Лекция 20

08 мая 2013
Когда человек не жаден, когда у него нет потребности к насилию, когда он терпеливо относится к причиняемым другими беспокойствам, стабильно продолжая свой путь, он раскрывает в себе самое главное качество, которое является украшением всех ариев – это готовность к простоте. Простота означает, что человек не тратит усилия получить больше, чем нужно для его уровня жизни. И тогда материальные ресурсы можно направить тем, у кого этого уровня жизни нет, таким образом усиливая других. Простота не означает нищету, она означает не требовать для себя больше, чем необходимо.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:40:55 | качество: mp3 64kB/s 46 Mb | прослушано: 25 | скачано: 41 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:01:53 Итак, добрый день, дорогие мои слушатели. Мы продолжаем наш семинар, посвященный обзору идеологии ариев в соответствии с одним из величайших ариев Бхактиновода Тхаукром, который жил и творил в начале прошлого века и сохранил для человечества идейное сокровище арийской культуры. Мы дошли дол обсуждения бхакти йоги, мы уже знаем с вами, что арийская культура была посвящена идее совершенствования человеческой особи, отхода ее от ненависти, неуправляемых желаний, любви к Господу и ко всем живым существам. Сейчас мы изучаем раздел арийской доктрины, который способствовал формированию любви. Все, что мы обсуждали до этого касалось мира нравственности, мира отречений, мира медитаций.

00:03:27 Сейчас мы обсуждаем процесс бхакти, где человек проходит серьезные психологические изменения. Этот процесс работает с чисто психологической причиной, которая привела нас всех в этот материальный мир. Почему вообще этот вопрос рассматривался ариями? Принимая во внимание, что мы все беспрерывно стремимся к счастью, мы должны видеть, что реалии материального мира не предполагают возможности счастья. Уязвимость физического тела заставляет нас защищаться, а это означает, что мы должны делить людей, все живое на врагов и на доброжелателей. И когда речь идет о любви, мы можем оказаться в очень смешной ситуации, если не будем учитывать реалии этого мира. Мы будем пробовать реализовать идею любви в том мире, где живые существа между собой соперничают, они полны агрессии, зависти, насилия во имя исполнения своих желаний. И в этом смысле доктрина ариев весьма прагматична, арии постоянно помнили в каком мире они находятся, и что этот мир не предназначен для любви. Арии считали, что в этом мире действуют три закономерности: агрессии, страсти, добродетели.

00:06:18 В наше время мы имеем совершенно искаженные представления о добродетели. Все виды добродетели, применяемые в наше время, разработаны самим человеком в соответствии с его представлениями. Если вообще есть Бог, то у него очевидно есть свои представления о добродетели. И если человек следует Его представлениям, то он действительно добродетельный человек. Потому что только для Верховного Господа все живое является его частями, и поэтому Он не может желать ничего плохого ни одному живому существу. Все остальные живые существа для нас чужие. И они нас интересуют ровно настолько, насколько способствуют нашему счастью, и вызывают у нас агрессивные чувства ровно настолько, насколько посягают на наше счастье.

00:08:02 Таким образом мы дошли до учения, которое должно пробудить в человеке способность любить, и мы отметили, что самая главная идея способность любить не может исходить из ложного эго. То есть способность любить это способность души. Очень сложно проявлять эти способности, эту душу, которая в данный момент закована в материальное тело и находится в очень неблагоприятном для любви поле. Общество ариев был как островок полностью изолированный государственными границами от тех агрессивных живых существ, которые не хотят самореализации, самосовершенствования, не хотят входить в область любви. Государство ариев было хорошо защищено, и туда могли войти только те, чьей целью жизни было пробуждение души, самореализация. Всем остальным, кто боролся и соперничал, дрался за чувственные наслаждения, за влияние, доступ в общество ариев был заказан.

00:10:10 И это разумно. Если человек пытается быть религиозным в атмосфере недоброжелателей, завистников, насильников, он не защищен и становится просто мишенью агрессивных живых существ. Поэтому арийцы объединялись в государства, которые обеспечивали защиту. В самом обществе очень быстро проявлялись те, кто не занимался религиозной практикой, духовным прогрессом. Говоря о религиозности, арии меньше всего имели ввиду сопричастность к религиозным ритуалам. Бхактивинода Тхакур утверждал, что религия имеет два исполнения – внешнее и внутреннее. Внешнее исполнение представляют религиозные ритуалы, дающие защиту и надежду, и те, кто занимается только ритуалами, внешне духовной практикой, по утверждению Бхативинода Тхакура, являются притворщиками.

