Махамантра
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Бхарати Махарадж: Ну что, есть какие-нибудь, может, вопросы, замечания или на сегодня все?
Голос из аудитории: Есть вопрос о чтении маха-мантры: «Не получается просто убрать все мысли и начать читать маха-мантру. Все время абсолютно неуправляемые мысли отвлекают и все время ловлю себя на том, что мыслями я уже совсем в другом месте. Это проще делать, когда на чем-то концентрируешься. На чем лучше концентрироваться: на звуках маха-мантры или, может, стараться в этот момент думать о Гурудеве, или на чем-то другом? Как можно по-другому читать маха-мантру? Ничего не выходит и не получается».
00:00:49 Бхарати Махарадж: Если вы заполните свою жизнь чем-то интересным, то ваше внимание будет естественно сосредоточено на этой вещи, на этом чем-то интересном. Тогда как, если вы свою жизнь заполняете постылой деятельностью, чуждой вам деятельностью, то вы должны будете прилагать огромные усилия чтобы ум заключать в какое-то русло, в данном случае – в русло маха-мантры. И даже если вам какое-то время будет удаваться это сделать, всё равно ум сильнее вас, всё равно будет отвлекаться на какие-то посторонние вещи. Поэтому, единственный совет… да? Единственный способ сконцентрироваться на чем-то – это все прочее время занимать этой же самой деятельностью.
00:01:55 Шридхар Махарадж говорит об ответственном служении: если вы возьмете на себя какое-то ответственное служение,то есть служение, за результат которого вы будете болеть или деятельность, за результат которой вы будете болеть, то – читаете вы маха-мантру, или вы идете в уборную, или вы ложитесь спать, или вы просыпаетесь – вы всё равно будете думать об этом виде деятельности. Если этот вид деятельности связан с маха-мантрой или со служением своему учителю, то вам не нужно будет прилагать усилий для концентрации. Ваш ум всё равно будет думать об этом.
00:02:39 Понимаете, чтение маха-мантры – это не упражнение на внимание, это не йога внимания. Чтение маха-мантры – это взывание к своему лучшему другу. Господь – наш лучший друг, друг нашей души. Если для вас Господь не является кем-то близким, то, даже если вы концентрируетесь на маха-мантре, вы всё равно не к Нему будете взывать, вы всё равно будете слушать какие-то звуки. Это тренировка внимания, а к чтению маха-мантры это не имеет никакого отношения. Гораздо лучше, если вы думаете о служении Гуру, о служении Кришне, а маха-мантра у вас идет автоматически, то есть бессознательно, но при этом вы думаете о служении – это гораздо лучше, это и есть та самая концентрация, это и есть то самое сознание, Cознание Кришны.
00:03:45 Голос из аудитории: Вот, спрашивают: «А если во время чтения маха-мантры ум постоянно думает о том, как послужить вайшнавам? Эти мысли надо останавливать?»
Бхарати Махарадж: Нет! Нет, эти мысли не надо останавливать, это и есть чтение маха-мантры.
Голос из аудитории: Махарадж, у меня вопрос о Говинде Махарадже: «Когда Гурудев успевал повторять свои круги маха-мантры?»
00:04:08 Бхарати Махарадж: Дело в том, что он был сам маха-мантрой воплощенной. Это все равно, что спрашивать, когда сахар становитя сладким? Он сам сладок, он есть сама сладкость. Маха-мантра – она не заключена в 16 слов. То есть Гурудев, когда утром рассказывал нам историю о своем учителе, или рассказывал что-то из Писаний, делился своим вдохновением, это была маха-мантра. Например, «Шримад-Бхагаватам» есть маха-мантра. Есть, например, концентрат, а есть сок. Вот концентрат может быть заключен в одной грануле, да вот? Но если эту гранулу разбавить водой, то будет тот же самый сладкий вкус, но в другом виде. Вот «Шримад-Бхагаватам» – это маха-мантра, но она как бы разбавленная смыслом. Вот.
