Отношения учителя и ученика.

blogtv.com - 26 сентября 2010
Как относиться к прошлому и будущему? О безграничной силе любви. О прикладном значении игр Кришны. Может ли гуру-вайшнав подать плохой пример? Какова обратная сторона благополучия общества? Что есть варнашрама и нужна ли она современному человеку? Почему на Земле невозможно создать коммунистическое общество? Для чего мы рождаемся на земле? Что есть смирение? В каком виде Бог всегда присутствует на земле? На что в этом мире следует обращать своё внимание?
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:56:45 | качество: mp3 64kB/s 26 Mb | прослушано: 272 | скачано: 202 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Как относиться к прошлому и будущему?

00:00:00 [Из зала]: А что с прошлым делать?
[Драгилев А.К.]: Прошлое - не настоящее. Да и будущее тоже - не настоящее.
[Из зала]: То есть если там что-то вспоминаешь, что-то тебя цепляет...
[Драгилев А.К.]: Что такое прошлое? Это образы.
[Из зала]: Ну да. Что с этими образами делать, Махарадж?
[Драгилев А.К.]: Ну, не называйте их прошлым. То есть это какие-то образы всплывают в вашей голове. Но можно сказать: «Это прошлые образы». А можно сказать: «Это будущие образы». Вот в английском «грёзы» и «сон» – одно и то же слово. Что воспоминания, что грёзы – в общем это одно и то же, это просто ощущения в нашей голове.

00:00:47 [Из зала]: Но они почему-то повторяются иногда.
[Драгилев А.К.]: Конечно, повторяются. Ну и что?
[Из зала]: Просто…
[Драгилев А.К.]: Они не должны. Нет, это просто какие-то картинки всплывают.
[Из зала]: Но от них грустно бывает или весело.
[Драгилев А.К.]: Грустно бывает не обязательно от картинок прошлого. То есть всплывают картинки и от этого нам или грустно, или весело. Почему? Потому что эти картинки нам обещают удовольствие в будущем. Когда мы мечтаем, думаем: «Вот у нас будет белый Мерседес, сколько будет удовольствия: вечерних и ночных?»

00:01:33 И нам от белого Мерседеса хорошо. Хорошо почему? Потому что обещает какие-то удовольствия.
[Из зала]: А про будущее? Или про прошлое?
[Драгилев А.К.]: А без разницы. Прошлое, оно ценно, потому что, скажем, когда вы вспоминаете что-то хорошее, вам же не хорошо, а вам грустно от того, что этого уже нет.
[Из зала]: Когда вспоминаю плохое – то мне хорошо, потому что этого уже нет?
[Драгилев А.К.]: А когда вспоминаете плохое, то вам грустно от того, что оно с вами было.
[Из зала]: И это тоже.

00:02:15 [Драгилев А.К.]: Это всё игры. Игры выражающей силы или обманчивой силы Всевышнего. Она всякие образы впрыскивает в нашу голову и нам от этого хорошо или плохо. Ну как вот, вы видели как люди радуются от того, что салют. Вот что там весёлого? А они улюлюкают, кричат, прыгают. А это просто лампочки загорелись. Всё равно что в тёмную комнату зайти, лампочку включать-выключать и смеяться.

00:02:58 Мы скажем: «Сумасшедший!» А когда салют зажигают, мы думаем: «Людям как весело!» Тут, в общем, природа явления-то одна и та же, что лампочку включаешь-выключаешь и смеёшься. Только они - материалисты - лампочки включают и выключают по какому-то событию. Например, победа в войне. Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк - и народ радуется. Ладно, есть ещё какие-нибудь события, о которых хотелось бы вспомнить?

О безграничной силе любви

00:03:45 [Из зала]: Махарадж, мы прочитали, там один момент был: «Любовь заставляет забыть истину. И любовь порабощает истину».
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: Могли бы вы подробнее остановиться на этом?
[Драгилев А.К.]: Это комментарий к тому, что происходило во Вриндаване. Что силой своей любви матушка Яшода могла связать Всемогущего, перед которым трепещут самые могущественные боги, творцы, Брахмы всех Вселенных. А Яшода просто взяла Его и связала. То есть её любовь была сильнее Его могущества. Имеется ввиду, что перед любовью трепещет сам Господь.

00:04:53 Господь говорит, что он становится рабом Своих любящих преданных. Вот это имеется ввиду. Он мог же ей не дать Себя связать? Правильно?
[Из зала]: А что Он делал до этого?
[Драгилев А.К.]: Как вот, например, всемогущий император Земли становится на четвереньки и катает на спине своего ребёнка. Перед ним простираются все земли, все ему приносят дань, поклоны, жертвы, а маленький мальчик катается на нём верхом. Почему? Потому что он любит его. От любви.

