Задержки в духовной практике

25 апреля 2013
Заниматься духовной практикой грамотно очень важно. Задержки в духовной практике происходят тогда, когда человек, взявшись за практику, игнорирует стабильность, системность, дисциплину. Это означает загубить свою духовную жизнь на корню, потому что, если у человека нет результатов в духовной жизни, у него нет стимула заниматься этой практикой. Бхактивинода Тхакур об этом и говорил, что только из регулированной духовной жизни рождается према. Према это любовь к Богу, и именно в достижении этой любви заключается предназначение человеческой жизни.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:28:59 | качество: mp3 64kB/s 40 Mb | прослушано: 27 | скачано: 52 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:01:53 Итак, доброе утро, дорогие слушатели, мы с вами продолжаем наш семинар, посвященный представлению, полному представлению на самом деле доктрины арийской цивилизации, касающейся смысла и цели человеческой жизни. Мы с вами обсудили, что арийская идеологическая доктрина она на самом деле являлась абсолютно богоцентрической, и целью представления о Всевышнем Господе у ариев были именно таковы, что живые существа с Верховным Господом связывают отношения любви, любви, которая становится основой того самого блаженства, которое живые существа испытывают в духовном мире. Таким образом, мы с вами узнали, что любая религия, которая она преследует именно эту цель, даже если ее методы не совершенны, эта истинная религия, просто она может быть не очень совершенной, то есть не имеющей методов доводить до этой цели. Но сама цель, которая поставлена, она правильная.

00:03:05 Любая религия, которая занимается разновидностями на самом деле материальной деятельности, предлагает человеку либо материальное процветание, либо мистические силы. Она на самом деле является материалистичной и, как мы ее определили, она на самом деле является больной религией, да? то есть не имеющей в себе здорового начала. Но если вы заметили, дорогие слушатели то, когда речь идет об арийской доктрине, речь на самом деле идет о психологии. О психологии, и, если мы вчерашний семинар с вами закончили вот этой мыслью, что арии они тратили свою жизнь на то, чтобы прийти от ненависти, которая царит в этом материальном мире в отношениях между обычными живыми существами, прийти к идее всеобщей общей любви, да? то мы должны понимать, что речь идет о психологических изменениях.

00:04:08 То есть это означает, что арийская доктрина, она, то есть арийское общество оно состояло из людей, которые непрестанно работали над своим внутренним миром, которые из жизни в жизнь работали над тем, чтобы преодолеть вот эту свою самую главную анартху, то есть преодолеть вот это свое желание во взаимоотношениях при контакте с другими живыми существами стремиться к превосходству над ними. Таким образом, мы должны понимать, что когда речь идет о религии, когда речь идет об арийской доктрине, когда речь идет об арийском образе жизни, речь идет о кропотливом труде над своим внутренним миром, то есть, речь идет, как я обычно шучу, об одном очень большом психологическом тренинге продолжительностью в целую жизнь.

00:05:11 В чем проблема? Проблема она, если мы уже берем с точки зрения психологии, мы с вами до этого рассмотрели философию, теперь мы давайте сегодня немножечко поговорим о психологии и уже будем разбираться как с этой психологией обращались арии. Таким образом, дорогие слушатели, арийская философская мысль она обращала внимание на один очень интересный психологический феномен. Этот психологический феномен заключается в том, что все живое с точки зрения психологии из себя содержит в себе стремление, противоречащее материальной природе. Арии они замечали, что таких стремлений у всего живого всего три.

00:06:10 Это стремление всегда существовать, то есть все живое в этом материальном мире, хотя в них с самого рождения заложен механизм уничтожения, с психологической точки зрения относится к идее своего уничтожения очень плохо. То есть с физической точки зрения материальный мир, который для нас единственная реальность, в материальном мире заложена идея смерти всего живого, да? а с психологической точки зрения во всем живом есть убеждение, что оно вечное. И поэтому известие о том, что будет какой-то момент, когда его не будет, то есть свое рождение человек всегда встречает все как живое на самом деле, встречает с удовольствием, да? Но идею о своей смерти, о своем уничтожении все живое воспринимает как просто шоковую ситуацию.

00:07:15 И поэтому, эта была первая странность в этом материальном мире, на которую обращает внимание вот эта арийская доктрина. Вторая психологическая несовместимость с реалиями этого мира заключается в том, что все живое в этом мире стремится к тому, чтобы постоянно быть счастливым, постоянно иметь вот эти различные формы удовлетворения. Да? пока скажем так. Но на самом деле к счастью стремимся. В чем здесь вот эта странность, да? несоответствие. Несоответствие здесь заключается в том, что на самом деле человек, то есть, простите, материальный мир он устроен так, что он не предназначен для беспрерывного счастья, честно говоря, если смотреть на его структуру объективно, то он вообще не предназначено для счастья, да?

00:08:15 И как говорили великие философы арийской культуры, в материальном мире отсутствие страданий воспринимается как счастье, да? И потому мы должны понимать, дорогие слушатели, что, если мы даже вот так бросим поверхностный взгляд, мы увидим, что все живое оно сопротивляется смерти, называется инстинкт самосохранения, да? у атеистов. Все живое сопротивляется смерти, все живое хочет жить в свое удовольствие, все живое хочет жить в своей удовольствие, скажем так, все живое хочет жить в свое удовольствие, но структура материального мира такова, что она не предполагает этого, да? потому что, например, жить в свое удовольствие это, например, значит, да? не тратить каких-то особых усилий на то, чтобы, допустим, чтобы доставать пищу, было бы здорово, да? если бы пища она просто…

00:09:10 И мы спонтанно хотим этого, чтобы весь окружающий мир был бы устроен так, чтобы нам не нужно было тратить усилия, вот это самое главное в психологии, да? чтобы нам не нужно было тратить усилия для того, чтобы обрести какую-то удовлетворенность, да? Но одновременно мы видим, что сама структура материального мира она такова, что любой шаг, который мы хотим сделать и просто вот это поддержание своего существования оно требует как раз от живого существа больших усилий. Теперь, и следующая идея, которая она на самом деле тоже проявляет вот это противоречие между всем живым и реалиями этого мира, это желания всего живого иметь совершенные органы восприятия внешнего мира, да?

00:10:10 И мы видим, что на самом деле материальный мир он не предоставляет такой возможности живым существам, потому что все тела этого материального мира, они, во-первых, все органы восприятия у всех живых существ на нашей планете и вообще во вселенной имеют какие-то недостатки и не дают возможности составить полное представление об окружающем мире, да? Во-вторых, у всех у нас органы восприятия очень уязвимы. У всех у нас можно отобрать глаза, у всех у нас можно отобрать возможность слушать, у всех у нас, я не знаю там, можно вырвать язык или еще что-то, да? простите с утра пораньше за такие агрессивные... Мы видим, что история человечества она показывает, что люди не раз друг с другом так обращаются для того, чтобы получить от человека то, что они хотели, они оказываются в состоянии лишать человека различных органов восприятия, причиняя тем самым огромные страдания.

00:11:14 Таким образом, мы видим, что все живое на самом деле из себя… из всего живого естественным образом выходит уверенность, что я всегда буду, уверенность, что я существую для счастья, да? уверенность, что все окружающее должно быть радо тому, что я есть в этом мире и уверенность в том, что все, что мне встретится, будет пытаться делать меня счастливым. Но реалии этого мира они не таковы. Реалии этого мира они предоставляют нам вверенное тело, ограниченные органы восприятия, да? и постоянно беспокойный окружающий мир, где мы постоянно подвержены стихийным бедствиям, которые нам может причинить уже сама природа, да? мы постоянно подвержены агрессии других живых существ, которые в наше время начинаются просто с того, что соседка рядом плохо относится, да?

