Почему мы страдаем, если не уважаем других?

Минск - 01 января 2010
Как избавиться от страданий? Для чего нужен пир? Насколько важна компания? Какова цель любого разговора? Как нужно правильно общаться? Уважение в общении. Как избавиться от зависти? Для чего нужна концентрация? Как стать мудрым? Что такое логика? Как научиться понимать людей? Ответы на вопросы.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:42:01 | качество: mp3 24kB/s 17 Mb | прослушано: 1958 | скачано: 1235 | избрано: 31
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Мы прочитаем сегодня стих из « Шримад Бхагаватам», 4 Песнь, 8 глава, 34 стих. Он звучит так. Перевод: «Каждый должен руководствоваться таким правилом: при встрече с тем, кто обладает большим знанием и опытом, нужно радоваться. При встрече с тем, кто обладает меньшим знанием и опытом, нужно отнестись к нему с состраданием. А, встретив равного, нужно подружиться с ним. Тот, кто придерживается этих принципов, избавляется от тройственных страданий материального мира». Комментарий Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанты Шрилы Прабхупады: «Обычно, встречая того, кто превосходит нас в чем-то, мы завидуем этому человеку. При встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями и опытом, мы насмехаемся над ним. А при встрече с равным, начинаем хвастаться своими достижениями».

00:01:07 Такое поведение является причиной всех материальных страданий. Поэтому великий мудрец Нарада говорит: « Преданный должен быть безупречным во всех отношениях. Вместо того чтобы завидовать более знающему человеку, надо радоваться встрече с ним. А вместо того, чтобы с презрением смотреть на менее знающего, следует отнестись к нему с состраданием и помочь ему подняться на должный уровень. Встретив же равного, вместо того, чтобы кичиться перед ним своими достижениями, следует смотреть на него как на своего друга. Мы также должны с состраданием относиться к людям, которые страдают от того, что забыли Кришну. Тот, кто придерживается этих важных принципов сможет обрести счастье в материальном мире».

00:01:49 Ом агьяна тимирандасья гьянанджана шалакая чакшур унмилитам ена тасмаи шри гураве намаха. Шри чайтанья мано-бхиштам стхапитам ена бхутале сваям рупам кадамахьям дадати сва-падантикам. Ванчха калпата рубхьяш ча крипа синдхубья эва ча патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха. Джай шри кришна чайтанья прабху нитьянанда шри адвайта гададхара шривасади гаура-бхакта вринда. Харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе.

Как избавиться от страданий?

00:02:43 Несколько лекций мы поговорим об этом стихе. Это один из самых удивительных стихов из «Шримад Бхагаватам», которые открывают некоторые интересные закономерности в ведической культуре, в духовной практике. Из этого стиха мы с удивлением узнаем, что избавиться от тройственных страданий этого материального мира, а значит от всех страданий, можно, не прибегая к духовной практике.

00:03:14 Духовная практика тут вообще ни при чем. Мы читаем, что путь избавления от тройственных страданий – это путь культуры. Это путь культурного поведения. Это не имеет отношения к духовной практике. Иногда мы ожидаем, что именно духовная практика должна избавить нас от страданий. Мы практикуем духовную жизнь и видим, что страдания увеличиваются. Замечали иногда? Или старые обмениваются на новые. Мы начинаем думать: «Что же такое? Я читаю мантру, пою киртаны, поклоняюсь Божествам, уже лоб разбил об пол, что такое? Два дхоти стер, три сари сносил, шнур перетер, кантималы порвались 8 раз. И где результат?». Но мы не от того ждем результат. Духовная практика приближает нас к Богу. В этом значение духовной практики. А избавляемся от страданий мы с помощью культуры.

00:04:12 С помощью ведической культуры. И так как наше движение соединяет в себе духовную практику и культуру, то мы можем получить тут все: и приближение к Богу, и избавление от страданий. Главное, не путать от чего приходит результат, чтобы не разочароваться. И мы видим, что несоблюдение этих простейших принципов культуры может привести к любым страданиям этого мира, мы можем пройтись по этим страданиям, совершить экскурс. Все виды материальных страданий возникают либо от неуважения старших, или от неуважения младших, или от неуважения равных. Можно поэкспериментировать, попробовать непоуважать всех по очереди. И обрести весь материальный опыт. У нас с вами есть некоторая возможность изучить культуру, которой много тысяч лет насчитывается на этой Земле. Исторически - это тысячелетия, которое породило бесконечное количество святых людей, бесконечное количество мудрецов. Эта культура называется ведической.

00:05:24 И в соединении этих двух слов, скрыто решение наших проблем. Мы должны разобраться, что значит «ведическая культура». Мы часто произносим это, «Центр ведической культуры», но ни слова «ведическая», ни слова «культура» не можем нормально расшифровать. А тем более их соединение. В любом центре должны решаться какие-то проблемы, какие-то ситуации, это решение должно быть заложено в самом названии. Сила всегда приходит от соединения. Всегда, когда мы что-то соединяем, получается что-то более интересное. Когда человек одинок, он становится слабым. Появляется слабость, человек теряет понимание, теряет силу, теряет направленность. Совершает грубейшие ошибки. Одиночество губительно, оно забирает силу у человека.

00:06:33 Если мы пытаемся понять какие-то силы материального мира, гуны… Понять гуны легко. Как только человек остается одиноким, все негативные силы этого мира обрушиваются на него. Так действуют бандиты. Бандитам, главное, дождаться кого-то одного. Поэтому на Востоке есть принцип: меньше, чем по 4, не передвигаться. Это полезно, потому что когда нас мало, мы тут же подвержены каким-то нападениям. Собака может напасть, все что угодно может произойти, просто ногу можно сломать, пролежать всю ночь и умереть. Но когда нас четверо, мало что может произойти. Если это не война, то 4 человека – это уже огромная толпа.

00:07:23 Это огромная толпа, и мы защищены, особенно женщины должны знать, что когда вы идете домой, нужно договариваться, и когда 4 женщины набрались, нужно вмеcте идти, радостно смеяться и ничего не бояться. Как только мы остаемся одни, мы становимся слабы, есть опасность какого-то воздействия материального мира, но как только нас несколько, все - тут же становится легко. Материальные силы прячутся за углом и понимают, что пока нападать нельзя. Нужно дождаться, и как только нам кажется, что мы становимся духовно развитыми, теперь готовы практиковать что-то в одиночестве, они радостно потирают руки и поджидают нас. Поэтому сила всегда в соединении. Например, продукты сами по себе не так вкусны, как в соединении. В кулинарии мы берем что-то одно, что-то другое, соединяя это по определённому рецепты, получаем нечто удивительное.

00:08:32 Нечто удивительное, нечто вкуснейшее. В этом принцип. Мы должны получать это разнообразие соединений. Продуктов не много, но, соединяя их, мы можем получать бесконечное количество блюд, одних молочных продуктов сколько! На разнообразии строится вкус нашей жизни. Пир – это нечто новое. На пире должно быть как минимум одно новое блюдо. Если на пире нет ни одного нового блюда – это не пир. Это очередное воскресное принятие пищи. Но когда есть какое-то новое блюдо, и о нем, кстати, нельзя говорить, - описано в культуре. Все ходят хитрые и довольные: «Сегодня новое блюдо». Пир – это всегда что-то новое, новое блюдо, мы не должны этим пренебрегать.

Для чего нужен пир?

00:09:37 Наша культура – это когда есть какие-то стандартные блюда, стандартные блюда нужны, чтобы мы были здоровыми. Когда человек ест одни и те же блюда, его тело настраивается на эти блюда, самоподстраивается. Есть такой механизм. Кришна придумал это тело, поэтому в теле есть самонастраивающийся механизм. Если мы что-то простое едим каждый день, какие-то простые продукты, хороший рис, чапати, дал, сабджи. Если мы это едим, тело чувствует себя более-менее нормально. Но телу также необходим некоторый подарок, в конце концов, оно нас носит, оно у нас бегает, оно у нас ходит. Оно лежит вместе с нами всю ночь. Оно нас оберегает, оно многое делает ради нас, и мы ему тоже делаем подарок – пир.

00:10:26 Пир – это необычное новое блюдо, и все сразу довольные, радостные. Я уж не говорю про семейную жизнь, где в обязанности жены входит каждый день готовить одно новое блюдо. Сейчас лучше вообще об этом не говорить. Хорошо, если вообще есть горячая еда. В наше время это просто подарок. Мужчины должны быть счастливы, если дома есть просто горячая еда. Это уже считается, что женщина полностью предалась. Полностью предавшаяся женщина. И если она ещё не вчерашняя, то это уже рай! Чего-то большего требовать просто невозможно. В наше время – хотя бы горячее. Если пища разогрета и нам дана, значит, женщина выполнила свои обязанности, нужно искать деньги и ей отдавать.

00:11:24 Муж должен теперь свои обязанности выполнять. Отдать ей денег побольше, чтобы она была счастлива. Нельзя восстановить критерии Сатья юги, мы живем в Кали югу. Но некоторое разнообразие все же должно быть. Жена должна стараться для мужа время от времени делать какое-то новое блюдо. Называет его как-то, смотрит, как оно интересно получилось, но главное - что что-то новенькое. Сам принцип. Когда женщины общаются в ведической культуре, они говорят, в основном, о двух вещах: как новое блюдо приготовить и как новую одежду сшить.