00:12:14 Арийское общество очень сильно следило, чтобы человек был занят внутренними процессами. На каждом этапе духовное развитие определяется конкретными достижениями в области психологии, обретения каких-то качеств. Человек, который не работал над собой, не мог этого скрыть. Первый этап духовного развития это принятие принципов нравственности. Человек, принимая поведение нравственного человека, не мог проявить неудовлетворенность, так как неудовлетворенность свойственна человеку, который не хочет быть нравственным. Арийская культура - это культура удовлетворенных людей. Признаки неудовлетворенности в человеке свидетельствовали о том, что человек был занят внешними общественными проявлениями, не имея внутренней нравственности. Будучи вынужденным подчиняться внешним правилам, внутренне страдал. Страдающий человек в арийском обществе представлял собой раковую клетку, которую нужно было моментально, если не вылечить, то изолировать.

00:14:27 В начале прилагались усилия вылечить. Членом арийского общества становились по собственной воле, общество не терпело отсутствие внутренней занятости религией, каждый человек имел право выбора. Сначала человеку помогали сделать правильный выбор, но если он настаивал на атеизме, это вело к его исключению из арийского общества. Мы жители кали юги являемся теми живыми существами, которые отвергли арийскую культуру и поэтому родились в эпоху атеизма, где нет истинной религии.
Последний этап развития это бхакти йога, когда человек решает самые главные свои психологические проблемы и обретает способность жить в духовном мире, жить в вечности, не обижая ни одно живое существо. Если вы загляните в себя, вы увидите, как скучна эта идея. Потому что мы все обусловленные в этом материальном мире живые существа, заинтересованы только в личной удовлетворенности.

00:16:48 Бхакти йога опирается не на личные силы живого существа, она основана на могуществе Верховного Господа. Это именно тот путь, на котором Верховный Господь, проявляется как личность и становится основой духовной практики человека. Для того, чтобы правильно подойти к этому процессу человек должен принять духовного учителя. Духовный учитель не просто украшение, игрушка, не просто мода. Это серьезные взаимоотношения между двумя живыми существами, один из которых уже вышел из-под влияния материального мира, а другой все еще страдает в нем. Это просто как цепочка – тот, кто вышел, протягивает руку другу, чтобы его вытащить.

00:17:56 Бхактивинода Тхакур сказал, что вратами в бхакти являются десять действий – найти убежище у духовного учителя, чтобы принять у него посвящение, служить духовному учителю, вопрошать во имя правильных поучений, следовать по стопам святых личностей, отложить чувственные наслаждения во имя служения, жить в святых местах, удовлетворять минимальные потребности, поститься в определенные дни, поклоняться святым деревьям, коровам, брахманам и вайшнавам, Человек, принимающий эти десять видов деятельности обеспечивается входом в бхакти. Чтобы войти на эту территорию религии, человек должен обладать этими качествами, в противном случае, как говорил Бхактивинода Тхакур, вход сюда закрыт.

00:19:00 Но мы должны понимать, что во вселенной всегда действовали такие законы, что если учение готов, то учитель всегда появляется. В наше время есть еще другая закономерность, что духовный учитель появляется не только для тех, кто готов, но и перед теми, у кого уровень деградации зашкаливает, то есть еще один шаг и следующая жизнь в теле животного.
Для того, чтобы заниматься бхагти йогой нужно общение с благоприятной личностью, который уже состоялся в бхакти, принять запреты, которые защитили бы наше решение заниматься духовной практикой. Защита, необходимая для духовной практики, тоже состояла из десяти пунктов. Человек должен освободиться от оскорбительного отношения к религиозным людям, насиловать и критиковать их. Искренние религиозные люди никогда не бояться оскорблений и критики, сами никого не оскорбляют.

00:21:30 Не оскорблять религиозных людей и говорить правду о нерелигиозных людях для того, чтобы защитить общество религиозных людей от руководства атеистов это разные вещи. Следующим действием является избегать невайшнавского общества, арии собираются вместе, при этом они не испытывают агрессивность, а просто избегают общество нерелигиозных людей, у которых совершенно другие цели, развитые духовные учителя не должны принимать много учеников. Количество учеников зависит от мощности, калибра духовного учителя. Есть учителя, которые приходят непосредственно из духовного мира, обладающие невероятным могуществом. У каждого учителя этот порог разный. Для кого-то много иметь пять учеников, для кого-то много тридцать тысяч учеников.

