Уничтожение материального ума

06 мая 2013
Духовная практика - это не путь обучения любви. Любви не обучаются! Духовная практика - это уничтожение материального ума. Это ум постоянно в беспокойстве и тревоге, это ум генерирует симпатии и антипатии к окружающему миру, скорбя о прошлом, отсутствуя в настоящем, беспокоясь за свое будущее. Материальный ум прекращает свое существование, когда эти три его функции уничтожаются.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:24:21 | качество: mp3 64kB/s 38 Mb | прослушано: 19 | скачано: 34 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:02:00 Здравствуйте, дорогие мои слушатели! Мы продолжаем наш семинар, посвященный обобщению арийской доктрины. В прошлый раз мы рассмотрели эволюционный путь духовного развития, который состоит из поэтапного выхода из материального мира, где живое существо из жизни в жизнь прилагает усилия для перехода от своей способности завидовать к своему духовному началу, к своей способности любить. Все живые существа являются частичками Верховного Господа и предназначены для блаженства, а следовательно, для любви. Но при этом Верховный Господь наделил определенные живые существа свободой желать для того, чтобы можно было войти с ними в добровольные свободные, самое главное, в творческие отношения, где при этом каждое живое существо во взаимоотношениях со Всевышним Господом и всеми жителями духовного мира, с которыми оно знакомо, имеет возможность проявлять свободу выражения своей любви.

00:03:30 Но с началом материального существования, чтобы преодолеть зависть, живое существо должно восстановить свое предназначение, то есть вернуть свой эмоциональный мир в область любви. Это происходит за счет осознания гармонии намерений и желаний Всевышнего Господа. И живое существо понимает, что независимо от того положения, которое оно занимает в духовном мире, оно все равно находится в поле доброжелательных намерений Всевышнего Господа, и что оно имеет конкретное место в этом бесконечном мире блаженства, которое, если и размером в песчинку, но все равно служит увеличению блаженства Верховного Господа. Живое существо, поэтапно развиваясь, ставит под контроль святых писанийжелания своего материального тела.

00:05:15 В начале живое существо ставит под контроль святых писаний свою деятельность. И этот процесс называется карма йогой – человек соединяет свою деятельность с Всевышним Господом. На этом этапе живое существо практикует жизнь в варнашаме дхарме, что дает ему силы исполнять свои предписанные обязанности в соответствии со своей природой, легко содержать свою семью и свое тело. Есть два вида практикующих варнашрама дхарму. Это те, кто принимает ее для того, чтобы скорректировать свое взаимодействие с материальным миром, преследуя главной целью свое духовное развитие. То есть для того, чтобы заниматься духовной практикой крайне необходимо суметь создать такую ситуацию, чтобы тройственные страдания материального мира нас не беспокоили. А они перестают нас беспокоить, если мы контактируем с этим миром в рамках нравственности и исполняем свои обязанности созвучно с намерениями Всевышнего Господа, воздавая всем окружающим живым существам наши реакции, предназначенные нам по судьбе.

00:07:00 Если мы имеем такое умонастроение, то у Верховного Господа не остается повода причинять нам тройственные страдания материального мира. И тогда, подчиняясь аюрведе, мы обретаем здоровое тело. Подчиняясь четырем ведам, мы имеем полное представление как исполнять свои обязанности и взаимодействовать с другими живыми существами, за счет чего достигаем полного спокойствия нашего ума, который больше не будет беспокоить нас своей скорбью. Мы больше не причиняем страдания живым существам, а также избавляемся от страданий, причиняемых нам другими живыми существами, потому что корректно исполняем свои обязанности по отношению к ним. И даже, если в такой ситуации какое-либо живое существо не оценит нашего поведения, то оно все равно будет оценено Верховным Господом. Если есть какая-либо заслуга, она будет оценена Верховным Господом.

00:08:20 Конечно, в материальном мире иногда так случается, что живые существа оказываются не в состоянии дать адекватный ответ, тогда ответ дает Верховный Господь.

00:09:00 После этого начинается другой процесс, который называется гьяна йогой. Здесь живое существо уходит в отречение, отказывается от всякого исполнения обязанностей. Если у живого существа нет намерений наслаждаться в этом материально мире, то, соответственно у него нет никаких обязанностей по отношению к этому миру. В отречении он тратит свое время на рассуждения о том, как устроен этот материальный мир, какова его истинная природа. Посредством этих рассуждений человек приходит к пониманию, что его эмоциональная активность, а именно активность его ума и есть причина его страданий. Но остановив активность своего ума, то есть остановив функцию ума привязываться и ненавидеть все то, что исполняет или не исполняет наши желания, приведя это состояние ума в нулевое состояние, живое существо практически достигает освобождения.

