Различные концепции Бога
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Рассуждение о личности и учении Иисуса Христа с точек зрения разных конфессий
00:00:00 [Бхарати Махарадж]: Так, давайте вопросы.
[Из зала]: Так, первый вопрос: «Расскажите, что говорят Веды об Иисусе? Кем он был: преданным Кришны, одной из ипостасей Всевышнего или обычным человеком, более способным чем остальные? Правда ли что после распятия Иисус продолжал жить и Веды тоже об этом говорят? Не могли бы вы рассказать подробнее об жизни Христа, не боясь оскорбить религиозные чувства православных людей?»
00:00:43 [Бхарати Махарадж]: На личность Иисуса Христа есть очень много разных мнений. И оскорбить можно тех людей, которые в Иисусе Христе видят божественное последней инстанции, видят что-то святое. Вообще оскорбить можно человека в его чувствах к чему-то святому. Например, если человек боготворит свою Родину, то его можно оскорбить, обругав его отечество, его Родину. В данном случае с Иисусом Христом, есть люди, которые его считают Богом. И мы не вправе разрушать их веру.
00:01:40 Скажем, у евреев взгляд на Иисуса Христа один. То есть они его считают одним из многочисленных раввинов того времени. Поэтому, так сказать, евреев оскорбить насчёт Иисуса Христа невозможно, потому что таких как Иисус Христос было много. Они полагают, что среди множества раввинов некоторые из его приверженцев сочли его воплощением Бога на Земле и вознесли его в ранг сына Божьего.
00:02:27 Так же как, например, есть всевозможные направления в иудаизме. Например, такие последователи – раввины Любавичи есть. Был такой в Белоруссии в прошлом, позапрошлом веке раввин Любавич, который говорил, что с Богом возможно только весёлые отношения. Поэтому он всегда пел, всегда смеялся. Он выпивал по литру водки в день. Разговаривал с Богом, пьяный всегда ходил. И у них такие вот отношения. Они считают, что с Богом можно весело проводить время. Они считают раввина Любавича неким возвышенным божественным пророком. Ну что ж, мы не вправе им перечить. Кто-то считает Иисуса Христа божетсвенным пророком. Считают его сыном Божьим.
00:03:30 Значит, как историческая личность Иисус Христос в общем нас не интересует, потому что с точки зрения истории любому можно человеку приписать всё, что угодно. Что он ходил по воде, что он летал в небе, что он пятью рыбами накормил 5 000 человек, что он спасал, что он воскрес. Это всё предмет веры. Мы не вправе вмешиваться в такую тонкую вещь как вера. Во что мы не имеем права вторгаться, это в учение Иисуса Христа. Что же он всё-таки нёс? Был ли он сыном Божьим, был ли он простым раввином, был ли он самим Богом, обычным человеком, воскрес он или не воскрес – это не так важно. А важно какую идею для людей он нёс, кем он представлял перед людьми Бога.
00:04:43 Оновной постулат его учения, что в отличие от иудейской веры… А то, что он был иудеем – это очевидно, потому что он сам говорил, что он иудей. И он пришёл не разрушить веру отцов... Но в иудаизме, приверженцем которой был Иисус Христос, Бог предстаёт в виде мстительного судьи. И мы знаем на протяжение всей иудейской истории, когда народ израилев отклонялся от поклонения своему Богу и возводил какие-то божества или начинал поклоняться богам других народов, то бог израилев (Иегова) насылал чуму, насылал болезни, насылал всякие несчастья на народ израилев пока наконец патриархи (или раввины) израилевы не осознавали, что они сошли с пути истинного и снова не возводили храмы, и снова не начинали приносить в жертву агнцев, баранов, других животных, поклоняться своему единому богу израилеву.