00:12:09 Как что-то новое сшить. Это всех удивляет, и как что-то новое приготовить. Тоже всех удивляет. Всем доставляет радость это разнообразие. И без соединения все, чтобы мы ни видели, не дает какого-то вкуса. Ребенок, рожденный без желания, становится наказанием для родителей, не приносит вкуса. Работа без призвания становится невкусной, отдых без друзей превращается в работу. Отдыхать без друзей очень грустно. Кто-то должен быть еще, от общения появляется радость. От того, что есть кто-то еще, мы становимся счастливыми. Общение без радости в ведической культуре считается не просто не культурным, а фактически является греховным. Это не соответствует природе нашей души. Предназначение души – нести радость всему, с чем она вступает во взаимоотношения. Это функция души. Если мы её не выполняем - это называется грех.

Насколько важна компания?

00:13:24 Поэтому, если мы несем не радость, а некоторое горе, страдания, то это тоже форма греха. Это наша миссия – нести радость людям. Не только людям, всем. Есть система взаимоотношений, когда мы понимаем, что только в соединении появляется нечто глубокое. Появляется сила. Патрон без ружья – в нем нет силы, патрон с ружьем становится опасным. Когда мы правильно умеем соединить какие-то тенденции, появляется глубочайшая сила, которая способна горы свернуть. Сама жизнь не так интересна, когда нет дружбы, нет любви, нет глубоких взаимоотношений. Даже для себя деньги зарабатывать скучно, просто не интересно. Вот их интересно заработать и кому-то не отдать. Вот это интересно! А заработать и просто в кармане держать – никакого интереса нет.

00:14:33 Вот заработать и не отдать – сразу такой экстрим. Даже глупости совершать в одиночку грустно. Алкоголик-одиночка, его не уважают даже другие алкоголики. «О, ты пал! Ты в Майе, ты пьешь один. Какой ты алкоголик? Ты позоришь алкоголизм! Не позорь нас, пей втроем». То есть компания какая-то нужна, поэтому секрет счастья прост: хочешь, чтобы было веселее - ищи соответствующую компанию. Все знают об этом? Любая компания – уже весело. Даже если вы идете по улице, и вам навстречу веселая компания - уже весело, уже надо куда-то убегать, куда-то прятаться.

00:15:29 Уже есть некоторое веселье. Но если вы нашли действительно подходящую компанию, соответствующую вашему сознанию… Качество веселья зависит от того, какая компания. Но у нас есть тенденция к холодности. Например, в России, несмотря на то, что в природе происходят удивительные явление, потепление, например, зимы как таковой ещё не было. Было полулето-полуосень. Несмотря на то, что сейчас было тепло, 65% всей территории западной России – это районы вечной мерзлоты. Больше половины этих территорий – вечная мерзлота, поэтому есть тенденция к холодности. И мы должны с этим что-то делать, как-то гармонизировать эту тенденцию.

00:16:30 Культура, ведическая или даже мировая человеческая культура стоит на страже теплоты в общении. Любая культура должна теплоту охранять, защищать и увеличивать. Давно эти законы общения разработаны, много тысяч лет им, мы можем им следовать. Нужно просто понять простейшие вещи. В культуре все очень просто. Не надо грызть толстенные книги, что-то пытаться понять, изучать санскрит. Культура проста. Это верхушка айсберга. Внизу целый пласт трактатов, целый пласт мудрецов, сложнейшая философия, но наверху простейшие вещи.

00:17:24 Но они несут на себе всю силу айсберга, поэтому они на верхушке. Как «Шримад Бхагаватам» является конечным результатом всех Вед, так и ведическая культура – это венец всей науки взаимоотношений. Основано все это на простейших идеях. Мы должны разобраться в этих принципах. Любое общение – это разговор. Если мы хотим общаться, мы должны поговорить. Любое общение – это диалог, это разговор, поэтому есть тот, кто говорит и тот, кто слушает. Есть две эти категории. Слушать мы научились как-то более-менее, мы поняли, что слушать нужно аккуратно, спокойно, вдумчиво, сконцентрировано, мы тренируемся это делать, но когда мы начинаем говорить, начинаются проблемы.

00:18:18 Когда мы слушаем - проблем нет. Все спокойно, тихо, радостно, аккуратно. Как только мы начинаем говорить – не знаешь, куда деться от последствий. «Почему ты такое сказал? Как ты мог такое сказать?». Все начинают говорить, и начинается… Основные критерии в культуре направлены на того, кто говорит. Про слушание понятно: сиди, слушай и на ус мотай. А вот как только мы начинаем говорить, вот тут все тонкости культуры проявляются. Культурный человек – это тот, кто может высказать свою мысль так, чтобы это было культурно. Можно притворяться, что мы слушаем, можем уснуть. При некоторой тренировке человек может так себя вести, что может казаться, что он слушает, а на самом деле он спит.

00:19:12 Это достаточно легко. Человек отключает себя достаточно просто, и он вроде бы здесь, но его сознание в соседнем городе. Или соседней стране, он приходит в себя, когда уже все заканчивается. «О чем вообще все было? О чем здесь говорили?». Поэтому культура начинается с того, что тот, кто говорит, понимает, что он делает. В произнесении речей, произнесении слов есть глубочайшая культура, понимая эти простейшие идеи, мы можем быстро изменить ситуацию вокруг себя, атмосферу вокруг себя. Например, говорящий должен всегда помнить о цели любого разговора. У любого действа есть цель. Какова цель любого разговора, как вы думаете?

Какова цель любого разговора?

00:20:11 Давайте попробуем определить цель любого разговора. Очень просто, культурно определить цель любого разговора. О чем бы мы ни говорили. Кто попробует? Улучшить отношения - близко. Освободиться от страданий – близко. Помнить о Кришне – близко. Самосознание – близко. Делать счастливым другого. Очень близко. Хорошо. Вот от этого сейчас оттолкнемся, очень близко сейчас подошли. Цель любого разговора – доставить собеседнику радость. Мы очень высокие идеи хорошо усвоили, но основа любого разговора – это собеседник должен почувствовать радость от общения с нами.

00:21:15 Это минимальная цель. Если она достигнута – разговор культурен. Поэтому, если мы даже о высоких вещах говорим, но мы не чувствуем радости – это греховный разговор. Можем говорить о Кришне, но если все потом недовольны, это превращается в грех. Можно совершенно греховно говорить о Кришне. Речь – очень тонкое явление. Несмотря на то, что наше общение должно быть практичным, мы должны не забывать, что без радости практичность становится отрицательной. Без радости практичность аннулируется. Она никому не нужна, эта практичность. Если мы что-то делаем без радости, никому не нужно то, что мы сделали. Если мы гвоздь вбиваем без радости, кому нужен этот вбитый гвоздь? Он будет напоминанием о страданиях.

00:22:06 Будет напоминанием о наших мучениях. Нам нужна радость, мы живем ради радости. Истинная практичность – это нести своим общением счастье и радость. Чтобы мы ни делали, мы должны уметь нести энергию Кришны. Радость – это энергия Кришна. Главное – это радость. Это наше движение. Кришна всерадующий. Рама всерадующий. Он не всеогорчающий и не всезамучивающий. Не всехдостающий, не всехнервирующий, Он всерадующий. Это важно. Все остальное – это просто некоторый эгоизм. Гильотину тоже врач изобрел. Из самых добрых побуждений могут такие подозрительные вещи появляться! Любой разговор должен на 2/3 состоять из любезностей. Есть такое понятие как любезность. Мы начали называть любезность праджалпой. Кто придумал, что любезность – это праджалпа?

00:23:24 Любезность – это установление взаимоотношений. Любезность – это часть культуры. Мы не можем сразу говорить о чем-то практичном - это некультурно. Мы не можем сразу подойти и сказать: «Гвозди давай». Нет. Что мы должны сделать? Нужно поздороваться, спросить: как здоровье, как дела, как семья, «как делишки, как детишки». «Как вам погода, как настроение?». Сначала нужно установить контакт. И когда контакт установлен, мы уже понимаем, как доставить человеку радость. Если мы установили контакт, можно и гвозди попросить, проблемы нет. Когда мы попросили гвозди, опять нужно приятно расстаться: «Ну ладно, будем прощаться. А вы, куда сейчас идете? А мы туда. Нам по дороге, нет? Ну ладно, удачи, счастья, процветания! Харе Кришна, Хари бол!».

00:24:20 У нас все сводится к «хари бол». «Хари бол, гвозди есть? Ну, все, Хари бол!». Закон таков: разговор должен на 2/3 состоять из любезностей и на 1/3 из практичности. 1/3 любезности, 1/3 практичности, 1/3 любезности – это делает человека счастливым. Дает ему радость. Мы не ради гвоздей живем, чтобы просто гвозди кому-то передавать. Мы живем ради общения. Нам нравится общение. Когда нет культурной составляющей, значит, нет материального уважения. Уважение - это значит, что мы должны понять другого человека, мы должны его послушать. Должны настроиться на этого человека. Это глубокая концепция. Когда мы пренебрегаем этим правилом, мы быстро теряем радость от любого общения, становимся циниками. Замкнутыми, циничными, нас все раздражает, мы от всех убегаем. Поэтому одна практичность – это торт без сахара. На вид торт может быть очень красивым, но его пробуете, а сахара нет. Мы можем думать, что у нас очень возвышенное служение, мы говорим только о возвышенном, но нет культуры, и все это превращается в нечто невкусное. Человек разочаровывается.