00:10:30 И тогда материальная энергия, законы материального мира перестают на него влиять, он остается наедине со своей потенцией активности, уже исходящей не от материального ума, а от самой души. И тогда живое существо начинает тратить свои усилия, чтобы найти объекты для приложения активности своей души. То есть живое существо начинает искать такие же объекты, каким является он сам. В этом состоянии человек переходит в другую систему йоги – гьяна йога, где он тщательно подготавливает свое тело для длительной медитации на основе дыхательных упражнений и растяжений различных групп мышц. Достигнув полного совершенства своего тела, полной пригодности своего тела долго сидеть в позе лотоса и размышлять, при полном умиротворении, при полном безразличии к этому материальному миру, в полной углубленности в свою духовную природу он обнаруживает Верховного Господа.

00:12:00 Он обнаруживает Верховного Господа в четырехрукой форме, который в двух руках держит булаву и диск, символизирующий течение времени и силу, уничтожающую силу времени, а также раковину и лотос. Концепция булавы и времени предназначена для того мира, где живут существа, где постоянно возникает необходимость что-то уничтожать, наказывать. Раковина и лотос предназначены для мира вечного, где ничего уничтожать не нужно, где все существа достойны того, чтобы в подарок получать цветы от Верховного Господа.

00:13:00 Таким образом, живое существо, медитирует на этот образ Верховного Господа, в котором проявлена его энергия «чит». Этот образ называется параматмой или сверхдушой, парама – означает сверх, самое возвышенное, матма – это душа. Вот это есть представительство Верховного Господа в сердцах всех живых существ. Причем, когда он видит эту личность, от после этого ее начинает видеть в сердцах всех обусловленных живых существ. Таким образом у такого йога возникает возможность увидеть глазами параматмы реалии этого мира и осознать всю справедливость происходящего, осознать, что нет ни одной молекулы, ни одного атома в этом материальном мире, который оказался бы вне контроля Всевышнего Господа, и что никогда не бывает несправедливых ситуаций.

00:14:14 Всё, что живые существа, коллективно или единолично, сделали в своих прошлых жизнях, соответственно воздается в этой жизни. Увидев эту справедливость Верховного Господа, увидев его могущество и в то же время личное обаяние образа его, мы должны специально отметить, что арийская литература при описании вот этих встреч великих йогов с Верховным Господом, в первую очередь отмечает те состояния, в которые впадали йоги при виде образа Верховного Господа. Его красота на самом деле потрясала всех йогов, которые его встречали. Все, знакомые с Верховным Господом, трепетно передают в арийской литературе детали его внешности, пытаются материальными словами передать ощущения, которые возникают у живого существа при лицезрении этого прекрасного совершенного образа Верховного Господа.

00:15:38 В созерцании вот этих двух аспектов - могущества Верховного Господа и его обаяния происходит окончательный выбор, который предопределяет положение живого существа в духовном мире. По существу, в духовной практике, когда наступает время восстановления своих отношений с Всевышним Господом, Верховный Господ дает возможность живому существу снова выбрать, определиться в каких отношениях с ним оно хотело бы быть. И когда живое существо, будучи абсолютно свободным в своем выборе, выбирает эти отношения, оказывается, что оно выбрало то же самое, что у него было раньше в этом духовном мире. То есть речь шла лишь о том, что нужно было только проснуться, проснуться от того состояния сосредоточенности на мире иллюзии, в котором оно пребывало. В момент, когда происходит реальный контакт с Верховным Господом, у каждого живого существа появляется возможность в той или иной мере воспринять его личное обаяние.

00:17:10 Благодаря эмоциям, которые живое существо испытывает либо к могуществу Верховного Господа, либо к его личному обаянию, определяется то место в духовном мире, в котором этот живое существо будет жить вечно. Если живому существу нравится проявление могущества Верховного Господа или состояние покоя, умиротворенности, спокойного наслаждения атмосферой духовного мира, то оно рождается на планетах, которые называются в духовном мире «вайкутхами». Живое существо уходит в эти регионы и там, опираясь на могущество Верховного Господа, живет в атмосфере абсолютного покоя. В этих регионах доступность эмоционального мира ограничена, так как там пребывают живые существа, выбравшие покой. Те живые существа, которые привлекаются обаянием Верховного Господа, здесь уже начинается мистика духовного мира, Верховный Господь посредством своих энергий, своей воли, помогает живому существу перестать воспринимать его величие. Потому что, до тех пор, пока живое существо воспринимает величие Верховного Господа, оно не может позволить себе близкие взаимоотношения с ним.

