Система духовной практики по Бхактивиноду Тхакуру

22 апреля 2013
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:19:50 | качество: mp3 64kB/s 36 Mb | прослушано: 135 | скачано: 47 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:07:25 Итак, доброе утро, дорогие слушатели! Сегодня у нас на самом деле очень, в моей жизни во всяком случае, очень знаменательный день. На протяжении долгого времени мы проводили с вами стабильные обсуждения по работе Бхактивинода Тхакура «Шри Чайтанья Шикшамрита», где Бхактивинода Тхакур, ачария нашей сампрадайи, значит, проводил корректировку понимания поучений Господа Чайтаньи, пути, которые Господь Чайтанья дал для самореализации в Кали югу, значит, насчет вот живых существ, которые полностью потеряли всякую религиозность и, значит, на протяжении долгого времени мы с вами обсуждали все детали этого знания. И мы наконец его по существу закончили, да? и у нас там осталась очень небольшая глава, которая на самом деле уже является теоретической, как я тогда сказала, она, значит, объясняет раса-таттвы.

00:08:35 Но саму сущность этого произведения мы закончили, и я хочу сегодня, поскольку это для меня очень значительный день. Мы, конечно, будем проводить обзор на протяжении такого времени, какое понадобится. Мы будем проводить обзор по Чайтанья Шикшамрите, и обобщать всю ту концепцию, всю ту систему, которую Бхактивинода Тхакур милостливо представил нам как маяк, помогающий проходить свой духовный путь, с чего его начинать, как его организовать, какие этапы на этом пути нас ожидают, какие на каждом из этапов нас ожидают испытания, как эти испытания проходить и как правильно формировать свою духовную жизнь для того, чтобы реализовать её конечную цель.

00:09:31 Я много говорю о том, что на самом деле в бхакти-йоге вообще, вот в этой культуре арийской философии, мне очень нравится, что речь идет не о вере, речь идет не о вере, речь идет не об эфемерных каких-то процессах, речь идет о реальной самореализации, о реальном пути, который живое существо проходит и о реальных результатах на каждом из этапов этого пути. И Бхактивинода Тхакур он разъяснил нам это всё.

00:10:08 На самом деле, я думаю, что невозможно недооценить систему Бхактивинода Тхакура, по которой он рекомендует нам понимать поучения Господа Чайтаньи, а мы знаем, что Господь Чайтаньи, он привел в этот мир, религию, которая предназначена специально для этой эпохи и которая содержит в себе особое могущество, особую силу восстанавливать религиозность абсолютно атеистических живых существ, которые на самом деле на протяжении своего материального существования отвергли всякое благочестие, отвергли всякую религию, отвергли всякую веру.

00:10:55 И единственное, чему они служат - это удовлетворение собственных чувств под эгидой идеи свободы на удовлетворение вожделения. Поэтому недооценивать всю системность поучений Бхактивинода Тхакура очень сложно.

00:11:18 Вы знаете, что этот обзор мы однажды делали до пятой главы второго заголовка, и я сначала, честно говоря, предполагала просто продолжить обзор дальше и этим самым дополнить его. Но я эти несколько дней много думала над этим. Дело в том, что, когда я попыталась милостью Бхактивинода Тхакура представить его систему проповеди, которую он уже на протяжении десяти-двенадцати лет пытается внедрить в общество преданных, используя для этого различных преданных, (но к этому моменту ему пока еще не удавалось это сделать), я встретила сопротивление...

Сопротивление

00:12:01 Когда я попыталась это сделать, я наткнулась на очень большое сопротивление, и поэтому получилось так, что очень многие лекции и детализированные, и которые вошли в обзор, они были отравлены; они были отравлены необходимостью защищать систему Бхактивинода Тхакура именно как раз от тех личностей, которые совершили нападение на эти, значит, лекции, на самом деле на вот эту ситему Бхактивинода Тхакура с тем, чтобы не допустить его внедрения в общество преданных. И вот эта необходимость защищать свое преданное служение и защищать то, что Бхактивинода Тхакур пытается передать преданным уже на протяжении очень многих лет, она на самом деле очень мешает, когда преданные слушают эти лекции.

00:13:09 К сожалению этих лекций уже не изменить. Но на все есть воля Всевышнего Господа, и всё произошло так, как произошло. И может быть это Господу Кришне так было угодно для того, чтобы слушатели понимали, что истины не всегда так легко принимаются даже обществом духовных людей, и может быть, это как раз, так и нужно было, чтобы эти лекции были именно такими, чтобы слушатели в дальнейшем понимали, что это делалось засчет очень и очень большого сопротивления, очень больших «боёв», если, можно так сказать. Но я для себя решила, что вот этот обзор Чайтанья Шикшамриты, вот эти лучезарные истины, то лучезарное намерение, которое имеет Бхактивинода Тхакур все-таки стоит вывести из когтей вот этого противостояния для того, чтобы преданные, которые будут слушать этот обзор, получали бы вот это лучезарное течение милости Бхактивинода Тхакура.

00:14:20 И поэтому я, конечно, прошу прощения у тех преданных, которые уже слышали этот обзор. Но я приняла для себя решение представить этот сжатый обзор Шри Чайтанья Шикшамриты сначала и до конца. То есть, мы его сделаем снова. Я снова прошу прощения у всех тех преданных, которые на протяжении всего этого времени всегда были со мной. Но я думаю, что вот сейчас надо этот обзор сделать так, чтобы он не содержал в себе вот этих отравляющих явлений, которые были присущи тому периоду времени, когда мы были вынуждены защищаться, для того, чтобы можно было бы этот обзор раздавать абсолютно всем людям.

00:15:20 Потому что на самом деле это обобщение Бхактивинода Тхакура Шри Чайтанья Шикшамриты, оно является его посылом всему человечеству. И я очень хочу, чтобы у меня получилось, наконец закончить это преданное служение Бхактивиноду Тхакуру и не позволять входить никаким недоброжелательным энергиям вообще на это поле и просто представить человечеству всю ту красоту, которую Бхактивинода Тхакур и наша сампрадая на самом деле принесли в этот мир.

