Что такое хорошо, а что такое плохо?

Аюрведа радио - 18 October 2007
Понимание себя – ключ к пониманию других. Почему люди бывают неискренними? Щедрость - это источник счастья. Познание себя изнутри. Бездарное расходование своего времени. Каким должен быть духовный учитель? Доверять нужно всем, но в разной степени. Ответы на вопросы.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:46:36 | качество: mp3 24kB/s 8 Mb | прослушано: 1489 | скачано: 1066 | избрано: 21
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] Почему у нас есть страхи, и где взять настоящий источник силы для перемен? Кто такой лидер, знающий главный секрет успеха? А самое главное: откуда берется интерес в жизни? Потиевский Александр, специалист в области Аюрведы и Ведической психологии расскажет нам об этом и многом другом. Четверг, в прямом эфире на Аюрведа-радио.
Рада быть вновь с вами, дорогие радиослушатели. И сегодня у нас продолжение. Александр Потиевский. «7 периодов жизни человека». «Что такое хорошо, а что такое плохо?». И всё это в прямом эфире на волнах Аюрведа-радио из города Омска. Здравствуйте, Александр!
[А.Э.Потиевский] Здравствуйте, Наталья. Здравствуйте всем!
[Ведущая] Ох, как рада я вас слышать.
[А.Э.Потиевский] Ну замечательно. Мне это очень радостно слышать [смеется]. Надеюсь также будут рады наши радиослушатели.
[Ведущая] Ну погода как обычно, холодает. Осень. Привыкнем.
[А.Э.Потиевский] На неделю к зиме ближе стали.
[Ведущая] Да. Дождей, наверное, может быть уже и не предвидится. Да, кто знает?
[А.Э.Потиевский] Да. Будем снега ждать.

00:01:12 [Ведущая] Ну что же, давайте начнем.
[А.Э.Потиевский] Давайте. Итак, мы продолжаем семинар «7 периодов жизни человека».
[Ведущая] И по традиции мы вспомним, что же было в прошлый раз.
[А.Э.Потиевский] Совершенно верно. В прошлый раз мы дошли до периода Анахата-чакры. То есть период от 21 до 28. Этот период уже очень интересный, потому что это уже период взрослого человека. Дай Бог, что бы все наши радиослушатели выбрались из детского подросткового возраста, и в нужное время вступили в сознание взрослого человека. То есть обрели этот уровень понимания жизни. Потому что уровень понимания, который приходит к человеку под влиянием Анахата-чакры, в то самое время с 21 до 28 лет, это оптимальное время для понимания своего предназначения. То есть для чего я рожден на этот свет. Мы так и назвали эту лекцию.

00:02:03 И самое главное, что человек должен понять, он это может сформулировать в разных словах, разными терминами. Но суть, суть будет примерно одна и та же. И суть в том, что я рожден для того, что бы делать других счастливыми. Вот так вот, буднично, я это озвучил. Миссию жизни человека. Практически любого. Но тут уже такая ситуация, что это уже не просто слова, это уже не просто некое абстрактное понимание. Это действительно осознание. То есть человек по-настоящему понял, через сердце пропустил: «Только если я сделаю другого человека счастливым, я сам стану немножечко счастливее». И мы с вами говорили, что всё это приходит только в том случае, если человек занимается духовной практикой. То есть у него есть некая духовная составляющая в жизни. Это необязательно, прямо глубокое может быть какое-то погружение в духовность, или ещё что-то. Но само присутствие божественного начала в его жизни должно быть обязательно. Мы говорили о том, что не зря в христианстве, Христос эти две заповеди расположил, именно, в таком порядке: « Сначала научись любить Бога, затем научись любить человека». Наоборот не получится.

Понимание себя – ключ к пониманию других

00:03:09 И вот сегодня мы будем говорить о вещах, которые ну в общем-то могут показаться фантастическими. Правильно будет даже сказать сказочными. Но это будет так только потому, что в наше время все меньше людей, которые к этому возрасту, сумели вовремя сдать все предыдущие экзамены. Возраст жизни - это наука самосознания. Человек все глубже понимает сам себя. Только благодаря этому он все лучше может понимать других. Но как раз этим почти никто не занимается. То есть об этой науке, науке самосознания, практически нет никаких знаний. Не учат ни в школе, ни в институте, поэтому люди остаются очень поверхностно на очень ранних периодах развития останавливается в школе в жизни: от 0 до 7, от 7 до 14, от 14 до 21. То есть как были детьми, подростками, так и остались. И когда на этом фоне, на фоне поверхностного отношения к жизни, такого не очень разумного, появляется нормальный человек. И нормальный означает, ну сдавший вовремя начальные экзамены, то он выглядит как нечто фантастическое. Как невероятное, удивительное. Мы будем говорить сегодня о таких людях.

00:04:17 Напомню, что это на самом деле люди ну просто нормальные. Это те, какими потенциально может стать каждый из нас. Да любой из нас, он может стать таким. Если вовремя переходит с одного уровня на другой. Или если не смог этого сделать вовремя, делает это сейчас. Готовы? Итак, мы начинаем новую тему, новый период в жизни человека: с 28 до 35 лет. Этот период активности Вишудха-чакры. Это чакра отвечает за формирование у человека глубоких пониманий. То есть систематизация накопленного знания. Она позволяет количество перевести в качество. Это время, когда мозг выдает очень точные определения, когда ему это и нужнее всего. Это время, когда человек очень-очень точно понимает для себя, что в его жизни есть хорошо, а что плохо.