00:06:04 И Бог тогда сменял гнев на милость, и снова евреи начинали процветать. То есть вот идея мстительного Бога (Бога, которого нужно бояться) пронизывает собою вероучение иудеев. Но и они собственно этого и не отрицают. Они говорят, что Бог – это мстительный судья. Но Иисус Христос привнёс в эту идею, то есть здесь идёт диалектическое изменение. То есть тезис, что Бог – это судья-мститель, Иисус Христос изменяет понятие «мстительный судья» на понятие «милосердный судья».
00:06:46 Он не говорит, что Бог вообще не судья. Как в идеях вайшнавизма, мы не считаем Бога судьёй в какой бы то ни было степени. Мы его считаем самодуром, абсолютным монархом, который не судит, а делает всё, что Ему заблагорассудится. Иисус Христос говорил, что Бог – это судья, но всё-таки Он милосердный. То есть если у Него попросить милости, если у Него попросить спасения, то Он обязательно простит, какие бы прегрешения ты не совершал. В иудаизме это невозможно. Если ты совершил какой-то проступок, ты должен понести за него наказание, как бы ты не вымаливал прощение.
00:07:36 Там Бог именно законник. А Иисус Христос говорил: «Он не законник, а Он ещё и милосердный». И если мы предаёмся Иисусу Христу, то есть мы идём за ним как за гуру, то, как он сам говорил, перед очами Божьими он заступится за нас и вымолит у него за нас спасение. Вот это основная идея Иисуса Христа. Если бы не Иисус Христос, кто-нибудь обязательно с этой идей пришёл бы. Значит, в ведической традиции в Индии таких пророков, таких гуру, которые говорили, что Бог – Вишну, Бог – Вседержитель. Не обязательно судья, но ещё и проститель, прощающий, таких гуру было очень много. И просто их не возводили в ранг сыновей Божьих. Они посланники Нараяны, посланники Вишну на Земле. Из них не делали что-то сверхординарное.
00:08:51 Поскольку, в иудейской или западной традиции это было что-то новое, эта идея, что Бог не просто судья, но ещё и прощающий судья, поскольку это было что-то новое, какая-то новизна, то это возвели в ранг нового вероучения. В ведической традиции эта идея, она сквозит сплошь и рядом в Ведах, но из этого не делают какого-то нового учения. А был ли он обычным человеком, был ли он Богом, аватаром и т.д. – это не так важно. Важно какую идею он принёс. Есть ли что-нибудь в продолжение этой темы, потому что может быть я что-то не затронул?
[Из зала]: Здесь всё [неразборчиво].
00:09:48 [Бхарати Махарадж]: При этом мы не пытаемся кого-то отвести от его веры. Если он верит в то, что Иисус Христос – единственный путь к Богу, то мы вполне с этим согласны. Иисус Христос был пророком в западном понимании. В понимании вайшнавов, последователей Вед, он был гуру. И безусловно всякий, кто следует за своим гуру, он придёт к той цели, которую гуру обозначает. То есть гуру Иисус Христос говорил, что он спаситель. Соответственно, следуя по стопам Иисуса Христа, следуя его заповедям, естественно, не изменяя его заповеди для своего удобства, а следуя полностью его заповедям, человек придёт к той цели, придёт к спасению, о котором Иисус Христос говорил. Ещё вопрос, да?
Бог - это любовь
00:10:55 [Из зала]: Тут продолжение о том, что человек задавал на форуме: «Сталкивались ли вы с философией Лазарева «Диагностика кармы»? Его главный постулат: «Бога нужно любить непрерывно, иначе зацепки за мирские ценности приводят к болезням, несчастьям и смерти. Он также говорит, что Бог – это любовь. А любовь включает в себя не только счастье, но и боль».
00:11:19 [Бхарати Махарадж]: Я совершенно согласен с Сергей Николаем Лазаревым. Он полностью отражает философию вайшнавов. Про боль я бы просто добавил, что это боль внутренняя. Это именно любовная боль, боль, сопряжённая с разлукой прежде всего. То есть любящий испытывает боль не физическую, боль не нравственную, а только боль разлуки. И эта боль очень сильная. Но она сразу исчезает как только любящий вспоминает о своём возлюбленном. Она сразу сменяется на блаженство.
