Организованная религия и настоящая духовная практика

24 April 2013
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:50:32 | качество: mp3 64kB/s 50 Mb | прослушано: 229 | скачано: 116 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:01:01 О мой дорогой Кришна! Ты, друг бедствующих и источник творения, ты повелитель Гопи и возлюбленный Радхарани, я склоняюсь перед тобой в глубоком почтении, я почтительно склоняюсь перед Шримати Радхарани, царицей Вриндавана, чье тело цветом подобно расплавленному золоту, ты дочь царя Вришапана и ты очень дорога Господу Шри Кришне, Я выражаю своё глубокое почтение всем вайшнавам, преданным слугам Господа Шри Кришны, они могут выполнять желание каждого, подобно древу желаний и полны сострадания к падшим душам, я предлагаю свои почтительные поклоны Бхактивиноду Тхакуру последователю Рутуби свами.

00:01.49 Итак, доброе утро, дорогие слушатели, мы продолжаем наш обзор представления системы как должна быть организована религиозная жизнь духовного человека, из каких этапов состоит духовный путь человека, какие его на этом пути ждут достижения и какие к каждому из этих этапов есть предостережения. Мы с вами в прошлый раз обсудили святые писания, потому что на самом деле это была архиважная проблема, так как мы понимаем, что Верховный Господь он обеспечивает духовное развитие живых существ, и на нашей планете человеку, когда человек он делает первые шаги к религии, он попадает в поле, где существует огромное разнообразие святых писаний.

00:02:41 Огромное разнообразие святых писаний и разобраться в этом вопросе не так просто. Мы знаем, что именно разнообразие точек зрения по отношению к религиозной идеологии служило в нашу эпоху для того, чтобы разворачивались даже военные действия одних религиозных людей против других религиозных людей. И в конечном итоге все могло закончиться даже тем, что одни религиозные люди могли считать нерелигиозными людьми других религиозных людей, которые просто поклонялись Всевышнему Господу на основе каких-то других святых писаний, которые по их глубокому убеждению тоже предоставил Всевышний Господь.

00:03:29 И поэтому мы с вами увидели, дорогие преданные, точку зрения Бхактивинода Тхакура, который сказал о том, что каждый религиозный человек он должен понимать, что разнообразие религиозных доктрин существует в соответствии с уровнем развития людей. И люди с определенным уровнем развития рождаются на нашей планете вместе, точно также как вместе рождаются люди одной национальности, точно также как вместе рождаются люди, живущие на территории одного государства и так далее. Это общие судьбы, да? и точно также Всевышний Господь он распределяет так, что вместе рождаются одного уровня живые существа, то есть, люди, которые они могли бы практиковать ту или иную религиозную доктрину. Из каких разделов состоит совершенная религиозная доктрина мы с вами как раз обсудили в прошлый раз. Главная идея заключалась в том, что абсолютная истина или Верховный Господь обладает бесконечными энергиями, он обладает бесконечным могуществом как личность и несравненным обаянием.

00:04:43 И то святое писание, которое содержит в себе описание этих трех аспектов Абсолюта или Верховного Господа, является самым совершенным святым писанием, предназначенным уже для тех людей, которые дошли до того уровня, чтобы завершить свой религиозный путь, завершить своё пребывание в этом материальном мире. Основным настроением религиозных людей должно быть взаимное уважение, должно быть взаимное уважение к практике друг друга, но, как мы видели, Бхактивинода Тхакур сказал о том, что принятие при этом неправильных религиозных концепций или несовершенных религиозных доктрин не является обязательным.

00:05:36 Религиозные люди, если они считают, что в другой религиозной доктрине имеются идеологические неточности или несовершенства, могут в совершенном мирном умонастроении, то есть, умонастроение должно быть такое, чтобы вести обсуждения и при этих обсуждениях умонастроение должно быть такое, что религиозный человек он просто хочет, чтобы все религиозные люди они достигли бы совершенства в своем пути. При этом любой религиозный человек, который начинает какое-либо обсуждение, он должен быть готов к тому, что это как раз в конечном итоге он окажется неправ, да? и поэтому мы должны понимать, что вот такие моменты они очень важные. Что вот эта лояльность внутреннего мира религиозного человека - это обязательное условие просто вот при первом входе в мир религиозного общества.

00:06:33 В наше время религия, на самом деле это беспрецедентно, потому что никогда раньше до пяти тысяч лет тому назад человечество никогда так не поступало с религией, пять тысяч лет тому назад, когда началась эпоха атеизма, человечество постепенно приняло практику, которая на самом деле была предназначена для того, чтобы уничтожить религиозность. Потому что настала эпоха атеизма, и религия должна была ослабнуть. Как это уничтожение происходит? Когда начинает рождаться большое количество атеистов, они приходят на территорию религии для того, чтобы уничтожить её сущность, да? Потому что религиозные ритуалы атеистов не раздражают. Их раздражает сущность религии, и поэтому ритуалы они могут присутствовать и для того, чтобы эти ритуалы они присутствовали, атеисты сохраняют разные религиозные доктрины и, самое важное, позволяют им организоваться.

00:07:33 Они не только позволяют им организоваться, а сами входят на территорию религиозных людей и организуют религиозных людей в различные религиозные организации; в различные религиозные организации – в большие или маленькие не имеет никакого значения. Когда религия она организована это означает, что действует иерархия должностей, которая на самом деле, как правило, контролируется атеистами; контролируется атеистами, а у атеистов всегда одни и те же цели - это совершенно материальные цели. То есть, религиозные организации в этом случае уже начинают использоваться, если это маленькие организации, то это бывает просто небольшой бизнес какого-нибудь работника спецслужб или, я не знаю там, если это большая религиозная организация, имеющая большой вес, то она используется государственными органами, правительством, в политике и так далее, как очень мощный рычаг для управления сознанием людей.

00:08:45 И поэтому мы должны понимать, дорогие преданные, что вот эта тенденция организовывать религию это тенденция именно атеистической эпохи, которая на самом деле делает все для того, чтобы истинная религиозность, то есть сущность религии, не состоялась. Теперь… для того, чтобы эта сущность религии не состоялась, и для того, чтобы сущность религии не состоялась, для того, чтобы религиозные люди на нашей планете не могли бы объединиться под эгидой истинной религиозности, необходима очень важная установка - религиозные люди, следующие разным религиозным писаниям должны испытывать друг другу вражду. И поэтому различные атеистические деятели, политические или религиозные это уже все равно, они искусственным образом взращивают вражду между различными религиозными людьми.

00:09:42 В своем естественном состоянии, если их отпустить, то есть, если вывести религиозных людей в поле религиозной деятельности из под влияния вот этих атеистических государственных структур, то мы будем наблюдать, что религиозные люди они естественным образом будут склонны вместе встречаться, да? вместе встречаться, обсуждать свои религиозные доктрины, пытаться обогатить свой духовный опыт или обогатить духовный опыт других религиозных людей. При этом радоваться всеобщим достижениям, да? И настоящие религиозные люди они постоянно были бы заняты тем, чтобы пахать поле религиозной идеологии для того, чтобы прийти к совершенству, помогать друг другу в духовном развитии.

00:10:38 И проповедь Бхактивинода Тхакура она как-раз направлена на то, чтобы восстановить, восстановить эту культуру взаимодействия между религиозными людьми, восстановить четкость представления о тех этапах, которые религиозный человек должен пройти. Мы с вами обсудили, что религиозные святые писания должны быть оценены именно с этой точки зрения, да? что если какое-либо религиозное писание оно в совершенстве описывает энергии Всевышнего Господа, в совершенстве описывает могущество Верховного Господа и в совершенстве содержит в себе информацию о его личной жизни, это означает, что это самое совершенное святое писание, которое существует на нашей земле.

00:11:21 В этой связи Бхактивинода Тхакур указал на Шримат Бхагаватам. Указал на Шримат Бхагаватам. Я лично отношусь к тем людям, которые естественным образом родились на территории христианской традиции, да? но так или иначе появились вопросы, на которых не следовало ответов, и я скажу вам честно, что к этому моменту сижу и обсуждаю арийскую религиозную доктрину, потому что именно в этой доктрине я нашла исчерпывающие ответы на все вопросы. И поэтому мы будем просто представлять систему этой духовной культуры, да? и все люди, которым эта культура покажется интересной, они будут знать как организовать свою духовную жизнь в рамках этой религиозной доктрины.

00:12:18 Итак, дорогие преданные было сказано, что духовный путь живого существа он состоит из двух этапов. Первый этап – это… во-первых, самая главная цель, религии, мы забыли простите, - это достижение любви к Богу. Любви к Богу и к другим живым существам, потому что, когда мы говорим «Бог» мы должны понимать, что все живые существа - его неотъемлемые частицы. То есть, когда мы говорим «Бог», живые существа входят туда естественным образом, потому что, я снова повторяю, они являются неотъемлемыми частицами Верховного Господа. Человек, религиозный человек, должен постоянно следить за этим моментом. То есть, у него должно постоянно быть равновесие, быть равновесие, как он относится к Богу и как он относится к другим живым существам, да? Если это отношение оно взращивается одновременно, улучшение отношений к Верховному Господу и к живым существам, то религиозная жизнь человека организована совершенным образом, если уже наблюдаются какие-то перекосы и человеку кажется, что он развивает чувство любви к Верховному Господу, а при этом он сохраняет чувство ненависти по отношению к его частичкам, то мы должны понимать, что мы должны понимать, что наша духовная практика, наша духовная жизнь на самом деле больная.