00:05:11 Тема этой лекции: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха - что такое хорошо, если все так плохо?»
[Ведущая] О! Новая какая трактовочка у нас.
[А.Э.Потиевский] [смеется] Да, новая такая вот, философская. В этом возрасте должно быть, очень точно, сформулировано понимание: что хорошо, что плохо. Есть в Ведах специальное произведение. Называется «Нектар наставлений». И там буквально расшифровано, раскрыта тайна. Что является, что хорошим и что плохим. Так вот хорошее, или благоприятное ещё другими словами, это то, что помогает приближаться человеку к самому себе и к Богу. А плохое, неблагоприятное, это то, что отдаляет человека от Бога и от своей сути. Как вам такая трактовка, Наташа?
[Ведущая] Интересно.
[А.Э.Потиевский] Так вот, это звучит несколько абстрактно. Приближает, отдаляет. К себе, к Богу. Что за такое? Но в этом возрасте человек обретает способность, благодаря активности этой чакры, Вишудха-чакры, замечать вот, именно, это. Хорошо-плохо. Вот эту тонкую пограничную линию. Замечать это в каждом деле, в каждой секунде. И более того, не замечать это становится уже невозможно.

00:06:24 В это время человек, он уже не просто должен разобраться, какое положение он занимает в этом мире, что моё предназначение делать других счастливыми. Здесь он уже должен понять, что конкретно он должен делать для реализации своей миссии. Не просто нести людям знание. Может быть писать книги, может быть читать лекции, может быть давать советы, может быть просто пример свой показывать. Очень-очень-очень по-разному. Что конкретно, да? Мозг требует этого. Все, уже нужно это очень точно понять. И в этом суть этого периода с 28 до 35 лет. Тут начинаются трудности особого рода. Потому что иметь общее представление о жизни - это не сложно. Это сейчас очень распространено. Масса книг по этому поводу. Заходишь в книжный магазин эзотерический, там полки ломятся просто. Но иметь точное понимание смысла и сути своей собственной жизни, а потом ещё и воплощать это понимание на практике, о-го-го это уже очень и очень непросто. Особенность этого периода, такая очень интересная, то чего не было раньше.

00:07:36 [Ведущая] Это вот с 28 до....?
[А.Э.Потиевский] До 35 лет. Здесь человеку обязательно... В Ведах говорится, буквально там приводится: никак иначе. То есть нет другого варианта. Обязательно нужна квалифицированная помощь. Это время, когда человек осознанно обращается к духовному наставнику. Поводырь, пастырь, как угодно это может называться. Понятно о чем речь идет?
В разных там традициях, конфессиях это называется по-разному, не в этом дело. Важна сама суть. Человек может к такому обращаться и раньше: «Вот батюшка, у меня проблемы...» и так далее. Здесь это уже осознанно, человек понимает для чего ему нужен духовный наставник. Куда он вообще меня должен привести.

00:08:22 Тут нужно такое маленькое лирическое отступление. Очень важно отметить, что сама эта процедура обращения к наставнику, она дает возможность перешагнуть через свою гордыню, перешагнуть через амбиции. Что такое прийти к кому-то и попросить помощи? Наставничество. Это значит перед кем-то открыть свою некомпетентность. Это значит прийти и сказать: «А я чего-то не могу, да. А вот не получается у меня. Безграмотен я в духовных вопросах, или в любых других» С одной стороны это очень болезненно. Лучше уж я сам, лучше я шишек насшибаю, но сам, чем попросить... Очень сложно человеку бывает попросить о помощи кого-то. Но это очень важно. Потому что это означает, что человек становится все более и более смиренным. Чтобы попросить кого-то о помощи, нужно сначала опуститься на ступенечку ниже. В этом проявляется мудрость, человеческая мудрость. Как стать более смиренным - это значит выиграть в конечном итоге.

00:09:24 Во многих традициях старшим, не только учителям, вообще старшим, принято кланяться. То есть поклоны приносить. Вы наверняка это видели. В Индийском кино, или ещё где-то, там. Поклоны, да, знаете Наташа о чем идет речь?
[Ведущая] Да, конечно.
[А.Э.Потиевский] И в Ведах говорится, почему это происходит. То есть это буквально говорится на уровне энергии, это как закон. Мудрость или знание, они проникают сверху вниз. Как вода буквально. И если мы на равных, уже ничего не перетечет. Для того что бы мне от того, у кого есть, что-то получить, мне нужно стать ниже. И буквально это выражается в том числе и в физической, то есть я действительно ниже становлюсь, я поклон приношу. И вот если я это делаю, я становлюсь немножечко смиреннее. Тогда я получаю шанс что-то получить. И если нет смирения, если нет вот этого принятия наставника, то человек не получит ничего.

Почему люди бывают неискренними?

00:10:16 Итак, в этом, и в последующих периодах, духовное водительство и наставничество, оно уже становится жизненно необходимым. То есть здесь это уже обязательно необходимо. И найти для себя такого наставника - это один из экзаменов этого периода. Ну об этом мы чуть позже будем говорить. Если же по каким-то причинам, конкретное понимание своего предназначения не приходит, и Вишудха чакра не начинает работать нормально, то человек на каком-то этапе перестает чувствовать себя настоящим. Он много чего знает...
[Ведущая] Но мало чего делает.
[А.Э.Потиевский] Совершенно верно. И даже не то, что делает, а может делать мало чего. Не получается. К нему не приходит внутреннее удовлетворение от того, что он делает. И тогда с человеком случается беда. Он становится неспособным быть искренним. Он как был поверхностным, так остался. Углубления не произошло. Он роли какие-то играет, но понимает: «Это не я настоящий. Это мог бы делать кто угодно другой. И может быть лучше, может быть хуже - это не имеет значения. Это не мое. Я не искренен в том, что я делаю.» Это очень печально, когда такое происходит. Настоящей жизни нет. Вот в чем беда.