00:15:56 С этой точки зрения, как человек, как личность, как преданная, я могу сказать, что в жизни у каждого человека бывает какое-то значительное событие. Значительное событие, которое вносит смысл в существование данной личности. Вот этот обзор он на самом деле является смыслом моего существования в этом теле. Этот обзор и вся эта система Бхактивинода Тхакура, которую мы будем с вами обсуждать на протяжении этого семинара. Всё, что я делала до этого в жизни, служило подготовкой к тому, чтобы прийти к этому, и все, что я сделаю после этого в жизни, будет служением этому обзору.

00:16:41 То есть я просто ставлю в известность, все своих слушателей, что этот обзор – самое значительное событие в моей жизни, и для меня это великая честь. На самом деле, я даже никаких слов не нахожу для того, чтобы передать ту радость, которую я испытываю от того, что мне было дано соприкоснуться с этой системой Бхактивинода Тхакура. И, дорогие преданные, дорогие слушатели, я хочу сделать небольшое вступление к этому обзору. Как я уже сказала Бхактивинода Тхакур пытается протянуть руку помощи духовным людям уже на протяжении 12 лет. Он пытается все время системно присутствовать в жизни преданных, но по тем или иным причинам у него это не получается.

История появления обзорного курса лекций по Чайтанья Шикшамрите

00:17:55 Но я хочу сказать, что вот тот факт, что на самом деле, скажем вот этот обзор или система, которую мы сейчас будем обсуждать с вами и которую мы представим, которой я служу уже на протяжении больше года, это не моя заслуга. Справедливость требует, чтобы звучали те имена, которые на самом деле были причастны ко всему этому процессу. 12 лет тому назад в обществе ИСККОН действовал духовный учитель, которого звали Харикеша Свами. Он был духовным учителем моего мужа. Он был духовным учителем моего мужа, и на самом деле по существу по духу всегда был мне более близок, чем мой собственный инициирующий духовный учитель.

00:18:50 В чем была разница? Харикеша Свами, он, как гласила его пранама, являлся воплощением разумности Шрилы Прабхупады и он был духовным учителем всех демонических стран. Да? Это означало, что у него было это особое шакти, и все преданные, которые были его учениками, они хорошо знают какие чудеса они могли творить, просто потому, что повторяли его пранаму. Этого преданного сейчас уже нет с нами. Я не буду обсуждать сейчас детали его личной жизни, потому что я слишком маленькая, для того, чтобы позволить себе такую роскошь, но я хочу сказать, что дух этого преданного всегда был мне очень близок. Мне очень был близок, потому что, ну вы все знаете, все кто слушает мои лекции, они знают, что я использую одно словосочетание - это «психи в преданном служении», то есть это личности, которые они не останавливаются ни перед чем, для того, чтобы удовлетворить Верховного Господа, удовлетворить своего духовного учителя.

00:20:07 И потому, что у меня у самой такая природа, то, конечно, Харикеша Махарадж он был всегда мне очень близок по духу, и я даже могу сказать, что, если бы я в начале своего пути не встретила бы двух преданных, один из них- это Харикеша Махарадж, второй это – мой муж, если бы я не встретила этих двух преданных, я не знаю, приняла ли бы я Сознание Кришны, приняла бы я путь бхакти-йоги. Хотя, конечно, можно сказать, что, если я была задействована в этом пути в прошлой жизни, то наверняка приняла бы, да? Но вот то обстоятельство, что я встретила именно этих двух личностей, оно сыграло огромную роль в моей жизни.

00:20:53 Так или иначе случилось так, что Харикеша Свами он оставил практику, оставил общество ИСККОН, оставил движение Шрилы Прабхупады, и когда это случилось, я написала ему одно письмо. До этого момента Харикеша Махарадж много говорил о том, что ИСККОН захвачен демонами и что с ним что-то делают, он пытался донести до преданных, что происходит что-то очень странное. Но мы тогда еще были невзрослые, мы были незрелые, и мы невнимательно слушали его.

00:21:30 К этому моменту я написала ему письмо, в котором я писала, что я понимаю, что он пал в бою. Я написала ему, что я понимаю, что он пал в бою, и что лежащее рядом с ним знамя бхакти меня очень расстраивает. Тогда я написала ему, «пожалуйста, позвольте взять это знамя, поднять его и пойти дальше». Через несколько дней, я думала о своем письме, и я перечитывала его и анализировала. Я подумала, какая же завистливая преданная, и какое неправильное письмо я написала преданному, которого так любила.

00:22:21 И я, конечно, исправила свою ошибку. Я написала ему «прошу прощения за завистливое письмо, которое я вам написала, потому что на самом деле желание взять у вас это знамя это означает, просто взять себе вашу функцию, под этим может быть только идея зависти. На самом деле у Харикеша Свами было, конечно, очень много завистников, в этот праздничный день я не хочу просто погружаться, в эти разговоры. Но у него были завистники даже среди учеников. Я попросила у него прощения. Я написала ему, что «было бы конечно гораздо лучше, если бы вы сами оправились бы, подняли бы это знамя и пошли бы дальше и повели бы нас, потому что к тому моменту, когда с Харикеша Свами это случилось, Харикеша Свами как раз пытался ввести в ИСККОН Бхактивинода Тхакура .

00:23:15 Он был очень честным преданным всегда, и поэтому Господь Кришна начал ему давать вот этот путь, куда нужно дальше вести этих преданных, да? И он попал туда вот в это сражение. Бхактивинода Тхакур уже начал использовать Харикеша Свами для того, чтобы помочь обществу преданных продвигаться дальше. В ответ на это письмо, когда я написала ему, что «я прошу прощения за завистливое письмо, я желаю вам, чтобы вы оправились, чтобы вы сами взяли это знамя и мы с удовольствием пойдем за вами и как все ваши ученики. Они делали вот это свое абсолютно бестормозное служение, да? так они будут продолжать делать, и я буду в их числе». Харикеша Свами написал мне одно письмо, оно было очень короткое. Я его тогда не оценила, но оно изменило всю мою жизнь. И преданное служение, в которое я сейчас вовлечена, я вовлечена в это преданное служение милостью Харикеша Свами.

