Бесконечное, безусловное, непостижимое существо

blogtv.com - 01 November 2010
Чем опровергается тезис о том, что Бог мёртв? Говорить о Боге – служить ему. Как и когда в этот мир пришла Махамантра? Получают ли благо демоны, убитые Самим Богом? От кого Махапрабху получил мантру гаятри? Какую роль для людей играют религиозные обряды? Что делали преданные на закрытых собраниях у Адвайты Ачарьи? Существует ли рай? Что такое настоящее чудо? Какие чудеса являют божества в вайшнавской традиции? Красота в сознании или сознание в Красоте? Чему посвятить свою жизнь?
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:37:59 | качество: mp3 78kB/s 21 Mb | прослушано: 237 | скачано: 263 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Чем опровергается тезис о том, что Бог мёртв?

00:00:00 Бхарати Махарадж: Так, вот тут вот у Хейвуд Смита утвержждение «God is dead». Значит, повторяю участникам наших встреч на Блог-ТВ: можно задавать любые вопросы, связанные прямо или косвенно с темой обсуждения. Мы обсуждаем богословские вопросы. Значит, единственное: вопросы, замечания, утверждения должны быть исполнены в личностно корректной форме, то есть без выпадов против личности. Значит, вот, Хейвуд Смит утвержадет, что Бог мёртв.

00:01:03 Если это не подростковые понты, то Хейвуд Смит должен как-то объяснить это, как-то обосновать свою позицию, что Бог мёртв. Если это просто заявка на то, чтобы на тебя обратили внимание, то нам это неинтересно, и мы будем таких пользователей отправлять в «слушатели». Ну вот, может быть, сейчас сделаем исключение: «God is dead» – это, видимо, юноша Хейвуд Смит прочитал у Ницше.

00:01:53 Ницше первый заявил, что Бог мёртв и его убили 2000 лет назад на кресте. Значит, здесь опять терминологическая путаница. Под Богом мы понимаем бесконечное, безусловное, непостижимое существо или сущность. В данном случае из трёх его качеств, которые я перечислил, я выделяю бесконечное. Ну, бесконечное и разумное, ладно. Значит, заявить, что бесконечное мёртво – само по себе некорректно, неправильно с точки зрения логики и с точки зрения богословия.

00:02:45 Потому что, если мы выключаем из общей системы бесконечность, то и общей системы не существует, значит – не существует и частей бесконечности. Другими словами, тот, кто говорит, что Бог мёртв – сам тоже должен перестать существовать. Значит, заявление «Бог мёртв» мы можем услышать от того, кто не существует. А кто не существует, разве может произнести что-либо?

Говорить о Боге – служить ему

00:03:21 Так, вот тут значит Джи Дред-24 беседует с Хейвуд Смитом о том, что нужно не болтать, а действовать. Значит, я должен пояснить, что беседа о Боге – это действие. Причём, это действие более что ли, сказать, эффективное, нежели непосредственно физическое действие. То есть, говорить о Боге – это то же самое, что и служить Ему, потому что всякий разговор о Боге есть прославление Его. А, собственно, служение – мы служим Богу лишь для того, чтобы прославить, чтобы подчеркнуть Его величие. Поэтому говорить о Боге – это ещё более эффективно, чем предпринимать даже физические действия. Например, писатель не действует физически, он просто говорит, но какова сила его слова?

Как и когда в этот мир пришла Махамантра?

00:04:43 Так, давайте обратимся к вопросам: «Как и когда в этот мир пришла Махамантра? Принёс ли её Махапрабху? Или преданные Адвайта Ачарья, Харидас Тхакур и остальные воспевали «Харе Кришна» до прихода Чайтаньи?»
Махамантра, значит, в Мундаке-упанишаде изложен полностью текст Махамантры. И там же говорится, что это молитва о том, чтобы Господь принял нас своими смиренными рабами.