00:13:55 И у нас на самом деле не происходит никакого реального продвижения к Верховному Господу. Конечно, совершенно понятно, что если мы уже говорим о материальном мире, то в материальном мире в обусловленном состоянии живые существа иногда проявляют такие характеристики, что, конечно, честно говоря, испытывать к этим характеристикам чувство любви очень трудно. Но минимальная платформа духовного человека эта сострадание. Это сострадание, мы об этом в дальнейшем будем говорить, но мы должны понимать на первоначальных этапах духовного развития ни о каком сострадании пока речи быть не может, речь идет только о том, чтобы человек, сердце которого погружено в страсть и насилие, в страсть и гнев, в привязанности и в ненависть, стал бы добрым. Это первоначальная цель духовной жизни.

00:15:00 Теперь… мы с вами, дорогие преданные, должны понимать, что речь идет о реальном процессе, в конце которого мы должны оказаться в состоянии воспринять духовный мир, войти с этим духовным миром в реальный контакт. Эта конечная цель религиозной доктрины ариев. Причем, арии они для достижения вот этого контакта не ставили условием смерть. Не обязательно, чтобы человек просто придерживался принципов нравственности на протяжении своей жизни и надеялся бы, что он войдет в духовный мир после своей смерти или скорее всего на райские планеты, это разные вещи, мы с вами это ещё будем обсуждать, что рай - это ещё не духовный мир.

00:15:53 Итак, дорогие мои слушатели, вот это конечная цель, и мы с вами увидели, что Бхактивинода Тхакур сказал, что для первоначального этапа духовного развития человек в духовной жизни должен взять регулирующие принципы; эти регулирующие принципы они предназначены для того, чтобы человек просто пока чисто механически обрел бы привычки контактировать с духовной энергией, да? И мы тогда сказали, Бхактивинода Тхакур сказал нам, что если у человека есть такая привычка, то у него его практика орошается радостью и если человек принимает три регулирующих принципа в своей духовной практике… Что это за три регулирующих принципа – это слушать и воспевать всё, что касается тем, трансцендентальных тем, касающихся духовной жизни Верховного Господа, закономерности духовного развития, да?

00:17:04 Это - повторение мантр, то есть повторение молитв, если мы, я очень прошу, чтобы люди они понимали, что всю ту систему, которую дал Бхактивинода Тхакур, её на самом деле должны придерживаться абсолютно все религиозные люди, и потому молитва… у нас в бахти йоге это мантры, в христианстве это молитвы, в мусульманстве это намаз. Еще где-то это ещё что-то. Вот эта привычка постоянно молиться Всевышнему Господу - это как раз и является регулирующим принципом для человека, который только начинает духовную практику.

00:17:52 И самое последнее, что самое главное в религиозной жизни это стремление найти, найти такого религиозного человека, который в конкретной доктрине, а мы имеем ввиду сейчас только бхакти, потому что являемся представителями этой доктрины, но это применимо ко всем религиям, что религиозный человек должен стремиться найти человека, который в его религии достиг реализации этой доктрины. В данном случае нас интересуют чистые преданные Верховного Господа. Потому что бхакти йога, ну как я обычно шучу, это цех по производству чистых преданных Верховного Господа. И поэтому, дорогие мои слушатели, если человек занят тем, что он слушает о Верховном Господе трансцендентальное знание, то есть, обсуждает знание духовных тем - туда входят живые существа, Верховный Господь, строение духовного мира, строение материального мира и взаимодействие этих четырех компонентов, да?

00:18:55 Вот тогда эти темы постоянно обсуждаются или повторяются. Я слушаю, потом повторяю – это самый главный регулирующий принцип. Второй принцип - человек должен искать человека, который реализовался в этой доктрине для того, чтобы получить от него правильный материал для слушания и правильный материал для повторения. Если у него есть вот эти три компонента, то есть это стало регулирующей практикой его жизни, у духовного человека в сердце рождается радость. Рождается радость, и мы с вами увидели, что Бхактивинода Тхакур он сказал о том, что духовную практику люди с крепкой верой в состоянии обеспечивать сами. Я только потом заметила, что я этот момент сказала так, что могло сложится впечатление, что людям с крепкой верой духовный учитель не нужен.

00:19:52 На самом деле это не так. Конечно, всем до последнего дыхания я даже могу сказать так, что духовный учитель у нас бывает даже в духовном мире. Тот преданный, который ведет нас, который вводит нас в игры Верховного Господа, который помогает нам правильно поступать в этих играх. Это личный наш духовный учитель, и у каждого живого существа есть такой преданный, который опекает его духовную жизнь и в духовном мире в том числе. Находиться под такой опекой это одно удовольствие. Но, что касается хрупкой и крепкой веры, то мы должны понимать, конечно, что и хрупкая и крепкая вера она нуждается в духовном учителе, то есть она нуждается в поучениях. Просто те, у кого вера крепкая, они в состоянии не обращать внимание на колебания материального мира и реализовывать наставления своего духовного учителя. Теперь самая главная характеристика людей с крепкой верой без приставания к духовному учителю.

00:21:02 То есть, когда духовный учитель он заботится о том, чтобы знание было полностью и системное, это самая главная характеристика квалифицированного духовного учителя, он должен обеспечить своего ученика системным знанием, которое помогает ему развивать полное понимание того пути, который он должен пройти. И ученик с крепкой верой он берет эти наставления своего духовного учителя, а значит, он зависит от наставлений духовного учителя, да? но все остальное он делает сам. Он делает сам, и духовный учитель просто видит, как его ученик просто идет с ним в ногу. И он всегда рядом. Человек с хрупкой верой, человек у которого ещё недостаточно знаний, когда он принимает ученичество, он нуждается не только в поучениях духовного учителя, но и в его личной заботе.

00:22:00 То есть, духовный учитель не только в этом случае должен дать эти поучения, он ещё должен проследить, чтобы этот ученик правильно эти поучения реализовал. Этим отличается человек с хрупкой верой от человека с крепкой верой, да? Так, чтобы эта тема была понятной, простите, я может быть это сказала немножко так расплывчато, что могли бы быть какие-то недопонимания. Теперь, если уже речь идет о, мы сегодня в последний раз философствуем, со следующей лекции мы уже начинаем на самом деле обсуждение уже реальной практики, сейчас мы в последний раз философствуем на эти темы. Итак, дорогие мои слушатели, Бхактивинода Тхакур обсуждает очень важную тему. Как мы с вами сказали это мы должны все время помнить.

00:22:57 На территории бхакти йоге речь идет о самореализации и вообще неважно - нам может быть 10 лет, может быть 20 лет, может 50 лет, может 100 лет, а может быть и не в этой жизни но в любой момент, когда мы достигаем совершенства в религии, мы имеем контакт с духовной энергией. И не смерть граница реализации…. Это очень архиважная вещь. Почему именно так утверждает бхакти йога? Потому что живое существо оно имеет духовное начало. Мы сегодня как раз будем обсуждать его характеристики. Живое существо обладает духовным началом и оно каким-то образом, каким именно мы это конечно обсудим, каким то образом теперь привязано к материальному миру. Привязано к материальному миру настолько, что просто не помнит своей духовной самости, да?

00:24:00 Итак, что предполагают арии? что здесь ни смерть не причем, ничто не причем, в любой момент, когда я смогу оторвать сознание своей души от этой медитации, от этой полной погруженности своего сознания в материальный мир и мир разнообразия его объектов, я восстановлю свою сущность, то есть я буду осознавать себя тем, кто я на самом деле есть. И это не зависит ни от каких внешних факторов, да? Это похоже на то, как если человек спит, вот если человек спит, и он во сне видит себя. И в этом сне, когда он в каком-то совершенно в другом теле, как это с нами часто бывает, когда мы совершенно в другом теле видим какие-то вообще другие сны как будто мы там чем-то заняты, как будто у нас что-то есть, не знаю что, и когда мы видим такие сны, во время сна мы полностью уверены, что это мы и есть, да?

00:25:00 И посмотрите, не зависит, не зависит ни от дня, ни от ночи, в момент, когда мы проснемся, как только мы проснемся, мы оказываемся в состоянии понимать, что мы просто спали и просто видели иллюзорный сон. Вот точно также обстоят дела с материальным существованием живого существа. И поэтому Бхактивинода Тхакур он обсуждает, что у живого существа, которое теперь находится в этом панцире материального тела, есть несколько возможностей воспринимать. Теперь, мы в материально обусловленном состоянии воспринимаем через органы восприятия тела. Это глаза - мы видим объекты, это уши - мы слышим звуки, которые эти объекты издают, это нос, посредством которого мы можем понимать какой запах у конкретного объекта, это язык, посредством которого мы можем узнавать вкус объекта и это кожа, посредством которого мы можем узнавать характеристики поверхности данного объекта – горячо, тепло там, бархатно, жестко и ещё что-то, и ещё что-то.

