Время и пространство
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Что такое прасад?
00:00:00 [Драгилев А.К.]: Так, Антонова задаёт вопрос: «Что является прасадом? Только то, что предложено на алтаре, или можно просто в уме предложить и поблагодарить за данное мне? Может ли быть прасадом пища, приготовленная в настроении служения, но не предложенная?»
00:00:24 Совершенно верно. Вообще, если ваша жизнь есть жертвоприношение, есть самопожертвование перед Кришной, если вся ваша жизнь есть самопожертвование, то и всё, что достаётся вам в этой жизни есть милость свыше, есть прасад. Вообще прасад – это то, что тебе даровал Господь, а не то, что ты предложил Ему.
00:01:02 И если вы живёте всё время с мыслью: «Всё, чего я добился, всё, что мне пришло в этой жизни, не благодаря моим заслугам, а только по милости свыше, то всё, что к вам приходит будет прасад. Прасад будет и еда, и одежда, и какие-то достижения, и хорошие отношения с окружающими, и борьба, и мир, и всё, что выпадает на вашу долю, это будет по милости, это всё будет прасадом, если вы осознаёте, что всей вашей жизнью управляет провидение - Господь Кришна.
00:01:56 Поэтому если вы целиком предались Кришне, то необязательно Ему предлагать раз за разом еду. Но если вы честны перед собой и вы понимаете, что помимо служения Кришне, у вас есть ещё и множество разных целей, разных достижений в этой жизни, что нужно ещё чего-то добиваться, неплохо бы ещё чего-то добиться в этой жизни, то имеющим такое сознание, рекомендуется каждый раз перед едой предлагать прасад Кришне.
00:02:34 Но если у вас дома стоит Божество или вы имеете служение в храме перед Божествами, то, конечно, вы должны предлагать Кришне прасад, предлагать Кришне еду независимо от того, целиком вы преданы Кришне или не целиком. В этом заключается ваше служение. Ну а в целом, конечно, таких удачливых душ, которые служат всё время Кришне в алтаре не так много.
00:03:08 Поэтому нам рекомендуется каждую трапезу, перед каждой трапезой поблагодарить Кришну в уме или у кого есть алтарик, преподнести ему часть этой трапезы. Ну, преподнести всю трапезу, а потом причаститься к ней. Если мы ещё не верим, что все мы мотаем здесь пожизненный срок, а мы с самого рождения мотаем пожизненный срок. Как только родились, нам сразу дали пожизненное, до самой смерти.
00:03:45 То есть из этой тюрьмы нас вынесут только ногами вперёд. Сами мы отсюда не выйдем. И кто думает, что, мотая пожизненный срок, он ещё может чего-то добиться: получить хорошее образование, получить богатства какие-то. Он уже сидит в тюрьме, но он думает, что хорошо бы ещё добиться каких-то достижений. Хотя ему дали уже пожизненное. Как только рождается человек - ему сразу дают пожизненное.
Определение и характеристика времени
00:04:31 Бхима: «Как можно охарактеризовать само понятие «время»?» Значит, время – это первичная стихия, одна из энергий Бога. Но понятно, что вот это определение нас ни на йоту не приближает к понимаю, что такое время. Время – это иллюзия, которая помогает нам связать смыслом разрозненные картинки. Например, вы наблюдаете за бегущим человеком.
00:05:30 На самом деле вы видите совершенно разрозненные картинки: когда у него то правая нога на подъёме, то левая на подъёме, то он в воздухе, то он на земле - вот эти несвязанные друг с другом картинки. Так вот время помогает вам связать эти картинки в некий смысл. Это одна из энергий, базовая иллюзия Бога. Этот мир, зримый мир, совершенно лишён смысла. Этот мир – сплошное наваждение.
00:06:11 Но время позволяет картинке (я повторюсь): это могут быть звуковые, обонятельные, зрительные. Он эти картинки как бы связывает единой цепью, единой нитью и заставляет нас искать какой-то смысл, видеть в этом смысл и добиваться какого-то смысла, добиваться каких-то достижений. В десятой главе «Бхагавад-гиты» Кришна говорит, что миры нанизаны на Нём, как жемчужины на нитке.
