Всё принадлежит Кришне

Лондон - 15 July 1973
Бхимасена. Подвиги героев. Повелитель чувств. Имена Кришны. Природа имён. Аспекты Абсолютной Истины. Ишвара – Верховный Господь. Кришна – Повелитель всех. Кришна исполняет желания. Все хотят стать Богом. Бог могущественен. Бог тоже Личность. Личность Бога отлична от личности человека. Преданный ни в чём не нуждается. Все, находящиеся в материальном мире – заключённые. Хришикеша находится в сердце каждого. Самосознание. Почему у нас разные тела. Путь преданности. Определение «бхакти». Духовный коммунизм.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:30:00 | качество: mp3 96kB/s 27 Mb | прослушано: 606 | скачано: 572 | избрано: 17
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» первая глава текст пятнадцатый. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 15 июля 1973 года в Лондоне, Англия.

00:00:23 Перевод: «Господь Кришна затрубил в Свою раковину Панчаджанью, а Арджуна – в свою, Девадатту, ненасытный Бхима, славный своими богатырскими подвигами, затрубил в свою огромную раковину Паундру».

00:00:40 Итак, Врикодара, Бхимасена славился как ненасытный едок. Однако он также совершал великие подвиги. Например, слон. Он ест очень много, но он также много служит. Аналогично, если мы едим до отвала, но при этом не оказываем никакого служения, это не хорошо. Мы должны есть сытно, но также и служить. Есть одна бенгальская поговорка: «Если человек даёт желудку достаточно пищи, он может унести больше баклажи на спине»..

00:01:40 Итак, Бхимакарма. Его деяния были богатырскими, очень тяжёлыми и он справлялся с ними. Итак, здесь всех героев называют по их подвигам. Первое имя – Кришна, Хришикеша. Хришикеша. Он повелитель чувств – Говинда. «Го» значит чувства. Тот, кто доставляет наслаждение чувствам. У Кришны много имён. Тысячи. Из которых имя Кришна – главное. «Мукья». Об этом сказано в ведических текстах.

00:02:38 Люди говорят, что у Бога нет имени. Это правильно. У Него нет какого-то конкретного имени. Но, Его называют по Его разным деяниям. Например, Его зовут Девакинандана. Почему? Потому что Его матерью была Деваки. Поэтому Его зовут Девакинандана. Его также называют Нанданандана, Яшоданандана, Враджендранандана. В отношениях с Нандой Махараджем, Яшодой. Его приёмным отцом, матерью. Точно также иногда Его называют Партхасаратхи, потому, что Он действовал как колесничий Арджуны.

00:03:31 Арджуну зовут Партха. Его мать звали Притха, Кунти. А это имя Партха образуется от имени Притха. От имени его отца Панду образуется имя Арджуны - Пандава.

00:03:52 Итак, великих героев называют по их деяниям. Такова природа имён. В соответствии с Ведической цивилизацией, после рождения ребёнка проводится церемония наречения именем. Выбирается имя ребёнка. И это подсчитывается астрологически. Какое имя нужно дать ребёнку, потому что имя должно нести некий смысл деяний его жизни.

00:04:28 Итак, Кришну здесь называют Хришикеша. Хришикеша – Кришна. В пятнадцатой главе говорится о том, что Он направляет каждого. «Я пребываю в сердце каждого как Параматма».

00:04:56 Абсолютную Истину постигают в трёх аспектах: Брахман, Параматма и Бхагаван.
[санскрит]
Это один и тот же объект. Аспект Брахмана представляет собой безличное проявление Абсолютной Истины. Например, Солнце, планета Солнце и солнечный свет. Они суть одно. Но, сияние Солнца, постижение его сияния и постижение самого солнечного шара – не одно и, то же.

00:05:51 Или, познание солнечного шара и Бога Солнца, который находится на солнечном шаре, не одно и то же. Вивасван. Его зовут Вивасван. Нынешнее божество, управляющее Солнцем, зовётся Вивасваном. Его сына, Ману называют Вайвасвата Ману. Сейчас идёт эпоха Вайвасвата Ману.

