Разнообразие религиозных доктрин

22 апреля 2013
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:27:09 | качество: mp3 64kB/s 39 Mb | прослушано: 103 | скачано: 62 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:01:23 Добрый день, уважаемые слушатели. Мы продолжаем наш обзор по чтению Шри Чайтанья Шикшамрите. Значит, мы на прошлой лекции остановились на том моменте, когда было сказано, что человеческая особь проходит сквозь различные ступени развития, и в соответствии с тем насколько она пользуется своей разумностью, значит, в соответствии с этим она считается все более и болеецивилизованной формой человеческой расы. Мы с вами обсудили, что на самом деле, значит, самой высокой ступенью цивилизованности является самореализация живого существа, то есть, когда человек, он посредством духовной практики в подчинении санкциям Верховного Господа достигает совершенства, то есть, реализует свою духовную природу и строит духовные взаимоотношения с Верховным Господом и его приближенным окружением, которое собственно и является духовным миром.

00:02:23 Но на территории материального мира, когда живое существо, оно обращается к религии, оно ни на секунду не должно забывать, что любые поступки живого существа в этом мире, они продиктованы желанием всего живого быть счастливыми, да? желаниями всего живого обеспечить свое существование и желанием всего живого всегда иметь возможность контактировать с внешним миром, то есть, воспринимать внешний мир и в соответствии с этим входить, значит, с этим миром в какие-то конкретные взаимоотношения.

00:03:15 И в этой связи Бхактивинод Тхакур начинает обсуждать одну очень важную тему. Эта тема она касается разнообразия, разнообразия религиозных доктрин, существующих на нашей планете. То есть, прошлый раз мы с вами обсудили, что для установления счастья, для установления правильных взаимоотношений со всем окружающим человек сначала на основании своего собственного разума пытается создать модель взаимоотношений между людьми, между всем живым, между собой и природой. Да? Но, естественно, что на основе своего собственного разума человек не может придумать такую систему, которая учитывала бы интересы всех живых существ, живущих на нашей планете, потому что на самом деле эту хрупкую структуру, которая обеспечивает жизнедеятельность всего живого на нашей планете, мы люди на самом деле не очень хорошо себе представляем несмотря на всю нашу развитость к этому моменту, да? закономерности, которым наша планета и все живое на ней подчинено.

00:04:34 Поэтому, когда человек понимает, что в области взаимоотношений точно также ему не удалось, хотя намерение его уже правильно, потому он и называется цивилизованным уже второй ступени цивилизованности, когда человек пытается разработать какие то принципы поведения, то есть принципы нравственности, на основании которых человек мог бы развиваться, да? и строить правильные взаимоотношения, когда он это делает на основе собственного разума его проблема все-таки не решается, остаются множество проблем, связанных с счастьем живого существа, и тогда, как мы сказали, человек из тупиковой ситуации обращается к религии, человек обращается к религии с тем, чтобы поставить свое сознание под указание святых писаний, то есть, воле Всевышнего Господа.

00:05:30 И вот когда человек входит на территорию религии на этой самой территории он оказывается вот в этом очень затруднительном положении. Оказывается, что на нашей планете, это общеизвестный факт на самом деле, да? существует великое множество религиозных доктрин, религиозных направлений, многие из которых имеют огромное влияние, многие из которых вообще никому практически не известны, только небольшой группе людей. И поэтому, дорогие слушатели, вы должны понимать, что вот это уже вторая архиважная тема. Во-первых, необходимо понять почему существует разнообразие религиозных доктрин, да? а во-вторых необходимо понять как человек должен правильно взаимодействовать с этим разнообразием для того, чтобы обеспечить для себя правильное духовное развитие, и когда мы говорим о духовном развитии соответственно это означает, что мы говорим о том, чтобы человек он мог прийти к цели вообще, то есть к конечной цели – к уходу из этого материального мира и реализации себя как истинно духовного начала.

00:06:48 Во-первых, Бхактивинод Тхакур предлагает человеку, который вступает на стезю религии, первая установка, которую он должен для себя сделать, для того, чтобы на этой территории мирно существовать и правильно обеспечить себе свое духовное развитие это уважительное отношение ко всем религиозным доктринам, ко всем религиозным направлениям. Бхактивинод Тхакур обсуждает с нами, что религиозные доктрины они различаются своими основателями, то есть, духовными учителями, миссионерами, кто как называет их, да? На самом деле это духовные учителя, которые приводят человечеству те или иные духовные доктрины.

00:07:41 Бхактивинод Тхакур говорит о том, что религиозный человек с самого начала своего пути должен понимать, что каким бы разнообразием религий не было бы заполнено поле религии, все, все это, речь идет о религиозных людях, и потому человек с самого начала должен для себя сделать вот эту установку, что все религиозные доктрины достойны уважения. Все религиозные доктрины достойны уважения, и существует еще одно правило, которого должны придерживаться духовные люди. Это правило касается того, что религиозному человеку нельзя считать своего духовного учителя превосходящим всех остальных. Даже, если это так.

00:08:37 А, во-вторых, мы должны понимать, дорогие слушатели, что если уже речь идет о религии, то, конечно же, на нашей земле, я надеюсь, есть множество таких людей, которые достигли самых больших высот самореализации, да? А самые большие высоты – это восстановление взаимоотношений с Верховным Господом. И поэтому, конечно, на этом уровне мы можем говорить о разнообразии духовных учителей, да? Но никак не можем говорить о превосходстве одного из них над другим. Поэтому культура она говорит о том, что даже, если мы внутри себя так считаем и так относимся к своему духовному учителю, этого этикета нужно придерживаться в любых ситуациях. Никогда в общении с религиозными людьми нельзя настаивать на превосходстве своего духовного учителя.

00:09:34 Потому что, во-первых, конечно, совершенно очевидно, что каждый человек, который делает выбор и выбирает какого либо духовного учителя и мы непонятно на том, что сам он считает конкретную личность наиболее подходящей для себя и для своего духовного развития. Поэтому с этой точки зрения, конечно, каждый из нас думает, что его духовный учитель самый хороший, да? И это нормально. В своих личных взаимоотношениях ученик всегда должен особым образом относится к своему духовному учителю. Но я подчеркиваю, уже в обществе других религиозных людей никогда нельзя открыто проповедовать преимущества своего духовного учителя. И это золотое правило. Так для того, чтобы человек правильно вовлекся бы в духовную практику, для начала он должен придерживаться двух важных принципов – уважительное отношение ко всем религиозным людям независимо от тех направлений и доктрин, которым они следуют и, значит, нельзя громкогласно озвучивать превосходство своего духовного учителя над всеми остальными. Почему?