Щедрость - это источник счастья

00:11:32 Как же понять, чем я должен заниматься. В первую очередь, сначала, должно прийти внутреннее понимание. И в этом возрасте человек очень прочно должен утвердится на той основе, которая была заложена в прошлом периоде. Он должен утвердится на том, что этот мир построен на жертвенности. Что он рожден для того, чтобы отдавать, а не накапливать. И это должно стать образом его мыслей, образом его жизни. Если это получается, то человек становится щедрым. Одно из качеств, которое человек развивает, именно, на этом этапе - не просто внешне, а действительно от сердца это исходит - щедрость. Чувствуете, да? Сейчас в нашем мире это слово чем-то таким фантастическим становится. Щедрый.
[Ведущая] Да можно сказать вообще не слышно этого слова в массах, вообще не слышно.

00:12:25 [А.Э.Потиевский] К сожалению, да. Спонсор, как бы, да, понятно. Меценат, да, понятно. Но во всех этих словах там присутствует такое понимание, что корысть какая-то есть.
[Ведущая] Желание выгоды.
[А.Э.Потиевский] Для чего-то. Либо налоговые льготы, либо слава, либо известность, либо в политику человек метит. Сразу подразумеваем. Но просто щедрость... Представляете, кому-то не жалко. Ого! Это как вообще? Крайне редко с таким сталкиваемся.
[Ведущая] Он что, больной что ли? [изображая недоумение]
[А.Э.Потиевский] Совершенно верно. Мы настолько отвыкли от этого, что когда мы с этим встречаемся, мы сразу начинаем подозревать. А в чем подвох?
[Ведущая] Что-то от меня хотят.
[А.Э.Потиевский] Это точно. Есть такая история, по этому поводу. Как однажды к бизнесмену пришел дьявол и начал его искушать. «Давай, я тебе деньги дам без налогов, налоговые льготы..., вообще налоговая инспекция никогда не будет приставать.» И то, и се, и пятое, и десятое. Бизнесмен слушал, слушал, и говорит: «Ну ладно, а с меня то что взамен?» Дьявол: «Ну как обычно, душу.» Бизнесмен задумался. Думал, думал, и говорит: «А в чем подвох?»

00:13:37 То есть непонятно, да? Душа, и то что от нее исходит, душевное качество, это что-то такое непонятное, что вообще к жизни реального отношения никакого не имеет. Мы с щедростью очень редко сталкиваемся. Но. При нормальном, при естественном развитии человека, к этому времени отдавать что-то другим становится очень просто, и очень естественно. Потому что это то, что является источником счастья. Для этого периода и для всех последующих. Отдавать означает становиться счастливым. Если вы находитесь в этом возрасте. Я например в этом возрасте.
[Ведущая] И я.
[А.Э.Потиевский] Поздравляю. [смеется]
[Ведущая] Спасибо.
[А.Э.Потиевский] Да и кто-то другой. Если мы находимся в этом возрасте и не чувствуем удовлетворенности внутри, не чувствуем счастья, нужно спросить самого себя: а как у меня с щедростью?

00:14:29 [Ведущая] А что ты отдал другим? И как часто ты отдаешь? [смеется]
[А.Э.Потиевский] Тут даже фокус такой. Ну можно даже отдавать, но делать это просто потому, что знаешь, что так нужно. Из долга.
[Ведущая] Нужно от чистого сердца.
[А.Э.Потиевский] Вот. От чистого сердца, от щедрости.
[Ведущая] Бескорыстно, безвозмездно, то есть даром.
[А.Э.Потиевский] Если этого не хватает, то это нужно развивать. Над этим можно работать. Можно просто поначалу отслеживать: почему я это делаю? Действительно ли это щедрость, или это скрытое желание выгоды? И если есть желание, я ловлю себя на этом, то можно сказать «нет». Я отдаю это, и ничего не жду взамен, ничего. Даже спасибо никакого не жду. Я просто это делаю, понимая что вот так вот это стоит делать. Это работа такая. Как сказал один человек: не жалей никогда денег, и они всегда у тебя будут. Это на самом деле так.
[Ведущая] Мудрое изречение.

00:15:27 [А.Э.Потиевский] Мудрое. Научиться не жалеть денег... Дело не в том, чтобы не разбрасывать их направо и налево. А в том чтобы не жалеть. Это внутри. Это в сердце. Вот этому нужно учиться. Так. Вернемся к периоду.
[Ведущая] Давайте.
[А.Э.Потиевский] Что происходит ещё в этот период? Очень интересно, что в этот период человек должен как бы окончательно сосредоточиться на какой-то деятельности, на каком-то мировосприятии, на какой-то философии жизни, в конце концов. На какой-то религии это может быть. То есть, если так более обобщенно сказать, человек должен окончательно сделать выбор своего Духовного Пути. Духовного Пути с большой буквы. И то и другое. Мы говорили, что в прошлый период, на прошлом уровне, начинается поиск себя. И этот поиск - это очень захватывающий процесс. Человек, знаете, как телевизор, с канала на канал переключает, и постепенно, сам процесс уже захватывает. Уже не важно, что там показывают. Важно просто переключение.