00:05:50 [Из зала]: Там Сиддха, наверное, сидит.
[Драгилев А.К.]: Сиддха зажигает.
[Из зала]: Мемуары там пишет свои.
[Из зала]: Сам с собой. Никто не отвечает, а он пишет.
[Драгилев А.К.]: Да, там у него свой мир в голове.
[Из зала]: Написал вам письмо. Там говорит: «А можно я к вам приеду?» А потом ниже ещё страничку, наверное, написал о себе просто.
[Из зала]: Резюме.
[Из зала]: Не то, что резюме. А просто: «Я сегодня делал это».
[Драгилев А.К.]: Что вижу, то пою. Да?
[Из зала]: Да.

О прикладном значении игр Кришны

00:06:32 [Драгилев А.К.]: Есть ещё какие-то вопросы? Или может кто-то хочет высказаться по прочитанному?
[Из зала]: Махарадж, ещё такой момент. Я слышал, сам не читал, говорят, что есть произведение Бхактивиноды Тхакура, где он, описывает всех этих демонов как бы несколько с другой точки зрения: говоря о том, что когда Кришна убивает демонов, Он убивает какие-то недостатки Своих преданных. И каждый демон олицетворяет определённый недостаток. То есть, допустим, Путана – это гуру-апарадха, оскорбление гуру. Демон в виде повозки – это демон невнимательности. И, то есть, он такие интересные фишки... Я только слышал от других преданных.

00:06:44 [Драгилев А.К.]: Нет-нет. Вполне возможно. Это так. То есть это как бы прикладное значение этих игр. Естественно, Кришна убивает этих демонов не для какой-то цели, а потому что это доставляет Ему удовольствие. То есть это Его игры. А что от этих игр преданные извлекают пользу, это уже как бы прикладное значение этих игр, непервостепенное. То есть Он убивает этих демонов, играет с ними не для того, чтобы дать урок преданным, а Он просто играет.

00:08:42 Значит, эти демоны умирают, а преданные, как результат, извлекают из этого какую-то пользу, какое-то понимание, какое-то видение. Как в каждой игре есть элемент урока. Когда дети играют, то они параллельно чему-то учатся. Но их игры не для того, чтобы научиться, а для того, чтобы получать удовольствие. Так же и Кришна: Он играет не для того, чтобы нас чему-то учить, а просто Ему это приятно.

Может ли гуру-вайшнав подать плохой пример?

00:09:14 [Из зала]: Махарадж, такой вопрос, мы сегодня обсуждали. В общем, если учитель что-то делает то, что нам не следует делать, получается, поскольку мы у него учимся, нам может такое понимание прийти, что не специально, но мы можем перенимать какие-то поступки, грубо говоря, повторять их. Повторять же нехорошо? Есть такая позиция, что нам не нужно подражать учителям, но это может и неспециально происходить. Когда мы учимся, то естественно повторяем что-нибудь...

00:10:03 [Драгилев А.К.]: Учитель не делает ничего такого, что не служило бы нам уроком. То есть учитель не будет делать что-то предосудительное. Он никогда не сделает того, что пойдёт во вред ученику. То есть я говорю про линию наших учителей. Они никогда не делали ничего такого, подражая чему ученики могли бы навредить себе. То есть наши учителя всегда являли собой образец правдивости, честности, верности своему долгу.

00:11:08 Если они учили. Если, например, взять такого святого в нашей линии как Гауракишора дас Бабаджи Махарадж, он жил в общественной уборной и прятался от людей под лодкой и разбрасывал вокруг себя куски гниющей рыбы, чтобы к нему не приставали с вопросами и не просили у него поучений. А он это делал, он не был учителем, в смысле, он не старался никого поучать. Он наоборот - хоронился от людей.

00:11:55 У него был всего один ученик – Сарасвати Тхакур. Тогда как учителя, которые проповедовали, они, наоборот, жили жизнью открытой, такой жизнью, подражая которой ученики не навлекли бы на себя осуждение окружающих. Тот же Сарасвати Тхакур, до того, как он стал проповедовать, то есть до того, как он стал общественным учителем, так же как Гауракишора дас Бабаджи Махарадж, он жил в хижине, питался с земли, то есть он пищу никогда не брал в руки, ни с кем не общался, жил затворником.

00:12:52 Но когда он стал проповедовать, он надел приличные одежды, ездил на Роллс-ройсе - ему подарил губернатор Бенгалии. Тогда Индия была под протекторатом Британии и Сарасвати Тхакур знал многих британских офицеров, знал хорошо губернатора Бенгалии. Его отец, Тхакур Бхактивинод, был близким другом губернатора даже. И когда Сарасвати Тхакур стал проповедовать, то у него появились последователи. Он уже не питался с земли, он не ходил в набедренной повязке.