00:25:35 «Поговорили вроде бы, а отношений нет, и не развиваются». Да, это полезно, практично, но не вкусно. Долго можно питаться полезным, но не вкусным? Что-то нам назначат, например, скажут: «Нужно есть перловую кашу без соли и сахара. Это вам поможет». Ну, конечно, сначала есть какое-то вдохновение. Первый день можно поесть, второй день можно, на третий день вы перезвоните врачу: «Точно без соли? И точно без сахара? Ну, масло-то можно?». «Нет! Масло ни в коем случае! Нет!». И все! Мы начнем сильно волноваться, потому что нам необходимы соль-сахар. Культура, иначе. Специи. Тогда все становится вкусным, интересным, сам по себе продукт полезен, но без специй, без соли, сахара и масла - это просто пытка.

00:26:32 Это пытка. Так иногда бывает. Никогда нельзя так экспериментировать над собственным здоровьем, над отношениями, необходима некоторая теплота. Крема должно быть много. Не смотря на то, что мы считаем, что крем вреден для здоровья. Его должно быть много. У нас вообще не аюрведическое движение. Все, что мы делаем, противоречит Аюрведе. Например, в законах о здоровье прерывать пост пиром – это полное нарушение всех канонов питания. Надо выходить из поста, слышали такое? Нужно первый день воду пить, второй день - сок, третий день начинать себя прикармливать. Как мы делаем? Постимся насмерть, на сухую, только ещё песка не едим в этот день для увеличения аскетичности.

00:27:37 И как мы потом прерываем этот пост тяжелейший? Глубочайшим объедением, всеми видами полностью несовместимых блюд, и все нормально причем, заметили? Все счастливые, довольные, говорят, что мы – аюрведисты великие. Нет. Мы не аюрведисты. Мы - полное оскорбление Аюрведы. 100%. Поэтому будьте аккуратны с разговорами об Аюрведе, потому что люди придут, посмотрят и скажут: «Дааа». Мы не аюрведисты. Мы – преданные. Мы готовы на все ради Кришны. И Он нас спасает. Другой человек, если будет так себя вести, просто умрет. У него будет заворот кишок, и он умрет. Преданные довольные, поют, танцуют, хоть бы что. И готовы завтра опять поститься. До полудня.

00:28:29 И опять пировать. И в принципе, даже 6 праздников подряд мы готовы выдержать. Без проблем. Потому что вкус есть. С другой стороны говорящий должен помнить, что разговор становится приятным, когда все участники общения говорят от своего имени. Выражают свои чувства, выражая свои идеи, свои мнения. В этом состоит важная идея общения. Обмениваться нужно только своим. Это важно. Когда мы радостно обмениваемся чужим, во что это превращается? В дележ награбленного. Чужим обмениваться некрасиво. Если к вам приходят, что-то дарят, и это вдруг - чужое - это не очень хорошо. В этом нет глубины, нет крема, нет счастья общения. Нужно своим обмениваться. Общение – это когда мы обмениваемся своим.

Как нужно правильно общаться?

00:29:32 То, что мы поняли, что мы осознали. Что для нас важно. Это тут же становится очень интересным. В культуре говорится, что не нужно обсуждать мнение отсутствующего человека, его позицию, его поведение, его философию. Мы несем ответственность только за себя. Это наша концепция. За своё поведение, за свои идеи. Любое обсуждение отсутствующего несет страдание всем. И тем, кто в этом участвует, и самому отсутствующему. Все это очень больно, некрасиво, потому что мы нарушаем закон общения. Мы должны обменивать своим, а не чужим. Если мы не начальники и не родители того, с кем общаемся, мы также должны знать, что может возникать некоторое давление в общении, анартха. Мы пытаемся давить в общении. Мы не общаемся, мы давим. Это давление легко идентифицировать.

00:30:39 Его легко узнать. В культуре объясняется, когда начинается давление... Давление начинается с интересных слов: «зачем» и «почему». Вроде бы мы общаемся, хотим обменяться чем-то теплым, интересным, действительно удивительным, и тут нам говорят: «Зачем? Почему? Зачем вы сюда пришли? Почему вы так одеты? Зачем вы так смотрите на меня? Почему вы улыбаетесь?». Приятно, нет? Вот человек уже собрался уходить. Как только «зачем» и «почему» – это уже давление, это уже не входит в общение. Это входит в воспитание, это входит в руководство.

00:31:19 Поэтому, если мы не руководители и не родители, вообще эти слова не должны в разговоре присутствовать. Это не культурные слова для общения. «Зачем-почему?». «По кочену» - у нас говорят. Сразу человек становится агрессивным, чувствует агрессию, это уже не общение - это война. Это уже конфликт. Вроде бы хотели пообщаться, но это некоторый выстрел в другого человека. Достали ружье и выстрелили. И человек уходит раненый из храма. Вроде бы пришел о Боге поговорить, а тут расстреляли прямо на входе. «Зачем вы так рано пришли? Почему вы не были на прошлой воскресной программе?». Этого и дома хватает. Там одно «зачем» и «почему». Семья – это одно «зачем» и «почему».

00:32:22 Все это спрашивают друг у друга. Мы в семье очень некультурны. Наше общение в семье только из этих слов состоит. Это очень некультурно. Некрасиво. Сразу весь вкус аннулирует, аннулирует сладость. Это сразу переводит общение в противостояние. Такие вопросы сразу воспринимаются негативно и заставляют вставать человека в оборону. Человек встаёт в оборону, защищается. Это некоторое прямое объявление войны собеседнику. Надо запомнить, что при общении нас вообще не волнует, «зачем» и «почему». Это личное дело человека. Надо будет - расскажет. Не надо будет – не расскажет. Запомните! Слова «зачем и почему» имеют право произносить: врачи, служители закона имеют право: «Зачем вы приехали в наш город?». Учителя имеют право спросить: «Почему ты не сделал домашнее задание?». Астрологи могут спросить, психологи, руководители, родители, буквально те, кто дают консультацию.

00:33:22 И то, если к ним обратились добровольно, те, кто просит помощи. Все остальные должны избегать всячески такого давления в своем общении, чтобы не переводить разговор в некоторое хирургическое вмешательство без разрешения пациента. Перед операцией обычно берут разрешение у пациента на операцию. Если он не дает разрешения – операцию не делают. Также мы должны помнить, что если человек не дал своё разрешение на вмешательство в его личную жизнь, а «зачем» и «почему» - это вмешательство в личную сферу, во внутреннюю сферу. Это некрасиво, это агрессивно, это некультурно. Это веяние нашего времени.

00:34:23 Наше время такое жесткое. Сразу с нуля вмешаться «почему-зачем». С точки зрения ведической культуры никогда нельзя продолжать разговор, если настроение человека ухудшается. Мы помним, что разговор должен приводить к увеличению радости. Это принцип того, что энергия Кришны проходит через нас, и мы несем Cознание Кришны. Когда Кришна становится ближе - становится приятнее. Если Солнце становится ближе - становится теплее. Все просто. Поэтому, если мы ведем разговор с точки зрения ведической культуры, человеку все приятнее и приятнее с нами разговаривать. Человек может читать книгу, просто потому, что у него остались приятные воспоминания от общения. «В книге ничего не понимаю, но такой хороший человек!».

00:35:21 Он время от времени открывает, ничего не понимает, и просто, чтобы вспомнить этого человека, он открывает книгу. Есть такой опыт? Это интересно, это приятно. В Ведах дается рекомендация, как вести себя во время разговора: нужно следить за лицом человека. Если радость уходит с его лица, если лицо кривится, становится грустным – нельзя продолжать разговор на эту тему. Нужно остановиться и говорить о чем-то веселом, приятном, рассказать веселую историю, анекдот. Если это не обучение, не руководство, то нельзя продолжать разговор, если у человека портится настроение. Это похоже на то, как водитель должен следить за тем, чтобы не выезжать на встречную полосу движения. Если лицо человека погрустнело, значит, мы едем ему навстречу. Может быть лобовое столкновение.

00:36:37 Могут начаться серьезные проблемы. Наше понимание отношений – желание переплатить в отношениях, а не сэкономить. Сейчас век экономики, все хотят сэкономить. Все хотят отдать мало, получить много. Ждать что-то от отношений – не ведическая культура, это современный эгоизм. Отношения изначально не выгодны. Любовь изначально не выгодна. Отдашь все и ничего не получишь. Все замечали? Заметите! От добра добра не жди. Это означает, что добро бесполезно продавать. Его можно только отдавать. Бескорыстно отдать, продавать его бесполезно. Никто ничего не даст, никто добро не будет покупать, потому что оно не предназначено для продажи.

00:37:33 Добро не продается, его можно только отдать. Поэтому и дружба, и любовь, и какие-то другие взаимоотношения – это наше желание отдать. Просто отдать, ничего не получив взамен, и дальше все будет здорово, хорошо, все взаимоотношения будут приятными. Как только мы начинаем что-то ждать, тут же начинаются проблемы. Поэтому наше понимание – это желание переплатить, а не сэкономить. В какой бы тип взаимоотношений мы ни вступали, мы должны быть готовы отдать больше, чем получить. Мы должны гордиться этой культурой.

