Наука самоосознания - 61

радио Кришналока - 12 May 2012
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:14:23 | качество: mp3 64kB/s 6 Mb | прослушано: 656 | скачано: 800 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущий] Дорогие радиослушатели, мы продолжаем чтение книги Его Божественной Милости Бхактиведанты Свами Прабхупады «Наука самоосознания».

00:00:12 Духовный коммунизм. В 1971 году во время своего исторического визита в Советский Союз Шрила Прабхупада был представлен профессору Григорию Котовскому, заведующему отделом Индии и Южной Азии Института востоковедения Академии Наук СССР. Их встреча в кабинете доктора Котовского была неофициальной, и между духовным лидером и ученым-коммунистом завязалась острая дискуссия по вопросам, представлявшим обоюдный интерес. В ходе этой беседы Шрила Прабхупада предложил путь радикального преобразования современного коммунизма.

00:01:02 [Шрила Прабхупада] На днях я читал газету «Московские новости». Проходил съезд коммунистов, и его председатель заявил: «Мы готовы перенять чужой опыт, чтобы совершенствоваться». Я думаю, что ведическая концепция социализма или коммунизма может в значительной мере усовершенствовать идею коммунизма. Например, социалистическое государство стремится сделать так, чтобы никто не голодал. У каждого должна быть пища. Аналогично этому, согласно ведической концепции жизни, грихастхе — домохозяину — тоже рекомендуется следить за тем, чтобы даже ящерица или змея, живущие в его доме, не голодали.

00:02:13 Даже этих низших созданий, не говоря уже о людях, следует обеспечивать пищей. Грихастхе рекомендуется, прежде чем пообедать самому, выйти на дорогу и объявить: «Если кто-то ещё голоден, пожалуйста, заходите. Еда готова!» Если никто не отзовется, хозяин дома может поесть сам. Современное общество считает народ хозяином определённого государства, но ведическая концепция такова: все принадлежит Ише — верховному повелителю. Вы можете наслаждаться тем, что Он выделил вам, но не посягайте на чужую собственность. Это «Ишопанишад» — Веда.

00:03:20 Та же идея содержится в разных Пуранах. В ведической литературе можно найти много ценных идей относительно коммунизма. Я подумал, что эти идеи следует распространить среди мыслящих людей вашей страны. Поэтому я так хотел побеседовать с ними.
[Профессор Котовский] Интересно, что здесь, в нашей стране, сейчас люди проявляют огромный интерес к древней истории, древней мысли.

00:04:00 Исходя из этого, наш институт перевел на русский язык и опубликовал много литературных памятников великой индийской культуры. Вам интересно будет узнать, что мы опубликовали некоторые из Пуран и главы «Рамаяны». На русском языке изданы тома «Махабхараты», переиздан её полный перевод. Мы опубликовали также полный перевод «Ману-смрити» с санскритскими комментариями. Интерес к этим изданиям был так велик, что они были распроданы за неделю. От тиража не осталось ни одного экземпляра. Их невозможно было купить на книжном рынке уже через месяц после выхода в свет. В Москве и в СССР читающая публика проявляет огромный интерес к древней ведической культуре, поэтому мы опубликовали много таких книг.

00:05:01 [Шрила Прабхупада] «Шримад-Бхагаватам» одна из этих Пуран. Ее называют «Маха-пураной».
[Профессор Котовский] «Маха-пураной».
[Шрила Прабхупада] Да. Мы перевели весь её текст. Сначала мы приводим оригинальный текст на санскрите, даем его транслитерацию, английский эквивалент каждого слова, затем перевод и комментарий — объяснение стиха. Таким образом, мы переводим все стихи «Шримад-Бхагаватам», а их в нём восемнадцать тысяч. Мы переводим все буквально. Вы можете убедиться в этом сами.

00:06:00 Так переводится каждый стих «Бхагавата-пураны» без исключения. Мнение ачарьев — великих святых мудрецов, проповедовавших философию бхагаваты, таково: «Шримад-Бхагаватам» это зрелый плод древа желаний ведической литературы. Это признают все индийские ученые, и Господь Чайтанья проповедовал главным образом «Бхагаватам». Итак, у нас есть весь «Бхагаватам» в английском переводе. Если вы хотите посмотреть, я могу показать.
[Профессор Котовский] По-моему, в московских и ленинградских библиотеках у нас есть почти все основные тексты древней индийской культуры, начиная с Вед, оригинальных текстов на санскрите. К примеру, в ленинградском филиале нашего института имеется шесть или восемь изданий «Ману-смрити».

