Разлука

blogtv.com - 28 November 2010
Разлука. Осень — кульминация жизни. Деликатная сторона Бхагаватам. Отношение евреев к заповедям Торы. Язык — форма потока мыслей. Анекдот про мир во всем мире. Что можно у Бога попросить? Как можно произнести имя Бога не в суете? Благословения на райскую жизнь — это проклятие? Бхаратаварша. Современная религия — гуманизм. Шива - одна из ипостасей Вишну. О поэзии. Изваяния Шивы, Вишну и Нарисимхи.
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:28:02 | качество: mp3 64kB/s 13 Mb | прослушано: 297 | скачано: 315 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Голос из аудитории: С прошлого раза вопрос оставался...
Бхарати Махарадж: Угу, давайте...
Голос из аудитории: «Есть-ли смысл совершать какую-либо деятельность вообще, если сердце уже переполнено разлукой с возлюбленными или Кришной?»
Бхарати Махарадж: Нету смысла совершать деятельность. Но встречный вопрос: а сердце действительно переполнено? Чем там?..
Голос из аудитории: Разлукой с возлюбленными или Кришной...

00:00:28 Бхарати Махарадж: Да, вот если сердце действительно переполнено разлукой с возлюбленными и Кришной, тогда нету никакого смысла совершать деятельность. Вопрос только, переполнено оно или нет? А если переполнено, то чем? Вот косвенный признак того, что оно там вот этим всем не переполнено – это то, что возникает вопрос. Потому что когда сердце действительно влюблено (то есть, переполнено разлукой с возлюбленными и Кришной), тогда вопросов быть не может, потому что ты совладать не можешь с собой. А если есть вопрос, значит, остается поле для рассуждений. Потому что вопрос – это всегда некое сомнение. Если нет сомнений, то и нет вопросов. Вопрос – признак сомнения. И дело в том, что когда сердце переполнено любовью, то сомнений быть не может. Значит, оно не пеполнено любовью, раз есть сомнения, которые выражаются в вопросе.

00:01:43 Так, 20-ю мы прочли с вами, да? Это глава, полная сравнений. Она называлась «Пора дождей и осень». Это когда все плодоносит, или все жаждет плодоношения. От растений до человека – все в природе жаждет плодоношения. То есть, осень – это некая кульминация всяких процессов, кульминация всяких чувств. Вот осенью должно это совершиться. Недаром во всех, практически, культурах новый год – это всегда был сентябрь.

00:02:40 То есть как бы новый год – что-то новое начинается, да? Завершается старое, отпадает все ненужное, начинается новое: пора любви, каких-то новых связей, новых отношений. Вот, всегда это было... Ну, на Руси, вообще в Индии, во многих культурах Южной Америки это вот именно осень. Вот иудо-христианская культура, она пепенесла это на декабрь, да? На новый год, на зиму.

00:03:20 Ну ладно, значит, сейчас мы вступаем в пору деликатных глав «Шримад-Бхагаватам», это отношения Кришны с Его близкими преданными. Мы эти главы будем читать особенно не заостряя внимания, чтобы не впасть всуе, как в Торе, в Библии говорится: не упоминайте имя Бога всуе. То есть, не упоминайте, не вспоминайте Бога в связи с делами мира. Другими словами, не приравнивайте… Всё, что связано со Всевышним, не приравнивайте к мирским делам, к мирским качествам, к мирским отношениям. То есть, вот, не упоминайте Его всуе.

00:04:30 Но, например, евреи это указание из Торы принимают буквально, и специально искажают повседневный язык для того, чтобы он был непохож на язык Торы. То есть, нельзя упоминать имя Бога в связи с житейскими делами. Поэтому надо язык, то есть произношение, исказить. Даже в книгах, даже в переводе на русский язык они пишут не Бог, а «Б-г», то есть они гласные оттуда выкидывают, потому что в повседневной жизни мы произносим буквы «б», «о», «г», и вот чтобы это не было связано с божественным языком, они из божественного языка выключают все гласные, гласных нет. В еврейском алфавите гласных нет вообще. Вот. То есть, ты как бы домысливаешь. Но, естественно, разговаривать-то нельзя без гласных. Поэтому вот они считают, что таким образом они соблюдают заповедь, чтобы всуе не произносить имя Бога. В этом есть свой резон, конечно.

00:06:01 Но мы все-таки говорим, что язык – это некоторая форма, форма потока сознания, некая форма мыслей. И даже если ты имя Бога произносишь не всуе, но мысль твоя, твоё сознание – оно суетное, оно материалистическое, то даже если ты думаешь о Боге, то всё равно ты думаешь о Нем всуе. Поэтому, выкидывая гласные из алфавита, ты не решаешь проблему материализации Бога, то есть, пронесения Бога в материальную сферу. Другими словами, если ты у Бога просишь материальных даров, то, как бы ты ни произносил Его имя, ты всё равно будешь взывать к Нему всуе.