Уважение в общении

00:38:09 Например, в Австралии очень гордятся своими монетами, которые выпускались. Они выпускали в недавнее время 50 центовую монету, в которой было серебра на 2 доллара. Это экономически невыгодно. Это сумасшествие. У нас сейчас бумажные деньги, там не то что серебра, железа нет. И они выпускали, и очень этим гордились. Они были готовы переплачивать. Но сейчас это время прошло, сейчас вы их не найдете. Сейчас они обрели свою цену, сейчас их продают очень дорого, но сам принцип того, что мы гордимся желанием вести высоко своё общение, мы готовы отдавать больше. Любая встреча устроена для нас судьбой, чтобы мы могли стать более счастливыми. Любая встреча – бесценный подарок от Кришны. А желание извлечь из нее выгоду – это желание продать подарок, который нам подарили.

00:39:27 Нам подарили на день рождения, а мы идем и продаем. Вы подарили цветы девушке, выходите, а она стоит у остановки и продает их. Это просто странно. Также и мы получаем какое-то общение – это подарок, большинство людей в этом мире страдают от одиночества. В Америке ужасные вещи сейчас происходят. 25% американцев не имеют ни одного друга. Ни одного! Мы не ценим то общение, которое есть у нас. Мы можем лишиться его! Можем потерять бесценный подарок. Как только мы пытаемся извлечь выгоду из взаимоотношений, мы тут же лишаемся их. Каждый миг общения настолько ценен, что расплачиваться за недостаточно серьезное отношение к общению может быть придется всю жизнь, а может быть и несколько жизней подряд. Расплата за негативное понимание отношений очень серьезна. Расплата за один неправильный поступок в отношениях может на всю жизнь растянуться.

00:40:33 Уолт Дисней. Все знают? Мультфильмы рисовал. Все известные мультфильмы. Известный мультипликатор. Как он стал мультипликатором? В детстве он замучил сову до смерти. И всю жизнь он пытался оживлять животных через мультфильмы. Он оживил миллионы. Так он думал, что оживляет персонажи. Он именно животных оживлял. Но это не помогло ему. Он умер ужасной смертью. Он не аннулировал карму одного негативного отношения с живым существом. Одного! Так и страдал всю жизнь. Не получилось у него. Духовность без культуры, как и культура без духовности делают человека более несчастным. Если мы чувствуем себя более несчастными, мы, или духовно бескультурны, или культурны без духовности. Или вообще ни того, ни другого. Но так нужно ещё умудриться.

00:41:36 Так или иначе, мы забываем, что именно в соединении этих двух слов появляется некое чудо. Некультурная духовность приводит к фанатизму. Фанатизм – это некультурная духовность. А дальше - к жестокости. А культурность без духовности приводит к двуличию и цинизму. Тоже сердце становится жестким. И только соединив эти два слова воедино, мы можем получить решение всех наших проблем. Их нужно соединить некоторым клеем. С помощью волшебного слова. И мы уже говорили, это слово – уважение.

00:42:14 Можем соединить духовность и культуру посредством уважения. Уважение – это социальный философский камень Чинтамани. Если человек что-то достиг в этом жизни, он достиг этого посредством уважения. Если у нас что-то не получилось, оно не получилось, потому что мы кого-то или что-то не уважали. Из этого можно вывести простейшие формулы поведения, и мы их разберем в рекомендациях, которые даются в Ведах для практической жизни. Есть трактаты, которые описывают наше практическое поведение. Например, говорится о богатстве очень интересно. Говорится: хотите денег – уважайте богатых. Будете уважать богатых, будете богатыми. Хотите сохранить богатство – уважайте бедных. Очень интересно. Но человек становится богатым и тут же перестает уважать бедных. «Эти бедные – бестолочи все, толку никакого нет. Вот мы, богатые, вот это понятно!». И все это проходит через зависть. Человек завидует чужому процветанию.

00:43:37 Думает: «Если бы у меня были такие возможности, вот я бы то, да это», но сама зависть чужому процветанию говорит о том, что человеку пока ещё лучше оставаться бедным. Потому что никакой пользы от этого просто не будет. На основе зависти невозможно стать более счастливым, если получить какие-то большие возможности. Просто невозможно. Процветание и зависть – это как пир и несварение. Если у человека несварение, то пир ему просто не поможет, будут одни проблемы. Даже если самый вкусный, самый хороший пир. Если у человека несварение – толку никакого нет. С завистью получать процветание – это просто вред один, никакого смысла. Это называется несвоевременное развитие. И оно приводит к ещё более болезненным ситуациям.

00:44:27 Смысл богатства не в том, чтобы чем-то обладать или иметь большие возможности, смысл богатства – испытывать счастье и делиться этим счастьем с другими. Но если человек не может в бедном состоянии испытывать счастье, какое он может испытывать счастье в богатом состоянии? Какая разница: в зеленом мы свитере находимся или в красном? Какая разница, какую одежду мы надели? Какая разница, в какой комнате мы находимся? Какая разница, какая погода? Счастье – это нечто другое. Нечто отличающееся от нашей внешней ситуации - это наше внутреннее состояние. Поэтому, пока человек в своем настоящем состоянии не испытывает счастья, он не должен менять своё состояние. В этом нет никакого смысла. Нужно в своем положении стать счастливым. И только когда мы в своем положении становимся счастливыми, мы можем что-то менять потихоньку, смотреть, как оно будет.

Как избавиться от зависти?

00:45:20 Будет лучше или нет, пробовать, смотреть. Иначе можно все ухудшить, сделать ещё хуже. Если мы отдаем себе отчет, что зависть ещё присутствует в нашем сердце, и мы не можем от нее так просто избавиться, в Ведах дается рецепт, что мы должны делать, если чувствуем зависть в сердце. В этом случае человек должен сосредоточиться на скрупулезном исполнении своих обязанностей. Когда человек очень качественно исполняет свои обязанности, доводя каждое своё действо до совершенства, это его очищает, он избавляется от зависти. Что он понимает? Что невозможно идеально делать какое-то дело. Хочешь очень хорошо сделать, а получается все плохо, никому не нравится. Пробовали? Хочешь как лучше, получается как всегда. Человек пытается изо всех сделать наилучшим образом, а получается плохо. И зависть проходит, он понимает, что другим тоже тяжело. Он начинает больше думать о себе, перестает думать о других, понимает, что все на своем месте пытаются сделать как лучше, а получается как всегда. Это его очищает от зависти, когда человек пытается по-настоящему хорошо сделать своё дело. Кришна говорит: «Не можешь думать обо Мне, работай. Честно работай. Попытайся идеально сделать своё дело, сразу зависть пройдет». Никого не захочется критиковать никого.

00:46:50 Будешь думать только о том, как бы более-менее сделать своё дело. Если человек по-настоящему делает своё дело, он больше ни о чем думать не может. Он приходит домой, падает и засыпает. Рано утром просыпается до звонка будильника и идет доделывать своё дело. Он не может вечером заснуть, хочет остаться вечером на работе и доделать своё дело, а утром он просыпается раньше будильника, несколько раз просыпается за ночь. Просыпались несколько раз за ночь? Когда человек действительно переживает за своё дело, много раз за ночь просыпается. Через каждые полчаса будет подскакивать:«Опаздал - не опаздал?».

00:47:39 Какая там зависть, какие разговоры? Свое бы дело нормально сделать. У человека нет времени на глупости, нет времени на греховность. Нет времени на совершение каких-то ужасных поступков. Настойчивость, стабильность, серьезность, выполнение своих обязанностей даст нам столько силы, которые помогут нам справиться с теми проблемами, которые мешают нам перейти на следующий уровень. Очистительный момент, который нужно пройти. Все замечали, что для перехода на какие-то более высокие стадии нашей жизни или развития, необходимо пройти серьезный этап ежедневного серьезного труда?

00:48:31 Нужно изо дня в день что-то делать и делать, и, кажется, что конца и края этому не будет, но когда мы стараемся это делать все лучше и лучше, из нашего сознания уходит зависть, гнев и глупости, и происходит переход на следующий уровень. Мы видим другие просторы. Открывается другое видение, очень интересно. Поэтому человек должен быть стабилен, спокоен, уравновешен, сосредоточен на своем деле, и новые уровни придут к нему естественным образом, потому что их силой не захватишь. На новый уровень силой не перейдешь, только будет больше проблем. Здоровье, например. Хотите здоровья – уважайте врачей. Это просто. У нас можно наблюдать такую картину: люди сидят в больнице в очереди к врачу и критикуют всех врачей, на чем свет стоит. И сидят в очереди к врачу. Как можно вылечиться в таком состоянии? Хотите сохранить здоровье, говорится в Ведах, уважайте больных. Но мы думаем: «Я бы таким никогда не заболел».

00:49:43 «Вот я бы такой болезнью никогда не заболел. Это вот они заболели, а у меня будут хорошие болезни». Наше состояние здоровья зависит от умения расслабляться и переключаться. Это йога. Йога – это быть сконцентрированным на том, о чем мы делаем, а потом расслабляться. Когда мы сконцентрированы, нам это приносит благо, если мы на еде сконцентрированы, пища переваривается. Если не сконцентрированы – не переваривается. Превращается в яд.

Для чего нужна концентрация?