00:06:57 Вот именно вот эта нитка и есть время. И вот эти несвязанные картинки - жемчужины - нанизываются на время. И мы с вами что видим? Мы с вами видим не разрозненные шарики, а мы видим ожерелье. И это ожерелье можно повесить на себя. Можно извлечь из этого какую-то пользу. Вот точно так же этот мир – эти картинки как бы нанизаны на время, и мы в этой целостной, движущейся картине видим какой-то смысл, какую-то пользу для себя.
00:07:34 Мы можем обзавестись семьёй. Мы можем обзавестись уважением. Мы можем обзавестись монетами. Можем обзавестись властью и так далее. «Что такое картинки?» Хороший вопрос, да: Что такое картинки, которые мы видим? На самом деле видим мы не картинки в привычном понимании, а мы впадаем в определённое состояние. И эти состояния вызывают у нас ощущения. Ну и, другими словами, картинки.
00:08:15 Картинки эти, конечно, или эти ощущения происходят не из пустоты, они есть искажение изначальной картины, изначальной лилы. Но нас, в зависимости от силы удара мешком по голове… Есть 3 степени удара: сильный удар называется «тамас», средний удар называется «раджас» и слабый удар называется «саттва». То есть помрачение, возбуждение и просветление. Вот в зависимости от силы удара мешком по голове майей мы впадаем в то или иное состояние.
00:09:11 И вот, впав в какое-то состояние… Причём, эти состояния могут меняться. Ежесекундно у вас может быть сильный удар тамаса, может быть более слабый, а может быть такой удар, который можно характеризовать как и раджас. И в зависимости от силы этого удара, мы впадаем в те или иные состояния. И в этих состояниях мы видим изначальную лилу в искажённом виде.
00:09:39 И вот это искажение лилы, искажение божественной игры, и называется те самые «картинки». Дальше эти картинки под воздействием времени нанизываются на ниточку и мы в этих разрозненных картинках видим какой-то смысл. А какой смысл? - польза - эксплуатация. Поэтому он и называется «мир эксплуатации». Это мир, в котором картинки выстраиваются для пользы нашей. Мир стяжательства, мир корысти.
Как соотносятся духовный и материальный миры?
00:10:28 «Как глаз смотрит на духовное дерево: вверх ногами или перевёрнуто в сознании? Или нет духовного видения истинной картины?» Ну нет у нас духовного видения истинной картины. Это, конечно, аллегория, что существует дерево духовного мира, а в материальном мире мы видим его отражение опрокинутое. Мы видим его отражение в реке времени. Как бы бурлящая река времени протекает у корней дерева духовного мира. Вот в этой реке мы видим не само дерево, а отражение. И это отражение рябит.
00:11:28 Это, конечно, аллегория. Кришна в пятнадцатой главе «Гиты» описывает это. Аллегория, призванная дать нам понятие, что есть изначальный мир, а тот мир, который мы с вами наблюдаем, он есть перевёрнутое отражение его. Изначальный мир недвижим, он покоен. А его отражение из-за того, что мимо него протекает река времени со вздымающимися волнами, это изображение как бы играет. И вот игра этого отражения, этой картинки, она видится нам как окружающий мир.
00:12:05 Шьям или Каника, если к вам приходили какие-то вопросы, пожалуйста, задавайте. Если нет, тогда мы сейчас споём немножко и разойдёмся на прасад. Вопрос: «А зачем мир играет?» Не совсем понятно какой мир? Если вы имеете ввиду материальный мир, зачем он играет - он не играет. Майа или ещё одна из служанок Всевышнего, она (извините за такую грубость) как бы бьёт нас ежесекундно мешком по голове – и мы впадаем в то или иное состояние.
00:13:01 Вот ударят нас мешком по голове, и мы видим в ком-то своё новое убежище. Видим убежище в каком-нибудь докторе. Мы идём к нему и говорим: «Доктор, помогите мне! Я страдаю (или я болею)». Или видим убежище в какой-нибудь новой жене или в каком-нибудь новом муже. Мы предаёмся им. Или видим убежище в каком-нибудь кумире, в каком-нибудь рок-певце, который хорошо музыку сыграл, и мы предаёмся ему.
00:13:38 Вот майа постоянно нас бьёт по голове так, чтобы мы искали где-нибудь прибежище. Но в этом мире прибежища нет. В этом мире всё - зыбкая жижа. Вот эта река времени, как бы мы ни пытались ухватиться за ствол этого дерева, ствола-то нет, есть лишь отражение. Мы плюхаемся опять в эту воду. Мы хватаем воду опять и начинаем тонуть. И пока мы не осознаем, что в этом мире всё жидко, всё течёт, всё изменяется.
