Вайшешика

19 September 2011
История философий. Вайшешика. Сутры - океан значения. Все вокруг лишь предположения. Два вида познания вайшешики. 7 падартх в философии вайшешика. Суть философии вайшешики. Нестандартный взгляд на первоэлементы. Бог вайшешики невидим. Как Бог и душа исходят из атома? Как эта философия все объясняет? Что считается освобождением в вайшешике?
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 8
длительность: 00:51:49 | качество: mp3 96kB/s 35 Mb | прослушано: 160 | скачано: 430 | избрано: 23
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Вчера мы закончили обсуждение ньяи и кое кто, может быть, я вчера слишком быстро все объяснял. Скорее всего так произошло, что я, кое что я сказал не так. Мы только что обсудили падартхи. Вчера мы разобрали определение падартх, но есть ещё и детали. И есть разнообразные элементы на которые делится каждый из моментов. И я сказал, что если кто то интересуется, (только если это необходимо для практики вашего служения, то есть если вы вынужденны общаться с учеными, заниматься какой то серьезной проповедью где то), то в таком случае вы можете углубиться в эти все делали. Я подготовил эту всю информацию, если кто то интересуется, то я готов разобрать все это. Но когда не слишком интересно обсуждать для всех, потому что это не так уж поможет всем. И конечно я может быть обрету определённую славу выкидывая в вас всё это знание, но это не моя цель. Итак, если кто то очень интересуется, серьезно интересуется такого рода темой, то может быть во время фестиваля вы можете разобрать со мной это. Я готов совершить такое служение для вас.

00:01:26 Итак, это первое, что я хотел сказать. Второе... Просто, чтобы освежить нашу память, мы помним ньяя - это логика, и вайшешика - это понимание разницы между разными элементами материального мира, разными аспектами материального мира. И эта ньяя, это как шкала, линейка, с помощью которой можно изучить объект познания. Как вчера мы обсуждали, и также вводный класс, мы также говорили там о ньяи. Фактически это разбор разнообразных праман. Школа ньяи в основном на праманах, на аргументах.

История философий

00:02:22 И это тоже все есть в Ведах, система ньяи, логики дается и в Ведах. В секции самхит: брамана вараника. И очень много этого в упанишадах. И из упанишад мы узнаем, что существуют 6 философий. Упанишады, можно так сказать, это источник Веданты, корень веданты. Веданта значит конечное знание. И упанишады как почва для веданты. И когда это все очищается, четко разбирается, то такие упанишады называются веданты. Разбор ведант, суть ведант.

00:03:16 И эти 6 систем философий это фактически определённые программы, созданные гьяни, ментальными спекулянтами, которые позволяют дать процесс, вторичный процесс, какой то новый процесс самоосознания. Это не истинный процесс, параллельный какой то процесс. И из упанишад появляются все эти 6 систем философий и Вьясадева пишет Веданта сутру и объясняет упанишады. И он пишет Шримад Бхагаватам объясняя Веданта сутру. И Кришна объясняет упанишады в Гитопанишаде, Бхагавад Гите.

00:03:55 Если я буду повторять это каждый раз на каждой лекции, не возражаете? Потому что это фактически вся суть. Поэтому не огорчайтесь, что я повторяю. Это чудесно повторять. Это фактически вся суть ведических писаний, весь разбор. Итак, когда Кришна дает суть Гиты в упанишадах, Вьясадева дает объяснение в Веданта сутре и в конечном счете в Шримад Бхагаватам. У нас значит есть тогда Бхагавад Гита, Шримад Бхагаватам. Если вы изучаете эти книги, в таком случае вы изучили уже всё, что есть в упанишадах не изучая при этом головоломную санскритскую грамматику. Вы избегаете этого, но кто-то может спросить по поводу авторитетности изучения Бхагавад Гиты и Шримад Бхагаватам.

00:04:50 Но в Ведах дается очень много разных принципов, разные эти анги и так далее. [Калпа внирукти, вьякаран, чанди, джетиш]. Также вы люди, вы вайшнавы, вы просто читаете эти книги и потом вы занимаетесь какими то танцами там. Всеми этими ментальными танцами там, как вы сможете достичь самоосознания? Но Харидас Тхакур, Намо ачарья Харидас Тхакур объяснил в беседе как это все происходит. Это все происходит благодаря силе Святого Имени. Святое имя - это Кришна. И Кришна, только он может открыть Абсолютную Истину, поскольку он и есть Абсолютная Истина. Невозможно понять Абсолютную Истину на ментальном уровне. Это невозможно. Если сама Абсолютная истина не откроется в нашем сознании, то вы не сможете понять ее.

00:05:43 Это опять процесс познания Абсолютной Истины, он также включает в себя Абсолютную Истину, то есть есть [самбандха, абхидея, прайоджана]. [Самбандха, абхидея, прайоджана] расцветает в сердце, если человек просто живёт общаясь с Кришной в форме его святого имени Харе Кришна. И кто то может сказать опять же, как насчет жизни в лесу, аскез, рождения в подходящей семье, инициации, разнообразные ритуалы, процессы. Как мы получим все это? Все эти блага, которые обретают те, кто следует.