00:16:32 Точно так же может в духовной жизни происходить. Человек может продолжать и продолжать знакомиться с новыми и новыми духовными путями. С такими-то гуру знакомиться, с такими-то... Вот такой йогой позанимался, такой позанимался... Сегодня пойду на регги, завтра на йогу, завтра на медитацию трансцендентальную, потом [неразборчиво], потом ещё съезжу на ночное бдение какое-нибудь. И так далее, так далее, так далее. То есть все новые и новые какие-то сферы открывает. Но это расширение, это просто вширь растет человек. Нужно понять, до поры до времени это нормально. Но если в период с 28 до 35 лет человек ни на чем не остановится, то есть не найдет своего духовного пути, то, постепенно, он в этом процессе очень сильно разочаруется. Потому что, постепенно, он по кругу начнет бегать. И ему все начнет казаться уже знакомым, уже таким пресным. «Плавали, знаем.» Уже, как говориться, везде был, ой тут я уже был, и там я был... Фраза такая появляется: «Я это уже проходил. Вот это, и вот это, и вот это.»

Познание себя изнутри

00:17:36 Здесь расширение перестает работать. Здесь человеку уже необходимо углубление. Вглубь, в суть, в цель. Человеку невозможно до бесконечности расширять свой кругозор. Он лопнет просто, в конце концов. Порвется. Тут нас должен заинтересовать вопрос по идее. А почему человек не останавливается на каком-то конкретном выборе? Почему человек не начинает углубляться?
[Ведущая] Ищет лучшего?
[А.Э.Потиевский] Идеального никогда не будет. Что значит лучшего? Сколько можно искать в конце концов?
[Ведущая] Лучше чем... Познакомился. Может быть ещё что-то лучше есть?
[А.Э.Потиевский] В конечном итоге, у нас достаточно ограниченный набор возможностей. Не так уж и много на самом деле. Вот познакомился со всеми, а потом? Почему не начинает углубляться ни в одном из этих направлений? Ну сравнил все, до чего смог дотянуться. Надо что-то выбрать.

00:18:36 А потому что это трудно. Расширяться, знакомиться очень легко. А углубляться трудно. Потому что это ответственность. Понимаете? Принять ответственность за свой выбор, за его последствия. По сути, речь идет о том, чтобы принять ответственность за всю свою жизнь. Не много, не мало. Очень не хочется этого делать. Но, если мы хотим двигаться дальше, нам обязательно нужно на чем-то остановиться. Что-то выбрать, начать в этом углубляться, со всей ответственностью, уже не оглядываясь. «Я принял на себя ответственность, и я это сделаю.» И начать делать, очень не просто. Многие люди знают на самом деле свой духовный путь. Они знают: «Да, вот этим мне надо заниматься.» Но боязнь ответственности, это настолько распространенная болезнь в нашем обществе...

00:19:33 Есть боязнь потерпеть, поражение, страх, одним словом. Страх. Несданный первый экзамен, всего-навсего. А сколько проблем. И человек попадает в тупик. Он не может начать углубляться, он боится. И в чем же выход? В чем выход из этого тупика? В боязни ответственности, в боязни трудностей, в боязни потерпеть поражение... Выход в том, чтобы обрести глубокие доверительные отношения с духовным учителем, с духовным наставником. То есть с личностью, которая поможет преодолеть нам все эти страхи. Зачем мы это говорим? Затем, чтобы человек очень хорошо мог понять: что искать? Он перебирает разные духовные пути. И непонятно, по какому принципу выбирать, в конечном итоге? А выбор очень просто. Там где вы найдете такую личность, вернее такие отношения, глубокие, доверительные, вот там и стоит остановиться.

00:20:41 Там, где вы найдете отношения, которые позволят вам перешагнуть через страхи, через боязнь ответственности, боязнь неудачи, там и ваш путь, там значит ваше сердце, в конце концов. Понятно, Наташа, что нужно искать?
[Ведущая] Угу.
[А.Э.Потиевский] Хорошо. Есть правда ещё одна причина, по которой человек не делает своего выбора, не останавливается на чем то одном. Это немножко другая грань.
[Ведущая] Почему?
[А.Э.Потиевский] А он не хочет останавливаться. С ним происходит то, о чем мы уже говорили. Он подсаживается на духовный поиск. Потому что я говорю, что это очень-очень увлекательно. Это настолько затягивает... Это как наркотик. Знакомство со все новыми и новыми путями, учителями. Книги, семинары, лекции, секции... Одних инициаций штук двадцать.

00:21:28 [Ведущая] И одним оправданием у такого человека может служить: а чего зацикливаться на одном-то?
[А.Э.Потиевский] Да, конечно. Это может быть... Оправданий масса, на самом деле. Мне нужно обрести более широкое видение, надо все испытать.
[Ведущая] Зачем смотреть узко?
[А.Э.Потиевский] Но нужно стать немножко взрослее, и посмотреть на эту ситуацию сверху. К чему это, в конечном итоге, приведет? А к тому, что это разнообразие украшает жизнь. Это факт. Человек не скучно живет, однозначно. Но он не развивается, он не углубляется, он деградирует. Он делает шаг вперед, потом два или три может быть даже назад. В конечном итоге, подобное поведение приводит только к тому, что у человека гордыня развивается. Он таким циником становится. Всезнающим. Он уже всех считает недоучками, он критикует все что угодно, любые чужие утверждения. Ну он же все знает, он же все прошел на самом деле.