00:12:19 И об этом в «Шримад-Бхагаватам» говорится : «Кто сдался на милость Всевышнего, Нараяне, тот избавляется от страха смерти». Собственно, это единственный способ избавиться от страха смерти и от прочих тревог материального мира. Смерти как таковой нет. Существует страх смерти. Потому что душа вечна. А смерть – это боязнь души перестать существовать. Смерть или страх смерти сродни тому страху, когда вы играете в компьютерную игру, и у вас на датчике уменьшается процент здоровья. И вы думаете, что вот-вот вас убьют.
00:13:19 И вот этот вот страх, что сейчас ваше здоровье упадёт до нуля, и вы больше не сможете продолжать игру на этом уровне, и вам заново придётся начинать, этот страх и есть тот самый страх смерти, когда мы боимся, что наша плоть распадётся и начнёт гнить. Мы просто отождествляем себя с персонажем этого фильма, этого 3D фильма, и боимся потерять этот образ. Но если душа предалась Господу Нараяне, то этот страх уходит. Потому что она немедленно осознаёт, что она вечна, её подлинная реальность, точнее подлинная реальность, где она пребывает, в мире самопожертвования и любви.
00:14:17 А здесь мы играем лишь временные роли. И потерять эту роль не является трагедией. Или страх, например: когда у тебя новая машина, ты боишься каждой царапинки. Когда ей уже 20 лет, тебя уже не беспокоzт царапины, сколы. Также и мы, мы боимся за это тело. А когда уже подходит определённый возраст, нам уже вс` равно. Страх смерти как таковой уходит. Понимаем, что мы – вечная душа. Есть ещё вопросы?
О Брахма-гаятри мантре и Махамантре
00:14:56 [Из зала]: Да. Последний вопрос от этого человека: «Является ли гаятри-мантра махамантрой? И кому её можно практиковать?»
[Бхарати Махарадж]: Практиковать её можно любому человеку, который получил её из уст учителя или из уст брахмана, который эту мантру практикует и получил от своего учителя. Гаятри-мантра впервые была произнесена творцом Вселенной - Брахмой, поэтому она называется Брахма-гаятри-мантра. Она как бы объясняет иерархию творения Брахмы, как различные миры сотворённой Вселенной или различные ярусы сотворённой Вселенной связаны между собой. При этом гаятри-мантра теряет своё действие, когда практикующий или повторяющий эту мантру выходит за пределы мира савитур.
00:16:20 То есть гаятри-мантра, если кто-то её знает, там перечисляются ярусы Вселенной: от низшего (бхур) до высшего (савитур или савитух). Савитух – это сознание, душа. Значит, пирамида Вселенной состоит из самого низшего (бхур или Земной уровень), проходит этапы: чувственный, умственный, рассудок, ложного сознания и чистого сознания. Мы с вами, души, являемся чистым сознанием. И мы как бы имеем под собой шлейф тонких ярусов или тонких оболочек и грубых оболочек. Вот самая грубая оболочка – это бхур. Собственно с неё и начинается мантра гаятри.
00:17:22 И вот, когда практикующий гаятри-мантру повторяет её, он как бы эти оболочки, этот шлейф, как фрейлина (она юбку вот так забирает, подбирает под себя, чтобы не запутаться). Вот душа, она все эти ярусы подбирает. То есть самые грубые, потом более тонкие, самые тонкие и так далее, до самого себя. То есть душа как бы вбирает в себя, в своё сознание все грубые и тонкие оболочки. И дальше душа предлагает всё, что она имеет и самое себя, предлагает ярусу девасья. То есть через служение…
00:18:10 Она говорит: «Дхимахи», то есть «Всё, что у меня есть, я предлагаю её величеству Вере (служению Шримати Радхарани), а Она всё, что я Ей отдал, отдает это девасьям - Всевышнему». Вот это как бы такое подбирание под себя всех своих миров: от грубого до тонкого. Предложение это преданной номер один, Шримати Радхарани. А она уже всё, что у нас было, всё, что у нас есть, отдает Своему Повелителю - Шри Кришне.