00:14:34 Как говорил Сократ: «Всё течёт, всё изменяется». Нет ничего, на что можно было бы положиться. Вот, когда мы это осознаём, мы начинаем отчаянно искать спасения у Шри Гуру, у садху, который приплывает к нам в эту реку на корабле учения Веды. Протягивает нам руку милости. Сажает нас на этот корабль. И, если мы преданы ему до конца, верим ему, доверились ему, то он нас из этой хляби, из этой зыбкой жижи перевозит, высаживает на берег.
00:15:15 В страну, где можно утвердиться, где можно укрепиться, в страну Любви и Красоты. И этот вот кормчий, кто ведёт корабль, его называют гуру или садху. А сам по себе корабль – это учение Веды или в «Бхагаватам» говорится, это и есть Бхагавата. То есть лодка, на которой мы можем выплыть из океана этой зяби, этих меняющихся иллюзорных картинок.
00:15:55 Эта лодка и есть «Шримад Бхагаватам», которую мы с вами сегодня в частности читали две главы из десятой книги. А гуру – это тот, кто не даёт нам впасть в иллюзию, читая «Шримад Бхагаватам», не даёт нам начать употреблять «Шримад Бхагаватам» для своей пользы, для своих корыстных целей. Он нам помогает перебраться на судне «Шримад Бхагаватам» и не утонуть.
Для кого существует пространство?
00:16:49 «А как насчёт времени и пространства?» Дело в том, что пространства нет, есть время. Пространство – это картинки, которые сменяются одна другой. То есть пространства нет. Мы с вами сидим в тёмном зале и наблюдаем смену картинок. При этом картинки сами по себе недвижимы, как недвижимы кадры фильма. Мы сидим в тёмном зале, а за спиной у нас крутятся недвижимые картинки. То есть сама по себе картинка появилась и исчезла, появилась-исчезла.
00:17:18 На одном и том же месте, куда мы смотрим, в одной и той же точке. И картинка исчезла, а на её месте другая, потом на её месте другая. И это у нас создаёт иллюзию пространства. То есть пространства как такового нет. Есть субъективное ощущение. Если, например, майа сильно по голове ударит, то не будет ощущения пространства. Ощущение пространства, надо сказать, появляется лишь у тех, кого майа ударила по голове с силой раджаса.
00:17:57 Вот человек деятельный: у него есть ощущение времени, пространства - он видоизменяет пространство, он хочет улучшить человеческое общество, он выходит на марши несогласных, он устраивает революции, он устраивает какие-то реформы или, наоборот, замораживает реформы, он устраивает выборы, он хочет избрать лучшего лидера, которому предастся. Это о тех, кого ударила майа с силой раджаса, с силой возбуждения.
00:18:42 Ну а те, кого майа ударила с силой тамаса, у них нет ощущения пространства. Они просто лежат возле ларька и им хорошо. Для них пространство всё в одной точке или вовсе без неё. А те, кого майа ударила легонечко с силой саттвы - с силой просветления - у них сознание расширилось до таких просторов, что и пространства там нет. То есть там нет никаких предметов. Это едино залитый свет или близко к этому.
00:19:20 А, зачем играет изначальный мир? Возвращаясь к вопросу Космоса 1284: «Зачем играет изначальный мир?» А это его природа. Изначальный мир – это лила, мир лилы. К тому миру вообще неприменимо понятие «зачем». Почему? Потому что он самопроизволен. Господь произволен. Это очень хорошее русское слово «произволен», то есть Он производит волю. И всё, что Он производит Своей волей, не имеет причины. То есть Его воля и есть причина того, что Он хочет.
00:19:52 Ответ на вопрос «зачем он играет?»: вопрос имеет смысл, он правомочный, но он не имеет ответа. Он играет, потому что Он самопроизволен. Так, значит Арканс: «Мы жили ещё в материальном мире и по голове не получали мешком. - Мы жили ещё в материальном мире… А где мы ещё жили? Мы только в материальном мире и жили! И только мешком и получали. - Это аллегория условная, изображение абстрактных идей».