00:12:19 И поэтому мы должны понимать, что арии они обращали внимание именно на это противоречие. На самом деле на это же противоречие обращает внимание и психологи-атеисты. Все те, кто обратятся на моем сайте к детализации лекций, то есть к тому, чтобы уже более детально изучать то знание, которое мы сейчас представляем в обобщенном семинаре, они будут обнаруживать в моих лекциях, что я иногда веду полемику, где я сравниваю психологию бхакти, то есть психологию арийской культуры и психологию, которую развили атеисты. Конечно, у меня нет никаких претензий к тому, что с психологией атеистов надо что-то делать, но у меня есть такое умонастроение, что на самом деле атеистическая психология она должна действовать на поле атеистов, потому что у верующих людей есть своя психология.

00:13:20 И сегодня я наконец вот в этом обзоре может быть немножко затрону эту тему уже обобщенно. Итак, в чем дело? Дело в том, что есть атеистическая психология она основана на идее отсутствия души. Религиозная психология она основана на понимании, что живое существо является духовной частицей. Это понимание развивается за свет исследований именно вот этих трех стремлений всего живого. И таким образом, мы получаем, что живое существо, ну в конкретном случае нас больше интересует человек, поэтому мы будем говорить о человеке, что человек он содержит в себе две потенции. Одна потенция полностью противоречит материальным реалиям.

00:14:14 То есть вот это стремление, то есть психологическая неспособность принять идею собственной смерти, которая на самом деле ведет к очень большому разнообразию изменений в поведении человека, да? вплоть до особых форм, тонких форм зависти ко всем тем, кто будет продолжать жить после нас, да? и это вызывает очень большое поле для психологических исследований как может себя человек вести на основе такой зависти, да? все живое, оно, как мы сказали, стремится вот к этому, чтобы иметь возможность воспринимать и все живое стремится к счастью, да? а материальный мир не предоставляет этой возможности, теперь, а материальное тело, причем грубое и тонкое оно как раз приспособлено к этому материальному миру, да? То есть на самом деле человек материальным разумом понимает, что придет когда-нибудь момент, когда его не будет, но душа, которая вечна, она сопротивляется этой идее, да?

00:15:28 И таким образом, получается, что просто в человеческом теле, то есть в материальном теле есть противоборство, противоборство между характеристиками материального мира и качествами души. Теперь, это противоборство фиксируют и атеисты-психологи, и духовные психологи, но они делают различный выбор. Атеистическая психология она настроена на то, чтобы, она настроена на войну на самом деле, на военные действия против качеств души, и поэтому атеистическая психология она работает на то, чтобы увеличить отождествление души, да? то есть убить ее полет, увеличить отождествление души с материальным телом, да? заставив ее принять, заставив ее принять материальные реалии, принять спокойно идею смерти, принять спокойно, если тебе причиняют страдания, да? принимать вот эти реалии этого материального мира, и это называется состоянием здорового человека, здоровой психики.

00:16:48 То есть, что делают атеисты-психологи? У нас есть три компонента – душа, тонкое тело, которое состоит из ума, разума и элемента отождествления, мы это с вами уже обсуждали, и грубого тела посредством которого тонкое тело, то есть у нас работает все так - ум он вырабатывает материальные желания на основе той информации о внешнем в материальном мире, которую получает через органы восприятия грубого тела, да? он обрабатывает эту информацию и передает эту информацию на оценку разуму, пока душа отождествляет себя с материальным телом она работает через ложное эго.

00:17:40 То есть я думаю, что я это женщина, вы думаете, что вы этот мужчина или опять же эта женщина, да? Вот это есть элемент отождествления. Теперь, и когда происходит вот эта система, он передает информацию разуму на то, чтобы разум оценил ее, потому что в соответствии с тем, как оценит разум ум будет вырабатывать желания. Теперь, и, если есть компонент отождествления, да? то, тогда в этом случае разум он подтверждает, потому что разум он ценит, материальный разум ценит наше материальное существование, да? и все попытки ума, ум на самом деле это очень интересный элемент, ум - это элемент на самом деле мы это обсуждали. Обычно в святых писаниях ариев именно ум провозглашается как враг, которого нужно одолеть, да? если можно так сказать, которого нужно обуздать. Почему? Потому что это именно ум генерирует материальные желания, а для того, чтобы раскрыть собственную душу, нужно, чтобы материальных желаний не было.

00:19:00 Мы сейчас эту структуру как раз сегодня будем рассматривать уже чисто технически как эти проблемы решаются, да? то есть на самом деле чем должна быть занята религия. Итак, дорогие мои слушатели, мы поняли, да? теперь, ум передает информацию разуму на оценку, разум, в котором лежит информация о ценностях материального существования, ценит материальное существование живого существа, и если он уже ценит материальное существование живого существа, то должно быть понято, да? что как только идет информация о каком-то объекте, разум он говорит «все, хорошо, я одобряю, попробуй» – он говорит это уму «попробуй реализовать эту идею». И теперь посмотрите, этот бедный ум на самом деле это элемент, который на протяжении всей жизни человека старается сделать его счастливым.

00:19:55 То есть, ум - это элемент, работающий на генерацию желаний с тем, чтобы сделать живое существо счастливым, да? но если в разуме есть неправильная система ценностей, разум подтверждает неправильные желания ума, и тогда, как только ум получил от разума подтверждение, ум начинает планирование, он начинает планирование деятельности для исполнения этого желания, которое зародилось в человеке. Теперь, на протяжении вот всего этого цикла душа, которая на самом деле отождествляет себя с этим телом, там сидит и надеется, что на этот раз вот весь этот цикл приведет ее к тому, к чему она стремилась, приведет к превосходству над другими живыми существами, которые ее окружают хотя бы, да? и на возможность вовлекать их в свое самоудовлетворение, да? чтобы живые существа вокруг себя вели так, как мы этого хотим.

00:21:12 Теперь, атеистическая психология она работает на то, чтобы уничтожить интересы, то есть отвлечь само живое существо от своих вечных качеств, да? от качества всегда существовать, да? от стремления к постоянному счастью. То есть атеистическая психология она устроена на то, чтобы душа потеряла бы надежду на то, что эта осуществимая идея и считалась бы с материальными реалиями, да? то есть, оздоравливая тонкое тело человека.

00:21:52 То есть на самом деле атеистическая психология она работает на оздоровление материального существования живого существа, усиливая его тонкое тело, да? способность вот теперь в разум должны быть внесены концепции, которые помогают понимать… Д- уша она постоянно ждет, что все ее должны любить, потому что это ее вечное качество, потому что она с этими реалиями общается в духовном мире, да? но теперь это надо заглушить, да? а атеистическая психология добивается того, чтобы полностью заглушить характеристики души и утопить их в здоровом тонком теле материальном.

00:22:50 Духовная психология она движется в другом направлении. Атеистическая психология она действует так, потому что она не верит в душу, она не верит в душу и потому задача атеиста-психолога, это вот так, для него по-другому стоит задача, да? почему то все живое, все люди заняты каким-то бредом, которого на самом деле в этом материальном мире нет, потому что все умирают, все теряют, все страдают, никто не может быть я не знаю «семи пядей во лбу», эй спустись с небес, реалии материального мира таковы, научись противостоять им, научись, потому что они всего добиваются, они добиваются того, чтобы замолчала душа, да? которая, если проявляется через материальное тело, человек выглядит безграничным романтиком, вообще отключенным от этого мира, да? вообще неспособным считаться с реалиями этого мира.