00:22:28 Как сказал один мой знакомый, йогой занимается, хатха йогой. Пришел на занятия в крайнем возмущении. И говорит: « С одним человеком тут познакомился». Этот человек ему заявил: «Да я всю хатха-йогу прошел насквозь, мне это уже не интересно». И он, этот преподаватель йоги говорит: « Посмотрел бы он на себ: пузо до пояса, согнуться не может, позвоночник трещит. Хатха-йогу он всю прошел, тоже мне. Он до уровня асаны даже не дошел, а уже там что-то из себя там заявляет». Ну то есть легко в общем-то это увидеть. Наверняка есть такие люди знакомые у каждого человека. Про них существует такая поговорка: везде были, и послать их уже просто некуда.
[Ведущая] Ого.
[А.Э.Потиевский] Ага. Вот. То есть человек не хочет. Ну давайте так сейчас, чтобы вернуться обратно к теме.

Бездарное расходование своего времени

00:23:20 Еще раз скажем, что это время с 28 до 35 лет, время когда человек должен открыть для себя, постичь этот тайный смысл молитв, медитаций, духовных писаний, чаяний этих духовных. Это по-разному называется. То есть он должен в суть их проникнуть. Уже не просто на поверхности поплавать, почитать, попробовать, и так далее. Нет. В сердце чтобы вошло. Это как бутон, который должен раскрыться. И когда это произойдет, то это закрепит способность человека любить и понимать других. Человек в этот период, он должен совершить уже по-настоящему философские открытия. Он суть происходящего должен увидеть. Суть происходящего в его собственной жизни. И благодаря этому, благодаря вот этому пониманию - что хорошо, а что плохо - он должен расставить приоритеты. Он должен расставить вешки в своей жизни, к чему я стремлюсь. Вот это я буду делать, вот это не буду делать. И осознанно начать двигаться к высшему, совершенному и чистому.

00:24:29 То есть уже не просто я знаю, чего я хочу. Я знаю, как я это буду делать, и я делаю. И с этого момента человек понимает: мне не на кого переложить ответственность за то, что происходит в моей жизни. Как прошел сегодняшний день? У бизнесменов, у них есть такой практикум. У многих. Учет времени. То есть к примеру они сами это делают, или ещё лучше попросить свою секретаршу. На протяжении рабочего дня каждые, скажем, 15 минут записывать что я сейчас за эти 15 минут сделал. Один очень известный бизнесмен, американец, он иписывал свой опыт, и когда он посмотрел на записи своей секретарши, он заглянул в её глаза и сказал: «Что? Не может быть. Спрячьте эти записи, сожгите, лучше никогда мне не показывайте. Я просто не могу поверить в то, что я так бездарно расходую своё время».

00:25:24 Бездарное расходование своего времени. Время которое не вернешь. Помните, мы говорили, что если человеческую жизнь среднюю продолжительность перевести в минуты, получится всего-то навсего полмиллиона. Полмиллиона минут нам отпущено. Каждая минута постоянно утекает, и вернуть её невозможно. Что я сейчас делаю? У человека раскрывается возможность осознанно проживать свою жизнь. На что я трачу свои минуты? Осознанно это делать. Это уже серьезная способность, уникальная. До этого нужно дозреть, до этого нужно дорасти. Понятен этот момент?
[Ведущая] Да.
[А.Э.Потиевский] Хорошо. Ничего, не сильно загрузил?
[Ведущая] Да замечательно все так.
[А.Э.Потиевский] Хорошо. Если что-то не так, поправляйте.
[Ведущая] Конечно. Сразу вопросы пойдут.
[А.Э.Потиевский] Замечательно. Хорошо. Тогда рассмотрим другой вопрос об этом периоде.

Каким должен быть духовный учитель?

00:26:20 Чего следует бояться? Потому что как и любая другая возможность, она несет в себе определённый риск. В этот период есть опасность. Если увлечься ложной философией. Потому что сейчас этого «добра: ложных философий, ложных учений, их просто пруд пруди в современных магазинах, в книгах, где угодно в обществе, религии, философии. Внешне все может выглядеть очень привлекательно, очень красиво. Слова могут говориться самые правильные. Внешне. Но нам нужно знать выбор проводника духовного в своей жизни, или поводыря в своей духовной жизни. Это очень ответственный момент в жизни человека. И надо знать, как не ошибиться. Не следует сломя голову бросаться к первому попавшемуся, кто говорит: « Да, я приведу тебя к вершинам духовной жизни, духовного познания». Говориться, что ученик обязательно должен проверять своего учителя.

00:27:14 Если не ошибаюсь, мы уже говорили об этом в семинаре по уровням сознания. Три признака духовного учителя, истинного. Первый - этот человек не изобретает ничего своего. То есть он не создает религию, не создает философию, он дает то, что исходит от Бога. То есть авторитетно. По ученической цепи, он принадлежит к какой-то... На Востоке это называется парампара - цепь ученической преемственности. Иными словами, говоря он не искажает волю Бога, он не искажает его слова. Второй признак - он живёт в соответствии с тем, что он говорит. То есть он не, скажем, собирает деньги для материальных удовольствий. Он может получать много денег, иметь их. Но на что он их тратит? Он их тратит на реализацию Божьей воли. Это нормально. И третий признак - у него есть свой духовный учитель. По другому это называется, что невозможно самого себя назначить духовным учителем. Сейчас это очень часто встречается. Человека говорит: « Я сам себя во сне или через зеркало или ещё как-то, масса разных способов, я вдруг понял что .. и теперь я всех спасу». Нет.