00:26:09 Итак, мы воспринимаем внешний мир органами восприятия нашего тела. Мы воспринимаем внешний мир нашим умом. Мы знаем, что есть люди, у которых развито тонкое тело, они обычно называются там экстрасенсами, ясновидцами ещё кем-то, ещё кем-то, которые, на самом деле могут, например, сидеть у себя дома и для грубых органов чувств на недосягаемом расстоянии воспринимать реалии. Я, например, могу сидеть у себя дома, я могу слышать, что говорят два человека обо мне, допустим в Москве, да? и мы можем понимать, что эта мистическая сила на самом деле свидетельствует о том, что очень развиты способности тонкого тела, то есть, способности ума.

00:27:12 Способность ума в недосягаемости органов грубого тела куда-то идти, что-то смотреть, видеть, слышать или ещё что-то. Теперь, что касается третьей способности воспринимать это на самом деле самая главная наша способность воспринимать это способность воспринимать самой души. То есть, Бхактивинода Тхакур сейчас здесь обсуждает эту очень важную тему, которую мы с самого начала должны понимать – итак, наше материальное тело, мы духовное начало и у нас есть материальное тело, и у нашего духовного начала есть своя способность воспринимать, у материального тела своя. Духовная способность воспринимать она на самом деле вообще не знает границ.

00:28:06 К этому моменту пока мы находимся в обусловленном состоянии наша эта способность полностью закрыта, да? полностью закрыта, потому что наша душа полностью отождествляет себя с материальным телом и поэтому она ставит в зависимость свои неограниченные органы восприятия, она ставит в зависимость от органов восприятия материального тела, то есть она ставит в зависимость от грубого тела и от тонкого тела, полностью отождествляя себя с ними и потому постоянно боится, что если с этим телом что-то случится, она не сможет больше ничего воспринимать. Бхактивинода Тхакур говорит о том, что ни первым, ни вторым пунктом, то есть, ни органами восприятия грубого тела, ни органами восприятия тонкого тела Верховного Господа и вообще любых духовных личностей воспринять нельзя. Их можно воспринимать только посредством того, чтобы раскрыть восприятие души.

00:29:10 И собственно духовная практика она как раз состоит из этого процесса, духовная практика должна неизменно, неизменно расслаблять наше материальное восприятие и неизменно увеличивать пробуждение души и её восприятие. Теперь, Бхактивинода Тхакур говорит о том, что, это на самом деле говорит не он, а вся арийская религиозная доктрина говорит о том, что Верховный Господь реализуется обычно в трех аспектах. Первоначальный аспект Верховного Господа, который можно воспринять это имперсональная духовная энергия. Это имперсональная духовная энергия, которая обычно известна людям как абсолютный свет.

00:30:06 Проявлением этого абсолютного света является сияние солнца, вот то, что нас освещает, на самом деле это как раз является каким-то проявлением имперсонального брахмана. Теперь, имперсональный брахман - это первое, что на своем пути реализует духовный человек, второй этап духовной реализации знаменуется тем, что человек оказывается в состоянии увидеть образ Господа. Увидеть образ Господа, но увидеть не тот образ Господа, который живёт в духовном мире, а увидеть образ Господа, который живёт в сердце у всех живых существ как контролирующий аспект. Это второй уровень духовной реализации. И на третьем уровне духовной реализации, которая является окончательным уровнем, да? религиозному человеку он уже входит в контакт с Верховным Господом, развивая по отношению к нему к нему какие-то чувства и получает доступ к изначальной верховной божественной личности вместе с миром духовного разнообразия.

00:31:28 И это считается уже конечной реализацией духовного человека, да? теперь, и для того, чтобы человек он реализовал вот это присутствие Верховного Господа существует два процесса. Первый из этих процессов называется карма йога, да? карма йога означает, когда человек принимает регулирующие принципы поведения в связи со святыми писаниями; когда человек он начинает вести себя в соответствии со святыми писаниями он принимает религиозную доктрину. И если он принимает религиозную доктрину ариев, то он обязательно принимает идею перевоплощения.

00:32:16 Он принимает идею перевоплощения. Эта идея на самом деле сейчас общеизвестна, да? может быть не всегда людям понятна логика, которая лежит под этой идеей. На самом деле, дорогие слушатели, должно быть понятно, что если человек он оказывается не в состоянии понять, что живое существо перевоплощается множество раз в материальном мире, то ни одна религиозная доктрина не в состоянии объяснить реалии этого мира, если нет перевоплощения на самом деле, да? то Верховный Господь как бы мы не крутили, как бы мы не пытались объяснить этот мир в конечном итоге будет получаться невероятно жестокой личностью, да?

00:33:10 Посмотрите на пример, самый простой пример я приведу, допустим, если происходят какие-то природные катаклизмы, допустим происходят землетрясения, или не дай Бог там цунами или ещё что то, или идет война вообще. Вот идет война, упала бомба и скажем, если умирают взрослые люди, да? религиозные люди обычно говорят – «ну это у них первородный грех», «все грешные», «нет ни одного безгрешного человека вот за это бомба упала ему на голову». И очень часто религиозные люди задаются вопросом, а вот только что родившийся ребенок, если у него нет никого прошлого и это его единственная жизнь, то, когда он родился он ещё ничего не сделал, за что погиб он?

00:34:09 И просмотрите, то есть, если человек он не понимает идеи перевоплощения если мы уже духовное начало, то не может быть чтобы не было перевоплощения, да? если это не понимается то все религиозные люди постоянно заняты тем, чтобы искать пути для оправдания реалий этого мира, то есть они постоянно заняты тем, чтобы оправдать поведение Всевышнего Господа – почему он позволил, чтобы ребенок умер, почему он позволил, чтобы порядочную женщину бросили, или почему он позволил, чтобы порядочному мужчине изменили, почему он позволил это, почему он позволил то, почему он позволил, чтобы талантливый человек оказался под ногами, а негодяй, который проходит по всем головам, достигнул успеха и славы, почему он позволяет, чтобы в каких-то государствах, например, негодяи становились руководителями, а честные люди, у которых были светлые потенции оказывались бы в тюрьмах почему, почему, почему, почему, почему…

00:35:08 Почему на всё это «почему» нет никого ответа? Почему Всевышний Господь всё это позволяет, да? И, как только принимается идея перевоплощения, все становится на свои места, потому что Верховный Господь является принципом абсолютной справедливости, и когда мы совершаем какие-то плохие поступки мы естественным образом, да? естественным образом на самом деле напрашивается эта идея, чтобы в материальном мире реализовать принцип справедливости необходимо, чтобы вот эта самая вечная душа получала множество материальных тел. Почему? Например, посмотрите, если допустим меня где-нибудь в 16 лет поймали какие-нибудь 20 зверей и просто избили, изнасиловали, убили и я исчезла.

00:36:04 И эта была справедливость Бога? И у меня не оказалось никакой возможности вообще ни заниматься религией, ни собирать какие-то эти, ни идти по какому-то пути, пока что берем только с духовной точки зрения, да? Не получается. И если мы видим, что вот такая ситуация она произошла, то допустим, Верховный Господь потом этих двадцати поймал, посадил в тюрьму. Разве это адекватный ответ на то, что было сделано со мной, да? а когда мы понимаем, что справедливость Верховного Господа состоит в том, что в следующей жизни он всем этим двадцати юношам дает женские тела и с ними теперь уже другие негодяи делают то же самое, что сделали они со мной. Вот все встало на свои мести, да?

00:37:05 И тогда понятно почему может какая та женщина не иметь детей. Потому что в прошлой жизни, когда Всевышний Господь давал ей детей, она их убивала ещё в утробе, зачем ей дети в этой жизни, да? теперь Верховный Господь поступает наоборот, он лишает женщину возможности иметь детей, чтобы она ценила тот дар, который он ей тогда давал, а она убивала или в том же состоянии может оказаться мужчина, который дал санкцию женщине убить ребенка, которого он сам же и зачал. В следующей жизни он получает тело женщины и лишается возможности иметь детей для того, чтобы понять какую боль он причинил, да? Посмотрите и все сразу становится справедливо.

00:38:02 Справедливость Верховного Господа может быть реализована только за счет смен ситуаций, а смена ситуаций это означает смену тела. Поэтому, дорогие мои слушатели, Бхактивинода Тхакур говорит о том, что вот этот контролирующий и справедливый аспект Верховного Господа реализуется во время карма йоги. Что означает карма йога? Карма йога это уровень духовной жизни, когда человек ставит под контроль, то есть он ставит под контроль святых писаний пока ещё только свою деятельность. То есть, когда мы говорим о духовной практике мы должны с самого начала представлять из чего мы состоим. Мы состоим из грубого тела, это грубое тело оно имеет пять воспринимающих, пять действующих органов, да? глаза, нос, уши, язык, кожа - это воспринимающие органы; руки, ноги, гениталии, анус – это действующие органы. А потом ещё язык и речь, способность разговаривать, это действующие органы.