00:23:50 И самое главное проявление души - это убежденность, что она достойна счастья, да? и что делает атеистическая психология? Она убивает симптомы души, нет, она конечно на самом деле не может их убить, именно поэтому человек нуждается в психологе на протяжении всей своей жизни, а не один раз, да? потому что душа она вечный элемент и она постоянно поднимает те же самые вопросы, и мы опять должны бегать к атеистам-психологам для того, чтобы они опять сделали все от себя зависящее, чтобы на какое-то время закрыть вот эти писки души.

00:24:45 Религиозные психологи они как раз понимают, что бесполезно, то есть они замечают, что вот эти три компонента, то есть уверенность живого существа в своей вечности, его сопротивление идеи смерти, его уверенность, что оно предназначено для счастья, то есть все живое, а вот когда они обращают внимание на то, что все характеристики живого существа, те характеристики, которые общие для всех живых существ, эта самая важная деталь, да? те характеристики, которые они общие для всех живых существ, независимо от тех, в которых они находятся, да? эти характеристики они константы. Они константы, то есть, они вечные. И религиозное общество собирают те психологи, которые они идут за этим вечным компонентом, они пошли за этим вечным компонентом для того, чтобы с психологической точки зрения просто обнаружить корни, обнаружить корни откуда, откуда и зачем, если это желание не умирать заложено материальной природой, то зачем? Да?

00:26:00 Смотрите, скажем, атеистическая наука, атеистическая психология она говорит - это инстинкт самосохранения, то есть это желание не умирать заложено для того, чтобы человек вел борьбу за существование, чтобы все живое вело борьбу за существование, потому что на самом деле материальный мир он очень опасный, да? но с таким же успехом мы можем сказать, противопоставить другую точку зрения, да? что если уже одна форма живого существа предназначена для пищи другой формы живого существа, зачем обязательно нужно было закладывать в этой точке психологию, порождающую страдания. Почему нельзя было просто заложить во всех скажем баранах или там я не знаю во всех курицах, или во всех коровах вот этот инстинкт – что «вы предназначены, вы родились для того, чтобы вас съели», и чтобы они вообще не сопротивлялись, когда их убивают.

00:27:08 Но мы понимаем, что, если они понимают, что их убивают, они даже очень пытаются сопротивляться, да? И поэтому, дорогие мои слушатели, мы должны понимать, да? что и этот вопрос он остается без ответа «почему нельзя было так?», почему обязательно нужно было заложить такой механизм, чтобы при этих реалиях живое существо еще постоянно испытывало бы страхи, страдания, беспокойства «не знаю что», да? когда можно было бы заложить инстинкт «ты рожден для того, чтобы тебя кушали, а ты рожден для того, чтобы ты кушал». Но мы видим, что и те, кто рожден для того, чтобы их кушали и те, кто рожден для того, чтобы кушать, все равно имеют инстинкт самосохранения, они боятся смерти, они хотят всегда быть, да[п1] ?

00:28:00 Я надеюсь, что я смогла передать гвоздь проблемы, да? Теперь, а психологи, арийцы, которые пошли за этими вечными элементами для того, чтобы обнаружить чисто психологически откуда, откуда, то есть у них возник очень прагматичный вопрос «откуда в сознании временного живого существа, у которого нигде в этом материальном мире нет опыта вечности, откуда стремление к вечности?». Откуда вообще эта концепция появилась, да? и мы можем понимать, например, посмотрите, арийская доктрина она скажет, что недостатки, то есть, плохие качества и временность они в духовном мире присутствуют своим отсутствием.

00:29:00 То есть все духовные люди знают, что есть такие формы жизни, которые они умирают. Но они это знают просто так, да? что у нас такого нету, это где-то там, не знаем где, мы просто понимаем, что может быть вечность, вот это само существование этой концепции говорит о том, что оно где-то есть. То есть в материальном мире вечность присутствует своим отсутствием, и это то, к чему мы все стремимся. И когда эти психологи они пошли не за тем, чтобы, считая это бредом, оздоравливать тонкое тело, которое работало бы на животные инстинкты и на четыре потребности человеческого тела, то есть на потребности в еде, совокуплении, в защите и в отдыхе, да?

00:30:00 Они пошли уже за этими компонентами и обнаружили, да? что эти компоненты исходят как раз из того элемента, который является вечным, который является вечным, который предназначен для блаженства и который обладает совершенным телом, способным воспринимать все окружение. Этот элемент назвали душой. И религиозная психология, вся религиозная доктрина, религиозная психология работает на усиление этого элемента и уничтожение тонкого тела. Вот почему я обычно всегда говорю, что атеистическая психология она не может быть применена на территории религиозных людей, потому что у религиозных людей на религиозном поле существует религиозная психология, которая в корне на 180 градусов отличаются от целей психологии материальной.

00:31:14 Таким образом, дорогие мои слушатели, мы пришли к тому моменту, когда Бхактивинода Тхакур он говорит, что поняв вот это все, да? что живое существо на самом деле является вечным элементом, да? оно является вечным элементом и поэтому из него исходят, из всего живого исходят вот эти вечные три характеристики, да? - желание вечно существовать, желание иметь совершенное тело для восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним и желание вечно быть блаженными, то есть беспрерывно, оно является присущее природой этого элемента, который религиозные люди назвали душой.

00:32:05 И таким образом, Бхактивинода Тхакур говорит о том, что, узнав о своих отношениях с Верховным Господом, живое существо, проводя философские размышления, начинает понимать, что находится в капкане. Мы находимся в капкане, мы находимся в океане, как говорит арийская доктрина, в океане рождения и смертей, да? Мы с вами обсудили этот момент, что, если человек он не понимает вообще, и если он вступил на путь, на территорию религии и не понимает, что живое существо не может быть ограничено одним воплощением в этом материальном мире, точно так же как оно не может отвечать за грех, который совершило совершенно другое живое существо, в этой идеологии нет ничего справедливого на самом деле, да?

00:33:02 Мы должны понимать, что, если религиозный человек он не понимает идею свой личности, а это означает, что он должен понимать, что это он сам выбрал материальный мир, он должен понимать все психологические проблемы, которые привели его в этот материальный мир и он естественно должен принимать религиозный путь для того, чтобы решать эти проблемы для того, чтобы вернуться в свою вечную обитель. Таким образом, Бхактивинода Тхакур он говорит о том, что живое существо, продолжая обсуждение характеристик живого существа, он говорит, что живое существо является вечным элементом и его главная сущность это способность воспринимать, то есть энергия «чит», энергия знания да? Теперь, Бхактивинода Тхакур выдвигает ту идею, которую мы вчера с вами обсудили. Он говорит о том, что живое существо в действительности не порабощается и не страдает, что его материальное существование, как говорит об этом Шукадева Госвами ?Бхагаватам является ничем большим как сон.