00:10:49 Потому что преданный, то есть, духовный человек с самых первых своих шагов должен понимать, что любой другой человек относится к своему учителю точно так же, как к нему относимся мы сами. Для того, чтобы не обижать, не оскорблять чувства религиозных людей мы всегда должны радоваться тому, что другой удовлетворен в своей духовной жизни, да? И при этом не скрывать, что мы тоже удовлетворены своим духовным учителем. Теперь Бхактивинод Тхакур начинает обсуждать откуда вообще возникает это разнообразие умонастроений, разнообразие религиозных доктрин. Он говорит о том, что это разнообразие оно основывается на, во-первых, разностях уровней умственных способностей, да? конкретных людей и их способности к восприятию конкретной формы поклонения.

00:11:54 Вот эти два момента, они являются основой того, что на конкретных территориях, в конкретных нациях, в конкретных государствах, да? Всевышний Господь направляет туда конкретных миссионеров, которые они провозглашают именно то и именно в том виде духовное знание, какое соответствует, как мы сказали, уровню умственных способностей конкретных людей конкретного общества. Теперь, разность заключается, во-первых, в системе поклонения, то есть как поклоняются Всевышнему Господу или Абсолюту на различных территориях нашей планеты различные нации в различных государствах или в различных религиозных доктринах. Разность также заключается в объекте поклонения.

00:12:50 То есть, в одном случае вера человека, она выражается в том, что человек он поклоняется, даже поклоняется духам. Человек он может поклоняться, то есть выражать свою веру, выбирать себе как объект веры, начиная с духов, которые не могут получить тела, и находятся в тонких телах и поэтому обладают гораздо большими возможностями, чем, скажем, люди, у которых есть живые существа, у которых есть грубое тело, в том числе человек, заканчивая полубогами, заканчивая различными воплощениями самого Всевышнего Господа, мы об этом будем говорить так или иначе на протяжении всего этого семинара, да? И значит, вот разновидность религий возникает еще в соответствии с объектом поклонения. Живые существа объекты поклонения выбирают в соответствии с уровнем своего развития.

00:13:47 Теперь Разность религии она возникает еще на основе условных действий, да? Условные действия это все, что можно или все то, что нельзя, то есть, потенция людей принимать какие-то принципы поведения, что можно, а что нельзя, вот насколько люди способны принимать какие-то ограничения и следовать каким-то указаниям соответствующей религиозной доктрины им и предлагается. Разница в религии она еще формируется на основе разницы в терминологии и, самое главное, в имени Всевышнего Господа.

00:14:47 То есть, на каких-то территориях человечество называет Всевышнего Господа, например, Аллахом, на каких-то территориях человечество называет Всевышнего Господа Иовой, на каких-то просто Господь, на каких-то это Вишну, на каких-то это Нараяна, на каких-то это Господь Шри Кришна. Мы можем видеть, что ко Всевышнему Господу обращаются с достаточно большим количеством имен, да? И вот это все разнообразие имен, терминологий, значит, систем поклонения, объектов поклонения, которые люди выбирают, да? условных действий, которым они при этом следуют, вот из всего этого формируется разнообразие религиозных доктрин.

00:15:30 Бхактивинод Тхакур говорит о том, что все религиозные деятели должны уважать друг друга. Если религиозные деятели они не испытывают уважения по отношению к практике друг друга, да? то это означает, что они принижая значение, оскорбляют чувства религиозных людей. Мы должны понимать, что во всех случаях, если речь идет о религии, да? это означает, что речь идет о людях, которые стремятся к духовному совершенствованию, которые хотят найти прибежище у Верховного Господа. И как бы это не называлось на самом деле это заслуживает уважения. И если уже религиозные деятели принижают практики друг друга, это означает, что они основаны на зависти, они руководствуются злобой и руководствуются недобрыми намерениями. То есть, это прямо указывает на то, что такие религиозные деятели на самом деле преследуют абсолютно материальные цели.

00:16:42 Потому что духовные люди они не обращают внимания на недостатки или разницы в практике друг друга и обращают особое внимание на духовные достижения людей независимо от их религиозной принадлежности. То есть, религиозный человек он общается с религиозностью другого человека независимо от тех обозначений, в тисках которых находится религиозность конкретной личности. Каковы симптомы религиозности мы это сами будем рассматривать дальнейшем в соответствии с тем как нам будет объяснять Бхактивинод Тхакур, да?

00:17:26 Мы, конечно, понимаем, что разнообразие религиозных направлений это означает разнообразие религиозных доктрин, и, беря за основу уважительное отношение, Бхактивинод Тхакур особым образом отмечает, что, если в конкретной религиозной доктрине есть недостатки, их не следует уважать. То есть, это означает, что те концепции, которые мы не должны принимать. Но не должны принимать, это не означает, что должны враждовать, должна быть достигнута грань. (я отредактировала). Если мы не принимаем, это автоматически должно означать, что мы должны садиться за стол обсуждений. Мы должны садиться за стол обсуждений. И мы можем понимать, дорогие мои слушатели, да? что с тех пор как началась вообще в соответствии с арийской философией эпоха атеизма человечество оно на самом деле не имеет вот этой доброй воли, чтобы все религиозные люди, все религиозные направления вот с этим уважительным отношением друг другу сели бы вместе обсуждать доктрины друг друга, да? и прийти к общему единому религиозному пониманию.

00:19:01 Мы сами можем убедиться, что ваш скромный слуга, я буду пробовать представлять концепции Гаудиси Сапрадай, которая на самом деле представляет всю философию арийской расы. Она представляет всю от начала и до конца всю философию, всю доктрину арийской расы и их богословное учение, как раз мы этим с вами будем заняты, и каждый человек может сам решать насколько эта доктрина отвечает на насущные вопросы человека, и насколько она совершенна или насколько какие-то вопросы остаются у нас открытыми. То есть, что хочет сказать Бхактивинод Тхакур? Бхактивинод Тхакур хочет сказать, что религиозная принадлежность каждого человека указывает на его пройденный путь из прошлых жизней в соответствии с развитием его вот этой разумности, или умственных способностей, да?

00:20:11 Если уже человеку тесно в рамках своей религиозной доктрины, а тесно или нет определяется только одним симптомом - когда человек в своей конкретной религиозной доктрине, которую он проповедует, уже формирует вопросы, на которые у него нет ответа, это прямо указывает на то, что он дошел до границ своей религиозной доктрины. Это прямо говорит о том, что человек конкретное живое существо, воплотившееся в человеческое тело, оно теперь должно совершить переход, оно теперь должно совершить переход к более совершенной религиозной доктрине, которая соответствует уже данному уровню умственного развития, да? Это определяется так, что, если есть вопрос к доктрине и нет на него ответа, да? это означает, что мы дошли до границы конкретной доктрины. И превращать это в поле вот этих манипуляций, измышлений, вражды это как раз означает быть теми личностями, о которых предупреждает Бхактивинод Тхакур, то есть быть личностями, основанными на зависти, по отношению к более совершенной религиозной доктрине, быть личностями, основанными на злобе, то есть на ненависти по отношению к более совершенной доктрине, да? личностями, которые на самом деле полны недобрых намерений по отношению к своим последователям.

