Время быть мудрым

Аюрведа радио - 25 октября 2007
Понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. Шанс стать мудрым. С возрастом приходит более глубокое понимание законов жизни. История про Моисея. Чем отличается мудрец от ученного? Больше ответственность, больше возможность. Говорить правду - это высокая квалификация. Гордыня сбивает нас с правильного пути. Ответы на вопросы.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:48:31 | качество: mp3 24kB/s 8 Mb | прослушано: 2046 | скачано: 916 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 [Заставка радио] Почему у нас есть страхи, и где взять настоящий источник силы для перемен? Кто такой лидер, знающий главный секрет успеха. А самое главное, откуда берется интерес к жизни. Потиевский Александр – специалист в области Аюрведы и Ведической психологии расскажет нам об этом и многом другом в четверг в прямом эфире на Аюрведа-радио.

00:00:31 [Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели. Продолжаем нашу программу. И вот, в гостях на Аюрведа-радио Потиевский Александр, и это уже не прямой эфир из Омска, а прямой эфир из Москвы, семинар «Семь периодов жизни человека» и тема «Время быть мудрым». Когда я начала эфир, я нажала все нужные кнопки, и в это время Александр спросил: «Уже все?». И в этом момент мне стало так страшно, как будто, действительно, уже все. Здравствуйте, Александр.
[Потиевский А.Э.] Здравствуйте, Наталья. Ну, а что? Ну, на самом деле, уже все. Но по-другому просто не бывает.
[Ведущая] Вы, как врач, страху нагнали.
[Потиевский А.Э.] Ну, это половина успеха, вообще. Если пациент понял серьезность своего положения, он будет лечиться. До тех пор, пока он этого не захочет…
[Ведущая] Лечиться он не будет.
[Потиевский А.Э.] Да, лечение бесполезно.
[Ведущая] Понятно. Ну, традиционный вопрос: «Как погода в Омске сегодня?», не подходит, так что….
[Потиевский А.Э.] Увы, нет данных.
[Ведущая] Нет данных.
[Потиевский А.Э.] Та что, видимо, начинаем сразу.
[Ведущая] Начинаем сразу.

Понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо

00:01:33 [Потиевский А.Э.] Итак, мы продолжаем наш семинар «Периоды жизни человека. Семь периодов». И я напомню то, о чем мы говорили в прошлый раз. Мы говорили об активности Вишудха чакры, то есть период от 28 до 35 лет. Мы говорили, что это время, когда человек очень хорошо понимает, вернее очень хорошо разбирается в том, что такое хорошо, а что плохо. То есть он в этом должен очень четко определиться. И даже необязательно для всего мира, хотя бы для себя самого. Что человек будет делать всегда, независимо от обстоятельств, и то, что он никогда ни при каких обстоятельствах делать не будет. Если этого понимания нет, то жизнь становится очень неустойчивой. Поэтому такое понимание – это очень важная вещь в жизни каждого, по сути дела, человека. И мы говорили о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Сейчас, вот, я закрою экран, чтобы Наталья не подглядывала и спрошу ее. А помнит ли она. Что хорошо, что плохо?
[Ведущая] Я не подглядываю. Я не подглядываю.
[Потиевский А.Э.] Итак, что такое хорошо, а что плохо?
[Ведущая] Ой. Двоечница я. Хорошо – это, когда хорошо, а плохо – это, когда плохо. Но мне кажется, на самом деле, вот, ну, нет такого понятия «хорошо и плохо». Есть просто благоприятно и неблагоприятно.

00:02:45 [Потиевский А.Э.] Хорош. В принципе, правильно. Ну, вопрос тогда такой: а благоприятно, для чего? Потому что это, на самом деле, самое главное.
[Ведущая] Благоприятно для здоровья человека, благоприятно для соседа, благоприятно для правительства. Ну, вот, относительно….
[Потиевский А.Э.] Относительные вещи. Но есть одна вещь, которая является абсолютной. То есть в жизни человека, на самом деле, очень много вещей, которые кажутся важными. Но проходит время, человек вспоминает о них и думает: «А что я тогда из-за них переживал?».

00:03:10 И большинство вещей, они относятся, как раз, к этой категории. Очень много, большая часть, значительная. Вопрос в том, что остается всегда, независимо оттого, что с нами случается? Мы говорили в прошлый раз о том, что благоприятное или хорошее, это одно и то же слово, по большому счету. Так вот, это то, что помогает человеку приближаться к Богу, к самому к себе, соответственно. Потому что человек, как известно, создан по образу и подобию. Соответственно, плохое или неблагоприятное – то, что отдаляет человека от Бога. И это не просто абстрактное понятие, это то, что человек видит. Буквально каждую секунду, замечает это постоянно.

00:03:47 Кроме того, мы говорили о том, что это понимание позволяет человеку очень четко определить для себя, что он должен делать для реализации своей миссии в жизни. Уже не просто понять, что, вот: «Моя миссия – это приносить людям добро. А как, конкретно? Что конкретно я должен делать. Может, вот, добро, как раз, понятие относительное. В чем нуждается человек? Что, действительно ему могу дать? В чем я специалист?». И на этом этапе, мы говорили, человеку обязательно необходима помощь духовного учителя. А для того, чтобы принять её, чтобы, вообще, обратиться к духовному учителю, необходимо становится более смиренным. По сути, если этого не происходит, то с годами человек все больше и больше отдаляется от понимания своего предназначения в жизни. То есть смирение – это то качество, которое необходимо для того, чтобы просто начать учиться.

00:04:40 Еще одна опасность, которая подстерегает человека в тот период, о котором мы говорили в прошлый раз, это то, что человек может не утвердиться в понимании того, что он рожден для того, чтобы отдавать. Он может привыкнуть, впитать в себя тот образ мысли, который навязывается сейчас всеми средствами массовой информации, обществом в целом, старшими людьми, то есть «бери». Бери, бери, тяни на себя, хапай, можешь перегрызть глотку, если это потребуется, и так далее. С житейской точки зрения это, конечно, правильно, но в перспективе это дает проигрыш. То есть человек просто не становится счастливым вот в этом. Он просто включается в крысиные бега, в гонку по замкнутому кругу, ну, а счастья в этом процессе не так уж и много.

00:05:23 Наконец, мы говорили о том, что человек должен окончательно определить свой духовный путь. Не в смысле, что он есть, а какой он. То есть начать углубляться в какую-то науку духовную, религию, мировоззрение, как угодно это можно назвать, не важно. Главное, что я понимаю, что является моим. И мы говорили о том, почему человек, как правило, не может этого сделать. Есть вещь, которая влечет за собой такой выбор. И что это, первое? Помните, Наташа? Первое – это ответственность.
[Ведущая] А!
[Потиевский А.Э.] Да. Это самое, пожалуй, важное и самое сложное
[Ведущая] Я просто растерялась.

