Ссылаться на писания. Удовлетворить Вишну

Лондон - 30 июля 1973
Семейная традиция. Цель человеческой жизни. Чайтанья Махапрабху. Мы обязаны ссылаться на авторитетные свидетельства. Верховная власть. Вселенная. Наша конечная цель. Как удовлетворить Кришну. Человек должен стать «вайшнавом». Замысел всех Вед. Кто такой «брахман». Традиция каждого. Слуга чувств. Контроль чувств. «Бхакти».
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:30:24 | качество: mp3 96kB/s 27 Mb | прослушано: 171 | скачано: 173 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» первая глава текст сорок третий. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 30 июля 1973 года в Лондоне, Англия.

00:00:21 Перевод: «О Кришна, хранитель рода человеческого, от наставников, принадлежащих к цепи духовных учителей, я слышал, что те, чьи семейные традиции разрушены, навеки поселяются в аду».

00:00:35 Итак, чья семейная традиция? «Манушьянам». У людей есть семья и семейные обряды. «Кула дхарма», «джати дхарма». Например, это предназначено для людей. «Манушьянам». Не для животных.

00:01:13 Общество не может называться человеческим до тех пор пока люди не примут принцип «варнашрама дхармы». Как это предписывает Кришна, Верховный Господь. Такие люди не лучше животных. Поскольку их жизнь не регламентирована человеческими принципами. Поэтому в «Вишну пуране» в разгаворе с Рамананда Раем Чайтанья Махапрабху спросил у него: «В чём истинная цель жизни?».

00:02:13 «Садхья садхана». «Садхья» и «садхана». Такова цель. «Садхья» значит предназначение человеческой жизни. Цель жизни. И «садхана». «Садхана» значит деятельность позволяющая достичь этой цели. Это называется «садхья садхана».

00:02:50 Хотя Дарвин в своей теории предлагает некую идею развития, эволюции. Он не знает, в чём заключается цель жизни. Для чего нужна эта эволюция? Эти негодяи не знают этого. Они просто придумывают отталкиваясь от идеи почерпнутых из «Падма пураны», «Брахма вайварта пураны». Насчитывается восемь миллионов четыреста тысяч видов «джива джати».

00:03:37 Об этом было уже известно. «Брахмабгих». Так живое существо блуждает в круговороте перевоплощений. Эта информация, возможно, навела господина Дарвина на некоторые мысли, но он не смог дать правильного объяснения. Он не смог понять того, кто блуждает? «Брахмабгих». Поэтому наука сейчас переживает состояние хаоса. Так или иначе, почему живое существо скитается по всей вселенной не находя себе место? Должна быть какая-то цель. Оно жаждет её обрести.

00:04:36 В жизни должна быть некая цель. Метод достижения этой цели называется «садхья». Зачем мы тяжело трудимся, стремясь к счастью или к чему-либо ещё? Мы так напряжённо работаем. Чайтанья Махапрабху спросил об этом: «В чём цель жизни?». Если такой цели нет, какой смысл прилагать столько усилий? Чайтанья Махапрабху спросил об этом: «В чём цель жизни?». Если цель жизни отсутствует, то ради чего бороться? Зачем? У жизни должна быть некая цель. «Садхья». И «садхана» это средство достижения цели жизни. Это называется «садхана».

00:05:25 Итак, Рамананда Рай процитировал. Когда двое учёных беседуют друг с другом… Как например, в наши дни стало модным говорить: «По-моему мнению…», «Я думаю так-то…». Глупость. О чём вы можете думать? О чём знать? Но, люди так гордятся своим мнением, все гордятся. Недавно ко мне приходил Алистер Харди. Он тоже сказал: «По-моему мнению…». Никто не хочет считать себя последним дураком. Но, чего стоит его мнение? Об этом никто не думает. Но, таков принцип Вед.

00:06:20 Даже Чайтанья Махапрабху. Когда Пракашананда Сарасвати спросил его: «Ты саньяси. Ты не изучаешь Веданту. Ты просто поёшь Харе Кришна». «Саньяси» обязан всё время изучать философию. И прежде всего философию Веданты. «Что же это такое? Ты поёшь как сентименталист». Чайтанья Махапрабху ответил: «Да, мой Гуру Махарадж, духовный учитель, считал меня последним глупцом».

00:07:08 Пракашананда Сарасвати знал, что в свои студенческие годы Чайтанья Махапрабху был великим учёным. При этом, он считает себя последним глупцом. Автор «Чайтанья-Чаритамриты» говорит о себе: «Я ниже навозного червя». «Логишта» значит ниже, самый низкий.

