Искусство проповеди

Лондон - 22 июля 1973
Кто такой кшатрий. Долг царя. Обязанность правительства. Телесное мировоззрение. «Свои люди». «гьяна» и «вайрагья». Знание и отрешённость. Семейный узел. Духовное образование. Восемь видов превращения тела. Основой всего является душа. Практика йоги. Материальное тело. Ум переносит душу. Всегда помнить о Кришне. Смысл обучения. Молитва царя Кулошекхара. Экзамен жизни. Прахлада Махарадж. Что такое проповедь. Как нужно проповедовать. Проповедник Арджуна. Что значит изучать «Бхагавад-гиту».
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:35:18 | качество: mp3 96kB/s 32 Mb | прослушано: 54 | скачано: 58 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» первая глава тексты двадцать восьмой и двадцать девятый. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 22 июля 1973 года в Лондоне, Англия.

00:00:24 Перевод: «Арджуна сказал: О Кришна, видя перед собой друзей и родственников, горящих желанием сражаться, я чувствую, как у меня подкашиваются ноги, и во рту пересыхает. Тело моё охватила дрожь, волосы встали дыбом, лук Гандива выпадает из моих рук, а кожа пылает как в огне»

00:00:47 Арджуна великий воин. И кшатрию не составляет большого труда убить кого-либо. Кшатрий учится этому. Они охотятся. И охота разрешена для кшатриев. Например, врачи учатся проводить хирургические операции на трупах. Конечно, порядочный человек не способен воткнуть нож в чьё-либо тело.

00:01:46 Понятно, что это трудно сделать человеку. Конечно, воры и разбойники могут пырнуть ножом. Итак, также как врачи, хирурги учатся оперировать скальпелем на трупах, чтобы определить, где находятся нервы и так далее. Также и кшатриям разрешается охотиться для того, чтобы учиться убивать. Кто такой кшатрий? «Кшат» значит вред, а «тра» - это «трайте», спасающий. Кшатрий обязан защищать подданных от вреда со стороны других. И таких людей называют кшатриями.

00:02:38 «Брамана» - это тот, кто знает Брахму, Всевышнего. Браман, кшатрий, вайшья, шудра. Эти классы определяются качествами. Гунами. «Гуна» значит качества. И карма – это реальная деятельность гуны.

00:03:11 Итак, Арджуна был кшатрием. Его Дроначарья обучал его искусству убивать. Ненасилие не входит в обязанности кшатрия. Это трусость. Их учат тому, как применять силу. В противном случае они не смогут править. В былые времена в суде председательствовал царь и он быстро выносил приговор. Не нужно было ждать решения суда десять лет, после того как все уже забыли о преступлении. Такого не было.

00:03:56 Регулярно царь садился в доме собраний и всех преступников выставляли на суд самого царя. Иногда царю приходилось собственноручно убивать своей саблей преступника. Даже в европейских странах члены монарших династий обучались этому. Сейчас обществом управляет демократическое правительство, конституция. У царя нет власти. Но это не хорошо для людей.

00:04:41 Демократия – это фарс. По крайней мере мне это не нравится. Потому, что собрав необходимое количество голосов, разные негодяи попадают в правительство. Но знают ли они как управлять государством? Поэтому в настоящий момент, во всём мире нет ни одного нормального правительства.

00:05:11 Считалось, что в Америке хорошее, очень хорошее правительство. А сейчас мы можем наблюдать, то как повёл себя мистер Никсон. Это невозможно. Прежде кшатрии учились править народом. Их учили великие полководцы, такие как Дроначарья, например. Он обучал Арджуну, Дурьодхану. Всех царевичей учили тому, как убивать. Не только убивать. Но их учили, как править людьми в соответствии с шастрой. Обязанность царя позаботиться о том, чтобы все в стране были должным образом заняты и исполняли свои обязанности.

00:06:06 Таков долг царя. Не было и речи о безработице. Это первая обязанность правительства. Потому что если человек без работы, то он превращается в «кузницу дьявола». Если вам нечем заняться. Как раз это то, что сейчас происходит. Сын богатого человека бездельничает. Его ум превращается в «кузницу дьявола» и поэтому отсюда возникают всевозможные направления, всевозможные теории. Но все должны заниматься какой-то работой. И это главная обязанность правительства. Следить за этим. Чтобы браманы исполняли свои обязанности, кшатрии свои обязанности.