00:20:36 Совершенно верно. Я пытаюсь отвлечённые понятия, такие как гуна - гуна означает качество сознания или окраска сознания - я эти понятия пытаюсь как-то привязать к примерам окружающего нас мира. А какие? Самый доступный пример – это когда мешком по голове. Так, вопрос: «Обязательно ли плыть на одной лодке или можно пересаживаться?» Конечно, можно пересаживаться.
00:21:18 Когда вы поняли, что та лодка, на которой вы плывёте, тонет, а кормчий, капитан, водит вас за нос, то есть водит вас по кругу, то лучше пересесть на другую лодку. Лучше выпрыгнуть и дождаться, когда настоящий капитан приплывёт. Ведь важно выплыть из этой трясины. Если вы видите, что лодка не настоящая, а лишь иллюзия, ещё одна игра вот этой ряби, то лучше пересесть. «Людей ели духовно. Эта пища духовная». Не понимаю.
По какому образу возник материальный мир?
00:22:31 «А то место, куда мы смотрим, где возникают картинки, это что?» А это мы наблюдаем картинки в сознании своём. По мотивам. Знаете, есть такое, вот когда кино вы смотрите, в начале иногда пишут: «По мотивам повести Льва Николаевича Толстого «Крейцерова Соната», например. По мотивам. Или по мотивам повести какой-то ещё. Там, Чехова. Рассказа Чехова «Палата №6».
00:23:03 Вот есть изначальное то, что в голове у творца, скажем, у Толстого. Дальше он перекладывает свою идею в буквенные символы. А уже режиссёр из этих буквенных символов создаёт картинки. Но всё равно это по мотивам. Мы смотрим картинку, но эта картинка есть отражение того, что родилось в голове у писателя. Вот точно так же Брахма. Брахма увидел изначальный мир.
00:23:40 Его взору, его сознанию открылся мир Голоки, мир игры Кришны с Его возлюбленными, и он попытался по мотивам того, что увидел, переложить на картинку. И вот эта картинка и есть то, что мы с вами воспринимаем. То есть мы с вами воспринимаем сознание. Вот мне кажется в фильме «Матрица» эта мысль очень хорошо прослеживается.
00:24:13 Там негр говорит: «Ты подумай, что более реально: то, что есть или твои ощущения этого?» Это как бы вопрос. По-моему там, в этом фильме, вопрос зависает в пространстве. Но если мы подумаем, действительно, что более реально: то, что мы ощущаем или то, что есть? Действительно, то, что мы ощущаем. Оно более реально.
00:25:00 «Говорят, что Кришна – сердцеед». Это верно - Он сердцеед. И весь духовный путь состоит в том, чтобы сделать своё сердце приятным ему на вкус, то есть оно должно быть мягким. Вот как есть твёрдая пища - об неё можно зубы поломать. Вот, надо сердце своё томить до такого состояния, чтобы Кришне оно было приятным. Это и есть путь бхакти. Мы, собственно, и добиваемся этого.
Для чего был создан материальный мир?
00:25:44 «Есть ли мотив у Кришны вообще создавать материальный мир?» Есть. Но не Кришна создаёт материальный мир, а материальный мир создаёт Его партнёр по играм. Для того, чтобы Кришну не тревожить всякими зарвавшимися глупцами, им создаётся определённая зона, она называется материальный мир, где они могут осуществлять, практиковать свою корысть. Они здесь могут расти до «працуков».
00:26:37 Есть такое понятие «працук». Это раньше мореплаватели сажали в чан пятнадцать крыс. И одна из этих крыс со временем поедала всех остальных четырнадцать. Эту крысу называли працук. И потом эту крысу выпускали на корабль. И он съедал всех остальных. Вот мы в этом мире, нас, конечно, не пятнадцать, нас здесь бесконечное количество и все мы здесь пытаемся стать этими працуками: поедаем друг друга, чтобы стать самым главным.
00:27:16 Но самое интересное, что когда вот этот працук поедал всех остальных крыс на корабле, он потом умирал с голоду. Так что и мы тоже - все живые существа, которые пытаются дорасти, взобраться на верхушку пирамиды материального мира - чем выше ты поднимаешься, тем больше ты остаёшься один. Ты всех под себя подминаешь и оказываешься на вершине пирамиды, но один.
Открываются ли гениям энергии изначального мира?