00:05:21 То есть, вот эти 16 слов, если разложить, как говорят, по смыслам, то получатся сначала 10 строчек, которые пропел Нарада Вьясе, а потом если ещё разложить – будет 140 тысяч строчек, 140 тысяч шлок, которые составляют «Шримад-Бхагаватам». А если ещё разложить, то к этим 140-ка тысячам стихов добавятся комментарии наших учителей, а это уже больше чем 140 тысяч. И всё это будет маха-мантра. Просто маха-мантра – это призыв к Господу, чтобы Он позволил служить Ему. И этот призыв можно не обязательно 16-тью словами выразить, а можно и бесконечными стихами «Шримад-Бхагаватам» или «Бхагавад-гиты».
00:06:29 Голос из аудитории: Махарадж, а эти 10 шлок, которые Нарада пропел Вьясе, они есть в «Бхагаватам»?
Бхарати Махарадж: Они есть в «Бхагаватам»…
Голос из аудитории: Где?
Бхарати Махарадж: В 1-й песне есть, в самом начале. Есть ещё вопросы?
00:06:41 Голос из аудитории: Почему при страданиях тела страдает так же и душа?
Бхарати Махарадж: Потому что душа привязана к телу. Душа считает эту плоть своей собственной, поэтому она и страдает. И эти страдания ей кажутся физическими, на самом деле все страдания – они в голове происходят. Если, например, с помощью каких-то веществ отключить тело от головы, от сознания, то душа всё равно будет страдать, видя как режут ему руку. Он не чувствует, но он всё равно будет страдать. И это страдание будет в голове. И оно будет «физически».
Голос из аудитории: Или во сне…
00:07:42 Бхарати Махарадж: Или во сне, да. Это когда у вас есть автомобиль, и он записан на вас (в бумажке там ваше имя, название вашего автомобиля и ваше имя рядом – хозяин, владелец), то любая царапина – она болью отдается в вашем сердце, физически прямо, сердце начинает… Ты подходишь к своему автомобилю, а там 4 колеса проколоты кем-то, или процарапана дверь резцом, и это болью отдается в твоем сердце. Но как только в той же самой бумажке сменилость имя владельца, то та же самая царапина не вызывает у тебя никаких эмоций.
Голос из аудитории: Иногда, и радость.
00:08:36 Бхарати Махарадж: Иногда, да. Чаще всего, радость. Вот так же и душа – она считает вот эту вот плоть, вот этот вот кожаный мешок своей собственностью. Хотя на самом деле это не её собственность. Эти все стихии, которые слепляют наше тело, они взяты в заимствование у природы. Физическая природа состоит из 5-ти стихий. Это земля, вода, огонь, воздух и эфир или пространство.
00:09:21 Наше тело – оно состоит из этих 5-ти стихий: земля, вода, огонь, воздух и пространство. Когда мы покидаем тело (это называется физической смертью), то пространство, кстати, оно никуда не девается. Оно как было, так и сеть. То есть, как пространство в горшке: нам кажется, что это пространство внутри горшка. На самом деле пространство неделимо, оно как снаружи, так и внутри горшка. Это горшку кажется, что он заключил пространство. А пространству так не кажется.
00:09:53 Воздух растекается с общим воздухом. Огонь (то есть, тепло) отдается общему огню в атмосферу. Вода тоже вытекает в землю, а прах (земля – то, что составляет 10 % нашего тела), тоже становится землей. То есть, мы при рождении на какое-то время заимствуем это, берем в долг, а после смерти мы это все отдаем. Но в промежутке между рождением и смертью нам кажется, что мы не взаймы это взяли, а это наша собственность. И поэтому, когда этой собственности причиняется ущерб, кто-то посягается на эту сосбственность – мы страдаем. И эти страдания – они… Ну на самом деле все страдания – они же в голове. То есть, болит-то не рука, болевой центр – он же в голове, болят не ноги, ни животы, ни руки, а там – в мозгу, в голове все болит. Когда причиняют боль какой-то части вот этой заимствованной плоти, то вот эта болью отражается в нашей голове.
Голос из аудитории: Махарадж, следующий вопрос…
Бхарати Махарадж: Угу…
00:11:16 Голос из аудитории: Какую книгу Шридхара Свами вы особенно могли бы выделить?