00:19:00 Поэтому Верховный Господь по отношению к таким живым существам в духовном мире проявляет свою мягкую природу, помогает им, покрывая их память способностью воспринимать его могущество. И тогда остается только его обаяние, живые существа получают близкий доступ к Верховному Господу. Такие живые существа после своего материального пребывания уходят в те регионы духовного мира, которые полны интенсивных эмоциональных отношений со Всевышним Господом в пяти взаимоотношениях. То есть это нейтральные отношения; служебные отношения – живому существу в мире интенсивных эмоциональных отношений нравится предлагать свое служение Верховному Господу и его преданным. Дружеские взаимоотношения, где живое существо испытывает чувство равенства с Верховным Господом, позволяет себе играться с ним, даже садиться ему на шею.

00:20:44 Родительские, родственные отношения и супружеские. Когда речь идет об обаянии Верховного Господа мы можем сказать так – это изначальный Верховный Господь, который содержит в себе в полном совершенстве и энергию могущества, и энергию личного обаяния. Мы можем понять к чему привязан Верховный Господь потому, какие регионы считаются наиболее интенсивными. Таким образом, Верховный Господь является личностью, которая не столько привязана к своему могуществу, сколько к своим личным качествам и возможностям, с помощью которых он взаимодействует с другими живыми существами. Мы должны понять, что блаженство, основанное на могуществе, не совершенно. Совершенно блаженство, основанное на личном совершенстве, когда живые существа взаимодействуют с нами или Верховным Господом в конкретном случае, погружаясь в его вечно совершенную индивидуальную природу, испытывают все больший и больший восторг и блаженство, наблюдая за его проявлениями во взаимоотношениях с живыми существами.

00:22:29 Таким образом живое существо достигает своего совершенства. И мы с вами описали эволюционный путь постепенного развития живого существа, перемещаясь из одной системы йоги в другую. Мы должны понимать, что на уровне системы кармы йоги живое существо ставит под контроль санкций Верховного Господа свою деятельность, на уровне гьяна йоги ставит под контроль свой разум, ум, на уровне бхакти йоги он ставит под контроль Верховного Господа самого себя, то есть душу. Вот этому конвейеру была подчинена арийская культура. И те, кто понимает сокровенный смысл организации арийской культуры, общества, те в состоянии пойти за ариями и стать истинными ариями.

00:23:42 Таким образом мы дошли до такой темы, которую Бхактивинода Тхакур обсуждает со всей серьезностью. Мы с вами дошли до темы бхакти йоги! Бхакти означает любовь. Бхакти йога является королевой, короной арийской цивилизации, потому что она является методом достижения конечного результата. На территории варнашрама дхармы живое существо должно пробудить свою душу и привести ее в то состояние, когда раскрывается ее потенция любви, все предназначенные для этой любви объекты представляются живому существу через бхакти. Процесс бхакти йоги в соответствии с Бхактивинода Тхакуром состоит из двух разделов. Мы с вами уже обсуждали, что Бхактивинода Тхакур разделял живые существа на две категории. В первую категорию входили те живые существа, которые являлись рабами своих материальных привязанностей и поэтому нуждались в регулирующих принципах, процессах йог. Участники варнашрамы дхармы делились на две категории: в первой категории те, для которых целью являлось принятие достижений Шри Кришны, во второй категории те, которые применяли кастовую систему для того, чтобы удовлетворять свое наслаждение. Таким образом с началом эпохи атеизма сформировалась кастовая система, которая на самом деле не содержала никакого добра , была системой элитарных и униженных живых существ, и в соответствии с Бхактивинода Тхакуром приводила в ад.

00:27:07 Мы можем видеть, что территория, на которой сохранялась арийская цивилизация, Индия, постепенно становилась адом для проживания, и на ней не сохранена арийская культура. Арийская культура сохранена у ариев, в Индии сохранилось литературное наследие ариев. Истинные арии рождаются, когда в эпоху атеизма приходит бхакти йога и появляется необходимость в воссоздании арийской культуры. Они воплощались из духовного мира в последние пятьсот лет, друг за другом приходили в этот материальный мир через цепь ученической преемственности для обеспечения чистого коридора для бхакти йоги, чтобы любой человек мог достичь духовного мира. Все независимо от религиозной принадлежности должны понимать, что арийское знание на территории Индии не находится в чистом виде, что идеологическое поле, сформированное на этой территории, достаточно опасное. Потому что содержит в себе очень большое количество отклонений от истинной доктрины и от истинных целей арийской культуры.