00:07:54 Он приводит в пример Джагая и Мадхая. Они были грешниками. Потому что пьянствовали и охотились за женщинами. Итак, в «Чайтанье-Чаритамрите кахе» он говорит: «Джагай, Мадхай хайте муни сепа пишта». Никто из них не считает себя великим человеком. И что имеют права давать собственное мнение. Это мошенничество. Все должны сознавать: «Чего я стою?» И такой человек воистину учён, смирен и кроток.

00:08:51 Никто не должен думать: «Я всё изучил», «Я могу превзойти всех», «Я поднялся надо всеми правилами и ограничениями. Я стал Парамахамсой». Это обман. Все должны всегда думать так: «Я последний глупец». И тогда мы будем продолжать прилагать усилия на пути к совершенству. Если же мы думаем: «Теперь я достиг совершенства. Стал Парамахамсой». Тогда мы не сможем следовать регулирующим принципам духовной жизни. И нас ждёт падение.

00:09:30 Здесь Арджуна также говорит: «Кришна, я услышал это от истинных учителей». Он ни разу не сказал: «Кришна, по моему мнению, если мы поступим так, люди попадут в ад». Он высказывает не своё мнение. Он говорит: «Ити» - так, «анушушрума» - «я услышал». Это называется «парампарой». Никто не должен приводить своё мнение. Чтобы подкрепить свои слова мы обязаны ссылаться на авторитетные свидетельства.

00:10:18 Подобным образом, когда Чайтанья Махапрабху спросил: «В чём заключается цель жизни? И как её достичь?». Рамананда Рай приводил не своё мнение. Он не говорил: «Я считаю, это так». Здесь Арджуна также говорит: «Ити анушушрума». «Я услышал это». «Шушрума» означает слышанное из достоверного источника.

00:10:51 Итак, Рамананда Рай сказал: «Истинная цель жизни – удовлетворить Верховную Личность Бога». Например, в чём наш долг как граждан общества? Мы хотим удовлетворить власть, правительство. В этой стране, если человек верой и правдой служит правительству, его посвящают в рыцари. Он становиться графом, лордом. У них множество титулов. В любой стране правительство признаёт тех кто зарекомендовал себя как достойные граждане.

00:11:47 Если даже в нашей обычной жизни существует такая традиция, тогда мы должны стараться завоевать признание Верховного Правителя, Высшего Правительства. Вот, что должно стать целью нашей жизни. Это здравый смысл. Но, они считают, что Верховного Правительства не существует. Они думают: «Это мы избираем Высшее Правительство». Нет. Существует столько царств, столько планет. На каждой планете есть правительство, есть власть. Но, над всеми довлеет Власть Верховная. Кришна. Это слова «шастр».

00:12:36 Есть множество власть имущих. На этой планете есть правительство. Есть таковое и на других планетах. Брахма повелевает целой Вселенной. Например, в нашей правительственной структуре отдельные министерства подчиняются министрам. Над министрами также стоит представитель власти. По аналогии, Кришна Верховный Собственник. «Сарвалока Махешвара». И у Него есть множество секретарей, помощников. Их называют «брахмами». «Брахма» это управляющий одной «брахмандой», вселенной.

00:13:28 И «брахм» миллионы и триллионы. Бессчетное количество. «Ананта коти». «Коти» значит неисчислимое. «Джагад анда» это вселенная. «Брахманда» или «джагаданда». «Анда» значит то, что имеет форму яйца, круглое, яйцеобразное. Отсюда такое название «брахманда». «Бху гола». «Гола» значит овальная.

00:14:07 Я слышал, что до возникновения науки люди находились под впечатлением, что мир квадратный. Так? Плоский. Плоский, да. Но, ещё миллионы лет назад ведическая «шастра» сообщала «бху гола», «гола» значит шарообразный. Представьте себе. Но, эти негодяи говорят, что раньше люди не были столь разумны. Они считают разумными себя, так как думают, что этот мир круглый. А у тех, кто миллионы лет назад говорил то же самое, разума не было. Подумать только.

00:14:54 «Бху гола». «Гола» значит шарообразный. Подобным образом «джагад анда», «анда» значит круглый как яйцо. «Джагад анда». Эта вселенная по форме напоминает яйцо. И мы можем это наблюдать. Небо оболочка этой вселенной сферична. В любом случае, поскольку мы находимся здесь под руководством этого маленького правительства, наш долг служить ему. Предположим, если вы оскорбите королеву, если на собрании принародно скажете: «Королева проститутка». Что с вами будет? Вас тут же арестуют и накажут.