00:34:12 И вся проблема заключается в том, чтобы проснуться, пока мы спим и отождествляем себя с теми телами, в которых мы находимся, и эти тела являются единственной реальностью для нас, дорогие слушатели, конечно, до этого момента для нас эти слова они выглядят как минимум странно, потому что мы себя чувствуем очень даже бодрствующими, да? Теперь, Бхактивинода Тхакур он говорит о том, что все страдания, на самом деле это арийская доктрина разъясняет уже, что все страдания живого существа они происходят из-за иллюзий, и происходят из-за того, что живое существо одно явление принимает за другое, то есть нереальное для себя материальное тело принимает как свое, да?

00:35:06 И в результате этого отождествления, как мы с вами вчера это немножко обсудили, да? материальный мир - это мир, где собраны вот эти все сознания тех живых существ, которые они хотели бы поменять свое положение, да? и они собраны все вместе, и теперь я себя отождествляю с какой-то формой, да? и я хотела бы в этом своем мире, который я навоображаю, чтобы все другие действовали так, как я хочу и чтобы я занимала ту позицию, какую я хочу. Но Верховный Господь он поменял, если так образно сказать, он поменял мой сон, все те живые существа, которых я должна была представить такими, хотела бы представлять такими, что они все движутся на вытяжку по моему желанию, Верховный Господь вместо них положил других живых существ, которые мечтают о том же. Таким образом, материальный мир, если говорить образно и очень символически – это собрание снов всех живых существ в духовном мире, которые на какой-то момент отключились от духовных реалий, да? погрузились в себя и начали воображать себе новую роль для себя в духовной жизни.

00:36:20 Таким образом начинается соперничество, в этом соперничестве живые существа начинают причинять друг другу огромные страдания, но эти страдания иллюзорные, хотя сейчас они нам кажутся единственной реальностью. Арийское общество оно как раз состояло, это было его огромным преимуществом, оно состояло из людей, которые шли за этой идеологией до конца, они шли до конца за этой идеологией и они реализовывали, получали результаты, и самое главное, они убеждались, они убеждались, что этот мир - это мир иллюзорных страданий и потому те, кто реализовывали себя как духовное начало из поколения в поколение эта идеология она работала в арийском обществе.

00:37:20 Из поколения в поколение все члены арийского общества тратили свою жизнь на то, чтобы достичь тех же результатов, которых достигали лучшие из ариев. Посмотрите, например, если мы будем брать, скажем, христианскую доктрину, да? мы с вами можем видеть, что христианское общество, например, да? оно уступило свои позиции атеизму, вот посмотрите, например, атеизм он никак не может проникнуть на территорию мусульманства, хотя сейчас он на самом деле он совершил, как я обычно говорю, очень большой наезд, да? сейчас атеистическая концепция она пытается сломать хребет, последний хребет религиозный, который на самом деле так или иначе еще немножко дышит, это мусульманские страны, которые просто не пускают на свою территорию идею атеизма, да? атеизм сейчас пытаются войти туда.

00:38:13 Но на территорию христианства атеизм вошел. Атеизм вошел, за счет чего? Он вошел за счет того, что в самой христианской доктрине, вот я это всегда говорила, и всегда это буду говорить, я, честно говоря, отношусь с особым уважением к христианам России и говорю я это не потому, что я русскоязычная и не потому, что в основном мои слушатели с русскоязычным образованием или просто живущие на территории России. Почему я уважаю, потому что я так чувствую, что в России христианство оно живет, оно живет потому что в России много христиан – аскетов, то есть тех христиан, которые действительно следуют своей доктрине и которые они хотят получить тот результат, потому что на самом деле религиозная жизнь она должна состоять из результата, да? просто следовать религиозным ритуалам и при этом в сердце оставаться атеистом в этом нет никакого смысла.

00:39:12 Таких живых существ Бхактивинода Тхакур называет притворщиками, да? и он обычно говорит, что таких притворщиков на самом деле всегда большинство. Но если в религиозной доктрине есть религиозные деятели, которые достигают конца этой доктрины и реализуют все, что можно реализовать за счет следования этой доктрине, то эта доктрина она живая. Она живая, то есть она генерирующая, она с того конца выпускает тот образ живого существа, для которого она предназначена. Таким образом, дорогие преданные, дорогие слушатели, мы должны понимать, да? что в арийской культуре все те, кто уходили в леса, мы это скоро будем обсуждать, все те, кто уходили в отречение, все те, кто практиковали самоосознание путем бхакти, а бхакти оно не предполагает ухода из социально общественной активности, мы как раз это скоро будем обсуждать, да?

00:40:10 Вот это все оно жило, потому что с того края все, кто практиковали эту идеологию, они реализовывали все что им обещалось, они отрывали, отрывали свое сознание от своего материального тела, они реализовывали, они не просто верили, они реализовывали, что они духовное начало, да? Но и что после этого происходит, мы потом это обсудим. Мы должны понимать, что именно за счет этого арийская культура она живет на протяжении на самом деле баснословного, потому что арийская цивилизация в материальном мире разрушается только тогда, когда должна прийти эпоха атеизма. В материальном мире существуют четыре эпохи. На санскрите они называются сатья-юга, трета-юга, двапара-юга и кали-юга, да? в переводе это означает, эпоха золотая, серебряная эпоха, медная эпоха и железная эпоха.

00:41:15 Железная эпоха эта эпоха атеистов, то есть это когда рождаются, как я обычно немножко грубо говорю, отбросы арийской цивилизации, то есть все те, кто просто вообще не хотят, они не хотят ни религии, ни нравственности, никаких принципов. Единственное, что они хотят это иметь право на свободное удовлетворение своего вожделения, и мы как раз видим, что современное человечество оно как раз идет этими путями, потому что сейчас рождаются эти живые существа, сейчас их эпоха. Конечно, с этой точки зрения можно, например, вот семинар, который мы ведем, да? или деятельность всех духовных религиозных деятелей можно считать вообще абсурдом, потому что ну раз уже, если сейчас время атеизма, зачем вообще проповедовать религию.

00:42:08 Во - первых, атеистическая концепция, господствующая в человеческом обществе, указывает на самую последнюю точку деградации, после которой все те, кто рождаются в человеческом теле, уже рождаются на адских планетах и после этого возвращаются в животные формы жизни, и поэтому, конечно, религия она из-за своей сострадательной природы приходит даже в эпоху атеизма для того, чтобы к тем живым существам, у которых появится желание остановить свою деградацию, отойти от этой грани, что можно уже оказаться в животных формах жизни, протянуть руку, предложить религию.

00:42:51 Это во-первых, а во-вторых, у нас сейчас удивительная на самом деле атеистическая эпоха, потому что 72 такие эпохи, вот проходят 72 атеистические эпохи, которые длятся 432 тысяча лет, из которых 5 тысяч уже прошли, дорогие мои слушатели, вот из этих 72 атеистических циклов один раз вот в эти 72 раза Верховный Господь в эпоху атеизма дает самую чистую самую высокую религию, которая называется бхакти йогой, и которую как раз мы с вами будем изучать.

00:43:40 Это самая самая самая сокровенная тайна арийской цивилизации, да? а сама арийская цивилизация она существует на протяжении всего существования вселенной, то есть бОльшую часть ее существования во всей вселенной действуют законы арийской доктрины, да? теперь, потому что арии это означает те, кто движутся к богу. Теперь, дорогие мои слушатели, и мы должны понимать, что, когда эта арийская цивилизация она действовала, она реально давала таких людей и именно это поддерживало, именно это поддерживало, что от доктрины не отказывались. Как только какая-либо доктрина перестает давать результат, а результатом живое существо считает только одну вещь, свое счастье.