00:29:43 Просто очень страшная территория, когда есть отклонения. Если у человека не хватает квалификации и знаний всё это оценить правильно, он никогда не может быть уверен в том, где оказался. Потому что и отклонившиеся и истинные духовные люди очень интересно говорят для неискушенного человека. Мы с вами будем придерживаться той проповеди, которую ведет Бхактивинода Тхакур. Я с самого начала нашего семинара объявила для тех, кто будет слушать этот семинар, что я воспитана в духовных традициях, сформированным Шрила Прабхупада, который является представителем Гаудаси Супрадайи. Это уникальная великая личность, которой было поручено распространить идеологии бхакти йоги на всей планете. Это общество на сегодняшний день успешно выполняет свои обязанности, хотя на практике есть определенные недостатки. Мы должны понимать, что без достаточного опыта и достаточно сформированных традиций в материальном мире не всё происходит сразу гладко.

00:31:40 Бхактивинода Тхакур как раз представитель вот этой самой ученической цепи, и я свою жизнь провела в изучении той доктрины, тех ценностей, которые представляет эта сампродайи, и с великим удовольствием представляю его на суд всех своих слушателей. Бхактивинода Тхакур говорит о том, что вторая категория людей - это свободные от материального рабства живые существа. Данное утверждение не означает, что такие живые существа полностью свободны от обусловленностей материального мира. Это означает, что они свободны от рабства, от такого состояния, когда какое-то явление может нас контролировать. Слово «рабство» означает подчинение без всякого сопротивления. Когда говорят «свободные от материального рабства», имеются ввиду живые существа, у которых еще присутствуют такие материальные желания, как желание превосходить над другими, желание вовлекать других в свои чувственные наслаждения. И пока человек находится в материальном обусловленном мире, он не может освободиться от этих двух желаний. И говоря о живых существах, свободных от рабства, мы имеем ввиду, что у них всё еще есть эта склонность, но они в силе держать под контролем. Вот такие живые существа принимают бхакти. Освобождение к таким живым существам в соответствии с Бхактивинода Тхакуром приходит с помощью знания о Кришне, то есть о Верховном Господе.

00:33:46 В бхакти главное это вход живого существа в мир духовного разнообразия. Представители других систем йоги тратят свои силы на освобождение из-под когтей влияния материального мира. Потому что главная цель и главный результат бхакти это достижение любви, которая на санскрите называется «према». Сейчас мы с вами будем обсуждать как живое существо выруливает в своем материальном существовании на дорожку освобождения от вожделения и восстанавливает свою способность чисто бескорыстно любить. Бхакти йога бывает двух видов. Первая часть технически называется «схатана бхакти», которая предназначена для очищения живого существа. Слово «схатана» означает – регулирующие принципы. Это то состояние, когда человек принял путь любви, но любить он еще не умеет. И вот эти методы любви входят в его жизнь, постепенно выталкивают из его сознания его склонность к эгоцентрическому наслаждению (вожделение + желание), превалированию над другими живыми существами и переносят его в состояние пробужденной любви.

00:36:00 После завершения первого этапа схатана-бхакти, начинается второй этап бхава бхакти, через который проходят те живые существа, которые уже пробудили свою душу и способны на духовные эмоции. На этом этапе живое существо на основе своей способности к духовной эмоциональности конкретизирует свою привязанность к Верховному Господу, технически это называется «раса», то есть восстанавливает свои изначальные взаимоотношения с Верховным Господом. Самое главное, что мы должны понять. Любовь к Богу это вечное свойство живого существа. То есть речь идет не о развитии любви, речь идет о ее восстановлении. Речь идет не о том, что душа способна ненавидеть. Для способности ненавидеть формируется другой элемент – материальный, который называется УМ. Именно ум вырабатывает симпатии и антипатии. Душа постоянно из себя излучает просто склонность наслаждаться, а материальный ум формирует антипатии и симпатии. На самом деле это эмоция антипатии живому существу не присуща. Ей присуща свойство ошибаться в оценке окружающих реалий из-за низкой способности рассуждать, недостаточных знаний. Потому что мы являемся атомарными частицами.