00:25:48 В наше время эта практика гораздо облегчилась. Посредством интернета есть возможность ежедневного общения, обеспечивать учеников духовными наставлениями. И уже абсолютно все равно какое количество учеников. Отказаться от изучения разнообразной литературы, оставаться безразличным к потерям и приобретениям, освободиться от контроля печали, соблюдать умеренность при разговорах о других богах и писаниях, отсутствие высокомерия перед Верховным Господом и его слугами, избегать чтения мирской литературы, не беспокоить словом и мыслью другие живые существа. Человек всегда должен следить за собой и говорить только в двух случаях, когда хочет похвалить и когда хочет помочь. У человека, таким образом организовавшего начало своей духовной практики, идеальная атмосфера для духовного развития. И тогда уже он может приступить к духовной практике.

00:26:33 Мы с вами определились, что бхакти йога состоит из двух разделов: сатаны бхакти и бава бхакти. Сатана бхакти это этап регулированных принципов, а бава бхакти это та практика, которой занимается пробужденная душа. Потому что духовная практика в бхакти йоге имеет такой конвейер, что человек сначала должен пробудить душу, а потом уже определить свое отношение к Верховному Господу и миру духовного разнообразия. Этот процесс называется восстановление расы. Сатана бхакти тоже состоит из двух разделов – вайти бхакти, который представляет собой мир регулированной практики. В наше время в совершенно идеальном состоянии закономерности, которым должны следовать преданные, были определены духовным лидером Шрила Прабхупадой. Это имя сейчас многим уже известно на нашей планете, он основал движение сознания Кришны. И мы сейчас будем говорить о томи какая основа у этого движения.

00:27:57 Вайти бхакти предназначена для возрождения интереса к духовности у человека, и представляет первый этап входа в мир бхакти. Эта практика предназначена для того, чтобы людей, внутренний мир которых наполнен насилием, жадностью, вожделением, завистью, привести в мир духовной практики, чтобы они начали работать над собой и избавились от этих гнусных эмоций и возродили свое предназначение, свою любовь. Когда человек уже находится на этой территории, он не может сразу с первого дня стать пробужденной и возвышенной душой. Для этого требуется практика. На первоначальных этапах бхакти йога предлагает человеку стать нравственным, т о есть восстановить свое благочестие, что это означает? Нравственность - это, когда принципы по которым мы должны относиться к душе, мы соотносим к материальным телам других живых существ. Очень важно на первоначальных этапах духовного развития в бхакти йоге, чтобы преданные (это те, кто встал на путь бхакти йоги) организовались бы в общества. Не в организацию, а в общества. Как это делали арии, объединенные в общества преданные получают благоприятное поле, практикуют духовные принципы, начинают взаимодействовать с другими преданными на основе качеств своей души. Таким образом, получают от других адекватный ответ.

00:30:48 Если живое существо входит на территорию бхакти, пытаясь практиковать все эти принципы, проявляет несправедливость, злость, ложь, жестокость, то мы здесь не можем говорить о пробужденной душе. И в этом случае он неблагоприятен для общения. Так как контакт с ним поставит нас в позицию защищаться. Поле религиозных людей это поле добрых людей, где праведным нет необходимости защищаться, где нет заставляющих нас страдать ситуаций. Во время этой практики человек должен приобрести привычки заниматься религиозной практикой.

00:32:38 Теперь давайте немножко поговорим о личностях. Поговорим о Шриле Прабхупаде. В арийском обществе арии достигали каких-то определенных высот в плоскости трех каст: бизнеса, производства и торговли. Администраторы-защитники и идеологи, духовные деятели. Эти три касты получали так называемый брахманический шнур и право повторять Гаятри мантру. Гаятри мантра давалась тем людям, которые уже имели способность сотрудничать с внешним миром и заботиться о нем. Брахманический шнур и Гаятри мантра свидетельствовали о том, что данное живое существо в прошлой или этой жизни уже преодолело эгоцентризм, эгоизм, зависть, жадность и уже имеет квалификацию для заботы о других. Все остальные, у которых не висел этот шнур, были обычными людьми, обычными преданными, которые только что пришли в духовное пространство.

00:34:23 Что сделал Шрила Прабхупада? Он был великим духовным реформатором, который по моему глубокому убеждению, еще недостаточно объективно оценен ни индусами, ни человечеством вообще. Его деятельность самими индусами в самом лучшем случае воспринимается сейчас как возможность распространять свою доктрину, влияние, где это доктрина начинает применяться. А человечество напряглось, так как на его территорию пришло что-то новое. В нашу эпоху все доктрины связаны с историями насилия, негативного отношения к ним. Многими религиозными деятелями деятельность Шрилы Прабхупады была оценена как попытка выманивания людей на территорию индуизма, и они пытались дать этому дружный отпор. Давайте обсудим что сделал Шрила Прабхупада. Мы живем в эпоху атеизма, а это означает, что если даже на некоторых территориях существуют религиозные доктрины, обеспечивающие религиозность религиозные организации, везде действует внешняя формула исполнения религиозных ритуалов, внутренней религиозностью люди занимаются мало. И поэтому на этих территориях люди сохраняют склонность к вражде, вожделению, безнравственное поведение, насилие.