00:06:58 Это есть такой анекдот. К одному набожному еврею, значит, обратился корреспондент, который изучал культуру и он видел из окна своей гостинницы, как каждый день один и тот же благочестивый еврей подходил к стене, плача, бился головой об стену. Там они вот наклоняются. И что-то просит, и такой вид у него был благочестивый. Вот он, значит, один раз встретил этого еврея, обратился к нему. Говорит вот, о чем вы просите Бога? Он говорит:
– Я прошу у Бога, чтоб был мир во всём мире.
– Ну и как?
– Такое ощущение, что 40 лет бьюсь головой об стену.
Вот то есть, если просить мир во всём мире, то есть материальное что-то, то конечно будешь биться головой об стену.
Есть вопросы там?

00:07:58 Голос из аудитории: Махарадж, вот а что можно у Бога попросить?
Бхарати Махарадж: У Бога лучше просить, чтоб Он не оставил вас в покое.
Голос из аудитории: Как мы можем произносить имя Бога не всуе, если мы всуе находимся и из нее не выходим практически?
Бхарати Махарадж: Значит, надо стараться.

00:08:22 Голос из аудитории: Значит, получается, что мы всё равно будем произносить имя Бога всуе?
Бхарати Махарадж: Да. Но это значит... Вот в нашей традиции лучше произносить всуе, чем не произносить вовсе. Но, это всё равно что если ребенок не может ходить в 6 месяцев – это не значит, что он вообще не должен (перестать) пытаться ходить. Он должен стараться это делать. И у него получится. Ну то есть, первый шаг, он всегда связан с синяками на коленках. А если мы скажем, что не должно быть синяков на коленках, поэтому он вообще не должен ходить, тогда он никогда не пойдет, у него и ноги отсохнут. А если мы понимаем, что синяки на коленках – это необходимая ступень, от которой ты отталкиваешься чтобы подняться на более высокую, тогда ты это принимаешь как должное, как естественное. Но естественное, от которого должен отойти, оттолкнуться.

00:09:39 Кришна в «Бхагавад-гите» говорит: «Живые существа просят у природы или у сил природы (то есть у богов) каких-то благ, не зная, что эти блага в конечном счете предоставляю богам Я, а они уже передают людям». Поэтому, если уж вы не можете просить чистой дружбы с Богом, то хотя бы просите у Него что-то материальное. Не просите у богов, а просите сразу у Него. Со временем… Вот в «Бхагаватам» говорится в 5-й песне, что люди молятся Всевышнему о материальных благах, и Он удовлетворяет их желания, а со временем их отношения (отношения вот эти вот коммерческие) переходят в чистые отношения. Со временем человек, получая что-то материальное, понимает, что это не то, что его душе нужно.

00:10:53 Ну вот, и в 5-й песне есть глава, там боги мечтают родиться на Земле. Значит, в стране Бхарата-варша (это вот та самая Земля)… «Потому что», – говорит, – «там такие условия», – боги говорят, – «что о Боге невозможно забыть. Тогда как мы на небесах… Нам завидуют все, вся Вселенная нам завидует, а мы на небесах забываем о Нем, потому что вся наша жизнь (это миллионы земных лет) состоит из сплошных удовольствий. А так устроено, мир устроен так, что во время удовольствий мы забывам о Всевышнем».

00:11:41 И вот, боги такую интересную фразу говорят: «Благословение на самом деле за наши добрые поступки в прошлых жизнях там, воздержания, жертвоприношения – вот эти вот благословения, удовольствия на самом деле обернулись проклятиями, потому что мы пребываем, купаемся в этих удовольствиях, но о Всевышнем, о Вишну мы так и не вспоминаем». Поэтому они хотят родиться, скорее родиться на Земле (в стране Бхарата).

00:12:14 Потому что есть много стран на Земле (вернее, не на Земле, а на земном ярусе) и, скажем, Земля – она состоит: это центральный остров Джамбу, вокруг этого центрального острова ещё 6 кольцевидных островов. Вот этот вот остров Джамбу, центральный – он состоит из 9-ти стран, которые между собой горными грядами отделены. И только в одной стране, которая называется Бхарата, живые существа имеют возможность грешить, искупать свои грехи, то есть они нарабатывают карму.

00:13:02 Во всех остальных странах они только пользуются плодами своих прошлых дел, то есть, они живут как в раю. То есть, они высокие, они красивые, значит, они там купаются в райских удовольствиях, к ним прилетают небожители, там текут реки из молока и меда, реки из мангового сока, из яблочного сока, собственно «джамбу» переводится как «яблоко», «яблоня», вот этот остров. Стоит огромная яблоня и плоды величиной с автобус, или со слона. И вот с этого дерева падают огромные яблочные плоды, разбиваются о скалистую почву, на которой растет дерево, и вот эти вот яблочные реки стекают вниз, целые реки. Вот так.