00:44:39 Если у меня есть что-то, что делает меня счастливым, оно будет работать, если у меня нет этого, что делает меня счастливым, оно работать не будет. И когда человечество оно пошло по стопам атеизма, оно пошло потому, что существующие на нашей земле религиозные доктрины не приносили ему счастья. Они приносили раздоры, они приносили войны, они приносили насилие над человеческой судьбой, они вообще не учитывали интересы живого существа, заставляли его следовать тем или иным традициям, тем или иным требованиям религиозной доктрины, да?

00:45:25 И человек он чувствовал, что религия она существует просто для того, чтобы заставлять его терпеть реалии, да? И теперь человек он вкладывал в религию веру в бога, надежду на справедливость, да? и, если он мусульманин, его резали христиане, если он христианин, его резали мусульмане, да? и поэтому мы должны понимать, что человек получал постоянное беспокойство, постоянное беспокойство. Почему? Потому что религия реализовывалась не совсем корректно. Правда сама идеология реализовывалась не совсем корректно. Мы не преследуем цели критиковать религиозные направления, но такова история, и эту историю ни одно религиозное движение не может отрицать, что на самом деле человек, который принимал религиозный путь или так или иначе рождался на какой-то территории, где уже какая-та религия господствовала, он оказывался просто мясом, которое использовалось в религиозных войнах.

00:46:40 А предназначение религии не в этом, да? А каково было отношение ариев к религии мы сейчас будем рассматривать. Итак, страдания, которые мы испытываем в этом материальном мире, на самом деле это не наши страдания, потому что они не относятся к нашему истинному телу точно также, как не относятся к нашему вот этому телу те страдания, которые испытываем мы во сне. И все проблема только в том, чтобы проснуться. И именно поэтому в одной из своих молитв Бхактивинода Тхакур он так и обращается к живым существам, он говорит - «Эй, проснитесь», да? проснитесь и просто поймите, что на самом деле вы вечно блаженный элемент и вот он ваш мир блаженства. Надо просто проснуться. Как это делать? Как раз для этого существует религия.

00:47:30 И так, дорогие мои, Бхактивинода Тхакур говорит о том, что иллюзия исчезает, когда живое существо, приняв убежище духовного учителя, утверждается в идее взаимодействия с Верховным Господом, которое технически называется преданным служением. Для атеистически настроенных людей, для людей, у которых еще достаточно высок коэффициент высокомерия слово «служение» режет уши. А на самом деле речь идет не о каком-то унизительном положении, где Верховный Господь дает все время указания «иди туда, сделай это, сделай то». Преданное служение это означает – я озабочен счастьем Бога и потому все делаю для того, чтобы это счастье состоялось, да? В ответ Всевышний Господ озабочен моим счастьем, и он делает все, что от него зависит для того, чтобы состоялось мое счастье.

00:48:35 Таково взаимодействие между живым существом и Верховным Господом и в духовном мире, и в материальном. Мы с вами это как раз будем обсуждать. Таким образом, первый разговор о духовной жизни начинается с того, что для того, чтобы человек шел по духовному пути он нуждается не в духовной организации, он нуждается в духовном учителе, то есть он нуждается в единственной личности, уже реализовавшей себя как душа. Здесь мы должны сказать, что на самом деле палитра духовных учителей, то есть разнообразие людей, которые могут позволить себе взять на себя функцию духовного учителя, она достаточно большая. Почему? Религия она делится в соответствии с доктриной ариев на два раздела, один из которых называется «дхарма», чисто технически, что означает религия, занятие, другая называется «санатана дхарма», то есть вечная религия. Каким образом арийцы они практиковали религию так и так?

00:49:55 На первоначальных этапах религиозной жизни религия приходит для того, чтобы разобраться с нашим материальным существованием и помочь нам здесь в материальном мире организовать человеческое общество в соответствии с советами, соответствующими разумности Верховного Господа для того, чтобы человеческое общество могло быть счастливым. На этом этапе Верховный Господь в религии предлагает принципы нравственности, мы с вами об этом будем много говорить. На этом этапе предлагаются принципы нравственности и следующий этап духовной жизни это уже этап, когда живое существо отрывается от своего материального тела, восстанавливает свое духовное сознание, да? И начинаются этапы его духовного развития вплоть до восстановления своих отношений с Верховным Господом и миром духовного разнообразия.

00:51:05 И соответственно у живого существа на территории религии могут быть, духовным учителем для абсолютных новичков в духовной жизни может быть религиозный человек как, для которого духовная практика эта уже стабильная привычка его жизни и который взял уровень нравственности. Каковы правила нравственности мы с вами, конечно, обсудим. Именно в арийской доктрине. Теперь, дорогие мои слушатели, те, кто уже готов к тому, чтобы выходить из этого мира, потому что он потерял интерес к материальному счастью, да? духовным учителем может быть только тот, кто достиг освобождения, а уже для тех, кто хочет войти в духовный мир, духовным учителем может быть только и только тот, кто реализовал свои отношения с Верховным Господом, и потому он может научить другое живое существо сделать то же самое.

00:52:09 Таким образом, существуют три категории духовных учителей, которые имеют право занять на территории религии позицию духовного учителя. Честность духовного учителя должна заключаться в том, что, когда он помогает своему ученику реализовать тот раздел религиозной жизни, в котором он сведущ быть духовным учителем, он должен честно передавать своего ученика следующему духовному учителю, который уже способен дать ему ту реализацию, которой пока у этого духовного учителя нету. Мы все эти вещи будем очень скрупулезно рассматривать.

00:52:54 Теперь, итак, живое существо должно найти себя. В чем смысл духовного учителя? Смысл духовного учителя в поучениях. Таким образом, в наше время в арийской цивилизации не использовались книги; не использовались книги, во-первых, потому что арии обладали уникальным разумом, они умели запоминать и понимать сущность любой информации с одной прослушки, жители кали-юги лишены такого разума, потому что они лишены добродетели. Кстати, учтите, пожалуйста, дорогие слушатели, что уровень разумности человека, способность его проникать именно в религиозные темы, а потому что атеистический разум он может быть очень слабым с этой точки зрения и может быть недостаточно цепким, не достаточно сильным для того, чтобы изучать материальный мир, да? но это не считается сильным разумом.

00:53:55 Сильным разумом считается тот разум, который в состоянии оценивают вещи, как они есть, и у ариев был такой разум. И когда человек он настроен на это и, если у него есть запас благочестивой деятельности, у него бывает хорошая память, хорошая память, которая на самом деле она помогает человеку, чтобы он проникал в сущность всего услышанного. В настоящее время человек он опирается на писания, да? сейчас уже есть такие средства, которые выводят знания из-под контроля книги, потому что есть плееры и можно вживую слушать.

00:54:49 Поэтому мы должны понимать, что абсолютно все равно, мы встречаем живого человека или встречаем его писания, да? если у нас достаточно разумности, и мы в состоянии работать с писанием, мы работаем с писанием, мы обеспечиваем свое духовное развитие. Если у нас недостаточно этой разумности, то мы опираемся на разумность другого живого существа, которое это писание реализовало и которое нам дает поучения в этой области. Но самым главным является то, что в духовной жизни без поучений не бывает, то есть сущность духовной жизни заключается не в ритуалах, сущность духовной жизни заключается в поучениях, и тот, у кого есть эти поучения, причем самые идеальные поучения это те поучения, посредством которых нас обучают взаимодействовать с Верховным Господом.