00:21:49 Потому что, если человек по настоящему религиозный, он всегда, если у него открытое сердце и он искренне религиозный человек, он всегда может оценить человека, у которого религиозные стандарты гораздо выше, у которого и религиозные стандарты гораздо выше и религиозная доктрина гораздо совершеннее. На самом деле, если просто иметь добрую волю, то эти вопросы очень просто решаются. Эти вопросы затрудняются, когда есть злая воля, когда есть злая воля и есть недобрые намерения и когда действия религиозных людей, их можно к такому моменту т такими назвать основаны на зависти. И поэтому Бхактивинод Тхакур говорит о том, что на самом деле надо иметь уважительно отношение, но при этом никогда нельзя быть на территории религии ни сентименталистом, ни фанатиками.

00:22:54 Человек на территории религиозности в соответствии с арийской культурой должен сохранять трезвость разума, всегда быть в состоянии трезво объективно оценивать ту систему ценностей, которой он собирается следовать или ту систему ценностей, которую ему предлагают для того, чтобы он следовал ей. Если человек находит какие-то недостатки, это не должно стать основой вражды, это должно стать темой для обсуждения. Вот когда религиозные люди различных доктрин и различных направлений, если они будут по своей доброй воле собираться, например, или, как на современном языке говорят, проводить различные семинары, где различные доктрины будут представлять свои цели, свою методику, свое мировосприятие, свою философию, свои концепции, да? и будут проводиться объективные сравнения, один будет обогащаться опытом другого, то таким образом достаточно быстро религиозные люди придут к пониманию того какая религиозная доктрина, существующая на нашей планете, самая совершенная.

00:24:17 Таким образом Бхактивинод Тхакур начинает обсуждать тему так называемых больных и здоровой религий. На чем основывается его идея. На том, что Верховный Господь, он, конечно, личность, мы об этом с вами еще будем говорить, сейчас несколько лекций нашего семинара будут посвящены как раз философии. То есть Бхактивинод Тхакур будет рассматривать философские концепции, потому что, сначала должна быть сформирована доктрина и только после этого должны быть представлены методы реализации этой доктрины. И поэтому, конечно, на первоначальных страницах своей книги Бхактивинод Тхакур обсуждает вот эти основополагающие моменты философии, касающейся религиозного поля.

00:25:11 Итак, он говорит о том, что религиозные доктрины могут быть больными и могут быть здоровыми. Определяется является ли религиозная доктрина условно называемая больной или здоровой следующим образом. Верховный Господь он одновременно является самой могуществом, и одновременно, будучи личностью обладает бесконечно могучими энергиями, самая глобальная из которых это духовная энергия и материальная энергия. Все остальные энергии действуют в рамках этих двух энергий. Одна из этих энергий обеспечивает духовное разнообразие, другая энергия обеспечивает материальное разнообразие. Обе эти энергии бесконечно могущественны, обе они принадлежат Верховному Господу. Сам Верховный Господь, как личность, обладает двумя главными потенциями, как и любая другая личность. Мы должны всегда помнить, что все индивидуальности, все личности, существующие и в духовном и материальном мирах по своей природе идентичны Всевышнему Господу. По своей природе они также духовны, просто они различны в количественном отношении. В качественном мы все одинаковы.

00:26:55 Итак, мы все должны понимать, что точно также как на нашей планете все живое, что оно есть, определяется двумя факторами –оно определяется своим могуществом, какие есть у этой личности потенции и оно определяется обаянием, то есть, личными характеристиками данной личности. Вот точно также Верховный Господь обладает какими-то потенциями, которые на санскрите называется витхи, да? и обладает бесконечным обаянием. На самом деле мы должны понимать, что ни в духовном, ни в материальном мирах нет такой личности, хотя она есть, но мы о ней поговорим чуть позже, которая превосходила бы Всевышнего Господа в могуществе, и нет такой личности, которая превосходила бы его в обаянии.

00:27:53 И, следовательно, любая религиозная доктрина, которая своей конечной целью ставит достижение вот этого самого Верховного Господа, в котором проявлены и могущество, и его обаяние, вот эта религия считается здоровой. Бхактивинод Тхакур говорит о том, что здорова любая та религия, которая выдвигает идею, как главная цель, провозглашает для живого существа достижение чистой любви по отношению к Богу. Теперь, говоря о достижении чистой любви к Богу, Бхактивинод Тхакур указывает, что разница в достижении именно в этой цели, то есть, достижение любви ко Всевышнему Господу, когда есть разница в методах, да? это не делает конкретную религиозную доктрину неправильной.

00:29:02 Существуют такие религиозные доктрины, которые в своей методике достижения любви, не очень совершенны. Их несовершенство заключается в том, что они на самом деле не представляют обаяние Всевышнего Господа, по отношению к которому вот эту самую любовь можно развить или восстановить. Мы об этом еще будем говорить, да? Значит, Всевышний Господь обладает двумя потенциями-это потенция обаяния, эта потенция могущества. Если вы говорите о макрохарактериситике Верховного Господа, да? то те доктрины, которые они провозглашаются с целью достижения любви к одному из этих аспектов, то эти доктрины совершенны. Если существуют недостатки в методологии достижения этой цели, то по определению Бхактивинода Тхакура эти религии не могут считаться ложными. Они истинные религии, просто они несовершенные религии. Так, мы должны понимать, что это очень важный момент.

00:30:17 Теперь, а что же является ложными религиями? Ложными религиями являются те религиозные направления, религиозные доктрины, которые на самом деле имеют, например, можем несколько факторов перечислить, это те религиозные доктрины, которые, например, содержат компонент атеизма. Что означает атеизм? Атеизм на самом деле это основанность на грубой материи и на тонкой материи. Например, мы знаем, что есть такие эзотерические направления, которые по существу являются теми, вот этими, которые входят в этот список больных религий. Почему?

00:31:11 Потому что они на самом деле путают поле мистики, то есть поле действия тонких энергий материального мира, да? с духовными реалиями, закономерностями духовного мира. И конечно, если доктрина основана на закономерностях тонкого, но материального мира, это означает, что доктрина она основана практически на атеизме. А это означает, что это больная религия, потому что она занята тем, что взращивает в нас, культивирует в нас, да? практику, где мы достигаем каких-то мистических сил, то есть взращиваем, делаем еще сильнее один из самых больших недостатков живого существа, который приходит в этот материальный мир.

