Добиться признания любой ценой
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Почему у нас есть страхи, и где взять настоящий источник силы для перемен? Кто такой лидер, знающий главный секрет успеха? А самое главное, откуда берется интерес к жизни? Потиевский Александр, специалист в области Аюрведы и ведической психологии, расскажет нам об этом и многом другом в четверг, в прямом эфире на Аюрведа-радио.
[ведущая]: Добрый, добрый день, дорогие радиослушатели. Ох, хороша погодка! У кого-то тепло, у кого-то снег идет. В Москве немножко дождика, а у Александра Потиевского – уже первые снежинки, в Омске, полетели. Итак, сегодня с нами Александр Потиевский, в прямом эфире, семинар «Семь периодов в жизни человека», и тема «Как добиться признания», и причём как – «любой ценой». Здравствуйте, Александр!
Потиевский А.Э.]: Здравствуйте, Наталья! Вообще, здорово слышать, что у меня уже летит снег!
[ведущая]: Вы же мне говорили?
00:01:00 Потиевский А.Э.]: Не у меня, просто в Омске! [смеются вместе с ведущей] Итак, мы начинаем уже?
[ведущая]: Да, давайте начнем, не будем медлить.
Потиевский А.Э.]: Да. Вначале мы, как обычно, повторим то, о чем мы говорили о предыдущих чакрах, то есть о предыдущих периодах в жизни человека. И мы разобрали первые два периода. Первый период – это от 0 до 7 лет. Период активности муладхара чакры. Это период, когда ребенок всего боится, потому что он просто ещё ничего не знает, и поэтому он больше всего нуждается в защите и в заботе. В этот период, мы говорили, у ребенка формируется отношение к миру и к людям, то есть позитивное или негативное. Это зависит от того, как к нему относятся окружающие. Если этот экзамен не сдан, то есть отношение к миру сформировалось негативное, а человек постоянно испытывает чувство страха, агрессию, агрессия это оборотная сторона страха, то экзамен можно все же сдать, начиная заботиться о тех, кто этот страх испытывает. Есть люди, которым сложно, которые беспокоятся, и мы, заботясь о них, можем избавиться от собственного страха.
00:02:13 И, также мы говорили, что человек может избавиться от большинства страхов, сформировать позитивное отношение к жизни, к миру, если поймет, что является вечной душой. Философия бессмертия души освобождает человека от большинства страхов. Потом мы говорили о втором периоде в жизни человека, это от 7 до 14 лет. Это период активности Свадхистана чакры. И мы говорили, что в этот период ребенок больше всего нуждается в любви, которая проявлена во внимании к нему. То есть в нежности, в ласке, в эмоциях, в привязанности, в очень теплых отношениях. Оборотной стороной активности этой чакры является то, что ребенок обижается буквально на все. То есть первая бессознательная реакция на все – это обида. Ребенок чем-то будет недоволен.
00:03:08 И если человек не сдал этот экзамен, ему нужно учиться терпеть и прощать тех, кто обижается на него, а с другой стороны учиться дарить это внимание, заботу, эмоцию ласки, нежность тем, кто в них нуждается. Наташа, как по-вашему, вокруг много людей, которые нуждаются в тепле, ласке, внимании?
[ведущая]: Очень много! Каждый!
Потиевский А.Э.]: Совершенно верно! Практически все. Потому что очень мало кто на самом деле вовремя сдал этот экзамен. У всех у нас хвосты по экзаменам. Несданный экзамен в зачетной книжке. И мы говорили, что этот период, от 7 до 14 лет, идеальный, чтобы понять, что есть Бог, и он меня любит. Это основа духовной практики, закладывается в этот период. Потому что этот период идеален для обучения, образования. Если, при одном условии, мы сумеем создать для детей условия, когда просыпающееся вожделение не помешает им учиться.
00:04:10 Так вот, в двух словах. Эти первые две чакры, или два периода – это время, когда человек полностью зависит от окружающих, и его сознание таково, что он может только брать. Потребительская зависимость от окружающих. Это не плохо, это нормально для этого периода. Человек по своему сознанию как маленький ребенок: « Ямаленький, давайте мне». Это естественно. Для взрослого человека это уже не подходит. Когда человек заявляет: «Ну-ка, давайте все быстренько дарите мне внимание, тепло, заботьтесь обо мне», - странно звучит это от взрослого человека. А для ребенка это вполне естественно. Последующие периоды, о которых мы начинаем говорить сегодня – время, когда у человека есть достаточно сильный разум. Он уже человеком становится, в полном смысле этого слова. Эти периоды характеризуются все большей ответственностью за других людей.
00:05:02 То есть если наметить тенденцию развития человека, то оно идет в направлении от полной безответственности и стремления брать, в направлении все большей ответственности за других людей и в стремлении отдавать. Любой человек может примерить на себя: стал ли я лучше за последний год, к примеру. Когда человек отмечает день рождения, принято отмечать не столько увеличение биологического возраста, сколько увеличение мудрости. Что такое день рождения? Человек стал мудрее. Во многих языках «старый» и «мудрый» - это одно и то же слово. Так в идеале должно быть. У нас нет, у нас старый – это совсем не обязательно мудрый. Грустная такая тема. Но, по крайней мере, мы можем эту тенденцию отмечать в своей жизни, и можем сверять своё развитие: стал ли я за этот год более ответственным, стал ли я за этот год более щедрым. То есть развилось ли у меня желание отдавать что-либо другим, или нет.
Подростковый период
00:06:09 Очень простой вопрос, который каждый может задать себе, и честно постараться на него ответить. Ну вот, мы и вспомнили в двух словах первые два периода, и давайте начнем новую тему.
[ведущая]: Давайте.
Потиевский А.Э.]: Следующий период – время с 14 до 21 года, время активности Манипура чакры. Это третья снизу чакра. В общем-то, это тоже достаточно сложный период для окружающих. Если в прошлом периоде ребенок обижался, уходил и плакал, то сейчас он уже более активен. В человеке в это время просыпается интенсивная жажда признания. Это то, что мы говорили в названии этой лекции – жажда признания во всех сферах жизни. Это самая главная потребность, которую рождает в человеке активность Манипура-чакры.