00:24:34 И поэтому я очень хотела, чтобы его имя сегодня прозвучало. Он тогда мне написал одно очень короткое письмо, он написал …. «похоже ты очень искренняя преданная, пожалуйста, проповедуй». И с этого момента начиная, Господь Шри Кришна и Бхактивинода Тхакур каким-то особым образом взялись за меня, да? Они каким-то особым образом взялись за меня. И все, что тогда Бхактивинода Тхакур ну может быть как то не успел, не смог, я не хочу обсуждать причин, не успел или не смог сделать через Харикеша Махараджа, каким-то образом милостью этого ачария совершенно непонятным для меня образом, задействовал меня в этом служении.

00:25:21 Я снова повторяю дорогие преданные, что для меня это было великой честью, для меня и сейчас это великая честь служить этим двум личностям. Я надеюсь, что они хотя бы немножко, будут довольны тем, как я всё это сделала. Мне было очень нелегко на самом деле пройти через всё это и когда я начинала это преданное служение, я думала, что общество преданных встретит Бхактивинода Тхакура с распростертыми объятиями. Я даже представить себе не могла, какое количество сопротивления я встречу на своем пути. Нет, какое количество сопротивления встретит на своем пути Бхактивинода Тхакур.

00:26:13 Сейчас это конечно уже сломлено. Это всегда является характерной чертой, когда духовная жизнь превращается в организацию, всегда происходит так, что какие-то личности естественным образом занимают какие-то ведущие роли. И для того чтобы продолжать быть на этих ведущих ролях для них очень важно сохранять идеологическое лидерство. И когда появляются какие-то преданные на горизонте, которые могли бы бросить тень на их идеологическое лидерство, то, конечно, начинается противоборство.

00:27:06 Конечно это я очень скоро поняла, что на самом деле это сопротивление естественное. Поэтому сейчас я об этом говорю не потому, что это сопротивление меня беспокоит. На самом деле я уже полностью свободна вообще милостью Бхактивинода Тхакура, я полностью свободна от всех этих явлений вообще. Сейчас я это говорю только для одного: когда этот обзор будет распространяться среди людей и не только среди преданных, может быть у них будет возникать интерес прослушать детализацию знания и когда они будут натыкаться как раз на те самые лекции, где я была в состоянии вот этой защиты от этого сопротивления, когда были буквально военные действия, когда вот это все разворачивалось, то, чтобы они отнеслись к этому с пониманием. Я очень прошу всех слушателей, которые будут слушать этот обзор и которые после этого обзора обратятся к детализации на моем сайте archidevi.ru, чтобы они снисходительно и с пониманием относились к тому, что иногда лекции были использованы для того, чтобы дать какой то отпор.

00:28:23 Потому что люди, которые сопротивлялись Бхактивиноду Тхакуру, люди, которые ставили своей целью сохранить свою идеологическое лидерство, они конечно вели политику, которая заключалась в том, чтобы изолировать источник. То есть формула была очень проста, само знание изолировать, сделать небольшую паузу для того, чтобы о личности все забыли, а потом представить это знание как своё. И для того, чтобы провести вот эту разработку делалось очень много очень некрасивых шагов. Не было прямых обсуждений, не было прямых разговоров, не было заинтересованности вообще в таком чистом доброжелательном обсуждении. Если человек честен, он должен понимать - стоящий перед ним имеет только одну цель. Надо вообще сначала всегда смотреть на цель человека.

00:29:22 А моя цель была привести Бхактивинода Тхакура в помощь к преданным. А когда кто-то пытается сделать что-то хорошее и встречает сопротивление, то конечно сразу становится понятно, что это реальное сопротивление. Даже нет обсуждения. Вот эта ситуация она меня иногда вынуждала вести полемику вот эту заочную. То есть я получала какие-то заочные идеи и была вынуждена заочно в эфире отвечать на них. Этот обзор мы снова сделаем и закончим его полностью. Я конечно уже сказала, у меня самое большое удовольствие будет то, что это знание, вот эту всю систему я просто защищу от всех этих значит явлений и это будет абсолютно чистый обзор Бхактивинода Тхакура. Для того, чтобы преданные они могли себе представлять весь тот путь, который должен проходить человек, решивший заниматься духовной практикой.

Три темы для обсуждения

00:30:30 Итак, Милостью Бхактивинода Тхакура «Шри Чайтанья Шикшамшрита» - Полный обзор поучений Бхактивинода Тхакура касательно идеологии Господа Чайтаньи, которую Господь Чайтанья принес для жителей Кали юги.

00:30:50 Для начала мы должны понимать, что, когда речь идет о философии или, когда речь идет о религии, то есть три темы для обсуждения. Обсуждаются темы, касающиеся природы Всевышнего Господа, то есть первая тема обсуждений эта тема обсуждений, это тема Бога. Вторая тема обсуждений – эта тема живых существ и их разнообразие, и мы должны развить понимание откуда это разнообразие формируется. Третья тема, которая требует обсуждения значит это материальный мир вместе с объектами его разнообразия.

00:31:32 Итак, если мы берем идею Бога, то мы понимаем, что идея Бога она как правило звучит в том ракурсе, что Всевышний Господь он является Творцом живых существ и материального мира; он является Творцом живых существ и материального мира, но конечно же его отделяет от нас очень конкретная характеристика. То есть у Всевышнего Господа нет материального тела. У Всевышнего Господа нет материального тела, и это делает идею Бога на самом деле очень сложной, очень сложной и очень спекулятивной. Почему? Потому что мы на протяжении духовной практики до того момента пока мы еще обусловлены материально и не в состоянии войти в контакт с Верховным Господом, мы говорим об объекте, который никто из нас, никто из обусловленных живых существ не может увидеть.