00:15:45 Вы можете говорить так у себя дома. Никто не услышит. Но, если вы произнесёте эту хулу на публике, то сразу же станете преступником. Поэтому ваш долг уважать королеву и подчиняться приказам правительства. Вот ваша цель. Если хотите стать почётным гражданином… В чём разница между хорошим гражданином и рецидивистом? В том, что хороший гражданин всегда старается угодить правительству, следуя его законам. Поэтому, наша конечная цель это угодить Верховному Правительству, Кришне. Поскольку Кришна Верховный.

00:16:36 Эти вселенные являются царством Кришны. У Него много царств. Например, в этом мироздании множество вселенных. Точно также в духовном мире есть множество планет. В этом нет ничего сенсационного. Почему люди этого не понимают?

00:17:04 Поэтому, чтобы стать совершенными мы должны удовлетворить Кришну. Чтобы стать совершенными. Мы должны удовлетворить Кришну. «Вишнур арадьяте». Как же стать «вишнур арадьяте»? Для этого и существует философия.

00:17:28 Предположим, на работе вы исполняете поручение вашего непосредственного начальника. Хотя он и не последняя инстанция. Над ним стоит другой менеджер, над тем же находиться секретарь. Над ним директор. Управляющий директор. Это понятные всем отношения. Подобным образом во вселенной есть множество управляющих. Но, Высший Правитель Кришна. Или Вишну.

00:18:08 Поэтому, если цель нашей жизни удовлетворить Верховного Господа Вишну, то это просто здравый смысл, здравый смысл. Что ещё нужно сказать в пользу того, что Ему нужно служить? Ничего. Вы должны служить Ему. Это «вайшнавизм». Того, кто хочет угодить Вишну называют «вайшнавом». Вишну значит Верховный Господь.

00:18:42 Всё во вселенной устроено так, чтобы Господь был доволен. Откуда это начинается? Можно ли научить этому кошек и собак? Нет, это невозможно. Это просто собаки, животные. Они только и делают, что отправляют четыре жизненных потребности. Едят, спят, совокупляются и защищаются и всё. Их невозможно научить. Научить послушанию и преданности Господу Вишну. «Стань преданным Кришн». Нет это невозможно.

00:19:31 Поэтому, говорится: «Манушьянам». Это обязанность «манушья», не собаки. «Манушьянам». Человеческая жизнь накладывает великую ответственность. Если вы уподобляетесь кошкам и собакам, хиппи, тогда «утсана», всё разрушается. «Утсана куладхарма». У них нет семьи. Для них не существует ни правил, ни запретов. «Утсана». Всё разрушается. Ни семейной жизни, ни омовений, ни поклонений, ничего. Сплошная безответственность. Я видел это в Амстердаме.

00:20:31 Как называется этот парк? Парк Вондела. Это ужасно. На самом деле, то о чём пять тысячилетий назад говорил Арджуна, происходит уже сейчас. «Утсана». Всё уничтожено. Кончено. «Куладхармана». Никакой семейной жизни. Поэтому, человек обязан понять своё положение. И то, что его долг удовлетворить Верховного Господа. План сводится только к этому.

00:21:12 Поэтому Рамананда Рай процитировал стих из «Вишну пураны». Поскольку цель удовлетворить Вишну, стать вайшнавом, стать брахманом, это тоже не высокая цель. В «Чайтанья чаритамрите» вы прочтёте о том, как наш Мадхавендра Пури устанавливал божества. Там было много «брахманов», кастовых «брахманов».

00:21:56 Прежде чем поручить этим «брахманам» поклонение, он посвятил их в «вайшнавы». Поскольку не став «вайшнавом», никто не имеет право поклоняться Вишну. Кем бы вы ни были, Вишну ничего от вас не примет, если вы не являетесь его преданным. Зачем Ему что-либо брать у вас? Он беден? Или голоден? Ему нечего есть? Нет. Он соглашается принять наше подношение только из любви.

00:22:44 «Вайшнав» любит Вишну, поэтому Вишну соглашается принять любую пищу. Главное это «бхакти». Не ваши деликатесы. Вишну вполне способен приготовить блюдо в тысячу раз вкуснее ваших. «Бхакти» вот, что для Него главное.