00:39:10 Грубое тело оно состоит из этих возможностей. Но мы ещё состоим из тонкого тела, это тонкое тело состоит - ум, разум, ложное эго. Тонкое тело обладает пятью функциями, причем функции ума они очень уникальные. Что это за функции? Это способность размышлять, способность думать, то есть анализировать прошлое, оставаться им довольным или недовольным, обычно говорят скорбеть о прошлом, да? в настоящем ум изъявляет желание, пожалуйста, будьте внимательны в этой точке, потому что для религиозного пути эта точка архиважная.

00:39:55 Живое существо в себе содержит два источника желаний это его ум и это его душа, теперь, ум генерирует материальные желания, потому что он анализирует, воспринимает информацию о материальных объектах, которую ему передает материальное грубое тело, потому он не может выражать духовные желания. Он выражает только материальные желания -хочу воду, хочу стакан, хочу тетрадь, хочу мужчину, хочу женщину, хочу родину, хочу это , хочу то – все материальные объекты. И ум планирует будущее и значит скорбеть, рассуждать о прошлом, иметь желания в настоящем, планировать будущее, да? Это функция ума. И он обрабатывает информацию - это функции ума. И он имеет способность чувствовать. Вот это то, что нам материальное тело кажется способным чувствовать, на самом деле это способность ума.

00:41:17 Теперь, следующий компонент тонкого тела - это разум, и разум он тоже обладает пятью функциями - это способность спать, когда выключается все восприятие внешних объектов, да? эта способность спать или отдыхать, это способность понимать, это способность не понимать, то есть, развивать неправильное понимание, эта способность сомневаться и способность помнить. Вот это функции разума, да?

00:41:52 Теперь… и ложное эго. Ложное эго на самом деле как я обычно говорю это самый мистический элемент в материальном мире, потому что это именно та энергия, которая заставляет вечную душу относиться к себе как к этому материальному телу, то есть отождествлять себя с этим материальным телом. И потому она называется ложное эго, потому что у нас есть истинное эго, которое касается нашей души, да? Теперь, посмотрите. Вот эти три компонента. Теперь, духовная практика предназначена для того, чтобы уничтожить, уничтожить эти три компонента – уничтожить материальное тело, уничтожить грубое тело, тонкое тело, ложное эго для того, чтобы из всех этих уничтоженных элементов вывести из-под когтей этих трех элементов свободную чистую душу.

00:42:56 Это и есть путь духовной практики. То есть, чисто технически живое существо на поле религии должно сделать вот это само собой. И первоначальный этап духовной практики, которую мы как раз с завтрашнего дня будем обсуждать, первоначальный этап духовной практики заключается в том, что человек ставит под контроль святых писаний свою деятельность, то есть, что делает его грубое тело, с чем оно контактирует, с чем нельзя контактировать, да? На этом этапе живое существо оно, вот как сказал Бхактивинода Тхакур, «реализует этот контролирующий фактор Всевышнего Господа», то есть, присутствие Господа в сердце, потому что он тогда реализует, что как только он совершает правильные шаги он получает под контролем Верховного Господа, оказывается под какой-то очень надежной защитой, да? И он ясно видит, он ясно видит, что Верховный Господь на самом деле очень внимательно следит за всеми поступками всех живых существ. И всем живым существам достается.

00:44:08 Вот когда человек он начинает это понимать, первое правило, которое он должен для себя принять, для того, чтобы его, подчеркиваю, и материальное и духовное существование протекало мирно, первое, что человек должен себе взять за правило - не оскорблять, не причинять беспокойство и страдания святым людям, то есть всем тем людям, которые заняты в духовной практике. По отношению ко всем этим людям нужно относиться с уважением. И формула всегда должна быть одна, если мы имеем добрую волю по отношению к этим людям, мы можем им помогать, можем их поддерживать материально или ещё как-то, если мы не поддерживаем вообще духовную практику какого-либо человека, золотое правило - близко не подходить.

00:45:07 Потому что любое страдание, причиненное человеку, уже находящемуся на поле религии, имеет в несколько кратном больше реакции, чем, если мы причиняем беспокойство обычным живым существам, пока ещё вовлеченным в греховную деятельность. Вот этот правило должно быть запомнято, да? Теперь это и, конечно, оно подразумевает, что религиозные люди по отношению к друг другу должны поступать точно также. И на этом уровне живое существо реализует, оно просто видит косвенно это очень важно на уровне кармы йоги человек косвенно видит руководящую руку Верховного Господа. Теперь, прямое видение вот этого присутствия Верховного Господа в сердце именно контролирующим фактором происходит за счет процесса, который называется дьяна йога.

00:46:10 Дьяна йога - это процесс, когда человек уже в состоянии входить в состояние глубокой медитации, глубокой и продолжительной медитации, да? Медитация она была способом самореализации других эпох, золотой эпохи, например, да? и там живые существа они входили в это в состоянии медитации не на двадцать минут, как делают это современные йоги и считают, что они заняты йогой, они входили в состояние медитации на протяжении множества лет, они тренировали своё тело, приводили это тело в такое состояние, где это тело оказывалось в состоянии множество лет вот так неподвижно сидеть, и позволять человеку сосредоточиться, потому что речь шла, чтобы найти Верховного Господа.

00:47:09 А Верховный Господь, я прошу прощения за грубое выражение, но не могу сказать иначе – Верховный Господь это не такая дешевка, встречи с которым можно добиться за счет двадцатиминутной медитации. И поэтому мы должны понимать, и Бхактивинода Тхакур он говорит, что имперсональный брахман реализуется за счет развития знания. То есть, почему? что там происходит? там происходит такой момент. Что означает развитие знания? Развитие знания это означает, что человек тратит свою жизнь на то, чтобы обсуждать реалии этого мира. И когда человек он объективно обсуждает реалии этого мира, единственное желание, которое у него остается при объективном взгляде на этот мир, это ни как с ним не контактировать.

00:48:07 Вот когда человек за счет понимания структуры этого мира перестает с ним контактировать, он естественным образом преодолевает влияние грубого тела, тонкого тела и выпадает в имперсональный брахман, я это называю его нулевым состоянием. Если мы берем шкалу вообще, в которой могли бы быть состояния у живого существа, то имперсональный брахман – это «нулевое состояние», потому что присутствие в имперсональном брахмане оно не позволяет живому существу быть активным, а живое существо это активное начало, то есть в имперсональном брахмане у живого существа нет применения его активной природе, поэтому это какое то состояние дремоты, какого-то полу нокаута, сна не можешь сказать, да? потому что там нет невежества, потому что там просто сияние и там нечего воспринимать, и не с чем контактировать.

00:49:09 Живое существо впадает вот в это нулевое эмоциональное состояние. Есть духовный мир, есть мир духовного разнообразия - это мир любви, и поэтому эта плюсовая активность, где проявляется вот эта активная природа живого существа, имеет себе приложение. И есть минусовая шкала, которая уже является материальным миром, где живое существо свою эмоциональность реализует в области ненависти, в области зависти, да? вот это та шкала, и каждое живое существо вольно выбирать где оно хочет быть. Но когда оно правильно реализует, делает правильный анализ этого материального мира и понимает, что только зависть его заставляет с этим миром контактировать да? оно приходит в состояние нуля.

00:50:02 Вот это «состояние нуля» это естественный выход в имперсональный брахман, да? и когда уже имперсональный брахман здесь получается дьяна йога, то есть, йога развития знания на основе рассуждений она приводит к освобождению в имперсональном брахмане. И искусство бхакти. Искусство бхакти - слово бхакти означает любовь. Бхакти йога это означает установление связи со Всевышним Господом через чувство любви к нему, да? И в этом аспекте живое существо попадает, если мы берем эту шкалу, оно попадает в эту положительную часть этой шкалы, уже происходит вот этот мир духовного разнообразия. Этот мир духовного разнообразия он очень разный - от нуля и до бесконечности, да? То есть всё, что уже 0,1 это уже область разнообразия, и мы должны понимать, что там эмоциональности гораздо меньше. Эту тему мы будем обсуждать позже.

00:51:09 Что мешает человеку воспринимать духовную энергию? И Бхактивинода Тхакур с самого начала обсуждает, я скажу теперь слово, которое прошу запомнить тех слушателей, которые не вовлечены в бхакти йогу или которые будут слушать этот семинар, ну просто так первый раз вообще будут соприкасаться. Бхактивинода Тхакур обсуждает первые анартхи, слово анартха означает загрязнение сердца. То есть, все те концепции, все те убеждения, весь тот выбор, который делает живое существо для того, чтобы осуществить два своих желания - превосходить другие живые существа, пожалуйста, вот это запомните - в красоте, есть шесть достояний – красота, сила, слава, знание, богатство и независимость.

00:52:16 Чем в большей степени живое существо обладает этими шестью состояниями, да? тем больше у него возможностей превосходить другие живые существа. Теперь, зачем нужно это превосходство живому существу? Для того, чтобы утвердить свою значимость, да? для утверждения своей значимости. Это самая главная болезнь живого существа, которую он пытается реализовать в материальном мире. И как я сказала в одной из наших лекций прошлых идеи Фрейда далеко не новы.