00:32:37 И Бхактивинода Тхакур он сначала обсуждает именно эту тему. Что на самом деле даже при самых поверхностных рассуждениях и размышлениях должно быть понято, что Верховный Господь обладает духовной природой, а материальные чувства не в состоянии воспринимать ничего духовного. Если бы они были бы в состоянии воспринимать что-либо духовное, то мы сейчас, дорогие слушатели, спокойно воспринимали бы мир духовного разнообразия. То есть мы воспринимали бы духовный мир. А на самом деле мы можем видеть, что этого как раз и не происходит. И не происходит это, потому что у Верховного Господа тело духовно, а мы материально обусловленные, да?

00:33:31 Теперь, Верховный Господь он обладает чистой эмоциональностью, то есть, Верховный Господь - это не безжизненная энергия, это личность, у которой есть эмоциональный мир; эмоциональный мир это означает, есть способность каким-то образом относится к другим живым существам. Но его эмоциональность она чистая. Что значит чистая эмоциональность? Чистая эмоциональностьна самом деле, дорогие преданные, она означает, что эта эмоциональность она свободна от двойственности. Свободна от двойственности - это значит, что у Верховного Господа нет врагов, даже, если есть недоброжелатели, в нашем лице, то всё равно врагов у него нет. Почему? Потому что ни одно живое существо какие бы враждебные чувства оно ни развило по отношению ко Всевышнему Господу, оно не может Верховному Господу причинить вред. И это одно из самых главных концепций, которые должны понимать религиозные люди.

00:34:51 Теперь, чувства Верховного Господа, то есть уже само устройство его тела, чувства, посредством которых он воспринимает вообще все сущее, они на самом деле совершенны в отличии от наших чувств и полноценны. Полноценность это означает, что именно эта полноценность способность его восприятия отличает Верховного Господа от освобожденных живых существ, то есть, от тех живых существ, у которых тоже есть духовное тело. Духовное тело, вот все живые существа, у которых есть духовное тело, их восприятие совершенно, но не полноценно. Ни одно живое существо не может воспринять всё то, что называется Богом, да?

00:35:45 А то, что называется Богом - это великое бесконечное разнообразие энергий и бесконечное разнообразие индивидуальностей. Это все, из чего состоит Всевышний Господь. И поэтому мы должны понимать, что любое обусловленное, простите, любое освобожденное живое существо, обладающее духовным телом, оно в состоянии локально воспринимать совершенным образом, да? но не полноценным… и только чувства Верховного Господа и полноценны, и совершенны. Теперь, и значит, что уже касается материального мира, и духовного в том числе, Верховный Господь он творец всего сущего, он защитник всего сущего и он его контролер.

00:36:42 Вот это является его тремя основополагающими функциями. То есть он творец, то есть все сущее исходит из него, он изначальное… хотя мы в дальнейшем будем с вами это говорить с точки зрения философии вечности и бесконечности мы должны понимать, что когда говорится творец, то есть, он начало, иногда люди они думает, что вот это означает, что теперьбыло время когда был только он, потом вот это все что создалось, да? мы должны понимать, что конечно по отношению к материальному миру такие концепции они правильные, но когда это касается уже духовного мира, то духовный мир такжевечен как и сам Всевышний Господь. И поэтому, когда там говорится, что он творец, все это имело место одновременно. Но оно имело место из него, и потому он Творец, да?

00:37:46 Теперь, и вот его главные функции – это защита и контроль. Он защищает невинных, да? и контролирует беспокойных живых существ, способных причинять страдания другим живым существам. Вторая тема для обсуждения, которая у нас с вами будет - это живые существа. На нашей планете живых существ на самом деле две разновидности. Это животный мир и человеческая форма жизни. Бхактивинода Тхакур ставит значит разграничение. Он говорит о том, что животные - это живые существа, воплощенные в материальном теле, у которых есть две характеристики – они способные чувствовать, но у них мало развитый разум. Когда речь идет о человеке, у человека тоже два этих специфических качества.

00:38:49 И это значитзаключаются в том, что люди тоже способны чувствовать,но в отличии от животныху них особое качество разума. Арийская философская мысль она особым образом отмечала эту разницу и задавалась вопросом зачем природа наделила вообще человека вот этим самым особым разумом. Мы с вами видим, что человеческая история она имела два ответа на этот вопрос. Первый ответ дают религиозные люди; религиозные людиони наблюдают, что человека от животного отличает не только разумность. Человека от животного отличает еще и вера.

00:39:45 И поэтому арии или духовные люди, они приходили к выводу, что разумность она человеку дана для того, чтобы осуществить, вот что-то сделать пока скажем так, что-то сделать в сфере веры, потому что именно вера, способность к вере отличает человека от всего остального, да? Вера плюс разумность это две потенции, которые отличают человека, да? Значит, мы должны понимать, что вот это должнокак-товзаимодействовать. Как именно? На этот вопрос отвечают духовные доктрины.

00:40:33 Теперь, и другая разновидность отношения к разумности человека это атеистическая концепция. Атеистическая концепция она считает, что разумность человеку дана только для того, чтобы природа посмотрела, а как именно разум может приложится к ресурсам материальной природы и что из него сможет сделать. Когда человек он берет этот путь, он беретпуть, когдаесли вы замечете что потихоньку сделали с нашей природой очень странную вещь, мы уничтожаем на ней все живое и оставляем только то, что могли бы съесть, да? и человек он безжалостно использует ресурсы планеты, на самом деле все больше и больше ухудшает ту среду, которая обеспечивает его существование.

00:41:30 И третья тема - это материальные объекты, да? которые Бхактивинода Тхакур характеризует как объекты, у которых нет симптомов жизни. Это мертвая материя, которые на самом деле живые существа в соответствии с уровнем своего развития могут их подвергать каким-то видоизменениям посредством науки. Теперь, Бхактивинода Тхакур говорит о том, что на самом деле совершенно понятно, что между живыми существами и Всевышним Господом есть конкретная связь. Есть конкретная связь и он говорит о том, что этасвязь она заключается в укоренившихся отношениях между живым существом и Верховным Господом, которые они становятся заметны, то есть, живое существо оно реализует, оно убеждается, что у него были укоренившиеся отношения с Верховным Господом только тогда, когда оно за счет чего-то, к этому моменту мы пока еще не знаем за счетчего, за счет чего -то развивает привязанность, развивает привязанность по отношению ко Всевышнему Господу.