00:07:02 Это проявляется в желании выделится, самоутвердиться, это жажда признания собственной индивидуальности и необычности. Любой ценой доказать, что я не такой, как все. Любой ценой выделиться, иногда это принимает форму «выпендриться». Как угодно подчеркнуть свою необычность. И самое сложное для окружающих, что ещё появляется в этот период, и особенно это сложно для родителей и учителе. У человека, у ребенка, у подростка появляется желание независимости. Для взрослых крайне сложно смириться с тем, что эта независимость, и от них тоже. Независимость – это полная самостоятельность. Самоутверждение. Помните себя в этот период, Наташа?
[ведущая]: С трудом.
Потиевский А.Э.]: Ага [смеется]
00:08:00 Но те, кто помнит, или кто находится в этом периоде, могут попробовать примерить это на себя, то есть чего хотелось в это время.
[ведущая]: Я помню себя с 16 до 21.
Потиевский А.Э.]: А, ну и как?
[ведущая]: Достаточно прилично себя вела.
Потиевский А.Э.]: Это скорее исключение, очень хорошая карма ваших родителей, что им досталась такая дочка.
[ведущая]: Наверное…
Потиевский А.Э.]: Я помню себя в этом возрасте – это было что-то ужасное. Я уже не просто обижался, когда что-то шло не по-моему, я хлопал дверью, высказывал, все что думаю, негодовал и прочее. Помните, подростковый бунт, есть такое понятие? Вот это как раз период этого времени. У кого-то это протекает мягче, у кого-то более остро. Но в той или иной форме, на подсознательном уровне, присутствует у всех. И, понимая это, такую эмоциональную настроенность подростка, не стоит ждать от них многого в этот период. Не стоит ждать от подростка близости, открытости. Взрослым нужно понять, что сейчас просто не до них. То есть не до нас, не до окружающих.
00:09:01 Помните, взрослым хочется ласки, внимания, нежности, но это предыдущий период. Вот тогда это было, и тогда это надо было отдавать детям. И если вы в своё время, в тот предыдущий период, недодали все это, то сейчас придется пожать горькие плоды. Уже все, уже не до ласки, не до внимания, не до нежности. Девочки красятся, мальчики совершают глупости, до родителей уже нет дела. Уже своя жизнь началась. До 14 лет у детей нет своей жизни, ну там плюс-минус сколько-то, год-два. Они полностью зависят от родителей, и для детей это естественно. У детей появляется собственная жизнь. И на первых порах, по крайней мере, для родителей, в ней будет очень-очень мало места. Под влиянием чакры проявляется эгоизм, очень сильный. Это естественное состояние, это желание что-то из себя представлять, быть в центре событий, на виду.
00:10:05 Играть роль самостоятельного и ни от чего не зависящего человека. Для более мудрых людей, в идеале, это родители и учителя. Для них важно понимать, всё это лишь следствия опьянения свободой, в котором пребывают молодые люди в это время. Молодые люди почувствовали, что они что-то могут. Они почувствовали свою силу, свою власть над обстоятельствами, и это опьяняет. Подростки действительно убеждены, что они могут все. Они верят в это по-настоящему, что мир у их ног. Что все будет так, как я захочу, нет никаких преград. Этот революционный дух: я добьюсь всего, любых целей! Знаете, что им, единственное, мешает? Что они думают?
[ведущая]: Нет, не знаю.
Потиевский А.Э.]: Это родители и школа. Вот если бы родители не мешали, если бы учителя не приставали…
[ведущая]: Уух, я бы даа…
Потиевский А.Э.]: Ух, я бы развернулся тогда по-настоящему!.. [смеются вместе].
00:11:02 Один нюанс есть для взрослых, не надо путать эти вещи с реальной ответственностью и реальными знаниями. Все эти желания, все эти громкие заявления и свои планы, всё это пока лишь желание привлечь к себе внимание, выделиться и подать себя, и не более того, увы. А реальная ответственность о реальных знаниях и способностях речи, по большому счету, пока не идет. Тут два варианта внешне возможны: один полюс – это полный отказ от подчинения и соблюдения каких-то норм, человек уходит в разрыв: никаких правил, как я захочу и не вмешивайтесь никто. Либо другой полюс – подчеркнутая аккуратность, опрятность, трудолюбие, идеальные отметки, идеальная одежда, и прочее. Но, как бы по-разному это не выглядело, суть и цель этих действий одна и та же, это выделиться. Я выделяюсь либо тем, что я полностью плохой, не подчиняюсь никаким правилам, либо наоборот, я самый лучший и самый успешный в этом социуме.
00:12:10 И то, и другое, по сути, желание выделиться из толпы. Любым способом. А желание выделиться – это проявление на тонком плане вожделения, которое на прошлом этапе началось, и сейчас только лишь развивается, обретает силу. То есть подросток хочет выделиться. Это нужно понять, и нужно признать. Потому что если мы поймем эту простую вещь, то сразу станет понятно, что человеку делать, и что не делать в этот период. Это очень, опять же, сложный период для окружающих. Мы сейчас постараемся разобраться, каким должно быть правильное поведение окружающих людей. Для того, чтобы помочь человеку, как можно легче пройти этот период, и как можно легче сдать соответствующий экзамен. И в первую очередь, не нужно, ни в коем случае, давить на человека. Даже если у вас есть для этого все права и возможности.
Почему подростки избегают родителей?
00:13:00 Давить не надо, время ушло, когда вы разговаривали со своим ребенком с позиции сверху. Все, этот период, когда он уже, как это там, не поперек лавки, а вдоль лавки. Все уже, взятки гладки, известная поговорка. Уже невозможно на него надавить, он сам достаточно силен. И единственное, что он пойме, если вы установите совместные правила. Правила, в которых учитывается и его независимость, и его свобода выбора. Вот таким правилам ему будет легче следовать, спокойнее, что его не ущемляют. Нужно понять, что в этот период буду работать только обоюдные договоренности. И то, кстати говоря, не всегда. Обычно родители чувствуют, что ого, ребеночек начинает самостоятельность показывать, что-то демонстрировать. Они сразу, как рефлекс, начинают его давить, восстановить своё родительское статус-кво. В восемь часов домой и спать!