00:05:42 Эта молитва провозглашается как главная молитва в век лицемерия, в тёмный век лицемерия, нынешний век, и как главный способ отправления религиозного долга, главная дхарма – воспевание этой молитвы. И Махапрабху – Он просто начал движение популяризации этой молитвы. Он людям указал на то, что главная религия, единственная религия в этот век – это воспевание мантры. Он её не то чтобы принёс, а Он её возродил, Он её достал из Вед и отдал людям.

00:06:37 Потому что жрецы-брахманы, духовное сословие, которое призвано блюсти, призвано внедрять в человеческое общество закон веры, дхарму, религию – они эту молитву не разглашали – специально или случайно. А вместо этого они говорили, что главный долг человека – это поклоняться брахману: если человек будет поклоняться высшему сословию, высшей касте брахманов, то он обязательно достигнет Брахмана.

00:07:22 Они так говорили: «Кто поклоняется брахману, тот достигнет Брахмана». То есть, тот обретёт свободу – достигнет высшей цели человеческой жизни, обретёт надмирную свободу. Про Махамантру они ничего не говорили. И во-первых, Махапрабху разнёс в пух и прах идею кастового общества. Он говорил, что во-первых, мы все равны перед лицом нашего родителя, перед Господом Богом, все души равны; а во-вторых, в Кали-югу брахманы вовсе не браманы, а шудры, переодевшиеся в одежду духовенства.

00:08:15 Это, в лучшем случае, торговцы обрядами, а в худшем - это жулики, которые обманывают людей, воруют заработанное тяжким трудом у них, и взамен предлагают бессмысленные обряды и чувство глубокого удовлетворения от исполнения обрядов. Как современные псевдовайшнавские организации – они торгуют брахманскими обрядами, они совершают за деньги свадебные обряды, погребальные обряды и прочие ритуалы, хотя Махапрабху говорил, что в Кали югу ритуалы ровным счётом не имеют никакой силы.

00:09:12 И последователи Махапрабху, и Махапрабху, собственно, сам показал, каким образом в Кали югу погребают вайшнава или погребают цивилизованного человека. Когда ушёл из жизни Тхакур Харидас, Махапрабху просто взял тело Харидаса на руки, преданные соорудили небольшую усыпальницу на берегу океана в Пури и воспевали до вечера – пока солнце не зашло.

00:09:51 Воспевали Харе Кришна мантру, потом взяли прасад из храма Джаганнатха и раздали всем преданным и всем желающим. Вот, собственно, так и происходил обряд погребения. Да? Все вот эти брахманские и кастовые обряды в Кали югу ровным счётом не имеют никакого смысла. А те, кто их совершает, к тому же, за деньги, они лишь обманывают неискушённую публику. Вот, то же касается и Махамантры.

00:10:29 Махапрабху не принёс махамантру, а Он её возродил. Хотя, естественно, будучи Верховной Личностью Бога, Он был источником всех Вед, в том числе – всех Упанишад, в которых эта мантра и заложена. То есть, Махапрабху как Господь, – Он эту мантру и заложил в Ведах, а потом, придя в облике Нимая Пандита – Он эту мантру из Вед, из Упанишад достал и отдал людям. Собственно, Он это делает каждую Кали югу.

Получают ли благо демоны, убитые Самим Богом?

00:11:13 «Душа демона тоже получает хорошее положение, когда его убивает Баладева?»
Конечно! Баладев – это Сам Кришна, или Верховный Господь, Верховная Личность Бога на смежении Двапара юги и Кали юги, пришёл в двойном обличии, Он пришёл как Кришна и Баладева. Это один и тот же Господь, но Он пришёл в двух обликах. Как некогда Он пришёл в облике двойного мудреца Нары и Нараяны, то есть два мудреца, Нара и Нараяна. Есть такой аватар Всевышнего - Нара и Нараяна.