00:42:40 Вот когда снова возникает эта привязанность живое существо обнаруживает в своем сердце, что эта привязанность на самом деле ему была присуща всегда. Бхактивинода Тхакур выдвигает следующую концепцию, что вот эти укоренившиеся отношения между живыми существами и Всевышним Господом они в данный момент скрыты из-за сосредоточенности живого существа на материальном мире, то есть на мире вот этого разнообразия материальных объектов живых и неживых. Следующая концепция, которая выдвигается, она заключается в том, что вот эта самая привязанность между живым существом и Всевышним Господом восстанавливается за счет практики. По технической терминологии это называется сатана.То есть, за счет регулирующих принципов духовной жизни восстанавливается привязанность живого существа ко Всевышнему Господу.

00:43:36 Дальше он обсуждает,что большинство людей они начинают служить Верховному Господу из трех побуждений – из чувства страха, из чувства надежды и из чувства обязанности. Причем Бхактивинода Тхакур говорит о том, что на самом деле значит, когда в практике живого существа отвергается страх и надежда, а мы должны понимать, что из страха человек обращаются к идее Бога, если у него есть это беды, если у него есть беды, если у него есть нищета.

00:44:34 В этом случае живое существо оно значит обращается к духовной практике за этой надеждой избавиться от бед или улучшить свою экономику. И Бхактивинода Тхакур он говорит о том, что, когда в духовной практике человек он постепенно развивает знания на самом деле отвергает служение, то есть вот эту духовную практику, которая основанана страхе и надежде, тогда у него остается чувство долга. У него остается чувство долга и вот это самое чувство долга, что я на самом деле как живое существо должно иметь связь с Верховным Господом, да? вот тогда живое существо оно утверждается, оноутверждается в санкциях святых писаний. Святые писания на самом деле это очень большой разговор, потому что на нашей планете существует большое разнообразие святых писаний.

00:45:36 К этому моменту научный прогресс он сделал человечество очень коммуникабельным, да? если скажем еще двести лет назад, триста даже между цивилизациями связь была очень слабая, потому что очень медленно было передвижениедля того, чтобы из одного государства уйти в другое государство, узнать какая там система ценностей, какие там традиции или какая там философия или религия, нужно было тратить много времени. В наше время на самом деле мы видим, что человечество достигло такого уровня, когда научно-технический прогресс сделал человеческое общение настолько интенсивным,что мы практически сведущи обо всех концепциях, обо всех религиях, вообще обо всем, что творится с человечеством в целом, да? Теперь, а что это дает?

00:46:34 Мы должны понимать, что и как факт мы имеем, что на планете существует большое разнообразие святых писаний. И я не думаю, что есть хотя бы один религиозный человек, который так или иначе рано или поздно не задался бы вопросом зачем это разнообразие существует. Если Верховный Господь один, если он действительно существует, то зачем он в одном месте представляется как мусульманство, в другом месте представляется как христианство, в третьем месте представляется как индуизм, в четвертом месте как буддизм, в пятом месте как иудаизм, еще где-то как-то язычество, как еще как то.. и мы можем понимать нам конечно хочется знать ответ на вопрос, при всех этих религиях, все эти священные писания говорят одну и ту же фразу, что они Единственная дверь ко Всевышнему Господу и все остальное от дьявола.

00:47:35 И поэтому можем понимать, что священные писания, которые существуют на нашей планете к этому моменту я это уже говорила и буду говорить, усилиями атеистов на самом деле была отнята у духовных людей возможность разворачивать военные действия против друг друга, да? потому что это именно атеистическая цивилизация остановила эти войны; остановила эти войны, требуя от всех представителей религии, да? соблюдение принципов демократии, то есть полноправного права на свободу совести так далее и так далее, чтобы вот эти распри были прекращены.

00:48:29 На самом деле мы понимаем, что этоочень стыдная для религиозных людей ситуация, потому что каково должно быть сердце настоящего религиозного человека мы как раз-таки увидим у Бхактивинода Тхакура . Итак, Бхактивинода Тхакур говорит о том, что когда у человека уже возникает чувство долга по отношению ко Всевышнему Господу, это означает, что его духовная практика выходит из под контроля страданий. Пока духовная практика находится под контролем страданий - это означает при любом страдании живое существо первое что делает ставит под вопрос вообще нужность, важность, применимость духовной практики, да? как только какие-то страдания они за счет духовной практики исчезают, появляется энтузиазм продолжать духовную практику.

00:49:27 Когда же человек уже основан на чувстве долга это означает, что его вера она настолько крепкая, что уже не зависит, такая вера она не зависит ни от количества страданий, ни от количества ??почему? Потому что, дорогие преданные, дорогие слушатели, мы должны понимать, что этот материальный мир- это мир тех живых существ, которые хотят иметь право совершать насилие над другими живыми существами. И отношение между Верховным Господом и живыми существами характеризуется тем, что Верховный Господь дал живым существам абсолютную свободу на, знаете,как, свободу на выбор на самом деле, каждое живое существо оно свободно выбирать как относится к другим живым существам. Это его свобода, и мы должны понимать, что какими бы мы не были бы праведными, да? когда какое-то живое существо хочет быть агрессивным по отношению к нам, Верховный Господь туда не вмешивается.

00:50:45 Он вмешивается в другую фазу, он вмешивается в ответственность, да? то есть сама агрессия всегда может запросто состоятся особенно, не то, что особенно, а именно в этом материальном мире. И человек с крепкой верой, а крепкая вера она всегда основана на глубине знания, да? ясно понимая эти реалии, да? хорошо понимая структуру материального мира, особенно психологическое ее лицо на самом деле у него не появляется никаких претензий к Верховному Господу потому что он всегда знает источником агрессии является не Верховный Господь, а живые существа реализуют свою свободу, да? на то как относится к другим живым существам. И если их основа зависть как раз завистливые живые существа всегда сосредотачиваются на чистых живых существах и им очень нравится беспокоитьтакие живые существа.