00:14:09 Все, это уже не работает. Здесь уже нужно договариваться, просить, как у равного. Если задерживаешься, ну, позвони, пожалуйста. Попросить. Ни один другой способ общения не сработает. И, пожалуйста, не ждите благодарности за свою демократичность. Родители думают, вот я какой, позволяю ему, молодец. Нет, ребенок этого не оценит. Еще раз повторю, родители неинтересны. Перед подростком весь мир открыт, огромный, потрясающий, с неисчерпаемыми возможностями! Родители, в лучшем случае, терпят. А в худшем, от них просто уходят. Почему уезжают в другой город учиться, в институт, хотя в своем городе есть такой же, и может даже лучше?
00:15:03 Потому что так надо. Общежитие. Самостоятельно. Куда угодно, в общежитие, в мореходку, хоть в цыганский табор. Без разницы, лишь бы уехать. Если не может уехать, может появиться тенденция избегания родителей. Есть вне дома, уходить как можно раньше, приходить как можно позже, чтоб не соприкасаться, любой ценой одному быть. Это совершенно потрясающее время с позиции психологии. В это время сознание подростка таково, что взрослых они воспринимают, как совершенно чуждую форму жизни, инопланетяне. На другом языке говорят, непонятно, о чем говорят. Дети, подростки, они не то, что не хотят, они не могут находить со взрослыми общий язык, не получается. Нужно понять взрослым, что даже если дети сели с вами за стол переговоров, если они согласились с вами общаться, это совершенно не означает, что они признали ваше мнение или вашу правоту, им деваться просто некуда.
00:16:12 Все деньги у вас, квартира у вас, кормите их вы. Если б было у них, куда уйти, только бы вы их и видели. Поэтому, дорогие родители, дорогие взрослые. Пожалуйста, те, кто умнее, кто более мудры, у кого есть опыт, у кого есть разум, нам в любом случае придется принять их такими, какие они есть, и не ожидать от них никакой замены. Не то время. Мы продолжаем отдавать, отдавать, и ничего не получаем. Но это родительская доля, мы сами подписались, что мы будем так себя вести. Родители зачастую очень болезненно переносят это увеличение дистанции в отношениях. Но легче помогает пройти этот период понимание, что это временное явление.
00:17:03 Если родители будут вести себя правильно, не наломают дров, не попытаются сломать волю подростка, то это пройдет. Чувствуете, Наташа, что снова требуется от родителей?
[ведущая]: Угу.
Потиевский А.Э.]: Что?
[ведущая]: Забота и любовь. Терпение
Потиевский А.Э.]: Ага! Ключевое слово, пожалуй, терпение. Это самое важное, что должны воспитывать в себе родители. Терпеть и любить – это поведение мудрого человека. Простой признак: чем больше мудрости, тем больше способности терпеть и любить, со всеми недостатками. Если нет этой способности, значит, и о мудрости говорить особо не стоит. Если нет мудрости, то начинается совсем другое поведение. Есть даже специальный термин и раздел психологии, который описывает это, такое поведение. Оно называется «отвержение». Это противоположность принятию, противоположность любви и терпению.
Ошибки родителей в воспитании детей
00:18:00 И отвержение – это то, что сильно распространено в современном обществе. Это значит, что родители создают у себя в уме некий идеал, светлый образ, каким должен быть мой ребенок. Начинают под этот идеал подгонять подрастающего сына или дочку. Родители перестают считаться со своим ребенком, как с личностью. Родители постоянно ждут от него чего-то. Это ожидание, желание видеть какие-то качества, достоинства, способности, это ожидание,это то, что крайне болезненно переносится детьми. Детей очень сильно ранит.
00:18:43 Потому что очень часто подросток не подходит под идеал родителей. Он обижается, заявляет о своей самостоятельности, он не хочет учиться, или учится не так, как хотят родители. И родители, если они не способны принять и любить своего ребенка таким, какой он есть, то они, зачастую даже незаметно для себя, начинают ему это высказывать, выговаривать: « Что-то ты стал учиться не так хорошо, как раньше, что-то ты ростом не вышел, что-то у тебя отметки не такие как у кого-то». По сути, они отвергают его как целостную личность, как индивидуальность. Родители очень часто подсознательно склонны думать, что ребенок – это такая мозаика, которую они могут сложить так, как хочется. Что понравится – оставим, а что не понравится – заменим.
00:19:30 Но с реальным человеком так не работает. Он такой, какой он есть. Что выросло, то выросло, все. Жизнь, мы говорили, она богаче фантазии. Она постоянно подкидывает нам сюрпризы. Поэтому желание независимости подростка – это одновременно экзамен для окружающих людей на способность к принятию. Если вместо того, чтобы принимать, у нас возникает раздражение, неудовлетворение, желание как-то исправить, улучшить, из самых лучших побуждений, мы ведь искренне настроены ему помочь.
00:20:05 Но мы хотим ему помочь так, как этого нам хочется. Это очень частая идея, что родители в отношении своего ребенка думают: «Он сделает то, чего я не смог! Я хотел стать пианистом, но не смог, а мой ребенок станет. Я хотел стать мастером спорта по гиревому спорту, но не смог, а мой ребенок – он будет».
[ведущая]: Все верно, точно так же моя мама рассуждала. Она всю жизнь хотела работать в библиотеке, и у нее не сложилось. И она всю мою юность твердила мне, что как было бы здорово, если бы я пошла работать в библиотеку. По крайней мере выучилась, а потом туда пристроилась.
Потиевский А.Э.]: Здорово, вот тогда вы были бы…
[ведущая]: Я не оправдала маминых надежд.