00:11:55 Если вы посмотрите на изображение десяти аватаров, то восьмым аватаром из девяти на традиционных изображениях является Кришна и Баладева, Они вместе всегда изображены. То есть, Господь как бы раздвоился. Соответственно, когда Баладев убивает кого-то, то та жертва получает то же самое благо, что и когда его убивает Кришна. Так, «Принесёт ли благо материалисту воспевание махамантры? - Конечно, нам же приносит благо!»

От кого Махапрабху получил мантру гаятри?

00:12:53 «От Ишвары Пури Махапрабху получил Гаятри при посвящении в махамантру?».
Не могу сказать, не могу на этот вопрос ответить, получил ли Он Гаятри от Ишвары Пури. Дело в том, что гаятри Махапрабху получил от семейного гуру. Мальчики получают в 12-13 лет Гаятри-мантру и священный шнур. Это мог быть и его отец, родной отец, который был потомственным брахманом. А может быть и пришедший странник, святой странник, санньяси, которых в Индии очень много, мог просто быть гостем в доме отца Махапрабху и провести обряд посвящения. Так, значит, Махамантру. Насколько я знаю, Махамантру Господь не получал ни от кого, Он её из Упанишад взял. Но я могу ошибаться, это надо посмотреть в «Чайтанья-чаритамрите».

Какую роль для людей играют религиозные обряды?

00:14:37 Так, «Тогда получается: когда отпевают покойников в христианстве, то это ровным счётом обман и никакого блага вообще нет?»
Да, это ровным счётом обман, и никакого блага нет. Единственное, так сказать, благо – это то, что, совершая религиозный обряд, человек совершает что-то иррациональное – то есть что-то невыгодное, не поддающееся разумному объяснению. Ну, например, отпевание покойника. Например, разумнее было бы взять этого покойника, выкинуть, сжечь и не отпевать. Да?

00:15:25 Но, тем не менее, люди собираются и поют заклинания. Да? Молитвы, они там называют, об упокоении души. То есть, они возносят просьбу, возносят молитву некому сверхсуществу, Богу, чтобы душа усопшего навеки упокоилась в бытии Божьем. То есть, к этой реальности, к нашей физической реальности, этот обряд имеет иррациональное отношение. Ну какая-то глупость, да? Вспоминать какое-то высшее существо.

00:16:09 Но, если мы говорим о богословском или божественном разуме, божественном рационализме, то все эти обряды – они ещё раз нам напоминают о том, что есть Господь Бог. То есть, человек живёт своей мирской жизнью - и вот происходит некое событие из ряда вон выходящее: умирает кто-то из его близких. А вот эти обряды – это лишний раз вспомнить о существовании Бога. Естественно, для этого не обязательно ходить в церковь и воспевать Его.

00:16:46 Можно просто вспомнить о бренности бытия, о вечности души, вознести молитву, собраться узким кругом или широким кругом, вспомнить о существовании иной реальности. Для этого необязательно производить заученные действия, с кадилом или с благовониями. Но это в том случае, если человек уже живёт религиозной жизнью, если каждый день свой он наполняет служением Богу, что стараются делать вайшнавы, то вот этому человеку, этим людям обряды не нужны.

00:17:28 То есть для вайшнава, который итак в свою жизнь привносит памятование, ежемгновенное памятование о Боге, если вся его жизнь – это служение Богу, ему обряды не нужны, потому что он итак о Нём помнит. А вот для обывателя, для мирянина и созданы эти обряды. Вайшнаву обряды не нужны. Об этом писал Санатана Госвами.

00:17:54 Обряды нужны мирянину: свадьба, рождение ребёнка, смерть близкого, ещё всевозможные события – они сопровождаются некими обрядами, единственный смысл которых – это дать человеку вспомнить о Боге. Но если обряды он проводит на автопилоте, если он не вспоминает о Боге, то эти обряды не нужны, их можно вообще не делать.

Что делали преданные на закрытых собраниях у Адвайты Ачарьи?