00:38:24 Духовная практика - это не путь обучения любви. Любви не обучаются! Духовная практика - это уничтожение материального ума, генерирующего симпатии и антипатии за счет прекращения его функциональности – скорби о прошлом, нежелание в настоящем, планирование этих желаний на прошлое. Когда эти три функции сводятся к нулю, это означает исчезновение материального мира. И когда он исчезает, проявляется способность чистой души любить. Душа к этому моменту не знает куда ее приложить. Эта есть та самая цель, которую надо добиться с помощи бхакти йоги. Теперь мы будем обсуждать как уничтожала бхакти йога тонкое тело живого существа, то есть его материальный ум, стремящийся к материальным объектам для обеспечения эгоцентрического наслаждения и ее материальны разум, который больше всего ценит то, что ему доставляет личное удовлетворение.

00:40:00 Бхакти йога состоит из двух этапов- этапа регулирующих принципов и этапа спонтанной вовлеченности в бхакти. На первоначальных этапах живое существо с помощью аргументации осознает, что бхакти йога - это правильный процесс и принимает определенные регулирующие принципы для осуществления этого процесса. Схатана предназначена для тех живых существ, которые поклоняются Верховному Господу в соответствии с указаниями шастров, то есть святых писаний. Они полезны для начального развития. На первоначальном уровне развития вовлеченность в бхакти йогу основана на вере, то есть вера является рычагом этой практики, поскольку у живого существа к этому моменту нет реального опыта контакта с духовной энергией. Единственная реальность к этому моменту для нас это материальный мир. На этом уровне человек к религии подходит с верой.

00:41:43 Вера здесь это не сентиментальное чувство. В арийской культуре добивались, чтобы вера была основана на понимании, и поэтому с живым существом, которое только вовлекалось в веру, велась очень кропотливая работа для передачи трансцендентального знания, чтобы человек мог понимать. А что можно понимать в духовных реалиях на первоначальном этапе? Главная тема понимания – в этом материальном мире что-то не в порядке, реалии этого материального мира противоречат чаяниям личности. И аргументация, что мы являемся душой и никак иначе, аргументация, которая помогает понять нашу личную природу, и невозможность несуществования Верховного Господа. То есть косвенное понимание Верховного Господа. Аргументация, что Верховный Господь есть, хотя я его не вижу. Вот это понимание оно в уме рождает надежду реализовать все, что было понятно. Такая совокупность на самом деле проявляется как вера. Поэтому на первоначальных этапах духовное развитие человека основано на вере.

00:43:23 Вера в соответствии с Бхактивинодом Тхакуром бывает трех видов: хрупкой, средней, крепкой. Твердая вера – это вера в общении со святыми личностями, в способности находится в длительной медитации, в уединенной практике. Люди со слабой верой нуждаются в обществе, в поддержке. Понятно, что слабой верой обладают те живые существа, у которых за спиной нет опыта контакта с религиозной жизнью, нет контакта с бхакти йогой. Такой человек постоянно требует аргументы для того, чтобы утвердиться в бхакти. Но даже тогда, когда человек принимает практику, у него отсутствует твердость веры. Его вера слабая, она основана на нескольких словах религиозных людей, несведущих людей. Религиозные люди, вовлеченные в бхакти йогу, называются вайшнавами, преданными. Под словом «преданные» я буду иметь ввиду живые существа, вовлеченных в бхакти йогу.

00:45:21 Новичок, вовлеченный в бхакти йогу, еще обладает хрупкой верой, которая постоянно нуждается в подпитке. Подпитка происходит в обществе преданных. Развиваясь в этом обществе преданных, живые существа усиливают свою веру, она становится средней. Средняя вера это уже то состояние живого существа, когда оно имеет примерно равный баланс, 50 на 50, то есть его вовлеченность в равной мере основана на положительном опыте и все еще на вере. А крепкая вера это уже состояние тех живых существ, которые уже длительное время или достаточно серьезно практикуют бхакти йогу. Вера не зависит от длительности исполнения, она зависит от серьезности. И человек серьезный может реализовать самые большие высоты бхакти йоги, если он погружается в процесс на все сто процентов. Бхакти йога содержит в себе компромиссы, учитывающие обусловленности живого существа.

00:47:06 Таким образом, обладающие твердой верой не нуждаются в обществе преданных, в постоянной подпитке своей веры и они находятся в состоянии удовлетворенности. Вера предназначена для того, чтобы обеспечить состояние удовлетворенности в духовной практике. И запомните это с самого начала. Это самый главный фактор духовной жизни человека. Если человеку его духовная практика не доставляет удовольствия, это означает, что либо он, приняв духовную практику, поленился и задержал свое духовное развитие, и потому ему уже скучно в нем, либо с самого начала он замахнулся на более высокую планку в духовной практике и надорвался. В этих случаях заниматься духовной практикой неприятно. Если человек к своей духовной жизни подходит уравновешенно, то есть он не спешит брать, он сначала общается и слушает, убеждается есть ли единство между сказанным и реализованным. И когда он убеждается, что сказанное, что идеология для него приемлема и есть правильная ее реализация, есть результаты вовлеченных в эту практику людей и эти результаты для него приемлемы и желанны, он эту практику принимает.