00:06:23 И это очень хороший пример. Солнечного света, солнечного шара и Бога Солнца. Все они тождественны. Тем не менее, солнечный шар – это не личность, не Бог Солнце. Равно как и солнечный свет не является Богом Солнце, хотя они суть одно и это называется «ачинти бхеда бхеда таттва» - непостижимое, одновременно единство и различие.

00:06:56 Итак, постижение Брахмана – это тоже постижение Бога, но частичное. Верховный Господь «сат чит ананда виграха». Он Личность. Но Он не такая личность как мы. Он «сат чит ананда виграха». [санскрит] «Виграха» значит личность. Он Личность. Бхагаван.

00:07:35 Три аспекта постижения Абсолюта. Первым из них является познание Брахмана, Безличного Брахмана. И эта ступень не является совершенной. Если мы углубляемся в своих познаниях, то мы осознаём Абсолютную Истину как Параматму. Но высшее проявление Абсолютной Истины – это Верховная Личность Бога. Таковы три ступени.

00:08:01 Когда Его называют Хришикеша, то это Его проявление Параматмы. Как сказано в «Бхагавад-гите»: [санскрит] «Ишвара – Верховный Господь, Кришна». «Ишвара» означает Всевышний. «Ишвара» значит Повелитель. Но Верховный Повелитель – это Кришна. «Ишвара парамах Кришна». Он управляет всеми нами, мы подвластны Ему.

00:08:46 Мы управляем своей семьёй, своим обществом, своим бизнесом, своим заводом. Есть разные категории правителей. И в этом смысле все являются «ишварами», но разного рода «ишварами». Однако Верховный «Ишвара», Верховный. Это тот, над которым никто не властен, но Он властен над всеми. Это Верховный. Мы управляем, мы властвуем, повелеваем, но нами тоже повелевают. Кто-то другой. Тот, кто находится выше нас. Поэтому нас нельзя назвать верховными правителями. Так можно называть только Кришну.

00:09:29 Когда Кришна находился на это планете, никто не мог повелевать Им, но Он повелевал каждым. Никто не мог управлять Кришной. Поэтому великие святые, даже Брахма, решили «Ишвара парамах Кришна» Верховный повелитель – это Кришна. Он управляет даже Брахмой. «Адикавае».

00:09:58 В «Шримад Бхагаватам» говорится: [санскрит] «Тэнэ». Он дал наставления Брахме, «шабда Брахма». Он дал ему ведическое знание. «Хрида» из сердца. И это Хришикеша. Вы можете возразить: «Брахма был первым существом в этой Вселенной. Как кто-то ещё мог дать ему наставления?» Нет. Кто-то ещё всегда есть в сердце. Это Хришикеша. «Хришикеша» значит повелитель.

00:10:38 В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «sarvasya cāhaṁ hṛdi sanniviṣṭo». Он говорит об этом в пятнадцатой главе: «Я пребываю в сердце каждого. [mattaḥ smṛtir jñānam apohanaṁ ca] Из меня исходит забвение и память». Забвение тоже. Если вы хотите забыть Кришну, Кришна даст вам такой разум, что вы забудете Его навсегда. [санскрит]

00:11:19 Атеисты, демоны хотят забыть Кришну. И Кришна даёт им такой разум, что они обретают способность говорить об атеизме и писать многочисленные тома на эту тему. Но он получает этот разум от Кришны. Кришна даёт каждому возможность. «Ты можешь делать всё, что хочешь. Я дам тебе разум. Если ты хочешь стать атеистом? Я дам тебе разум, который поможет тебе стать совершенным атеистом. Таким как Хираньякашипу, Равана, Камса. Если же ты хочешь стать преданным, то Я дам тебе разум тоже, чтобы ты стал им». [санскрит]

00:12:16 Каждый кто посвятил себя служению с любовью и привязанностью, «тэшам», не все, не все. Не каждый хочет служить Ему. Все хотят стать Богом. Подражать Ему. Поэтому они говорят: «Почему только Кришна должен быть Богом? Я Бог». Хорошо, вы Бог. Но, вы не Верховный Бог. Почему вы об этом забываете?

