Стопы Кришны - наилучшая защита в материальном мире

Лондон - 01 августа 1973
Законы и предписания ведения войны. На любое действие есть противодействие. Противодействие. Материальный мир полон опасностей. Как защититься от опасностей? Кришна наичистейший. Кто такой Кришна? Познать Кришну не так легко. Йоги. Повелитель всех йогов. Как поступает обычный человек. Положение Арджуны. Философия «Бхагавад-гиты».
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:27:18 | качество: mp3 96kB/s 25 Mb | прослушано: 209 | скачано: 176 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» первая глава тексты сорок пятый и сорок шестой. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 1 августа 1973 года в Лондоне, Англия.

00:00:24 Перевод: «Пусть лучше сыновья Дхритараштры с оружием в руках убьют меня на поле боя, безоружного и не сопротивляющегося. Санджая сказал: Промолвив это на поле боя, Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и сел в колеснице, охваченный скорбью».

00:00:45 У кшатриев есть такой обычай, если во время сражения ваш противник теряет оружие, вы должны предоставить ему его. Вы не можете оставить врага без оружия и воспользоваться этим, чтобы уничтожить его. Это против правил войны. Существует множество правил и ограничений в искусстве ведения боя. Нельзя думать: «Он мой враг. Поэтому неважно как я убью его». Нет. Есть законы и предписания.

00:01:40 Если у врага сломалась колесница и он упал на землю, вы тоже должны сразу же сойти с колесницы. Если вы на ногах, а противник на колеснице, превосходство будет у противника. Поэтому, он также должен сойти с колесницы. Это значит, поражённому врагу необходимо предоставить все возможности для того, чтобы он не подумал, что был убит в нечестном бою, поскольку находился в невыгодном положении.

00:02:24 Конечно, Арджуна позднее воспользовался обманом, когда убил Карну. Карна был безоружным, он упал с колесницы. Пока оказавшись на земле, Карна пытался вытащить колесницу, колесом увязшую в глине, Кришна обратился к Арджуне: «Настало самое время убить его. Срази его немедленно». В тот момент Карна был безоружен. Он упал с колесницы. И в таком положении Арджуна по приказу Кришны убил его. Это противоречило военному кодексу.

00:03:13 Итак, вы можете нарушать правила, только если Кришна приказал вам. Вы не можете ослушаться его. Это называется преданием. Если Кришна просит вас: «Сделай это», вы должны без раздумья выполнить его просьбу. Даже если это не правильно. Например, во время войны командир приказывает солдатам сделать что-либо. Их долг повиноваться. Солдат не должен рассуждать верно это или нет.

00:03:47 Например, Кришна посоветовал Юдхиштхире Махараджу: «Юдхиштхира Махарадж, ступай к Дроначарье и сообщи ему, что его сын мёртв». Это было неправдой. Кришна дал такой совет, потому что если бы Дроначарью не сковало горе, никто не смог бы убить его. Поэтому Кришна попросил Махараджа Юдхиштхиру: «Иди, потому что тебя именуют Дхармараджей за твою честность. Если ты скажешь это, он поверит тебе». Но, Юдхиштхира колебался: «Как я могу солгать?».

00:04:41 Он не повиновался Кришне. Он хотел оставаться образцом честности. По этой причине, ему пришлось увидеть ад. Итак, с мирской точки зрения есть множество правил определяющих что правда, а что ложь. Пока вы находитесь на материальном уровне, вы обязаны подчиняться этим правилам. На духовном уровне, если вы получили приказ Кришны, а Он выше всех этих двойственных понятий, Он Абсолют, поэтому даже если Он толкает на какой-то обман, на самом деле, ни одно слово Бога не является ложью. Бог Всеблаг.

00:05:32 Если вы оцениваете волю Бога с мирских позиций, то будете введены в заблуждение. Всякий, кто твёрдо и непоколебимо верит в справедливость любого деяния Бога, любого Его приказа, пусть даже с земной точки зрения они кажутся неправильными, это абсолютное понимание.