00:37:50 Шрила Прабхупада принес бхакти йогу на эту территорию, которая резко отличается от бхакти йоги, существующей в Индии. На территории Индии, где практикуется неравенство мужского и женского начала, женщин не допускают к принятию духовного учителя, предполагая, что религия это обязанность мужчин. Женщины же, просто соблюдая религиозные ритуалы, повышают свою эмоциональность, им нет никакой необходимости принимать духовного учителя, потому что духовный учитель это еще один мужчина. Женщины в качестве духовного учителя принимали только своих мужей. Шрилы Прабхупады принес практику, которая учитывает реалии современного мира, в котором природа мужчины и женщины стала примерно одинаковой. Есть невероятное количество женщин, которые гораздо разумнее многих мужчин. У нас появилось большое количество мужчин, которые не возражают заниматься женскими делами, которым нравится заниматься домашним хозяйством, готовить, ухаживать за детьми. Женщинам все больше нравится работать, содержать семью. Можно ли так жить или нет? Реалии нашей современной жизни таковы, что разумность мужчины и женщины, эмоциональность мужчины и женщины почти сравнялись. Слабость в области чувственного наслаждения, то есть абсолютная неспособность контролировать свои половые потребности, гораздо более свойственна мужчинам, чем женщинам.

00:40:53 И потому Шрила Прабхупада сделал первый реформаторский шаг, дав посвящение женщинам. Он уравнял возможности женщин и мужчин, которые в наше время проявляются одинаково. Религиозные люди, это относится к мужчинам, входящие на поле религии, первое, что делают это требуют разделение полов, требуя признания непригодности женщины. В настоящее время в жизни религиозных людей возникает множество проблем из- за того, что более разумные женщины бывают вынужденными подчиняться менее разумным мужчинам. Такие женщины возмущаются когда мужчины указывают им, что они не имеют право так или иначе разговаривать. Теперь после уравнения мужчин и женщин надо в конкретном случае смотреть кто разумнее. И кто разумнее, тот и ведет.

00:43:13 Второй реформаторский шаг в том, что Шрила Прабхупада резко уменьшил количество молитв, повторяющихся в бхакти йоге. В бхакти йоге повторяют маха мантру Хари Кришна, которая очищает человека от всех совершенных им грехов и обеспечивает нам присутствие в поле развития любви. Таким образом мы получаем общество, людей, книги, предметы поклонения, которые способствуют развитию бхакти, именно развитию любви. На территории Индии это всё происходит иначе, подобными практиками люди занимаются когда уходят в отречение. И в отречении конечно легко повторять 64 круга. В четках 108 бусен, это значит повторить мантру на каждой бусинке 108 раз. И так 64 круга. У мастера это занимает обычно шесть - семь часов. И когда Шрила Прабхупада дал бхакти йогу, принес любовь в мир ненависти столкнулся с тем, что в наше время ни один человек не может столько времени посвятить повторению мантры. Поэтому он сделал уступку. Он сказал, что люди запада будут повторять мантру 16 кругов и это займет 70-80 минут. И третий реформаторский шаг – он разделил процесс посвящения на два этапа. Теперь человек получает посвящение не сразу в Гайатри мантру, а получает поэтапно. Что это дает? Во время первого посвящения ученик обещает, что он возьмет духовную практику бхакти йоги для своего духовного развития- это слушание духовного учителя, воспевание поучений, чтобы их запомнить, повторение святого имени, поклонение в конечном итоге божествам и молитвы. Эта практика необходима для духовного развития человека. А все остальное, что обсуждалось ранее, это следствия.

00:47:06 На первой инициации ученик дает обещание своему духовному учителю повторять 16 кругов, принять практику и соблюдать четыре принципа. Шрила Прабхупада для первой практики установил четыре принципа: отказ от интоксикации, что означает отказ начиная от чая и кофе и заканчивая употребление наркотиков, то есть всего, что одурманивает работу мозга, отказ от мясоедения, контроль половой активности, непричастность к азартным играм. Человек мясоед готов отбирать жизнь у других живых существ для обеспечения своего существования. Отказ от мяса освобождает человека от склонности к насилию, от агрессии, тугодумия. Арии считали, что в этом мире существуют три закономерности, три причинно-следственные связи с явлениями или гуны. Контакт в невежестве означает существование в адских условиях. Например, когда человек есть мясо животного, особенно коровы, которая является основой религиозного общества, это символизирует собой нежелание атеистов, чтобы состоялась настоящая религия. Такая привычка ведет к тому, что человек в аду будет страдать столько лет, сколько волос было на теле этого животного.