00:06:29 Но да, мы получаем все эти блага, просто следуя 5 принципам преданного служения. Это [нам шраванам, нам киртан, сатву санга] - общение с преданными, которые воспевают Харе Кришна. И [шатха виграха сейвам] с великой верой поклонение божеству Кришны. [Шатха виграха сейвам и матхурявас] - жить в храме, жить в святом месте. Раньше святые места, это были 2, 3, 6, может быть 9 мест в Индии, но Шрила Прабхупада по своей милости дал нам святые места теперь повсюду. На этой планете повсюду. Скоро у нас появиться большое святое место в Москве. Так будет храм Шри Шри Радхи Кришны.

00:07:18 И повсюду... Изначально все эти места и были святыми местами. Они стали не святыми позднее под влиянием века Кали. Эти божества просто восстанавливаются движением ИСКОН. Они не заново устанавливаются в этих местах, эти божества все они восстанавливаются. Они уже присутствуют там, их просто восстанавливают. Не думайте, что Москва-ишвара это чья то выдумка. Нет, есть у Москвы ишвара, если есть Москва, значит должен быть и ишвара. Если есть Лондон, то тоже должен присутствовать ишвара. В каждом месте есть ишвара. И кто ишвара? Ишвара - Верховная Личность Бога.

00:08:01 Естественно, повсюду на этой планете, повсюду в этой вселенной были установлены божества. Они были установлены изначально Брахмой. С течением времени и с влиянием века Кали люди ушли от этой культуры Сознания Кришны. И Шри Кришна как Шри Чайтанья Махапрабху предсказал, что снова эта культура Cознания Кришны будет восстановлена повсюду в мире. То есть [анарчита чарим чарат], снова не значит, что 5000 лет этого не существовало и мы снова это все создаем. С давних пор эти божества покрыты. Эта культура Cознания Кришны была покрыта разнообразным влиянием материальной природы. И Шри Кришна сам прийти как Шри Чайтанья Махапрабху и восстановить всё это движение Cознания Кришны.

00:08:58 И благодяря этому он наслаждается трансцендентным блаженством. Итак, он предсказал [предхвите ачията награди грам, сарвата прачар хоби маранам]. Он посылает особого своего генерала затем. Главнокомандующего Шрилу Прабхупаду. И он приходит и исполняет это предсказание. И следуя по стопам Шрилы Прабхупады это движение ИСКОН восстановит культуру Cознания Кришны повсюду в мире на ближайшие 10000 лет. В этом истинная система философий, это суть истинной системы философий. Такова история, это история философий. И также философия историй, но это уже совсем другое дело. Но это по крайней мере история философий. Итак, в конечном счете любой искренний человек, любой у кого есть прана, любой у кого есть немножко честности в отношении с самим собой, он вынужден будет воспевать Харе Кришна.

Вайшешика

00:10:02 Итак, изучая Бхагавад Гиту и Шримад Бхагаватам мы изучаем также все что есть в 6-ти системах философий в совершенной форме, всю эту информацию. Все эти разные техники спора, логику, которые есть в упанишадах. Все это было сконцентрирована Гаутамой или Акшападой в 16 подартх. Он просто организовал всю эту информацию в 16 подартх. Как вот, например, вчера мы говорили, когда мы обсуждали философию ньяи. Сегодня мы будем говорить о вайшешике. И так же как и в ньяи, ньяя организует праман, вайшеника организует прамею, объект познания. Конечный объект познания это Кришна [неразборчиво ахам эва ведья]. Лишь меня необходимо познать изучая Веды, но конечно есть и другие объекты познания для людей, которые не так уж интересуются или недостаточно удачливы, чтобы подняться так высоко. Есть и другие объекты познания.

00:11:09 Итак, вайшеша, слово вайшеша переводится как особенность, нечто особенное. И философия вайшешики это философия, в которой говорится об особенных вещах. Об особенностях определённых объектов знания в этом мире. Это смысл слова вайшешика. Основатель философии вайшешика, его зовут Канада. Как, например, Гаутама для ньяи. Это Канада риши, его также зовут Канапудж, потому что пудж, значит ест, а кана значит атом. И теперь все ясно, что Канапудж это тот, кто ест атомы.

00:12:00 И кто то может подумать, а как насчет [Голобджимуна]? Ну в исконе нам повезло, мы едим [голобджимун]. Но этот риши не был так удачлив и в конце концов он стал есть атомы. Итак, также его зовут Аулука, потому что улука на санскрите это сова. Если я об этом буду говорить сейчас, вы знаете, ядерная бомба взорвется. Слишком много информации.

00:12:55 Итак, как это говориться, сова по английски? Сова. Равани поклонялся и жил в Южной Индии, я не могу это нормально по английски выговорить. Сова, на санскрите её зовут [аулука]. Итак, этот риши... Улука, днем улука ничего видеть не может, ночью может. И что она делает днем? Она просто прячется где то, потому что её слепит свет солнца, а ночью, когда темно, сова начинает летать. И глаза её очень яркие и она смотрит, ищет пищу. И ночь вы слышите, она кричит и плачет, и поскольку нападает на кого то там, летает с древа на дерево и ест маленьких птичек. В гурукуле мы сами убедились в этом. Утром выходишь и видишь, вот она летает. Мы просто включаем наш супермощный фонарь, очень мощно светит и мы можем заметить этих сов.