00:14:07 Да, и ещё на Земле, то есть, на земном ярусе бытия, происходит... Там говорится, что Господь не дает забыть о Себе. Тогда как в небесных чертогах – там нет вот этого вот поклонения, там нет храмов, там нет выжигания огня, там нет изваяний Бога, они только сидят у телевизора и наслаждаются. С чипсами.
Голос из аудитории: Как же так, телевизор?

00:14:40 Бхарати Махарадж: Ну, не телевизор, ну в общем, там одни удовольствия, поэтому, когда какой-то из земных правителей устраивает жертвоприношение, то боги спускаются на Землю и присутствуют при этом. А в небесных сферах нет… религиозной деятельности там не осуществляется, там только одни удовольствия. Бассейн, сауна. Вот эта вот современная религия под названием «гуманизм» как раз воспитывает все добродетели человека, но задача этой добродетели – это поклонение перед другим человеком. То есть, они место Бога замещают человеком.

00:15:29 Началось с эпохи Возрождения. Если раньше все книги (европейской истории) были посвящены божественному: книги, музыка, картины, живопись – все было посвящено Всевышнему; искусство изваяний – все было посвящено, так или иначе, божественному, то, начиная с эпохи Возрождения стали преклоняться перед человеком – стали рисовать бытовые сцены там, кувшины с водой, булочки, цветочки, да, вот эти вот сценки из быта, «Опять двойка», «Бурлаки на Волге», дошли до «Черного квадрата». Потом, как у этого Энди Уоррела, что там, консервные банки, да, там рисует?
Голос из аудитории: Энди Уорхел.

00:16:35 Бхарати Махарадж: Энди Уорхел, да, консервные банки. Дошли до консервных банок. Сейчас вообще, значит, унитаз. То есть, я вот читал, какой-то художник шел мимо какой-то свалки, увидел унитаз, приклеил к нему своё имя (ну, художник, как автор), принес в музей и это приняли как произведение искусства. Ну как бы, ну такая вот мысль, да? То есть, вот начали с Бога, кончили унитазом.

00:17:15 Голос из аудитории: Махарадж, такой вопрос, немного не в тему: когда в Навадвипе были в храме – храм «Хари Хара» называется, когда в одной форме и Вишну, и Шива. Вообще, как бы, я никогда об этом раньше не слышал вообще, но есть ли что-то…
Бхарати Махарадж: Вообще, Шива – это Вишну, это одна из ипостасей Бога. То есть, Господь Шива – это не полубог, это Сам Господь. То есть, поклоняясь Шиве, по сути душа поклоняется Вишну, но Шива – это одна из ипостасей. Ипостась, как вам сказать, Бога... Мы говорим, что человек создан по образу и подобию божьему. Имеется в виду, конечно, не человек, а душа. То есть, душа обладает всеми качествами Бога, и идеальная душа – это Господь Шива. То есть, Бог в виде Шивы – это идеал души. Вот максимум чего может достичь душа – это быть Шивой, то есть, практически сблизиться с Богом.

00:18:53 И есть отличие. И это отличие в Ведах описано как… говорится, что Шива соотносится с Вишну (с Господом Богом) так же, как простокваша соотносится с молоком. По сути, это одна и та же субстанция и на вид тоже самое, но в чем различие? Молоко – оно чисто, а что такое кефир? Кефир – это то же самое молоко, но населенное бактериями. То есть, мы когда пьем кефир или простоквашу, вот что мы там чувствуем? Мы чувствуем вот этих вот… бактерии вот эти. Как они, не вирусы, а вот как-то. Бактерии, да?
Голос из аудитории: Ну да.

00:19:45 Бхарати Махарадж: Ну это же живые существа. То есть, Шива – это, как бы, вместилище всех живых существ. Это Бог (то есть, Сам Господь Бог), но все-таки Он не дотягивает до Вишну так же, как кефир не дотягивает до молока. То есть, вот этот вот вкус – это те самые души, в кефире. А в молоке нет этих душ. То есть, Господь Вишну – в Нем нет душ, Он никак не соприкасается с этим сознанием души. И для того, чтобы касаться сознания, касаться души у Него есть вот этот Шива, Он как бы через Шиву общается с душами. В облике Шивы общается. Шива может непосредственно соприкасаться с душами материального мира. При этом Шива ещё может соприкасаться с Вишну. То есть, это как бы одно и то же.