00:13:51 Он уже вёл жизнь такую, более общественную. Так что учителя наши никогда не делают такого, за что их учеников будут осуждать. Другое дело, что наши учителя не участвуют в общественной жизни. Но за это максимум что могут предъявить - это безучастность, равнодушие к судьбам мира. Вайшнавам всё равно: кто у власти, как устроено общество. Вайшнавы не стараются улучшить жизнь общества, жизнь людей - пусть люди сами этим занимаются.

Какова обратная сторона благополучия общества?

00:14:45 В «Бхагаватам» говорится, что вайшнав не должен не то что принимать участие в благоустройстве общества, то есть выступать за какие-то виды силы против других сил, бороться за справедливое устройство общества, а вайшнав даже в уме не должен принимать ту или иную сторону. Более того, материальное благополучие в обществе идёт во вред духовному благополучию. Что такое материальное благополучие? Это когда больше эксплуатируют: когда больше едят, едят разнообразнее, там больше витаминов в еде. А витамины эти, значит, добываются из земли.

00:15:39 [Из зала]: Больше машин, квартир.
[Драгилев А.К.]: Да. Больше машин. Больше канализаций. Больше городские свалки. Потому что чем больше потребляешь, тем нужно больше упаковки. То есть человек должен жить бедно. Общество должно быть бедным. Бедный – это значит меньше эксплуатировать. Я недавно видел фотографии китайских районов, где производят то, чем пользуется весь мир. В Китае же всё делается. И эти фотографии – это просто ад. Такого ужаса я ещё никогда не видел.

00:16:29 То есть то, что производится, ведь это имеет побочные отходы. И все эти отходы вываливаются, они в реке, там все цвета радуги, дым кругом. И там живут эти несчастные люди, которые обеспечивают удовольствие для защитников окружающей среды в том числе. Упаковочки всевозможные, одноразовые стаканчики. То есть любое благополучие имеет обратную сторону. Что такое благополучие? То есть больше эксплуатируешь - больше потребляешь.

00:17:15 [Из зала]: То есть стремиться надо к набедренной повязке?
[Драгилев А.К.]: Нет. Нужно стремиться к бедности. Человек должен быть бедным. Общество должно быть бедным. Бедный в каком смысле? Меньше эксплуатировать.
[Из зала]: Чтобы меньше отходов было.
[Драгилев А.К.]: Чтобы меньше эксплуатировать природу. Чтоб меньше салфеточек, одноразовых стаканчиков. А то чуть-чуть высморкался, и уже…
[Из зала]: Платочек одноразовый.
[Драгилев А.К.]: Одноразовый. Да, вы правы. Ну это, так сказать, социальное устройство.

00:17:57 Но мы должны понимать, что всё это бренно: и общество с малой эксплуатацией, с большой эксплуатацией – они уже обречены. Они уже в списках…
[Из зала]: … в чёрных.
[Драгилев А.К.]: … умерших уже. Всё, их уже нет.
[Из зала]: Но какая разница тогда: больше мусора или меньше мусора?
[Драгилев А.К.]: Поэтому мы и не ввязываемся. Пусть там загрязняют, что хотят.
[Из зала]: Махарадж, а тогда как же общество варнашрама-дхармы? То есть вот это ведическое как бы…
[Драгилев А.К.]: Оно умерло. Его уже нет.
[Из зала]: Нет, это понятно. Но есть же желающие его восстановить.

Что есть варнашрама и нужна ли она современному человеку?

00:18:44 [Драгилев А.К.]: Дело в том, что цель человека – это не жить благополучно, а задача первая, значит, это найти умиротворение. Просто все социальные деятели, все общественные деятели заявляют о счастье и благополучии человека. Но подавляющее большинство из них под благополучием понимают материальные богатства. Это значит, человек будет жить благополучно, если у него будет много материальных богатств.

00:19:33 Вайшнавы не только с этим не согласны. Они ещё говорят, что благополучие человека – не есть самоцель. То есть вайшнавы не просто говорят, что не в материальном богатстве благополучие. Они говорят, что само по себе благополучие: первое – достигается не материальным богатством, а умиротворённостью. Ты благополучен не когда у тебя много всего, а когда у тебя нет тревог.

00:20:06 Вот благополучие в отсутствии тревог, а не в накоплении; и второе – вайшнавы говорят, что даже само по себе благополучие или отсутствие тревог не является целью. Это лишь ступенька для того, чтобы осознать смысл жизни, исполнить своё предназначение. Для чего нужно отсутствие тревог или умиротворение? Потому что в умиротворённом состоянии ты способен видеть отличие истинного от ложного. Когда ты умиротворён, ты видишь истинное, и ты стремишься к этому.

00:20:47 Тогда как материалисты вообще целью человеческой жизни ставят накопление материальных благ. Некоторые из них более продвинуты, они говорят: «Не накопление материальных благ, а умиротворение является целью жизни». И здесь они тоже не правы. Все эти идеи социальные, что нужно отказаться от всего, нужно жить в гармонии с природой, тогда человек будет умиротворён - они тоже ложные, потому что они само умиротворение ставят как сверхзадачу, цель.