00:27:56 «То, что открывается писателям, это майа изначального мира?» Ну да, да. Не всем, конечно, писателям, но гениальным писателям – да, это майа изначального мира. «Во всех фильмах, во всех книгах?» Я бы не сказал, что во всех фильмах, во всех книгах. Есть художественные творения, а есть подделки. Всякое творение художественное в любом из видов искусств, если оно заставляет нас задуматься о бренности этого мира, о вечности потустороннего мира, это произведение является действительно не от мира сего.
00:28:45 А всякое творение художественное, которое усиливает в нас тягу к стяжательству, к обладанию, к чувству собственничества, это есть подделка. Это есть творение майи. Хотя мудрый даже в подделках увидит отблеск реальности. То есть это даже не в такой степени зависит от самого художественного произведения, сколько от внутреннего нашего состояния, как мы на это смотрим. Мы можем с вами смотреть один и тот же фильм, но видеть два разных фильма.
00:29:39 «Чем мудрость отличается от преданности?» Мудрость отличается от преданности. Давайте, мы это отложим до следующего раза. Это - чем мудрость отличается от преданности - это вопрос отдельной лекции. Можно этому посвятить отдельный час. Поэтому сейчас я, пожалуй, воздержусь. А потом, значит: «Каких вы кровей происхождения?» Кровей происхождения - все мы одних и тех же. Все мы родились в тюрьме. И все мы в тюрьме и погибнем.
00:30:31 Арканс пишет: «Мы знаем случай педофилии в ИСККОНе среди гуру, и бандитизм не редкий случай». И что из этого? Знаете и знаете. Значит, дело в том, что мы к ИСККОНу не имеем отношения. Поэтому я вас прошу про другие духовные сообщества мне вопросы не задавать, потому что я не интересуюсь их бытом, их повадками, их учениями. Ныне действующих вероучений и забытых вероучений, их принципами я не интересуюсь. Мне правда это неинтересно. А вот что касается ИСККОНа, то у нас с ними различие в том, что у них толчковая нога правая, а у нас толчковая нога левая.
Как увидеть изначальный мир?
00:31:42 «Может ли изначальный мир появляться не в виде майи, а как он есть?» Он может, но для этого мы должны выйти за рамки майи. Он, собственно, не появляется, он всегда существует. Вопрос в том, как мы на него смотрим. Известная формула Шрилы Сарасвати Тхакура: «Религия как способ существования» - или бытие есть правильное положение в пространстве относительно центра. По-английски это звучит лаконично: «religion is proper adjustment».
00:32:32 По-русски это: «Твоё естественное бытие зависит от правильного положения в пространстве относительно центра». То есть если вы заняли правильное положение в пространстве относительно центра, то вы этот центр увидите как он есть. Если ваше положение смещено, если вы помимо центра ещё хотите достигать чего-то другого, у вас есть какие-то ещё цели, какие-то ещё центры, то Истинный центр (с большой буквы) вы будете видеть среди других, в одной обойме с другими маловажными целями.
00:33:35 Мы часто приводим пример с Арджуной, которому гуру сказал: «Что ты видишь?» Когда Арджуна стрелял из лука, гуру спросил: «Что ты видишь?» Он говорит: «Я вижу глаз этой мишени, рыбы». Мишень в виде рыбы была. «Я вижу глаз этой рыбы». Гуру его спрашивает: «А что ещё ты видишь?» Говорит: «Я больше вообще ничего не вижу?» «А саму рыбу видишь?» «Нет, я вижу только глаз». Говорит: «Ну тогда ты – достойный ученик. Ты научился правильно стрелять из лука».
00:34:11 Вот точно так же с нами. Если мы помимо единой цели, одной цели, помимо Кришны или служения Кришне, мы видим ещё какие-то цели, ещё какие-то образы, какие-то очертания, то это значит, что для нас главная цель (служение Кришне) – не самое в общем и главное, а наравне с другими. То есть для нас это хобби, наравне с другими, как семья, работа, карьера, какие-то увлечения, искусство, богатство, здоровье и так далее. То есть много-много всяких увлечений.