00:49:00 Следующий шаг - это развитие знаний и самое главное – оценить свой прошлый багаж для того, чтобы взять соответствующую практику. Проявление потенции человека брать все принципы чистоты сразу, которые необходимы для развития, для самых возвышенных высот духовной практики, свидетельствуют о его высокой квалификации, о способности заниматься духовной практикой в уединении. И в этом уединении быть абсолютно удовлетворенным. По ходу семинара я буду касаться концепций неправильных, чтобы уберечь моих слушателей от ошибочных подходов в исполнении бхакти йоги. Таким образом, обладающие твердой верой живые существа обращаются только с чистыми преданными, то есть с ачариями, которые непосредственно пришли из духовного мира. Ачарии оставляют множество писаний, в которых они комментируют искусство бхакти для защиты искренних живых существ от неправильных концепций. Поэтому человек должен уверенно и спокойно изучать писания тех личностей, которые являются авторитетами прошлого.

00:51:34 Отличительной чертой таких личностей является системное предоставление духовного знания, потому что только системность может дать человеку ясное представление обо всем, что он должен делать в духовной жизни. Такие живые существа с твердой верой способны для уединенной практики и проявляют стабильность, привязанность служению, привязанность к Кришне, уже к Верховному Господу, безразличие к материальному миру.
Бхакти йога состоит из двух разделов: схатана бхакти и бхава бхакти. Схатана бхакти это этап регулирующих принципов, бхава бхакти это уже этап деятельности пробужденной души для восстановления контакта с духовным миром разнообразия. Схатана бхакти она тоже подразделяется на вайдхи бхакти и рага бхакти.

00:53:18 На сегодняшний день я с большим сожалением должна отметить, что любой человек, который входит на территорию бхакти йоги, сталкивается с раздорами, спорами, недопониманиями и соперничеством. Где есть раздоры, там есть несовершенство исполнителей доктрины. И потому вдумчивый слушатель должен изучать теорию бхакти именно вместе с комментариями, которые оставили духовно развитые люди прошлого. В этой связи лично я, у каждого живого существа есть свобода выбора и духовная жизнь, это не та сфера, где можно что-то навязывать, но я хочу, чтобы все мои слушатели хорошо понимали о чем идет речь. Лично я придерживаюсь этой ученической преемственности и принципиально считаю, что человек, который хотел бы иметь в бхакти йоге гармоничное развитие, он должен принять Шрила Прапхубаду как врата в бхакти и его милостью установиться в полной реализации на этапе вайдхи бхакти, где на самом деле исполняется главная задача: живое существо значительно освобождается от двух своих концепций.

00:55:42 В обусловленном состоянии живое существо думает: я создан для наслаждений. Я выше других живых существ. На этапе вайдхи бхакти живое существо, принимая истины о Верховном Господе, осознает положение и узнает все истины, касающиеся Верховного Господа и всех его аспектов, осознает свое зависимое положение от Верховного Господа и необходимость быть соединенным с ним через преданное служение. В дальнейшем вера укрепляется до среднего, опираясь на 50 процентов на опыт, но еще 50 процентов основывается на вере. Шрила Прабхупада в своих работах предложил практику, опираясь на которую живое существо достаточно быстро может освободиться от влияния материального мира, утвердиться в преданном служении и стать преданным среднего уровня.

00:58:00 Средний уровень преданных это у тех, кто обрел привычки жить в бхакти йоге, жить ее методами. Бхакти стала их жизнью, но у них еще нет реализации, их душа пока не пробудилась. Уровню новичков в духовной жизни со слабой верой необходимо общение с очень возвышенными личностями для обретения вот этой силы, получения практики, убедиться, что эта практика имеет огромное преимущество и ставит гораздо возвышенные цели для человеческой жизни, чем простое удовлетворение своих животных потребностей, приняв эту практику, убедиться как сильно она очищает наше материальное существование. Когда это происходит, человек становится преданным среднего уровня, он уже понимает, он утвердился в своем выборе заниматься бхакти. И вот тогда приходит очередь тех духовных авторитетов, ученическую цепь которых представляет Шрила Прабхупада, и первый из них, который стоит на очереди это Бхактивинода Тхакур, которого я в меру своих скромных сил представляю на ваш суд.