00:06:50 Арджуна не был трусом, он был опытным воином. Тем не менее, «дэхатма будхи», телесное мировоззрение очень сильно. И Арджуна признаётся: «Мой дорогой Кришна, мне приходиться убивать своих людей». Что значит своих людей? Это указывает на телесные связи. Почему другие не считаются своими людьми? Все свои люди. Потому что все сыновья Кришны.

00:07:35 Итак, когда человек обретает Сознание Кришны, он видит во всех своих людей. Когда же он не сознаёт Кришну для него свои люди только те, кто связан с ним родственными узами. В этом изъян. Люди говорят о гуманитарной деятельности, о человеколюбии, о коммунизме и так далее. Но когда на кон ставятся родственные связи, всё сразу меняется.

00:08:15 Вы знаете, в коммунистической стране Хрущёва сместили из-за того, что он покровительствовал своим людям. Это была его ошибка. Итак, вы можете говорить «Я за всех». Но вы питаете привязанность к своим людям. Это называется непотизмом, семейственностью. Великие лидеры. Очень часто это происходило с ними. Наш Джавахарлал Неру посылал своих людей в качестве послов. Как это было, например, с Виджая Лакшми, с женщиной, которая выступала послом, верховным комиссаром страны.

00:09:05 Итак, эта проблема кумовства и блата повсюду распространена. И Арджуна был великим воином. Он мог сражаться с целой армией. «Юютсу». На другой стороне тоже были великие герои. Они обладали боевым духом, «юютсу». Если люди не имеют боевого духа их можно очень легко убить. Но хотя они преисполнены этого боевого духа, тем не менее, он колеблется, потому что это его люди.

00:09:49 Итак, это понятие «свои люди» связанное с телом. И оно является барьером к духовному пониманию. До тех пор пока в нас существует это представление о жизни «Я тело» и каждый, кто связан с этим телом является моим человеком, моим родственником, близким. Это представление о жизни величайшее препятствие для продвижения в духовном сознании.

00:10:25 Поэтому, Ведическая цивилизация построена так, чтобы побудить человека освободиться от этих невежественных представлений о «своих людях». Это называется «вайрагья». Необходима «гьяна» и «вайрагья». Два компонента в человеческой жизни. Знание и «вайрагья», отрешённость. Наши привязанности растут. Прежде всего они растут.

00:10:58 Весь этот мир вертится вокруг полового желания. Мужчина привлекается женщиной, женщина привлекается мужчиной. Это естественные узы природы. «Кандалы». Когда они сходятся вместе либо отец и мать сводят их, либо они сами знакомятся эти «кандалы», эта привязанность она усиливается.

00:11:39 «Хридая гранти». «Узел в сердце». «Она моя жена». «Он мой муж». Конечно, сейчас этот узел очень слаб, раньше он был очень твёрдым. Потому что раньше женщине не позволялось общаться с какими-либо другими мужчинами. Также и мужчине не позволялось общаться с другими женщинами. Это свободное общение ослабило этот «семейный узел», «хридая гранти». Поэтому, по любому даже самому незначительному поводу разгорается ссора между мужем и женой и они разводятся. Потому что этот союз он не очень крепок сейчас. Это хорошо, так или иначе, он по той или иной причине ослабляется.

00:12:35 Итак, это чувство родства проистекает из телесных представлений о жизни. Арджуна подготавливает почву для наставлений «Бхагавад-гиты». Потому что в этих духовных наставлениях Кришна начнёт отделять душу от тела. До тех пор пока человек не поймёт, что душа отлична от тела не может быть и речи о духовном образовании. Это основной принцип. Если вы не понимаете природу души, вечной души, то о каком духовном образовании может идти речь?

00:13:26 Итак, Арджуна был обусловлен этим родственным сознанием. И он открыто в этом признаётся. «Что это такое? Я должен убивать своих людей?». «Сваджинам». «Сваджинам» значит мои люди. «Нет-нет». «Сиданти мамагантранти». «Я дрожу. Во рту у меня пересыхает». У нас есть этот опыт. В минуту опасности все эти признаки проявляются в нашем теле.