00:18:48 То есть гаятри-мантра исходит из уст Брахмы. А Брахма есть чистое существо, чистая душа. После этого гаятри-мантра теряет свою силу, но махамантра, которая исходит не от Брахмы, а исходит от флейты Кришны, она, естественно, имеет силу большую. Шрила Шридхар Махарадж рассказывает, графически рисует гаятри-мантру и махамантру. Он показывает малый круг, то есть круг, где властвует гаятри-мантра, и большой круг, который выходит за границы гаятри-мантры. Вот этот большой круг – это махамантра.
00:19:45 Повторять её может тот, кто получил от получившего эту мантру и так далее. Эта цепь идёт от самого Брахмы. То есть просто так прочесть, в «Бхагаватам» эта мантра приводится эту гаятри-мантру и начать её повторять, это будет воровством. Это будет посягательством. Во-первых, это будет оскорблением Гуру («Гуру» – с большой буквы). То есть ты как бы повторяешь мантру, которую ты не получил. Другими словами, ты не веришь в гуру. Ты считаешь, что ты сам сможешь достичь высот, на которые замахивается гаятри-мантра. То есть гуру тебе не нужен. Ты выходишь, ты не признаешь цепь ученической преемственности. Это оскорбление учителей, если ты сам решаешь повторять мантру. И это первое. Второе – мантра не будет иметь силы. Максимум, чего вы добьетесь, это увеличение собственной гордыни.
О Шри Чайтанье Махапрабху
00:20:58 [Из зала]: Следующий вопрос. Я его не поняла, поэтому просто прочитаю. «Скажите, пожалуйста, были ли такие «преданные», которые ни под каким предлогом не приняли Махапрабху? То есть были ли такие личности, которых Махапрабху так и не заинтересовал, хотя люди считали их преданными? При всём том, что Махапрабху беседовал или дискутировал с такими преданными лично.
[Бхарати Махарадж]: Во-первых, преданный – это не самодостаточное понятие. Преданный кому? Были ли такие преданные Махапрабху, которых Махапрабху не…
[Из зала]: До изъявления Махапрабху.
00:21:41 [Бхарати Махарадж]: Нет, под словом «преданные» мы всегда понимаем «преданный Махапрабху» или «преданный Кришне». Значит, были, конечно ведантисты, которые преклонялись перед Кришной, которые считали Кришну Верховной Личностью Бога, но не признавали Махапрабху как того самого Кришну. Конечно, такие были и таких и сейчас полно. Например, во Вриндаване все поклоняются Кришне, но никто не признает Махапрабху. Никто не признает в Махапрабху Кришну. Они все считают Махапрабху одним из великих преданных Кришны. Они не считают Его самим Господом.
00:22:38 Как и в христианстве. Евреи не считают Иисуса Христа спасителем, единственным сыном Божьим, единым с Богом. Они его считают одним из выдающихся раввинов. А христиане считают, что это был не просто раввин, а это был сын Божий, единый со своим отцом. Вот, вайшнавы (или гаудия-вайшнавы) считают Махапрабху самим Кришной. Тогда как множество последователей или приверженцев Кришны считают Махапрабху обычным преданным, выдающимся правда преданным.
[Из зала]: Тут же ещё говорится о том, что Махапрабху беседовал с такими преданными лично. Наверное, человек имеет ввиду, что были ли такие, во времена Махапрабху, которые лично с Ним беседовали, но не приняли Его?