00:28:24 Квалификация духовного учителя - это то, что присваивается другими духовными учителями. То есть теми, у кого уже есть эта духовная квалификация. Просто спросите: кто ваш духовный учитель? И если не получите ответа, то это серьезное основание, чтобы насторожиться. Но мы отвлеклись немножко. Итак, что нужно делать в этот период? Снова возвращаемся. В это время нужно научиться ценить и развивать настоящие отношения. То есть нужно научиться по-настоящему жертвовать. Жертвовать своими интересами. Мы должны здесь уже научиться делать счастливыми людей не так, как нам хочется, а как им хочется.
[Ведущая] Нужно.
[А.Э.Потиевский] Да. Так, как в чем они действительно нуждаются. Тут есть такое отклонение определённое. Дело в том, что если человек избыточно погружается в философствование, то он может стать очень сухим. Сердце может зачерстветь. А может быть очень глубокое понимание философии, но параллельно с этим человек должен обязательно развивать отношения с людьми. То есть он не должен замыкаться в книге. У него должны быть живые эмоции. То есть он с людьми обязательно должен быть. Потому что только это помогает человеку преодолеть сложности, которые на этом периоде могут быть.

Доверять нужно всем, но в разной степени

00:29:45 Настоящие отношения строятся на основе взаимного доверия. И вот, именно, этому человек должен учиться. С одной стороны вести себя так, чтобы мне доверяли. Это очень не просто, это очень высокая квалификация. А с другой стороны - доверять людям. Заранее быть готовым к тому, что могут быть тут и ошибки, факт. Людям нужно доверять всем, но в разной степени. Понимаете, да, эту мысль? Я доверяю всем. Нет? Например, я знаю, что каждому человеку в чем-то можно доверять, а в чем-то нельзя. Например, этому человеку я могу доверить самое сокровенное, и он никому это не расскажет. Он умрет, но унесет мою тайну с собой. И в этом я могу ему доверять. Но деньги я ему доверить не могу, потому что деньги, я знаю, это его слабая сторона. Не надо его в этом искушать.

00:30:39 С кем-то наоборот: я могу попросить денег, я могу финансовую какую-то сделку... И финансовая тайна - это для него святое. Долг, честь - всё это одно и то же. Но к примеру поговорить о чем-то личном, сокровенном, лучше не надо, потому что он там высмеет, он не поймет, растреплет всем, и потом меня же ещё и будет этим колоть. Я доверяю всем, но трезвый взгляд, без фанатизма. Нужно учиться доверять, учиться делать это правильно. Это определённая наука. Это значит с каждым человеком устанавливать свою дистанцию в отношениях. К примеру, очень часто это бывает, когда человек знакомится с каким-то духовным движением. Он приходит туда: «А-а-а! о-о-о! Все совершенные! Я попал в общество святых! Они все светятся по ночам!У них вокруг головы!» - и так далее. Проходит какое-то время, и человек точно также начинает всех ругать: «Они на самом деле жулики. Меня обманули.» - и так далее, и тому подобное. Но это детское поведение. Это не поведение взрослого человека.

00:31:38 Если не ошибаюсь, в том же самом «Нектаре наставлений» по этому поводу говориться: нужно учиться устанавливать отношения. Дистанция в отношениях со всеми разная. С кем-то подальше, с кем-то поближе. Если со всеми одинаковая, точнее со всеми, вообще, без дистанции, ну сам виноват, чем ты думал? То есть это наука. То о чем мы сейчас говорим, может показаться что это эмоции сплошные, сентиментальность. На самом деле нет. Здесь нет случайности. Это наука, и наука серьезная. Ее нужно изучать, и преподать нам её может только духовный учитель. Из книг этого не вынесешь, тут необходимо живое общение. Поэтому, ещё раз повторю, наличие духовного наставника в этом периоде жизненно необходимы. Потому что ошибки на этом пути чреваты крайне серьезными осложнениями. Буквально до самых-самых.

00:32:31 Итак, доверие, мы начали о нём говорить. В современном мире крайне редкая вещь. Потому что безбожие воцарилось в мире. Я так немножко высокопарными словами говорю. Но суть в том, что люди стали очень эгоистичными. Лишенные духовной основы. Эгоизм прорастает махом, мгновенно. А как следствие - закрытость друг от друга. Даже самые близкие люди, мы не очень-то стремимся открываться друг другу. Боимся потому что, не доверяем. Годы должны пройти. Пуд соли надо вместе съесть, чтобы научиться доверять друг другу. Мы все превратились в общество людей в футлярах. Причем это не просто футляр, это броня, панцирь мощный. Еще дула пулеметов наружу торчат - попробуй подойди. Попробуй. Невозможно довериться кому-то, невозможно открыть своё сердце. Если даже попробуете - люди боятся этого, непривычно, они не знают что с этим делать.
[Ведущая] Как на это реагировать?

00:33:22 [А.Э.Потиевский] Совершенно верно. Человек пришел и расплакался. А! Э! Была такая ситуация, когда большой начальник, такой чиновник шел по улице и увидел как девочка маленькая плачет. Он не мог пройти мимо, уж больно горько плакала. И он попытался привычными своими терминами ей помочь. «Девочка! Ты по какому вопросу плачешь?» То есть не знает человек, не может просто живое тепло проявить. Люди остаются замкнутыми, закрытыми в [неразборчиво] своих. Но если у человека появляются открытые доверительные отношения с какими-то людьми, пусть даже не с духовным учителем, просто, в нашей жизни, появляются доверительные отношения. У человека сразу мир просто красками расцветает. На мир можно взглянуть другими глазами, увидеть горизонты жизни. Для человека вдруг оказывается, что жизнь только начинается. Неважно сколько лет. Жить можно оказывается. Жизнь - это замечательная штука. Родство душ рождается. Особое отношение, доверие, близость. И очень просто все, простота появляется, простота в отношениях. Не простота, которая хуже воровства, а естественность. Исчезают маски эти все. Фасады исчезают, дурацкие вывески. Мы становимся такими, какие мы есть. Это здорово. У человека ценности в этот момент могут поменяться, радикально причем. Все фальшивое исчезает, растворяется. Но золото настоящее, оно остается. И мы вдруг видим, что в другом человеке открывается целый мир.