00:32:07 Что это за недостаток? Это стремление, да? превосходить другие живые существа. И мы можем понимать, что мистические силы они дают как раз огромные возможности этого превосходства достичь. И потому цель материальна как бы это не было оформлено в красивых словах, да? на самом деле тонкие энергии - это не божественные энергии, тонкие энергии это материальные энергии, которыми тот или иной человек может в зависимости от той или иной практики на самом деле развить в себе и иметь такие мистические силы.

00:32:50 Больными энергиями считаются также религии, которые они имеют в себе идеологию скептицизма, то есть там, где есть скептицизм, там на самом деле, сомнения, когда нет конкретики, когда есть расплывчатые идеи о Боге, расплывчатые идеи, которые на самом деле в конечном итоге приводят нас вот к этому состоянию сомнений, когда мы до конца следуем этим доктринам и не можем понять что же такое Бог, в каких мы должны быть взаимоотношениях с этим самым Богом. Есть тут пакет вопросов, которые возникают, когда мы произносим слово Бог.

00:32:44 Больными являются также еще те религиозные доктрины, которые отрицают душу. И есть на самом деле, например, такие разветвления в христианстве, которые как раз говорят о том, что души не существует, и перерождение и вечная жизнь живого существа будут проходить на основе конкретного материального тела за счет того, что это тело оно воспрянет из могилы, да? вот эти кости они снова обрастут мясом, вот это все живое, люди они снова будут выглядеть как люди и именно в этих телах войдут в вечную жизнь. Вот эти религиозные доктрины именно как доктрины они являются больными доктринами.

00:34:39 Больными доктринами также являются те, то есть неправильными религиозными доктринами являются те доктрины, которые провозглашают вот эту абсолютную важность благости. Не достижение любви к Богу, да? а сферу достижения нравственности, благости и так далее. На самом деле об этом мы будем говорить очень много. Я надеюсь, что вот эта система Бхактивинода Тхакура, глубина его философской мысли вообще поможет нам увидеть всю палитру религиозного поля и очень легко ориентироваться с его милостью на этой территории.

00:35:34 Не очень здоровыми считаются те религиозные доктрины, в которых выдвигаются идеи просто почитания природы. И, например, точно так же больными являются те религиозные доктрины, которые в себе содержат только поклонение многобожию, да? То есть когда нет идеи единого Бога.

00:35:57 Все те ложные доктрины, которые придумывает человек просто на основе своего несовершенного разума, искусственные религии, которые просто мы сейчас знаем в современном мире очень часто приходят, появляются такие люди, которые создают новые направления, объявляя себя воплощениями Всевышнего Господа и обманывая обычных людей.

00:36:26 Бхактивинод Тхакур поможет нам понять поле религии так, что после того как мы пройдемся сквозь его мудрость, сквозь его глубину. Ни одно живое существо на самом деле вот так больше никогда ни в одной из наших жизней не сможет нас обмануть, если мы проникнемся теми идеями, которые Бхактивинод Тхакур будет с нами обсуждать. Итак, здоровой или истиной религией является любая религиозная доктрина, которая главной целью провозглашает достижение любви ко Всевышнему.

00:37:16 Причем в этих истинных религиях могут быть совершенные религиозные доктрины и неполноценные. Но это правильные религиозные доктрины, просто они не совсем завершенные. Завершенной религиозной доктриной является та доктрина, которая полностью представляет и могущество Всевышнего Господа, и его личное обаяние. Для того, чтобы дать возможность всем живым существам, тут уже нельзя не сказать, на все вкусы, для всех случаев взаимоотношений развить определенную форму любви ко Всевышнему. И значит та религиозная доктрина абсолютно, совершенно, которая в абсолютном совершенстве представляет могущество Всевышнего Господа, по отношению которого можно развить привязанность или любовь, и личное обаяние ко Всевышнему.

00:38:13 Это главный ключ для макроанализа любой религиозной доктрины. И с этого момента начиная, когда у нас есть этот ключ мы на самом деле в состоянии очень быстро определить к какой категории религии относится доктрина, с которой нам в конкретный момент времени приходится иметь дело. Теперь Бхактивинод Тхакур говорит о том, что самым совершенным объектом для любви является Верховный Господь Шри Кришна. На самом деле Господь Кришна является Верховным Божеством арийской философской мысли, арийской религиозной доктрины. Почему?

00:39:10 Потому что именно Верховный Господь Шри Кришна он как раз и является тем образом Бога, который содержит в себе и всю потенцию могущества и всю потенцию любви. Когда Верховного Господа называют Кришной это вызывает в современном мире очень много противодействия, да? то есть, очень многие люди не хотят принять, что у Верховного Господа окончательное имя это Кришна. Но мы должны понимать, дорогие слушатели, что, когда мы говорим о Верховном Господе, что все его имена представляют какую-то его сущность. И с этой точки зрения, конечно, имя Кришна оно наиболее подходит Верховному Господу. Почему? Потому что имя Кришна означает «тот, кто может привлечь абсолютно всех живых существ». А это означает, что именно эта личность является той личностью, которая проявляет все могущество и все обаяние, на какое только способно то, что называется личностью.

00:40:24 И поэтому Верховного Господа называют Господом Шри Кришной, и я хочу сказать заранее, один раз скажу, чтобы это больше не повторять, все те, кто интересуются детализацией, скрупулезной аргументацией всей доктрины, пожалуйста, просто выслушайте в архиве на сайте ??? обсуждение этого писания. В рамках этого семинара мы проводим обзор. Поэтому у нас нет времени на предоставление аргументации, детализации. Итак, самым совершенным объектом любви провозглашается Кришна. Главный аргумент я вам уже привела. И Бхактивинод Тхакур говорит, что убежищем любви ко Всевышнему Господу является сердце живого существа.

00:41:28 Теперь после этого Бхактивинод Тхакур начинает обсуждать вот самый важный момент – каким образом живое существо может развить любовь ко Всевышнему Господу. Ко Всевышнему Господу любовь можно развить, слушая, слушая тех личностей или слушая те святые писания, в которых описаны могущества Всевышнего Господа и его личное обаяние. Когда речь идет о его личном обаянии, то мы должны понимать, что в этом смысле святые писания представляют взаимоотношения Всевышнего Господа с его приближенными преданными, да? то есть, как Всевышний Господь взаимодействует в духовном мире с самыми своими сокровенными приближенными живыми существами. И обсуждение, и слушание этих взаимоотношений, где мы имеем возможность видеть разницу между теми взаимоотношениями, в которые входим мы, основанные на эгоцентризме, да? и в какие взаимоотношения входит Верховный Господь и его преданные, основанные на чистой любви.

00:42:42 Вся эта проблематика как раз-таки будет темой нашего семинара. Итак, дорогие мои слушатели, Бхактивинод Тхакур говорит о том, что слушание о Кришне оно приводит к двум концепциям. Эти две концепции они говорят о том, что посредством слушания человек может развить два вида убеждений. Убеждения, которые он развивает на основе правильных поучений и убеждения, которые человек развивает на основе неправильных поучений. Бхактивинод Тхакур будет обсуждать с нами очень большие тонкости духовной жизни.