00:51:38 Когда речь идет о развитии атеизма, атеисты пишут свои так называемые святые писания, в которых они утверждают прямо обратное, а именно то, что все что двигается в этом материальном мире подлежит поеданию. Атеисты, например, проявляют доброту к кошкам и собакам, которые являются абсолютно ненужными животными, служащими только для удовлетворения чувств людей. Беспокоясь о незначительных ранах своих питомцев, они за столом спокойно поедают мясо животного, которого забивали в нечеловеческих условиях. Это сплошное лицемерие, здесь нет доброты, когда на пакетиках рисуют коров и кур, которые якобы умирали от счастья, чтобы попасть на стол. Поэтому религиозный человек долен отойти от границы насилия, не должен переступать черту насилия, в первую очередь, отказавшись от мясоедения. Отказ от интоксикации является победой над ленью. Духовная жизнь не терпит лени. В лени нельзя заниматься духовной практикой.

00:53:56 Повторение мантр дает силу. Соблюдение четырех принципов напрямую связано с повторением мантр. Повторяя мантры, имена святых, человек получает силу соблюдать эти четыре принципа без усилий естественным образом.
Половая активность и вовлеченность в азартные игры происходят в гуне страсти, для которой характерно вызывание сначала чувства счастья а потом страдания. Половая активность создает поле безнравственности, человек совершает множество безнравственных поступков, которые причиняют страдания окружающим. А это означает, что он сам в дальнейшем будет страдать. Совершая безнравственные поступки, человек задерживается в своем материальном существовании и должен ответить за свои поступки. И поэтому столь важно определить границы чистоты. Соблюдение этих четырех принципов дает человеку шанс, который называется Первым Посвящением.

00:56:05 Шрила Прабхупада дает первое дыхание, чтобы соприкоснуться с бхакти йогой. Он разработал такую систему, которая дает человеку возможность накопить невероятный запас благочестия. У атеистов такой духовный запас отсутствует, у них есть только запас грехов. Для того, чтобы вырвать духовное существо из такой бедственной ситуации, нужна особая милость. Такую особую милость проявил Шрила Прабхупада, потому что именно ему Верховный Господь позволил широко распространить эту систему. Верховный Господь, позволяя духовному человеку что-то осуществить, он этим дает ему полномочия. Если по каким-то причинам духовное лицо терпит неудачу, его цель, какой бы возвышенной она ни была, проваливается, это означает, что Верховный Господь им недоволен. То есть, здесь не может быть спекуляции.

00:58:08 Итак, человек принимает 16 кругов, четыре принципа, постепенно развивается, он наполняется радостью. Мы должны помнить, что бхакти йога это две привычки. Первая, это всегда поклоняться Верховному Господу. Атрибуты, как это надо делать, есть. Теv, которые только начали соприкасаться с этой доктриной, слушают этот семинар, рекомендую в интернете набрать адрес krisna.ru. есть много сайтов, где можно почитать о бхакти йоге, поклонении божествам, есть видео, аудио записи как это поклонение совершать. Итак, бхакти йога это привычка постоянно слушать о Верховном Господе, привычка молиться и привычка совершать поклонения Верховному Господу.

00:59:29 Благодаря этим трем привычкам мы начинаем формировать, возрождать свои взаимоотношения с Господом. Это абсолютно личная практика. Она зависит только от общения с личностью, которая вдохновляет нас на эту практику. И что это должно дать? Что дает этап регулированной практики бхакти йоги, когда человек находится только на начальном пути обретения привычек? Когда человек правильно практикует бхакти йогу, он наблюдает один симптом – по мере развития знания его отречение и его безразличие к атеизму должны происходить одновременно.

01:00:34 То есть одновременно он должен терять тоску, зависть, жадность, ненависть, вожделение, печаль, скорбь по отношению к миру. Мы должны понимать, что у неправильно практикующего человека не формируется духовное отношение, он не получает ответа от Верховного Господа и оказывается в пустоте. И тогда в такой пустоте он сохраняет скорбь по свободе. Потому что во время перехода из атеизма в духовную практику очень важен результат, который даст такие преимущества, что человек не может не выбрать бхакти йогу навсегда. И бхакти йога станет для его души просто потребностью.