Бхарати Махарадж: Все лекции и несколько сот лекций – они… Госвами Махарадж и другие выдающиеся проповедники нашего Матха – они из этого огромного объема лекций Шридхара Махараджа выбрали под его руководством (Шридхара Махараджа) самые существенные. Вот. Поэтому то, что издано из лекций… То, что из лекций сделано в виде книг – это все самое существенное.
00:11:56 Но я бы выделил, прежде всего, «Субъективную эволюцию сознания», «Слово хранителя преданности» и «Поиск Шри Кришны – прекрасной реальности», «Шри Гуру и его милость». Ну, в общем, все… все книги, которые были изданы на основе его лекций при его жизни – они все прошли через его цензуру и являются квинтессенцией того учения, которое он оставил нам и которое сам получил от своего учителя (Шрилы Сарасвати Тхакура).
00:12:45 Голос из аудитории: Может ли испытывать страдания душа в чистом виде?
Бхарати Махарадж: Может, но это страдание не физическое, это страдание разлуки со своим возлюбленным Богом, с Господом Богом. Это подлинное страдание. Но это страдание – оно сладостное страдание, оно как горький шоколад. Он горький, но при этом от него невозможно оторваться. Он горький, но он сладкий. Шоколад – он горький, но как все мы любим шоколад, и поедаем его в огромных количествах. Вот это страдание души. Это как бы страдание, это горечь – на внешней стороне языка это горечь, а на внутренней стороне языка это сладость. То есть, это одновременные горечь разлуки и сладость от предвкушения встреч. Наверное, все уже устали?
Голос из аудитории: Но-но…
Голос из аудитории: Спрашивай…
Бхарати Махарадж: Ну давайте…
00:14:02 Голос из аудитории: У меня в городе такая преданная ИСККОН и у меня часто спрашивают, в чем разница? Я не знаю, что ответить, так как плохо знаю философию Шри Чайтанья Сарасват Матха, а философию ИСККОН совсем не знаю. Скажите, что мне делать?
Бхарати Махарадж: Значит, разница… Ну, прежде всего, разница в том, что преданные ИСККОН нас считают преданными. Ну, то есть они считают нас вайшнавами. Мы не считаем их вайшнвами. Вот в этом разница. То есть, они считают преданных Шри Чайтанья Сарасват Матха преданными, а преданные Шри Чайтанья Сарасват Матха не считают их преданными. В этом разница.
00:14:54 Голос из аудитории: На самом деле так?
Бхарати Махарадж: Да. На самом деле так. Почему? Потому что мы ставим очень высокую планку. Для понятия преданности мы задираем очень высокую планку.
Голос из аудитории: Она говорит: «Спасибо, только я боюсь, что они меня не поймут».
Бхарати Махарадж: Это не обязательно. То есть, они снисходительно к нам относятся. Они говорят: «Вы тоже…» Они так говорят: «Вы, как и мы, преданные… вы тоже преданные – такие же, как и мы». Мы говорим: «Извините, вы не преданные».
Голос из аудитории: Не, ну Махарадж, у них то тоже так говорят…
Бхарати Махарадж: Что?
Голос из аудитории: Ну, например, говорят: «Это вы выбираете легкий путь, типа того… легко служить…»
00:15:49 Бхарати Махарадж: Это они говорят дипломатично. Вернее, если спросить: «Мы что же, не преданные?». Они скажут: «Нет, вы преданные». Они приглашают: «Приходите к нам». Да? А мы говорим: «А вы вообще не преданные». В этом разница. Это, так сказать, как бы на острие. Но есть, конечно, много других разниц.
00:16:24 Другими словами, они не преданные потому, что они не признают линию Шридхара Махараджа. Они не признают его абсолютным учителем. Они его не признают Шри Гуру. Ни шикша-, без этих всяких добавлений: шикша- , дикша -, там, такой, сякой гуру… Шридхар Махарадж для нас Шри Гуру, точка. То есть, без всяких дополнений, он просто Гуру с большой буквы. То есть, это Гуру – посланник Шримати Радхарани. Если они не признают Шридхара Махараджа абсолютным гуру – независимо от того, за кем они идут, чьи книги они читают… Если кто-то не признает Шридхара Махараджа абсолютным гуру, то мы таких людей не считаем преданными.