00:05:59 [Потиевский А.Э.] Ага, врасплох застать, это тоже очень важно для врача. Да. Ответственность. И принимать ответственность мало кому хочется. У нас этому не учат. У нас, наоборот, есть такое понимание в обществе, что власть или положение – это, как раз, свобода от ответственности. Чем богаче человек, чем выше положение он занимает, тем легче ему избавиться от каких-то проблем, от ответственности в том числе. Но, на самом деле, все наоборот. Правильное понимание власти, мы говорили об этом в семинаре по лидерству, это все большая ответственность. И принятие на себя обязательств в какой-то духовной традиции, это тоже очень и очень большая ответственность. И то, что человеку помогает преодолеть эту сложность, то есть страх, боязнь, нежелание принять ответственность, это наличие очень глубоких и доверительных отношений с духовным учителем. Это тот самый критерий, на который мы можем опираться при выборе своего духовного пути. Там, где я нашел такого человека, за которым я могу идти, и которому я, самое важное, доверяю, вот там и мой путь. Взаимное доверие – это то, что очень важно для того, чтобы начать, своё духовное приближение к чему бы то ни было, в любом направлении.

Шанс стать мудрым

00:07:11 И на этом мы остановимся по поводу того, о чем мы говорили в прошлый раз, и начнем новую тему. Итак, сегодня мы начинаем следующий период, с 35 лет до 42.
[Ведущая] Это то, что нас ждет впереди.
[Потиевский А.Э.] Ну, кого-то ждет впереди, кто-то уже в этом возрасте.
[Ведущая] Я про себя сказала.
[Потиевский А.Э.] Ну, как говорится, не зарекайтесь, все там будем.

00:07:32 Итак, это время активности Аджна чакры или её называют Агия чакра, по-разному произносят, не суть важно. Шестая чакра. Это особенное время. Название этой лекции – это «Время быть мудрым». И это, как раз, то, что отражает проявление этой чакры в жизни человека. Человек действительно получает шанс стать мудрым. То понимание, как здесь все устроено, которое было заложено на предыдущих этапах, здесь в человеке кристаллизуется. То есть оно выстраивается в стройную систему. И тогда у человека проявляется интуиция. Это, так называемый, принцип галограмы. Достаточно маленького клочочка информации, чтобы человек мог выстроить всю картину, просто, потому что он понимает, как все здесь друг за друга цепляется, как мозаика. Вот. Это те, кто собирали пазлы, они знаю, как это бывает. Надо, самое главное, хотя бы два кусочка найти, а уже вокруг них можно строить все остальное. Так же и здесь, человек понимает самое важное. И, в принципе, вокруг них он может выстроить любую систему, он сразу поймет, как она должна работать.

00:08:36 То есть это возраст уже, определённой зрелости, причём не столько физической, и даже, может быть, не психологической, а именно зрелости, как человека. Человек должен состояться, как человек. Мы для себя ставим разные задачи. Например, мне , вот, к определённому возрасту хотелось бы иметь то-то, то-то, то-то. Да? Быть таким-то, таким-то, таким-то, проявлять те-то, те-то качества. Вот это, как раз, то, какими мы будем. То есть вот этот период, он очень важный, потому что он готовит, это предпоследняя ступень, по сути дела, в развитии. Она дает огромные возможности, она налагает очень большую ответственность. Ну, об этом мы будем говорить дальше.

00:09:16 Итак, об этом периоде можно говорить очень много и очень красиво, это мы будем делать чуть позже. Но в начале более практичные моменты. То есть нас с вами в первую очередь интересует, чему в этом классе жизненной школы, человек должен научиться. Какой урок он должен извлечь? Потому что урок, мы говорили, есть свой, в каждом классе.

00:09:38 Итак, к этому времени человек подходит, уже накопив определённый багаж знаний. Уже теории у него достаточно, и даже есть определённые успехи в практике. Потому что он начал углубляться, он начал получать свой собственный опыт. И поэтому у него появляется естественная, совершенно естественная, подсознательная потребность передавать все накопленное другим. То есть это, как раз, и есть активность Аджна чакры. То есть, если предыдущие уроки не усвоены, то активность чакры извращается, она становится болезненной. И тогда человек вместо того, чтобы отдавать, обретает прямо противоположную тенденцию, он становится жадным. Подсознательно человеку приходит понимание, что нам здесь ничего не принадлежит, с чем пришли, с тем и уйдем. И, если человек не подготовлен к этому, то вот это понимание рождает в нем ощущение постоянных потерь, то есть человек чувствует, как у него все сквозь пальцы, буквально, утекает.

00:10:35 Вещи, время, друзья, отношения, деньги, даже, если их много, он чувствует, как это все, вот, стремительно мимо него проносится, а он, как бы, в стороне. Вы можете иногда заметить, как с возрастом люди становятся другими.
[Ведущая] Абсолютно другими становятся люди.
[Потиевский А.Э.] И есть две тенденции. Они либо становятся все лучше, то есть от них отшелушивает, отшелушивается все лишнее, все наносное, всякая ерунда.
[Ведущая] Либо хуже становятся.
[Потиевский А.Э.] Либо хуже, да. Скупость, жадность начинает проявляться.
[Ведущая] Говорится, старческий маразм. Это про это?
[Потиевский А.Э.] Это ещё не маразм.
[Ведущая] Нет?
[Потиевский А.Э.] Это возрастные изменения личности.
[Ведущая] Аха.

00:11:09 [Потиевский А.Э.] Да. Но это близко. Нам нужно понять, что при нормальном развитии событий, то есть, если все идет так, как положено, то человек становится все более свободным. То, что один воспринимает, как потерю, другой, тот, кто готов, воспримет, как большую свободу. Это, как цепи. Кому-то их может не хватать. Он их собирает, он их копит, он окутывает себя этим железом, навешивает его на себя. А кто-то понимает, ему этого не нужно, и чем их меньше, тем лучше. То есть человек все яснее может понять, что по-настоящему для того, чтобы быть счастливым ему-то ничего и не надо, по большому счету. Тут есть, правда, такой момент, что это поведение, оно может вызвать шок у окружающих: «Как так? Работать с больными детьми за вот такую зарплату?» или «Иметь возможность украсть и не сделать этого? Аха, это же невозможно!».