00:34:58 [Ведущая] Доселе неизведанный.
[А.Э.Потиевский] Факт! Более того, в нас открывается новый мир: «Я не знал, что во мне есть вот это! Вот это счастье, вот эта любовь, вот эта радость! Я не знал этого, но это есть.» Пусть на секунду это даже бывает. Но эта секунда стоит того, чтобы годы на неё затратить. Потому что это невероятное счастье, это ни с чем не сравнить, на материальные вещи просто не перенести. И не купишь никак. Другой человек в такой момент просто из незначительного персонажа, из статиста, он превращается в того, ради кого можно отдать все, даже жизнь. Потому что жизнь - это не такая уж и большая цена, если подумать в этот момент. Вот это надо искать, таких отношений. И этому нужно в этот период учиться. Жертвовать своими интересами ради отношений с другим человеком. Уже не просто ради другого человека, ради отношений. Это здорово, это не жалко.

00:35:54 Люди, которые на это способны, которые научились этому, они очень-очень по-разному могут выглядеть, там по-разному себя вести. Кто-то может быть действительно спонсором, то есть просто жертвовать деньги. Кто-то может лично там ехать в Африку к бедным детям и там их лечить. Кто-то может сажать деревья вдоль солнечной дороги, чтобы не жарко было в полдень. Кто-то может мост через реку построить. Неважно. В любом случае эти люди настолько редки, они настолько ценны. Вот их ценность настолько велика, что, возвращаясь к теме нашего разговора, это ценность перекрывает все то удовольствие, которое может дать дальнейший поиск себя. Там, в той духовной практике, где вы найдете такого человека, такие отношения, там ваш путь. Вот там и ищите себя, там найдете. Фальшивые отношения в этом не помогут. Деньги в этом не помогут [неразборчиво]. В том же «Нектаре наставлений» там специально приводится такое выражение: открытие сердца. Говорится: делиться сокровенным. Там где вы найдете человека, или отношения, где вы сможете поделиться сокровенным, там ваше сердце.

00:37:07 Последний вопрос я задам на сегодня. Даже не буду требовать на него ответа, и на этом закончим. Просто подумайте над этим. Поразмышляйте, тема для медитации дома, домашнее задание. Есть ли у вас кто-нибудь, с кем вы можете поделиться сокровенным?
[Ведущая] Самым-самым?
[А.Э.Потиевский] Самым-самым. И если есть, держитесь за этого человека. Это большая ценность и огромная редкость. Сама большая удача, которая может выпасть на нашем пути. Я хочу вам этого пожелать. Чтобы у вас было кому открыть сердце. Чтобы это было отношение с духовным наставником. Чтобы это открытие сердца привело вас, в конечном итоге, к счастью, к источнику счастья. Удачи вам на этом пути. И большое спасибо за внимание.

00:37:57 [Ведущая] Ох! Какое хорошее домашнее задание. Я уже задумалась над этим.
[А.Э.Потиевский] Но оно не простое, это факт.
[Ведущая] Да. То есть человек, которому можно довериться, это тот человек, который тебя не осудит, который не отвернется от тебя, который не оскорбит, и в любом случае останется с тобой и доверен будет тебе.
[А.Э.Потиевский] Совершенно верно. Это не может быть простой человек. Это человек, в котором есть духовность. Не обязательно он носит сан, или рясу, или какой-то другой убор - не важно. В нем это есть, эта духовность. Дух живет. Нужно научиться различать, заметить этого человека, не пропустить. Потому что это слишком большая редкость, чтобы к этому можно было относиться легко, чтобы можно было позволить себе пропустить такого человека, нужно искать его. И как говориться: «Ищите, и обязательно найдете. Просите, и оно вам будет».

00:39:03 Есть рекомендация о том, что если вы действительно хотите обрести такого человека - молитесь об этом. Об этом можно молиться, это не грех. То есть нет смысла молиться о деньгах:« Господи, дай денег!» Господь даст все что нужно. А об этом молиться можно, это очень хорошие молитвы. Они всегда исполняются. Чем искреннее, тем быстрее.
[Ведущая] Замечательно. Вот вашему совету, я думаю, и последуют все наши уважаемые радиослушатели.
[А.Э.Потиевский] Ну тогда моя жизнь была не напрасной, если это произойдет. Большое спасибо.

Ответы на вопросы

00:39:43 [Вопрос]: « Так все же, что приближает к Богу, а что отдаляет от него?»

00:39:50 [А.Э.Потиевский] Хороший вопрос. Такой очень большой на самом деле. Тут чаще всего непонимание возникает потому, что мы мыслим такими догмами, шаблонами. То есть человек примеряет на себя какую-то религию, или духовную практику, или конфессию. Просто принимает то, что ему говориться вот, как догма. Вот скажем в Ведах говориться: «Есть мясо - это плохо. Это удаляет тебя от Бога». И в то же время, скажем, в Христианстве все нормально, это же масленица [неразборчиво] все такое, там это нормально, вроде бы как хорошо. И в общем-то, вопрос как бы правильный с одной стороны. С внешней стороны вопрос правильный, потому что действительно очень часто можно видеть ну буквально противоречие. Но это противоречие как бы на поверхностном уровне. Была такая ситуация. Собрался международный... В Израиле дело было, и собрались представители разных религий. Там были все: иудеи, христиане, мусульмане, индуисты...
[Ведущая] Католики.