00:18:28 Так, Точка 108, вот ещё вопрос: «На собраниях преданных, проходивших у Адвайты Ачарьи, которые посещал Вишварупа, они там воспевали Махамантру?»
Вишварупа, вы имеете ввиду брата Махапрабху? Это на собраниях. Мы не знаем, что они там воспевали. По крайней мере, я не знаю, какие именно мантры они там воспевали. Они там воспевали Махамантру? - Я не знаю, потому что эти собрания были закрыты. Мы не знаем, что там происходило.

00:19:10 Один тип, который питался только молоком, попытался проникнуть на это собрание и спрятался в корзину для грязного белья. Ну и Махапрабху его быстро вычислил, и его прогнали, поэтому мы не знаем, что они там воспевали. В «Чайтанья-чаритамрите» описано, что они славили Бога в песнопениях - это могли быть какие-то молитвы из Священных Писаний - и также они там устраивали, скажем, не дебош, а увеселение, они играли, они устраивали спектакли из жизни Кришны. И читали диалоги из игр Кришны, а потом все вместе смеялись и впадали в экстатическое безумие.

Существует ли рай?

00:20:28 Эва Флауер: «Разве не существует христианского рая, в который провожают душу отпеванием?»
Значит, христианского рая не существует, есть наднебесный мир, мы его называем Раем, где живёт небесное воинство или ангелы, чародеи, волхвы, архангелы, херувимы, серафимы. да? В христианской традиции их общо называют «небесное воинство». И в Библии, и в Торе говорится, что Господь создал небесное воинство, и создал Землю, а на ней человека.

00:21:18 Также он создал животных в пищу человеку, да? И вот эти вот представители небесного воинства, небесное воинство – это не значит, что они там с оружием ходят, да? Небесные сонмы или воинство. Они порой приходят на Землю, вмешиваются в земные дела. И человек, который соблюдает заповедь с Богом – то есть, договор с Богом – возносится в обитель небесного воинства после земной жизни.

00:22:07 В христианстве говорится, что там этот человек, эта душа человеческая остаётся навсегда. Ну, спорить мы не будем: навсегда, так навсегда. Вайшнавы говорят, что после того, как душа исчерпала запас земных благочестивых деяний, наслаждаясь в раю, она снова попадает на Землю, снова рождается в человеческом обличии. Так что христианского рая не существует, есть рай наднебесный, куда попадают праведники.

00:22:46 И там, действительно, есть как есть много кругов ада, так есть много кругов рая – там действительно есть разные виды удовольствий. Можно попасть в круг сапта-риши, семи мудрецов, можно попасть в круг рибху - это, действительно, ангелы-воители - там наслаждаться. Можно попасть в круг гандхарвов, ангелов и в круг их называют гана-гандхарвами, то есть архангелами.

00:23:29 Не просто ангелы, а архангелы – это те, кто наслаждаются в элитных кругах Рая на склонах горы Мандары, где протекает райская река Алакананда, там избранные архангелы наслаждаются. Можно попасть так же к риши, да? Я говорил уже. Их очень много, этих райских существ, надчеловеческих существ. В зависимости от степени праведности человеческая душа попадает в ту или иную область Рая. Так же как, в зависимости от степени нечестивости, степени прегрешения, душа человека, расставшись с телом, попадает в один из двадцати восьми кругов ада.

Что такое настоящее чудо?

00:24:51 «Махарадж, можете вы сказать о мироточении икон? Все христиане постоянно…»
Я не знаю, я никогда не видел мироточащих икон, то есть икон, где изображены святые или Иисус Христос, из которых течёт вместо крови из запястий, из ладоней течёт миро, это такое благовонное вещество. Я не знаю, я никогда этого не видел. Единственное, что, будучи кандидатами в вайшнавы, мы не верим в чудеса, но мы верим во всёмогущество Всевышнего.