С возрастом приходит более глубокое понимание законов жизни

00:12:01 Есть такая известная история об одном очень ловком человеке, который объяснял, что он, на самом деле, ничего не ворует, «не-не-не-не». И он предлагал провести такой простой эксперимент, этот человек, очень уважаемый в обществе. Добившийся больших успехов в жизни. Он сказал: «Возьмите 10 своих самых честных друзей, выберете, вот, самых-самых честных. Вы в них уверены, вы им деньги спокойно одолжите, и даже бояться не будете, что вам не вернут. Выстроите их в линию и дайте первому кусочек сала, и пусть он передаст его в руки следующему. И так до конца, а потом обратно».
[Ведущая] Кусочек сала?
[Потиевский А.Э.] Да, просто сало, обычное сало, или масло, что угодно. Вот. «И потом они пусть его вернут вам». И он спрашивал: «Как, по-вашему, это будет тот же самый кусок или нет?». Наташ, как, по-вашему, это тот же самый или нет?
[Ведущая] Ну, через меня бы он точно таким же и прошел, а, скорее всего, наверное, вернется чуть меньше или совсем меньше.

00:12:51 [Потиевский А.Э.] Почему?
[Ведущая] Ну, каждый попробует.
[Потиевский А.Э.] Нет, это же честные люди. Нет, нет, нет, они пробовать не будет, Боже упаси. Он говорит: «Вот тут-то самый интересный момент, да? Они не трогали, они, в смысле, они не кусали, они не грызли, не отрезали, нет. Они получили, они вам это вернули. А теперь попросите их посмотреть, показать вам ладони.
[Ведущая] У них останутся жирные руки.
[Потиевский А.Э.] Они будут в сале, но вы же не скажете, что они его украли. Правда?
[Ведущая] Да.
[Потиевский А.Э.] Понимаете, какая интересная философия? Да? «Мы не украли. У нас просто руки, чуть-чуть вот, вот, пристало». Такая, вот, понимаете, хитрость, житейская мудрость. То есть, вот, с точки зрения житейской логики, человек, он безупречен. Он не ворует, он не грабит. Просто, вот, само к рукам липнет. Вот отсюда пошло это выражение: «Прилипло к рукам».
[Ведущая] Понятно.
[Потиевский А.Э.] Вот. Но мы же не крадем, правда? И им это нравится, они чувствуют себя…
[Ведущая] «Берем взаймы» - они говорят.
[Потиевский А.Э.] Да, Боже упаси. Возмещаем ущерб, да.

00:13:44 Да, разные бывают такие вариации на эту тему. Но мы с вами сейчас, когда говорим о мудрости, имеем в виду не поверхностные знания и опыт. То есть, где, что лежит. Причем, желательно, плохо лежит. Но, вот у нас оно будет лежать хорошо. Нет. Мы говорим о, именно, глубоком понимании законов, то есть принципов устройства этого мира. То есть это уже настоящие консультанты, эксперты. Самое главное – мы говорим о настоящей мудрости. То есть мудрость жизни, то, что, действительно, имеет цену. То есть человек знает, как стать счастливым ему самому, и как сделать счастливым другим, как помочь им в этом?

00:14:24 Это легко заметить. Вот, бабушки, дедушки, то есть люди в возрасте, они все время любят поучать. Они, может, раньше такими не были. А тут из них начинает: «Ну, что такое? Ну, как ты делаешь? Ну, неправильно, ну посмотри…». Ну, то есть такие вещи. А они не виноваты, да? Это даже не старческое изменение, это нормальное проявление чакры, им хочется учить, у них потребность такая просыпается. Чакра в них это пробуждает. Но вопрос в том, а кто они такие, чтобы их слушали?
[Ведущая] О, как.
[Потиевский А.Э.] Да….
[Ведущая] Вопрос ребром.
[Потиевский А.Э.] Вопрос ребром, на самом деле. Да? Вообще, нас есть за что уважать? Потому что слушают только тех, кого уважают.

00:15:00 А мы, вообще, демонстрируем такое поведение, за которое нас [неразборчиво] есть, вообще, этот повод для уважения или нет? Это очень важный вопрос, и должны мы его задавать самому себе. Дело в том, что в это, этот период – это время ясности. То есть все становится очень четко на свои места. Приходит целостное видение жизни, уже не просто отдельные фрагменты. Я понимаю, что здесь вот так, а здесь вот так. Я вижу все в одном, как одну целую картину, и если знания, на которые опирается человек в этом видении, они истинные, полученные из истинного источника, то они приводят к тому, что человек способен даже видеть будущее. Это не мистические способности, это просто естественное понимание тенденций, к чему приведет, обязательно, тот или иной поступок. То есть понимание вот этих самых законов жизни или кармы, можно сказать, разные слова используются, оно становится совершенным. У человека, у него появляется способность давать ответы на те вопросы, которых он, вообще, никогда раньше не касался. Но он даже ничего не слышал, может быть, об этих вещах, но у него интуиция появляется.

00:16:06 Была одна такая смешная ситуация у нас однажды. Помню, на третьем, что ли, курсе, или на четвертом. На четвертом курсе в мединституте, когда мы в первый раз начали, нас допустили к пациентам, больным. И были такие стандартные клинические разборы. То есть, вот, рассказывался случай, там, анализы, и говорили: «Ну, по вашему мнению, коллеги». Мы так всегда радовались, когда нас коллегами называли. Приятно было.
[Ведущая] Коллеги.

00:16:27 [Потиевский А.Э.] «Итак, коллеги, ваше мнение, какой диагноз?». Помню, кто-то сказал: «Вот, я точно не уверен, но мне интуиция подсказывает, что…». Тут его профессор останавливает: «Молодой человек, интуиция – это производная знания и опыта. Опыта у Вас точно нет, ну, а знаний, насколько я могу судить, тоже не много. Поэтому об интуиции лучше не говорите. То есть вы фантазируете». То есть интуиция – это производная знаний и опыта. Если их нет, это что-то другое, это уже не интуиция. Вот. Но, когда знания нормальные, когда они, действительно, усвоены, когда предыдущие уроки, пройдены, то все хорошо. То есть человек, действительно, может выходить или давать решения в тех жизненных ситуациях, в которых он никогда раньше не бывал. Вот такого человека уже называют мудрецом.

00:17:12 Парадокс в том, и, вообще, даже это не парадокс, шок может вызвать, что пик мудрости, то есть вот эта творческая способность, должна приходить к 41-му году. Наташа, Вы много людей знаете, вот, примерно такого возраста, которых можно было бы по-настоящему мудрецом назвать?
[Ведущая] За последние два года я узнала таких людей чуть больше, чем 2 года назад.
[Потиевский А.Э.] Вам повезло. Большинство людей, они, к сожалению... Либо, вообще, таковых не знают, либо очень глубоко ошибаются, называют мудрецами тех, кто не заслуживает, на самом деле, такого эпитета, такого титула, точнее говоря.

00:17:50 [Ведущая] В жизни очень трудно найти человека в этом возрасте, чтобы он обладал, действительно, большой мудростью, накопленной за время своей жизни.
[Потиевский А.Э.] Да…. Это не эрудиция. То есть, чтобы не было этой путаницы.
[Ведущая] И не смекалка.
[Потиевский А.Э.] И не смекалка, да. Это именно мудрость.
[Ведущая] И не талант.
[Потиевский А.Э.] Это мудрость.
[Ведущая] Это мудрость.
[Потиевский А.Э.] Да. Это то, что приходит, действительно, со временем, если это время не потрачено впустую.