00:41:05 [А.Э.Потиевский] Там все, кто угодно, огромное количество людей. Но туда приехали не, скажем, преподаватели духовных семинарий, или ещё чего-то. Туда приехали люди, которые пользуются очень большим авторитетом в своих религиях. Ну святые, попросту говоря. Чтобы было понятней. И они все при этом соблюдали свои обычаи. Мусульмане делали намаз, Христиане молились, последователи Вед читали мантры, и так далее и тому подобное. Фокус в том, что у них не было проблем в этом. Они понимали - это внешнее. Это внешний путь, но не путь, как таковой. Было по этому поводу, сейчас просто припомнил, потом расскажу одну историю, дзэнскую. Они понимали, внешнее отличие, оно только кажущееся. Нам нужно смотреть глубже, надо смотреть в суть. Когда человек принимает духовную практику, то это практика имеет определённый набор приемов. Религия - это лишь набор ритуалов сам по себе. Она мертва, если нет сути. Суть в том, чтобы приблизить человека к Богу.

00:42:18 И для этого существуют определённые приемы. Приемы могут различаться, но цель совпадает. У этих людей, которые собрались, у последователей самых разных религий, у них были разные приемы, разные способы. Но это их не беспокоило, потому что они понимали: наша цель одна, наша цель совпадает - мы идем к Богу. Пользуемся при этом разными способами: называем Его разными Именами, обращаемся к нему по-разному, проводимся разные ритуалы. Поймите, что суть всех ритуалов только одна. Чтобы человек помнил о Боге. Чтобы у него не было шансов никогда Его забыть. Какие конкретно ритуалы: это зависит от культуры, от общества, от истории, от тех в конце концов климатических условий, в которых живёт человек.

00:43:12 Например, на Чукотке очень сложно соблюдать вегетарианство, знаете, да? Там как бы, ну не растет там ничего. Очень проблематично. Они пользуются теми способами, которые есть. То есть они употребляют в пищу рыбу, мясо и так далее. Но это не мешает им идти к Богу. Они просто это делают по-своему. Эти приемы, они по определению материальны, они не лишены недостатков. Но духовная суть, духовная суть одна. И когда мы вот это поймем, у нас не будет сложностей с тем, чтобы путаться: что хорошо, а что плохо. Самое главное, чтобы то, что я делаю, помогало мне всегда помнить о Боге. Вот это будет хорошо, это значит я к нему приближаюсь. То есть, когда человек помнит о Боге, это постепенно пропитывает его сознание, одухотворяет. В этом суть духовной практики.

00:44:03 Для одного человека, например, может помогать помнить о Боге рок музыка. Он играет на гитаре и понимает: это для ... ну Бог в этом проявляется. Кто-то может читать книгу, кто-то может копаться в саду и цветочки выращивать. Для каждого это свое. Есть только одна сложность. Иногда мы можем начать путать. Мы можем начать путать то, что действительно приближает нас к Богу, и то что нам нравится делать для самих себя. Чувствуете разницу? И вот поэтому нам нужен духовный учитель, который обладает квалификацией различать эти вещи. Квалификация духовного учителя: никогда не путать духовное и материальное. Духовный учитель - это тот, к кому мы приходим и говорим: «Дорогой духовный учитель, я хочу вот это делать.» И он обладает способностью понять, квалификация духовного учителя: будет ли это хорошо для данного конкретного человека, или это будет для него плохо? Одна и та же вещь для одного может быть хорошо, а для другого плохо. Две совершенно разные вещи. Опять же, кому-то может быть хорошо, кому-то плохо.

00:45:11 Например, для одного человека будет хорошо путешествовать, а для другого хорошо будет сидеть дома. Казалось бы совершенно разное.
[Ведущая] Да.
[А.Э.Потиевский] Но это все очень индивидуально. Поэтому суть такая. Хорошо будет то, во время чего вы вспоминаете о Боге. Плохо то, во время чего вы о Нем забываете. Помочь вам отделить одно от другого, не запутаться [неразборчиво], чтобы не было подмены тонкой такой, в этом вам поможет духовный учитель. Примерно такой ответ.
[Ведущая] Замечательно. Это самый глубокий и самый лучший кульминационный момент, который можно было ожидать.
[А.Э.Потиевский] Ну хорошо, если так.
[Ведущая] Я думаю, на этой ноте мы завершим нашу передачу. Вопрос был действительно очень интересный. И стоит подумать о домашнем задании, которое дается порой вами. А также вот об этих духовных людях, которым можно доверить своё сердце. Спасибо вам!
[А.Э.Потиевский] Всегда пожалуйста. Все для вас. До свидания.
[Ведущая] До новых встреч. Надеемся, что в следующий четверг как обычно мы услышим вас на волнах Аюрведа-радио. До свидания, Александр.
[А.Э.Потиевский] Всего хорошего.

00:46:24 [Ведущая] Итак, уважаемые радиослушатели, это был Потиевский Александр в прямом эфире из Омска. Семь периодов жизни человека. И тема была: что такое хорошо, а что такое плохо. Вы продолжаете слушать Аюрведа-радио, оставайтесь с нами.

обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 09 April 2013
транскрибирование: Антон Николаев | Улан-удэ | Россия | 02 April 2012