00:21:32 Вайшнавы говорят: «Умиротворение – не есть задача. Это способ. Это ступенька для того, чтобы постичь нетленное, вечное» - дух, что называется. А в этом смысле варнашрама или общественное устройство помогает человеку добиться умиротворения. Но если за умиротворением он не ставит более высокой цели, то и варнашрама бессмысленна. Более того, если он эту более высокую цель может достичь без варнашрамы, значит, и варнашрама не нужна.

00:22:09 Цель-то не в том, чтобы все жили в гармонии, а чтобы осознали бренность земного существования и вечность существования себя как духа. Но, конечно, варнашрама помогает. Что такое варнашрама? Это деление людей на четыре сословия, четыре касты, и деление жизни человека на четыре периода. Четыре касты: это образованный класс, это чиновники, это создатели материальных ценностей и это наёмные работники. И все они способны жить без тревог, если они выполняют долг своего сословия.

00:23:03 Если наёмного работника посадить в кресло управленца, то он сам будет несчастен, его ум будет постоянно в беспокойстве. Он привык жить на фиксированное жалование. Вот отработал свои часы и потом забыл обо всём. А управленец постоянно находится в состоянии передвижения фишек. И если наёмного работника посадить в кресло управленца, то есть шудру посадить в кресло царя, он будет постоянно беспокоиться.

00:23:43 Это, вот, четыре касты. И четыре уклада жизни: это ученичество, это семейная жизнь, это уход от забот, а потом уход вообще от семьи. Четыре. Каждая из этих каст проходит все эти четыре жизненных этапа. И на каждом этапе человек умиротворён: будь ты торговцем или царём. В юности ты проходишь обучение. Ты умиротворён, потому что в тебе кровь кипит, и ты ставишь перед собой какие-то цели, ты учишься чему-то, ты используешь свою энергию. Потом ты вступаешь в фазу семейной жизни.

00:24:42 И то, чему ты научился в период послушания, ты используешь для накопления, ты используешь для чувственных удовольствий, ты используешь для завоевания доброго имени, уважения окружающих. Потом в средний возраст - ты осознаёшь бессмысленность всего этого и удаляешься от дел. А потом ты осознаёшь тщетность вообще земного существования и удаляешься вообще от людей. Независимо от того, к какой касте ты принадлежишь.

00:25:23 И на каждом этапе и в каждом сословии человек чувствует свою причастность, свою нужность, гармонию. И к концу жизни эта система варнашрама-дхармы - сословно-укладное общество - к концу жизни человек, живя в этом обществе, постигает Брахман. То есть он обретает освобождение. Цель варнашрама-дхармы – это в конце жизни каждый человек должен получить освобождение, достичь освобождения, чтобы в следующей жизни уже не рождаться. То есть обрести свободу в конце концов.

00:26:15 Это цель варнашрама-дхармы. Не благополучие, не хорошее устройство общества, а именно свобода. То есть каждый индивидуальный участник этого общественного договора достигает свободы в конце жизни. Но Махапрабху говорил, что освобождение можно получить просто воспевая Святое Имя. Не обязательно бороться за варнашрама-дхарму. Партия варнашрама-дхармы.

00:26:57 [Из зала]: Партия свободы.
[Драгилев А.К.]: Партия свободы. Партия социальной справедливости. А всё это благополучие заканчивается тем, что в морях не осталось рыбы, леса все повымирали, в лесах нет зверей, в морях нет рыбы.
[Из зала]: Лесов нет.
[Драгилев А.К.]: Лесов нет. Да. Зато индекс Доу Джонса растёт. Зато у нас хорошие экономические показатели. Уже всё вымерло кругом. Уже летом бабочек нет.

00:27:33 Вот я помню в детстве летом бабочки, стрекозы, жуки какие-то. Сейчас нет ничего этого. Зато у нас…
[Из зала]: Цифры в компьютере.
[Драгилев А.К.]: Цифры, Доу Джонса у нас. Зато мы инфляцию обуздали. Гусениц, червяков уже нет. Зато инфляция маленькая. Вот как в древней Спарте, значит, был такой основатель, по сути основатель Спарты. Он вообще был вайшнавом по природе. Он был...

История падения Спарты

00:28:20 В вайшнавской традиции его назвали Раджа-риши, то есть царь-мудрец. Цари жили в хижинах. Это потом уже были Махараджи. А до этого были Раджа-риши, то есть цари-мудрецы. Они жили в хижинах. У них не было ни свиты, ни золота, ничего. К ним приходили, они давали советы, управляли мудростью своей. Потом уже цари стали обзаводиться этими всеми признаками власти. И вот был такой, забыл, как его звали - неважно... Он, значит, чтобы у спартанцев не было зависти друг к другу, он велел всем есть из одного котла: богатые, бедные – неважно.