Потиевский А.Э.]: Увы! Родители часто просто не задумываются:« А чего хочет мой ребенок?. Ребенок – это не моё продолжение, не часть меня, это совершенно самостоятельное, законченное творение, личность самодостаточная, со своими желаниями, целями, мечтами».
00:21:14 Это очень сложно для родителей, отказаться от этой мысли, от этого собственнического инстинкта. Это болезнь родителей, это то же самое вожделение, о котором мы говорили и будем ещё говорить. Так вот, если подросток это чувствует, а он это сразу же чувствует, если такая штука появляется, он чувствует, теряется связь с родителями. Подросток начинает понимать: «Я им не нравлюсь, я недостаточно хорош для них, они хотели бы чтобы я был другим». В конечном счете, он приходит к утверждению «они меня не любят». После этого дистанция в отношениях начинает расти. Дети, родители, они могут даже оставаться рядом, жить в одной квартире, есть за одним столом.
00:22:00 Но они с этого момента становятся чужими людьми. Это вина не столько подростка, сколько родителей. По крайней мере в этом периоде. Потом, взрослый человек может понять, почему родители так себя вели, может их простить, и дистанция в отношениях может уменьшиться. Но вот этот шрам в сердце всё равно останется. От окружающих зависит очень многое, в первую очередь, от родителей и учителей. Дать человеку быть самостоятельным, дать ему быть таким, какой он есть. Очень сложно, к этому нужно готовиться, готовиться внутри, сознательно прилагать усилия. Каждый родитель должен знать об этом переломном моменте, который обязательно произойдет между ним и его ребенком, когда вдруг возникнет отчуждение, увеличится дистанция. Это внешне может быть и не заметно, и если не знать об этой опасности, то можно упустить этот момент, потому что отчуждение, оно все время увеличивается. Накапливается неудовольствие в отношениях, и это основная причина скандалов и взрывов, которые вдруг на ровном месте ни с того ни с сего начинают происходить в семьях, когда дети входят в подростковый возраст.
00:23:08 Как правило, к сожалению, в этом проблема нашего общества. В это время у подростка есть два вида отношений с родителями. В первом варианте, они ничего не показывают, ничего не говорят. Внешне могут себя вести очень послушно, но внутри, при этом, все сильней отдаляются от родителей. Любовь детей к родителям постепенно исчезает, тает. А во втором случае, они открыто заявляют о своих чувствах, высказывают всё, что думают. Но в любом случае, при любом раскладе последствия отвержения всегда одинаковы – подростки разочаровываются в родителях. И тогда уже не могут видеть в родителях ничего хорошего. Тогда отвергается все: идеология, принципы, нравственные установки, профессиональные предпочтения, всё, что родители могли бы дать своим детям, они отвергают, не могут принять. Если их не принимают, как личности. Если их не принимают, как независимых, самостоятельных. Отвергается все полностью. Последствия могут быть весьма драматичными.
00:24:12 Но даже если они внешне никак особо не выражены, они оставляют след, шрам в душе подростка. Этот шрам может сохраняться на всю жизнь. Это может ему очень сильно помешать сдать ему экзамен этого возраста. Кстати, такая информация к размышлению, что одно из самых частых, внешне невинных, проявлений отвержения, это когда родители ставят своим детям в пример, других детей. Вот, посмотри, как Васенька хорошо учится, как Коленька аккуратно одет, и так далее. Вы ничего плохого в виду не имели. А подросток в этот момент понимает, что родители его не принимают. Он им не нравится. Они хотят, чтобы у них ребенком был Вася, или Оля, или кто еще, а вот я, такой как есть, я им не нравлюсь.
Подростковый бунт
00:25:00 Отвержение это огромная проблема. Мы затронули её сейчас лишь вкратце, но с ней нужно разбираться, изучать, отслеживать её проявлени, вот это ожидание другого человека. Это значит, что мы от него чего-то хотим, значит, мы хотим от него что-то взять. Получить от него какое-то удовлетворение, какое-то счастье получить от него. Но взрослый человек, мы уже говорили в начале лекции, он не берет, он не ждет, он отдает. Так он должен об этом думать. Понятно все, Наташ? Все нормально?
[ведущая]: Угу.
Потиевский А.Э.]: Хорошо. Что ещё в это время происходит, чем ещё этот период характеризуется? Очень часто в это время у подростка появляется идея переделать мир. Несогласие с устройством общества, с устройством… да чего угодно. Появляется идея смещения руководства, во всех сферах. Кто такие эти учителя? Кто такие эти родители, вообще? По какому праву они мной командуют? Милиция, что это? Кто сказал, что нельзя пить, курить, и так далее? Вот назло им!
00:26:02 В это время подростки легко вступают в экстремистские партии, и так далее. Их ловят на этом. Смотри, как все плохо, надо все переделать! Это же все неправильно! И зерно это падает на хорошо удобренную почву. Как же так? Действительно, надо все переделать! И самые активные члены общества – это студенты, подростки. Все бунты, революции с них начинаются. Это не потому, что они такие сознательные, просто ими очень легко манипулировать. Это нужно знать, и оберегать подростков от такого влияния. Драки те же самые, это тоже попытка переделать мир. Это тот же самый подростковый бунт. Просто масштабы разные, а суть одна, это проявления желания показать свою независимость. И этот бунт, почему мы об этом говорим, потому что он может проявляться в постоянных конфликтах, всю последующую жизнь. Можно трезво посмотреть на себя со стороны, если мы постоянно конфликтуем, постоянно не соглашаемся с тем, что нам предлагают, если мы заведомо уверены, что нас хотят обмануть, власть или администрация, это может быть... необязательно, но может быть признаком гордыни, то есть несданного в этом возрасте экзамена, зацикленности на себе, на своей правоте, что прав только я, а все остальные обязательно ошибаются
00:27:24 Такое тонкое проявление. И это желание ниспровергать, бунтовать, зачастую вызвано банальным непониманием мотивов поведения окружающих. То есть подростки плохо разбираются, почему взрослые ведут себя тем или иным способом. Они не видят оборотную сторону жизни. Например, подростки могут считать, что родители не дают мне достаточно денег, не покупают вещи, компьютер, велосипед. Они не понимают, что, к примеру, родители откладывают деньги на их образование, или выплачивают деньги за ипотеку квартиры, или просто проблемы. Финансовый кризис в стране.