00:23:39 [Бхарати Махарадж]: Были ли такие люди, которых Он пытался убедить, а они не приняли Его? Я думаю, что были. Но всё, что мы знаем о Махапрабху, это священные Писания: «Чайтанья-чаритамрита», «Чайтанья-Бхагавата», «Чайтанья-чандродая». То, что мы признаём священными авторитетными книгами. Просто авторы этих книг, видимо, не рассказывали о встречах Махапрабху с теми, кто Его не принял. По-моему можно к таким отнести младшего брата Кришнадаса Кавираджа, который не принял Нитьянанду Прабху. Ну, соответственно, не принял Махапрабху. При этом он был верующим человеком, веровал в Кришну.
[Из зала]: Дети Адвайты тоже.
00:24:44 [Бхарати Махарадж]: Дети Адвайты не признавали Махапрабху. При этом они были верующими, ведантистами. Я думаю, что когда Махапрабху жил в Пури, то точно также очень много ведантистов и в Варанаси тоже, когда он путешествовал, не приняли в Нём Всевышнего.
[Из зала]: А вот то, что Махапрабху санньясу принял, то, что он говорил, что они Меня не признают, что-то такое.
00:25:22 [Бхарати Махарадж]: Да. Более того, наверное таких, кто не принял Его как мы говорим: «Шри Кришна Чайтанья – Нахи Радха-Кришна Анья». То есть Махапрабху не кто иной как Радха и Кришна, слившиеся вместе. Я думаю, что людей, которые так радикально приняли Махапрабху, их очень мало. В основном, Его считали аватаром Кришны. Но Махапрабху не проповедовал, как это делал, например, Шанкарачарья или другие ачарьи: Ямуначарья, Рамануджачарья. Он же, когда воспевал Святое Имя, он призывал людей передавать это от сердца к сердцу. Он просто пел, и люди чувствовали такое блаженство, что просто сходили с ума и вторили Ему. То есть Он не проповедовал так, что собирал большие аудитории и на основе Писаний убеждал кого-то. Он вёл богословские беседы с очень узким кругом Своих преданных, которые уже были Ему преданы. Он беседовал так с Прабходанандой Сарасвати, беседовал с... (дом в Пури)…
[Из зала]: Сарвабхаума.
00:27:08 [Бхарати Махарадж]: Сарвабхаума Бхаттачарья. Беседовал с Рупой, Санатаной Госвами. Прежде всего с Рупой Госвами. И с Рамананда Раем. Там действительно были глубокие философские беседы. И, естественно, со Сварупой Дамодарой. Там были действительно глубокие философские беседы, в которых он открывал ведические богословские истины. С остальными Он не вёл богословских бесед. Он просто пел, и люди принимали Его и танцевали.
00:27:48 То есть мы сегодня читали утром, что у Него было две причины снизойти сюда. Первая – Он должен был прийти по расписанию. Это внешняя причина. Он должен был прийти по расписанию и принести новую дхарму, новую религию века Кали. А эта религия заключается в повторении, воспевании Святого Имени. Для этого не нужно каких-то глубоких философских бесед. Он просто пел, и люди это принимали. То есть Он пришёл как аватар по расписанию. Это внешняя причина была.
00:28:25 Но была ещё и внутренняя причина – Он хотел испытать, что чувствуют преданные в разлуке с Ним, что чувствуют преданные, когда видят Его, что чувствуют преданные, когда слышат звук Его флейты, когда они созерцают Его, когда они в разлуке с Ним, когда они вместе с Ним. Что же сводит их с ума? И Он пришёл как Махапрабху, Он пришёл как преданный Кришны. Это была Его внутренняя причина – Он хотел испытать что чувствует преданный. И Он исполнил две свои цели. Действительно, после Его сошествия люди стали воспевать Святое Имя несколько столетий. И это было распространено в Бенгалии и в некоторых других частях Индии.