00:53:04 На самом деле, если мы будем тщательно изучать арийскую доктрину, то мы убедимся, что все существующие, и философские и научные направления, по которым сейчас развивается человечество, основополагающие идеи были взяты как раз из доктрины ариев. Итак, дорогие мои слушатели, Бхактивинода Тхакур теперь обсуждает что именно, вот мы поняли что самая главное анартха, самое главное загрязнение души является в его потребности увеличивать, увеличивать вот эту свою значимость и в его потребности вовлекать все остальные живые существа в своё чувственное наслаждение, то есть чтобы все живые существа мы хотим получить вот этой формулой.

00:54:00 Зачем нам эти шесть достояний? Чтобы все живые существа на основе того, что у нас много или красоты, или силы, или богатства, или славы, или независимости, да? испытывали бы желания доставлять нам удовольствие, да? вот это всё, что мы хотим. То есть на самом деле мы хотим позицию Бога, потому что эти шесть состояний на самом деле принадлежат ему. Теперь, дорогие мои слушатели, и Бхактивинода Тхакур он говорит о том, что, если человек он ведет чистые рассуждения, то есть он душой ведет рассуждения на трансцендентальные темы, отвлекаясь, а душой это означает на секунду оставляя в сторону вот эту свою болезнь интересоваться только тем, что дает возможность реализовать эти две идеи - увеличение моей значимости и вовлеченность всех живых существ в моё наслаждение, вот, если человек на секунду это оставляет в сторону, если он сумел это оставить, этот означает, что он слушает душой.

00:55:11 И он слушает душой. Мы с вами будем говорить о том какие интересные концепции вообще выдвигает Бхактивинода Тхакур как проявление психологии души, тогда мы с вами имеем такую картину. Бхактивинода Тхакур теперь говорит- если человек он слушает душой трансцендентальные темы, а душой это означает – душа не возражает, понимаете, ложное эго возражает, что красота принадлежит Богу, она возражает, что сила принадлежит Богу, она как минимум хочет так, что не Богу, хотя бы другому живому существу, но не Богу, почему, потому что если другому живому существу, оно такое же как я это означает, что я могу приложить усилия и иметь тоже самое, что оно.

00:56:04 А когда звучит идея Бога, звучит идея личности, которую мы никогда не сможем превзойти, да? и если у нас есть эта болезнь, что мы хотим превосходить, то идея Бога это самая для нас неприятная идея, потому что это идея личности, которую ни в чем превзойти просто нельзя, да? И представляете, если мы раздражаемся, когда звучит слава Верховного Господа это означает, мы слушаем из ложного эго, да? а если мы радуемся, или хотя бы любопытствуем, когда звучит слава Верховного Господа это означает в этот момент действует душа, а не наше ложное эго.

00:56:56 И Бхактивинода Тхакур говорит, что чем больше у живого существа таких секунд, когда он слушает славу Верховного Господа душой, вот это слушание приводит его к встрече с Господом, да? Теперь, и он тут же обсуждает, а что не может привести к Господу. Первое – болезнь, первое – анартха, которая мешает человеку прийти к реализации, то есть, к конкретной встрече с Верховным Господом эта склонность к эмпирическим рассуждениям, то есть склонность понять Верховного Господа на основе рассуждений, вот тут уже не скажи, своего куцового разума. Вы представляете сколько самомнения в живом существе должно быть, чтобы оно думало, что на основе этого своего мизерного разума, самая главная функция которого способность помнить, а именно способность помнить живое существо развивает какой то вид понимания, способность помнить находится в руках у Верховного Господа, вот как это смешно вообще со стороны выглядит, когда вот эта мизерная духовная частичка со своим мизерным разумом со своей мизерной способностью воспринимать, вообще развивать какое то знание пыжится, чтобы разумом охватить истины о Верховном Господе.

00:58:42 Вот это гробница духовной реализации. Пока человек основан вот на этом на своем разуме, да? ему путь к встрече с Господом просто закрыт, потому что правильное умонастроение по отношению к Верховному Господу заключается в том, что живое существо должно осознать, что оно никогда не поймет Верховного Господа до конца, да? и что оно может быть бесконечно счастливо только от того, что Верховный Господь поможет, позволит ему вообще воспринять себя вообще вот на один миллиметр. Вот это есть настроение правильного умонастроения в зависимости от милости Верховного Господа, да? в духовной реализации.

00:59:50 А пока человек на основе своего разума пытается понять абсолютную истину Бхактивинода Тхакур говорит это отдаляет, оно не только не приближает, это самая главная характеристика, оно не приближает, оно ещё отдаляет от Верховного Господа Шри Кришны. А смиренные молитвы, говорит Бхактивинода Тхакур, смиренные молитвы они приводят ко встрече с Верховным Господом. И потому Бхактивинода Тхакур провозглашает самое главное правило духовной жизни и это правило оно применимо абсолютно ко всем духовным доктринам. Главное правило духовной жизни приводящее живое существо к Верховному Господу – молитва.

01:00:44 И потому Бхактивинода Тхакур скажет, привычка молиться Кришне это и есть бхакти. С этой точки зрения, если мы рассматриваем уже все религиозные доктрины, то мы должны понимать, что кто кому молится, того и реализует, того реализует это означает - с кем встречается, с тем и живет, да? Теперь, Кришна объявлен, само слово Кришна, как мы с вами обсудили означает личность, которая в состоянии привлечь абсолютно всех живых существ. Это означает личность, у которой безграничные потенции и в сфере могущества, и в сфере личного обаяния, да? где любое живое существо может вообще выбирать, что ему хочется в этой личности, с чем в этой личности ему хочется общаться, да? для преданного это уже, как мы с вами уже обсудили, это Харе Кришна маха мантра. Маха мантра её повторение как раз мы это с вами тоже будем обсуждать оно тоже происходит поэтапно, это святые имена Господа, которые обладают абсолютно трансцендентальной природой. Я хочу отметить, дорогие слушатели, все-таки не могу удержаться, я хочу отметить разницу, разницу преимуществ бхакти йоги над остальными духовными процессами.

01:02:14 Эта разница заключается в том, что атрибуты бхакти они абсолютно трансцендентальны, то есть, это атрибуты, которые пришли из духовного мира, посмотрите, имя Верховного Господа оно абсолютно трансцендентально; оно абсолютно трансцендентально и оно обладает всеми теми же могуществами, всеми теми же качествами, какими обладает сам Верховный Господь. И поэтому конечно есть разница, есть разница повторяем ли мы «отче наш на небиси», да? то есть когда мы просто говорим какие-то слова, которые вводят нас в какое-то эмоциональные состояния, которые содержат в себе какую-то смысловую нагрузку или мы просто эти же эмоциональные состояния выражаем, думаем о них, но при этом язык наш повторяет абсолютно трансцендентальные звуки.

01:03:20 Разница есть. В чем эта разница? Соприкосновение с трансцендентальным, да? оно имеет трансцендентальные результаты. Когда я просто произношу молитву, молитва она действует настолько, насколько, то есть она зависит от того качества с которым я эту молитву повторяю. Когда я повторяю мантру, да? конечно, тоже квалификация имеет значение, мы это будем с вами обсуждать, но вслушайтесь, пожалуйста, в то, что я сейчас скажу - повторение мантр, то есть трансцендентальных вибраций, оно, её минимальный результат - это освобождение.

01:04:15 Это освобождение от материального мира вот даже просто чисто механически повторяю и потому должны понимать, что эти явления имеют абсолютно трансцендентальную природу. Теперь, и поэтому, когда преданные повторяют молитвы им предписано это есть постоянный контакт с духовной энергией. И Бхактивинода Тхакур говорит, есть несколько анарт вот этих загрязнений сердца, пожалуйста, запомните это слово, анарта значит загрязнение сердца, есть несколько загрязнений сердца, которые просто закрывают человеку вход во внутреннюю сущность любой религии и делают его притворщикам на религиозном поле.

01:05:18 Что это за качество? это качество, если человек он гордится, если человек он гордится, чем? Я перечислю чем – гордость в связи со своей социальной принадлежностью, то есть, своей значимостью в общественно-социальной структуре человеческого общества, если человек он горд своей позицией в материальном мире, доступ к внутренней сущности религии ему закрыт. Он может практиковать, он может взять ритуалы религии это будет то как, если человек облизывает банку меда снаружи, он при этом будет реализовывать только вкус стекла.

01:06:10 А целью религии является вкушение меда. Высокомерие, связанное со своим общественно-социальным положением, оно не позволяет человеку войти в регион сущности религии. Ему не позволяют войти гордость или высокомерие в связи со своей образованностью, ему не позволяет войти высокомерие, исходящее из своей красоты, ему не позволяет войти высокомерие, порожденное силой, какой уже все равно, может быть эта сила физического тела и сила тонкого тела, если человек он гордится своим знанием, если он гордится своим высоким происхождением, если он гордится своим богатством, если он гордится своей властью.

01:07:09 Итак, высокомерие социальным положением, образованностью, красотой, силой, знанием, высоким происхождением, богатством, властью не дают живому существу возможности войти в мир истинной религии. А если у нас есть и высокое положение, и образование, и сила, и красота, и хорошее знание, и хорошее происхождение, и богатство, и власть, это означает, у нас нет входа в религию? Нет. У нас есть вход в религию, если при этом всем мы сохраняем смиренность духа. Потому что, дорогие слушатели, когда мы входим в территорию религии, мы входим в мир Верховного Господа.