00:51:52 Мы еще в рамках этого обзора к этой теме с вами будем возвращаться. Итак, Бхактивинода Тхакур говорит о том, что человеческая особь она может быть цивилизованной и нецивилизованной. Первой характеристикой нецивилизованности, то есть когда мы говорим о цивилизованности или нецивилизованности, мы говорим конечно же о том, как человек использует свою потенцию разумности. То есть в человеческой форме есть две потенции, потенция разумности, то есть склонности к идеологии, да? и потенция животных инстинктов,и в зависимости от того, на что конкретное живое существо, конкретный человек больше обращает внимание, а это подчеркиваем зависит от свободного выбора каждого из нас, да?

00:52:50 И в зависимости от того на что мы ставим акцент, мы бываем либо цивилизованными людьми, либо нецивилизованными людьми. Симптомами нецивилизованного человека является подверженность животным инстинктам. Проявление того, что человек очень сильно подвержен животным инстинктам в соответствии с философией ариев является его склонность питаться мясом животных, то есть трупами других живых существ. Конечно, мы можем очень много обсуждать вокруг того, что материальные реалии, то есть сама материальная природа так устроена, что одно живое существо поедает другое живое существо и при этом получает от этого удовольствие.

00:53:48 Но как раз вокруг этого есть много философских рассуждений в философской системе ариев, да? что говорили, что думали по этому поводу арии?Арии, они считали, что человек он должен потратить свою жизнь, да? он должен потратить свою жизнь на то, чтобы осознать, осознать, что все живое имеет духовное начало, да? а если оно имеет духовное начало прямо означает, что оно имеет духовную обитель, который на самом деле является его вечным предназначением, да? и поскольку разумность дана только человеку, то только человеку на нашей планете дано осуществить, реализовать вот эту свою духовную природу и уйти в ту обитель, для жизни в которой мы с вами предназначены.

00:54:44 Арии на это тратили свою человеческую жизнь, да? Теперь, для того, чтобы осуществить этот выход нужно потихоньку поэтапно выходить из-под закономерностей материального мира. Конечно, пока живое существо хочет оставаться в этом материальном мире, пока оно хочет иметь превосходства над другими живыми существами, пока оно хочет жить в мире, где за счет насилия и соперничества оно могло бы утверждать свое превосходство над другими живыми существами. Конечно, пока этот выбор таков, то, конечно, человек он подвержен законам материального мира. И, конечно, тогда для него предписано это вообщеестественно, что он будет подчиняться всем тем законам, которые в материальном мире существуют. Но попытка стать цивилизованным человеком как раз означает тратить усилия на то, чтобы одолевать законы материального мира.

00:55:57 Как это делать, зачем это делать - это как раз-таки является темой обсуждения данной книги. Итак, Бхактивинода Тхакур говорит, что первым симптомом нецивилизованного человека является склонность к мясоедению, является склонность к мясоедению, которая делает человека просто подверженным своим животным инстинктам.Но одновременно Бхактивинода Тхакур говорит, что даже, если человек он имеет склонность к мясоедению, у него все равно остаются какие-то проявления веры. И такие люди они могут вести совершенно дикий образ жизни, но все равно иметь объекты поклонения. Объектами их поклонения обычно это явления природы.

00:57:01 То есть они могут поклоняться божеству Солнца, божеству горы, божеству озера и еще чего-нибудь, то есть они обожествляют явления природы. Теперь, следы эмоциональности у таких людей они на самом деле, проходя через очень большую привязанность к материи, проявляются как неопределенная вера. То есть, когда человек он, являясь нецивилизованным человеком, основанном на удовлетворении своих животных инстинктов, а его духовная сущность, то есть то, чем он является, то есть он – душа, вот эта его духовная сущность она все равно это вечное качество души способность к вере во Всевышнего Господа, да? вот эта вера во Всевышнего Господа, трансформируясь в контакте с материальным миром, становится чем-то неопределенным.

00:58:01 То есть у нецивилизованного человека тоже есть стремление, да? тоже есть стремление во что-то верить. Вот эту склонность верить у живого существа в человеческой форме не отнять, да? теперь, просто человек, который нецивилизованный он направляет вот эту свою веру на материальные объекты, и потому его вера она неопределенная, потому что в материальном мире существует огромное разнообразие объектов. Теперь, цивилизованный человек он, его первое характеристика этаоснованность на разумности. Но первым симптомом цивилизованности человека является то, что человек он основывается на собственном разуме, но все равно основывается именно на разуме, а не на животных инстинктах.

00:59:02 Он основывается на разуме, да? и мы должны понимать, что основанность на разуме, хотя и делает человека уже цивилизованным, но она покрывает его веру, то есть, на самом деле мы говорим о двух разновидностях атеистов, цивилизованных и нецивилизованных атеистов. Нецивилизованные атеисты они полностью подчинены диктовке своих чувств, цивилизованные атеисты они основаны на разуме, который покрывает их веру, в этом состоянии значит рассуждения человека они питают его ум материализмом, и на основе этого материализма человек развивает первые симптомы цивилизованности. Это склонность к искусству и наука.

00:59:58 Это первый первый уровень цивилизованного человека, который основан на собственном разуме, и на основе этого собственного разума выдвигает искусство и науку. Вторым уровнем цивилизованности является то, что вот к этим двум явлениям, то есть к научно-техническому прогрессу и к искусству прибавляются принципы нравственности. На самом деле вот эта идея Бхактивинода Тхакура , то естьмы сейчас понимаем, что Бхактивинода Тхакур сейчас проводит градацию человеческой особи- нецивилизованные, да? атеистическиеи теперь, когда речь идет о первой форме цивилизации, а мы сейчас понимаем на самом деле в большинстве случаев на нашей планете сейчас действует именно эта форма цивилизованного человека, лишенный веры, основанный на своем разуме, то есть на идеях атеизма, вовлеченный в науку, в искусство.