00:14:21 Итак, аулука. Наш друг, Канада риши его зовут, Аулука, потому что он весь день медитирует на атом. И помедитировав весь день, когда он видит что стемнело, когда все ложатся спать он выходит ищет пищу. Поэтому его прозвали аулука, то есть тот, кто живёт как улука. Итак, днем он спит, ну или медитирует. Ну люди же не знают. Все время где то там у себя и они думают днем он спит, а ночью ищет пищу, и прозвали его аулука. И поэтому эта философия вайшешики также зовется аулуки. Философия аулуки.

Сутры - океан значения

00:15:06 Итак, это что качается нашего друга Канады. А сейчас мы поговорим о его книгах. Книга его называется Вайшешика сутра. Все эти 6 систем, вы просто добавляете сутра к названию философии и вы получите название книги. Ньяя - Ньяя-сутра, вайшешика - Вайшешика сутра, Санкхья - санкхья сутра, Йога - йога сутра, Пурва мимамса - пурва мимамнса сутра и в конце концов у нас есть Вьясадева - Брахма-сутра или Веданта-сутра его книга. Такова ситуация. И сейчас я уже объяснил, что вишеша это нечто особенное, нечто выделяющееся и сутра, это краткий вариант. В две или в одну строчку вы что то объясняете. Слова должны быть при этом совершенны, то есть не должно быть никаких недостатков в грамматическом построении сутры. Такое необходимое условие. И в таком случае сутра содержит очень много смысла, океан целый из значения.

00:16:11 И таким образом сутры запросто не поймешь, кто то должен написать комментарий к сутре. Так на все сутры есть комментарий и есть много комментариев к вайшешика сутрам. И самый знаменитый и наиболее приемлемый, наиболее популярный комментарий, это комментарий который называется «Падартха Дхарма Санграха». Падартха. Артха, как я уже вчера объяснял, артха значит значение, пада значит слово, и падартха значит значение слов. Итак, падартха тхарма значит религия. Дхарма - значит философия. Тысячи разных значений слова дхарма существует, но по крайней мере здесь слово дхарма означает философия. Итак, Падартха Дхарма означает философия о значении слов. Санграха означает сборник.

00:17:05 Так переводится название комментария «Падартха Дхарма Санграха Бхашья». Бхашья значит комментарий. Это комментарий одного великого мудреца, которого зовут ПрашаштхаПада. Прашаштха Пада был достаточно известен за знание грамматики и позднее стал учеником, принял линию вайшешики и написал, в свою очередь, эти комментарии и это известные комментарии вайшешики. Но, так или иначе, поскольку мы не собираемся стать вайшешиками, мы оставим эти комментарии на этом. И теперь мы посмотрим, что же все таки объясняет эта философия.

Все вокруг лишь предположения

00:17:44 Как мы узнали в ньяи. Мы там изучали падартхи, праман, прамея и так далее шестнадцать. В философии вайшешики они принимают 2 вида праманы, 2 вида доказательства в системе познаний. Эти 2 вида это пратьякша и анумана. Ньяя как мы знаем принимает 4 вида: пратьякша, анумана и ещё два. Сейчас я говорю, я микрофон для Канада, я объясняю что сказал Канада. Пожалуйста не надо неправильно понимать мои речи. И не надо идти куда то и говорить, что вот Атмататтва говорил, что только две праманы существуют. Я сейчас говорю не Веданту, сейчас это ментальные спекуляции. Я просто объясняю что он объяснил. Так что я ничего не получаю, ничего не теряю. Я вам могу дать также адрес Канады. Я дал вам адрес Канады, он в Испании, Канада на Украине. Так что, пожалуйста, вопросы к нему. Это не моя проблема, это его проблема.

00:18:50 Но как бы то не было, он объясняет, что ануман, (то есть предположение), включает в себя упаман - сравнение и шабда - слова (авторитетное свидетельство). Поскольку... Если вы читаете книгу, это может быть шабда исходящая от Верховного Господа из Вед, но вы всегда по своему понимаете значение этих книг. И он считает, что то, что вы читаете в шабде вы также вкладываете в это определённое значение, чтобы вы не читали. Это также существует. Например, Шрила Прабхупада сказал одному преданному : «Ты должен стать как Брахмананда.» И этот преданный ест весь махапрасад в храме, чтобы стать как Брахмананда. Но конечно, в конце концов он заболел. И Шрила Прабхупада потом ему объяснил: «Нет, нет. Я имел в виду, что ты должен стать таким же проповедником как Брахмананда, а не таким же толстым.»