00:06:01 На духовном уровне не существует таких понятий как верное и неверное. Те, кто находится на этом уровне, хотят лишь одного, удовлетворить Кришну. Ничего более. Если Кришна побуждает меня поступить неправильно, я, не колеблясь, сделаю это. Я сделаю это. Потому что так приказал Кришна. Я должен руководствоваться таким принципом, если Кришна доволен, тогда всё хорошо.

00:06:43 Но, если мы всё ещё на мирском уровне, нам не следует оправдывать свой поступок тем, что Кришна якобы этим доволен. Нет, вы не можете так поступать. Вы должны следовать правилам и ограничениям. Но, не нужно ничего выдумывать. Вы должны получать указания либо от самого Кришны, либо, от самого Кришны мы не можем получать наставления, поскольку в настоящий момент у нас нет связи с Кришной. Мы пытаемся увидеть Кришну через прозрачную среду духовного учителя. Мы не можем выдумывать: «Этого хочет Кришна». Нет.

00:07:34 Вы должны подтвердить это у духовного учителя прозрачной среды. Таковы принципы. Арджуна говорит: «Протикарам апротикарам». «Протикарам» значит сопротивление. «Апротикарам» без сопротивления. Итак, он сообщает Кришне, если другая сторона, Дхартараштра: «Если сыновья Дхритараштры убью меня безоружного…». Это противоречит принципам войны, поэтому он говорит «апратикарам». «Если они поступят нечестно и убьют меня, застав меня врасплох, когда при мне не будет оружия…».

00:08:33 «Апратикарам». «Я приму это». «Ашастрам». В бою воин должен быть хорошо вооружён. Но, Арджуна говорит: «Если я не вооружён или не хочу сражаться, потому что я не хочу сражаться». Он так решил. «Я не могу убивать своих родных. Поэтому я не собираюсь противостоять им». «Протикарам». «И даже если они убьют меня в таком состоянии, в моих руках нет шастры, оружия». «Ашастрам и шастра панайа». «Они же вооружены до зубов».

00:09:27 «Если мои враги, мои двоюродные братья сыновья Дхритараштры, убют меня, я предпочту смерть. Я не собираюсь сражаться». «Если ты думаешь, что они воспользуются моим отказом…», Арджуна обращиется к Кришне, он приводит контраргумент: «Кришна, если Ты думаешь, что они воспользуются моим решением уклониться от битвы и тут же убьют меня, то я предпочту смерть, но сражаться не буду. Таково моё решение».

00:10:12 Итак, Санджая секретарь Дхритараштры, они находятся в комнате. Сказав так. Имя Арджуна стоит здесь в именительном падеже. Арджуна «санкхья», на поле сражения. «Радху пастха» на колеснице. «Упариша». Вы видели эту картину. Когда Кришна протрубил в свою раковину, а за Его спиной Арджуна пытается наложить на лук стрелу и начать бой. Однако, вместо боя он говорит: «Нет-нет, я не буду. Хватит. Я не буду больше воевать».

00:11:08 Почему же? «Шока самвидна мануса». Его ум переполнен горем. «Как я могу убивать своих родственников?». Вот что произошло. Итак, «апратикарам пратикарам». «Пратикарам» противодействие. В материальном мире на любое действие есть противодействие. Например, во время болезни вы должны принимать лекарство. Это «пратикарам». Болезнь возникает в следствие дисбаланса в организме. Мы должны восстановить этот баланс. Это «пратикарам». Лекарство это противодействие.

00:12:05 Подобно этому, если кто-либо намеревается убить вас, вы также должны быть готовы убить его. Это «пратикарам». Если кто-то тонет в море, вы должны помочь ему. Послать корабль или спасательную шлюпку. Этот материальный мир полон опасностей. Таков материальный мир. На каждом шагу опасности. Мы должны найти «пратикарам», противодействие. Как защититься от опасностей?