00:59:51 Когда у преданного уже есть средний уровень, с ним начинают обсуждать проблемы духовной жизни, этот процесс называется процессом избавления от загрязнения сердца. Начинаются обсуждения проблем человека. Мы должны понимать, что на этапе вайдхи бхакти о недостатках живого существа никто не говорит. Нет такого обращения. Почему? Потому что на первоначальных этапах духовной жизни важно, чтобы человек взял практику. А для этого с ним говорят не о его недостатках, а о красоте практики. И такую радостную практику ему предоставляют, и жизнь живого существа наполняется радостью. И когда человек утвердился в духовной практике начинается сущность духовной практики, а именно работа со своим внутренним миром. Работу с внутренним миром проводит Бхактивинода Тхакур. По нашему глубокому убеждению, люди на нашей планете, которые практикуют бхакти йогу, но игнорируют проповеди Бхактивинода Тхакура, остаются внешними исполнителями религиозных ритуалов.

01:01:45 Сам Бхактивинода Тхакур выдвигает важную концепцию, согласно которой большинство людей обычно занимаются духовной деятельностью, привязываясь к ее внешним ритуалам. Таких людей Бхактивинода Тхакур называет притворщиками, мы обычно пытаемся сгладить строгость этого слова, не уверенные в правильном переводе этого слова с английского языка или бенгальского источника и говорим, что это люди, которые занимаются внешним сознанием Кришны, внешними ритуалами духовной жизни, никак не затрагивая внутренним мир человека. Настоящие религиозные люди должны заниматься внутренней сущностью, для этого необходимо общаться с духовными лидерами, духовными авторитетами, которые обсуждают этот внутренним мир.

01:03:21 Достаточно прочитать несколько строк автора, чтобы понять сосредоточен ли он на теме внутренней духовной практики или пытается привить нам привычки духовной жизни. Таким образом осуществляется переход от материалиста к человеку со слабой верой, а от человека со слабой верой к человеку со средней верой. После этого Шрила Прабхупада передает конкретного преданного тем, кто сосредотачивается на внутреннем содержании духовной практики. После этого начинается этап «рхага бхакти», это этап развития спонтанности в преданном служении. На этом этапе, когда человек пытается вовлечься в бхакти йогу и тратит силы, чтобы принять образ жизни, он действует осознано, испытывая постоянный энтузиазм на основе общения с другими практикующими духовными людьми. Поэтому общение с преданными крайне важно на этих двух этапах духовного развития.

01:05:29 После того, как вера человека состоялась, и не нужно ее поддерживать аргументами, он, как говорил Бхактивинода Тхакур, остается наедине с чистым преданным. Такой преданный уже больше не нуждается в обычном энтузиазме, чтобы пораньше встать. И начинается этап спонтанной вовлеченности в духовную практику. Переходы из одного этапа на другой всегда происходят за счет преимуществ, то есть за счет положительного опыта, благодаря которому преданный достаточно быстро приходит к этапу рхада йоги, то есть к спонтанному желанию заниматься бхакти йогой. Когда человек убеждается в возвышенности своей практики, его спонтанность проявляется как жадность по отношению к Кришне и к его преданным. На этом этапе человек совершенно жадным образом, абсолютно погруженный в эту цель, стремится достичь, то есть сделать Кришну и мир духовного разнообразия доступным для себя. Тогда он больше не хочет вовлекать Господа в свои материальные дела, к минимуму сводит свои материальные потребности, чтобы лишь сохранить дыхание в этом теле, чтобы посвятить все свое время для достижения контакта с Верховным Господом и миром духовного разнообразия.

01:07:45 Уровень спонтанности основан на жадности души вернуть совершенные объекты для любви. Жадность - это внутренний симптом, это внутреннее состояние. И если мы какими-то аргументами, силой нашего влияния можем заставить человека исполнять ритуалы бхакти, то столкнемся с его внутренним сопротивлением. Или практика рождает эту жадность или нет. Никто в этом мире никого не может заставить заниматься внутренней практикой, внутренней бхакти йогой. Так происходит во всех религиозных практиках. Опыт человеческой истории показывает, что ритуалы были навязаны на многих территориях различным народностям силой оружия. Ритуалы были приняты, но сущностью религии никто не занялся. Потому что настоящая религия – это когда ее принимают абсолютно добровольно. А когда занимаются только ритуалами это только для улучшения своего материального положения из жизни в жизнь. Это означает иметь всегда закрытые двери перед духовным миром. Для возвращения во внутренний мир должно измениться наше внутреннее состояние, мы должны перестать быть завистниками, на усилия внутреннего самоочищения мы должны тратить наши усилия.