00:18:11 И в Ведах говорится, что если у вас есть возможность общаться с таким мудрецом, её следует ценить. Потому что он может дать один совет, вообще, он один взгляд бросит, и вы что-то можете понять. То есть вы можете изменить вашу жизни в одну секунду, изменить, причем, к лучшему. В начале это может показаться очень странным, то, что он говорит, непонятным, вообще ерундой какой-то, но, если мы дадим себе повод подумать, то мы поймем, что за этим стоит огромная мудрость.

История про Моисея

00:18:38 Я рассказываю, вот, историю про Моисея. Однажды он встретился со своим духовным наставником, там по-другому это немножко называлось, иофором, и пожаловался, что: «Я очень устал. Я Моисей, я пророк, я веду избранный народ по пустыне. Постоянные проблемы, они ко мне приходят, они жалуются: «А! А! те проблемы, те проблемы». Устал, в общем».
[Ведущая] Надоело.
[Потиевский А.Э.] Да. Во! Подходящее слово. Мудрец сказал: «Ты устал?». - «Да, устал». - «А почему?». - «Ну, вот, вот, вот. Вот, они такие». Говорит: «Нет, это не они такие, это просто ты ведешь за собой рабов, а рабы, они всегда будут очень сильно тебя утомлять, они все время будут на тебя все перекладывать все свои проблемы. А ты должен вести за собой свободных людей». Тут его, что называется, как бы, торкнуло...
[Ведущая] Осенило.
[Потиевский А.Э.] Осенило. «На меня снизошло откровение. Да? То есть тут он понял, что, вообще, от него-то требуется. Вот. Ему просто одну фразу сказали, и понял.

00:19:41 То есть, если рядом такие люди есть, к ним надо прислушиваться, их каждое слово нужно ловить. Только не забывайте, пожалуйста, очень важный момент. Первой ступенькой к тому, чтобы понять совет мудрого человека является что? Первое качество ученика?
[Ведущая] Смирение.
[Потиевский А.Э.] Точно, все правильно. Смирение. И если вам повезло что-то услышать от такого человека, не спишите, пожалуйста, делать вывод, что: «О! Теперь все ясно! Да! Я понял, я понял, да, теперь все будет просто».
[Ведущая] Теперь можно бежать навстречу к слону.
[Потиевский А.Э.] Да….

00:20:12 Нужно очень хорошо подумать, чтобы действительно понять, что нам говорят. В санскрите, вообще, нет такого выражения «говорить какие-то слова». Там что-то одно или слово употребляется, или «говорить». Потому что речь – это дар, и общаться – это очень серьезный процесс. Это, вот, я вижу здесь, вот, у Вас на компьютере, Наташа, фотографию Головинова Андрея Юрьевича.
[Ведущая] Да.
[Потиевский А.Э.] И он нам все время об этом говорил, что общение – это медитация, когда люди говорят, они должны находиться в медитации. Только тогда по-настоящему можно услышать то, что вам, вообще, хотят сказать. То есть слушают многие, но только ученики слышат. Это квалификация ученика. Помните, у Макаревича, да, песенку: «Давайте делать паузу в словах..... чтоб лучше отдавалось в головах значение выше сказанного слова».
[Ведущая] Хорошо задвинул.
[Потиевский А.Э.] Угу. Очень хорошее, кстати, высказывание, на самом деле. Просто, чтобы понять, вообще, слово – это очень серьезная проблема.

Чем отличается мудрец от ученного?

00:21:10 Но, и, наконец, такой вопрос. А чем, скажем, отличается мудрец от человека, имеющего, ну, скажем, ученую степень доктора наук?
[Ведущая] Ну, это просто. Мудрец-то – он же жизненную мудрость изучил, а доктор наук, он же все по книжкам изучал.
[Потиевский А.Э.] Нет. Ну почему? Он мог сам открытия делать.
[Ведущая] Ну, все равно, в очень узкой форме.
[Потиевский А.Э.] Ну, где-то близко, на самом деле. То есть учитель, мудрец…. Что, Вы не довольны определением «где-то близко»?
[Ведущая] Нет-нет. Я просто хотела добавить, но я Вас буду слушать.
[Потиевский А.Э.] Ну, хорошо. Мудрец, а не учитель, он способен выделить в знании главное.
[Ведущая] Главное. И нужное.
[Потиевский А.Э.] И нужное. Да, необходимое, я бы даже сказал. Самое главное, самое необходимое, самое….

00:21:57 [Ведущая] Полезное и спасительное.
[Потиевский А.Э.] Да, но это, это только часть. Потому что способность выделить главное – это просто способность к анализу, вообщем-то, ничего сложного в этом нет. Но мудрец способен дать другим это почувствовать. Он способен это, действительно, передать. Не просто сказать какие-то слова, описать то, что он понял, а, действительно, передать это от сердца к сердцу, как говорится. Очень легко это можно заметить. Вот, лекцию, когда читают для студентов, к примеру, профессор, особенно старая школа, старая закалка профессора, и, там, молодые, скажем, только-только аспиранты, которые, ну, это просто нагрузка к их основной деятельности прочесть лекцию для студентов. И когда профессор читает лекцию, он хочет, чтобы студенты его услышали и поняли. А для аспиранта это неважно. Ему важно….

00:22:41 [Ведущая] Для аспиранта – выдать информацию.
[Потиевский А.Э.] Да, для него отчитать лекцию, отбарабанил свои часы и пошел. Другое восприятие. Когда ты слушаешь человека, который хочет, чтоб ты его, вот, понял, действительно услышал, это рождает отклик, хочется слушать, хочется прислушиваться, особенно, если он, действительно, говорит то, что нужно, то, что важно. А, если видно, что человек, он просто тебе информацию выдает, ну, это так…Проходит как-то мимо.
[Ведущая] Да, конечно.
[Потиевский А.Э.] Угу. То есть это уже настоящий консультант. Он способен увидеть корень проблемы и подобрать соответствующее решение для этой ситуации.

00:23:18 Был фильм такой, очень интересный «В чужом ряду» или «Меняя линию», там, он по-разному переводится [неразборчиво]. Там был человек – один из главных героев, который анонимный алкоголик. И психотерапевт, который с ним занимался, он в один прекрасный момент сказал ему: «Слушай, ты же не алкоголик, на самом деле». «Как? Я? Да, я алкоголик. Вы что? У меня проблемы…». «Нет, - говорит – Ты тащишься вовсе не от выпивки, ты тащишься от трагедий, от неудач. Вот, когда с тобой плохо, у тебя проблемы, ты говоришь: «Ой, как мне плохо», да? И от этого наслаждаешься. Вот, то есть дело не в выпивке, ты просто разрушаешь сам себя и это тебе нравится, ты упиваешься своим несчастьем». И человек услышал, он понял, что это, на самом деле, так, в тот же день бросил пить. То есть за внешней проблемой, нужно видеть более глубокую, или извлечь её на поверхность и дать соответствующее решение. То есть давайте подведем итог определённый.
[Ведущая] Давайте.