00:25:35 Господь может сделать всё, что угодно: Он может заставить мироточить икону или, вдруг, по всему миру мраморные Ганеши начинают пить молоко в храмах. Господу вообще под силу всё что угодно. Кроме того, все вот эти чудеса, они на самом деле не укрепляют нашу веру в Бога, они заставляют дивиться этому необычному явлению, но веры в Бога это не добавляет человеку.

00:26:20 Недаром Иисус Христос говорил, что грош цена такой вере, если для неё требуются проявление чудес. Вот просто поверить в Бога, просто поверить в Его всемогущество – это действительное чудо. Или, как Свами Махарадж говорил, чудо – это вера в Бога, а не какие-то фокусы. Да? Он так говорил, что после услышания слова Божьего, вдруг, человек поверил в Бога и всю свою жизнь изменил.

00:27:06 Стал подчинять все свои чаяния, все свои дела, все свои мысли, стал подчинять единственно служению Богу – просто так, после услышания о Боге. Вот это действительно чудо, вот это настоящее чудо. А когда он увидел мироточение или он увидел, как Ганеш пьёт молоко, удивился этому, а жизнь свою продолжил такую же, как и прежде – ну разве это чудо? Ну подумаешь, каменное изваяние стало пить молоко или из иконы потекло миро. Разве это чудо?

Какие чудеса являют божества в вайшнавской традиции?

00:27:54 Так, у вас скайп-вопрос от Чат Сканика: «На что я иногда говорю, что божества в вайшнавской традиции, вообще, едят и иногда ходят».
Ну да! Только они едят не у всех и ходят не перед ликом всех. Мы знаем историю о Мадхавендре Пури, когда Господь самолично пришёл к нему, сошёл с алтаря и Мадхавендра Пури – он побирался, да? И в один из дней ему не дали вообще еды, и тогда Господь, зная нужду своего преданного и что преданный голодает, Он Сам сошёл с алтаря, и предложил ему горшочек с рисом.

00:28:51 Он сказал об этом священнослужителю, что для такого-то припрятан горшок с рисом, и священнослужитель пошёл на городскую площадь, отыскал этого странника - Мадхавендру Пури - и сказал: «Тебе Господь горшок с рисом спрятал». А ещё была история с Мадхавендрой Пури, когда Господь вообще шёл за ним по пятам. А, нет. Это история была с одним брахманом и его сыном. В общем, я все эти истории перепутал, но к святым Господь являлся, Он ходил за ними, Он с ними разговаривал, Он ел у них так, что прасад исчезал.

Красота в сознании или сознание в Красоте?

00:29:47 Так, вопрос: «Лекция 2005-го года называется «Кто я?», там ведётся разговор о концепции вайшнавизма, где вы легко в доступной форме объясняете изначальное положение красоты. Но если красота стоит выше сознания Бога как творца, в чьём сознании тогда она находится? Она же не может существовать вне сознания – тогда бы её не было. Красота, как я понимаю, должна быть как вдохновение чьей-то сознательности».

00:30:20 Значит, красота – она существует сама по себе. То есть если бы красота существовала в чьём-то сознании, она была бы ниже этого сознания. Тогда бы высшей субстанцией, высшим существом было сознание, но не красота. Понимаете, в иерархической лестнице, которая уходит в бесконечность, должна быть последняя, высшая инстанция, последняя бесконечность, в которую вмещается всё.

00:30:56 То есть, есть бесконечность. Если вы говорите, что должна быть «бесконечность плюс один», тогда вот эту «бесконечность плюс один» мы и называем бесконечностью. То есть, есть последняя высшая инстанция, и вот эта последняя высшая инстанция и есть Красота. Она не существует в чьём-то сознании; более того, сознание является её частью, в которой существует всё остальное.