00:50:20 Чтобы мы ни делали, концентрация делает деятельность эффективной. Появляется польза. Это основа йоги. Мы должны сконцентрироваться, сделать что-то, потом расслабиться. Напряжение должно смениться расслаблением. Поэтому мы становимся здоровыми. В любых йогических традициях это проявлено. В хатха-йоге мы принимаем асану, а потом шавасану, расслабление. Причем, асану вы можете небольшое время принимать, а расслабление должно быть длительным. Мы видим, как это происходит. Концентрация для чего нужна? Если мы способны сконцентрироваться, мы можем понять, для чего Кришной создана эта ситуация в нашей жизни. Каждая ситуация в нашей жизни для чего-то создана. Есть цель в каждой ситуации. Какое-то качество характера, над ним мы должны работать.

00:51:13 Кришна не издевается над нами, Он нам создает постоянно какие-то ситуации. Это похоже на тренажер. Вы заходите в тренажерный зал, и каждый тренажер направлен на какую-то группу мышц. Формирование тела, бодибилдинг такой. Также мы должны сформировать свой характер, и жизнь – это некоторый такой тренажерный зал. Каждая ситуация – определённый тренажер, рассчитанный на определённую мышцу. Если мы сконцентрированы, то сможем понять, на что рассчитана эта ситуация. Если мы боремся с ситуаций, не понимаем её, ищем виновных, крайних, - мы не развиваемся, мы не используем этот тренажер по назначению. Бывают тренажеры: подходишь и не понятно, как это вообще, и к чему.

00:52:04 Слишком запутано, как его использовать. Так же мы видим ситуацию и не понимаем, для чего это, к чему это. Мы на кухню заходим, и если надписи нет на банках, все: что это еда или не еда? Может это порошок для мытья рук, может эта мука или сода? Пробовать или нет? Но если мы сконцентрированы, мы можем извлечь благо из любой ситуации. Каждая ситуация может привести нас к определённому шагу развития. Можем в каждой ситуаций становиться все ближе и ближе к Богу. В этом идея. Но если концентрации нет – все. Мы теряем энтузиазм, теряем веру и думаем, что жизнь над нами издевается. Опять трудность, за ней еще. Но если бы мы могли это использовать, мы бы давно развились. Поэтому нужно уметь концентрироваться и расслабляться. Целая наука описывается в Ведах, например, современные ученые пытались изучать эту концепцию, и известный психолог Виктор Франко проводил интересный эксперимент по расслаблению.

00:53:16 Он брал пациента и пытался добиться полного расслабления. Говорил: «Расслабляйся. Расслабься полностью». И приборы, которые он к нему подключал, показывали, что не было полного расслабления. И ничего не получалось. Человек потел, пыхтел, но полностью расслабиться не мог. И тогда он сказал: «Ну, все, больше расслабляться не надо». Что произошло в этот момент? Пациент полностью расслабился. Мне нравится, когда говорят: «Спи быстрее». Родители так говорят своим детям. Дети в полном шоке. Расслабляться тоже нужно научиться. Нельзя на противоречивых вещах построить своё расслабление. Если мы можем правильно концентрироваться, мы научимся правильно расслабляться.

00:54:24 Это факт, и мы сможем извлечь благо из любой ситуации. Что происходит сейчас? Это полная анти-йога. Особенно в больших городах. Как это примерно выглядит? На работе человек думает о чем? Об отдыхе. А на отдыхе человек, о чем думает? О работе. Объедаясь, человек думает о том, как бы похудеть. А когда человек держит пост, о чем он думает? О еде. Все наоборот. Человек делает одно, а думает о другом. Толку от такой деятельности нет. Ни концентрации нормальной, ни расслабления. Мы должны быть очень аккуратными. Надо понять одну концепцию. Если говорить о здоровье правильном, мы должны понимать, что в этом мире есть некоторая надежда, что чуть-чуть не считается.

00:55:31 Что, если мы чуть-чуть что-то сделали, то больших последствий не будет. В детском садике меня учили, что уроненное на пол яблоко и быстро поднятое, грязным не считается. Знаете об этом? Чуть-чуть не считается. Чуть-чуть не страшно. Но, к сожалению, эта концепция не обоснована. Поэтому сейчас мы чуть-чуть поговорим о законах кармы. Мы думаем: тут чуть-чуть, там чуть-чуть, и последствий не будет. «Это же не большое количество». Однако, как современная наука, так и ведические трактаты, утверждают нам одну интересную вещь. Дурные привычки вызывают проблему не количеством совершенных действий, а одним фактом совершения этого действия. Не важно, сколько человек сигарет выкурил: сто или одну.

00:56:44 Если факт курения совершен, последствия уже приходят. Поэтому, если человек думает, что он только затяжку сделал, это дает тот же результат, как если бы он выкурил сигарету полностью. Никакой разницы. За факт приходит карма. Если факт произошел, карма приходит в полном объеме. Засчитывается. Чуть-чуть считается. В уголовных традициях даже покушение на преступление – уже преступление. Человек не совершил преступление, он хотел это сделать. Он пытался это сделать, но не сделал, но наказывается это, как преступление. Факт. Поэтому, если человек взял сигарету, зажег спичку, но не закурил, то засчитывается, что закурил. Интересно?

00:57:40 Так, на всякий случай. Я надеюсь, что никто не курит. Просто на будущее. Может это поможет. Сам факт. Нужно быть очень аккуратным. Во всех трактатах говорится, что если посмотрел с вожделением на женщину - акт прелюбодеяния совершен. Полное наказание приходит как за измену. Это очень некультурно. Мы должны понимать все эти тонкости. На Востоке раньше даже щекотка считалась греховным действием. Все понимали, что даже небольшое потворствование телесным утехам, щекотка очень возбуждает тело, все чувства возбуждаются, приводит к тяжелейшим последствиям.

Как стать мудрым?

00:58:43 Всего сто лет назад отменили этот закон, в прошлом было тяжелейшее наказание. Сейчас мы забыли об этом. Одного пощекочем, другого. Это некоторая форма прелюбодеяния. Возбуждение чувств. Культура – это быть аккуратным. Дальше в трактатах говорится: хотите мудрости, уважайте советы других. Нужно уважать любой совет, неважно, какой он. Но человек не обязан следовать этому совету, если он не входит в зону его принципов.

00:59:30 Любой совет, который нам дается, мы должны испытывать к нему уважение, тогда мы станем мудрыми. Мы можем не поступать по этому совету - это наше право. Но уважать – это наша обязанность. Поэтому, если мы к кому-то подходим и говорим, что нам плохо, а нам говорят: «выпей литр водки, тебе станет лучше», мы должны уважать этот совет, потому что человек привык решать так свои проблемы, ему это помогает. Но это не входит в зону наших принципов. И мы это не делаем, но говорим: «Большое спасибо». Человек хочет нам помочь, он не знает другого. Если мы уважаем совет человека, мы станем мудрыми. Сам по себе совет не обязывает нас к действию. Но мы должны уважать совет. Но мы не уважаем даже советы родителей. Не уважаем советы родных и близких, советы других вайшнавов.

01:00:21 Нам кажется, что «Я знаю, как должно быть. Я сейчас думаю вот так, и если то, что говорят, сходится с моими мыслями, я это буду уважать. Если не сходится, я это не буду уважать, это глупые советы». Нет. Все советы – это милость Бога. Это помощь, которая к нам приходит, может быть, сейчас мы не можем их понять. Не можем осознать, для чего нам это говорится. Как от этого стать мудрым? Но когда мы потом сами будем давать советы, мы поймем, что бывают разных уровней советы. Начнем это осознавать. И мы увидим, что наши советы тоже никто не будет слушать. Вся наша деятельность будет бесполезной. Родители с этим сталкиваются. Они не слушали своих родителей, потом их дети их не слушают. Такая парампара из жизни в жизнь. А если мы хотим сохранить разум и не впасть в маразм, нужно не обижаться на глупцов. Да, человек говорит какую-то глупую идею, нельзя на него обижаться. Он тоже хочет нам помочь. Поблагодарите его.

01:01:25 Мы не должны обижаться на глупость. Мудрость интересно объясняется в Ведах. Одно из объяснений мудрости – это умение делать выводы без логики, не используя логические связи, доказательства. Мудрость необходима в первую очередь во взаимоотношениях. Это самое главное использование мудрости. Очень трудно наладить, установить взаимоотношения, отрегулировать между большим количеством людей. Нужна мудрость. Как всем ужиться и быть вместе? Трудно быть вместе и быть счастливыми. Отношения не строятся на принципах логики. Мудрость – это умение обходиться без логики, стоить своё мышление на принципах культуры. А культура не очень логична. Но она практична.

Что такое логика?

01:02:29 Очень интересно. Сама по себе логика вызывает много сомнений. В логике есть две науки, которые не являются науками. Это логика и история. Почему? Они не доказуемы. Нет доказательств. Логика дает какой-то вывод и тут же его опровергает. И очередной вывод опять опровергает. В этом задача логики. Опровергать выводы, давать новые выводы и опять их опровергать. Поэтому это не наука, она не может сделать окончательный вывод. Наука должна делать окончательный вывод. То же самое история. Она не может сделать окончательный вывод, потому что в свете новых идей, вся история заново пересматривается.