00:29:09 Значит, все садились и ели из одного котла, общий, значит. То есть еда была для всех одинаковая. Потом, значит, он пришёл к выводу: раз невозможны деньги, то деньги он сделал очень большими. То есть одна монета была вот такая вот тяжёлая, поэтому люди перестали брать взятки. И была железная, он отменил золото. Он сказал: «Золото ничего не стоит». Золото было никому не нужно. А деньги были такие вот большие железные пластинки.
[Из зала]: Не унесёшь. Катали их.

00:29:43 [Драгилев А.К.]: Да. И их даже за покупками в город нужно было, значит, кошелёк представлял из себя небольшую торбу, небольшую повозку. Значит, но чтобы люди не извлекали пользы даже из железных денег, потому что их могли же использовать для чего-то: заборы из них поставить, то он после чеканки эти деньги погружали в уксус и они становились очень ломкими. То есть из них уже ничего не сделаешь. Значит, взятки перестали брать, инфляция уничтожилась и не воровали.

00:30:34 Значит, люди жили впроголодь, но зато было много школ. Где мудрец или основатель школы утром говорил что-то и вокруг собирался народ. То есть народ ходил не по базарам, не по шопингу, а они собирались и слушали того мудреца или сего мудреца. И Спарта была самым сильным городом, пока они не завоевали... Они были самые сильные. И город был без крепостной стены, потому что он считал, что лучшая крепостная стена – это мечи и щиты воинов, а не стены каменные. И они отбивали всех недругов.

00:31:26 А потом, значит, подумали: «А что мы будем их отбивать? Лучше мы их захватим». Захватили. Снова появилось золото, и Спарта сразу же проиграла… В общем сразу... Ну, такая вот... Это варнашрама-дхарма. Там тоже было четыре сословия. Значит, были сенаторы, были всадники - кшатрии, были купцы и рабы. Ну, рабы – в смысле работники. Вот так они жили. Тоже было ученичество. До трёх лет дети воспитывались у родителей, а потом, значит, были просто общие школы.

00:32:14 При этом, если к отрочеству человек не показывал свою любовь к Спарте, его просто скидывали на колья с городской стены. А зачем он нужен? Вот так вот. Вы хотите спросить?
[Из зала]: Да. А как вайшнавы относятся к идеям Шри Ауробиндо?
[Драгилев А.К.]: Я, конечно, не вайшнав, но я могу прокомментировать, если вы мне объясните эти идеи, в чем они?
[Из зала]: Ну, рай на Земле...
[Драгилев А.К.]: А чем отличается от идей Карла Маркса?

00:33:02 [Из зала]: Чем отличается?
[Драгилев А.К.]: У него же тоже рай на Земле. И у Адама Смита, и у Иисуса Христа.
[Из зала]: Ну как бы видение другое райское.
[Драгилев А.К.]: Ну вот какое? Чем? Вот я и спрашиваю.
[Из зала]: Ну Бог, который [не слышно] по книгам. Я не берусь рассказывать. Я просто хотел спросить.
[Драгилев А.К.]: Вы возьмите и расскажите, потому что…
[Из зала]: Нет, я думаю, вы сами знаете.
[Драгилев А.К.]: Нет. Я не знаю.

00:33:37 [Из зала]: Ауроби, который? Такое общество тоже, совершенное общество, в котором люди живут и сами заботятся о своём благополучии. У них есть всё для того, чтобы себя обеспечивать. У них также ходят деньги. Они натуральным хозяйством живут. Друг другу помогают. Такая община.
[Из зала]: Нет, я извиняюсь. Их основная идея, всё-таки, не в этом. Я думаю, Бхарати Махарадж [неслышно].
[Драгилев А.К.]: Нет, не знаю.

00:34:23 [Из зала]: Ну то есть он хотел низвести трансцендентный (может я утрированно говорю), план на Землю, сакраментальный такой... То есть путём как бы, грубо говоря, заражения всего, то есть возвысить человека до…
[Драгилев А.К.]: До чего возвысить?
[Из зала]: Духовно возвысить. Как бы божественный план сделать на земле, в общем.
[Драгилев А.К.]: Рай на земле.
[Из зала]: Да, как-то так.
[Драгилев А.К.]: Ну что, я хорошо отношусь к этой идее. И получилось у него?
[Из зала]: Ну, город существует и последователи. Храм уже долго-долго строят, никак не построят.
[Драгилев А.К.]: Ну это издержки. А сколько там стоит проживание?