00:17:25 Голос из аудитории: Махарадж, а другие сампрадайи?
Бхарати Махарадж: Если они признают линию Шридхара Махараджа, то мы их признаем преданными. Понимаете, есть… Что такое преданный? Прежде всего, преданная – она одна, это Шримати Радхарани. Вот. Конечно, есть разные градации преданности, но просто мы задаем такую высокую планку преданности, что тот, кто до нее не дотягивается – он не преданный. Другие сампрадайи – они поклоняются Шри Вишну, да? Они поклоняются Богу в облике Вседержителя. Они преданные, но они не преданные Кришне, как Безусловной Красоте. То есть, они преданные, но преданные кому?
00:18:13 Например, такая религия как мусульманство, да? Они преданные? Конечно, преданные, но кому? Они преданные Богу как чему-то великому, чему-то большому. Другие сампрадайи (вайшнава-сампрадайи) преданы Вишну, который со своим неодолимым оружием (с огненным колесом, с булавой) нисходит и восстанавливает справедливость. Они преданные, но они не преданные той пастушке, для которой мальчик-пастушок – все и вся, для которой жизнь немыслима без него. Вот они – не преданные ее. Поэтому, и для нас они не являются преданными ее.
00:19:14 Есть классический пример, такая певица средних веков Мирабаи. Никто не может сказать, что она не преданная, да? Она в 16 лет… Она была дочерью одного махараджа, одного царя, князя индийского. Недалеко от Вриндавана она жила. Она в 16 лет заточила себя в башню. И до самой смерти (умерла она в глубокой-глубокой старости ) она не выходила из этой башни. И она целыми днями сочиняла и пела песни, посвященные Кришне. Замечательные стихи, и в Индии её признают святой.
00:20:01 ИСККОН её признает святой, и в домах, и в храмах ИСККОН вы часто можете увидеть изображение Мирабаи. Она жила в 16-м, по-моему, или в 17-м веке. В 17-м веке она жила. Шридхара Махарадж сказал, что она притворщица и сахаджия, он ей дал… Хотя её весь мир признает преданной и святой преданной, Шридхар Махарадж сказал, что она подражательница. Почему? Она не признавала Шрилу Рупу Госвами и Шри Санатану Госвами. И они не признавали её соответственно.
00:20:39 Голос из аудитории: А они жили в одно время?
Бхарати Махарадж: Да. Они жили, они были современниками. Вот, вот ещё одно различие ИСККОНа – фигура Мирабаи. Для ИСККОНа она – святая преданная, для нас она – сахаджия, чье имя оскверняет наше сознание. Просто имя её произнести – это есть осквернение от сахаджии. А для них она святая – вот ещё одно различие. Поэтому, я и говорю, что нас они считают преданными. Почему? Потому что для них планка преданности очень низкая. Для них (я утрирую) каждый, кто взял в руки четку и сказал «Харе Кришна» – это преданный. Для нас – нет, поэтому мы их и не считаем преданными.
00:21:29 Не потому, что они в Кришну, там, не верят, а потому что для нас планка преданности слишком завышена. И это позволяет нам не идти на компромиссы, богословские компромиссы – не прогибаться под новомодные течения в вайшнавизме. Во все эти энергии там, психологические тренинги, астрологию, джйотишь и так далее. Во всю эту торговлю, связанную с обрядами, когда Вайшнавизм превратился по сути в удобную религию, куда приходят совершать обряды, свадьбы проводят, похороны и так далее. То есть, это стало частью светской жизни. «Московские вайшнавы…» Значит вот, недавно я читал: «Московские вайшнавы из Общества Cознания Кришны пригласили профессионального чтеца «Бхагаватам», который 7 дней и ночей читал где-то там в Москве «Шримад-Бхагаватам» перед праздником…(какой недавно был, индийский?)