01:08:15 И мы должны понимать, да? что мы можем пыжиться вот этими достояниями среди таких же живых существ как мы сами, обусловленными в материальном мире, но это все равно что светить маленькой свечкой в пространство, когда светит солнце. Мы должны понимать, что какой бы не был у нас букет этих достояний, по сравнению со Всевышним Господом мы мизерные, да? и, если есть осознание этой мизерности, то есть, первое, для того, чтобы войти в сущность религии, мы должны входить в нее без желания продолжать свои усилия на то, чтобы вот эти достояния использовать для превосходства над другими живыми существами.

01:09:16 До тех пор, пока у нас есть эти стремления, мы входим на территорию религии для того, чтобы теперь уже религию эксплуатировать для реализации своих вот этих анартхи, то есть, для реализации вот этих своих заболеваний души, реализовать преимущества над другими живыми существами и вовлечь их в наслаждения своих органов чувств. Итак, все живые существа, которые обладают, то есть, гордятся этими своими достижениями, Бхактивинода Тхакур скажет им, они не могут развить расу, то есть они не могут восстановить свои взаимоотношения со Всевышним Господом. Чувство высокомерия и гордости это самое неприменимое для духовной практики, то есть, неприменимое для восстановления взаимоотношений с Всевышним Господом настроение.

01:10:12 Дальше Бхактивинода Тхакур говорит о разновидностях личностей, разновидностях индивидуальностей. И он говорит о том, что и в духовном, и в материальном мирах существуют три разновидности индивидуальностей. Существует три разновидностей индивидуальностей. Что это за разновидности? Итак, первая разновидность личностей, мы должны понимать, что все эти личности они на самом деле являются проявлениями самого Верховного Господа, это самое главное, что мы должны понимать, что также все энергии исходят от Верховного Господа, точно также от него исходят все личности. И Бхактивинода Тхакур обсуждает, что на самом деле вот от этой самой личностей могут разделяться самые главные разделения - два типа личностей - он это называет «сваруба шакти», то есть, энергии, обладающие формой, да? есть энергии, которые не обладают формой это имперсональные энергии, есть энергии, которые они персональные.

01:11:32 Вот эта персональность «сваруба шакти» это означает, что есть какое-то качество, воплощением которого является каждая индивидуальность. Теперь. И вот эти индивидуальности они делятся на воплощение самого Верховного Господа, они называются там аватарами, экспансиями и ещё как то, сейчас это не важно, мы по ходу будем это смотреть, да? то есть, непосредственные воплощения Верховного Господа, который Верховный Господь дает для реализации каких-то идей. На самом деле мы должны понимать, что отсюда, на самом деле до этого, но отсюда начинается уже существенная разница.

01:12:15 Планка религиозной доктрины, которой обладают арии, обладали арии. Что это за планка? посмотрите вот уже начинается наука, начинается наука о Верховном Господе. Мы обычно, у живых существ, которые практикуют существующие и процветающие на нашей планете к этому моменту религиозные доктрины, эти доктрины они все-таки формируют в нашем сознании такое впечатление о Всевышнем Господе, что у Всевышнего Господа в конечном итоге нет другого занятия кроме как слушать наши молитвы, исполнять наши желания и заниматься делами материального мира.

01:13:06 В духовном мире обычно это описывается так, что в духовном мире у него тоже самое занятие, у него нет личной жизни, он просто сидит за одним столом со своими приближенными преданными, которые постоянно поют его славу, получается такое впечатление, что сам Верховный Господь как личность на самом деле, если мы будем объективно подходить к этому пониманию, то мы можем видеть, что сама Верховная божественная личность оказывается достаточно скучной и достаточно неинтересной личностью, где живое существо может быть заинтересовано в его существовании только потому, что у него есть могущество, у него есть могущество, которое помогло бы нам справляться со всеми теми бедами, которые нам готовит этот жестокий материальный мир.

01:14:08 Правильное понимание концепции Бога - это очень серьезная наука, это очень глубокая наука, к которой доступ сейчас открыт. Как я говорила в одной из своих лекций, повторюсь сейчас, лично мне как личности очень обидно, мне очень обидно, что существующие ныне религиозные доктрины, религиозные направления, которые они на самом деле в силу своей традиционности обладают огромным человеческим потенциалом, огромным влиянием, да? они на самом деле сделали все от себя зависящее для того, чтобы эта наука, эта сокровенная наука о Всевышнем Господе, которую арии, мы будем с вами обсуждать ещё дальше, почему арии решили подарить человечеству то, что они хранили тысячелетиями как сокровенные секреты Верховного Господа, и у них концепция была такова, что человек живое существо оно из многих, многих тысяч рождений в религиозных полях реализации тех или иных религиозных доктрин в конечном итоге получает право войти вот в этот мир сокровенностей и их самый главный аргумент был – если живое существо этот путь прошло, оно рождается в тех регионах, где эти секреты хранятся, да?

01:15:44 И поэтому, дорогие преданные, мы можем видеть, ещё до 500 лет тому назад доктрина ариев была единственной доктриной, которая не стремилась распространяться. Это единственные религиозные люди, в конкретном случае, индусы, которые никогда не стремились распространить свою религиозную доктрину по всему миру, напротив, они ревностно хранили свои секреты, да? и очень переживали, если из других цивилизаций приходили на их территорию, получали доступ к этому сокровенному знанию. Я прошу обратить на это внимание, потому что это архиважная характеристика арийской доктрины. И носители арийской доктрины они вот только сейчас вынесли человечеству эти сокровенные секреты и сделали это не по своему капризу.

01:16:45 Они сделали это по просьбе, по просьбе самого сострадательного живого существа, существующего в духовном мире. Речь идет о Шримате Радхаране, то есть о женской половине Верховного Господа. Теперь вы должны понимать, то есть, когда мы говорим о науке, теперь в чем эта наука состоит, мы должны развить какое-то понимание, вот Верховный Господь, на самом деле мы должны понимать, что Верховный Господь сам по себе предназначен для наслаждения. Он же зачем-то существует. И его существование поверьте не заключается в том, чтобы удовлетворять желания какого-то куцевого количества людей на одной планете.

01:17:49 Это была бы слишком унижающей существование Верховного Господа функцией. Мы должны понимать, что Верховный Господь он наслаждается. Теперь давайте подумаем, а как он совмещает своё наслаждение, да? На самом деле, если он Господь, у него должен быть духовный мир, то есть мир наслаждения, мир наслаждения, может быть основан только на любви это означает это мир, где живые существа взаимодействуют между собой только любовью, что означает только любовью, это означает, что они озабочены тем, чтобы доставлять друг другу радость, доставлять друг другу удовольствие.

01:18:44 Вот это есть основа духовного мира на самом деле, да? Теперь, вот вы представьте в этот момент Верховный Господь наслаждается обществом своих приближенных преданных в духовном мире и из материального мира звучат миллиарды молитв живых существ, находящихся вот просто пока ещё в беде. Верховный Господь по нашим представлениям должен оставить своё наслаждение, да? и заняться бедами, бедами живых существ в материальном мире. Просто как личность. Но мы можем понимать, что этого не может происходить, потому что наслаждение у Верховного Господа ни на секунду не может прерываться, это его вечная характеристика. Все из чего состоит Верховный Господь это все вечное, да?

01:19:45 И значит, что происходит? для того, чтобы не прерывать вот эту свою вовлеченность в мир наслаждений, но и одновременно исполнять различные другие функции, Верховный Господь проявляет одну из своих самых мистических потенций, да? свою способность разделять себя на другую индивидуальность, это называется воплощение. То есть, он обладает способностью из себя сделать ещё одну, условно говоря, верховную личность Бога теперь предназначенную для другой функции.

01:20:44 И таким образом настоящая религиозная наука она состоит в понимании этих истин, касающихся Абсолюта, да? Когда мы говорим, что «а ведь этого не может быть!», «Бог не может давать воплощение» почему? Почему это Бог, как индивидуальность, может создать индивидуальности такого размера как мы, то есть, ничтожно малого размера, ведь мы же тоже его частички, да? то есть, он может создать индивидуальности, просто я не знаю какого размера, а мы должны понимать, да? что это означает создать это же не так вот он и отдельные энергии, из которых он создает, все что есть это он, и значит это его потенция, да? это его способность выделять из себя маленькие живые существа, индивидуальности. Если мы это поймем, то мы очень легко можем понять, что конечно он может производить из себя гораздо более большого размера, как я обычно говорю, большого калибра личности.

01:21:49 Значит Верховный Господь он дает какие-то свои воплощения, теперь, существует в мире уже разнообразие индивидуальностей два принципа. Воплощениями называются все те индивидуальности, которые опять же вышли из Верховного Господа, но они исполняют намерения Всевышнего Господа. Поэтому арийская доктрина она гласит - материальным миром управляет Господь Вишну, то есть, то воплощение Верховного Господа, которое сосредоточено только на этом – произвести материальный мир, дать живым существам вот это все необходимое для жизни в этом мире, и постоянно, вот это тот аспект Верховного Господа, который постоянно сосредоточен на проблемах материального мира, который выслушивает эти молитвы, который вмешивается во все это, да?