00:34:49 Вот естество или религия – это когда для тебя нет других увлечений, кроме единого центра. «И всё же вы сказали словами Высоцкого». Ну да, потому что Высоцкого я считаю великим поэтом. Я его считаю человеком, соприкоснувшимся с потусторонней реальностью в какой-то из её граней. То есть 3-4 его произведения, лёгшие на музыку, сродни величайшим произведениям древних мудрецов. При этом они ещё поэтичны.
00:35:42 Всё остальное, что называется на злобу дня, у Высоцкого это пошло, это неинтересно, это бренно. Но 3-4, может быть 5 его стихов, его песен, они действительно не от мира сего. Это моё мнение. Поэтому я словами гения и вынужден говорить, потому что своих-то нет. «Реально ли вернуться за одну жизнь к Кришне?» Да, реально. «Всё зависит от Него или от меня?»
00:36:17 Совершенно верно, часть зависит от вас. От вас зависит что? Показать Кришне, что Он вам небезразличен, что Он для вас единственная цель жизни, а всё остальное зависит от Него. «Возможно ли занять правильное положение относительно центра, не увидев его?» Возможно. Для этого, поскольку мы не видим этот центр, нам нужно хотя бы занять правильное положение относительно всех остальных центров.
00:36:53 То есть мы должны занять положение равнодушия, пренебрежения, безразличия ко всему остальному. И тогда подлинный центр проявится во всей своей прекрасной реальности. «И всё же мне быть баобабом. Я не понимаю у кого какая нога толчковая?» Значит, у кого какая нога толчковая? В нашем Матхе, где милость превалирует над справедливостью, толчковая нога левая. То есть толчковая нога неправильная - не правая. А в других организациях толчковая нога правая.
00:37:49 Правая – это значит правильная, это значит там, где действует право или справедливость. Православие, да? Православие – имеется ввиду правильное. Вот в других организациях действует право или справедливость. К тебе относятся по справедливости. В нашем Матхе относятся по милости. Вот по милости – это значит нога левая. А там, где по справедливости - там толчковая нога правая.
00:38:30 «Он занимался хатха-йогой. Я про Высоцкого». Да мне всё равно, чем он занимался. Про Высоцкого. Он занимался хатха-йогой. Да без разницы чем он занимался! Гений не обязан ничем заниматься. Он черпает вдохновение независимо от того, чем он занимается. Бхима: «Что такое сахаджия?» Давайте опять это отложим.
00:38:57 Это серьёзный разговор. Что такое сахаджия, Бхима вы читайте в шапке, что я имею ввиду. Я во многих лекциях говорил про сахаджию. Попробуйте найти в лекциях. Что такое сахаджия? Опять, пожалуйста, посмотрите какие-то лекции про сахаджию. Просто не хочется офтопить. «Я знал намаз, собирал имена Аллаха». Хорошо.
Секта ли Матх и какая?
00:39:52 «А вы кто?» А вы кто? «Это секта?» Это секта. У нас, пожалуй, каждое занятие, каждая встреча заканчивается вопросом: «Секта ли мы?» Сразу говорю: Мы – секта. И повторяюсь, секта – это группа людей, которых интересует что-то одно в противовес многому другому. Например, человек, интересующийся каким-то телесериалом, он сектант. Он в этот момент сектант. Его ничего не интересует. Его интересует, чем закончится сюжет этого сериала, он в этот момент сектант.
00:40:48 То есть что такое сектант? Он выбирает сектор. Из всего бытия он выбирает некий сектор и ему - этому сектору - отдаёт предпочтение. Поэтому с этой точки зрения мы секта, как и всё остальное. Любая группа по интересам есть секта. Само по себе понятие «секта» не является отрицательным. Вот есть понятие «деструктивная секта», то есть секта, которая отводит человека от насущных проблем жизни.
00:41:16 То есть учение этой секты говорит, что в этом мире не стоит ничего добиваться, этот мир иллюзорен, нужно бросить этот мир, нужно обратить свой взор в потустороннюю реальность, в потусторонний мир. Вот эта секта называется деструктивная. Если ваш вопрос: «Деструктивная ли мы секта?», ответ положительный. Да, мы, действительно, деструктивная секта. Мы (я возьму на себя дерзость) говорим, что мы, пожалуй, самая деструктивная секта.