00:43:32 Итак, есть правильные поучения и есть неправильные поучения, касающиеся Верховного Господа и его характеристик. И мы должны понимать в соответствии с Бхактивинодом Тхакуром «каждое из этих поучений приводит к конкретным результатам». И именно по этим результатам мы можем понимать - мы получали правильные поучения, связанные с Всевышним Господом или мы получали неправильные поучения, связанные со Всевышним Господом. Правильные поучения, связанные со Всевышним Господом должны приводить нас к конкретным состояниям. Первое состояние заключается в том, что, получив правильные поучения, идеи, касающиеся господа, мы теряем свое желание спорить.

00:44:36 Правильные поучения не рождают споров. Потому что правильные поучения рождают просветленность. Они рождают не протест внутри живого существа, а рождают просветленность. Единственное, что нужно сделать это послушать поучения, да? То есть, мы должны понимать, что, когда мы говорили только-что, что когда есть какие-то изъяны, изъяны нужно обсуждать. Обсуждать означает готовность к объективному слушанию. Что означает объективное слушание? Оно означает, что я подхожу к обсуждению с готовностью поставить под сомнение всю свою систему ценностей, все свое знание, всю свою реализацию, если я вдруг получу что-то гораздо более возвышенное.

00:45:38 Вот это открытое состояние души и есть на самом деле квалификация к обсуждениям. Если у живого существа есть уже такая квалификация и он воспринимает какие-то поучения, и, если эти поучения правильны, они приводят его к просветленности. И тогда у живого существа правильные поучения. Это архиважный момент. Пожалуйста, обратите на это внимание. Правильные поучения они рождают духовное блаженство. Правильная информация о Боге должна проявить у живого существа вот это чувство – как было бы здорово жить с таким живым существом!

00:46:39 И это не должно противоречить реалиям. Мы об этом будем говорить на протяжении всего семинара. Теперь, значит, что правильные поучения не рождают противоречий, споров, они рождают просветленность и чувство абсолютной удовлетворенности, да? Мы должны понимать, что правильные поучения они бывают на разных уровнях. да? если уже существуют религиозные доктрины, связанные с умственными способностями человека и оттуда возникает разнообразие религиозных доктрин, то мы должны понимать, что даже, если доктрина она правильная, то есть, все, что в ней есть правильно, но она содержит в себе лишь небольшой кусочек палитры Абсолютной Истины, то вот сколько истина содержится, ровно настолько человек не хочет спорить, человек испытывает духовное блаженство и он утверждается в абсолютной удовлетворенности в своем процессе.

00:47:43 Теперь, мы должны понимать, что Бхактивинод Тхакур говорит о том, что такие поучения они доступны, пожалуйста, слушайте внимательно, такие поучения они доступны для тех живых существ, которые оказываются в состоянии отложить в сторону свой материальный образ мышления. Материальный образ мышления это означает – материальное мышление оно все, вообще все с чем бы оно не соприкасалось, приводит в поле эгоцентризма. Когда человек откладывает вот эти интересы эго, то есть, когда он слушает не с точки зрения «а что я здесь могу использовать в своем наслаждении» да? а он просто открыто, отложив вот эту свою жадность наслаждаться всем, что попадается под руки, открыто слушает истинные поучения, он получает тот результат, который был сказан. То есть, три результата – нет желания спорить, есть ощущение духовного блаженства и есть абсолютная удовлетворенность, да?

00:49:04 И это уже в соответствии с Бхактивинодом Тхакуром – мы имеем дело с источником, которое содержит в себе духовное знание, то есть проявляет энергию духовного знания, которая технически называется «энергия чит». Для того, чтобы это было понятно для тех, кто уже занят профессионально духовной практикой. То есть, он хочет сказать, что правильные поучения они на самом деле представляют энергию духовного знания, то есть, совершенного знания. И мы должны понимать, что духовное знание само по себе оно качественно отличается от материального знания.

00:49:54 Материальное знание - это материальная энергия. Духовное знание - это духовная энергия, предназначенное для того, чтобы доставлять удовольствие живому существу. И поэтому Бхактивинод Тхакур говорит, что если живое существо оказывается в состоянии отложить в сторону вот эти свои эгоцентрические интересы и просто открыто послушать, то, если поучения правильные, они дадут этот результат.

00:50:22 Теперь, а если поучения неправильные, это означают, что они продукт материального разума, а это означает, что они не содержат в себе энергию чит, то есть энергию духовного знания. Прошу вас обратить внимание энергия духовного знания качественно отличается от энергии материального знания. Энергия духовного знания предназначена для увеличения блаженства живого существа. Энергия материального знания она предназначена для обеспечения борьбы материально обусловленного живого существа, чтобы обеспечить свое существование и чувственное наслаждение.

00:51:16 Теперь. И вот, если поучения они неправильные, то есть, если они основаны на материальной энергии, то они имеют конкретные симптомы. Такие поучения рождают склонность к спорам. Не желание понимать, а склонность к спорам, почему, потому что все материальное стремится к превосходству над другими живыми существами, да? и точно также материальные поучения они всегда в своем фоне имеют эту цель. Теперь в идеологии превосходить другие. Для того, чтобы эту цель осуществить надо спорить до хрипоты, да? и поэтому мы должны понимать атмосферу споров создают те, у кого в сердце есть неправильные поучения.

00:52:25 Эти неправильные поучения толкают их сознание. И их материальное сознание вместе с материальными поучениями уже о религиозных доктринах толкают их не на обсуждение ради выяснения истины, а на споры. И Бхактивинод Тхакур говорит, что такие споры они основаны на желании соперничества и на материальном восприятии. Мы должны понимать, что в этом случае происходит два разных процесса, какие именно процессы Бхактивинод Тхакур будет сейчас объяснять. Суть концепции заключается в том, что Всевышний Господь он посещает материальный мир.

00:53:25 На самом деле эта концепция присуща именно арийской религиозной культуре. Арии понимали, что материальный мир точно также является собственностью Верховного Господа. И что в этом материальном мире есть какие-то дела, какие-то ситуации, какие-то положения, которые могут побудить Верховного Господа проявиться в этом материальном мире. Для того, чтобы Верховный Господь в этом материальном мире проявился, честно говоря, для разумного человека этого аргумента будет достаточно, вполне достаточно того, что в этом материальном мире есть духовные люди. То есть, есть живые существа, которые принимают путь религии и хотят достичь совершенства.

00:54:27 Мы должны понимать, что, когда живые существа пытаются это сделать в этом материальном мире, особенно в нашу эпоху, например, мы понимаем, что вот в этом материальном мире существуют атеисты, которые всегда стараются строить препятствия в жизни духовных людей, не давать им самим развиваться и не давать им распространить этот опыт своего развития на других живых существ. Мы должны понимать, что вот именно потому что есть вот это противостояние у Верховного Господа есть мотив. У Верховного Господа на самом деле есть два мотива, по которым он проявляется в этом материальном мире.