00:28:11 Поэтому в этом возрасте взрослым надо обращаться к разуму подростка. В этом возрасте разум уже есть, подросток способен услышать какую-то логику. Нужно объяснять, снова и снова: чего хотят учителя? зачем нужен порядок в обществе? почему плохо пить и курить? И тогда, вполне возможно добиться, если не полного принятия, то хотя бы согласия вести себя в рамках приличия. Это оптимальное поведение взрослых. Они уже не заставляют, они объясняют как равному. Зачем сыну или дочери так себя вести? И очень важно, я подчеркну, не покушаться на их самостоятельность. Очень важно предоставлять им свободу выбора, возможность совершить свои собственные ошибки, в разумных, конечно, пределах. Если там совсем крайние вещи, можно вмешаться, но определённую свободу нужно уже предоставлять.
Как подростку научиться принимать ответственность за свою жизнь
00:29:09 Ребенку, мальчику, можно объяснить: «Ты можешь драться, хочешь драться – дерись, на здоровье. Но у тебя будет плохая репутация, ты всю жизнь проведешь в трущобах, не получишь хорошего образования, у тебя никогда не будет много денег. Но ты можешь не драться, заработать хорошую репутацию, поступить в Гарвард, в Московский университет, куда угодно». Свобода выбора. Дайте немножко времени, дайте подростку переварить это внутри себя, и он придёт к правильному выводу. Он способен уже на это, но для этого нужно правильное поведение со стороны взрослых. Если попробуете надавить, или заставить его: « Ну-ка быстро.... что за глупости. Давай делай, что я говорю». Ни к чему хорошему это не приведет. Понятен этот момент?
[ведущая]: Угу.
Потиевский А.Э.]: Хорошо. Начиная с 14 лет, мы уже говорили об этом в прошлый раз, человек несет полную ответственность за свою жизнь. Уже начинает действовать вселенский закон кармы. Ребенок начинает, уже не ребенок, а подросток – начинает зарабатывать карму. До 14 лет мы её только отрабатываем.
00:30:13 Если по поводу предыдущих экзаменов, страхов, или внимания, любви, человек мог сказать, мне чего-то недодали. Сейчас уже все. Это как паспорт, который сейчас выдают в 14 лет. Если в возрасте 13 лет, 11 месяцев и 29 дней человек совершает правонарушение, то за это будут отвечать ещё его родители. Но на следующий день, за тот же самый проступок – уже самому придется нести ответственность по всей строгости закона. И эту ответственность уже ни на кого не переложишь. Я к чему веду: если мы чувствуем, что не сдали какой-то экзамен, мы ни на кого не можем свалить эту ответственность и вину. Да, нам могли помогать и могли не помогать. Но мы уже сами несем ответственность за свою жизнь.
00:31:03 Вначале этого семинара мы, помните, обсуждали этот вопрос: какими мы хотим быть? Какие качества в самих себе хотим видеть? Это наша жизнь. Мы сами творим себя, сами создаем свою личность и качества характера, своё поведение и своё отношение с окружающим. Мы ни на кого не можем переложить ответственность за то, что происходит в нашей жизни. Если мы чувствуем, что чего-то нам не хватает, чего-то мы не умеем, какой-то экзамен у нас не сдан, то мы не можем быть наивными как дети, и сказать: «О, у меня ничего не получится, потому что мне когда-то что-то недодали». Ну да, недодали, что теперь? Сложить лапки кверху… всплыть кверху брюшком? Поплыть по течению? Нет. Мы взрослые люди. Взрослые – значит сами отвечаем за свою жизнь. Можно вспомнить семинар о лидерстве. Ответственность начинается.
00:32:03 Этот период, подростковый, это уже поведение взрослого человека. С этого периода человек должен учиться делать сам себя, то есть менять себя в лучшую сторону. Зачастую это начинается, что у меня не получается что-то, осознанная неспособность к чему-то. К отношениям с окружающими, к зарабатыванию денег, к воспитанию детей, к отношениям с женой, супругом, и так далее. Сначала это нужно признать «я не могу», и затем начать исправлять эту ситуацию. Мы сейчас подходим к тому, как можно скомпенсировать избыточное влияние этой чакры, как сдать несданный вовремя экзамен. Самое главное, что нужно понять взрослому человеку, чтобы избавиться от всех этих проблем, которые он чувствует в своей жизни, тех проблем, о которых мы говорили. Самое главное – не пытаться выделиться через соревнование «кто круче». Знаете такое поведение? «А я!.. А я!! А я!!!» - это самое распространенное среди подростков.
00:33:03 Подростки друг перед другом выпендриваются, пыль в глаза пускают. Самая пышная прическа, или самая сумасшедшая прическа, или самая дикая расцветка волос. Самая короткая юбка, самые рваные джинсы, да всё, что угодно. Самый крутой плеер… Но для взрослых это уже поведение инфантильное, детское. Взрослому уже надо оставить. У взрослого просто игрушки подороже, чем у подростка, а так – все то же самое может быть. Автомобиль у меня должен быть круче, чем у всех знакомых. Mercedes, или BMV, или Hummer, не важно. Просто подумайте, что и кому вы хотите доказать? Просто адресуйте этот вопрос себе. Я хочу купить дорогую вещь, знаю что слишком дорого, знаю, что потом будет тяжело. Что я хочу этим доказать? То, что я могу себе это позволить?! Это иллюзия. Иллюзия, в которой бывают подростки, и которую могут сохранить на всю жизнь взрослые. Иллюзия, которая заключается в том, что все только на меня и смотрят. Никому нет дела, кроме, может, самых близких людей.