00:21:59 Вот в поэзии есть такая форма, как вещание (вообще, в искусстве)… как вещание от 3-го лица. Это когда, например, поэт не может от себя говорить. Ну, например, поэт какой-нибудь плюгавенький, да, метр с кепкой, но он написал стихи от 1-го лица как от богатыря, как от Ильи Муромца . И вот если он выйдет на сцену и начнет произносить патриотические громовые речи, то все будут смеяться. Потому что не соответствует… образ поэта не соответствует его речи пылкой. Поэтому для этого есть актеры. Вот какой-нибудь мускулистый, жилистый актер со шлемом, с мечом… Вот он выйдет и будет говорить: "За родину, за Русь". И это будет смотреться натурально, естественно.

00:22:11 Вот точно так же Шива – это Господь, который... Это как бы вот тот самый актер, которого Господь Бог назначает на роль пастыря за живыми существами. Это известная история из советского кинематографа. Был такой сериал «Следствие ведут знатоки». Там Знаменский, Кибрит и Томин. Знаменский, Томин и Кибрит – "Следствие ведут знатоки". И они были чрезвычайно популярны, и их даже воспринимали за настоящих милиционеров, и на Петровку-38 писали письма, жалобы там про преступления. Вот. Но они – обычные актеры, и помимо вот этих вот ролей бесстрашных, которые ведут незримый бой, у них же ещё другие роли были в театре. И вот как-то у них была роль... У этого, Каменского, вот этого вот. Нет, Знаменский и...

00:23:22 Голос из аудитории: Томин?
Бхарати Махарадж: Томин – это вот такой, южанин такой, да? И такой грозный вот этот. И в общем, у них у двоих была роль, они играли уголовников в каком-то театре. Ну собрался народ, и вот эти вот самые знатоки, которых те приняли, уже привыкли видеть знатоками, сыщиками – они играют уголовников. Причем, спектакль был очень серьезный, пьеса очень серьезная, но в зале все покатывались со смеху, когда, значит, эти самые знатоки на блатной фене между собой на сцене. И спектакль сорвался. Ну потому что невозможно – все смеялись над этими «знатоками», ну они уже вошли в это амплуа.

00:24:11 Вот Господь Вишну – Он… у Него тоже самое, у Него амплуа ничего не делающего мечтателя. Он просто сидит, лежит, Ему дамы Его сердца гладят ноги. И Он, значит, как Манилов мечтает, о чем-то там сидит и мечтает. Поэтому, он не может пасти душ, Он не может непосредственно с ними соприкасаться. Это дело некого Его же, но в образе Шивы.

00:24:41 Вот поэтому, значит, поэтому и говорим, что Шива и Вишну – это одно и то же лицо, но в разных ракурсах. Почему в Хари Харе они вместе на алтаре? Потому что это как вот плавник: на верху одна (то есть, плавник – это единое целое), но одна часть всегда опущена в воду – то есть, материальный мир, а верхушка – она всегда в духовном мире. Вот Вишну – Он всегда находится в духовном мире, Он не соприкасается с прадханой, с жижей с этой материальной. Но Он же, погрузившись в эту жижу, это уже как бы не Он, это Шива. Но, с другой стороны, это и Он тоже. То есть, как бы замоченный уже, соприкоснувшийся с материей. Да.
Голос из аудитории: Подмоченный.
Бхарати Махарадж: А?
Голос из аудитории: Подмоченный

00:25:46 Бхарати Махарадж: С подмоченной репутацией. Да? Вот если этот плавник весь вытащить, мы увидим, что есть часть Шивы, а есть часть Вишну, Нары Нараяны, да? Вот. И вот это божество в Навадвипе – это как раз тот самый поплавок, который вот вытащили. И вот ему поклоняются, как бы целому – и Вишну, и Шиве в одном лице. Поэтому, они там и разделены так, видели? Темная и белая часть. Господь на самом деле явил Себя вот в этом облике, а один брахман нашел это изваяние, которое было наполовину из черного мрамора, и из белого. Причем, это один камень, их не соединили.

00:26:49 Голос из аудитории: Он что, готовый?
Бхарати Махарадж: Не, ну там были какие-то, понятно, там что-то они сделали...
Голос из аудитории: Ага.

00:26:59 Бхарати Махарадж: Так же, как изваяние Нрисимхи. Это же нашли вот эту вот плиту. Там надо иметь воображение, чтобы видеть в этом облик льва. Хотя, там нет, там все видно. Это прямо вот его так вот и нашли этот камень в виде Нрисимхи. Так же и вот этот Шива и Вишну. Господь Вседержитель – Он же и в материальном мире, и в духовном мире, но мы всегда, конечно, в философии разделяем: Шива и Вишну. Другое имя Вишну – Садашива, то есть «непорочный», «не соприкоснувшийся с материей». Шива, Садашива, то есть «чистый», «неоскверненный».