00:55:49 Теперь, Бхактивинода Тхакур он говорит о том, что от иллюзорного восприятия очень легко освободиться, то есть, чтобы воспринимать этот сон как реальность, да? вот от этого очень легко можно освободиться, если отложить в сторону два настроения, то есть в религиозной практике отложить два настроения - первое настроение это то, что человек стремится к освобождению, да? к освобождению от двойственных страданий материального мира и заниматься преданным служением, что это значит? На самом деле, когда человек приходит на территорию религии, он от Бога ожидает в первую очередь избавления от страданий. И когда арии говорят «отложи в сторону это стремление», да? это не означает, что мы не получаем освобождения от страданий. Получить освобождение от страданий это одно, а стремиться к этому это другой вопрос, да?

00:57:04 То есть с самого начала религиозного пути человек должен основываться на самом главном принципе – человек должен начать взаимодействовать с Богом и оставлять ему, понимаете, и оставлять ему от каких страданий его Верховный Господь избавит. Каждый человек сейчас думает «ой, а у меня сейчас будет какое-то свое страдание, от которого я так хотел бы избавиться, а Верховный Господь может быть решит, что я не должен избавляться именно от этого страдания», да, но для того, чтобы тема была понятна, мы ее рассмотрим с точки зрения вечности. В вечности ни один из нас не может представить какие поступки он совершал и каких страданий достоин в настоящем и какие страдания за все это ожидают его в будущем.

00:58:07 Когда мы взаимодействуем, вот когда мы приходим на поле религии, и мы начинаем свое взаимодействие с Верховным Господом, потихоньку обучаясь, как-то служить ему, мы скоро будем об этом говорить, что значит служить ему, да? только начинается это взаимодействие, мы обычно ожидаем, что Верховный Господь простит нам вот это, скажем, у меня сейчас какая-та локальная проблема. А Верховный Господь поступает вообще по-другому, потому что, когда мы просто взаимодействуем с ним и просто служим ему, Верховный Господь прощает нам все наше материальное существование и нам остается только одно - вести на поле религии себя правильно и грамотно, именно это мы с вами будем обсуждать в рамках этого семинара, да?

00:59:04 Нам остается только одно - вести себя правильно, вести себя грамотно для того, чтобы не навлечь на себя какие-то не очень благоприятные ситуации уже в религиозной жизни, из жизни в жизнь. Потому что мы должны понимать, что религиозный путь одной жизнью, конечно, не заканчивается. Религиозный путь это долгий путь. И поэтому мы скоро это все обсудим. Теперь, дорогие мои, и поэтому Бхактивинода Тхакур он говорит – от иллюзорного мира очень легко освободиться, если отложить стремление к освобождению и оставить это на попечение Всевышнего Господа и просто заниматься религиозной жизнью, религиозной практикой. Теперь, Бхактивинода Тхакур, говорит, обсуждает этот момент, что если у живого существа есть стремление к освобождению, то в этом случае человек он может совершать только и только мотивированное преданное служение Верховному Господу, то есть косвенное, косвенное служение, которое на самом деле уже бывает с примесью, с примесью кармы или дьяны, то есть с примесью желания к чувственному наслаждению взамен на преданное служение и с примесью получения освобождения, то есть растворение в имперсональном брахмане.

01:00:23 А преданное служение Верховному Господу на самом деле это билет в духовный мир, да? и постоянно просить у Верховного Господа взамен служения ему счастья в этом мире или просто освобождения это означает не дать Верховному Господу дать окончательный плод религии, то есть на самом деле просить его о чувственном наслаждении, просить его об освобождении, занимаясь преданным служением это значит не дать Верховному Господу увести нас в духовный мир, да?Мы, конечно, очень много будем об этом говорить.

01:01:18 Таким образом, Бхактивинода Тхакур говорит о том, что люди они бывают двух типов, то есть, это те, которые, они рабы своих материальных привязанностей, и те, которые свободны от своих материальных привязанностей, таким образом, мы должны понимать, дорогие преданные, дорогие слушатели, что в арийской культуре особое внимание заслуживают симпатии и антипатии живого существа. Потому что именно это, именно симпатии и антипатии держат живое существо в этом материальном мире, мы это еще с вами обсудим. Итак, значит, те, кто, они являются рабами своих привязанностей, они обычно принимают в религии те процессы, которые обеспечивают их чувственным наслаждением, обеспечивают их мистическими силами и обеспечивают им освобождение.

01:02:15 Такие плоды на самом деле они возможны только тогда, когда в практике этих живых существ все равно входит какой-то элемент любви к Богу, то есть зависимости от него. Теперь, Бхактивинода Тхакур говорит о том, что люди, которые являются рабами своих материальных привязанностей, они становятся участниками варнашрама дхармы, пожалуйста, запомните это словосочетание, потому что на протяжении нескольких лекций мы с вами будем обсуждать именно эту систему. Итак, они становятся участниками варнашрамы дхармы, и те, у которых еще есть материальные привязанности, и варнашрама дхарма это социально общественное устройство арийской расы, то есть как арии они организовали вообще свое общество, да?

01:03:06 Теперь, они становятся участниками варнашрама дхармы. И они получают силу исполнять, в начале они получают силу от того, что они исполняют предписанные обязанности. И в чем выражается эта сила? То есть человек, который он исполняет указания Всевышнего Господа в соответствии со своей природой, он обретает силу легко содержать свою семью и свое тело. Таким образом, дорогие слушатели, на самом деле, если мы внимательно изучаем арийскую литературу, мы видим, мы видим, что арийская цивилизация эта была цивилизацией абсолютного материального процветания, где все в обществе на самом деле очень легко содержали свое тело и свои семьи.

01:04:08 Это было государство экономического процветания, мы об этом более детально поговорим, когда будем говорить о самой варнашрама дхарме. Пока, пожалуйста, запомните эту тайну – человек, который следует законам варнашрама дхармы, он обретает силу легко содержать свою семью и свое тело, почему? Потому что в основе варнашрама дхармы лежат законы нравственности. Что означают законы нравственности? Это означает, что в основе варнашрама дхармы лежат законы, посредством которых живые существа они не причиняют друг другу страданий. А если они не причиняют страданий, это означает, что они и сами не заслуживают страдания, да? это означает, что они заслуживают общество людей, человек, у которого есть запас нравственности, он рождается среди людей, с которыми легко содержать свое тело и свою семью.

01:05:20 То есть которые сотрудничают с ним в этом вопросе, а не соперничают. Теперь, участников варнашрама дхармы бывают две категории, первая категория она в соответствии с Бхактивинода Тхакуром входит в варнашрама дхарму для того, чтобы их главная цель - это самореализация. И как Бхактивинода Тхакур говорит, для таких участников варнашрама дхармы главная цель - это достижение Кришны, да? то есть достижение Бога. Они практикуют варнашрама дхарму для того, чтобы правильно взаимодействовать с материальным миром, мы уже потихоньку с вами входим во внутреннюю логику устройства общества арийской цивилизации.