Голос из аудитории: Говардхана-пуджа.
00:22:56 Бхарати Махарадж: Говардхана-пуджа, да. Он им 7 дней читал… Значит, «профессиональный чтец». Не гуру читал. Коряво, с запинками, с ошибками, а профессиональный чтец, который правильно знает все итонации… Он им, значит, 7 дней и ночей читал. Как Шукадева Госвами своему ученику. Вот поэтому мы не считаем их преданными. А они нас считают почему-то. Почему-то они нас считают преданными, а мы их не считаем. Потому что это все превратилось в светское общество, в светское увеселение. И свидетельством этому является количество – количество людей, которое привлекается вот этой вот светской мишурой.
Голос из аудитории: Махарадж, вопрос. Можно такое возражение?
Бхарати Махарадж: Пожалуйста.
00:23:51 Голос из аудитории: Вот, как-то я говорила им об этом, но они ответили, что Господь Чайтанья говорил, что каждый, кто произнесет Святое Имя, уже вайшнав.
Бхарати Махарадж: Против этого не поспоришь. Вопрос: произносят ли они Святое Имя? Вы знаете историю с Бабаджи Махараджем Гаура Кишором, которого пригласил профессиональный чтец «Бхагаватам». И этот чтец «Бхагаватам» произновил Святое Имя, воспевал мантры среди огромного собрания почитателей, и там Бабаджи Махарадж присутствовал. И когда закончилось чтение, после нескольких дней Бабаджи Махарадж сказал своему слуге вычистить это место коровьим навозом, потому что оно было осквернено.
00:24:51 Слуга сказал: «Как же оно осквернено? Здесь Святое Имя повторяли…» Он говорит: «Ты слышал здесь Святое Имя, а я в этом слышал «деньги, деньги, деньги». Все слышали «Харе Кришна» из уст этого профессионала, а я вместо Харе Кришна слышал «деньги, деньги, деньги, деньги»». Поэтому, единожды произнесший Сятое Имя – он вайшнав. Но кто этот произнесший Святое Имя? Всякий ли, кто говорит «Харе Кришна» или «Господи, спаси» – есть истинный вайшнав?
00:25:28 Поэтому я и говорю: дело в планке, которую мы задаем. Мы не считаем каждого, кто сказал «Харе Кришна» вайшнавом, и мы не считаем каждого, кто повторяет 16 кругов, вайшнавом. Вайшнав – это тот, кого признает вайшнав.
Голос из аудитории: Потому что этот звук «Харе Кришна» – это не Святое Имя, который мы слышим?
00:25:50 Бхарати Махарадж: Да. Дело в том, что Святое Имя произнести нельзя. Ему можно внять, его можно ощутить, ощутить душой. Нельзя произнести Святое Имя, также, как нельзя произнести меня. Вот имя моё можно произнести, а вот меня нельзя произнести. Так вот Святое Имя – это личность. Да? Это, Святое Имя… Не думайте, что Святое Имя – это набор звуков. Святое Имя – это «человек», условно, да? Это личность некая. Вот личность произнести нельзя, её можно увидеть, её можно услышать, с ней можно поговорить, её можно ощутить – тактильно, на вкус. То есть, можно ощутить, эту личность. Вот Святое Имя – это личность, это фигура. Святое Имя – это прекрасная фигура. Прекрасная фигура. И Святое Имя нисходит. Бхактивинод Тхакур в своих сонетах…
Вера пришла?
Голос из аудитории: Вера пришла.
00:27:12 Бхарати Махарадж: Бхактивинод Тхакур в своих сонетах говорит: «И ко мне «низошел» Святое Имя». Он говорит «Харинам». Харинам – это он. Святое Имя – это личность мужского пола. И он говорит: «И вот, комне низошел Святое Имя. И он пляшет у меня на языке, он танцует у меня на языке. Мои члены не слушают меня, мой язык не слушает меня». Он сам… Он увлекается этими волнами, которые Святое Имя ему отдает.