00:35:27 [Из зала]: Там есть какой-то по-моему взнос, действительно, по прибытии. Мне кажется, так. Я вот передачу недавно смотрела как раз об этом. А затем ты должен год там прожить, чтобы доказать приверженность этим идеям. Выполняешь какую-то работу, а затем тебе дают какую-то миссию, то есть задачу, которую ты выполняешь, за что отвечаешь, ну как-то вливаешься уже в это общество. И занимаешься только этим. То есть доказать то, что тебя ничто не интересует
[Драгилев А.К.]: Как в Толстовской общине, да? Там тоже толстовцы. Там, Лев Николаевич тоже. По всему миру были его последователи. Тоже такой рай на Земле. Правда, после его смерти потом они все переругались-перессорились.

Почему на Земле невозможно создать коммунистическое общество?

00:36:24 На Землю нельзя привнести рай. Рай-то уже существует. Под раем мы понимаем совершенное общество - не визуализируем как они по небу ходят - а такое место, где царит гармония. Зачем её приносить на Землю, когда рай уже есть? Это всё благородные идеи, конечно, но Земля не предназначена для этого. Франциск из Азизи пытался сделать, первые христиане пытались сделать. Видимо, Ауробиндо Гхош, Лев Николаевич Толстой - общины эти по всему миру.

00:37:20 Не то чтобы он основывал, а он дал идею и на основе его идей были общины толстовские, где труд, отсутствие оружия. В Израиле очень много таких колхозов - кибуцы. Вот они тоже, у них нет ничего своего. Они живут: только работают. У них всё общее: машины, дома.
[Из зала]: Коммунизм по идее тоже так.
[Драгилев А.К.]: Коммунизм, да. Были такие коммуны, отсутствие денег. Всё, что Карл Маркс описал.

00:38:07 Просто жажда стяжательства заложена в природе человека. И никакими коммунистическими идеями, а Ауробиндо Гхош, видимо, коммунист… Ну это же коммуна. Да? Город Ауровилль – это коммуна?
[Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: Ну это есть коммунизм. То есть там они не платят друг другу?
[Из зала]: Нет.
[Драгилев А.К.]: Ну это и есть коммунизм. За свой труд, результатом твоего труда являются какие-то насущные блага: это еда и крыша над головой. Это идея коммунизма.

00:38:49 Вот, никакие идеи коммунизма на Земле не могут быть воплощены, потому что в человеке заложены идеи стяжательства. То есть всякий, кто рождается на земном уровне - мы это называем «на Земле» - он рождается потому что у него есть идеи стяжательства. Не то, что вот чистая душа воплотилась и ей идеи стяжательства навязали родители, а она уже с этой идеей стяжательства, хапать. Причём, хапать, я говорю не о чисто материальных вещах, а хапать, например, уважение.

00:39:33 То есть ты среди своих братьев-коммунаров хочешь быть лучшим коммунаром, чтобы они тебя уважали больше. Стяжать уважение к себе с их стороны. Всё, вот с этого начинается, как говорят: «Коготок завяз и птичка попалась». Ты хочешь быть более продвинутым коммунаром, чем все остальные, а дальше за этим следует власть, потому что ты становишься не просто уважаемым коммунаром, а к тебе уже приходят и спрашивают: «Как поступить?» - то есть ты уже авторитетом пользуешься.

00:40:08 А «Авторитет» с латыни означает «власть». Ты уже властью пользуешься. Потом небольшие привилегии. Вот, то есть ты равный среди равных и даже немножко равнее. А потом уже тебя окружают доступные девы. Всё это, я говорю: «Коготок завяз» – гордыня, власть. А дальше как снежный ком. Это власть, это богатство и удовольствия.
[Из зала]: Как-то к Ауробиндо совсем не...
[Драгилев А.К.]: Я сейчас говорю в теории. Видимо, Ауробиндо является неопровержимым опровержением этой теории. То есть все попались, у всех увяз коготок, а вот у Ауробиндо - нет.

00:41:04 [Из зала]: Нет, ну так рассуждать можно на всех организациях.
[Драгилев А.К.]: Мы обо всех. Мы говорим, что все организации порочны.
[Из зала]: Там и последователи, и коготки, и всё прочее.
[Драгилев А.К.]: Да. Мы не то, что можем, мы так и говорим, что во всех организациях…
[Из зала]: В том числе вайшнавских?
[Драгилев А.К.]: Да. В том числе и вайшнавских. И это то, что на Земле невозможен рай. Гармония на Земле невозможна. Самая благородная идея конце концов формализуется, приобретает форму. И эта форма закостеневает.

00:41:47 И идея уже не умещается в ней. Потому что идея животрепещущая, она ищет постоянного совершенствования, гармонии. Она живая. Тхакур Бхактивинод говорил, что идея не может уместиться ни в какие догмы, ни в какие рамки.
[Из зала]: То есть надо покинуть это место?
[Драгилев А.К.]: Какое место?
[Из зала]: Ну Земля, вообще материальное всё.
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: То есть никак по-другому?