01:22:59 То есть, как только у Верховного Господа появляется какая-та новая функция, для этой функции у него существует определенное его воплощение, которое реализует его намерения. Теперь, но с этими воплощениями Верховный Господь, грубо говоря, в отношения не входит, ну, входит иногда, но это другой разговор, в принципе он взаимодействует для обеспечения своего наслаждения ни с этими индивидуальностями, которые являются воплощением его воли. Есть другие индивидуальности, из которых он состоит. Что он делает для обеспечения своего наслаждения?

01:23:53 Этим своим воплощением он их награждает, это самый смелый шаг Верховного Господа на самом деле, он их награждает свободой на волю, то есть, все то, что есть воплощения Верховного Господа, это личности, которые предназначены для того, чтобы реализовать его намерения; его намерения любить, его намерения проявлять могущество, его намерение это делать, его намерение то делать, его намерение не делать это. Для этого существует бесчисленное разнообразие воплощений самого Верховного Господа, и он состоит из индивидуальностей, которым он дал свободу на желания, то есть, эти живые существа не подчиняются его воле. У них есть свобода на свою волю.

01:24:52 И это называется индивидуальные живые существа. Эти живые существа бывают двух видов, они бывают «освобожденными вечно», в святых писаниях ариев звучит такая фраза «вечно освобожденные» и «вечно обусловленные». Эта концепция на самом деле вызывает множество споров у духовных деятелей современности. Но мы с вами посмотрим, как этот спор приведет в мирное поле ачарийя, великий духовный деятель Бхактивинода Тхакур. Итак, дорогие мои слушатели, Бхактивинода Тхакур говорит о том, что вот эти самые индивидуальности, которые обладают свободой желаний, они на самом деле есть, их две категории – вечно освобожденые живые существа, естественным образом должно быть понято, что они являются жителями духовного мира.

01:25:52 Причем, это те жители духовного мира, которые никогда из него не выходят в материальный мир. Но, иногда они приходят, но, только с целью проповеди, но только с целью проповеди для того, чтобы вот эти духовные истины, духовные знания раздать в этом материальном мире, не только на нашей планете, раздать вообще в материальном мире для того, чтобы помочь живым существам вернуться в свою обитель и жить там блаженной и счастливой жизнью. Итак, дорогие слушатели, вечно обусловленные живые существа, то есть, мы должны понимать, что вечно освобожденные живые существа - это те индивидуальности, которые свободу желаний используют только в одном направлении, они используют её для того, чтобы постоянно находится в обществе Кришны, да? и они наслаждаются тем, что имеют какие то отношения с Кришной.

01:27:00 Обусловленные живые существа, их характерной чертой является антипатия, антипатия к Верховному Господу, к Кришне особенно. Почему? мы это с вами будем рассматривать в дальнейшем. Итак, особенно к Кришне такие живые существа испытывают антипатию. Эта антипатия она приводит их в материальный мир, где живые существа пытаются реализовать вот эту свою главную анартху. Посмотрите, как только мы обсуждаем главную анартху, мы сразу понимаем почему антипатия возникает. Роль и предназначение всех индивидуальностей предопределена Верховным Господом, да? Что это означает? Это означает… Вот этот момент он самый важный! Вся остальная духовная жизнь человека зависит от того, как он поймет вот эту точку.

01:28:04 И потому я всегда обращаю особое внимание на обсуждение этой точки. Итак, дорогие мои, в чем проблема. Мы понимаем, если в материальном мире мы постоянно пытаемся увеличить свою значимость, это прямо указывает на то, что это именно то, чем мы оказались недовольны в духовном мире, а это означает сразу, что у нас в духовном мире есть предопределенное положение, с которым мы не согласились, и нам было нужно увеличение своей значимости в этом духовном мире. В этом состоит конфликт.

01:28:58 А потому, что эту роль предопределял Кришна, то есть когда говорит Бхактивинода Тхакур о том, что вечно обусловленные живые существа испытывают антипатию к Кришне, эта антипатия рождается не с воздуха, любая антипатия она под собой имеет что? Неисполнимое желание, неисполненное желание, да? а когда мы смотрим какое желание пытается реализовать живое существо в этом материальном мире, а мы видим, что оно постоянно пытается увеличивать свою значимость это означает, что именно эта проблема привела живое существо в материальный мир.

01:29:40 И именно эта проблема породила эту антипатию к Верховному Господу. Теперь, посмотрите, Бхактивинода Тхакур говорит о том, что, когда уже живое существо оно испытывает антипатию к Верховному Господу, потому что осталась недовольной той ролью, которая ей предопределена, да? оно испытывает антипатию к Верховному Господу, приходит в этот материальный мир. И посмотрите, в этом материальном мире живые существа они подвержены тройственным страданиям. Тройственные страдания – это… Мы делаем обзор и потому независимо от того, нас слушают квалифицированные религиозные люди или новички мы всю систему представляем, да? то есть сейчас мы с вами обсуждаем философскую доктрину религии и поэтому вынуждена все снова повторять.

01:30:42 Итак, тройственные страдания материального мира. Что это за страдания? Это страдания, которые причиняет нам наше тело – грубое, да? наше тело может быть больным и грубое тело больное, и тонкое тонкое тело может быть больным. Грубое и тонкое тело может быть больное от агрессии других живых существ, да? грубое тело оно может прийти, скажем, в непригодность, если на нас напали оружием или нас чем-то отравили или ещё что-то сделали. Тонкое тело приходит в непригодность, когда есть чрезмерное количество неисполненных желаний, тогда выходят из строя, когда есть много страданий, ум и разум выходят из строя и начинают барахлить, начинают барахлить, и это называется психические заболевания, да?

01:31:38 И тонкое тело может причинять нам страдания, потому что оно пострадало от агрессии. Агрессия тонкого тела происходит за счет тонких искусств, которые в народе называют порчей, сглазом, наговором, записыванием программ, программирование, не знаю, что, которые, как я обычно говорю, в современном мире дошли до своего апогея вообще в нано технологиях, которые сделало основное количество человеческого населения просто зомбированными животными, роботами и больше ничего. Это первый вид страдания. Второй вид страдания - это страдания, которые исходят от других живых существ, потому что это мир, где живые существа пытаются реализовать, увеличить свою значимость и естественным образом они входят в соперничество с друг другом, которые иногда выражается в очень агрессивном поведении.

01:32:43 И другие живые существа в материальном мире на основе реализации этого желания могут совершать насилие и причинять боль другим живым существам. И третий вид страданий – это природные стихии. Это землетрясения, это цунами, это наводнения, это природные стихии, которые это вода, огонь, земля, воздух и эфир, которые могут причинять нам страдания выходя, нарушая равновесие природы. Мы должны понимать, посмотрите на ??…один из величайших авторитетов арийской доктрины, он говорит о том, что вот эти страдания они возникают, если человек он допускает нарушения, допускает нарушения в трех точках.

01:33:43 Обычно мы должны знать, дорогие мои слушатели, что у каждого человека на своем месте, в своей жизни есть три категории людей, три категории живых существ, с которыми нам приходится общаться. Это те живые существа, которые по своей значимости выше нас, и потому это те живые существа, по отношению к которым мы должны испытывать чувство уважения и которым мы должны подчиняться. Теперь, вторая категория людей с которыми нам приходится иметь дело – это равные, и третья категория людей, с которыми нам приходится иметь дело, это те живые существа, которые гораздо слабее нас, равные - они нуждаются в сотрудничестве, те, кто слабее нас нуждаются в заботе и ?? говорит, что вот эти самые тройственные страдания возникают, если человек совершает нарушения вот в этих трех пунктах, да? например.

01:34:40 Посмотрите, если я родилась, вот лично я родилась в Армении, это очень маленькое государство на планете, 90 процентов населения планеты даже не знает о его существовании, да? теперь, очень маленькое государство, но все равно, в моем государстве есть президент и, если я уже родилась в этом государстве как обычный человек, это означает - эта та личность, которую я по своей судьбе заслужила как своего руководителя и я должна уважать, я должна уважать вот этих личностей, это то, что я заслужила, если эти личности меня не устраивают, конечно в религиозной жизни, религия для того и существуют, чтобы менять свою судьбу, я молюсь, чтобы всё это было изменено, да?

01:35:35 Теперь, поэтому мы должны понимать, как возникают страдания, если я отказываюсь подчиняться, да? что происходит? Государственные структуры вычисляют меня, да? и причиняют мне беспокойство, причиняют мне страдания, если я пренебрегла старшими, теперь, когда речь идет о равных, да? теперь, с равными мы могли бы сотрудничать, то есть, вместе делать на основе своих каких – то этих, вместе делать что-то свое,да? созидать, вместо этого, если я начинаю борьбу за то, что это «ой, нет это моя территория», потому что с равными надо делить свою территорию, да? «моя территория», «иди отсюда», «иди, ищи территорию в другом месте» это естественно, да? что у равного возникает желание противостояния, да? и тогда вместо того, чтобы сотрудничать мы начинаем соперничать.