01:01:09 Когда человек он вот имеет вот этот букет, то есть с одной стороны у него есть научно-технический прогресс, с другой стороны у него есть потенция к искусству, и вот эти два явления они основаны на животных инстинктах, да? то есть, что означает основанность, основанность на животных инстинктах это означает, что человек стремится свободно исполнять свои желания. Свободно исполнять свои желания. Арийская философская мысль онаговорит о том, что на самом деле идеи Фрейда они далеко не новы,значит, арийская философская идеяона говорит о том, что человеческая особь, вот это желание человека, основное желание этожелание вокруг полового инстинкта. То есть у человека есть два очень важных склонности.

01:02:10 Одна относится к физическому телу это вовлеченность. Вовлеченность - когда придается слишком большое значение половой активности, да? и второе – это утверждение своей значимости, вот это второе – утверждение своей значимости, то есть своего превосходства над другими живыми существами. Живое существо тратит усилия вот в этих двух точках, да? и теперь вот если у человека есть научно-технический прогресс и искусство, да? и одновременно нет никого желания контролировать вот эту область, а человек хочет свободно удовлетворять свои половые потребности, да? и свободно иметь возможность входить в соперничество с другими живыми существами, чтобы доказать свое превосходство над ними. Вот это первый уровень цивилизованности.

01:03:09 То есть это первые шаги, вообще, намек, что живое существо как-то использует свою разумность, в этом случае, как мы видим, разумность, то есть и наука, и искусство они служат, да? они служат чувственному наслаждению. Второй уровень цивилизованности, который гораздо выше,да? на самом деле мы сейчас видим, что современное человечество демократическая система ценностей она пытается нам навязать вот это понимание, да? что именно право на свободу удовлетворения чувственного наслаждения и право иметь возможность утверждать свое превосходство над другими живыми существами и есть симптом самой высокой цивилизованности.

01:04:03 На самом деле мы видим, что арии они думали не так, арии думали, что до тех пор пока человек он основан на том, чтобы пытается реализовать инстинкты своего материального тела цивилизованным в самом высоком смысле этого слова, он не может быть, потому что у него уже есть наука и искусство, он может считаться сделавшим первый шаг в области цивилизации. Теперь, второй шаг цивилизации - это принятие принципов нравственности. Что означают принципы нравственности? Принципы нравственности - это кодекс, это кодекс тех действий, которые человек может разработать на основе собственного разума, то есть опыта человеческихвзаимоотношений разрабатывается какая-то система, регулирующая что? Регулирующая одну вещь. Нашу готовность при исполнении своих желаний причинять беспокойства и страдания другим живым существам.

01:05:15 Атеистическая доктрина она пытается решить этот вопрос, то есть разрядить эту ситуацию таким образом, потому что на самом деле мы понимаем, что в этом мире реалии этого мира таковы, что желания живых существ противоречивы. Например, я женщина и у меня есть ребенок. У меня есть ребенок это означает ребенок требует полной отдачи, он требует времени, да? он требует эмоционального сосредоточения, он требует сосредоточения ресурсов и так далее т так далее. И очень часто для того, чтобы обеспечить покой и уют своему ребенку, если цель является это, человек он жертвовал своей личной жизнью.

01:06:03 Например, для психологического покоя ребенка, то есть маленького живого существа, которое должно вырасти со здоровой психикой, способным на любовь, да? одним из главных условий является равновесие мужского и женского начала в его жизни, то есть он должен иметь мать, он должен иметь отца, да? теперь, а я, как личность, своего мужа больше не люблю, например, да? и это на самом деле очень большие вопросы, да? и человечество оно прошло большой путь в своих попытках решать эти вопросы, и это действительно это серьезный вопрос. Что тогда делать? Что важнее? Покой моего ребенка, ради которого я могла бы пожертвовать своей жизнью и терпеть мужчину, которого я, который у меня уже вот здесь иодно проявление которого я не в состоянии больше терпеть или делать так, как мы сейчас делаем, да? то есть, просто освобождаешься от человека, то есть мы расстаемся, у меня появляются возможность создать новые отношения, да?

01:07:12 Но при этом культура такова, что и мужчину, и женщину воспитывают так, что если вы разошлись, вы должны понимать, что ребенок не виноват, и вы оба должны продолжать исполнять свои родительские обязанности с тем, чтобы ребенок понимал формула ваш развод не действует на ваши эмоции к нему, да? если так немножко подумать, то можно сказать, что это самое идеальное это, да? Но мы видим, что Бхактивинода Тхакур и арийская мысль она с этим не соглашаются. Мы сами более раскрыто это будем рассматривать потом, сейчас смотрим концепции, то есть, те проблемы, те задачи, которые ставила перед собой арийская философская мысль, когда она рассматривала вообще человека и смысл его существования.

01:08:03 Итак, способность, способность принимать какие-то правила игры, правила взаимоотношений между собой, основанные естественно на какой-то системе ценностей, которая позволяет контролировать эмоциональный мир человека,конечно является более возвышенной ступенью цивилизованности, да? и эта цивилизованность она определяется как нравственность. Но нравственность, которая основана на разуме самого человека. То есть сам человек рассматривает реалии, в которых он живет, и сам человек придумывает систему взаимодействия между человеческими особями с тем, чтобы можно было так взаимодействовать, чтобы живые существа не страдали.

01:09:01 Сама основная идея она заключается в том, чтобы человек, сейчас вот мы видим в современном мире людям внушают идею, что каждый человек может преодолеть все те препятствия, которые у него по судьбе есть на пути к счастью, да? и что каждый человек он может состояться и не нужно ничеготерпеть. Для этого не надо только одно - человек должен понять, что он свободен, что он свободен и что он рожден только для того, чтобы сделать счастливым себя и поэтому, дорогие преданные, дорогие слушатели, как мы видим чем дальше, тем больше и наше искусство, искусство особенно и философская мысль человечестваи искусство они чем дальше, тем больше описывают человека-одиночку. Человека-одиночку, и когда он одиночка у него нет никаких проблем.