00:42:18 [Драгилев А.К.]: Нет, в материальном мире есть формы идей. Нет самих идей. Если вы хотите жить в мире идей, то вам нужно покинуть материальный мир. Не строить здесь мир идей. А он уже есть. Зачем здесь строить, когда можно туда вернуться? Вайшнавы не строят лучшее общество. Гуру-вайшнавы берут страждущих, кто ищет помощи, и переносят, отправляют в мир гармонии. Они не здесь хотят устроить мир гармонии, а отправляют искренних последователей в мир гармонии.

00:43:08 То есть они действуют как капитаны корабля, которые нашли землю обетованную и вернулись снова сюда, в этот океан суеты, и спасают страждущих, которые просят о помощи. Берут на борт своего судна и переправляют в ту землю обетованную, откуда они пришли. Об этом в «Шримад Бхагаватам» говорится. Вот, то есть даже самые благородные идеи, даже вайшнавские идеи, они со временем окостеневают, становятся формальными. И их нужно разбивать, чтобы дать возможность новой жизни, новому ростку пробиться. Есть какие-нибудь ещё вопросы?

Для чего мы рождаемся на земле?

00:44:04 [Из зала]: Здесь спрашивают: «Мы рождаемся на Земле для того, чтобы прийти к смирению?»
[Драгилев А.К.]: Мы рождаемся на Земле, потому что наша карма заставляет нас рождаться на Земле. А мы, во-первых, рождаемся потому что, и во-вторых - для чего-то. Вот это вот потому что мы рождаемся, изменить нельзя. Мы рождаемся для того, чтобы нести ответственность за свои прошлые дела: за хорошие и плохие. За хорошие мы получаем определённый набор радости. И за плохие – определённый набор несчастий. Это изменить нельзя.

00:44:51 А вот что можно изменить - это «для чего?» Если мы говорим, что я родился на Земле, чтобы получить удовольствие, тогда мы будем вынуждены снова и снова рождаться на Земле, чтобы пожинать плоды своих дел, которые мы творим ради удовольствия: хорошие и плохие. Но если мы говорим, что мы рождаемся для того, чтобы избавиться от гордыни, вот тогда мы меняем вот эту программу. То есть мы запрограммированы отстрадать и отрадоваться определённое количество. Но мы можем изменить эту программу.

00:45:35 Мы по-прежнему будем и страдать, и радоваться, но мы уже будем работать не для того, чтобы родиться снова в новом теле, а для того чтобы больше никогда не родиться. Вот чтобы никогда больше не родиться, нужно избавиться от гордыни, избавиться от стремления самоутвердиться в этом мире. Иными словами, добиться успеха в этом мире. Вот когда душа в человеческом обличье, человек скажет: «Я не хочу успеха в этом мире! Мне нечего здесь добиваться», тогда начинается её путь разгордынивания, уходит гордыня постепенно.

00:46:18 Это может занять много жизней, но тем не менее путь её начинается. И когда у души не будет никакой гордыни, не будет желания самоутвердиться здесь, то есть прочно стать, пустить корни в этом мире, вот тогда она уже никогда не родится. Она уйдёт в мир иной, в загробный мир, в потусторонний мир. Что такое загробный мир? Это мир по ту сторону этого гроба. Мы же живём в гробу. Нам кажется, что гроб – это где-то там. Нет, мы уже живём в гробу.

00:46:55 Есть загробный мир. Он огромный, он вечный, он – мир гармонии, самопожертвования, любви и счастья. Это называется загробный мир. Вот если мы не хотим самоутвердиться в гробу, то мы будем стремиться в этот загробный мир. Думают, что вот наш настоящий мир, а есть мир в гробу где-то, после смерти. Нет, наоборот. Вот мы в гробу живём.
[Из зала]: [неслышно].
[Драгилев А.К.]: Ну да.
[Из зала]: Можно поспорить, что это гроб.
[Из зала]: Так он и называется загробный - за гробом.

00:47:37 [Драгилев А.К.]: Тот мир загробный, да. А этот – гробный мир. Его ещё в Библии его называют «юдоль смерти» или «долина смерти», то есть огромное кладбище. Здесь все пожирают друг друга. Мы вот едим яблоки. А они выросли из чьей-то могилы. Это едим. Превращаем это в экскременты. Кто-то там опять умирает. Всё это в гробу происходит. Долина смерти.
[Из зала]: Концепция Нарады.
[Драгилев А.К.]: Да-да. Долина смерти.
[Из зала]: Вопрос про смирение был.
[Драгилев А.К.]: Про смирение? А в чём вопрос?
[Из зала]: Рождаемся ли мы для смирения?

Что есть смирение?

00:48:33 [Драгилев А.К.]: А-а. Ну смирение – это как антипод гордыни. Гордыня – это вот самоутверждение, то есть становиться твёрже, твёрже и твёрже, и твёрже. Да? Гордыня. Ты становишься, то есть самоутверждаешься. Смирение – это антипод, это обратное - идея противоположная гордыне. Чем смиреннее мы становимся, тем больше мы подготавливаемся к существованию в ином мире, в мире, где ты не повелитель, а где ты повелеваемый или раб божий.