00:14:13 Эти признаки разное превращение нашего тела проявляются в минуту опасности и точно также такие признаки можно наблюдать в момент духовного блаженства. Это называется «ашта сатвика викара». Восемь видов превращения тела.

00:14:40 Итак, в нашем теле находится множество энергий в скрытом состоянии. Они проявляются со временем, когда ум и разум начинают действовать по-разному. Об этом свидетельствует наука. Каким образом всё это проявляется, всё это проявляется благодаря душе, через разум и ум, которые создают повод для проявления этих телесных признаков. Поэтому тело или чувства не единственная истина.

00:15:24 Современное образование учит людей тому, что тело единственная реальность. Нет. На самом деле тело состоит из чувств. Нашим материальным зрением мы наблюдаем тело. Но признаки тела проявляются потому что существует также и ум. А ум функционирует благодаря присутствию разума. А разум функционирует потому что существует душа. Таков путь. Основой всего является душа. Душа действует через разум. Разум действует через ум. А ум находит своё выражение через чувства.

00:16:23 Итак, когда мой ум погружается во что-то в какую-то тему в моём теле проявляются определённые признаки, чувства начнут функционировать в соответствии с состоянием ума. Поэтому, ради духовного продвижения, в том числе, вы должны тренировать свой ум.

00:16:56 Прежде всего, сосредоточьте ум. Йога это «индрия самьяма». Практика йоги – это управление умом и чувствами. В этом заключена практика йоги. Дело в том, что наш ум очень неустойчив, он постоянно меняется. Что-то он сейчас принимает, потом тут же отвергает. Он очень неустойчив. Поэтому мы должны воспитывать свой ум. Если наш ум натренирован, естественным образом ваши чувства окажутся у вас в подчинении. Если вы решительно настроены, не есть ничего, что не было предложено Кришне, то естественным образом вы подчиняете свой язык. Это происходит естественно.

00:17:52 Бхактинот Тхакур пел: «Наше тело представляет собой совокупность невежества» Почему мы получили материальное тело, потому что забыли о Кришне. Мы хотели господствовать над материальной природой. Вот почему. Поэтому сообразно нашим разным желаниям мы получили разные тела.

00:18:32 Здесь пятьдесят или сто человек находится в этом помещении, и нет ни одного одинакового тела. Мы все отличаемся друг от друга лицом и всем остальным. Потому что у каждого из нас разные желания. Поэтому выражение лица, строение тела, всё это определяется состоянием ума и также в момент смерти состояние ума переносит нас в другое тело.

00:19:07 Ум перенесёт душу, всё это объясняется в «Бхагавад-гите». Так если вы натренируете свой ум, это Сознание Кришны. Всегда помнить о Кришне. И тогда возможно в момент смерти вы будете помнить о Кришне и ваша жизнь обретёт успех. Вы тот час перенесётесь на Кришна-локу. В этом смысл обучения.

00:19:50 Итак, мы всегда должны думать о Кришне. Двадцать четыре часа в сутки. Чайтанья Махапрабху рекомендовал [санскрит]. Если мы серьёзно настроены достичь той локи, того места где находится Кришна, мы должны тренировать свой ум очень хорошо, чтобы в момент смерти быть в состоянии помнить о Кришне.

00:20:33 Поэтому один великий царь Кулошекхара молится Кришне [санскрит]. Я забыл. Суть в том царь Кулошекхар молится Кришне. «Адьйайва». Он молится: «Кришна, сейчас у меня хорошее здоровье, поэтому, пожалуйста, даруй мне смерть прямо сейчас». «Адьйайва». «Прямо сейчас».

00:21:26 «Чтобы мой ум, который сравнивается с лебедем, мог обрести счастье, запутавшись в стеблях лотоса Твоих Стоп». Стопы Кришны всегда сравниваются с лотосом. И лотос, у него есть стебель, и лебеди наслаждаются, запутываясь в этих стеблях, они иногда ныряют под воду и развлекаются так. И он сравнивает свой ум с этими игривыми лебедями. «Раджа хамса».

00:22:09 «Также как раджа хамса наслаждается, запутываясь в стебле лотоса, также и Твои Лотосные Стопы подобны стеблю, пусть же мой ум подобный раджа хамсе, запутается прямо сейчас в стебле Твоих лотосов. В противном случае, я не могу быть уверенным, когда все мои биологические функции расстроятся, капха, вата, пита, когда из моего горла будут исходить предсмертные звуки, как я смогу помнить о Твоих Лотосных Стопах? Поэтому позволь мне умереть прямо сейчас. Сейчас, когда я достаточно здоров. В противном случае, я могу не достичь этой цели» В этом смысл его молитвы.