01:10:15 К этим усилиям человек приходит добровольно, выбирая внутреннее самосовершенствование взамен каждого определенного действия. К спонтанному служению подходят те, регулируемая практика которым доказала, что Господь Шри Кришна единственный объект, к которому стоит стремиться. Жадность к Кришне это внутренний симптом вовлеченных в рхага йогу, внешний симптом это сосредоточенность ума на Кришне, это способность думать о нем, это человек, который постоянно вовлечен в процесс слушания. Чем дольше времени этот процесс слушания и воспевания занимает в жизни человека, тем больше он вовлечен во внутренние духовные процессы. У такого живого существа нет материальных желаний. У таких преданных уже проявляются другие симптомы, они не очень склоняются к изучению святых писаний, чтобы узнать о своих обязанностях, у них нет особой привязанности к указаниям шастров. Они привязываются к миру других указаний, которые помогают развивать привязанность к Верховному Господу и жителям духовного мира.

01:14:52 Бхакти йога состоит из двух разделов, из этапа регулирующих принципов, который предназначен, чтобы привести человека-атеиста в поле религии, в поле бхакти йоги и дать ему практику и утвердить его в ней, помогая осознать преимущества этой жизни. Когда человек становится вайшнавом, у него еще материальное сознание, потому что у него нет доступа к духовной энергии, но его духовная практика дает ему реализации, утверждающие его в правильности выбора. С этого момента происходит переход во внутреннюю духовную жизнь, он приобретает привычки. Существуют ачарии, духовные авторитеты, которые комментируют духовные писания ариев для того, чтобы бхакти йога сделалась образом жизни. То есть сначала человек должен работать над тем, чтобы духовная практика стала его привычкой. На грубом уровне жизнь регулируется в рамках религии. Принципы, предоставленные Бхактивинода Тхакуром, на самом деле служат для того, чтобы улучшать духовное развитие всех религиозных концессий. Я думаю, что работы Бхактивинода Тхакура стоило бы изучать всем религиозным людям для того, чтобы хорошо представить как можно организовать религиозную жизнь в своих концессиях для быстрого достижения результатов.

01:17:40 С начала делаются усилия для того, чтобы человек обрел правильные привычки. После приобретения привычек ему о них говорить не нужно. Его нужно вовлекать в процессы внутреннего развития. На этом этапе идет общение с духовными авторитетами, которые обсуждают его недостатки, дают методику как преодолеть это состояние, помогают понять науку духовной психологии. Проповедь на этом этапе обсуждает духовную психологию обусловленности и психологию освобожденного живого существа. Человек, освобожденный от проявления этих обусловленностей, устанавливает истину счастья и начинает слушать духовные авторитеты, которые обсуждают мир духовного разнообразия. Но здесь в этом мире завистливых и лживых людей есть опасность, что религия тоже не защищена от поползновения атеистов. В религию часто приходят недобросовестные живые существа, чтобы просто отравить ее чистоту. Шрила Прабхупада это явление называл «молоком, отравленным ядом змеи». Он говорил, что внешне это то же самое молоко, но выпивший это молоко, получит эффект яда. Это очень важно. Когда речь идет о той части духовной литературы, которая обсуждает духовные реалии, живое существо должно быть очень осторожным. К этому моменту добросовестный духовный деятель обладает духовным знанием, духовной мудростью, что позволяет ему возможность определять кто истинный духовный деятель, а кто лжец.

01:22:00 Под влияние лжецов конечно попадают те, чьи стремления основаны на сентиментальности, а не развитии своей мудрости. Вред этой привычки в дальнейшем обсудим. Таким образом на начальном этапе живое существо общается с такими духовными деятелями, которые обсуждают самые возвышенные и самые сокровенные знания, возможные в духовной жизни. Это сокровенные детали жизни Верховного Господа. Изучая это знание и слушая его, чистое живое существо начинает постепенно проникаться культурой взаимодействия живых существ, основанных на любви. И нутро его горит в этом огне, в сопричастности к действиям Верховного Господа, взаимодействию его с другими живыми существами, приходит в соответствующую кондицию, чтобы стать участником духовного мира. Таким образом достигается совершенство.
Путь бхакти йоги состоит из этих трех этапов, и мы милостью Бхативинода Тхакура до конца нашего семинара будем обсуждать правильную практику этой системы, а также недостатки и опасности, которые могут испортить эту практику и помешать нам получить результаты. На этом остановимся, остальное продолжим в следующий раз. До свидания.

транскрибирование: Шадия Шахмаева | Вильнюс | Литва | 15 ноября 2018