00:24:16 [Потиевский А.Э.] В этом возрасте приходит потребность передавать свои знания и опыт людям, которые этого опыта не имеют. Но присутствует и сложность, состоящая в том, что по мере развития человека, приходится принимать все большую ответственность за тех, кто от тебя зависит. Вот, такая загадка. Скажи, Наташа, вот, человек, который обладает мудростью, так?
[Ведущая] Так.
[Потиевский А.Э.] К нему приходят за вопросами, и он должен на них ответить. Ну, у него работа такая. Обязанность.
[Ведущая] В смысле, с вопросами за ответами? Ага, приходят.

00:24:49 [Потиевский А.Э.] Да. Как, по-вашему, легко ли он будет, вот это все, что у него есть, отдавать?
[Ведущая] А мне кажется, он посмотрит на человека, насколько он готов к тому, чтобы принять то, что мудрец может отдать.
[Потиевский А.Э.] О! Совершенно верно.
[Ведущая] Полон ли стакан наполовину или пуст?
[Потиевский А.Э.] Это Вы к чему это?
[Ведущая] А это, вот, учитель смотрит на ученика, насколько он полон знаниями или насколько пуст. Философская мудрость.
[Потиевский А.Э.] Хорошо сказано. Надо запомнить.

Больше ответственность, больше возможность

00:25:23 Итак, на самом деле, люди, то есть все мы, каждый из нас должен понимать, что только принятие все большей ответственности будет нам открывать возможности совершенствоваться, как личности. Больше ответственность, больше возможность. Избегаем ответственности, сами себе перекрываем возможности. И тут по-другому никак не сыграешь, то есть это такая, вот, прямая закономерность. Пожалуй, есть только одно предупреждение, о которым здесь обязательно нужно сказать, это то, что структурировать, то есть выдавать за мудрость, считать, вообще, мудростью, можно только настоящее знание.

00:26:06 То есть знание, о котором мы говорили, оно получено от мудрецов и из книг мудрости, то есть из священных писаний, из абсолютных источников. Но, если человек пытается обрести мудрость, анализируя собственные ошибки и достижения. То есть, вот, я живу и сам себя оцениваю, рефлексирую, то в общем, это к сумасшествию, в конечном итоге, может привести человека. То есть человек, он все больше и больше зацикливается на себе самом. У него подсознательно развивается такое убеждение, что : «Я – это единственный источник информации! Вот только через меня…». Знаете, такое….
[Ведущая] «Только через мой труп!».
[Потиевский А.Э.] Нет, просто «через меня». То есть «Встаньте там и слушайте сюда! Именно отсюда будет проистекать». Примерно такое же понимание [неразборчиво]
[Ведущая] «Эй, вы, трое! Оба идите сюда! Я тебе говорю!».
[Потиевский А.Э.] Ага. Да-да-да-да-да.

00:27:00 А наш принцип, тот, о котором мы говорили в самом начале, самая первая лекция, потом мы снова и снова его повторяем. Основной принцип развития – это то, что мы развиваемся через общение. Мы отдаем, мы обмениваемся, и от этого мы развиваемся, мы углубляемся, мы становимся богаче. Чем больше мы отдаем, тем больше получаем, и так далее. К сожалению, сейчас очень часто можно видеть таких людей. С ними явно что-то не так. То есть внешне, все правильно. То есть они адекватны, можно так сказать, но вот, смотришь на него и слушаешь, особенно, и понимаешь: «Что-то явно не так». А человек, он ничего не слышит, он упоен собой. Он слушает самого себя. И ему это так нравится, что он остановиться уже не может.

00:27:53 Потому что, как только он останавливается, он лишает себя этого удовольствия петь, как соловей, разливаться. И только попробуйте ему что-то сказать, все, он на вас посмотрит, как на врага народа. То есть все. Такие люди, они охрану заводят, чтобы к ним не приближались, чтобы не останавливали. Обвиняют всех окружающих, в чем угодно. В политике, в шоу-бизнесе, там особенно много вот таких людей, там, предрасполагает...
[Ведущая] Атмосфера.
[Потиевский А.Э.] Да, там такая особенная, действительно, атмосфера. И еще, ещё более забавная ситуация, это, когда люди пытаются Аджна чакру раскрыть искусственно, простимулировать. Там, дыхательные упражнения, психотропные вещества, галлюциногены.

00:28:35 [Ведущая] А в каком месте находится эта Аджна чакра?
[Потиевский А.Э.] Во лбу звезда горит.
[Ведущая] Во лбу. Это когда сердишься, тут всякие…
[Потиевский А.Э.] Морщины собираются.
[Ведущая] … всякие шишки на лбу выскакивают.
[Потиевский А.Э.] Ну, в том числе. Да. Потому что сердиться – это, значит, с мудростью проблемы, да? То есть мы ещё раньше должны были понять, что мы все братья и сестры, и это не образное выражение, совершенно прямое, оно, на самом деле, так и есть. И если мы этого не понимаем, у нас тут начинают проблемы с энергией уже появляться. То есть вот такие вещи.
[Ведущая] Понятно.
[Потиевский А.Э.] Вот, то есть, в принципе, вот все эти новомодные увлечения, то, что за йогу сейчас выдается, за медитацию, за дыхательные техники, они очень легко могут привести к сильным психическим расстройствам, вплоть до прогрессирующей шизофрении, то есть, есть такие случаи.

Говорить правду - это высокая квалификация

00:29:18 Тоже у нас была забавная ситуация. Для четвертого курса устраивался кружок по психиатрии. Туда обычно мало кто ходит, ну, только те, кто планируют стать психиатрами. Вот. Но одна тема, она неизменно собирает полный зал, это тема: «Психотропные вещества. Галлюциногены». Вот. Ну, тут люди проходят: «Ого, ого!Круто, сейчас послушаем, может, даже поучимся чему-нибудь». Вот. И обычно всегда дают сначала слово студентам. И обычно выбирается на сцену такой студент и говорит, и очень восторженно начинает: «Да, психоделика, да, эти галлюциногены, да, это же классно! Это расширяет сознание, это отрывает новые перспективы! Да, вообще…». Ну, что-то в духе того, что: « Каждый уважающий себя человек, хотя бы раз в жизни, должен попробовать галлюциногены». Но, вот, обычно на этом месте их и начинают, так, преподаватель тихонечко тормозить, он говорит: «Ну, хорошо, хорошо, вообщем, понятна Ваша концепция, что есть грибочки, есть, там, ЛСД, есть, там, то, се, пятое, десятое, вот. Ну, давайте посмотрим на проблему с другой стороны».