00:55:21 Конечно, Верховного Господа в этот материальный мир приводит невозможности этого мира, потому что возможности этого мира они основаны на смерти, они основаны на ненависти, они основаны на соперничестве, и поэтому с этой точки зрения у Верховного Господа конечно нет никаких вообще побуждений приходить в этот материальный мир, да? но, но есть духовные люди и религиозные доктрины обычно доверяются обусловленным живым существам, которые превращают ее в религию, и пытаются ей следовать. Когда обусловленные живые существа соприкасаются с чисто религиозной доктриной, которая является проявлением разума Всевышнего, с первых секунд вообще соприкосновения с собой обусловленные живые существа начинают процесс, я скажу так, простите, процесс уродования, процесс искажения религиозной доктрины.

00:56:30 И поэтому Всевышний Господь, это один из его мотивов, по которым он приходит в этот мир, он время от времени проявляется в этом материальном мире для того, чтобы восстановить, восстановить, ну скажем так, планку чистоты вот этой религиозной доктрины, которую обычно живые существа постоянно пробуют исказить. Для того, чтобы было понятно, о чем мы говорим, дорогие слушатели, нам достаточно посмотреть, например, если мы возьмем скажем при всем уважении, пусть меня простят, мы просто ведем обсуждение, желанием понять истины. Мы можем видеть, например, что люди, то есть обычные живые существа, сделали с христианством. И мы можем видеть, что в очень многих случаях доктрина, которая она на самом деле содержала в себе очень светлые идеи и она была очень правильной доктриной, потому что она содержит в себе именно идею достижения любви к Богу. Это означает, она правильная доктрина.

00:57:45 Но мы можем видеть, скажем, что очень часто она к нашему времени на самом деле уже пришла в поле очень больших измышлений. И в этом случае, если это является целой доктриной, которая находится под защитой Всевышнего Господа, Всевышний Господь воплощается и исправляет все искажения, все неправильные понимания. Он, грубо говоря, стирает все неправильные комментарии, утверждая правильные комментарии Абсолютной Истины. Это вот мотив Верховного Господа. Теперь, но, когда Верховный Господь приходит в этот мир, даже, когда он просто стоит перед нами, мы оказываемся не в состоянии воспринять его как такового. Почему? Мы оказываемся не в состоянии воспринять его как такового потому что мы не в состоянии воспринимать ничего духовное.

00:58:40 Мы не в состоянии воспринимать ничего духовное, и поэтому, когда Верховный Господь приходит в этот материальные мир теперь две реакции на него. Одна реакция – это реакция атеистов. Атеисты, они думают, что Верховный Господь, так же, как и все остальные живые существа, просто рождается, просто живет, просто умирает, просто скорее всего проявляет какие-то нестандартные качества. Да, которые вынуждают людей провозглашать его Верховным Господом. Теперь Бхактивинод Тхакур говорит, что вот такое восприятие Всевышнего Господа, когда он дает свое воплощение для решения каких-то проблем, связанных с религиозностью, такую реакцию на воплощение Верховного Господа дают те, кто основаны на разуме, то есть имеют абсолютно материальное сознание.

00:59:44 Теперь, а те, кто основаны на бхакти, то есть, которые основаны на любви к Всевышнему Господу, те, кто понимают Верховного Господа, так или иначе хотя бы знают его, те получают совершенно другую формулу. Когда Верховный Господь воплощается в этом материальном мире, те, которые на основе слушания развили любовь ко Всевышнему Господу, они по милости Верховного Господа развивают понимание того, что перед ними стоит Верховный Господь. Почему это так происходит? Бхактивинод Тхакур так объясняет, что это так происходит потому что искренность и вот эта искренняя привязанность к Верховному Господу дает живому существу соприкосновение с духовным знанием.

01:00:44 А духовное знание – это то самое знание, которое помогает видеть Бога, понимать Бога, точно также, как материальное знание помогает узнавать материальную энергию, понимать строение материальной энергии, проникать в ее секреты. Точно так же как духовное знание оно помогает узнавать Всевышнего Господа и проникать в секреты его существования. И происходит это только и только на основе милости. То есть, Бхактивинод Тхакур он сразу дает понять религиозному человеку, что соприкосновение с Верховным Господом нельзя делать, думать, что мы можем обнаружить Верховного Господа только потому, что мы развили знание.

01:01:52 Мы в дальнейшем будем вообще разбирать это место знания, для чего предназначено. Но первоначальная установка, которую дает нам Бхактивинод Тхакур, это то, что религиозный человек должен понимать, конечно, он должен иметь знания, конечно, он должен иметь духовное знание. И это духовное знание будет раскрывать духовные глаза души. И в этом случае, когда будет происходить соприкосновение с Верховным Господом, живое существо будет в состоянии узнать Верховного Господа. Но это происходит все равно милостью. Милостью – это означает с согласия Верховного Господа. Далее Бхактивинод Тхакур начинает представлять систему поучений Господа Чайтаньи.

01:02:44 Господ Чайтанья это то самое проявление Верховного Господа, которое пришло именно в наш век, в наш век атеизма и предоставило вот эти самые сокровенные тайны, касающиеся Верховной Личности Бога. Итак, дорогие преданные, Бхактивинод Тхакур говорит о том, что любовь ко Всевышнему Господу Шри Кришне является величайшим богатством вечной религии. Словосочетание «вечная религия» говорит об очень важном моменте. В соответствии с религиозной доктриной ариев религия делится на два раздела. Первый раздел религии – это временная религия и временная религия она в себе содержит законы нравственности, регулирующие материальное существование живых существ.

01:03:44 Второй раздел религии это уже вечная религия, которая предлагает деятельность, предлагает принципы, предлагает образ жизни, предназначенные для души и потому пробуждающие душу, и приводящие к конкретному духовному результату все те живые существа, которые этой религией занимаются. И поэтому Бхактивинод Тхакур обсуждает эту тему, что на самом деле любовь к Богу – это украшение второго типа религии, той самой религии, которая предназначена для души, да? Для первого типа религии предназначено уважение к Богу и сострадательное отношение к живым существам, живущим в материальном мире.

01:04:41 Теперь. Живое существо оно не может отделиться от этого богатства. Это утверждение Бхактивинода Тхакура говорит о том, что ничто живое вообще не может на самом деле отделиться от потребности любить и быть любимым. Более того, не может отделиться от потребности любить совершенный объект. Поэтому мы можем видеть, что многие духовные авторитеты именно так и говорят, что если глазами мудреца смотреть на усилия живых существ, пребывающих в материальном мире, то можно понять только одно – все живые существа в этом мире на самом деле ищут Бога, да? Почему?