00:41:53 Потому что мы неустанно повторяем, что в этом мире нет ничего такого, ради чего можно было бы жить: ни семья, ни любовь, ни дружба, ни общественное благоустройство, ни квартиры, ни машины, ни уважение окружающих, ничего не стоит, ради того, чтобы жить секунду ради этого, не говоря уже о целой жизни. Поэтому мы – секта деструктивная, мы призываем людей забыть об этом мире и обратить свой взор к подлинному миру. Не к бренному, а к подлинному, по ту сторону иллюзорной реальности.
00:42:45 «А что даёт ваша секта?» Наша секта ничего не даёт. Значит, это секта искателей Прекрасного. Вот мы говорим, что жить стоит и умереть стоит только ради Прекрасного. Всё остальное: справедливое, полезное, – оно не стоит того, чтобы жить. Жить ради Прекрасного. Но Прекрасного (с большой буквы). Прекрасное такое, которое даже в этом мире не встречается.
00:43:13 Любовь такая безумная, которая даже в этом мире не встречается. И только ради неё стоит жить. Вот в этом суть нашего сектантского учения. Это учение называется «учение Бхагаваты» - «Шримад-Бхагаватам». «И как, нашли прекрасное?» Нет. Я же говорю «секта поиска Прекрасного», а не использования Прекрасного. А поиск Прекрасного может затянуться на целую вечность. Собственно, так и происходит. «А зачем тогда искать Прекрасное, если Его тут нет?»
00:43:56 Очень хороший вопрос. Мы Его тут и не ищем. Мы Его ищем в потустороннем мире. А в этом мире мы просто прозябаем. В этом мире мы равнодушные ко всему. Нас не интересует справедливое устройство общества. Нас не интересуют новости. Нас не интересуют события людские или события этого мира. Мы здесь в этом мире пассажиры. Мы пытаемся с закрытыми глазами мимо него проскочить, как через туннель. То есть ищем мы Прекрасное не здесь. Потому что здесь то Его нет.
Для чего искать то, чего не существует в этом мире?
00:44:51 Так. «Если вас ничто в этом мире не интересует…» Я не вижу продолжения вопроса. Наверное, «зачем вы здесь что-то делаете и вообще зачем вы здесь?» - наверное так. Мы общаемся с теми, кого тоже в этом мире ничего не интересует. Вот мы здесь для этого. Вдруг мне встретится на жизненном пути тот, кого тоже ничего не интересует. Тогда я с ним попытаюсь подружиться. Если он меня возьмёт в свой круг. Это основной сюжет книги, которую мы сегодня читали.
00:45:30 Царь Парикшит встретился с Шукой (с юродивым), которого тоже ничего не интересует в этом мире. А царь Парикшит до этого был великим императором. И, узнав о том, что его через семь дней ожидает смерть, он испытал совершенное безразличие к окружающему миру. Хотя у него было всё. Вот, например, мы с вами или вы, например, вы не задумываетесь, но вас ожидает неминуемая смерть.
00:46:04 Но при этом вы всё равно чего-то пытаетесь добиться в этом мире, где вы умрёте. У вас ещё, видимо, не наступила апатия, не наступило чувство безразличия к этому миру. А вот у того царя, которого прокляли, которому ввели смертельную инъекцию так, что через семь дней он должен умереть, как только он это узнал, его совершенно перестало всё интересовать.
00:46:36 Как бывает с человеком, который сдал анализ на ВИЧ или на рак (я не знаю, какую-нибудь смертельную болезнь). Ему говорят: «Тебе осталось жить три месяца». И даже если его будут звать на выборы, его будут просить устраивать какие-нибудь благотворительные мероприятия, он будет совершенно к этому безразличен. Потому что, как говорил Некрасов: «Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придётся — ни мне, ни тебе».
00:47:24 Вот Парикшит узнал, что ему не придётся жить в счастливую пору - его ожидает неминуемая смерть. И он стал искать человека близкого себе по духу, которого тоже не интересует ничего в этом мире. И вот он нашёл себе собеседника – юродивого юношу, его звали Шука. И они семь дней беседовали, покуда царь не расстался с жизнью. И Шука ему объяснил: «Мало того, что тебя не интересует ничего в этом мире.
00:48:03 Таких людей очень много, которые безразличные к достижениям этого мира. Но есть нечто, что тебя заинтересует. Но не в этом мире, а по ту сторону этого мира - в потусторонней реальности». Он её называет адхокшаджа - реальность, которая недоступна чувственному опыту нашему, недоступна чувствам, и при этом она настолько неотразима, она настолько очаровательна, что перед ней невозможно устоять.