00:29:24 А с проповедью Шрилы Бхактиведанты Свами это распространилось по всему земному шару. И сейчас на всех континентах, во всех городах есть миссии Сознания Кришны, где преданные воспевают, повторяют Святое Имя. Вот эту миссию Он исполнил: привнести новую религию воспевания Имени. Ну Он и исполнил свою сокровенную миссию тоже. Он почувствовал, что испытывают преданные. Поэтому Он сошёл с ума и последние 18 лет Он не проповедовал.
00:29:57 Последние 18 лет Махапрабху находился под опекой своих сокровенных, доверенных слуг. Это Рамананда Рай и Сварупа Дамодар. И Он не проповедовал. Он находился в состоянии безумия, состоянии вкушения расы. То есть когда сахару вдруг захотелось испытать что такое сладкий вкус. Он как бы сам себя испытывал, сам себя вкушал. Давайте вопрос.
Милость Бога - это отсутствие проблем
00:30:40 [Из зала]: Спрашивают: «Что такое милость Господа? Это отсутствие проблем?»
[Бхарати Махарадж]: Да. Это отсутствие проблем. Это отсутствие видимости проблем. Ну другим кажется, что у тебя проблемы. Они есть, а ты этого не замечаешь. Отсутствие проблем возможно только если ты спишь, проблем никаких нет, либо когда ты влюблён, тогда их нет тоже. Потому что всё твоё сознание занимает Всевышний Господь, прекрасная реальность. Тогда и проблем у тебя нет. Они в смысле есть, но ты их не замечаешь.
[Из зала]: Дай бог, пусть будут! Лишь бы их не замечать.
00:31:39 [Бхарати Махарадж]: Да-да, пусть они будут. Это и есть милость. Есть два пути избавления от проблем, избавления от смерти, кармы – по разному все называют. Это заснуть вечным сном. К этому призывают приверженцы освобождения - майявади. Заснуть вечным сном, и проблем не будет. Ну действительно же не будет! Но и радости не будет.
[Из зала]: Нет меня, нет проблем.
[Бхарати Махарадж]: Да. Нет человека, нет проблем.
[Из зала]: Они говорят, что есть у них там радость какая-то.
[Бхарати Махарадж]: Есть?
[Из зала]: У кого у них? Их же нет!
[Бхарати Махарадж]: А как они говорят?
[Из зала]: И вправду, как они говорят?
00:32:23 [Бхарати Махарадж]: Значит, вот два решения проблем. Это - нет тебя, и нет проблем. Это путь майявади. И второе – это влюбиться настолько по уши, что проблемы наверное и есть, но их для тебя и нету. Вот так. Это хорошо человек сформулировал: «Милость Бога – отсутствие проблем». Можно, конечно, как-то возвышенно. Но это отсутствие тревог скорее. Отсутствие тревог – милость Всевышнего. Одна тревога только – как бы Его не потерять. Но эта тревога взаимная. Потому что Он тоже тревожится. Надо сказать, что Он тоже не безпроблемный персонаж. Он тоже тревожится, чтобы не потерять своих преданных.
Уход от реальности, какие способы лучше и эффективнее?
00:33:19 [Из зала]: [неразборчиво]
[Бхарати Махарадж]: Ну давайте. Последний вопрос.
[Из зала]: Как вы относитесь растафариансту?
[Бхарати Махарадж]: Кому?
[Из зала]: Растафарианству.
[Бхарати Махарадж]: А что это?
[Из зала]: Насколько я знаю, это которые Рас Тафари, курят траву и говорят: «Мы свободные».
00:33:34 [Бхарати Махарадж]: А растаманы? Рас Тафари. Нет, мы относимся… Во-первых мы к ним никак не относимся. А во-вторых, лично я отношусь негативно к употреблению всевозможных веществ: трав, таблеток, наркотиков. Потому что даже с точки зрения решения внутренних, личностных проблем, они бесполезны. Они отупляют человека. Они загоняют его в состояние помрачения. А потом, когда он выходит из этого состояния, ему ещё хуже. Эти тревоги, проблемы ещё в стократ усиливаются. И с каждым новым употреблением ему всё хуже и хуже. В конце концов он превращается в совершенное животное, бессловесное и безмысленное. Так что неважно это трава или какие-то уколы. Это всё не решает проблем.