00:12:57 Например, на прогулке мы видим множество дверей с надписью «Опасно». Нас предупреждают. Иногда на дверях написано: «Осторожно, злая собака». Вы должны быть осторожны: «Нет, я не буду туда заходить». Нас везде подстерегает опасность, и для того чтобы уберечься от неё, нам необходимо противодействовать, «пратикарм». Это называется борьбой за существование. Материальный мир состоит только из опасностей и противодействий им.

00:13:40 Я несчастен. Поэтому, чтобы стать счастливым я должен работать. Мне нужны деньги. Вот что происходит. «Пратикарам», опасность. «Випадам». Тот, кто принял прибежище у лотосных стоп Кришны, «Мурари» значит Кришна.

00:14:28 Итак, «пунья яшо». Кришна славен своими благими деяниями. Кришна не поступает неправедно. Кришна наичистейший. Любое Его действие чисто. Негодяи не ведают этого. Кришна, по их мнению, аморален. И такие мошенники становятся профессорами, учителями. Они не знают, не понимают Кришны. Столько именитых профессоров, учёных не понимают Кришны. При этом они говорят о Нём. Они считают себя вправе преподавать науку о Кришне. Только представьте, насколько они бессовестны. У вас нет совершенного знания предмета, но вы тем не менее говорите о нём. Вот что происходит.

00:15:28 Кто такой Кришна? Кришна говорит [санскрит]. Мы должны знать Кришну, поскольку как только вы познаете Его, то тот час же достигнете освобождения. Но, познать Кришну не так легко. Поэтому Кришна говорит: «Прежде всего, станьте сиддхой, совершенным». Иными словами, обретите совершенное знание. Это называется «сиддха». Другое значение этого слова, необычайно могущественный, достигший всех совершенств йоги. Йога предполагает восемь совершенств.

00:16:27 Йоги обретают восемь «сиддх». Йогов также называют «сиддхами». С материальной точки зрения, йог может противодействовать всему и осуществить любое своё желание, если он достиг совершенства. Это называется «сиддхи». «Ашта сиддхи». Тем не менее, такой «сиддха» не может сравниться с Кришной. Кришну называют Йогешварой, повелителем всех йогов. Йогешвара. Йогам также не достаёт могущества Кришны.

00:17:11 Тем не менее, некоторые мошенники йоги не обладая никакими «сиддхами» заявляют, что стали богом. Но, какова ваша квалификация? Вы достигли всех «сиддх»? Тогда как же вы можете утверждать, что… Однако негодяи объявляют себя богом, а другие негодяи верят им. И те и другие животные.

00:17:40 Тот, кто не понимая истинного положения Кришны верит мошеннику объявившему себя богом считается животным. Если кто-либо заявляет: «Я не хуже Кришны» он непременно животное, сумасшедший. Он не знает могущества Кришны, Его положения как Йогешвары. И всё же объявляет себя Кришной, обманывая окружающих. А тот, кто принимает его таковым…

00:18:19 Прежде всего, необходимо понять Кришну. Если, не понимая Кришну кто-либо посчитает Его обычным человеком, это «мудха», негодяй. Кришна приходит в образе обычного человека, «манушья лила». Если я сделаю вывод, что Кришна ничем не лучше меня, простого смертного, то я «мудха».

00:18:59 Как обычный ребёнок в возрасте шести-семи лет может поднять целую гору Говадхана? Прежде всего, попытайтесь понять Кришну. Его могущество. Как трёхмесячный ребёнок может убить огромную демоницу Путану? Все эти жизнеописания приводятся в «Бхагаватам». Как можете вы ровнять себя с Кришной? Это безумие. Анимализм.

00:19:33 Слово Кришны должно быть законом. Если Он просит о чём-то, то в этом не может быть ошибки. В каком положении сейчас находится Арджуна? Кришна уже устроил эту битву. И Арджуна знает, что Кришна хочет этого сражения. Тем не менее, он говорит, он решает по своему. Это называется «майа». Он знает желание Кришны. Но, всё же выдвигает свою философию. В действительности Арджуна помещает себя в положение обычного человека. Обычный человек не знает Кришну, Его желания. И потому выдумывает собственную философию и свои цели. Так поступает обычный человек.