00:19:55 Итак, как я вчера объяснял, это называется хетвабхаша. Абхаш - слишком много, а хету - забыта. Причина забыта. Идея, чтобы стать как он, нужно посмотреть, что ценит Шрила Прабхупада в этой личности кроме большого веса и размера тела. Если кто то думает, «ну я должен стать как он», вы начинаете есть махапрасад конечно. Это конечно очень хороший пример, как можно использовать хетвабхашу для того чтобы получить весь махапрасад и никому больше махапрасад не давать. :)

00:20:35 Итак, Канада говорит, что вы, может быть, и слышите шабду, но вы вкладываете в это определённое своё значение. И то значение которое вы вкладываете, и значение которое вы получаете это только предположение. И он говорит, что шабда это также предположение. Так он смотрит на эту ситуацию. Позднее мы обсудим прав он или не прав. И также ещё другая прамана, которую включают в категорию анаман, предположений - мистическое озарение, которое проявляется прямо в сердце. На самом деле в Ведах это называется откровением. то есть откровение приходит, открывается в сердце, но Канада видит плоть да атомы. Как мы объясняли вчера...

00:21:22 Каждая философия просто сводится к тому, откуда, как они говорят, исходит всё. [Анато брахма джигьяса], то есть сейчас спрашивай о брахмане. Как спрашивать о брахмане? [Джанма дьяся витаха] откукда все произошло. И в ньяи говорится, что все происходит из атома, но так же считается, что путь осознания этого, это логика. Вайшешика дает ту же теорию, «всё исходит из атома». И процесс в том, что вы пытаетесь разобраться с разными конкретными объектами познания в материальном мире. Вишеша значит особенность. Итак, два вида знания праман принимают они: пратьякша и ануман. И в пратьякшу они включают непосредственное восприятие и воспоминание, и в ануман - мистическое зрение. Мистическое озарение, фактически [неразборчиво] Кришна в сердце открывает трансцендентное знание. И если вы смотрите или считаете, что атом это источник. Вы думаете, что это нечто мистическое появилось, но если вы видите, что атом исходит из махат, а махат из Махавишну, а Махавишну исходит из санкаршаны. И если вы дальше так возвращаетесь, то все они исходят из Баларамы, а Баларама исходит из Шри Кришны, [санскрит], то тогда у вас проблем не будет.

00:22:59 Не надо никакого озарения. Автоматически в сердце Кришна даст вам знание [неразборчиво]. Кришна говорит: «Те, кто поклоняется мне с преданностью, я им даю разум.» Нет ничего мистического. Шрила Прабхупада говорил: «Мистика значит мистейк, то есть ошибка» Мистика это ошибка. Никакой мистики не существует, все вполне ясно. Кришна так же ясен как Солнце. Итак, где же тут мистика? Итак, говориться, что даже великие контролирующие запутались, смущены, не имеют ясного знания. И Канада тоже не имеет ясного знания. Причина? Потому что он думает [неразборчиво] это атом, все исходит из атома, думает он. Такая у них философия.

Два вида познания вайшешики

00:23:48 И также существует 2 вида познания они принимают и два вида ошибок они принимают. Прама. Что это за Прама? Это ложные идеи, которые исходят из сомнений. Это один вариант. У вас есть [самше], у вас есть определённая [сандеха], то есть какие то сомнения. И из-за сомнений вы что то не так понимаете. Другое это неправильное восприятие. Восприятие они принимают как праман, как доказательство, озарение, но неправильное озарение они не принимают. Как например, мы говорим, но это спекуляция, но на самом деле слово спекуляция указывает на один из авторитетных процессов обретения знания, который связан с Ведами. Пратьякша, ануман и шабда существуют. И ануман это и есть спекуляции. Но если спекуляция подтверждает шабду, доказывает правоту слов Веды, это уже не ментальные спекуляции, это называется ануман.

00:24:48 Но если эта спекуляция приводит к тому, что вы говорите: «Мой дед был черной обезьяной,» то возникают проблемы. Мой дедушка, например, не был обезьяной. Может дедушка Дарвина и был обезьяной, это видно прямо на его лице. Я видел в журнале фотографии. Он похож, как раз очень похож на внука орангутанга, это его проблемы. Но мой дедушка был человеком, я знаю, я видел у него хвоста не было. Итак, такого рода озарения, которые не подтверждают шабду, это просто ментальные спекуляции. И в философии вайшешика они также отвергают такого рода неопределенные озарения, и говорят, нет, это глупости, это неприемлемо.

00:25:42 И они также отвергают сны в философии вайшешики. Представьте себе, какие то спекулирующие люди отвергают сны как источник знания. Но есть так называемые вайшнавы, которые считают, что придёт сияющий ачарья во сне. Такое происходит в этом мире. Те кто спекулирует, спекулирующие не принимают это как авторитет, а мы с уртва пундрой на лбу говорим: «О, знаете, мне присниться сон, и во сне я узнаю кто ачарья.» Вот такие вещи происходят, так что лучше всего продавать горчичное масло на весь мир. Если вы наносите горчичное масло себе на голову и становитесь вверх головой, то тогда мозги ваши начнут работать, и тогда вы не будете зависеть от всяких снов. Садху, шастры, ачарья являются доказательством. Садху шастра ачарья свабда, так не говориться нигде. Ну не важно, не обращайте внимания, это просто все идет к тому, поэтому очень обеспокоен я.