01:05:44 Потому что, когда живые существа испытывают в этом материальном мире чувство любви, все те мечты, которые они при этом лелеют, да? это качества, которые могут быть присущи только Всевышнему Господу. Абсолютная справедливость, абсолютная доброта, абсолютное обаяние, абсолютное умение любить. Это все то, что мы ожидаем от объекта любви. И поэтому великие авторитеты говорят, потому что живое существо оно не может отделить себя от своего вечного богатства, то есть, от любви, да? когда оно приходит в материальный мир, оно не теряет своей склонности к любви. Просто эта любовь, склонность к любви в этом мире проявляется иначе. Как именно – это темы будущих разговоров.

01:06:39 Итак, Бхактивинод Тхакур говорит о том, что вот это самое предназначение живого существа, то есть то, из чего живое существо состоит – из любви ко Всевышнему Господу, вот эта самая любовь она забывается в соответствии с тем насколько живое существо привлечено материальным миром. Чем больше сознание живого существа погружено вот в эти объекты материального мира с надеждой здесь реализовать свою потребность в любви, ровно настолько чистая любовь ко Всевышнему Господу предана забвению.

01:07:22 Теперь, живое существо в соответствие с Бхактивинодом Тхакуром восстанавливает вот эту свою потенцию любить Верховного Господа и входить в соответствующие взаимоотношения с ним, когда оно восстанавливает эту свою направленность потенции любить Верховного Господа, оно на самом деле восстанавливает свое здоровье. То есть душа восстанавливает свое здоровье. Это означает арийская философская мысль считает, что пребывание живого существа в материальном мире, точно также считают и другие религии, является проявлением болезненного состояния души.

01:08:22 Теперь в чем состоит эта болезнь мы еще об этом будем говорить. Бхактивинод Тхакур говорит о том, что восстановление этого здоровья является симптомом хорошей судьбы. И, конечно, как только говорится хорошая судьба, у каждого нормального человека возникает вопрос. А что такое хорошая судьба? И Бхактивинод Тхакур продолжает, что хорошая судьба, то есть хорошая судьба, позволяющая восстановить чувство любви ко Всевышнему Господу, формируется из запаса благочестия, которое живое существо оно накапливает на протяжении своих прошлых жизней. И значит, что мы должны понимать отсюда. Для того, чтобы живое существо восстановило свою истинную природу, оно для начала, даже если вообще не заинтересовано в религии, должно, значит, как живые существа нужно вовлекать в совершение благочестивых поступков.

01:09:33 В соответствии с Бхактивинодом Тхакуром, пожалуйста, обратите на эти схемы внимание, это очень важные схемы, запас благочестия, он восстанавливает веру живого существа во Всевышнего Господа. То есть, чем живое существо более благочестиво, тем ему легче, вот открывается душа, тем больше в нем восстанавливается его склонность верить во Всевышнего Господа. Каков должен быть результат такой веры? И Бхактивинод Тхакур обсуждает, что результатом истинной веры в Бога должны быть поиски, должны быть общения со святыми людьми. Потому что святые люди – это те личности, которые, они хорошо знают Всевышнего Господа, и потому, что они знают хорошо Всевышнего Господа, они могут к нему привести, они могут развить у нас, восстановить вот эту нашу любовь ко Всевышнему Господу.

01:10:46 Теперь, итак вера, она приводит к общению со святыми личностями, она приводит к решимости следовать тем указаниям, которые эти личности дают. Те указания, которые дают святые личности, если мы следуем этим указаниям, у нас должно происходить очищение сердца. Очищение сердца – это означает, что существуют какие-то загрязнения. Загрязнения – это обычно означает, что существует готовность совершать эгоцентрические поступки, готовность ради самоудовлетворения причинять беспокойство другим живым существам и совершать самые гнусные поступки из этого побуждения. Теперь, если мы действительно имеем дело со святым человеком, то его указания, если мы следуем его указаниям, вот эти готовности у нас в сердце должны исчезать.

01:11:50 Мы должны в себе наблюдать, что, следуя поучениям таких личностей, мы становимся все более и более добрыми. Это первые симптомы правильной жизни религиозного человека. Теперь, говорится о том, что по мере очищения сердца вот от этой готовности причинять беспокойства другим живым существам во имя самоудовлетворения, живое существо, в данном случае человек, он утверждается в служении Верховному Господу, да? Он утверждается в служении Верховному Господу, а этот означает, что он начинает развивать привязанность по отношению ко Всевышнему Господу и пробуждает свою духовную эмоциональность. Все эти концепции мы будем еще рассматривать. Сейчас у нас пока вводные концепции.

01:12:59 Теперь, Бхактивинод Тхакур, все основывается на вере. Вера формируется на основе благочестивого запаса. Иначе, если мы не можем развить веру, то есть, если мы не можем верить в Бога, это прямо указывает на то, что у нас за спиной ни в этой жизни, ни в прошлой жизни нет благочестивых поступков. И именно благочестивые поступки они пробуждают веру. И Бхактивинод Тхакур начинает рассматривать архиважную проблему. Он говорит о том, что вера, она может быть хрупкой и крепкой. Крепкая вера она на самом деле самодостаточна. Самодостаточна. Что это означает? Та вера в Господа, которая она незыблемая и больше не нуждается в аргументации, то есть, мы не чувствуем нужды, чтобы нам доказывали, что есть Верховный Господь, и ничто в этом мире, а это означает, что никакие страдания не могут поставить вас под сомнения в существование Всевышнего Господа. Вот это указывает на крепкость в вере.

01:14:20 И,если есть вот эта самодостаточная вера, Бхактивинод Тхакур выдвигает идею, что такие личности в состоянии обеспечивать свое духовное развитие самостоятельно. То есть, мы отсюда, дорогие преданные, это все указания вот к этому формированию личной духовной практики. Каждый человек должен проверить себя, проверить, посмотреть в себя и увидеть, нуждается ли его вера в аргументациях и поддержке или его вера не колеблется ни от каких ситуаций. Если при малейшей беде, при малейшей неудаче, при малейшей трудности, мы сразу, первое, что делаем ставим под сомнение если Бог есть, начинается фраза, то есть, начинается эмоция с фразой «если Бог есть, то почему?» Это означает, что у нас пока еще наша вера не основана на мудрости. То есть, эта вера еще не самодостаточна. Она постоянно нуждается в аргументации, она постоянно нуждается в подпитке мудрости святых живых существ, у которых вера непоколебимая.