00:30:17 [Ведущая] Давайте.
[Потиевский А.Э.] И начинает просто рассказывать историю болезни. «Ну, пациент такой-то, начинал с того-то, сейчас диагноз такой-то. А вот этот начинал с того-то, потом то-то, сейчас диагноз такой-то. А вот этот сразу начал и сразу диагноз получил»
[Ведущая] Сразу кончил.
[Потиевский А.Э.] Да, причём очень, как бы….

00:30:30 [Ведущая] Печально.
[Потиевский А.Э.] Печально, да. Вот. То есть нужно понять, что невозможно прыгнуть через голову, невозможно обмануть природу, «как аукнется, так и откликнется». Попробуйте обмануть ее? Она обманет вас, причем, так обманет, что мало не покажется. Поэтому упаси Боже от таких попыток, в общем. Я пониманию, что я немножко пугаю. Да? Как бы, это так может немножко звучать, несколько напряженно, но мне доводилось видеть, к чему это приводит, и я очень хорошо понимаю, что это такое. То есть это любой врач вам это подтвердит, которому хоть раз с наркологией доводилось связываться. Очень любопытное впечатление, когда ночное дежурство в отделении наркологии. Ладно, давайте лучше сменим тему, а то что-то мрачно становится.

00:31:18 Итак, самое главное, что делать-то. Практические рекомендации. Риска два. Либо остановиться на достигнутом: «Ну, классно, мудрец же уже. Хо-хо. Уже уважаемый человек». «Ты меня уважаешь, и я тебя уважаю, мы с тобой уважаемые люди». Вот. Либо, из-за боязни высокой ответственности, не начать, вот, отдавать другим свои опыт и знания, то есть остановить, то есть спрятаться в раковину, и так далее. И поэтому в этот момент особенно важны отношения с духовным учителем, уже не просто доверительные, которые были раньше. То есть тут уже не та ситуация, когда можно прийти и поплакаться на плече: «А! Все плохо, нужна помощь! Пожалейте меня, посочувствуйте, и так далее». Нет. Здесь на первый план выступает другая грань. Здесь в отношениях с духовным учителем, с наставником необычайно важна откровенность, правда. Необходимо, жизненно, чтобы рядом с нами были люди, хотя бы один человек, которые могли бы, способны были бы откровенно сказать нам всю правду о нас, вот, какой бы она не была. Просто это очень высокая квалификация – говорить правду. Далеко не каждый на это способен, даже их тех, кто её понимает, кто её видит. И внешне, если мы не осознаем этот момент, то может показаться, что учитель, он очень резок или груб даже со своим учеником, жесток, может даже, такое впечатление сложиться. Мы просто не понимаем, это проявление любви к ученику.

00:32:41 В Ведах есть известное выражение, что «слова гуру, они остры, как бритва, но его сердце мягко, как масло». Слова могут быть любыми…
[Ведущая] Но они не ранят [неразборчиво]
[Потиевский А.Э.] Да. Если они от любви идут, именно от настоящей любви. Тут очень легко спутать вот это вот, желание улучшить другого человека, это проявление камы, проявление вожделения. Знаете, да же, этот простой принцип: чем любовь отличается от вожделения?
[Ведущая] Давайте разберем.
[Потиевский А.Э.] Вожделение – это, когда я хочу изменить другого под себя. А любовь – это, когда я готов измениться под другого.
[Ведущая] Угу. Да, точно.

00:33:18 [Потиевский А.Э.] И вот здесь вот эта путаница. Человек может почувствовать себя гуру просто потому, что ему нравится ранить других. Он думает: «Я же им правду говорю, я им благо делаю, я их люблю вот таким образом». Нет, это не любовь. Это вожделение. Это самовозвеличивание и ожидание почести, или даже я сам себя просто прославляю таким образом. Любовь – это прямо противоположная ситуация. Учитель ничего не ждет от ученика, он отдает ему, он действительно хочет сделать его счастливым. И иногда, когда это необходимо, это делается через боль. И поэтому, если это на самом деле так, то обижаться просто невозможно, не на что.

00:33:52 [Ведущая] Хочу пример привести. Ну, врач же тоже причиняет человеку боль, когда делает хирургическую операцию, но он же его спасает!
[Потиевский А.Э.] Да, совершенно верно. Иногда лечение…. То есть бывает ситуация, если болезнь, как бы, идет достаточно тяжело, доходит до определённой стадии, необходимо это сделать. Тут, вот, тоже такая иллюзия часто возникает, что, вот, раз, Веды, да? Раз, человек этим занимает, он такой, мягкий, мягкий обязательно. Он такой белый, пушистый, он всех любит, никому слова плохого не скажет.
[Ведущая] Никого не обидит.
[Потиевский А.Э.] Да, да, да. Он ещё потом…. Песня такая есть про Ванечку-пастуха. Что-то, там, что-то там: «На, на, на…, и теленка не обидит, не обидит ни почем». Ну, в общем, такое что-то, вот, розовое такое, вот, все мягкое, липкое.
[Ведущая] [напевая] «Лишнего не спросит».
[Потиевский А.Э.] Да, да, да. Совершенно необязательно. То есть бывает прямо противоположная ситуация.

00:34:52 То есть человек, который Веды изучает, он…. Это, собственно, историю одну вспомнил, почему об этом заговорил. В другом городе это было. Читал, читали семинары, как раз. И там девушка одна, она начала учиться, она продолжает учиться сейчас в мединституте. И тут она познакомилась в Аюрведой. И у нее сложилось такое впечатление, что вся современная медицина – это полный отстой, там, вообще, нет ничего хорошего, это полностью глупость, вообще, конкретная. Это все нужно немедленно забросить и начать изучать только Аюрведу, и все. Я думаю: «Так, так, так. Я уже эти штуки знаю, как бы, уже и на себе проходил и у других видел, ничем хорошим это не кончается». Я говорю: «Минуточку, сударыня, а на каком курсе?». Она говорит: «Ну, вот, на четвертом. Вот, у меня экзамен тут скоро по топографической анатомии. Не могу уже, все. Меня просто воротит [неразборчиво], что вот эта вся дурацкая анатомия, дурацкая хирургия». Я говорю: «Минутку. А Вы раздел хирургической Аюрведы, вообще,смотрели, когда-нибудь?». «Нет. А что?». – «А Вы посмотрите книжечку, где нарисованы аюрведические хирургические инструменты». Она говорит: «А зачем?». – «А они один к одному к тем, что Вы будете отвечать, вот, на топографической анатомии».