01:03:07 Замечали? Опять и опять заново пересматривается. Чтобы в этом мире не происходило, опять заново пересматривается. Это не наука, это просто факты. Было вот так. А дать оценку невозможно. Сейчас мы вот это так понимаем. Сейчас в новых учебниках истории нет окончательных выводов. Уже перестали писать окончательные выводы. Эти историки так думают, эти так воспринимают. Мудрость – это нечто другое, она находится за пределами логики, и логика сомнительна по своей природе. Например, давайте рассмотрим некоторые логические петли. Просто, чтобы увидеть, насколько интересна логика в плане её сомнительности. Например, такая интересная логическая петля: большинство умерших в течение последних 7 дней перед своей смертью ели картошку. Соответственно, если мы поели картошку, то - все. Мы можем умереть в течение ближайших 7 дней.

01:04:13 Вот, бойтесь. Сходите к Кришне на всякий случай. Или другая логическая петля, очень похожая: в большинстве ограбленных квартир в течение последних 7 дней делали влажную уборку помещений. Значит, если мы сегодня в этом храме сделали влажную уборку, ждите ограбления в течение 7 дней. Большинство людей, потерявших все свои сбережения из-за кризисов, в течение последних трех дней перед этим интересовались погодой на ближайшее время. Кто сегодня интересовался погодой? Будьте аккуратны. В течение 3-х дней можете разориться и потерять все свои деньги. Логика. Такая вещь: как хочешь, так и повернешь. Разум – это умение делать выводы без логики. Делать выводы на основе культуры. Современному человеку это не понятно, он требует доказательств, «покажите мне». Но культура не строится на этом. Культура практична. Просто делай так и увидишь сам.

01:05:14 Просто делай так и сам увидишь. Как доказать человеку, если он сам не попробует? Сейчас есть такая интересная наука «Религиоведение». Люди, которые ни к какой конфессии не относятся и ничего не знают о Боге, изучают религию. Просто удивительно. Есть ещё такая работа – корреспондент. Человек приходит к ученому, физику, например, или химику, и с ним разговаривает на равных, ему задает вопросы. Он приходит каждый день к новому профессионалу и с ним пытается разговаривать на равных. Это сумасшествие. Все, что он изучал – это филологию и правописание. Как это можно читать? Это абсолютный бред. Настоящий ученый и тут выкрутится. В среде докторов наук есть такое понимание, что если ты по-настоящему понимаешь свою докторскую диссертацию, ты должен выйти на остановку и первому встречному прохожему рассказать её за 5 минут, так, чтобы он понял. Если можешь, ты – ученый, если не можешь, ты все это придумал, тебе надо ещё работать, учиться, ты пока корчишь из себя ученого.

01:06:37 Это хорошая идея. Если мы действительно поняли Cознание Кришны, мы должны выйти на улицу и за 5 минут объяснить все Cознание Кришны. И человеку это должно понравиться, он должен взять четки и пойти повторять Харе Кришна мантру. Если мы не можем, значит мы ещё не поняли, чем мы занимаемся. «Ну, вот есть Бог, я душа». Мы ещё не можем это объяснить. Нет глубокого понимания. Мы ещё сами не можем понять, о чем идет речь. Постепенно придёт какое-то понимание. Мы не можем на это рассчитывать, но как-то стараемся. В нашу задачу иногда входит просто дать книгу человеку. А там уже все объяснено, он читает, понимает. Культуру мы можем дать сразу, для этого не нужны годы и десятилетия. Можем дать теплоту общения. Человек, привлекшись этой теплотой, потихонечку начнет понимать какие-то основы. Ко мне приходят люди на лекции, задают такие вопросы, я даже не знаю, что им ответить.

01:07:39 Они читают, изучают, спрашивают: «А вот тут как?». Я говорю: «Дайте, я сам почитаю, интересно». Мы не обязаны знать все, это не входит в нашу задачу. У нас не общество гьяни. Мы не обязаны стать ведантистами, знатоками санскрита. Мы не обязаны выучить все стихи наизусть. Это не сделает нас более счастливыми. И это не приблизит нас к Кришне. Кому-то это поможет, у кого есть такая природа, и он сразу все впитывает в себя. Не может без этого. Но для большинства это очень сложно и достаточно просто понять культуру. Культура – это верхушка философии.

Как научиться понимать людей?

01:08:26 Если человек ведет себя культурно, считается, что он идеальный философ. Считается, что он понял всю философию. У нас есть эти две возможности: кому-то нравится больше философия, кому-то культура, можно их соединить, и получается хорошая комбинация. Большинство фактов, которые используются сейчас в доказательствах, тоже получены сомнительно. Ничтожно малое количество респондентов участвуют в доказательствах. На защиту какой-то гипотезы 200 человек, и мы делаем выводы. Например, современная психология называется «Наука о белых мышах и студентах-второкурсниках». Большинство выводов психологических сделаны на белых мышах и студентах-второкурсниках. Почему уважение для нас так важно, почему мы говорим об этом? Потому что уважение рождает в нас человечность. Уважение делает нас людьми. До этого мы просто не способны на духовную жизнь. Мы слышали, что духовная жизнь возможна только в человеческой форме.

01:09:34 Но человеческая форма жизни не определяется тем, как мы выглядим в зеркале. Человеческая форма жизни определяется тем, что человек ведет себя как человек. Метод общения животных – это пугать. Животные пугают друг друга. Как только они видят друг друга, они пытаются пугать. «Я тут хозяин». «Нет, я». Тот, кто больше напугал, тот - главный. Он доказал свою правоту. А метод общения людей – уважать.

01:10:08 Животные пугают друг друга, люди уважают друг друга. Если мы пугаем друг друга - мы на уровне животных. Если мы уважаем друг друга, мы становимся на позицию людей. Культура учит нас человечности. Когда мы становимся людьми, мы можем легко прогрессировать в своем духовном развитии. Недавно мне рассказали один анекдот. Полугрустный-полувеселый. Один человек сдавал экзамен на вождение, на права. И тот, кто принимал экзамен, задал ему простой вопрос: «Представь, что ты управляешь машиной, и перед тобой неожиданно возникают два человека: старушка и девушка, кого будешь давить?». Тот подумал: «Ну, наверное, старушку». «Бестолочь, тормоз надо давить, тормоз!». Также и у нас, появилась ситуация, и мы думаем: кого давить? А надо, на самом деле, работать над собой. Тормозить надо, свои чувства надо воспитывать, своё сознание менять. Это человечность. Никого не надо давить. Зачастую, преподнося другим эту глубочайшую науку, глубочайшую концепцию ведической культуры, мы пугаем людей, а потом удивляемся, почему у нас возникают какие-то проблемы.

01:11:38 Но мы пугаем. Даже в науке не принято сразу говорить человеку то, что может вызвать в нем противоречия или сомнения. Недавно один астроном рассказывал мне, что есть звездные туманности. Они, обычно, сферические, и часто симметричные. Планетарные туманности. Спиральные бывают, кольцеобразные. Но также известны прямоугольные. И об этом не принято говорить, потому что как дальше жить с этим? И в НАСО есть закон, что все фотографии, которые сделаны спутниками и телескопами НАСО, проходят предварительную зачистку. Все, что вызывает сомнение, с этих фотографий стирается, и мы уже получаем подтертые фотографии. Можете зайти на сайт НАСО, там все подтерто.

01:12:35 Все, что может вызвать сомнение, не должно показываться человеку. Потому что сразу будет множество вопросов. Недавно мы услышали историю, как приземлились астронавты с Луны или не с Луны – это уже дело десятое. И Армстронг вышел, одни из главных космонавтов, и человек, который участвовал в этой встрече, рассказывал, какие были его первые слова. Знаете, что он сказал? Он сказал: «Поздно, Луна уже занята». После этого все программы по освоению Луны были остановлены. Ни русские, ни американцы больше на Луну не летали. Сейчас на Марс летают, куда угодно. На Луну программа была остановлена. Занята. А остальное нам знать не надо. Занята, лучше не лезть. Кем и зачем - уже не наше дело.

01:13:28 Сам принцип. Не нужно никого пугать. Если мы напугаем, тут же начнется ужас и не будет настоящей любви. Любовь не основана на страхе, страх тут же останавливает любовь. Тут же нейтрализует любовь и чувства. Никому это не интересно. Все это сводится к уважению свободы другого человека. Когда мы уважаем свободу выбора другого человека, мы включаем эту же способность у себя. Уважение – это некоторый рубильник, который включает наш разум. Разум включается только уважением. Никаким изучением каких-то идей и концепций, никаким изучением книг, ничем разум не включишь. Разум включается только уважением. Такое чудо! Мы должны его знать.

01:14:24 Рубильник, включающий разум. Либо мы умеем это делать, либо нет. Либо мы разумные, либо нет. Способны ли мы уважать? Одни известный скрипач, который выступал на всех конкурсах музыкантов, огромные залы ему рукоплескали. Известный скрипач стал психологом и решил провести психологический эксперимент: он оделся простенько, вышел на остановку и стал играть на скрипке произведения, которые никто не сыграет. Он был супер-профессионал. И как вы думаете, хоть кто-нибудь обратил на него внимание? Никто. Никто не смог понять, уважать. Все, что он встретил – презрение и немного мелких монет. Ему рукоплескали залы. В культуре даются интересные наставления: хотите понять человека, уважайте его.