00:27:48 Как я уже говорил, как Бродский… Бродский говорил, что не язык есть средство выражения поэта, а поэт есть средство выражения языка. Бродский к языку… Гениальный поэт, да? Бродский к языку относился как к живой личности, которую мы не видим, но это личность. Она, вдруг, хватает кого-то (этого «кого-то» мы называем поэтом), и начинает его трясти – хватает в свои цепкие… Язык хватает в свои цепкие объятия и начинает трясти, и из этого поэта вытряхиваются стихи. А язык – он разговаривает с нами посредством поэта.
00:28:41 То есть, нельзя произнести язык, можно внять ему. Нельзя произнести Святое Имя, можно внять ему. Потому что Святое Имя – это личность, которая хватает тебя и начинает твой язык так долбить, что ты что-то там произносишь… Бхактивинод Тхакур в последние дни (я не знаю там, в последние месяцы жизни) уже не мог толком произнести «Харе Кришна». У него получалось… Как бы, на слух он блеял. То, что из него выдавливал… Он же был наполовину парализован, он уже не мог двигаться и он не мог четко произносить ничего. И он: «Эээ». Но это была «Харе Кришна» мантра.
00:29:31 А мы можем с вами четко, как в ИСККОНе учат: «Харе Кршна», – там, не «Кри», а «Кр»… «Харе Кршна, Харе Кршна, Кршна, Крш…» Есть целые у них тренинги. По крайней мере, я был в ИСККОНе, ушел из ИСККОНа в начале 90-х. Там, значит, говорили, как правильно произносить. Там не «и», не «Кришна», а «Кршна»: «Харе Кршна, Харе Кршна, Кршна Кршна, Харе Харе…» Очень правильно все.
00:30:05 А Бхактивинод Тхакур блеял. Где, где Святое Имя? В устах Бхактивинода Тхакура, который блеял, а-а? Или когда вы правильно, по всем правилам санскрита произносите? Вот вопрос, риторический вопрос. Поэтому, где Святое Имя? В устах Говинды Махараджа, который тебе говорит: «Так, вышел из комнаты. Все, тебе здесь делать нечего». Или кто-то там сидит: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама»?
00:30:51 Шрила Шридхар Махарадж вспоминает одну историю. Однажды, значит, он с кем-то беседовал. Не он, значит, его учитель, Сарасвати Тхакур с кем-то беседовал в комнате. И рядом ходил брахмачари – его слуга (Сарасвати Тхакура), и на четках повторял «Харе Кришна». Сарасвати Тхакур сказал… А да! Сарасвати Тхакур беседовал о каких-то мирских делах, о каких-то там «сколько килограмм риса». Ну какие-то там «что-то купить, что-то продать», да? А этот ходил и повторял: «Харе Кришна, Харе Кришна…» И он ему говорит: «Перестань шуметь». И этот брахмачари возмутился: «Это вы шумите, вы здесь говорите о мирских делах, а я повторяю Святое Имя…» А на самом деле Святое Имя, говоря о деньгах, о каких-то мирских заботах, Святое Имя повторял Сарасвати Тхакур, а этот шумел, хотя на слух было «Харе Кришна».
00:31:59 Вот, а что касается, кто кого считает вайшнавами – это как в науке: допустим, преподаватель приходит в класс физики. Приходит в класс, и говорит: «Здравствуйте, дорогие коллеги». Конечно, мы ему никакие не коллеги. Но он дает нам фору, он: «Здравствуйте, дорогие коллеги». Но мы то понимаем, что мы никакие не коллеги ему.
00:32:32 Вот точно так же мы понимаем, что мы никакие не преданные, и они тоже никакие не преданные. Хотя, их могут называть «дорогие преданные», между собой они могут называть себя. После первого урока они вышли, значит, за угол из аудитории и говорят «мы все физики, да?» Какие же вы физики? Вы – не физики! Физики – это Ландау, Эйнштейн, Розенберг. Вот они физики, а вы кто? Но они себя считают преданными, и нас тоже за одно тянут в свою преданность. А мы им говорим: «Извините, мы не преданные, и вы тоже не преданные». В этом различие.