00:48:37 Вот нужно два качества для поиска счастья, для поиска Прекрасного. Первое – быть совершенно безразличным к призывам этого мира. И искать то, что тебя очарует и то, что нельзя ощутить чувствами. «Ищут религию те, кто боится жить и умереть». Это спорно. Это справедливо… Так, ой, тут я столько вопросов пропустил. «Но меня правда призывают…»
00:49:24 Так, «Если вас ничего… А зачем?» «За мясом». Так, ладно. Это всё какие-то глупости. Вы, пожалуйста, глупые вопросы не задавайте. Можно задавать дерзкие вопросы, вызывающие вопросы, но, пожалуйста, не глупые и не оскорбительные. Потому что если вы задаёте вопрос заведомо глупый и оскорбительный, я вас буду банить и у нас диалог не получится.
Для чего люди следуют религии?
00:49:56 Значит, религией живут… «Ищут религию те, кто боится жить и умереть». Это утверждение спорное. Действительно, некоторые выбирают религию как способ ухода от этой реальности. А, приверженцы нашей секты, «Бхагаваты» ищут религию не как способ ухода от реальности, а как способ нахождения новой Прекрасной реальности. Это разные вещи. Понимаете? Разные вещи: вылечиться от болезни и зажить здоровой жизнью. Это разные вещи.
00:50:35 Или разные вещи: избавиться от несчастья и зажить счастливой жизнью. Избавиться от несчастья – это из отрицательных величин добраться до точки нуля. Ты не несчастен больше. А вот выйти в область положительных величин, то есть стать счастливым, это уже новый путь. Это совсем другой отрезок пути. Вот вайшнавы выбирают религию вайшнавизма, религию «Бхагаваты», не для того, чтобы избавиться от несчастий, а для того, чтобы обрести счастье. Это разные вещи.
00:51:21 «А как вы относитесь к эмо и готам?» Я к ним никак не отношусь. Я, честно говоря, не знаю отличий между ними: кто такие эмо, кто такие готы? Мне это безразлично, честно говоря. «Мне кажется, это секта суицидников». Да, да. Но суицидников, это секта самоубийц. Это верно. Но самоубийц в каком смысле? Не уничтожить свою плоть, а уничтожить себя. Потому что одно дело, вы можете, например, себе отрубить руку, но при этом вы не умрёте.
00:52:13 То есть мы, действительно, и самоубийцы в настоящем смысле этого слова. Если вы убьёте свою плоть, вы не совершите самоубийство. Мы за тотальное самоубийство. То есть не просто свою плоть уничтожить, а уничтожить себя как стяжателя, себя как элемент мира корысти. То есть возродиться в мире самопожертвования, в мире любви и служения. Как говорил Гегель, который был если не основателем нашей секты самоубийц, то был по крайней мере одной из самых выдающихся фигур.
00:53:01 Он говорил: «Умереть, чтобы жить». То есть не просто убить себя. А умереть, чтобы возродиться в мире ином. Кстати говоря, к нашей секте принадлежал такой великий пророк как Иисус Христос, сын божий. О нём тоже говорят: «Он попрал смерть ради жизни». То есть он пошёл на смерть для того, чтобы воскреснуть в царстве божьем. Если вы хотите его называть суицидником, называйте! Только вы не мне это говорите, а перед толпой христиан.
00:53:50 Например, езжайте в Рим, там, где собирается пятисот тысячная толпа. Или в Сергиев Посад, где собирается много-многотысячная толпа. И скажите им открыто: «Ваш Иисус Христос – это суицидник, это самоубийца». И посмотрите, что они с вами сделают. Так что к сектам самоубийц, которые призывали умереть, чтобы жить, то есть умереть как существо самодовольное, существо горделивое, обуянное гордыней и возродиться как раб божий в новой жизни, в царстве божьем.
00:54:33 К этой секте принадлежало очень много великих мудрых людей, к ним относится Гегель, Иисус Христос, к ним относится Шрила Сарасвати Тхакур, Господь Шри Чайтанья, Шрила Шридхар Махарадж и наш учитель – Шрила Говинда Махарадж. Всё. Так, спасибо огромное за внимание. На этом мы расстаёмся. Сейчас мы немножко попоём молитву.