданности административного класса классу брахманов, то есть классу духовных людей. Именно это сотрудничество делало арийское общество поистине арийским, материально процветающим, духовно абсолютно благополучным во всех проявлениях.

00:56:00 Если духовенство уже не в состоянии обеспечить именно такую функциональность для администратора, то теряет свою лидирующую роль, подпадает под влияние администрации и становится просто эксплуатируемым. Больше ничего. Эта преданность брахманам свидетельствовало о лучезарной чистоте, которая царила в арийском обществе между ее членами. Неистощимая жизнерадостность является очень важным качеством для лидера общества. Если лидер трус, в постоянной печали, угрюмый, то все, кто в его подчинении, испытывают только одно желание – как можно скорее покинуть эту территорию. Духовные люди, описавшие арийскую доктрину, сделали очень интересный вывод - именно взаимодействие администраторов с истинно духовными людьми придавало лидеру такую силу, что он был жизнерадостным. Жизнерадостность сыграть невозможно. Как может живое существо радоваться жизни? За счет чего? Скажем так, за счет победы над всеми теми, кто мешает их реализации. Мы должны понимать, что именно в сотрудничестве с брахманами лидеры получали такую поддержку, которая становилась основой их жизнерадостности, то есть их уверенности. А когда человек уверен в своих правильных мотивах, уверен в силе, когда человек уверен в методах реализации своей цели, у него появляется самое главное качество, которое было украшением лидеров арийского общества, украшением духовных лидеров – это правдивость. И каждый член общества, живший под руководством такого царя, за всю свою жизнь ни разу не бывал обманут этим царем. Мы видим, что в современном мире придерживаются совершенно других стандартов, когда человек в своей жизни миллион раз испытывает этот небольшой сценарий, когда смотрят ему в глаза перед выборами и обещают много много радостей и счастья. И как только выборы заканчиваются, вот тот же самый человек смотрит в глаза и нагло обманывает. В этом заключается разница между религиозным лидером и лидером атеистом. Следующую касту рассмотрим на следующей лекции.

транскрибирование: Шадия Шахмаева | Вильнюс | Литва | 31 июля 2018