00:26:44 Так что два вида недопониманий, ошибок есть. И Канада также говорит, что все знание есть просто падартха. Падартха значит значение слов. Он говорит: «Нет знания выше значения, понимания значения слов. Это конец. Все что можно узнать, можно узнать изучив смысл того, что ты говоришь или написал.» Ты говоришь Кришна. Это слово. У слова есть значение. И, в конечном счете, все просто значение слов и ничего, ни что большее. Такая у него философия.

7 падартх в философии вайшешика

00:27:20 Итак, пада значит слово, артха значит значение слова. И есть 7 падартх в философии вайшешика. 1 2 3 4, это пятая, а это шестая, а где седьмая потерялась? Это ментальная спекуляция, нет не то. Самавая правильно. Это позитивные падартхи, а здесь негативные падартхи. Итак, я просто объясню каждую. И у них есть ещё подразделения, разные деления. И мы не будем говорить об этом, поскольку мы в общем разбираем эти философии, но в принципе они существуют. Если кто то хочет углубиться, как я уже говорил, позднее можно будет устроить какую-то дискуссию один на один.

00:28:16 Итак, первое: дравья – субстанция и второе гуна – качество. И третье карма – это действие. И эта карма не та карма о которой мы обычно говорим. Моя карма заключается обычно в том, что я живу теперь в стране третьего мира. Здесь же другая карма. Канада говорит о другой карме. Это просто движение, внешнее передвижение вещей. Например, я двигаю свою руку или передвигаю палку, это называется карма. Карма значит деятельность (или крия). Итак, четвертое: саманья – это можно перевести как общие качества. Общие качества - саманья. Пятое: вишеша - особенности. Шестое: самавайя это переводится комбинация между падами, между разными темами.

00:29:12 И последнее - абхава значит недостаток, что то недостающее, не существующее. Мы видим, многое в этом мире существует, и также мы видим, что кое чего не существует. И вы можете решить, что все вообще существует или нет не существует, можно так разделить весь мир на эти две категории. И что касается существующего, всё это делится на дравья, гуна, карма, саманья, вишеша и самавайя. И не существующее это абхава. И не существующее также классифицируется. И карма, действие, также есть разные классификации, подразделы этих пунктов. И что касается общих качеств. Там тоже есть эти классификации, там три деления, и вишеша - нечто особенное переводится. Итак, мы оставим падартхи на этом и я быстро объясню философию. И затем, когда у нас останется ещё какое то время, мы может быть продолжим спекуляции.

Философия вайшешики

00:30:11 Итак, философия. Философия вайшешики. Я не знаю, вообще есть у них философия? Но так или иначе, они говорят, что у них есть философия. Итак, вот что они говорят выдавая это за их философию. Душа одна из девяти дравья. Вы видите здесь субстанции. Здесь 9 классификаций под словом дравья написано. Я могу быстро прочитать, чтобы вам была ясна философия. Итак, это земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, стороны света, душа и ум. Это 9 субстанций, которые Канада в конечном счете выделил. Это 9 дравий, которые составляют этот мир. 9 дравья. И эти дравья имеют определённые качества - гуна. И поскольку у них есть качества, эти субстанции, совершают определённые движения, это карма. И когда они совершают эти движения вы увидите какие то общие качества, которые они проявляют. Это называется саманья. И иногда вы встречаете какие то особенности проявляются, это вишеша. И иногда вы также видите, что есть некоторая комбинация этих дравий, это называется самавайя. И иногда вы также обнаруживаете, что нечто просто исчезает определённым образом, это называется абхава.

00:31:28 Итак, одна из девяти дравья или субстанций - это джива или душа. И далее говорится, что он описал душу. Вот здесь мы видим, атма написано, душа. И описание атмы, атма это нечто вне чувственного восприятия. Познать атму можно только через откровение. Откровение также включает в философию Канады писания. Поскольку, если вы читаете писания, то вы получаете откровение. Я повторяю просто снова и снова то что я уже говорил, поскольку, может быть кто-то не понял, вот почему. И если в философии Канады мы говорим об откровении, то мы говорим и о писании. И он говорит, душу не увидеть через чувства, но можно получить откровения. И один из процессов откровения, это читать книги. В книгах говорится, душа такая то и такая то, и вы получаете откровение. Да, душа такая.

00:32:23 Так он описывает душу. И это не материя душа. И есть индивидуальная душа, не думайте, что есть одна только какая то общая душа. Он говорит, что есть индивидуальные души, и эта душа, индивидуальная душа отлична от Бога. Как видите очень неплохо звучит, очень божественно, все правильно, нет никаких недостатков души индивидуальной. И также есть Бог, он говорит. И Бог не индивидуальная душа, он не имеет по этому поводу никаких ложных заключений. Но давайте продолжим разбор. Итак, душа она оказывается в цикле невежества из-за Бога, которого зовут Адришта. Он же только что сказал, что Бог отличен от души, и что же это за Бог? Бог Адришта. Дришта значит видеть, адришта значит невидимый. Что это за адришта? Если вы занимаетесь какой то деятельностью, то все отправляется, например, доход отправляется в банк, и этот банк называется адришта. Дебет, кредит. И когда вы приходите в новом теле, в новой жизни, вы получаете оттуда что то там. Вы вкладываете, в следующей жизни получаете и в конце концов у вас подводят дебет и кредит в конце жизни, сколько дали, сколько взяли.