00:20:32 Однако, Арджуна всегда остаётся другом Кришны. Его зовут Гудакеша, тот, кто поднялся над тьмой. Он, несомненно, достиг этого. Как может невежество одолеть близкого друга Кришны? Это невозможно. Тогда почему Арджуна играет эту роль? Ему известно желание Кришны. Тем не менее, он говорит [санскрит]. Он играет эту роль, поскольку если бы Арджуна не поставил себя в такое положение, как бы была тогда поведана «Бхагавад-гита»?

00:21:20 Это подобно игре на сцене. Очень богатый человек в спектакле играет роль нищего. На самом деле, он не бедняк, но на сцене он входит в роль бедняка. Точно также не подвластны невежеству… Арджуна на какое-то время кажется сбитым с толку «майей» Кришны. Потому что Кришна хочет поведать духовную науку «Бхагавад-гиты» во благо всего мира. Поэтому и произошло это представление.

00:22:06 Итак, «пратикарам» и «апратикарам». Если наши меры противодействия, «пратикарам» не были одобрены Кришной, то у нас также ничего не получится. Прахлада Махарадж осознал это. Он говорит: «Мой дорогой господин Хираньякашипу, люди придумали столько способов противодействия, пратикарам, но тану бриттам, те, кто облечён в материальные тела только и делают, что изобретают методы противодействия опасностям, но все эти средства защиты не принесут успеха без твоего дозволения».

00:23:05 Подобным образом, Арджуна находится под защитой Кришны. И хотя Арджуна не вооружён как следует, «апратикарам», он тем не менее будет спасён, потому что рядом Кришна. С другой стороны, даже вооружённые до зубов вы будете обречены, если Кришна не захочет спасать вас. Всегда помните об этом. Если Кришна хочет убить вас, никто вас не спасёт. Если Кришна захочет спасти вас, никто не сможет вас убить.

00:23:57 Прахлада Махарадж приводит пример: «Мой Господь Нрсимхадева». Родители, в действительности не являются защитниками своих детей. Как правило, мы думаем: «У этого ребёнка есть отец и мать и они надёжно оберегают его». Нет. Каждый отец, каждая мать хотят защитить своё дитя. И тем не менее, ребёнок вынужден встретиться с опасностью и умереть. Есть столько таких случаев.

00:24:45 Отец и мать это противодействие опасностям в отношении их ребёнка. Но, Прахлада Махарадж говорит: «Нет, они не являются противодействием». Нельзя сказать, что если отец и мать очень сильны и богаты ребёнок будет ограждён от опасностей. Нет, это невозможно. Затем, «нартасья чагадам». Лекарства. Смертельно больной человек. Если вы думаете, я найду лучшего врача, куплю лучшее лекарство и пациент будет спасён. Нет, это невозможно. Невозможно. Мы знаем много подобных случаев.

00:25:43 Тогда, ни один богач бы не умирал. Ведь у них есть деньги. Они могут нанять лучших врачей и купить лучшее лекарство и только этим противостоять болезням. «Пратикарам». И так спастись. Но, это невозможно. Есть много подобных примеров. Итак, вывод в том, если ты решил, что этот человек, этот ребёнок не может быть спасён, тогда никакие «пратикарам» не помогут. Не помогут. Поэтому, Кришна истинная «пратикарам». Истинное противодействие.

00:26:32 Поэтому, нам лучше принять прибежище Кришны. Следуя Его же словам. Мы должны всегда помнить, что если Кришна не защищает нас, нам не помогут никакие средства противодействия. Поэтому наш долг, всецело предаться Кришне и искать Его защиты. Кришна говорит: «Да», «ахам тум сароу папибьё», «Я защищу тебя». Такова философия «Бхагавад-гиты». Мы должны верить в обещание Кришны. В то, что если мы без остатка посвятим себя Его лотосным стопам, Он готов оказать нам всестороннюю защиту. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 15 марта 2020