00:34:11 Какая разница, во что вы одеты? Какая разница, какой у вас автомобиль? Кроме таких же, не сильно развитых, как и я сам, никто на это не смотрит. У всех своя жизнь. Но я думаю, что все смотрят на меня, я должен кому-то что-то доказать – это подростковое поведение, и очень, порой, неприятно смотреть. Болезненное впечатление это оставляет, когда взрослый человек ведет себя так. Он старается выделится, лезть без очереди, продемонстрировать свою силу, какими-то внешними вещами кому-то что-то доказать. Мы не лучше и не хуже других, мы такие, какие мы есть. Может, уже хватит ориентироваться на мнение окружающих? Может, уже пора набраться мужества и стать самим собой?
Добиться признанания любой ценой?
00:35:02 Это самая главная идея, которую нужно вынести из этого возраста. Это экзамен, который нужно пройти. Нужно стараться не выделяться в обществе, не привлекать себе внимания любой ценой. А если это делает кто-то другой, будьте к нему снисходительны, не вовлекайтесь в эту гонку, не поддавайтесь на провокации. И старайтесь не оценивать других по внешним вещам. Если я чувствую, что я оцениваю человека по тому, как он выглядит, как дорога его тачка, квартира, насколько он высокооплачиваемый, если я так оцениваю человека, стоит постараться отойти от этого. А если меня так оценивают? Тоже быть снисходительным. Не надо спорить и отстаивать, насмерть, свою позицию. Моя идея не обязательно должна быть признана только потому, что она моя. Мое – значит лучше? Нет, не факт, она точно такая же, как идея любого другого человека. Мы среди равных находимся.
00:36:06 Если мне что-то непонятно или не нравится, я не должен это критиковать. Самое главное, чему нужно научиться, чтобы избавиться от этой избыточной активности. Нужно научиться признавать. Кого, Наташа?
[ведущая]: Самого себя?
Потиевский А.Э.]: Неа. Других.
[ведущая]: А, других!
Потиевский А.Э.]: Других, да. Нужно научиться переключиться с самого себя на окружающих. Научиться признавать других. Необязательно прям любить, до этого надо ещё дорасти. Просто признать за ними способность быть не такими, как я. Признать, что у них есть своя жизнь, своя индивидуальность, чудачества свои, глупости свои, вообще, у них все свое! Они такие, какие есть. Если родители в своё время не научились этому, признавать других, они не смогут признать других. Тогда их ребенок неизбежно пройдет через проблему с отвержением, и со всем остальным. В сущности, очень легко узнать человека с этим хвостом, с этим несданным экзаменом.
00:37:10 Он постоянно ведет себя как подросток, который озабочен признанием, должностью, деньгами, вниманием. Постоянно использует особые словечки, сленг специфический, у него экстравагантная одежда, или самая дорогая одежда. Такого человека по-настоящему оскорбляет, когда его никто не замечает. Наверняка знаете таких людей, которые рады, чтобы на них обращали внимание. Они постоянно…
[ведущая]: Да, есть такие люди.
Потиевский А.Э.]: Конечно. Как нужно вести себя по отношению к ним? Практически?
[ведущая]: По отношению к таким людям... сдержанно надо вести себя?
Потиевский А.Э.]: А что им нужно давать?
[ведущая]: Давать?
Потиевский А.Э.]: Да, в чем они больше всего нуждаются?
[ведущая]: О-о, в восхищенных взглядах, наверно! В обожании!
Потиевский А.Э.]: Совершенно верно! Необязательно, чтобы это было, именно, обожание и восхищенные взгляды. Ему хочется, чтобы замечали.
00:38:04 [ведущая]: Внимание?
Потиевский А.Э.]: Да! Банальное внимание решает все эти проблемы! Просто замечайте его успехи, просто иногда советуйтесь с ним по каким-то вопросам. Давайте ему то, в чем он нуждается – признание, там не так уж много надо. Если вы достаточно мудры для этого, конечно. Если вы способны переступить через желание, чтобы все внимание было привлечено ко мне. Вот когда два таких человека сходятся, тогда начинаются проблемы, потому что они начинают перетягивать одеяло. Перетягивают внимание каждый на свою сторону. Они устраивают скандалы, устраивают ссоры, внешне себя ведут, закатывают истерики, имитируют сердечные приступы. Да все что угодно может быть! Но если хотя бы один человек в такой компании достаточно умен, он просто уступит пальму лидерства: «пожалуйста-пожалуйста, всё это внимание – ваше, зачем мне вся эта ерунда, зачем мне эта песочница». Взрослому человеку это не нужно, он понимает, что это не несет счастья.
00:39:12 Внимание, не обязательно с восхищением, можно с отвращением: « Ясейчас такую гадость сделаю, что вы все ахнете! Лишь бы доказать.....». Помните Геростракт..
[ведущая]: Что бы такого сделать плохого, чтобы всем стало хорошо.
Потиевский А.Э.]: Ну да, что-то в этом духе. Желание признания у взрослых может принимать очень разные формы. Например, взрослый любой ценой может желать открыть своё дело, свою фирму. Может, этот бизнес и не нужен никому, но зато он мой. Я могу себя в нём чувствовать полным хозяином. Только для того, чтобы… это не самореализация, это, чтобы доказать что-то самому себе и окружающим. Да не нужно никому ничего доказывать!
Как перестать быть эгоистом?
00:40:00 Какой смысл тратить на это время? Быть самим собой – вот это реально, это очень сложно. Но если вам удастся это, вот тогда окружающие действительно ахнут. Крайне мало людей в нашем обществе, которые проживают собственную жизнь. Все живут жизнь чужую. «Я хочу жить как артист, хочу славы. Я хочу жить как бизнесмен, хочу много денег. Я хочу жить как политик, хочу власти. Но я не хочу прожить свою собственную жизнь». А если я не живу своей собственной жизнью, мы уже говорили об этом, счастлив я? Никогда! Что ещё можно про этот период сказать, или про взрослого человека, который застрял в этом периоде? Обычно такой человек считает свои проблемы самыми важными, а чужие – всегда незначительными. «Что вы тут ерундой занимаетесь, утопающих спасаете! Вот у меня насморк – вот это проблема ужасная!»