00:12:46 Может вы Бог у себя дома, бог над своей женой. Но, когда вы отправляетесь к себе на работу, в контору, вы там перестаёте быть богом. Богом становится ваш начальник, и он отдаёт вам приказы, и вы должны их исполнять.

00:13:01 Мы можем заявлять: «Каждый из нас, все мы бог». Но, никто не может заявлять, что мы Верховный. «Я Верховный Бог». Это невозможно. Только Кришна может делать такие заявления. «Мой дорогой Дхананджая, нет никого выше Меня». И Он доказал это.

00:13:31 Итак, Бога нельзя выдумать. Бог есть Бог. Когда Кришне было всего три месяца от роду, и Он лежал на коленях своей матери, тем не менее, Он был Богом. Он смог убить Путану. Итак, Бога невозможно выдумать при помощи, так называемой медитации или мистической силы. Вы можете обрести какие-то незначительные силы Бога. Но, вы не знаете, насколько Бог могущественен. Вы этого не знаете. Поэтому, когда человек обретает небольшую силу, он думает, что он стал Богом. Он не знает, насколько велика мощь Бога.

00:14:22 И поэтому «шастра» говорит: «Может быть, вы бог в вашей атмосфере, в ваших границах. Вы можете думать, что вы бог. И все так думают. Но Верховный Бог – это Кришна». [санскрит] В Упанишадах сказано, что «Бог тоже Личность». Как мы с вами. [санскрит]

00:14:59 Но, Его Личность отличается от вашей личности, от моей личности. В чём разница? Он обеспечивает всем необходимым всех остальных личностей. В этом разница. Бог даёт нам пищу. Эту идею мы находим в Библии: «Боже, хлеб наш насущный дай нам на сей день». И это хорошо. Тем самым мы признаём, что Бог обеспечивает нас всем необходимым. Это «сукрити». Это «пуньяват». Если кто-то говорит: «Какой такой Бог? Мы сами себе выращиваем пищу». Как коммунисты говорят.

00:15:41 Они «душкритинам» - негодяи. Но, если кто-то отправится в церковь или храм, чтобы попросить что-то у Бога – это благочестивый человек. По крайней мере, он обращается к Богу. Итак, однажды, когда он станет продвинутым преданным, он перестанет просить. Он знает: «Зачем мне беспокоить Бога? Он кормит каждого. Зачем я буду просить у Него пищи? Он уже даёт мне пищу. Я должен служить Ему». И это разум более высокого порядка.

00:16:19 Зачем мне просить у Бога еды? Бог уже обеспечивает едой и кошек и собак, муравьёв, слонов. А я хочу немного пищи, разве он мне не даст? И особенно, если я посвящаю себя служению Ему. Даже обычный человек платит своему слуге. Неужели я буду голодать, если буду служить Богу? Это разум.

00:16:49 Это разум. Чего ради, мне беспокоить Бога? Если Он захочет, я буду голодать. Неважно. Я должен служить Господу. Это разум. [санскрит] И этот разум приходит к человеку после многих жизней, проведённых в усилиях направленных на самопознание. Это не так просто приходит.

00:17:22 Итак, не может быть и речи о том, чтобы преданному чего-то не доставало. К примеру, сегодня утром я разговаривал с одним человеком. Преданный ни в чём не нуждается. И зачем он должен нуждаться? Он не может нуждаться. Даже, не преданный. Если Бог кормит его, обеспечивает его, то почему преданный не получит всего этого?

00:17:56 Например, правительство. Хотя в государстве есть тюрьма, правительство кормит заключённых. Не подумайте, что поскольку их посадили в тюрьму, они голодают там. Скорее, голодают те, кто без работы остались, и они предпочитают оказаться в тюрьме и не оказывать никакого служения и получать бесплатную пищу.