01:06:14 Таким образом, вот те, кто они принимали поле нравственности, они разделялись на две категории, те, для которых целью пока еще являлось само наслаждение, но которые были согласны получать это наслаждение нравственными методами и те, для которых целью было уже достижение Верховного Господа и которые принимали варнашрама дхарму для того, чтобы правильно взаимодействовать с материальным миром. А что означает правильно взаимодействовать с материальным миром? Правильно взаимодействовать это означает не совершать таких поступков, которые порождали бы реакции, и потому они находили прибежище в варнашрама дхарме, потому что варнашрама дхарма эта система уничтожения греховных реакций. То есть это система, где уничтожаются греховные реакции из жизни в жизнь, и живое существо, живя законами варнашрамы дхармы, увеличивает свое благополучие, то есть это способ правильно аккуратно контактировать с этим миром для того, чтобы не заработать себе каких-либо форм, задерживающих нас в этом мире страданий или поступков.

01:07:24 Бхактивинода Тхакур говорит, что те, кто принимают варнашрама дхарму, ставят своей целью достижение религиозных целей, они на самом деле прогрессируют. И те, кто принимает варнашрама дхарму просто как систему, обеспечивающую их наслаждения, они катятся в ад. То есть это означает, что система она предназначена для духовного роста живых существ. И те, кто хотят эксплуатировать ее в своем чувственном наслаждении, как это сделали индусы, например, когда началась кали-юга, арийское знание оно перестает работать, да? и люди они оказываются в адских условиях жизни. Таким образом, второй тип людей, которые они свободны от материальных привязанностей, они просто принимают чисто бхакти йогу, то есть уже они принимают непосредственно процесс, который уводит их из этого материального мира, да? и вовлекает их в процессы, которые просто восстанавливают их духовную самость в мире духовного разнообразия.

01:08:34 Освобождение к таким личностям приходит за счет знания о Кришне. Таким образом, как мы видим, снова подчеркивается роль духовного учителя, теперь уже в бхакти, и мы должны понимать, бхакти и бхакти йога это процесс восстановления конечной природы живого существа, то есть конечных взаимоотношений живого существа с Верховным Господом и его положение в духовном мире. Вот этим занимается бхакти йога. И те, кто они уже по жизни много жизней практиковали это все, конечно, они приходят к той реализации, что у них нет никаких материальных привязанностей, в этом материальном мире у них нет ни одного живого существа, к которому они испытывают привязанность и потому у них нет обязанностей.

01:09:27 У них нет обязанностей, и они в этом свободном состоянии просто принимают бхакти и обсуждают уже чисто знание о Кришне. Знание о Кришне, потому что, если у них нет материальных обязанностей, им незачем изучать знания как правильно взаимодействовать с теми, кому они привязаны. Таким образом, бхакти дает освобождение, здесь звучит самая главная идея - если для всех остальных религиозных процессов освобождение из когтей материального мира является основной целью, да? то в бхакти освобождение является второстепенным результатом, то есть, когда говорится пренебрежительно вот этот «второстепенный результат», мы должны понимать, что мы имеем дело с процессом, который настолько могучий, что для него дать чувственное наслаждение и освобождение ничего не стоит.

01:10:22 И если мы имеем многолетнюю практику в бхакти, которую мы никак не можем решить ни проблемой, связанной с чувственным наслаждением ни проблемой, связанной с освобождением, это говорит только об одном -мы заняты не бхакти, то есть, нам на самом деле не удалось в течение всей практики сделать хотя бы один поступок такой, который Господь принял бы как служение себе, то есть на самом деле мы на территории бхакти были заняты служением только самим себе или притворщикам гуру, которые под предлогом бхакти занимают живые существа в преданном служением себе. И, таким образом, бхакти она дает освобождение как второстепенный результат, и сама территория бхакти она делится уже на два раздела.

01:11:15 То есть бхакти она сама состоит из двух разделов, технически эти разделы называются садхана бхакти и бхава бхакти. Садхана бхакти это тот раздел религии, тот раздел бхакти йоги, простите, на котором живое существо принимает определенные регулирующие принципы религиозной жизни для того, чтобы пройти процесс очищения и пробудить свою душу. Бхава бакти, само слово «бхава» означает «эмоция», бхава бхакти это уже тот раздел бхакти йоги, где живое существо практикует бхакти йогу на основе пробужденной души, то есть, если на уровне садхана бхакти живое существо еще имеет материальную обусловленность, а это означает, что она основана на эмоциональности своего ума, то есть основана на материальной эмоциональности, да? то в бхава бхакти это уже этап пробужденной души, где живое существо основано на эмоциональности самой души.

01:12.24 И значит вот из этих двух разделов состоит бхакти йога. Бхактивинода Тхакур он говорит о том, то есть из этих двух разделов состоит духовная практика живого существа, которое хотело бы реализовать основную цель развития любви к Верховному Господу. Бхактивинода Тхакур говорит о том, что, когда этап регулирующих принципов становится чистым, живое существо входит в этап бхава бхакти, то есть в этап духовной эмоциональности. Любовь к Богу на самом деле является естественным вечным свойством живого существа, и это свойство оно живет в сердце, и духовная практика она предназначена не для того, чтобы развить любовь, а для того, чтобы очистить ее от материальной скверны.

01:13:18 Таким образом, в сфере духовной практики заключается в том, чтобы очистить чистую эмоциональность чистой души от материальной скверны. Практика этого процесса, она основана на очень интересных действиях. Первое, что человек он должен начать делать, когда он занимается духовной практикой, его практика должна быть основана на слушании. Таким образом, дорогие мои слушатели, мы с вами видим, что Бхактивинода Тхакур говорит о том, что на самом деле в духовной жизни есть два рычага – рычаг, который дает нам развитие и рычаг, и который удерживает все наши достижения. То есть мы должны всегда иметь эту культуру, мы должны знать, за счет чего в духовной жизни мы прогрессируем, то есть приближаемся к Верховному Господу и за счет чего мы удерживаем те достижения, которые у нас есть.

01:14.37 Таким образом, прогресс в духовной жизни происходит на основе слушания, слушание - это серьезная тема, серьезна тема и слушание в духовной практике оно должно иметь следующие характеристики. Слушание должно быть системным. Это означает, что мы всегда должны выбирать такого духовного учителя, который обеспечивает нам системность знания. Если мы опираемся на такого духовного деятеля, который просто отрывками иногда дает такие локальные на какие-то темы лекции, то мы должны понимать, что духовного прогресса на таком процессе слушания сделать нельзя, хотя от таких лекций можно получить большое вдохновение локальное на какое-то время.

01:15:39 Если человек он вовлечен в процесс системного слушания, его духовная практика она надежна защищена, она надежна защищена знаниями. Таким образом, как мы видим, арийская религиозная доктрина очень отличается, она отличается вообще именно этим, арийцы они не отрицают знания, напротив, их религия на знании основана. И потому арийская духовная культура она основана, она зависит от знания, да? и потому человек, который он решает практиковать именно арийские методы достижения Верховного Господа, с самого начала должен взять себе это правило, его духовное развитие должно быть основано на тех личностях, которые ведут проповедь системно, будь это книги, как мы, например, сейчас с вами изучаем, то есть мы ведем сейчас семинар по системе Бхактивинода Тхакура.

01:16:45 Это означает, что этот духовный учитель достойный того, чтобы за ним следовать, да? Что означает системность? Духовная жизнь должна решить несколько проблем поэтапно, первый этап проблем, которые должна решить духовная жизнь – эта проблема счастливой спокойной жизни в материальном мире, второй этап, которая должна решить духовная практика – это освобождение от влияния материальной энергии и третий этап, который должен быть взят в духовной жизни, это вход в мир духовного разнообразия, как мы только что это с вами это обсудили. Соответственно системный духовный учитель, способный провести своего ученика сквозь, то есть установить в материальном счастье, затем обесценить материальное счастье, да?