00:23:15 Итак, «Вишнур арадханам». Вот цель человеческой жизни. «Вишнур арадхана». Человек должен стать «вайшнавом». А это подразумевает упорядоченную жизнь. Мы должны прекратить всё разрушать и превращаться в свиней. «Вайшнав» так не поступает. «Вайшнав» ведёт упорядоченную жизнь. И удовлетворение Вишну его цель. Таков замысел всех Вед - удовлетворить Вишну.

00:23:54 Поэтому говориться: «Если люди не ведут упорядоченную жизнь, семейную жизнь, соблюдая семейные традиции в системе четырёх классов общества, брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр, так мы можем удовлетворить Верховного Господа». Наша цель – удовлетворить Верховного Господа. И мы способны достичь в этом совершенство, если последуем регулирующим принципам «джати дхармы», «кула дхармы».

00:24:37 Что значит «джати дхарма»? Если выродились в семье «брахмана», то у вас есть определённые обязанности. Но, если вы довольствуетесь одним лишь только происхождением из «брахманской» семьи и считаете, что ваш долг выполнен и вам теперь всё позволено… Они так и думают. Я разговаривал с ними. Они очень гордятся своим «брахманским» происхождением. Когда другие занимаются преданным служением, они говорят: «О, так вы низкого происхождения, поэтому занимаетесь этим. Мы брахманы. Мы ничего не обязаны делать». Но, они не знают, что «джати дхарма кула гнанам». Если вы действительно «брахман», то должны поддерживать свою семейную традицию. Вот кто такой «брахман».

00:25:37 В противном случае, если вы жертвуете устоями в своей семье… Взять к примеру династию лордов в вашей стране. Её поддерживают. Правительство пользуется капиталом династии лордов, а проценты идут на поддержание их знатной традиции. Но, если они утратят свои устои, правительство перестанет их содержать. Их Палата пойдёт с молотка, а лорды окажутся на улице. Династия лордов перестанет существовать.

00:26:24 Если вы хотите достичь успеха на любом поприще, политическом, социальном или духовном вы должны хранить традицию «брахмана вайшнава». Мы «вайшнавы». Наша единственная традиция - удовлетворять Вишну. Это традиция каждого. Но, особенно это относится к «вайшнавам». Они должны всё время думать о том, как угодить Господу Вишну? Или Кришне. Это наша единственная обязанность.

00:27:01 Вы не должны пренебрегать, в противном случае «утсала кула дхарма». Вы всё испортите. Если вы пригласили Вишну, Кришну, Чайтанья Махапрабху и попросили принимать ваше служение, вы должны служить очень добросовестно. Делать всё чисто и хорошо. В противном случае, всё будет испорчено. «Утсала кула дхарманам». «Кула дхарма» «вайшнава» заключается единственно в том, чтобы исполнять желание Кришны.

00:27:42 «Манушьянам». На самом деле, человеческая жизнь начинается тогда, когда он становится готов служить Верховному Господу Вишну. Такая жизнь может называть человеческой. Иначе это жизнь животного. Поэтому весь мир охвачен хаосом. Люди не горят желание служить Вишну. Они стремятся служить лишь своим чувствам. «Годаса». Слуга чувств. Зачем превращаться в слугу своих чувств? Станьте господином чувств. Это называется «госвами». Если вы остаётесь слугой чувств, вы «годаса». Это жизнь животного. Но, когда вы становитесь повелителем чувств, как это возможно? Займите свои чувства постоянным служением Кришне и они будут под контролем.

00:28:41 Например, язык. Язык просит вас: «Пойди в ресторан и съешь что-нибудь вкусное». Но, если вы «вайшнав», если вы поклялись не позволять языку наслаждаться ничем кроме «прасада», то он уже под контролем. Значит обуздать чувства это занять их в служении Господу. Это и есть контроль.

00:29:16 В противном случае, если делать это через силу… Йоги, например, пытаются искусственно сдерживать чувства при помощи гимнастических упражнений. Это возможно на какое-то время. Есть множество примеров. Поскольку они не могут овладеть чувствами за счёт механического сдерживания. Это невозможно. Вы должны дать им лучшее занятие. Если вы думаете: «Я силой ограничу свой язык, глаза, гениталии, желудок». Это искусственно. У вас может это получаться какое-то время. Но, чувства столь сильны, что вы не сумеете их остановить искусственными методами. Предоставьте чувствам занятия более высокого порядка. Тогда вы сможете их обуздать. Вы должны очистить свои чувства, заняв их служением. И если вы служите Всевышнему очищенными чувствами, то это называется «бхакти».

транскрибирование: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 28 февраля 2020