01:02:10 Во время предварительного этапа человек входит на территорию бхакти йоги, духовного общества, подчеркиваю «не организации». Духовные люди начинают ему объяснять все духовные ценности, передавать ему знания. Этот этап служит для того, чтобы он принял духовного учителя. Иногда так бывает, что все ставится с ног на голову со стороны духовного учителя, который сначала ставит условия, а потом принимает ученика. На самом деле именно духовный учитель должен провести ученика в состояние готовности к посвящению. Человек сначала слушает различных духовных учителей и выбирает какой из них более вдохновляет его на духовную практику, он обращается к нему, и у них должно начаться взаимодействие. Мы должны не только правильно соблюдать все принципы бхакти йоги и делать все «как надо», но и обеспечивать стабильное системное слушание, которое должно делать нас все более мудрыми. Бхактивинода Тхакур утверждает, что если человек все делает правильно, то по мере получения знаний у него должно увеличиваться безразличие по отношению к этому материальному миру.
Когда человек вовлечен в духовную практику и при этом постоянно скорбит о материальном мире, то это свидетельствует о том, что он вовлечен в схатана йогу неправильно, что он неправильно принял регулирующие принципы.

01:05:48 Материальное тело состоит из двух компонентов – грубого тела и тонкого. В ритуалах происходит вовлечение грубого тела в духовную практику и при этом отсутствует работа с тонким телом, которая есть основа, связывающая нас с материальным миром. Материальное тело – это просто инструмент, оно само по себе ничего не может, именно тонкое тело сохраняет свою привязанность к этому миру. И при совершении духовной практики мы должны в первую очередь обратить внимание на то, чтобы наше тонкое тело тоже было вовлечено в бхакти. А тонкое тело вовлекается в бхакти только при стабильном слушании, при каждодневном работе с разумом. Разум каждый день должен получать свою порцию, чтобы система духовных ценностей для него вышла на первую очередь.

01:07:08 Разум должен одухотворяется системно, от критики и отрицания материального мира разум устает. Человек устает от однообразных наставлений, говорит – «сколько это можно повторять, я принял духовную практику. Если нет возрастания знаний, человек очень скоро начинает скучать. Поэтому очень важно, чтобы соблюдались регулирующие принципы, предназначенные для тела, ума и разума.
Для тела: отказ от мясоедения ведет к успокоению тела, уменьшается насилие, гнев и соответственно склонность к насилию, соблюдение принципов нравственности тоже приводит к резкому успокоению тела.
Для тонкого ума: отказ от интоксикации и азартных игр ведет к усилению способности рассуждать и отвыканию от привычки к легкой наживе. В жизни духовного человека трудолюбие, связь с Верховным Господом, честное зарабатывание на жизнь очень важны.
Для ума существуют следующие регулирующие принципы – человек так должен организовать свою духовную жизнь, чтобы все атрибуты духовной жизни имели эстетический вид, чтобы был красивый алтарь. Потому что материальный ум, созерцая,
постоянно выбирает объекты, на которых сосредотачивается, он должен получить конкретное удовольствие от предмета. И потому пища должна быть красивой и вкусной. Я знаю множество людей, которые прекращали свои контакты с бхакти йогой, как только обнаруживали, что надо сидеть на полу и кушать из одноразовой посуды. Хотя, когда речь идет о таком грандиозном помещении как храм, куда приходят тысяча людей, сервиза всем не хватит. Преданные очень стараются, чтобы их храмы были украшены, чтобы божества красиво выглядели, чтобы просад имел эстетичный вид. Потому что на первоначальном этапе именно материальный ум выбирает бхакти йогу.

01:13:06 А материальный ум выбирает то, что приятно чувствам. Разум должен получать глубины духовного знания. Чтобы каждый раз, когда звучат идеи атеизма, духовный человек увидел бы какую глубину знания дает ему бхакти йога. На самом деле развитые духовные арии именно так и писали, что весь материальный мир со всеми его соблазнами и идеями превращается в одну маленькую лужицу с размером в коровье копыто. Я вас уверяю, что любой из вас, кто решит погрузиться в таинства знаний арийской расы, будет испытывать чувство соприкосновения с идеологической махиной, у которой нет дна, мудрость которой невозможно переоценить. Если духовная практика человека организована таким образом, она совершенна.