00:33:49 Адришта не что иное, как банкир в этом мире. Я надеюсь, что я не оскорбил его, но так или иначе, он адришта и его не видно, поэтому неизвестно, может быть и обидел. Итак, это Бог Адришта. И что делает Адришта? Он дает душе определённую тенденцию и из-за этой тенденции, которая появляется из души, душа обуславливается. Итак, Адришта существует. И есть душа, и поскольку душа развивает определённую ложную концепцию, Адришта дает душе какую то силу, определённые возможности, и потом душа обуславливается. На самом деле в этом нет ничего неправильного, душа имеет ложное понимание сути, то есть [неразборчиво], живое существо забывает о Кришне и это неправильное понимание реальности. И что же это за сила, которая дает [неразборчиво], господь дает безграничное количество желаний и из-за безграничного количества желаний живые существа запутываются в материальной природе обуславливается. Поэтому он ничего ложного не говорит, единственная проблема только в том, что он рассматривает ситуацию только до атома, вот и все.

00:35:06 И затем тело существует одну жизнь. Одно тело уходит, другое приходит. Так душа переходит из тела в тело. Это действительно истина, поскольку [санскрит]. Когда вы оставляете одно тело в соответствии с сознанием, которое вы имеете, вы получаете новое тело. [санскрит] говорит Кришна. И в конце концов, до самого освобождения душа она все получает одно тело за другим, одно за другим, одно за другим. И в этих телах оно имеет варны ашрамы и так далее, брахманы, вайшьи и шудры и так далее. Есть саньясы, есть грихастхи и все остальное. Все это они принимают, но душа, источник... Они не правильно немножко понимают источник.

00:36:01 Итак, что же такое мир? Конечная причина этого мира - атом. Атом - конечная причина - параман, и из атома происходит все. Это только в уме можно понять. Атомы можно увидеть только в уме, атомы так не увидишь, потому что они очень очень малы. Мы должны понять, что материалистичные ученые говорят об атоме, и их атом гораздо больше, он просто гигант в сравнении с тем атомом, на которые медитирует Канада. Если сравнить этот атом и атом ученых, то атом ученых получится размером с эту руку. Атом Канады гораздо меньше. Представьте себе, он весь день медитирует, и медитирует только на атом всю свою жизнь, а ночью ходит собирать пожертвования. Потому что ночью, на самом деле никто никакой ему пищи не дает, поэтому он иногда возвращается просто голодный и совершает всякие аскезы. Он всё равно медитирует, использует своё сознание как лабораторию. Никаких пробирок, никаких спиртовок, но он просто использует свой ум, чтобы все дальше и дальше углубляться в атом. И в конце концов он находит эту параману, то есть атом атома.

Нестандартный взгляд на первоэлементы

00:37:14 И как это действует он сам не выяснил, и это все постигается на уровне ума. Самая мельчайшая частица постижима. Есть 4 вида таких атомов, что это за 4 вида? Есть атом земли, есть атом воды, есть атом огня и атом воздуха. Он не принимает эфир как один из элементов. Он принимает эфир здесь как абсолютную субстанцию, но он не принимает эфир как источник всех остальных элементов. Таким образом он отличается от других философов, и конечно полностью отличается от Веданта сутры. Может он очень близкую информацию дает в соответствии с современными учеными, потому что принимает только 4 элемента: земля, вода, огонь, воздух. Он не принимает эфир как некоторый отдельный элемент.

00:38:05 И эти атомы совмещаются в определённые такие субстанции. Два атома когда совмещаются, это называется дваяну, а три атома когда совмещаются, это называется трояну. Эта трояну это определённая единица. Тройной параману другой тройной параману соединяются и появляется определённое вещество. Так из этого состоит вся планета Земля, Солнце и так далее, все творение из этого состоит. Эти атомы вечны, их невозможно разрушить. Все рассматривают тему творения. Все философы рассматривают эту тему. В Канада сутре также говорится о творении, говорится о времени между вторичным творением и вторичным разрушением. Поскольку все что существует, это время между вторичным творением и вторичным разрушением, ум естественно думает, что атом источник всего. Если бы он задумался, что происходит после Брахмы и что происходит до Брахмы. И если бы он задумался, что происходило до существования вселенной, то естественно он бы пытался понять Кришну. Но поскольку он рассматривает не целую картину, так сказать, сила его очков позволяет рассмотреть только всё то, что произошло от вторичного сотворения до вторичного разрушения. Поэтому, естественно, что когда он ищет источник, то решает, что атом источник всего.