01:15:27 Хотите, чтобы он вас понял, уважайте этого человека. Очень простая идея. Если мы кого-то не понимаем, или нас кто-то не понимает, каков вывод? Мы просто не уважаем этого человека. Уважение закрывает связь. Раньше телефоны были интересные. Сидела тетенька-телефонистка. Было два штекера на проводе. Один она втыкала одному абоненту, другой – другому абоненту. Соединила, и связь произошла. Это форма уважения. «Пожалуйста, соедините меня с таким-то абонентом». Как только мы уважаем кого-то, - происходит связь. Мы можем понять друг друга. Как только уважения нет, все, связи нет. Просто. Наш принцип - устанавливать связи друг с другом посредством уважения. Так мы можем все решать в нашей жизни.

01:16:40 Все решается посредством уважения. Уважение – решающий фактор всей нашей жизнедеятельности. Уважение, ещё говорится, это практическая молитва. Уважение – это молитва в практике, которая исполняет все наши желания и открывает все возможности. Харе Кришна мантра не обязана исполнять все наши желания. Это не входит в её функцию, в её функцию входит - пробудить нашу преданность, нашу любовь. Но уважение призвано для того, чтобы решить все наши проблемы и открыть перед нами все возможности. С этого мы начали нашу лекцию. С этого стиха «Шримад Бхагаватам»: если мы уважаем, все наши проблемы решаются и открываются все возможности.

01:17:22 Очень интересно. Это кого-то ещё интересует в этой жизни? Меня интересует, для меня это актуально. Мы должны применять разум правильно, мы должны включить его уважением для того, чтобы при общении извлекать благо из общения, доставлять радость своим общением. Это и сделает нас настоящими культурными людьми. Это выведет нас на тот уровень, когда люди будут чувствовать глубину нашей культуры, просто, судя по тому, как мы с ними общаемся. Через общение постигается глубина культуры. Поэтому, не обязательно стать великими философами или великими святыми, достаточно стать культурными людьми. И мы сможем чувствовать себя счастливо даже в этом мире, как говорится в этом стихе, и в этом, и в следующем рождении. Почему не стать счастливым сейчас? В чем проблема?

01:18:31 В стихе описывается, что нет большой проблемы, прямо сейчас можно и других тоже сделать счастливыми. Но без культуры мы можем сами стать несчастными и ещё кого-нибудь сделать несчастными. Запросто. Вопросики, пожалуйста, парочку, один-два.

Ответы на вопросы

01:18:53 [Вопрос]: « [неразборчиво] »

01:19:30 [Рузов В.О.]: Я не думаю, что ачарьи делали всех недовольными. Очень сильно в этом сомневаюсь, поэтому выражу своё сомнение по этому поводу. Те описания жизни ачарьев, которые мне известны, говорили о том, что эти люди, великие святые, умудрялись всех делать счастливыми. Все оставались счастливыми от общения с ними, даже великие негодяи. Может быть не сразу, но через некоторое время. Так они общались. Это такое искусство. Когда Шрилу Прабхупаду спрашивали: « Кто такой преданный?» Он говорил, что: « Преданный – это идеальный джентельмен. Это высочайший уровень культурно-образованного человека.»

01:20:18 Я не думаю, что мы должны делать такие выводы. Я считал бы их преждевременными. По поводу того, насколько мы должны действовать культурно во время распространения книг, у меня есть глубокое понимание этого момента, и я прошел все виды распространения книг, и в результате я пришел к такой интересной идее, что распространение книг – это когда человек начинает её читать. Не когда мы человеку отдали книгу, и он с ней ушел в неизвестность и пропал, а когда мы точно знаем, что он начал её читать, и в своей жизни я добился этого результата. Все люди, которые у меня покупают книги, они их читают. Это отдельная тема по проповеди. Я 10 лет потратил на то, чтобы довести свою проповедь до такой ситуации, что я точно уверен, что человек у меня покупает книгу, и он её прочитает от корки до корки.

01:21:18 Мое понимание и осмысление проповеди концептуально изменилось за 10 лет. Научиться так давать книги Шрилы Прабхупады, чтобы это не было очередным пробным товаром, чтобы человек в действительности пришел домой, лег на диван и стал её читать от начала и до конца, делая выписки и задавая вопросы. И потом приступил к какой-то практике – это задача проповеди. Конечно же, к идеалу нужно идти долго, и путь отличается от идеала, и пробовать нужно по-разному. Но мы должны помнить: идея книг Шрилы Прабхупады - это, чтобы человек начал их читать. Почему человек хочет читать? Он хочет продолжить общение с тем человеком, который ему дал эту книгу. Он связывает эту книгу с тем общением, которое получил от того, кто её распространил.

01:22:26 Если это было высококультурно и грамотно, человек приходит и хочет продолжать это общение. Как, например, к человеку приходит письмо, и он его перечитывает каждый день, потому что оно от любимого человека, и ему приятно. Он фотографию рассматривает с любовью. И точно также, если мы дали книгу высококультурно, с любовью, человек будет перечитывать и разглядывать каждый день. Это необычное бхакти, которое не встретишь на улице. Если мы умудрились дать человеку ведическую культуру за несколько минут общения… Есть три закона, принципа культуры, которые мы должны знать. Культура выражается в трех эмоциях: терпение, благодарность и уважение.

01:23:12 Если человек чувствует эти три эмоции, если они у нас проявлены, мы готовы терпеть все, чтобы ни происходило. Мы готовы уважать, чтобы ни происходило. Мы готовы быть благодарны. Это то, чего в этом мире нет. В этом мире никто не хочет терпеть, никто не хочет быть благодарным и никто не хочет уважать. Если мы проявляем эти три простых качества ведической культуры, человек будет пытаться вновь и вновь это найти и вспомнить. Вновь и вновь. Как это внешне выражается – у каждого свой стиль. Но если мы передали культуру, человек не просто прочитает книгу, он её сгрызет. Он её зачитает. Видели зачитанные насмерть Бхагавад-гиты у людей, которые никогда не были в храме? Я видел. Зачитанные, затертые. Если вы с ним поговорите, то окажется, что они просто хранят в своем сердце воспоминание о том, что они встретились с терпением, благодарностью и уважением. А тонкости – это бесконечный процесс.

01:24:30[Вопрос]: « [неразборчиво] »

01:25:00 [Рузов В.О.] Во-первых, йоги не уединяются, йоги уединяются с другими йогами. Обычно большими толпами. Мы можем пойти в Гималаи, например, и увидеть, что высоко в горах, я люблю Гималаи и постоянно там путешествую, 2 раза в год езжу в Гималаи, меня это вдохновляет сильно на отречение, я вижу этих йогов, и они, хотя никого нет, но они знакомы со всеми йогами этого региона. Они постоянно встречаются, постоянно общаются, у них достаточно большая посещаемость. К ним ходят все местные жители.

01:25:37 Йог не просто садится, он вешает флаг около той тропинки, которая отходит от главной дороги и ведет к его пещере. Я посещал такие пещеры. Он вешает красный флаг. И когда вы идете по дороге, если вы будете в Гималаях, если вы будете мужского пола, потому что женщинам лучше к йогам не ходить, могут быть проблемы, он просто убежит, и все. Но если вы будете мужского пола, вы пойдете по этой дороге, вы увидите маленький флажок, привязанный к дереву, и маленькая тропинка будет уходить. Я очень рекомендую сходить по этой тропинке и получить благословения этого йога. Вы найдете пещеру абсолютно счастливого йога, у которого ничего нет, и вы можете давать ему деньги, он ничего не возьмет. Местные жители заходят к нему время от времени за наставлениями, и он им объясняет принципы йоги, рассказывает. Они живут высоко в горах. Они всегда уходят вместе и медитируют вместе. Достаточно глубокое общение. Недавно одна экспедиция отправилась на Кайлас.

01:26:50 Шла, шла и нашла целое поселение йогов. Множество йогов, которые на снегу сидели, медитировали. Они там до сих пор есть. Это не одиночество. Аштанга-йога подразумевает одиночество тогда, если есть уже связь с Параматмой. Аштанга-йога не подразумевает одиночество на ранних стадиях аштанга-йоги. Сначала: яма, нияма, асана, пранайяма, и все, и только когда у человека появляется связь, тогда он практикует одиночество в виде постоянного контакта с Параматмой. Поэтому, даже в этом случае нет одиночества. Это не одиночество, это другая форма общения.

01:27:32 Она далеко не всем подходит. Сейчас это путь исключительный, потому что мы социальны по своей природе. Мы родились в социальной среде, нам надо с кем-то чем-то поделиться, мы болтливы по своей природе. Поэтому нам даются болтливые техники самоосознания. Такие, как повторение мантры. Санкиртана. Кришна-катха. Это болтливые техники йоги. На аштанга-йогу мы не способны - это молчаливые техники, когда большую часть человек молчит. А так как мы болтливы по своей природе, Кришна задействует наше качество болтливости. Болтайте сколько хотите. Есть хорошие слова, которые можно болтать. Дай Бог свои 16 кругов отболтать, как следует.

01:28:18 Пожалуйста, язык полностью доволен, все счастливы. Очень рекомендую встретиться с йогами, пообщаться, очень вдохновляет. Видишь, что человек, не имея ничего, абсолютно счастлив. Это очень вдохновляет. Меня это очень вдохновляет. Поэтому я езжу в такие места. Это очень высокий опыт. Материальный мир построен на рекламе. И реклама только одна, - что очередная комбинация атомов может сделать нас счастливыми, если её купить. Человек попадается, думает, что именно эта комбинация атомов сделает его счастливым, он покупает себе эту комбинацию атомов с диагональю 64 сантиметра, пробует – не становится счастливым.