01:15:43 Но те, у кого вера больше не нуждается в аргументации – это архиважный момент. Такие живые существа, такие люди в состоянии обеспечивать свой собственный духовный прогресс. Те, у кого вера хрупкая в соответствии с Бхактивинодом Тхакуром, те нуждаются в духовном учителе. Тема духовного учителя в духовной жизни она архиважная. Архиважная тема наличия духовного учителя в духовной жизни. Теперь, ну об этом мы по ходу будем говорить, поэтому на этом я не буду останавливаться. Мы должны понимать, что в духовной жизни существует идея духовного учителя, то есть, той личности, которая, передавая знания, помогает нам развиваться в духовном пути.

01:16:44 Бхактивинод Тхакур скажет о том, что святое имя, то есть, молитва на самом деле освобождает живое существо из когтей материального мира и она же приводит к стопам Господа. Теперь, когда мы говорим о молитвах, арийская доктрина, она имеет свои молитвы. Когда речь идет о молитвах арийская доктрина говорит о том, что существуют так называемые мантры, которые на самом деле тоже являются молитвами, просто произнесенными на языке санскрита, который считается духовным языком, это мертвый язык, который на самом деле использовали арии и который считается духовным языком, потому что это был язык общества духовных людей.

01:17:31 Теперь, и вот эти самые мантры имеют бесконечное разнообразие мантр существует. Но есть одна мантра, которая является королевой всех мантр. Эта мантра, которая на сегодняшний день очень большое количество людей в человеческом обществе хорошо знают эту мантру. Это Хари Кришна маха мантра. Звучит она так: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Бхактивинод Тхакур нам даст великолепное разъяснение этой мантры, которое мы представим вниманию слушателей к тому моменту, когда Бхактивинод Тхакур счел необходимым.

01:18:21 Теперь Бхактивинод Тхакур говорит о том, что именно повторение этой мантры может и, мы не можем недооценивать это явление привести живое существо к освобождению из тисков материального мира, да? и привести к встрече со Всевышним Господом. Почему это так происходит? Как могут три таких простых слова иметь такое мистическое могущество? Весь секрет заключается в том, что Харе Кришна маха мантра основана на трех очень важных аспектах Верховного Господа, то есть, все три слова, которые произносятся в этой мантре, на самом деле являются различными именами Верховной Божественной Личности.

01:19:11 Слово «харе» представляет внутреннюю энергию Верховного Господа, да? обеспечивающую контакт с энергией блаженства. Слово «кришна» представляет Верховного Господа, который в состоянии привлекать все живые существа. Слово «рама» представляет духовную силу. И, таким образом, при повторении Харе Кришна маха мантры любой человек, который ее повторяет, получает соприкосновение с энергиями духовного блаженства, духовной силы и верховной Божественной Личности, дарующей и это блаженство, и эту силу, да?

01:19:58 Теперь он говорит о том, что те, у кого вера крепкая, они сами обеспечивают свой духовный прогресс. И как можно узнать крепкая ли у нас вера, и если уже наша вера крепкая, это, обеспечиваем ли мы свой духовный прогресс? Можно это узнать по одному симптому ……. Что это поле измышлений. Теперь я могу сказать, что у меня крепкая вера и я в состоянии сам себя обеспечивать духовным прогрессом и не нуждаюсь в опеке никакого духовного учителя. Это имеет конкретный симптом.

01:20:44 Человек, который в состоянии обеспечивать свой духовный прогресс, все духовные темы, то есть духовное знание, если можно так сказать, естественным образом проявляются в его сознании, когда он повторяет мантру. То есть, мы должны видеть результат, один и тот же результат. Посмотрите, те живые существа, те люди, у которых вера хрупкая, они, значит, во-первых, вера хрупкая, если человек, он, постоянно контактирует с атеистами. То есть, вера, она не получает питания, если мы имеем неблагоприятное общение. Плохое общение оно создает платформу для того, чтобы мы постоянно были подвержены падению.

01:21:50 А падение означает, что наша вера не получает достаточной аргументации, напротив, неблагоприятное общение – это все то общение, которое вводит сомнение в нашу душу по отношению к идее существования Верховного Господа. А на основе этих сомнений живое существо в любой момент может отказаться от духовной практики. И теперь, для того, чтобы вера окрепла живое существо, человек должен следить, чтобы слушать, чтобы слушать темы, которые устанавливают его связь с Верховным Господом Шри Кришной. Он должен получать такие средства, которые помогают ему развить беспримесную преданность ко Всевышнему Господу, да? и, если он получил первое и второе, целью его жизни становится достижение любви по отношению ко Всевышнему Господу.

01:22:55 Итак, дорогие мои слушатели, мы должны понимать, что, когда речь идет о том, чтобы связаться со Всевышним Господом, то, вот эту связь со Всевышним Господом устанавливают несколько видов деятельности. Я перечислю просто эти виды деятельности, пока сейчас мы ведем просто обзор, да? все, кто хотят детализацию, они обращаются к классам. Итак, значит, связь со Всевышним устанавливается через знание писаний, которые касаются Господа Шри Кришны, возможность быть сведущим в различных могуществах, которые проявляет Господь Шри Кришна на основе того знания, которое изучается, да?

01:23:43 Теперь, знание тех взаимоотношений, которые можно строить со Всевышним Господом, знание о том, как живое существо запутывается в материальном существовании и знание о том, как живое существо может из этой запутанности выйти и выйти соответственно из этого материального мира и знание и понимание того, что Верховный Господь является примером одновременного единства и разнообразия. И вместе со своими энергиями по отношению к своим энергиям и по отношению к энергиям живых существ.

01:24:31 И Бхактивинод Тхакур говорит о том, что для того, чтобы получить исчерпывающие ответы на эти пункты самым совершенным святым писанием на нашей планете является святое писание, которое называется Шрима Бхагаватам. Шрима Бхагаватам это святое писание ариев, которое на самом деле является сливками всей ведической мудрости. Ведами называют святые писания, которыми руководствовались арии. Это сливки ко всем этим святым писаниям, которые содержат в себе полноценное знание как о могуществе Верховного Господа, так и о его обаянии и его личной жизни. Это писание, которое досконально рассматривает вмешательства Господа Бога в дела материального существования живых существ и их религиозность в рамках материального мира, которую представляют духовные реалии исчерпывающим образом указывая на активность и на бесконечное разнообразие взаимоотношений и эмоций в этом мире.

01:25:51 И поэтому для тех живых существ, которые уже хотят полностью реализовать свою потенцию любви по отношению ко Всевышнему Господу, должны наконец милостью этого писания получить доступ к сокровенным секретам, касающихся качеств Верховного Господа для того, чтобы найти применение в своей любви. Объективное исследование всех святых писаний, существующих на нашей планете любого непредвзятого религиозного деятеля приведет к убеждению, что на нашей планете не существует святого писания, которое более объемно предлагало бы нам объект любви Верховного Господа. Мы сегодня на этом закончим. И остальное продолжим в следующий раз. Удачи вам всем.

транскрибирование: Шадия Шахмаева | Вильнюс | Литва | 30 января 2018