Наука самоосознания - 28

радио Кришналока - 12 мая 2012
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:11:50 | качество: mp3 64kB/s 5 Mb | прослушано: 366 | скачано: 561 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Уважаемые радиослушатели, мы продолжаем чтение книги Его Божественной Милости Бхактиведанты Свами Прабхупады, «Наука Самосознания». В «Бхагавад-гите» киртайантах необязательно означает повторение имени Кришны. Оно может означать прославление, воспевание, повторение, разговор и может относиться к песням, гимнам, описаниям или беседам. Так это понимают комментаторы. Шанкара в своих комментариях просто повторяет это слово, но Анандагири в своей «Вьякхье» толкует слово киртана как «слушание «Веданты» и монотонное повторение ом. То, что ведический ом - это Кришна, сказано в «Бхагавад-гите», в которой Кришна отождествляется также со многими другими вещами и которая является смрити, но не в Ведах, представляющих собой шрути. Другой комментатор, Хануман, в своей «Пайшача-бхашье» говорит, что киртайантах означает просто «говорить о чем-то».

00:01:33 Но даже более важным, чем точное значение этого слова, мне представляется то, что весь стих не требует, чтобы каждый был постоянно занят киртаном, а просто утверждает, что некоторые великие души делают так. Это очевидно из следующего стиха, утверждающего, что другие заняты поклонением Мне поклоняясь знанием. «Бхагавад-гита» отличается широтой взглядов и терпимостью к различным религиозным подходам, хотя и отдает предпочтение одному аспекту по сравнению со всеми остальными. И наконец, в последней сутре «Веданта-сутры» слово шабда относится к писаниям или откровениям Вед, что ясно из контекста и согласуется с мнением комментаторов. Шанкара цитирует ряд текстов, заканчивающихся согласно этим шабдам, чтобы подтвердить это, в защиту утверждения, что «согласно писаниям, возврата нет». Он также объясняет значение слова шабда в этой сутре словами мантрартха-вадади - «мантры, описания. Вачаспати Мишра в «Бхамати» подтверждает и ещё более проясняет это, добавляя, что противоположный взгляд является противоречащим смрити и шрути. Еще раз благодарю Вас за любезное внимание. Искренне Ваш, Стааль,

00:03:23 15 февраля 1970 года. Стаалю, профессору философии и языков Юго-Восточной Азии. Уважаемый доктор Стааль. Я был очень рад получить Ваше письмо, датированное воскресеньем 8го февраля 1970 года. Его содержание также доставило мне большое удовольствие. Чтобы убедить Вас в том, что все писания рекомендуют воспевать имя Кришны, я могу просто сослаться на авторитет Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья рекомендовал: следует постоянно восхвалять Хари, Кришну. Мадхвачарья также цитирует: везде в Ведах и в «Рамаяне» воспевается Хари. И в «Бхагавад-гите» Господь также говорит: цель всех Вед - познать Меня.

00:04:25 Таким образом, мы обнаруживаем, что целью всех писаний является Верховная Личность. В «Риг-веде» приводится мантра: взоры полубогов всегда обращены к этой высшей обители Вишну. Следовательно, ведический путь - это путь познания Господа Вишну, и в любом писании прямо или косвенно воспевается слава Верховного Господа, Вишну. Что касается четырнадцатого стиха девятой главы «Бхагавад-гиты», то киртайантах, конечно же, означает прославление, воспевание, повторение и беседу, как Вы сказали. Но прославление и воспевание кого? Повторение чего и о ком? Разумеется, о Кришне. Слово, используемое в связи с этим, - мам, Мне. Поэтому мы не возражаем, когда человек прославляет Кришну, как это сделал Шукадева в «Шримад-Бхагаватам». Это тоже киртан. Самое совершенное из всех ведических писаний, «Шримад-Бхагаватам» - достойное место для такого прославления Верховного Господа, Кришны, что явствует из следующего стиха:

00:05:56 «О искушенные и вдумчивые люди, вкусите «Шримад-Бхагаватам», зрелый плод древа желаний ведической литературы. Он изошел из уст Шри Шукадевы Госвами, отчего стал ещё вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде доставлял наслаждение всем, включая и освобожденные души». Говорится, что Махараджа Парикшит получил освобождение, просто слушая, аналогичным образом Шукадева Госвами получил освобождение, просто повторяя «Шримад-Бхагаватам». В нашем преданном служении существует девять различных методов достижения одной и той же цели, любви к Богу, и самый первый из них - слушание. Этот процесс слушания называется Шрути. Следующий процесс - повторение. Процесс повторения - это Смрити. Мы принимаем одновременно и Шрути, и Смрити. Мы смотрим на Шрути как на мать, а на Смрити - как на сестру, потому что ребенок сначала слушает мать, а затем узнает о том же со слов своей сестры.

00:07:33 Шрути и Смрити - две параллельные линии. Поэтому Шрила Рупа Госвами говорит: То есть без обращения к Шрути, Смрити, Пуранам и Панчаратрам невозможно достичь уровня чистого преданного служения. Поэтому всякий, кто изображает экстаз преданности, не ссылаясь на шастры, ведические писания, создает одни беспокойства. С другой стороны, признавая только Шрути, мы становимся веда-вада-ратах, которых «Бхагавад-гита» не слишком одобряет. Те, кто занят только произнесением слов писаний, но не понимает их или не применяет их на практике.

00:08:33 Таким образом, хотя «Бхагавад-гита» и относится к смрити, она представляет собой квинтэссенцию всех ведических писаний. Она подобна корове, дающей молоко, то есть квинтэссенцию всех Вед и Упанишад, и все ачарьи, включая Шанкарачарью, признают неоспоримый авторитет «Бхагавад-гиты». Следовательно, вы не можете отрицать авторитет «Бхагавад-гиты» на том основании, что она относится к смрити. Такая точка зрения, как Вы верно заметили, противоречит и смрити, и шрути. Что касается цитаты Анандагири о том, что слово киртана означает веданта и монотонное повторение ом, то знатоком «Веданты» является Кришна, и Он же - составитель «Веданты». Он - веда-вит и веданта-крит. Так есть ли лучшая возможность для веданта-шраваны, чем слушать её от Кришны?

00:09:51 Что же касается следующего стиха, то объектом поклонения является Кришна, на что указывает слово мам, Мне. Этот метод описан в «Ишопанишад». «Избежать круговорота повторяющихся рождений и смертей и наслаждаться даром бессмертия может только тот, кто способен одновременно понять процесс погружения в невежество и процесс совершенствования трансцендентного знания». Совершенствование Видьи, трансцендентного знания, исключительно важно для человека, иначе культивирование Авидьи, незнания, привяжет его к обусловленному существованию в материальном мире.

00:10:48 Материалистическое существование подразумевает погоню за чувственными наслаждениями, и эта наука о чувственных наслаждениях, Авидья, подразумевает продолжение череды рождений и смертей. Те, кто поглощен познанием этого, не могут извлечь ни одного урока из законов природы и, очарованные красотой иллюзорных вещей, все время занимаются одним и тем же. Видья же, то есть истинное знание, подразумевает, с одной стороны, доскональное знание о деятельности в невежестве, а с другой - развитие трансцендентной науки, то есть неуклонное следование по пути освобождения.

00:11:48 Уважаемые радиослушатели, продолжение чтения книги «Наука Самосознания», слушайте в это же время в наших следующих передачах.

транскрибирование: Наталья Лимаренко | Москва | Россия | 27 июня 2012