01:17:51 Неквалифицированный духовный учитель, он старается… не то, что неквалифицированный. То есть здесь два метода. В этом материальном мире есть счастье и есть страдания, и какие-то духовные учителя они поддерживают энтузиазм живого существа в духовной практике за счет того, что они обращают постоянно внимание своего ученика на то, что материальный мир - это мир страданий. И поэтому нужно заниматься духовной практикой, да? Но мы должны понимать, что, если человек он занимается духовной практикой на основе этой идеи, на первоначальных этапах своей практики он всегда бывает несчастен. И потому более мудрые духовные учителя, сначала добиваются того, чтобы живое существо стало счастливым в этом материальном мире, чтобы оно убедилось, что религия пришла для того, чтобы делать его счастливым.

01:18:52 И потому системный духовный учитель или системные святые писания они содержат в себе эти разделы - сначала дать счастье в этом мире, затем обесценить его, потому что очень легко отказаться от того, чем ты насытился, да? в чем ты убедился, да? вот то, что ты считал счастьем, дано, вот, например, я считаю счастьем то, чтобы быть замужем. И Верховный Господь исполнил это твое желание, ты теперь замужем, да? и когда ты уже замужем, оказывается, что замужество - это совсем не то, что ты представляла. Это не то, что муж целый день ходит и ублажает твои чувства, все наоборот. Это ты должна научиться ублажать его чувства, и никто здесь не собирается вообще ублажать тебя.

01:19:51 С одной стороны, мы получили то счастье, исполнения своего желания, с другой стороны реализовали несовершенство всех материальных объектов, что ни один материальный объект не в состоянии дать именно то счастье, в котором сейчас мы нуждаемся, да? поэтому обесценивание.
Итак, истинный духовный учитель, истинные святые писания они содержат в себе вот эти три раздела, системно содержат – как стать счастливыми в этом мире, как освободиться от влияния этого мира и как войти в мир духовный, да? если мы имеем дело с такими поучениями, мы должны понимать это совершенные поучения, которым мы можем без оглядки доверять, Теперь, Бхактивинода Тхакур он говорит о том, что слушание трансцендентальных тем является поднимающим рычагом, для того, чтобы удерживать тот уровень, на который нас поднял процесс слушания, мы должны это знание повторять.

01:21:05 То есть слушание дает прогресс. Повторение этот прогресс поддерживает, потому что вовремя повторения, вот вы попробуйте когда-нибудь все, что вы услышали в духовной практике, повторить и вы увидете сколько просветлений, сколько глубины вы реализуете именно в процессе повторения, да? Вот я, например, на протяжении тридцати лет занимаюсь духовной практикой и каждый раз, когда я повторяю это знание, хотя вроде оно уже давно реализовано, простите за нескромность, но все равно каждый раз при повторении появляются все новые и новые просветления, все новые и новые постижения глубины на ниве Верховного Господа, когда он передает трансцендентальное знание.

01:22:00 И потому, слушание - это рычаг для развития, повторение – рычаг для удержания того уровня, на который нас подняли во время слушания. Теперь рычагом для поддержания являются две вещи – повторение, которое должно происходить до тех пор, пока произошла функция памятования, то есть мы запомнили то, что мы слышали, да? обычно у живых существ, как у людей, которые начинают заниматься именно духовной практикой в доктрине ариев, этот момент вызывает недопонимания как этим заниматься. Этим заниматься нужно так. Когда мы слушаем знания, мы должны повторять это знания как обычно - или другим людям или самим себе, когда другим людям, то мы просто пересказываем им, повторение другим это обмен теми просветлениями, которые мы испытали когда мы слушали, да?

01:23:10 Мы запоминаем эти просветления, то есть они становятся нашими. Но гораздо важнее повторение материала самому себе, да? гораздо важнее, повторение материала самому себе, почему? потому что при повторении самому себе, а повторение что значит, мы берем ручку, берем тетрадку, берем книгу, которую мы читали или лекцию, которую мы слушали, да? вот прозвучала какая-та идея, мы начинаем над ней думать, к чему, какого понимания от меня добивалась эта идея, да? и таким образом, постепенно выносим, мы выносим вот ту структуру идей, а если мы имеем дело с системным человеком, да? то есть с системным святым, он обязательно, будь это лекция, будь эта книга он обязательно строит мозаику, то есть он заполняет, он заполняет, он дает знание, посредством которого мы растем, не перепрыгивая туда-сюда, какой-то сумбур, нет, он строит мозаику, в конечном итоге эта картинка должна сложиться в Верховного Господа и моих отношений с ним, да?

01:24:35 И вот проследить, что сделал святой в своей книге или в своей лекции вот на этом участке, полностью обработать это знание, добиться понимания того, это означает увеличить те просветления, которые мы испытывали, когда просто слушали, или когда просто читали, да? То есть, когда мы повторяем знания себе, мы обычно увеличиваем то понимание, которое у нас было, сформировалось при первом прослушивании. Почему? Потому что в кали югу, в наше время у живых существ, у людей разум слабый, мы не в состоянии с одного прослушивания осознать всю глубину того, что нам говорили нам наши духовные наставники, да?

01:25:37 Теперь, дорогие слушатели, и, таким образом, слушание является рычагом прогресса в духовной жизни, да? Повторение является тем фактором, которое оно поддерживает, поддерживает наш прогресс, в дальнейшем это слушание, пометование должно приводить к поклонению. Об этом мы как раз будем говорить на следующей лекции - какое значение имеет в жизни религиозного человека исполнение ритуалов.

01:26:13 Таким образом, Бхактивинода Тхакур говорит о том, что те живые существа, которые они основаны на этих трех – слушание, повторение, пометование, их духовная жизнь будет протекать очень легко, очень быстро, да? духовные результаты будут приходить очень быстро, при этом слушание должно быть стабильным и системным, если оно стабильное, вот здесь очень часто духовные люди допускают эту ошибку, они стабильно слушают об одном и том же, да? мы должны понимать, что стабильности недостаточно. Знание должно быть стабильное и системное, то есть возрастающее, если же знание оно не возрастающее, это означает, мы постоянно слушаем об одном и том же, постоянно реализуем одно и тоже до тех пор, пока разуму это просто надоедает и скоро наш разум начинает говорить «слушай, поле, куда ты меня завел, оно скучное, может попробуем снова в материальный мир, там было интереснее»

01:27:26 И поэтому грамота занятий в духовной жизни она очень важна. И человек он никогда не должен себе позволять, нужно сказать, что задержки в духовной практике, вот если человек уже взял духовную практику и начинает ее мусолить, сегодня делаю, завтра не делаю и соответственно не дает духовной практики дать результаты, да? это означает загубить свою духовную жизнь, потому что, если у человека нет результатов в духовной жизни, у него нет стимула заниматься этой практикой. Таким образом, Бхактивинода Тхакур он говорит о том, что из регулированной жизни в духовной жизни и рождается према, запомните, пожалуйста, это слово, према означает любовь к Богу, и в этом предназначение живого существа. Именно в достижении премы состояла вот эта работа, работала вся махина арийской цивилизации потому, чтобы в конечном итоге позволить всем участникам арийской культуры, всем участникам варнашива дармы найти путь к любви, к любви Богу, то есть к этой самой преме. И давайте мы здесь закончим, остальное в следующий раз.

транскрибирование: Шадия Шахмаева | Вильнюс | Литва | 09 апреля 2018