01:15:15 Соблюдение четырех принципов, постепенно очищающих качество его тела, исполнение ритуалов вперемежку с приятной для его ума эстетикой, постоянное развитие мудрости благодаря прикосновению с таинствами арийской культуры навеки освободят человека от проблем, которые могут возникнуть в процессе духовной реализации.
Далее идет разделение процесса посвящения на два этапа. Человеку, приобретшему привычки на этапе бхакти, ставшему зрелым в области регулирующих принципов, дается второе посвящение, брахманическое. Брахманическое посвящение дается трем категориям религиозных людей: производителям, которые используют свое богатство на благо общества, защитникам и администраторам, имеющим уже квалификацию рационально использовать власть на благо религиозного общества и идеологам, которые углубились в эти знания, обладают мистическими силами и мудростью, которые готовы заботится о людях, об их благополучии и духовном развитии.

01:17:03 Как это можно узнать? Настоящий брахман, обладающий мистикой, духовным знанием, сначала делится, а потом уже получает вознаграждение от общества религиозных людей. Естественное желание человека, получившего помощь, это благодарность, у него появляется желание что-то пожертвовать. Вот за счет этих пожертвований и живет брахман. Брахман, назначивший цену своим услугам, не является квалифицированным брахманом. В этом случае мы имеем дело с атеистом, обладающим мистическими силами, пришедшим на территорию религии, чтобы хорошо устроиться. Эти моменты очень важные.

01:18:46 Люди, обладающие способностью использовать свой потенциал на благо общества, получают второе посвящение. Для второго посвящения кандидат должен проявлять одиннадцать качеств, о которых говорит Бхактивинода Тхакур. Это – свобода от насилия или от зависти, здесь имеется ввиду грубая форма проявления зависти; свобода от жестокости; свобода от гнева или несправедливости; свобода от безнравственности; свобода от лицемерия; свобода от неуважения к старшим; свобода от вожделенности, нечистоты, осквернения, невежливости и отсутствие привычки совершать пагубные поступки. Наличие последнего качества говорит о том, что доступ к Гаятри мантре получают те, которые готовы проявлять заботу о других.

01:20:17 Для того, чтобы суметь проявить эти одиннадцать качеств, существует конкретная практика. Духовно развитые люди создают основанное на справедливости, доброте и правдивости духовное поле. А это означает, что любой злостный человек, который приходит на эту территорию, не сумевший побороть это качество работой и помощью Прабхупадыокружающих, вынужден будет ее покинуть. Все остальные люди, пожелавшие заниматься внутренней сущностью религии, остаются на этом поле и общаются. Со справедливостью, добротой, правдивостью, чистотой характера, искренностью, добрыми намерениями. Это абсолютно положительный опыт. Утвердившись, что это общество действительно духовных людей, человек получает первое посвящение, А это означает, что он хочет жить этой жизнью.

01:22:02 Второе посвящение означает, что в этой жизни у человека уже есть конкретные достижения, которые проявляются как способности заботиться о других, как способность предоставлять другим свое богатство, свои административные ресурсы и силы, либо свое духовное знание и мистику. Для того, что осуществить этот переход от первого посвящения ко второму, то есть обрести качества человека, способного заботиться обо всем живом вокруг, необходима конкретная основа. В этот период сотрудничества учителя и ученика духовно развитые люди помогают ученику обрести пять очень важных духовных качеств – смирение, скромность, отказ от насилия, способность терпеть и готовность жить просто.

01:23:31 Что значит скромность? Хочу вам зачитать изречения одного из ачариев Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, духовного учителя Шрила Прабхупады и сына Бхактивинода Тхакура, систему знаний которого я вам сейчас представляю и прославляю. «Любая административная структура внутри религиозной организации на самом деле служит только для одной цели – положить конец живому проявлению духовности. Крупные влиятельные духовные организации являются самым крупным препятствием на пути духовного развития человека, либо никакие другие ухищрения не могут преградить духовный путь человека так, как это может сделать организация». И религиозные люди оказываются в капкане материалистов, попадают под их контроль. В религиозном поле атеистами строятся такие ловушки, которые не дают человеку по-настоящему духовно развиваться. У атеистов есть цель – найти балласт верующих, чтобы постоянно держать человека в надежде, что он действительно находится в поле религии и в то же время не дать истинного религиозного развития.

01:26:34 Истинно развитый духовный человек - это свободный человек. Больше всего атеисты ненавидят свободу религиозного человека. Атеист это живое существо, которое стремится к власти над другими, чтобы их поработить. Поэтому атеист любит, когда он свободен, а все остальные рабы. А духовные люди, общество, практика это практика равноправно свободных живых существ, где каждый более развитый духовный человек делает все от него зависящее, чтобы другое живое существо стало таким же свободным, как оно само. То есть это совершенно противоположные цели. И мы должны понимать, что как только религия организуется, общество религиозных людей оказывается в опасности, попадая в капкан атеистов, которым нужны рабы. Скромность и смирение верующих злоупотребляется атеистами на всю катушку, создавая коварно и лицемерное поле, уводя верующих. Такие люди занимают высокие позиции, требуют уважение к себе, ожидают от всех остальных смирение.