00:34:59 Если бы с помощью химических веществ действительно можно было бы решить свои проблемы психологические, свои тревоги, то я бы к этому хорошо относился. Но они ничего не решают, а наоборот усугубляют. Все эти вещества, в том числе и алкоголь, – это попытки уйти от тревог окружающего мира. Но это неудачная попытка. Ты не уходишь от тревог окружающего мира, а наоборот больше их делаешь. Как мы до этого сказали, единственный способ решить проблему реальности…
00:35:39 Что такое тревоги окружающего мира? Мы вчера вкратце говорили об этом, что эти проблемы, тревоги не являются случайностью – они запрограммированы. Реальность тревожна. То есть реальность сделана так, чтобы доставлять нам тревоги. И эти все попытки выпить алкоголь, обкуриться травой, уколоться героином. Это попытка уйти от реальности. Но мы только что сказали, что есть два способа уйти. Это совершенное растворение себя как личности, то есть погубить себя как личность, раствориться в окружающем мире. Или влюбиться. Влюбиться без памятства.
00:36:32 Влюбиться, как Шридхар Махарадж говорил, самозабвенно. Забыть о себе. Но при этом сохранить облик того, прекрасной реальности, Кришны, в которого ты влюблён. Ты тоже растворяешься, но при этом остаётся образ твоей любви. Тогда как майявади растворяются и ничего не остаётся. Это совершенно понятная и совершенно правильная закономерная попытка живого существа уйти от реальности. Потому что реальность, как Господь Будда говорил, страдание – это часть окружающего мира. Он говорил: «Есть карма, дхарма, нирвана и страдания».
00:37:29 Или я не помню как. Страдания – это часть окружающего мира. И уйти от этих страданий – это естественное стремление живого существа. И как осуществить это стремление, он находит во всевозможных богословских трактатах, всевозможных учениях, во всевозможных советах. Одни советуют уйти от реальности, частью которой являются страдания, это забыться. То есть раствориться в брахмане, раствориться в этой реальности.
00:38:11 И вот частью этого учения или неудачной попыткой это учение переложить в современном мире является это обкуривание, наркотики. Это тоже попытка уйти от реальности. Но она неправильная. Лучше бы они признали авторитет Вед и уходили от реальности с помощью медитации и с помощью растворения в Брахмане. Потому что уйти от реальности с помощью травы не получится. Через несколько минут или там через несколько часов ты опять вернёшься. А если ты последователь майявади, то ты действительно, или последователь-буддист, ты без всяких возвратов. Ты действительно растворяешься в этом всеобщем духе, растворяешься в этом свете и уже не возвращаешься. Тогда как все эти наркотики, таблетки, они тебя сшибают по башке, а потом снова возвращают. И ещё ты испытываешь похмелье. И ещё испытываешь физические страдания.
00:39:16 [Из зала]: Отходняк.
[Бхарати Махарадж]: Отходняк, да. Так что со всех точек зрения мы плохо относимся.
[Из зала]: Ещё деньги надо на новые искать.
[Бхарати Махарадж]: Да. Ещё нужно работать или воровать. То есть это правильно, уйти от реальности. Это объяснимо, это понятно. Но нужно это делать согласно авторитетам. Это сжечь себя в мистическом огне, раствориться в Брахмане.
00:39:46 [Из зала]: Это очень сложно, а так…
[Бхарати Махарадж]: Зато ты не вернёшься больше! А так ты будешь возвращаться и страдать.
[Из зала]: Это не выгодно.
[Из зала]: Туда-сюда возвращаться.
[Бхарати Махарадж]: И страдаешь ещё.