00:18:20 Итак, все находящиеся в материальном мире – заключённые. [санскрит] «Ишвара» - Верховный Господь Кришна, как Хришикеша, находится в сердце каждого как «Параматма» и Он направляет каждого. Это подтверждается в Ведах на примере двух птиц, которые сидят на одном дереве. Эти две птицы – Кришна и живое существо. Параматма и «дживатма». «Дживатма» клюёт фрукт, а Параматма просто наблюдает за ней.

00:19:04 «Ануманта падрашта». Параматма смотрит, Хришикеша смотрит за тем, что вы делаете. Мы можем забыть, какой ерундой мы занимались в своей прошлой жизни, но Параматма есть, Она свидетель и Она даёт вам тело по вашим делам. Вы трудитесь, и Параматма является свидетелем всех ваших дел. И Она также подсказывает нам, поскольку мы забыли Кришну. Мы восстали против Кришны. Мы хотим действовать по собственной прихоти. Например, ребёнок хочет исполнять свои капризы. А отец останавливает его: «Дорогой дитя, не делай этого». Но если он настаивает, отец говорит: «Ну, хорошо, делай, как хочешь». Таково положение вещей.

00:20:03 Хришикеша, Параматма всегда ведёт нас, но мы не признаём его руководство. Таково наше положение. Арджуна признал Кришну: «Я послушаюсь тебя. Я буду действовать, как ты скажешь. Хотя ты не сражаешься». Поэтому здесь говорится Хришикеша. Он ведёт Арджуну. «Хришика» значит чувства. «Хришика иша». «Иша» значит Господь, повелитель. «Ишвара» или «Иша». Итак, Хришикеша. На самом деле он повеливает чувствами. Об этом вы прочтёте в «Бхагавад-гите». В одиннадцатой главе сказано: «Сарватах панипада мотат». «У Господа есть руки и ноги по всей Вселенной». Что это значит?

00:21:00 Наши руки, наши ноги – это руки, ноги Бога. Он Повелитель. Я заявляю, это моя рука. Но как только Бог лишает вашу руку силы, она парализуется, и вы не можете её восстановить. Поэтому истинный владелец – это Кришна, не вы. Вам дали возможность пользоваться этим. Используйте это, но не для собственных чувственных удовольствий, но для удовлетворения Господа. Тогда ваша жизнь совершенна, потому что всё принадлежит Кришне, Он Хришикеша. Он Господин.

00:21:40 Например, мы сидим в этом доме. Кто-то нам его дал. Аналогично, всё принадлежит Богу. Это самосознание. Моё тело принадлежит Богу, мой ум принадлежит Богу, мой разум принадлежит Богу. Я вечная душа, неотъемлемая часть Бога. Поэтому всё принадлежит «Ишвасе медам сервам». Всё принадлежит Богу. Если вы не пользуетесь этим, ради Бога. Это называется демонизмом. Если вы используете это для Бога, то это преданность.

00:22:22 Следует понимать, всё принадлежит Богу. «Мне ничего не принадлежит. Даже тело мне дано Богом». Почему разные тела? Почему тела разные? Бог даёт нам разные тела по нашей карме. Есть объяснения этому. [санскрит] Почему у нас разные тела? У нас разные формы тел. Потому что согласно нашей прошлой карме, мы создали определённое тело. И сейчас мы оказались в этом теле, и действуем в нём, согласно нашей карме, прошлой жизни.

00:23:08 Христианские теологи не верят в карму. Я учился в христианском колледже, в шотландском церковном колледже в наши молодые годы. У нас был профессор Акхард. И я слушал его лекцию. Он не верил в карму. Он сказал: «Если я страдаю или наслаждаюсь за свою прошлую карму, кто свидетель? Потому что должен быть свидетель, который подтвердил бы, что я это сделал». Но в, то время я не обладал такими знаниями. Дело в том, что Хришикеша свидетель. «Ануманту упадрашта». «Упадрашта». Он просто наблюдает.