01:36:37 Причиняем друг другу беспокойства? Конечно, причиняем. Теперь, те, кто слабее нас. Те, кто слабее нас это обычно дети, это животные, это старые и больные люди, да? вот эти четыре категории людей, которые слабее нас, они нуждаются в защите, да? теперь, если мы их не защищаем, вот допустим, я не защищаю своего ребенка, ребенок, как только вырос, он что делает? Он меня оставляет, потому что он всю жизнь ждет того момента, когда он станет совершеннолетним для того, чтобы уйти, да? и когда вот это происходит, естественным образом человек от меня уходит, и когда я нуждаюсь, я уже повзрослею, я нуждаюсь в защите, я эту защиту не получаю. Я получила страдания? Я получила, да? И, поэтому мы должны понимать, что вот эти три категории страданий - это характерная черта материального мира, и они возникают именно потому, что в постоянных попытках утвердить свою большую значимость живое существо совершает нарушения в этих трех пунктах.

01:37:50 И рождается страдание. И поэтому Бхактивинода Тхакур говорит - такие живые существа они слуги своего вожделения и своего гнева, и не только их слуги, но и их жертвы, да? то есть, когда человек он подвержен вожделению, вожделение это означает бесконтрольные желания, да? когда человек подвержен бесконтрольным желаниям, и когда человек он подвержен гневу, да? вот к этой склонности к насилию, это на самом деле делает его жертвой этих двух эмоций, потому что они непреклонно приводят его к страданию, и страдания ему причиняют и другие живые существа и Верховный Господь, да?

01:38:36 Который просто считает, что мы достойны наказания, особенно если мы в состоянии гнева причинили беспокойство. Теперь, вот эти личности, попавшие в эту беду, из этой беды, то есть из этой з этой обусловленности выходят за счет одного фактора, за счет помощи святой личности; за счет помощи святой личности. Если живые существа, обусловленные в материальном мире, оказываются в состоянии эту помощь принять, они приближаются к Кришне и тогда материальный мир оставляет их в покое. На сегодня скажем пару слов на эту тему и закончим

01:39:22 Дорогие слушатели, о чем идет речь? Речь идет о том, что в любой территории, где духовная жизнь людей входит в тупик, Верховный Господь туда присылает своего представителя. Концепция того, что такой представитель у Верховного Господа был лишь один, она не очень разумная, при всем моем уважении. Конечно, Христос он был необычной, очень необычной личностью, который сыграл очень большую роль в истории человечества, да? но мы должны понимать, что эта закономерность она действует очень часто очень много, особенно, если мы берем протяжение вообще существования человечества, то есть, никогда так не бывает, чтобы Верховный Господь перестал заботиться о человечестве или вообще обо всех живых существах, живущих в этой вселенной.

01:40:24 Верховный Господь беспокоится о том, чтобы живые существа имели возможность исправить свою ошибку и вернуться в духовный мир с самого момента сотворения, да? С самого момента сотворения Верховный Господь он это делает. Это мы должны понимать однозначно. И теперь, посмотрите, то есть, когда эти святые личности приходят на нашу планету или приходят в государство какое-то или в какую-то нацию или ещё куда-то, есть локальные воплощения, которые они приходят в конкретную нацию или в конкретное государство святые личности приходят, зачем? Святые личности приходят, когда конкретная нация или конкретное государство, или конкретная личность, да? дошли до какого-то предела.

01:41:23 Предела в четырех проблемах – пределах в бедах, то есть, дальше уже некуда, то есть, если вот ещё одна будет совершена ошибка этой личностью, этой нацией или этим государством, они исчезнут просто в прах, и в следующем и в будущем эта будет деградация; если это касается личности, то это будет деградация в животной форме жизни на адские планеты, я не знаю что, если речь идет о национальности, или государстве, они просто исчезают с лица земли, да? Мы должны понимать, что беды они говорят о плохой карме, о плохой судьбе, то есть, о множестве грехов, которые совершила личность, нация, или государство.

01:42:21 И такие проблемы Верховный Господь, если оказываются такие личности, которые испытывают сострадание, они рождаются на этих землях, они рождаются на этих землях для того, чтобы отвести, отвести от этой предельной грани, где уже просто нет предела, да? отвести от грани беды, протянув вот эту божественную руку сострадания. Теперь, делают это они за счет поучений. Помогая понять человеку, обществу, нации, государству, человечеству помогая понять свои ошибки, поставить все на правильные рельсы, совершать правильные поступки для того чтобы снова обрести, как я обычно образно говорю, обрести зарплату для того, чтобы оплачивать материальное счастье, да? Мы должны понимать, дорогие моё слушатели, что вот в случае, если есть уже предел в беде, если есть уже предел в нищете, экономическое состояние страны, личности, нации, государство на пределе могут прийти святые личности для того, чтобы помочь эти проблемы решить, просто своим присутствием вообще, да? если уже данная личность, общество, нация или государство зашли в идеологический тупик, приходят святые личности, которые помогает это все сделать.

01:43:51 В зависимости от того, то есть, могут прийти атеисты, могут прийти святые личности. И в зависимости от того человек выбирает поучения; человек, нация, государство, общество, человечество, принимает поучения атеистов или принимает поучения святых личностей, зависит судьба личности, общества, нации, государства, человечества. В конкретный момент мы можем сказать, дорогие мои слушатели, что отсюда, во-первых, рождается разница в святых писаниях, да? когда локально в какое-то место приходят святые личности, которые должны, хотели бы решить какую то проблему, точно так же, как, скажем, мы видим по старому завету, например, если это касается христианства, да? мы видим по старому завету, что на земле Израиля иудеи они погрязли в грехе, вот это все уже дошло до кого-то предела вообще и пришел Исус, пришел Исус для того, чтобы дать какие-то божественные идеи.

01:45:05 Так мы видим, что иудеи они не приняли, не приняли эти возвышенные идеи, не приняли до сих пор возвышенные идеи, идущие от Верховного Господа. Они на самом деле приняли совсем другую руку помощи, они приняли атеистические концепции, да? и мы можем видеть, что на самом деле на нашей планете идеи атеизма, основы идеи атеизма заложили европейские нации, да? скажем это немцы, это французы и это англичане и это иудеи, вот эти четыре национальности они на самом деле очень способствовали тому, чтобы вообще вывести идеологическое поле человечества именно в поле атеизма, да? и мы должны понимать, что на самом деле был сделан этот выбор, да? но есть одно правило, понимаете, дорогие мои, и личность и нация и общество и государство должны придерживаться одного золотого правила – не причинять беспокойства святым, которые они приходят для того, чтобы помогать, для того, чтобы помогать личности, обществу, нации, государству, человечеству.

01:46:33 Точно также, например, мы можем сказать, а есть такие святые, которые действуют в рамках человеческих ценностей, да? и сейчас мы можем сказать, что вот такая очередная идея, которая она вышла именно для того, чтобы сориентировать человечество в общем, это та самая арийская доктрина. Да, мы знаем, что на самом деле человечество, все умы человечества яркие, они так или иначе постоянно крутятся в арийской цивилизации, постоянно крутятся в ведическом знании, что-то оттуда извлекают, делают какие-то разработки, направления, вот это все пытаются использовать.

01:47:30 Я думаю, что арийской доктрине просто надоело быть эксплуатированной и она просто решила выйти к человечеству открыто в том состоянии, в каком она есть, с теми концепциями, которые у нее есть, со всем богатством, которое у нее есть, представиться человечеству во всей своей красе и дать человечеству право на выбор. Любая доктрина, которая исходит от святых, она всегда приходит мирно, да? И те личности, те нации, те общества, государства, и все человечество, если оно адекватно реагируют на это мирное намерение святых личностей, то получает возможность невероятного прогресса. Причем, заметьте, и в материальных делах, и в духовном развитии.

01:48:28 Любая агрессия, потому что эти святые на самом деле приходят для того, как мы увидели, чтобы из обусловленного состояния снимать живые существа, да? то есть, дать им развитие, и любая агрессия по отношению к этим личностям, которые принесли вот эту мирную руку сострадания и помощи, идущей сверху, да? они обязательно, будь это человек, будь это общество, будь это нация, будь это государство, будь это человечество, оно обязательно несет очень серьезные реакции.

01:49:06 Как это, например, было со всеми, кто причинил страдания Исусу и его первым ученикам, его первым последователям. Ни один человек, ни одна нация, ни одно государство, участвующее в страдании самых первых, самых искренних христиан не смогло это проглотить, тому свидетельство история. Это не мои выдумки. И поэтому, дорогие мои слушатели, мы должны понимать, что в мир обусловленных живых существ всегда обращены взоры, всегда обращены взоры абсолютно трансцендентальных, свободных от материального сознания живых существ, которые время от времени приходят в этот мир для того, чтобы проявить к нему своё сострадание и протянуть руку помощи, да? И, конечно, самые разумные из нас и самые искренние из нас принимают эту руку помощи с радостью. Ну давайте на этом мы сегодня закончим. Харе Кришна!

транскрибирование: Шадия Шахмаева | Вильнюс | Литва | 02 March 2018