00:49:20 Раб божий, его первое качество – это смирение. Смирение и верность своему господину. Здесь у нас нет господина. Здесь мы сами себе господа и здесь главное достоинство – это надеяться на свои силы. То есть: «Я могу это сделать! Я хозяин своей судьбы!» Самоутвердиться. Я всегда говорю: «Самоутвердиться на льдине в апреле». Так хорошо самоутвердился!
[Из зала]: Закрепиться.

00:50:02 [Драгилев А.К.]: Закрепился. Да, домик такой, колышки, очертил себе территорию, а льдину уже несёт к экватору. Самоутвердиться на айсберге, который несёт к экватору. Иисус Христос это называл: «Богу богово, кесарю кесарево». То есть наша душа должна принадлежать миру смирения, быть рабом божьим. А тело пусть здесь самоутверждается, пусть делает чего хочет. Исполняет свой земной долг, а душа наша должна принадлежать высшему миру.

00:50:49 Смирение, в вайшнавском понимании, – это не смирение ко всем. То есть придёт к вам какой-нибудь Ауробиндо и какую-нибудь идею даст, и вы смиренно её примете. Смирение означает смирение перед чем-то одним и самоутверждение, твёрдость, неприятие всего остального. Это называется ещё «смирение» или «целомудрие». То есть когда ты верен одной идее и не приемлешь ни в каком виде все остальные идеи. Вот так.

В каком виде Бог всегда присутствует на земле?

00:51:26 [Из зала]: Здесь ещё спрашивают: «Если Господь покидает Землю, покидают ли эти земли Его преданные?»
[Драгилев А.К.]: Господь – это как НЛО - неопознанный летающий объект, Он никогда не покидает. Он просто неопознанный. Иногда Он виден, а иногда - не виден. А какой Он – непонятно. Неопознанный. А преданные Его всегда здесь. Господь никогда не покидает земной план бытия. Он либо в образе своих преданных присутствует, а они постоянно людям пытаются напомнить о Нём. И Он не покидает земной план бытия в виде Вед или священных Писаний, разных священных Писаний.

00:52:30 Господь на санскрите означает «Бхагаван» - Всевышний. И Он присутствует в виде двух Бхагават на Земле. Бхагавата – это священные Писания, «Шримад Бхагаватам». И Бхагаваты – преданные, через уста которых говорит Господь. Через уста гуру Господь говорит с людьми. То есть Он никогда не покидает. Он также не покидает мир в образе времени. То есть время – это одна из инкарнаций, один из аватаров Бога – время, смерть. То есть в виде смерти Он всегда присутствует. Он Своей всесильной рукой под названием «смерть» или «время» отбирает у нас всё накопленное. То есть Он разбивает наши иллюзии.

00:53:40 Что такое истина? Истина – это в присутствие которой нет иллюзии. В присутствие которой нет иллюзий. Вот Господь в виде смерти или в виде времени разбивает все наши иллюзии. Мы в течение жизни строим своё царство, строим замки на песке. Строим, строим, строим, потом волна нахлынет - волна смерти или времени - и все те же самые песчинки, которые сложились в виде замков, они теперь разбросаны на плоскости. Никакого замка нет. Разрушились наши иллюзии.

00:54:15 Вот так же и мы: строим дома, строим отношения какие-то, семьи. А потом Господь в виде времени, в виде смерти раз, и всё это забирает. И иллюзий не остается. То есть Господь и в виде смерти присутствует, и в виде Своих преданных, и в виде священного Писания, в виде священного звука «Ом». Он говорит в «Гите», что Он в виде священного звука «Ом» присутствует в материальном мире. В виде Своего имени присутствует. Он также присутствует на алтаре в храме в виде изваяния. Господь никогда не даёт нам забыть о Нём. А преданные Его никогда не покидают этот мир. Они всегда присутствуют.

На что в этом мире следует обращать своё внимание?

00:55:14 [Из зала]: Здесь ещё спрашивают: «На что обращать внимание в этом мире?»
[Драгилев А.К.]: На самое удивительное нужно обращать. Кришна в «Гите» говорит: «Самое удивительное – это Я» - нужно обращать внимание на самое удивительное. Кришна говорит, что Он – суть всего. В вине Он – хмель. Среди рыб Он – драконья рыба. Среди светил Он – Солнце. Среди азартных игр Он…
[Из зала]: Игра в кости.
[Драгилев А.К.]: Кости. Да, игра в кости. То есть Он – самое-самое везде. То есть, как говорят, соль земли, суть всего. В человеке Он – душа, жизненная сила. Он, по-моему, в десятой главе перечисляет все Свои ипостаси. Он – суть всего. На это надо внимание обращать. Среди судей Он – время.

обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 15 июня 2016