00:23:58 Итак, у христиан нет представления о Параматме. Иногда они говорят о «Святом духе». Но должно быть чёткое и ясное представление. И Хришикеш является таковым. Хришикеша. «Хришика иша». Итак, «бхакти». Путь преданности предназначен для удовлетворения Повелителя чувств. «Хришикена». При помощи своих чувств, когда вы служите Хришикеше, Господину чувств – это называется «бхакти». Это определение «бхакти». [санскрит]

00:24:49 Итак, это наш долг, это самопознание. Всё принадлежит Богу. Ничего нам не принадлежит. Это коммунизм «Бхагаваты». Как коммунисты говорят: «Всё принадлежит государству». Мы же говорим: «Всё принадлежит Богу». Мы не говорим, что всё принадлежит всем. Нет. Мы говорим о коммунизме «Бхагаваты». Всё принадлежит Богу.

00:25:24 И потому, каждый может пользоваться собственностью Бога, насколько ему это необходимо и не более того. В противном случае он будет вором и будет наказан. Например, собственность отца. У каждого сына есть право жить, находясь под защитой отца. «Мадгрида акасьи свиданан» - это духовный коммунизм. Какое бы богатство ни было во вселенной, всё оно принадлежит Богу. И мы как сыновья Бога, имеем право, пользоваться этим богатством, но не более чем нам необходимо. Это духовный коммунизм. Если вы берёте больше, то вас накажут. Таков закон природы.

00:26:18 Поэтому, цель нашей жизни, должна состоять в том, чтобы понять что всё принадлежит Богу. Нам ничего не принадлежит. Это самопознание. Я тоже принадлежу Богу. Моё тело состоит из пяти элементов, моё физическое тело. «Бумиро понолов бою». Из земли, воды, огня, воздуха, эфира – это грубое тело. Тонкое тело, «камана бхудхи рева», ум, разум и эго. Таковы восемь элементов. И Кришна говорит: [санскрит] «Эти восемь пракрити – Моя энергия. Это Моя энергия».

00:27:13 Итак, вся Вселенная является творением материальной энергии Кришны. Мы пограничная энергия Кришны. Сейчас мы оказались в материальной энергии, потому что желали наслаждаться материальным миром. В духовном мире Кришна – единственный наслаждающийся. Как в духовном, так и материальном мире Он единственный наслаждающийся и это говорится в «Бхагавад-гите»: «Я наслаждающийся». Это необходимо понять. Он Верховный Наслаждающийся. Он наслаждающийся моей энергией, потому что моя энергия – это экспансия энергии Кришны..

00:28:04 Например, слуга и господин. Господин платит, даёт пищу слуге, предоставляет ему какие-то удобства. Это его энергия. Как же нужно использовать энергию? Её нужно использовать для господина, не для собственных удовольствий. И это совершенство жизни. Вы можете производить что-то собственной энергией, но вы не можете это использовать для собственного удовлетворения. Тогда вы станете совершенным. Если вы хотите сделать это, то Хришикеша, Господин чувств, даст вам разум, как это осуществить.

00:28:39 Например, Он даёт Арджуне разум. Поэтому здесь Господа называют Хришикешей. Как победить? Как воспользоваться своей энергией ради Кришны? Кришна хотел этой битвы. Арджуна был воином. И он воспользовался своим воинским искусством. Ради того, чтобы служить целям Кришны. И это совершенство жизни.

00:29:05 Итак, всё что у вас есть, если вы будете использовать это ради Кришны – это «бхакти». Даже если вы сражаетесь, вы можете стать великим преданным, как Арджуна. Он не повторял мантру на чётках, но он сражался. И, тем не менее «бактоси прийосиме». Кришна говорит: «Ты мой великий преданный». Люди могут сказать: «Он же не повторял мантру, он сражался. Как он может стать великим преданным?» Но Кришна говорит: «бактоси прийосими» «Ты мой дорогой друг. Ты мой преданный, потому что ты используешь свою энергию ради Меня». Так «бхакти» означает использование своей энергии ради Кришны. Тогда ваша жизнь совершенна. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 11 July 0209