00:36:00 То есть не надо думать, что Аюрведа – это что-то такое волшебное, такое мягкое. Нет. Когда надо, можно быть очень жестоким. Правильно сказать, жестким. И Аюрведа и Веды, они очень хорошо понимают. Бывают ситуации, когда нужен не только мягкий массаж, нужен скальпель. Есть вещи, когда только разрез спасет жизнь человека, нужно, чтобы гной, к примеру, вышел.
[Ведущая] И, именно, по-больному.
[Потиевский А.Э.] И, именно, по-больному. Но это спасение, на самом деле. И иногда можно быть жестоким, если это нужно. Нужно очень хорошо понимать, когда это квалификация. Как так, к чему это нас должно подвигнуть? А, именно, к тому, что нужно настроить себя на расположенность, ну, или хотя бы, на готовность, выслушивать откровения в свой адрес, откровения не самые приятные, и искать тех людей, которые способны быть со мной откровенны и, это очень важно.

00:37:00 Людей, способных сказать нам правду, ууу, их пруд пруди. Только свистни, они выстроятся в очередь, чтобы рассказать вам гадости. Но это определённое наслаждение. Сказать человеку всю правду и тебе за это ничего не будет. «О, это хорошо, действительно, это радует». Здесь другая ситуация, чтобы это было правдой, на самом деле. Иными словами, мы возвращаемся к тому самому принципу, о котором мы говорили в семинаре по лидерству. Обязательно нужно, чтобы кто-то был старше, чем мы, более высокий лидер, чем мы. Мы хотим стать лидерами. Лидер, мудрец, гуру – это синонимы, практически. Но у каждого лидера должен быть свой лидер. То есть тот, кто будет давать нам именно то, в чем мы нуждаемся, даже в нужный момент.

Гордыня сбивает нас с правильного пути

00:37:41 И в конечном итоге, развитие на этом периоде, активности этой чакры, приводит к тому, что человек, он должен осознать свою полную зависимость от других. То есть невозможность развиваться в одиночку, невозможность развиваться самому. Это значит полностью отказаться от своей гордыни. Именно, гордыня диктует нам, что «Я сам, я смогу. Да, я такое….». И это проявляется всегда, оно очень тонко пролазиет, даже в духовной жизни. Она проявляется в том, что «Да, я сейчас в такую [неразборчиво], к примеру, на себя наложу. Да, я сейчас такой духовный подвиг совершу! Я сейчас такое сделаю во славу Господа моего!». Это гордыня, потому что мы ничего не можем, потому что человек, который, действительно, понимает суть вещей, он говорит: «Господи, в руки твои себя отдаю. Предаюсь тебе. Да будет на все воля твоя, не моя, но твоя, Господи». Такая молитва, это молитва. А когда: «Господи, ты постой в стороночке, а я сейчас тут все поставлю на свои места». Это гордыня.

00:38:49 [Ведущая] Не работает.
[Потиевский А.Э.] Это не работает. И очень быстро человек это начинает понимать.
[Ведущая] И ломается, изнашивается психика.
[Потиевский А.Э.] Ломается, изнашивается, да. И, дай Бог, чтобы рядом были люди, которые бы помогли бы ему это понять. Чтобы они сами это понимали и обладали квалификацией, ну, донести это так безболезненно, чтобы не ранить его. Потому что, чем более горделив человек, тем более он обидчив.

00:40:13 Вообще, гордость – это принцип дикости . Есть такое хорошее выражение: «Чем более примитивен дикарь, тем более он обидчив». Если мы сильно обижаемся, это наша примитивность, гордость не позволяет нам быть глубокими и понимающими. И вот это осознание, осознание того, что от меня здесь не зависит ничего, вот, оно рождает те качества, которые необходимы для перехода на следующий уровень. Это истинное смирение. То есть уже не просто способность подчиниться, а желание это делать. Это становится сутью человека, смирение и благодарность. Мало, просто смириться. И благодарность – это не совсем то, что мы понимаем. Это не то, что, вот, доктора нужно обязательно отблагодарить. Когда доктор сыт и больному легче. Не в этом смысле. Благодарность – это то особое состояние блаженства, умиротворения, покоя, можно сказать, которое приходит к человеку, когда он понимает своё место. Когда он соприкасается с Богом, с духом, ну, по-разному, это человек называет, суть-то одна, потому что Бог, в конечном итоге, один. Вот, когда он с ним соприкасается, приходит к нему, не в смысле в церковь, да, потопал, а пришел, вот, он, ощутил в сердце в своем, в душе.
[Ведущая] Сердцем.
[Потиевский А.Э.] Да, сердцем. Храм в сердце, говорится, возник. Приходит благодарность. Благодарность - это наслаждение, это счастье.

00:40:41 И если человек это не чувствует, у него нет связи с Богом еще. Да, он что-то понял, это факт, но его сердце ещё сухое. То есть там нет вот этих эмоций счастья. Оно сухое, это действительно. Оно высохшее, такой песок. Когда рождается благодарность там, ну это, как почва, да? Когда её поливаешь, на ней начинают расцветать прекрасные цветы. Когда это начинается.....это действительно пик мудрости. Вот, это мудрец, он сам по-настоящему стал счастливым. От такого человека брызги счастья, что называется, летят. То есть он, он даже может и не улыбаться, особо ничего не делать, а вокруг него аура такая. Тем, кому доводилось побывать, просто соприкоснуться, они это знают. Это ни с чем не спутаешь, это или есть, или нет.
[Ведущая] Угу. Или нет.

00:41:28 [Потиевский А.Э.] Иногда больше, иногда меньше, не суть важна, главное, чтобы хотя бы немножко это было. Это квалификация, это квалификационный такой признак, экзамен. Все, можно двигаться дальше. Это, кстати говоря, не обязательно к сорока-то годам, да? Не обязательно ждать, я имею в виду. Сейчас немножко другие условия. То есть сумасшедшее немножко время, но его сумасшествие, оно имеет один очень серьезный момент, все это можно сделать быстрее. То есть, если ускоряется, то все больше шансов реализовать это за одну жизнь. Жизнь уж больно короткая, поэтому даются такие поблажки, бонусы. «Ладно, давай, быстрее. На следующий этап зачисляем. Экстерном кое-какие вещи можно сдать». И если счастья нет, что-то идет не так. То есть оно обязательно должно рождаться.

00:42:09 Если человек, говорится, просто начинает хотя бы двигаться к Богу, у него хотя бы желание такое появляется, все, уже сразу же, с этого момента начинает ожидаться вот эта благодарность, вот это счастье, наслаждение. Если этого не происходит, что-то не так, что-то упускается. Гордыня примешивается, непонимание просто элементарное какое-то. Приоритеты неправильно расставлены, отношения, не важно, но что-то есть. Просто это Аджна чакра. Ее не раскрывают, ещё раз повторю, галлюциногенами, дыханием, медитацией, йогой, это тут не причем. Это самоосознание, работа в своем сердце. Очень глубокий анализ того, что происходит, и кто я такой, на самом деле. И если Аджна чакра раскрывается. Такой термин, не совсем правильный, она не раскрывается. Она дает этот шанс просто перейти на высшую ступеньку. На уровень Сахасрара чакры. Но об этом мы будем говорить в следующий раз. Итак, у меня, в принципе все.