01:28:36 Что означает настоящее смирение, настоящая скромность?
У живого существа в этом материальном мире есть переоценка. В этот материальный мир мы пришли, чтобы увеличить свою значимость. И это наше стремление говорит об отсутствии у нас скромности. А духовная жизнь основана на том. Чтобы любое живое существо осознало бы гармонию намерений Всевышнего и свое предназначение в этих намерениях, которые на самом деле предопределены. Например, я незначительная женщина на этой планете, которая никак не может влиять на глобальные процессы в этом мире. И скромность означает это понимать. Атеисты делают раба из человека, работающего со своей скромностью. А если он оказывается в среде духовно развитых людей, его скромность используется для того, чтобы осуществить общий замысел Всевышнего. В духовном обществе не должно быть соперничества. Соперничество исчезает благодаря скромности. Такое общество скромных людей, не защищенное мудростью лидеров и силой администраторов, оказывается в большой опасности.

01:31:06 Арии были очень прагматичными, сохраняя в своем обществе военные силы, чтобы защитить своих скромных сограждан, и чтобы их духовная практика достигла совершенства. Бхагават гита на самом деле вызывает много кривотолков, представители разных религиозных доктрин нападают на это писание из-за того что в этом писании бог призывает к войне. На самом деле он призывает не к войне, он объясняет Арджуне, царю, администратору, воину, что общество религиозных людей должно быть защищено. Поэтому на первоначальном этапе человек должен развивать знания, правильно оценить в каком обществе он находится, развивать смирение и скромность под защитой. Скромность это принять свое предназначение, не барахтаться и прекратить соперничество с другими живыми существами, чтобы увеличить свою значимость в этом мире. Иначе человек готовит более худшие условия для жизни в другом мире.

01:34:02 Скромность может быть основана только на реализации идеи «я – вечная душа». Смирение - это понимание своего места, своего положения, своей реальности. «Жена такого то человека, мать таких то детей, живу в таком то государстве, общаюсь с такими то людьми, это все. Что я заслужила в прошлых жизнях, нечего прыгать выше головы». А смирение помогает принимать поучения и подчиняться указаниям святых писаний. Святые писания начинают советовать отказаться от насилия, совершая которые человек может получить в следующей жизни. Первое, что происходит благодаря святым писаниям и Всевышнему это то, что от человека отводятся плохие привычки, которые могли бы стать причиной его страданий в дальнейшем. И человек отказывается от насилия. Но это еще не значит, что вокруг него исчезает насилие. Духовный человек понимает, что он сам выбрал свое материальное существование. Так думали все арии. «я сам хотел соперничать и поэтому я сам выбрал этот мир. И теперь, когда я понимаю, что ошибся, чтобы выйти из этого мира я должен освободиться от этих привычек. Я должен пробудить те качества, которые сделали бы меня вновь пригодным для жизни в духовном мире. Но я еще продолжаю прибывать в этом материальном мире, а это означает, что в любой момент моего пути я могу встретиться с такими живыми существами, сознание которых полно зависти, ненависти, вражды, жадности». В этой ситуации духовному человеку нужно терпение, чтобы понять, что на это не стоит тратить время. Потому что времени у нас у всех мало.

01:37:33 Когда человек не жаден, когда у него нет потребности к насилию, когда он терпеливо относится к причиняем другими беспокойствам, стабильно продолжая свой путь, он раскрывает в себе самое главное качество, которое является украшением всех ариев – это готовность к простоте. Простота означает, что человек не тратит усилия больше, чем ему нужно. И тогда материальные ресурсы можно направить тем, у кого этого уровня жизни нет, таким образом усиливая других. Простота не означает нищету, она означает не требовать больше, чем необходимо.
Присутствие этих пять качеств говорит о том, что человек готов ко второму посвящению. Такой человек принимает настоящую Гаятри мантру. Это уже человек высокой духовной нравственности с большим потенциалом для социально-общественной жизни. Именно такие личности получали брахманический шнур. Это означало, что они состоявшиеся арии. Или на этапе бхакти йоги состоявшиеся преданные. Потому что путь бхакти – это путь развития любви к живым существам, к Верховному Господу.

транскрибирование: Шадия Шахмаева | Вильнюс | Литва | 23 июля 2019