00:41:05 Это очень часто больные люди, пациенты, имеется в виду, об этом заявляют: «Вот моя болезнь – она самая страшная!». Вообще, жизнь обычно наказывает за такие выражения, она подбрасывает им серьезные проблемы, поэтому от таких слов лучше воздерживаться. «Не буди лихо, пока оно тихо» называется. На этом моменте человек уже может понимать, что отношения с окружающими не в идеале, но он ещё не склонен придавать этому большое значение. Человек склонен оставаться в большой степени эгоистом: « Окружающие сами виноваты в своих проблемах, пусть сами и разбираются». Нужно учиться быть более разумным, более умным, видеть все эти мотивы поведения в окружающих, и в себе самом. И окружающим давать то, в чем они нуждаются. А если вы чувствуете в себе все то, о чем мы говорили: минусы, склонности подростка, то, общаясь с другими людьми, постарайтесь сначала понять другого.
00:42:06 Постарайтесь отнестись к нему, как к равному. И тогда, постепенно начнется выздоровление. Тогда, постепенно, человек начнет становится более взрослым. Избавляться от детского поведения. Понятен этот момент, Наташ? Нормально?
[ведущая]: Да. Достаточно понятно.
Потиевский А.Э.]: Тогда давайте подведем итог!
[ведущая]: Давайте!
Потиевский А.Э.]: Экзамен этого периода состоит в том, чтобы избавиться от желания, любой ценой добиться признания, то есть избавиться от ложной гордости, от гордыни и научиться признавать других. Причем признавать так, как им этого хочется. Есть один нюанс: если вы в себе этого не замечаете, то совсем не факт, что у вас этого нет. Те, кто не дошел до этого класса, то есть не сдал предыдущий экзамен – они могут не замечать в себе этого. У них актуальны экзамены предыдущих уровней.
00:43:02 Если человек такой экзамен не сдал, то всю жизнь он будет желать от окружающих признания себя, и самоутверждаться за счет внешних вещей: имиджа, положения, славы,титулов, званий. Тогда как правильное поведение, поведение взрослого человека, прямо противоположное. Это признание других во всех сферах. Это признание того, что другие не менее значимы, чем я. Это признание других, когда мы признаем за ними право иметь интересы, мнения отличные от наших. Это значит, что мы учимся находить в людях какой-то позитив, что-то хорошее. То, за что их можно уважать, хвалить, признавать. Поймите, это есть у каждого, нужно только захотеть это увидеть. Есть такая известная история по этому поводу, про ученика одного духовного учителя, который жаждал инициации.
История о духовном учителе и его ученике
00:44:06 Не знаете? Не рассказывал эту историю?
[ведущая]: Нет, я не слышала эту историю.
Потиевский А.Э.]: Очень известная история. Был один человек, который был убежден, что он – самый-самый-самый. Самый красивый, самый умный, самый воспитанный. Лучше всех знает иностранные языки, лучше всех играет на музыкальных инструментах, готовит. Идеал, короче говоря. И он был в этом абсолютно убежден, поскольку всё это подтверждало, во что веришь, то и видишь. Единственное, чего ему не хватало до полного счастья, у него не было инициации, не было посвящения у духовного учителя. И он все время своего гуру, своего духовного учителя слегка напрягал.« Ну гуру, ну что вы, в самом деле, ну уже пора, вы разве не видите, какой рядом с вами идеальный ученик простаивает без инициации, уже пора-пора-пора». Гуру все как-то нет, нет, попозже, ещё чуть подожди, и так далее.
00:45:06 Под конец ученик не выдержал, зажал учителя в угол, говорит: « Гуру! все! пора! время!» Учитель видит, что отступать некуда, говорит: « Хорошо, через три дня получишь инициацию, но одно условие. Ты мне должен привести кого-нибудь, или что-нибудь, что во всех отношениях хуже, чем ты. Во всех. Ученик хмыкнул, мол, как же я их всех приведу? Они же все хуже меня, ведь я самый лучший». Гуру говорит, мол, ладно, есть три дня, ты приведи кого сможешь, тогда поговорим о посвящении. Ученик пошел собирать всех, кто хуже его во всех отношениях, но. По милости духовного учителя, по его благословению он вдруг неожиданно начал замечать, что во всех окружающих есть хоть что-то, что лучше, чем в нем.
00:46:12 Например, кто-то лучше знает иностранный язык. А кто-то лучше играет на музыкальном инструменте. А кто-то лучше, чем он, рисует. А кто-то лучше читает стихи. У кого-то зрение острее, и так далее. Он вдруг понял, что вести-то некого. Потом мечется. Первый день прошел, второй, третий на исходе. И он вдруг понимает, что вести особо некого, не получается у него. Он загрустил, но тут физиология сыграла, отошел он по большой нужде. Сходил, за кустиком. Индийская история, там все просто. Встал, начал брюки поправлять, оглянулся посмотреть, что он сделал, и тут его осенило:« Вот эта вот штука, которая из меня сейчас вышла, так она ведь во всех отношениях хуже меня! Ну гуру, ну учитель, вот загадки задает! А я бы сам никогда не догадался! Вот, оказывается, что ему нужно было принести! Вот завтра и принесу.»
00:47:34 Только собрался идти к духовному учителю, как, опять по милости духовного учителя в голове что-то щелкнуло, и он начал думать. Давайте разберемся, а чем я, собственно говоря, горжусь? Если подумать, что я сделал? Когда я это ел, это было пищей, вкусной, освященной, красивой, с прекрасным запахом. Всё, что я сделал? Я превратил эту прекрасную пищу вот в это. Так чем я горжусь? С какой стороны я должен считать это хуже, чем я сам?