Ответы на вопросы

00:43:08 [Ведущая] Я знала, что всегда на самом интересном мы заканчиваем.
[Потиевский А.Э.] Ну, это же классика жанра. Как по-другому? Большое спасибо за внимание всем, кто нас слушал.
[Ведущая] Спасибо Вам. Ну, а, вот, есть вопрос. У меня сегодня один слушатель написал в чате, спросил.

00:43:26 [Вопрос]: «А что делать, если хочется скучать по объекту? Как перебороть, нужно ли это переломить в себе, нужно ли это пересилить или, может быть, просто позволить себе поскучать по этому человеку?».

00:43:52 [Потиевский А.Э.] Просто, это такой момент, нужно понять, что значит скучать, да?
[Ведущая] Ну, видать, видимо, влюбленность.
[Потиевский А.Э.] Да. То есть, вообще, это очень тонкий, на самом деле, человек задает вопрос, очень глубоко, очень тонко, так, чувствующий. Вот эта влюбленность или любовь, да? Будем этим термином пользоваться. Она бывает в разных вариантах. И, вот, человек, который задал вопрос, ага….

00:44:15 [Ведущая] Я хотела уточнение сделать. Пишет он: «Либо это желание выгоды получить от этого человека, либо это, действительно, бескорыстное, вот, чувство любви или проявление вот этих чувств?».
[Потиевский А.Э.] Так просто не разобраться.
[Ведущая] Вот, я тоже так думаю.
[Потиевский А.Э.] Тут, как раз, нужна помощь со стороны. Квалифицированная, имеется в виду. Человек, который способен, это, как раз то, что мы обсуждали, да? Вот, вожделение, то это желание получить корысти. Вожделение от любви отличается, как раз, этим признаком, корысть. Желанием что-то для себя или нежелание для себя ничего. .Желание все отдать, все, что угодно, сделать счастливым только лишь этот свой объект. Ну, тут ещё один очень интересный момент. То есть, вот, вожделение от любви отличить непросто, это квалификация опять же вот, как раз, вот этого самого духовного наставника.
[Ведущая] Угу.

00:45:11 [Потиевский А.Э.] Но очень интересный момент, да? Вот, поскучать. Любовь, она в разных проявлениях бывает. В разных ситуациях она рождает разные оттенки. И в Ведах говорится, что самая сильная любовь….
[Ведущая] В разлуке?
[Потиевский А.Э.] Да, в разлуке. То есть, когда рядом с нами человека нет. Обостряются чувства. То есть и вот эта любовь, она становится такая, чуть-чуть с болью, и эта боль сладостная очень. И поэтому, если человек это понимает…. Некоторые, они иногда, начинают этим уже злоупотреблять, влюбляться в каких-то там, актеров, да? Вот, фанаты: «Я его так люблю, а он так далеко от меня. И я пишу ему письма». Да. И человек, ну это мазохизмом уже, вообще-то, называется, да? Это уже другая грань. Мы говорим о том, что мы, действительно, хотим сделать счастливым другого человека. Вот, если этого желания нет, все, это уже патология. Потому что мы не хотим сделать счастливым нашего кумира.
[Ведущая] Угу.
[Потиевский А.Э.] Нееет.
[Ведущая] Мы себя хотим счастливыми сделать.
[Потиевский А.Э.] Да. Мы, вот, всегда, таким образом, как бы, вот, наслаждаемся от такого типа общения. Но, если это, действительно, желание сделать счастливым другого, то нет никаких проблем, конечно.

00:46:15 Почему иногда, муж или жена, там, они иногда в командировку куда-то уезжали, да? Или ещё в таком духе. Потому что, действительно, обостряются чувства в разлуке-то. И потом: «А, уже скучаю». Там, он переехал, они пожили какое-то время вместе, начались ссоры, скандалы, да? А уехал далеко и недельку, другую, нет, и уже письмо: «Как ты там, любимый мой», да? Это, в принципе, с одной стороны, физическое явление, да? Голод. Чувства, они обостряются в разлуке, когда долго не ел ничего, аппетит пробуждается.
[Ведущая] «Ням».
[Потиевский А.Э.] Да. Вот. И с чувствами, с эмоциями то же самое, абсолютно, происходит, это Аюрведа в прямом виде, в классическом. А, но это и в любви действует, это и в духовной жизни точно также присутствует. А уж вожделение это или любовь, это уже разбираться надо на месте, что называется.

00:47:02 [Ведущая] Угу. Тоже ситуация у меня возникла ситуация, буквально, на прошлой неделе. У меня супруг уезжал на неделю в командировку, а дочке 10 лет, и она все эти 10 дней докучала мне, знаете, такими, вот: «Ну, когда папа приедет? Я так его люблю». И по полчала закатывала мне слезную истерику, и я, естественно, её утешала. Но когда приехал папа, у нас папа суровый, такой, строгий, сладко ей не было уже. И она так хмурила брови, надувала губы: «У, приехал».
[Потиевский А.Э.] Да-да-да
[Ведущая] Вот, как в таком случае понять, что чувствует ребенок?
[Потиевский А.Э.] Про ребенка, вообще, отдельная тема. Дети, они все эгоисты, да? Им это положено, у них все нормально, «с них взятки гладки».
[Ведущая] Положено?
[Потиевский А.Э.] Конечно.
[Ведущая] Как положено, так и взято.
[Потиевский А.Э.] «Папа, я его так люблю, но только, чтобы он меня не строил при этом», да? А если строит, уже: «О, понаехали тут, понимаешь, всякие». Вот. Ну, ну, это ребенок, да?? Ему это нормально.
[Ведущая] Понятно.
[Потиевский А.Э.] Для взрослого человека такие штуки уже не проходят.
[Ведущая] Понятно.

00:48:05 Ну, вот. Все-таки, подошла наша лекция к концу. Слушатели пишут, что вы, просто, молодец, и Им нравятся Ваши лекции и манера преподавать информацию. Спасибо Вам большое, что были с нами.
[Потиевский А.Э.] Большое спасибо нашим слушателям. Отдельное спасибо хочу сказать…. Можно?
[Ведущая] Можно.
[Потиевский А.Э.] Головинову Андрею Юрьевичу, вот, и передать ему большой привет и благодарность за все те знания, которые он в своё время мне передал. Большое всем спасибо. Хорошего времени суток, кто, где нас слушает. До свидания.
[Ведущая] До свидания. До новых встреч.

обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 11 апреля 2013
транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 23 апреля 2012