00:23:05 Ум нужно поддерживать в здоровом состоянии. «Сангья». Поэтому тот кто умирает в полном сознании о Кришне, достигает успеха. В Бенгалии говорится: «Вы можете быть очень великим преданным, хорошо, но проверится это в момент вашей смерти, насколько вы помните Кришну. Это будет экзаменом. Если мы забываем в момент смерти, если мы уподобляемся попугаю, как попугай, он тоже может повторять Харе Кришна, но если кот хватает его за горло, он кричит «ка-ка-ка». Он перестаёт повторять имя Кришны.

00:24:01 Итак, искусственная практика не поможет нам, мы будем просто каркать. Итак, мы должны практиковать Сознание Кришны с самого начала, если действительно серьёзно намерены вернуться домой к Богу. Не нужно откладывать это до двух или трёх последних лет перед смертью. Это не так легко. Поэтому, Прахлада Махарадж рекомендует [санскрит].

00:24:49 Ему было пять лет и он сознавал Кришну ещё в утробе своей матери. Он слушал наставления от Нарады. Нарада поучал его мать. Прахлада находился тогда в чреве матери и к счастью по милости Господа, он услышал все наставления Нарады, ещё находясь в утробе матери. И благодаря этому, в самом начале своей жизни он сознавал Кришну.

00:25:24 С самого начала как только он родился он сознавал Кришну. Итак, он советовал своим одноклассникам, он проповедовал им. Ему было всего пять лет, но он пользовался возможностью проповеди. Прахлада родился в демонической династии, и все его одноклассники тоже были сыновьями демонов и они не могли ничего знать о Сознании Кришны, но он постиг Сознание Кришны, находясь ещё в материнской утробе.

00:25:59 И он пытался проповедовать им. Потому что он был сыном царя и не было другой возможности для проповеди. Ему было всего пять лет. И он воспользовался возможностью отсутствием учителей в классной комнате и проповедовал. Таков дух проповеди. Как только у вас появляется возможность, вы проповедуйте. О чём? Что такое проповедь. Чайтанья Махапрабху советует [санскрит]. Вот, что такое проповедь. Кого бы вы ни встретили, просто рассказывайте наставления Кришны.

00:26:39 Если вы достигли высокого уровня, если вы знаете наставления Кришны, если вы постигли их читая «Бхагавад-гиту» вы можете проповедовать другим. Если же вы ничего ни читали, допустим, вы ничего не знаете, то вы тоже можете проповедовать. Как? Просто говорите людям «Станьте преданным Кришны, дорогой господин». Это тоже проповедь. Просто предайтесь Кришне. Идите от дома к дому, если вы ни на что не способны, просто говорите «Мой дорогой господин, вы очень хороший человек, очень разумный, повторяйте Харе Кришна».

00:27:18 Прапамананда Сарасвати учил такой проповеди [санскрит]. Таков метод проповеди. В соответствии с Ведической традицией, если человек хочет выразить глубокое смирение, когда обращается к другому человеку, то он должен зажать в зубах соломинку. «Трина».

00:27:50 Как нужно проповедовать? Зажать соломинку в зубах и припасть к стопам человека и ласково обратиться: «Сэр, вы такой великий человек, такой разумный». Вы льстите, хотя он может глупец последний. Вы должны ему так польстить. Сказать: «Нет никого разумней вас. Вы такой богатый, вы такой красивый». Как нищие иногда попрошайки делают. «Стань же царём». И человек думает: «О, меня благословляют. Хорошо, возьми пайсу». Итак, льстить тоже нужно.

00:28:41 Человек может спросить: «Почему ты такой смиренный? Почему ты мне такие лестные слова говоришь? С каким намерением? Расскажи». И тогда вы говорите: «Я садава. Вы великий садху. Я понимаю, что вы знаете столько всего хорошего, но забудьте всё это, пожалуйста. Все те глупости, которым вы научились, пожалуйста, забудьте. Такова моя просьба. Просто внимайте словам Шри Чайтаньи Махапрабху. Такова моя просьба» Вот что такое проповедь.