00:48:15 Похоже, даже это мне не удастся принести гуру… Может, даже это, то, что вышло сейчас из мен, не хуже, чем я. Но тут, на его счастье, из того, что он сделал, высунул голову маленький червячок, и вот тогда, он наконец понял, на него снизошло озарени: да! Вот, вот тот, кто во всех отношениях хуже меня! Он даже и пищу-то не ел, когда она прекрасной была, он сразу во всём этом живет, он гадкий и мерзкий, вот его я и принесу духовному учителю. Но тут у него опять в голове что-то щелкнуло, и он опять начал думать: « Чем я горжусь? Всё, что я сделал – это превратил прекрасную пищу в это, и изгадил окружающий пейзаж.А вот червячок, он в этом немножко поживет, и превратит это в землю, в удобрение. На этих удобрениях вырастет прекрасный цветок. Нет, он не хуже меня. Я могу так думать, но он не хуже меня».
00:49:24 И утром четвертого дня, очень грустный, ученик пошел к своему духовному учителю. Простите, говорит, я не смог выполнить вашего задания, не смог найти никого, кто хуже меня, я не достоин инициации. Гуру сказал: « О, садись, сейчас будем проводить обряд. Ты понял наконец-то». Вот так вот. Это то понимание, к которому должен прийти человек, который сдал этот экзамен. То, что я не лучший. Все окружающие имеют что-то хорошее.
00:50:02 У всех есть что-то, за что их нужно признавать. Может, не любить, не уважать, но признать за ними право на существование уже можно. Такой вот экзамен. И самое главное, что может помочь нам сдать этот экзамен – это снова духовная практика. Каждый раз мы об этом говорим. Потому что духовная практика, неважно какая, лишь бы она была авторитетной, исходила из истинного источника, раскрывает причину того, что мы все такие разные. И эта причина – свобода выбора, которая дарована нам самим Господом, которую сам Господь никогда не нарушает. Он предоставляет нам право быть самими собой, делать свой собственный выбор. По сути дела. В это время каждый человек может и должен реализовать ту самую христианскую заповедь «не судите».
00:51:06 Не судите, да не судимы будете. Не поддавайтесь гордыне, не думайте, что вы имеете право судить, что ваше мнение всегда самое правильное. Избавиться от этой гордыни, реализовать Божью заповедь, божественный закон. Это то, что может и должен человек в это время. Если не получилось, тогда значит, сейчас. Неважно, сколько нам лет, какие жизненные обстоятельства. Мы можем это сделать, и духовная практика обязательна поможет, лишь бы она была правильной. Вот такой жизненный класс, вот такой период. Надо вести себя так, как мы сейчас говорили, и, я уверен, любой человек из нас, сможет сдать этот экзамен, и сможет научить своих близких. Все на сегодня, пожалуй!
[ведущая]: Счастливым концом лекция четвертая была закончена, но у нас есть интересный вопрос. Прислал его нам слушатель, и он спрашивает.
Ответы на вопросы
00:52:10 [вопрос]: «Будьте любезна, расскажите, пожалуйста, немного о себе?»
00:52:15 [Потиевский А.Э.]: Я тогда скажу, почему я, вообще, этим занимаюсь. Почему я делаю то, что я делаю.
[ведущая]: То, что только что делали! [смеется]
Потиевский А.Э.]: Да, то, что только что делал. В общем-то, мне повезло в своё время. После института, интернатуры, ординатуры и прочее, я работал в отделении ревматологии, отделение аутоиммунных болезней. Отделение сродни онкологии. Люди не умирают, как в онкологии, но и не выздоравливают. Очень быстро становятся инвалидами, постоянные боли, и помочь практически ничем невозможно.
[ведущая]: Были, знаем, видели…
Потиевский А.Э.]: Да… Помочь, точнее говоря, невозможно в рамках той системы, которая сейчас действует, в рамках традиционной обычной медицины. И мне повезло в том плане, что судьба свела, такая карма, с преподавателем Аюрведы. Как раз сейчас написал, узнал, что он, оказывается, слушал.
00:53:15 Это Горюнов Андрей Юрьевич, пользуясь случаем, передаю ему большой привет ещё раз. Я познакомился в то время с Аюрведой, даже не с Аюрведой, а с философией. Меня вот это в большей мере заинтересовала ведическая философия. Она выгодно отличалась от всех, с которыми я был знаком, тем что она была логична, она позволяла задать вопрос, и получить на него вполне понятный ответ. Там была какая-то логика. С этого все и началось. Понимаете, когда врачи, в классической медицине, разочаровываются в том, что делают, они, как правило, уходят в диагностику.
00:54:00 Они понимают, что лечение бесперспективно. Лечишь-лечишь, а толку никакого нет. Они уходят просто в диагностику, там проблем меньше. Просто ставишь диагноз, а с человеком напрямую не контактируешь никак. Меньше сложностей. Эмоциональная нагрузка намного меньше. А я пошел не в диагностику, а в профилактику. То, чем мы сейчас занимаемся: лекции, семинары, консультации, прочее, это попытка помочь человеку начать вести такой образ жизни, который позволит не болеть. То есть профилактика. Не тогда, когда поздно, а когда человеку ещё можно помочь. Вот, наверно, основная причина, по которой я делаю то, что делаю, и по которой мы сейчас с вами можем слушать друг друга. Так что вот так!
[ведущая]: Так что вот так. На этой замечательной ноте мы все таки закончим эфир. Мне, конечно, не очень хочется с вами прощаться, но что же делать. У меня впереди…
00:55:03 Потиевский А.Э.]: Злая судьба разлучает нас.
[ведущая]: У меня впереди ещё эфиры, а у вас…
Потиевский А.Э.]: Всего вам хорошего.
[ведущая]: Всего доброго вам хорошего, до следующей недели. Надеюсь, в следующий четверг, может, и не дождик, но легкие снежинки будут витать в вашем городе, и всё равно будет приятная солнечная погода.
Потиевский А.Э.]: Спасибо. До свидания!
[ведущая]: До свидания! Уважаемые радиослушатели, это был Александр Потиевский. « Семь периодов в жизни человека и как добиться признания любой ценой», лекция четвертая.
транскрибирование: Денис Суволокин | 14 May 2012