01:10:03 И если вы сейчас будете внимательно смотреть современные фильмы, то вы увидите, что самые современные фильмы они только об одном. Они о человеке, у которого нет ни матери, ни отца, который просто под каким-то шлангамишпингуется программируется на какие-то задания и единственный смысл их существования заключается в том, чтобы пожертвовать своей жизнью ради какой-то системы. То есть ради людей, группы людей,которые незомбированныеи у которых есть какие-то амбиции, да? мы можем понимать какое будущее нам готовят. И поэтому мы должны понимать и это, конечно, что с этой точки зрения очень даже мечта голубая любого атеистического мышления.

01:11:01 И арийская философская мысль она проводит другую градацию. Она говорит о том, что в этом мире нельзя избежать компонента терпения. Компонента терпения, то есть две задачи. Есть проблема счастья и есть необходимость терпения. Живое существо стремится к счастью, а этот мир постоянно навязывает ему ситуации, в которых он должен терпеть. И как говорит в Бхагават Гите, вот в этой библии ариев, да?Господь Шри Кришна, обучая своего подопечного как раз поведению ариев, он говорит «ты должен понять, что в этом мире есть счастье и терпение, и они действуют в такой комбинации, либо ты сначала до конца терпишь и думаешь, что это и есть счастье, либо ты в начале счастлив, а потом приходится терпеть какие-то последствия, либо ты сначала терпишь, а потом до конца бываешь счастливым».

01:12:15 Выбор за тобой. Таковы закономерности этого мира, да? И поэтому, когда человеческая особь она решает принять принципы нравственности - это на самом деле означает, что она принимает решение, она принимает решение обучаться искусству сотрудничества, сотрудничества с другими живыми существами. И потому этот принцип выше, и потому человек, у которого есть потенция к науке, есть вовлеченность в искусство и есть какие-то принципы нравственности, то есть какие-то поступки, которые он не совершит ни ради чувственного наслаждения, ни ради превосходства над другими живыми существами, такая человеческая особь считается стоящей на второй ступени цивилизованности, то есть это нравственный человек.

01:13:18 Следующая ступень цивилизации это вот эта самая готовность к нравственности пришедшая в кооперацию с доктринами, то есть, с санкциями Всевышнего Господа, обычно люди думают, что религиозность - этосамый низкий уровень человеческого развития, да?а приверженность к науке самая возвышенное проявление человеческой цивилизованности. Но как мы видим арии они цивилизованностью считают внутренний мир человека. Ну как обычно я говорю, если человек он вилкой и ножом разрывает чужой труп, он от этого не перестает быть хищником.

01:14:21 И арии называют цивилизованным ту личность, которая работает над своим внутренним миром, как мы видели, первый уровень это вот этоживотные инстинкты полностью вот в свободном состоянии, но человек уже думает, он пытается наслаждаться…но эти же животные инстинкты удовлетворять не так, как это делают животные, а посредством науки и искусства, да? принятие принципов нравственности - это внутренний фактор. То есть мы сейчас понимаем, что Бхактивинода Тхакур , делая распределение по уровню цивилизованности он говорит о внутреннем факторе.

01:15:06 Сначала человек сам, основываясь на своем разуме, пытается договориться с другими живыми существами, это называется принцип нравственности. А потом он понимает, что ему это не удается. Ему не удается на основе собственного разума прийти к такой кооперации с другими живыми существами, чтобы получить самую главную формулу. А мы должны понимать, арийская философская мысль работает над реализацией очень главной идеи – все живые существа должны быть счастливы. То есть и в материальном мире нужно добиться того, чтобы все были счастливы, потому что это принцип, когда мы говорим о религии, это принцип духовного мира. Не важно, где он действует в материальном мире или в духовном мире, это принцип и духовного мира, а в духовном мире счастливы все живые существа, да?

01:16:05 Теперь, когда человек на основе собственной разумности не может, то есть на этой собственной нравственности, не может достичь счастья, он испытывает, у него происходит два явления, или он снова сбрасывается, то есть он отказывается от принципов нравственности и снова сбрасывается в абсолютно бесконтрольное поведение. Если у него есть запас благочестия, он поднимается на одну ступень выше. То есть, он теперь начинает основываться на разуме Всевышнего, который проявлен в совершенных святых писаниях, про «совершенное» запомните пожалуйста, оно будет очень актуальным в духовном развитии духовного человека. Итак, тогда что происходит? Тогда происходит следующий уровень. Человек уже имеет готовность быть нравственным,и он уже свою готовность ставит под контроль разума Бога.

01:17:08 И тогда ему удается стать таким живым существом, чтобы и самому быть счастливым и делать счастливым всех, кто находится вокруг. Когда за счет знания, полученного от Всевышнего, удается решить эту проблему, у живого существа остается чувство безграничной благодарности к Верховному и доверие к нему. И тогда человеческое существо поднимается на самый высший уровень цивилизованности. И этот уровень цивилизованности он выражается в том, что человек больше не заинтересован в этом материальном мире, он восстанавливает свою духовную сущность, да? и является уже на самом деле живым существом, находящимся в прямом контакте со Всевышним Господом.

01:18:20 И тогда он естественным образом, не тратя на это усилий живет в соответствии с законами Всевышнего Господа. И вот, дорогие преданные, именно эта книга, тот обзор, которыймы будем делать, сегодня у нас была вступительная лекция, да? обзор, который мы с вами будем делать, он будет рассматривать как живое существо, то есть, как религия, каксвятые писания, Верховный Господь и его слуги приходят на помощь любому живому существу, принявшему решению стать совершенно цивилизованным.

01:19:10 Итак, мы с вами видим, что в соответствии с концепций ариев совершенноцивилизованным является та личность, которая тратит свою жизнь на то, чтобы совершенствоваться в теме своей способности кооперировать с другими живыми существами так, чтобы и оно было счастливо и счастливы все, кто его окружает И давайте на сегодня на этом закончим, продолжим вечером. Харе Кришна.

транскрибирование: Шадия Шахмаева | Вильнюс | Литва | 10 февраля 2018