Бог вайшешики невидим

00:39:41 Как я уже объяснял, в Брахма самхите говориться [неразборчиво]. И в этом параману есть четырехрукая форма Господа. Сверхдуша параману. У него есть раковина, лотос, диск, булава. У него есть вайджаяти мала и шмели летают вокруг его вайнджейнти малы. Это все происходит в атоме. Таков Бог. Бог это не просто какой то старик, который сидит на облаке и ищет своего единственного сына, это не Бог. Вы возражаете, что я снова и снова об этом говорю, потому что очень недоволен тем, что говорят эти люди. Почему Бог становиться бесполезной такой совершенно личностью, который одет в просторные такие одежды. Почему у него такая странная одежда? Это большой мой философский вопрос. У него что, портного нет нормального? Почему он там сидит на этих облаках? Это не Бог.

00:40:47 И они потом такую ещё глупость говорят. Потом они идут в церковь и всё это говорят, а потом они идут в лаборатории и говорят, да вот, Большой Взрыв произошел, Великий Взрыв и т.д. Где же искренность? Это же просто ещё одна большая ментальная спекуляция. Итак, Бог. Бог такой, что он, внутри параману находится с четырьмя руками и у него там цветочная гирлянда, золотые украшения, яркая одежда, пояс у него есть и Шриватса (отличительный знак) есть у него и Каустубха (волшебный камень) у него есть, а они говорят: «О, он старик!» Как это можно принять? Именно поэтому вы не должны пытаться постичь Бога своими маленькими мозгами. Вы должны просто принять ученическую преемственность, иначе вы можете продолжать спекулировать. Но это ребячество считать, что Бог исполняющий желания и дающий насущный хлеб. О Бог, дай мне каждый день мой сэндвич, мой бутерброд! Это не религия, это философия бутербродная.

00:41:53 Итак, по воле Господа происходит все. Это философия Канады. И что же за Господь? он говорит, что Господь Адришта, к несчастью. Но, тем не менее он понимает, что все происходит по воле Кришны, но к несчастью, он не видит Кришну. [Неразборчиво] поскольку он пытается увидеть Бога через Веды, изучая Веды, ему очень сложно увидеть Господа, поскольку Кришна не открывает себя. Если кто то хочет познать Кришну изучая Веды, то это просто невозможно и доказательство тому эти 6 философий. Они пытались увидеть Бога через Веды, но не смогли сделать это. Почему? потому что Веды это как вспышка, а Кришна как солнце. Если вы хотите увидеть солнце осветив его вспышкой, то это бесполезное усилие. Солнцу не нужны никакие вспышки. Не нужна никакая вспышка, чтобы увидеть солнце. Кришна сам себя открывает. [Неразборчиво], Кришна может сказать вам: «Вот он я! Мой адрес Голока Вриндавана, мой номер телефона Харе Кришна.»

00:43:05 Но не надо звонить Адриште. Он конечно с радостью скажет: «Да, я здесь и так далее. Но если вы получите все таки связь с бхагаваном. Если бхагаван с запада или [раджнишь] с запада или какой-нибудь бхагаван восточный Саи Баба, вам придёт конец, но если нет, то все в порядке. Итак, адришта это принцип, описывающий Бога в философии Канады и эти 6 систем философий всё равно это безбожные философии. Мы не против, но просто они безбожники, потому что они не хотят принять Бога, они берут какой то другой элемент как Бога. он хочет считать Адришту Богом и мы конечно не возражаем. Пускай он считает, что это Бог, но он говорит, что Бог создал мир.

00:43:54 Он был вынужден сделать это, он понял, что это необходимо для некоторых душ. Но это правда, потому что некоторые души забывают о Нем и вынуждены стать господами. Они хотят играть на флейте, и он дает вам 84 лакха дыр в одной флейте и вы все играете и играете на этих флейтах и получается... Увы музыки не получается, а получается одна апасмара, так тот мир создается Кришной. Канада прав, что Бог был вынужден сотворить этот мир. Но этот Бог не какая то субстанция Адришта. У него прекрасное павлинье перо украшет голову и если вы посмотрите вниз, то у него прекрасные волосы на голове растут, и у него есть шриватса. И эта красивая личность, прекрасная Личность Бога, которая имеет чувства, желания эмоции. Он что-то любит, а что-то не любит. Это Бог, он не просто пустота. Он не имперсонален. Он не какой то свет и не какая то тьма.

00:44:55 Он личность. Вы, например, личность, ваш отец личность, отец его тоже личность и отец, отца, отца тоже личность. Почему вы думаете что Изначальная Личность имперсональна? Как это вообще возможно? Если я думаю, что мой отец имперсонален, то какую собственность я от него получу? Ну хорошо, вы можете считать, что ваш отец имперсонален, но никаких денег вы не получите. Вы должны понять, что отец мой личность, если вы хотите, чтобы он подписал чек, когда будет умирать. Проблема в том, что Бог никогда не умирает. Он не умирая отдает вам очень хорошую собственность. Этот весь мир его собственность, он дал её нам. Итак, освобождение, это когда вы понимаете природу разных категорий. Он считает, что если вы понимаете [неразборчиво], если вы понимаете эти элементы, то душа знает всё как оно есть. И как только душа понимает как она есть, она сразу выходит из материального существования и освобождается. Освобождение приходит. Почему? Потому что нет больше адришты. Адришта истощается, ваш счет банковский у Адришты... Представьте себе, банк Адришты существует, огромный банк, безграничный. И вы вкладываете деньги и, в конце концов, там деньги кончаются, ничего нет. Вы закрываете свой счет и все, освобождение. Душа освобождается.