00:07:13 Этот институт был основан ещё в царской России, в Ленинграде, а теперь он стал филиалом нашего института, который занимается в основном историей азиатской культуры. Вы найдете здесь перечень всего, что переводится сейчас, и проводящихся нами исследований по истории индийской религии, а также по состоянию индийской религии, индуизма, в современной индуистской Индии.
[Шрила Прабхупада] Индуизм — очень сложный предмет.
[Профессор Котовский] О да. [Смеются]. Действительно, у меня сложилось впечатление, что это даже не религия, как её понимают на Западе, а образ жизни, куда входят и религия, и философия, образ жизни, словом, все что хотите.

00:08:13 [Шрила Прабхупада] Слово «индус» не санскритского происхождения. Оно мусульманское. Вы знаете, что есть река Инд, которая на санскрите называется «Синдху». Мусульмане произносят «с» как «х». Вместо «Синдху» у них получилось «Хинду». Таким образом, слова «индус» нет в санскритском словаре, но оно вошло в употребление. Правильное название ведической системы — варнашрама. Есть четыре варны — социальных статуса: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, и четыре ашрама — духовных статуса: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса.

00:09:20 Согласно ведической концепции жизни, пока люди не принимают эту систему, то есть институт четырех варн и четырех ашрамов, они, в сущности, не могут стать цивилизованными. Люди должны принять этот метод деления общества на четыре социальных и четыре духовных статуса. Это называется варнашрамой. Индийская культура основана на этой древней ведической системе.
[Профессор Котовский] Варнашрама.

00:10:04 [Шрила Прабхупада] Варнашрама. И в «Бхагавад-гите»... По всей вероятности, вы читали «Бхагавад-гиту».
[Профессор Котовский] Да.
[Шрила Прабхупада] Там, в «Бхагавад-гите», есть следующее утверждение: эта система создана Вишну — Богом. Таким образом, варнашрама — творение Всевышнего, и потому её нельзя изменить. Она распространена всюду. Она как солнце. Солнце — творение Всевышнего. Солнце светит и в Америке, и в России, и в Индии — везде. Аналогично этому, система варнашрамы в той или иной форме есть повсюду.

00:11:03 Возьмем, к примеру, брахманов — сословие самых разумных людей. Они мозг общества. Кшатрии — административный класс, затем идут вайшьи — класс людей, занятых производством материальных благ, и шудры — рабочий класс. Эти четыре класса людей, по-разному называясь, есть везде. Варнашрама-дхарма создана изначальным творцом и потому распространена повсюду.
[Профессор Котовский] Интересно, что, по мнению некоторых европейских, а также русских ученых прошлого эта система варнашрамы сложилась позднее, и если вы будете читать древние тексты ведической литературы, то обнаружите гораздо более простое аграрное общество.

00:12:07 По мнению этих ученых, система варнашрамы была введена в индийском обществе в поздний период ведической эры, а не в ранний. И если вы проанализируете древние тексты, то обнаружите, что в древней классической Индии эта система не была так распространена.
[Шрила Прабхупада] На это мы можем сказать, что она упомянута в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» была поведана пять тысяч лет назад, и в ней сказано: «Эта наука «Бхагавад-гиты» была открыта Мною богу Солнца». Таким образом, по расчетам выходит, что это было сорок миллионов лет назад.

00:13:01 Что европейские ученые знают о событиях пятитысячелетней давности? Могут ли они вернуться на сорок миллионов лет назад? У нас есть свидетельство того, что система варнашрамы была общепринятой, по крайней мере, пять тысяч лет назад. Система варнашрамы упоминается также в «Вишну-пуране». Это утверждение «Вишну-пураны». Варнашрама-дхарма не является атрибутом некоего исторического периода, определённого в наше время. Она естественна. В «Шримад-Бхагаватам» приводится такое сравнение: как в теле можно выделить четыре основные части: мозг, руки, желудок и ноги, так и организм общества состоит из таких же частей. Есть класс людей, которые считаются мозгом; класс людей, которые считаются руками государства, класс людей, занимающихся производством продуктов, и так далее. Нет никакой необходимости искать исторические корни этой системы, в своей естественной форме она существует с первого дня творения.

00:14:22 [Ведущий] Продолжение чтения книги «Наука самоосознания» слушайте в наших следующих передачах.

транскрибирование: Василий Чернавский | Россия | 01 July 2012