00:29:35 Это проповедь. Вы льстите, припадаете к его стопам, превозносите его как великого садху, как очень разумного, очень богатого человека, так, чтоб он прислушался к вам. И когда он спрашивает «Что же ты хочешь?» Вы говорите «Вот чего хочу. Пожалуйста, забудьте обо всех тех глупостях, которым вы научились». Потому что я знаю, что вы последний глупец и негодяй, у вас столько всякого мусора в голове, пожалуйста, выбросьте его оттуда. Выбросьте всё это. Подальше. И даже не смотрите в ту сторону. «И что же мне делать тогда?». «Пожалуйста, слушайте слова Чайтаньи Чандры».

00:30:24 «Просто попытайтесь постичь милость Шри Чайтаньи Махапрабху. И вы почувствуете себя на высоте». Не нужно слепо следовать. Если вы разумный человек, рассудите сами своим разумом, то о чём вам говорит Чайтанья Чандра. Расскажите об этом человеку. Это проповедь.

00:30:59 И Арджуна должен быть проповедником. Практическим проповедником. Какова его проповедь? Он должен был пожертвовать всем ради Кришны. Это проповедь. Арджуна станет величайшим примером того, как обрести Сознание Кришны. В последней десятой главе он скажет: «Мой дорогой Кришна, Кешава я безоговорочно принимаю всё, что ты сказал мне». Не давая никаких толкований, интерпретаций. «Арда кукути ньйайа»..

00:31:51 Все мошенники так поступают. Они воспринимают «Бхагавад-гиту» на основе «арда кукути нйайи». «Ньйайа» логика, есть такая разновидность логики. «Арда кукути ньйайа». «Кукути» это курица. Курица откладывает каждый день одно яйцо. И хозяин курицы рассуждает: «Это курица хорошая. Она каждый день откладывает по яйцу. Но вот её клюв дорого мне обходится. Он ест. Поэтому нужно отрезать его. Оставить только ту половину, которая несёт яйца».

00:32:35 Итак, есть такие негодяи, которые изучают «Бхагавад-гиту» опираясь на принцип «арда кукти ньйайа» - отрезать это и взять это, отрезать это и взять это. Если вы отрежете голову, яйца перестанут нестись. Но негодяи не знают об этом. Если вы отрежете голову, курица перестанет нести яйца. Аналогично, если вы попытаетесь изучать «Бхагавад-гиту» исходя из собственных прихотей, отрезать это и принять это, это не изучение «Бхагавад-гиты», это что-то другое. Это что-то другое.

00:33:12 Поэтому мы должны учиться у Арджуны тому как воспринимать «Бхагавад-гиту». Он сказал: «Кришна, Ты Верховная Личность Бога. Всё, что Ты сказал, я принимаю, как оно есть». Вот что значит изучать «Бхагавад-гиту».

00:33:37 Итак, «сваджанам» это препятствие. И сейчас он признаётся в этом. Он признаётся, что он последний глупец, хотя это не так. Но он подготавливает почту для того, чтобы Кришна рассказал «Бхагавад-гиту». Поэтому «сваджанам» совсем не влияет на него. Но он играет такую роль. Он говорит: «Это моя проблема. И мне придётся убивать, когда я вижу своих родных. Ведь я глупец. Я последний глупец. Я называю их сваджана». В шастре это называется «сваджанакьйа дасью». «Сваджанакьйа дасью» все они воры. Мошенники. И при этом они объявляют меня своими родными.

00:34:34 Допустим, у вас в кошельке сто долларов. Если карманник крадёт их у вас и вы его ловите, то вы тут же сдаёте его в полицию. Однако когда вы приходите домой, после тяжёлого трудового дня и ваша жена забирает у вас деньги, вы смеётесь: «О, ты забрала у меня все деньги». Она тот же карманник. Но поскольку она «сваджанакьйа дасью», карманник под именем «сваджана», муж очень доволен. «У меня жена забрала деньги, сын забрал. Ну и пусть». А если другие заберут, вы сдаёте их в полицию. Все занимаются тем же самым. Человек в поте лица горбатится денно и нощно, а они обирают его. И тем не менее они думаю «Они мои сваджанам, они мои родственники». И это называется иллюзией.

транскрибирование: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 11 октября 2019