00:31:25 Если кто задумывался над словами Кришны в «Бхагавад-гите» о том, что «лишь малою Своею частью Я поддерживаю всё сущее». Всё сущее – это, собственно, бесконечное бытие. Кришна говорит: «Вот это бесконечное бытие Я поддерживаю лишь малою Своею частью». О чём Он говорит в этом стихе? О том, что у Него есть некая малая, несущественная часть, в которой пребывает всё бытие.

00:32:12 И вот эта вот малая несущественная часть Кришны – и есть то самое сознание, в котором умещается всё бытие. То есть, в сознании существует всё бытие. Но само по себе сознание – это крошечная часть чего-то более великого, более великого, чем бытие. И вот это вот бытие есть Кришна, Красота. Поэтому, мы говорим, что сознание есть Бог, бытие есть подчинённая часть Бога.

00:32:57 Частица сознания, душа, есть подчинённая субстанция перед Богом, а сознание есть Бог, Брахман. Но есть нечто более высокое, чем сознание; более того, настолько высокое, что само сознание является крошечной частью вот этого чего-то, и вот это вот «чего-то» – это есть Красота или Кришна. Таким образом, мы говорим, что Кришна больше, чем Бог. Бог вмещает в себя всё. Но Бог есть маленькая частица Кришны.

Чему посвятить свою жизнь?

00:33:34 Эва Флауер: «К чему стоит стремиться в этой жизни? Чему её посвятить? Какие есть опции?»
Опций очень много, можно посвятить свою жизнь самоутверждению. Самоутверждение – это синоним самовозвеличивания. Но всё равно, как бы ты ни самоутверждался, в какую бы недвижимость ты ни вкладывал свои силы («недвижимость» – я в переносном смысле говорю), что бы незыблемое ты ни строил в этой жизни – оно лишь песок на берегу океана, который будет смыт следующей волной.

00:34:28 То есть, какие бы проекты, какие бы замки мы ни строили на берегу бесконечного океана времени, следующей волной всё это смоет, и от наших достижений не останется ни следа. И через несколько мгновений о нас даже и не вспомнит уже никто. Потому что, ну посудите сами, с какой стати вас будут помнить и через десять поколений? Почему они должны помнить вас, а не поколения, предшествующие непосредственно им?

00:35:03 То есть, почему десятое поколение должно помнить первое поколение, а не девятое? Вы помните свою пра-пра-...-прабабушку? Зачем Вам её помнить, если вы можете помнить свою бабушку? Точно так же и вас уже никто не будет помнить скоро. Не говоря уже про наши дела, про наши достижения. Вот, это, значит, что касается опций. Вайшнавы говорят, что вкладывать свои усилия, то есть инвестировать себя нужно в нечто вечное.

00:35:47 То есть, в то, что океан времени не унесёт собой, не поглотит океан времени. То есть, вкладывать себя нужно в свою собственную душу – стремиться к осознанию себя как вечной души. Затем, к осознанию того, что же ты как вечная душа делаешь в вечности, какое главное дело в вечности, чем ты занимаешься. Развалившись в Брахмане, пребываешь в безмятежности и безмыслии или ты занят каким-то активным делом? А активное дело в вечности может быть только одно – это служение более великому, чем вечное.

00:36:46 Так, значит, мы закончили, у меня села батарейка и компьютер выключился. Мы закончили на том, что Кришна – Он выше, чем Бог. Бог вмещает в себя всё, но вот этот самый Бог или бесконечное сознание – лишь малая частица Его. Об этом говорит Кришна в «Бхагавад-гите». Он говорит: «Малой Своей частью Я поддерживаю всё сущее». Ну что, давайте на сегодня заканчивать? До следующей субботы. Мы итак сегодня очень долго говорили.

00:37:36 Джая Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья Аштоттара Шатта Шри Шримад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки – джай!
Джая Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки – джай!
Шри Рупануга Гуру-варга ки – джай!
Шри Бхакта-вринда ки – джай!
Нитай-Гаура премананде хари харибол!

обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 20 April 2016