00:46:18 Другими словами, уйдите от боли. Избегайте более этого материального существования и это будет освобождение. Такова у них прайоджана, их самбандха, это осознание этих элементов через познание. А самбандха у них заключается в том, что мы души, мы не материя, атом, источник, адришта причина всех проблем.

00:46:40 Итак, по сути такова вайшешика. Разбирать эти падартхи и гуны это конечно много времени займет и за час это не сделаешь. И что я запланировал, по крайней мере, мы разберемся с тем вот, вчера вот, наш махарадж дал прекрасное предложение и я подготавливаюсь к этому. Мы начнем говорить о йоге и философии. Только йоги обсуждаются в наших книгах и большинсто из вас хорошо знает йогу, и большинство из нас также хорошо знают санкхью. И ньяю вайшешику конечно не так уж известны. О пурвамимамса мы знаем конечно, что это только карма канда. Я постараюсь объяснить пурвамимамса сутры. И также мы разберем уттара мимамсу, ложную философию, это философия майявади возглавляемых Аштавакрой и так далее. Мы обсудим это и когда мы будем говорить о санкхи и йоге я отложу какое то время на изучение того, как использовать на практике некоторые техники из логики, из ньяи. Конечно вайшешика это только падартхи и это мы хорошо очень изучаем в нашей философии. Фактически из вайшешики ничем не воспользуешься, но ньяю можно довольно неплохо использовать, это действительно правда.

00:48:10 И мы рассмотрим некоторые примеры из Бхагавад Гиты. Мы будем говорить, например, есть духовная душа и будем спорить по этому поводу следуя ньяи, и тогда мы сможем немножко поразвлечься. После этого мы рассмотрим санкхью и йогу. Йога это сутры Патанджали, санкхья - ложный Капила. Обсудив это перейдем к карма-мимамсе, это Джаймини. И он уже побежден, Вясадев уже обезоружил его, он предался ему. И потом мы обсудим, в конце концов, сливки лучшее из Шримад-Бхагаватам.

Как Бог и душа исходят из атома? Как эта философия все объясняет?

00:48:49 Если у кого то есть какие то вопросы по поводу вайшешики?
Вопрос: «Как Бог и душа исходят из атома? Как эта философия все объясняет?»
(Ответ). В этой философии говорится, что Бог или Адришта это побочный продукт взаимодействия души и атома. Атомы вечны, это источник. И атомы совмещаются в определённые формы и получается весь мир. И этот Бог, который не объясняет где он, и какой у него адрес, и какой у него вид. Этот Бог хочет дать душе определённые материальные возможности, но больше он ничего не объясняет, более глубокой информации не дает. Просто этого не хватает, и далее душа приходит в контакт с этими атомами, с этим сотворенным миром, состоящим из атомов, и появляется определённая карма, действие и реакции на карму приводят к Адриште. Появляется Адришта и он потом переводит душу из одного тела в другое и так далее. Это его философия. Ну конечно, кто то может сказать: «Ну знаете ли это нечто из ряда вон выходящее, я не могу понять». Я тоже не понимаю. Итак, я не могу заставить вас понимать, то что я сам не понимаю. Так он говорит. Такая у него философия, если это вообще философия. какие то другие вопросы?

Что считается освобождением в вайшешике?

00:50:28 Вопрос: «Что они считают освобождением?»
(Ответ.) Освобождение, это когда душа уходит от этого Адришты. Когда Адришта уже не имеет счета на нас и душа уже не под контролем Адришты. Душа уже не под материей, она становиться отдельным живым существом и, в конечном счете, просто входит в атом и получает освобождение. Но когда она входит в атом, разные комментаторы это по разному объясняют. Потому что в этой сутре, там немножко двойственная информация. Он говорит, что она освобождается от материи. И говорит, достигает изначального положения. И говорит, что все изначально это атом. Поэтому комментаторы приходят к выводу, что изначальное положение, то есть душа входит в атом. Но есть другие комментаторы, которые говорят нет, поскольку Канада конкретно не сказал, что душа имеет изначальным своим уровнем атом. Так что душа, они говорят, остается просто душой. Но опять же возникает вопрос, что же она делает тогда и что происходит с этой душой? И ответа на этот вопрос нет. Именно поэтому на следующей лекции, когда мы будем говорить о санкхьи... Санкьхи пытаются ответить, у них также самая материальная философия, но они дают ответ на этот вопрос, они объясняют, что происходит с душой. И это конечно все на завтра.

транскрибирование: Юрий Бердников | Иркутск | Россия | 06 February 2013
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 07 August 2013