01:29:08 Хоть черно-белая комбинация атомов, хоть цветная комбинация атомов, хоть DVD, хоть DCD. Она не делает человека счастливым, и реклама постоянно об этом говорит: вот эта комбинация атомов сделает тебя счастливым. Чтобы выходить из-под этого влияния, нужно один раз увидеть человека, у которого ничего нет, и он абсолютно счастлив. Есть одна деревня, в которую мы ездили, называется Сари. Она очень высоко в горах находится, и там есть высоко в горах озеро, где снежные пики. Это озеро необычное, вокруг него растут цветы. Все озеро в цветах, высоко в горах, снег. И в этой деревне нет ни телевидения, ни радио, ни телефона. Ничего нет. Мы там останавливались, и что меня поразило, что все люди вечером выходили на улицу, весело смеясь и разговаривая друг с другом, проводили вечер в общении друг с другом.

01:30:11 Все общались, постоянно стоял веселый смех и веселые, радостные разговоры. Ничего у людей нет. И не веришь своим глазам – насколько радостное общение у них. Насколько радостно люди общаются, не имея ничего. Просто свой какой-то кусочек поля высоко в горах. Меня поразили даже коровы. Коровы бегали в припрыжку. Причем, они бежали не просто, они бежали вверх в припрыжку, там километра два или три, не помню, они бежали вверх с жутко стоящими вверх хвостами, с абсолютно диким выражением лица. Некоторые бежали боком, у некоторых задние ноги выше головы. Они бежали вверх, за ними бежали собаки, тоже довольные, улыбающиеся собаки. Видели улыбающихся собак? За ними бежали улыбающиеся мальчики.

01:31:08 И вся эта толпа бежала вверх, мы с ужасом прятались. Все бежали вверх, причём не по дороге, а кустами. Все такие довольные, ломая деревья на своем пути, очень весело. Добегали до этого озера, быстренько напивались этой воды и также радостно бежали вниз, также бешено, с такой же радостью. Просто сбегали на горное озеро водички попить. Этот опыт очень важен. Есть горные дороги, и время от времени можно посещать такие места и вдохновляться отречением. Красота отречения очень красива. Мы не умеем отрекаться, мы, когда отрекаемся, мы жалеем, мы сравниваем: кто больше отрекся, кто меньше. Мы думаем: «Когда же придут плоды моего отречения; когда же я стану великим отреченным», потом, не получив эти плоды, мы покупаем ещё более дорогие вещи, поэтому нужен опыт. Культура передается через опыт, её нужно увидеть, нужно почувствовать. Всегда, когда есть возможность получить ведическую культуру, нужно воспользоваться этим. Приобщиться к этой глубине

01:32:22 [Вопрос]: « [неразборчиво] »

01:32:53 [Рузов В.О.] Ни у кого нет навыков концентрации. Наше сознание по своей природе многоветвистое, объясняется в Ведах. Сознание многоветвистое, потому что мы никогда не получали вкуса от того, что мы делаем. Когда мы не получаем вкуса - концентрации никакой нет. Если человек, например, не ел вкусного торта, он не концентрируется на торте. Он привык к своей селедке, ищет свою вкусную селедку, нет концентрации. Он проходит мимо торта и не обращает внимания. Но если человек почувствовал вкус к чему-то, он сконцентрирован на вкусе. Мы все идем за вкусом. Наша философия – философия вкуса.

01:33:34 У нас не философия логики, в нашем поведении нет никакой логики, нет никакой экономики. Мы полностью асоциальны. Нет ни логики, ни экономики. Все очень неэкономично и не выгодно. Не логично. Мы идем за вкусом, у нас философия вкуса. И на самом деле, если мы посмотрим, то материальное мировосприятие – тоже философия вкуса. Человек делает то, что ему нравится. Ранняя психология делила людей на людей, которые все воспринимают на основе логики, и на людей, которые воспринимают все на основе интуиции. Она делила людей на интуитивов и логиков. Современная новая психология уже не делит их так. Говорится, что все люди интуитивы. Просто одни научились объяснять свои поступки с помощью логики, а другие – нет. Те, кто научились объяснять своё поведение – это логики. А те, кто не научились, или им все равно, - это интуитивы. На самом деле, все идут за вкусом. Всем хочется делать то, что им хочется делать.

01:34:44 И мы находим объяснение тому, почему мы делаем то, что нам хочется делать. Как только мы в действительности чувствуем вкус, как только нам в действительности что-то нравится, и мы понимаем, что это может дать нам все, мы становимся очень сконцентрированными. Если нам действительно что-то надо, если цель становится яркой, мы становимся очень сконцентрированными. Этому учит воинское искусство. Этому учит музыка, культура. Все учит тому, что если есть цель, мы должны быть сконцентрированы. Поэтому, если мы работаем над целью - концентрация появится. Это, если коротко.

01:35:34 [Вопрос]: « [неразборчиво] »

01:35:42 [Рузов В.О]. Уважение – это когда мы не меняем своего отношения к человеку, когда он меняется. Вот это уважение. Мы готовы сохранить своё уважение к человеку, не важно, в какую сторону он изменился. Фактически, при отношениях нас не волнует, какая философия у человека, нас не волнует, каково его поведение. Нас не волнует, каковы его идеи, какие цели. Нас волнует только то, что Бог свел нас вместе. И мы должны быть благодарны Богу за то, что Он нас свел вместе.

01:36:20 Само по себе развитие не бывает вертикально вверх. Само по себе развитие – вверх-вниз. Уважение – это когда мы радуемся, когда человек развивается, и не меняем своего отношения к человеку, когда он деградирует. Это основа културы. В основном, мы пытаемся заклеймить человека, когда у него что-то происходит. «О, ты предал своего гуру, ты нарушил все принципы, ты то, ты се. Не приходи большеь в храм. От тебя Кришна прасад не принимает. Ты не имеешь права делать гирляндочки. Вообще не стой близко к алтарю, а то Бог испугается и убежит». Мы начинаем клеймить человека, думаем, что это ему помогает. Думаем, что можем ему помочь, указав ему на его недостаток. Все прекрасно понимают свои недостатки, кто не понимает?

01:37:20 Все понимают свои недостатки. Если вы показываете пальцем, что вы не понимаете свои недостатки, значит, вы их лучше всех понимаете. Все понимают свои недостатки, потому что думают о них всю жизнь. Факт. Зачем кому-то ещё их показывать? Если вы поскользнулись и упали в лужу, и к вам подходит и говорит: «Ты что в лужу упал? Бестолочь!». Что должен делать друг? Он должен подскочить и помочь подняться. Обтереть его, высушить. Дать помыться. Нужно помогать человеку, а не клеймить, у нас не клеймящая организация. Тогда нужно клеймо завести бронзовое.

01:38:10 Какой мы там предатель Бога. Ставить на лоб клеймо. Провели собрание ятры, собрали доказательства греховной деятельности, поставили клеймо на лоб, чтобы знал. Отрубить ему те пальцы, которыми он курил. Мы не карательная организация. Мы – организация, распространяющая ведическую культуру, а культура – это когда мы не любим болезнь, а не больного. Врач – это тот, кто не любит болезнь, а не больного. Когда врач начинает больного не любить, когда у больного приступ, а врач приходит к нему и дает пощечину, и говорит: «Ты что мне тут устроил в больнице? Нашел место, где приступы из себя корчить, где обострения проявлять». Это очень подозрительно. Культура – это сострадание, культура – это терпение, уважение и благодарность. Эти три слова. Мы терпим человека, чтобы с ним ни происходило.

01:39:36 Мы все веселые. Все не без греха. Мы должны терпеть. Мы уважаем человека за то, что он делает для Кришны. Если он просто все не разрушил, его можно уважать. В этом мире все ломается. Просто что-то задеваешь, и оно ломается. Вы беретесь за ручку, и ручка отламывается. Кран сломал. К чему бы мы ни прикоснулись, все ломается. Поэтому, если человек не все сломал, уже за это его можно любить и благодарить. Старался и не все сломал. Чтобы ни происходило, мы должны человеку одну простую вещь давать понять, что мы сохраняем к нему наше отношение. Мы всегда его ждем и всегда готовы продолжать с ним свои отношения. Никакие поучительные беседы, желание словами кого-то научить – это не работает.

01:40:41 Не работает. Никому не нужны слова. Слова в близком типе взаимоотношений вообще никому не нужны. Слова просто раздражают и бесят. В действительности, все, что мы хотим - просто посмотреть на реакцию. Осталось ли к нам такое же отношение. Или оно изменилось, и нас записали в черный список врагов народа. Нужно быть очень аккуратным. Постараемся поговорить об этом на следующих лекциях. Разобрать поподробнее. Мы должны проявлять ведическую культуру. А не создавать какой-то карательный отряд имени Кришны, деля всех на негодяев-карми и нас, великих преданных. Как бы не ошибиться. Разобрались? Шрила Прабхупада, ки – джай! Нитай-Гаура премананда! Хари бол. Большое спасибо.

обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 10 мая 2013
транскрибирование: Ирина Ефремова | Омск | Россия | 15 апреля 2013