Поиск счастья и Смысл духовности

Сочи - 01 June 2010
Социальный смысл духовности. Два типа счастья. Неудовлетворенность души материей. Отречение от мира и отречение от вожделения. Понимание счастья зависит от уровня сознания. Тысячи духовных рецептов. Предсказания Вед. Аватары. Три аспекта Абсолюта. Духовная практика для нашей эпохи. Святое Имя. Красота и Любовь. Антропоморфизм или Теоморфизм. Три источника знаний о Боге. Две группы Ведических Писаний. Шри Чайтанья Махапрабху. Раб-невольник и раб Любви. Служение Богу - источник энергии.
лекция для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 3
длительность: 00:55:56 | качество: mp3 64kB/s 25 Mb | прослушано: 3011 | скачано: 2221 | избрано: 67
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Социальный смысл духовности. Два типа счастья

00:00:00 Какая-то незначительная, материальная часть знания Вед: ведическая кулинария, ведическая медицина, ведическая астрология, в какой-то степени она может использоваться сегодня. Но большая часть материального знания Вед она, в общем-то, является закрытой. И от этого можно впасть в такую грусть и тоску, потому что кажется, ну, если материальное знание закрыто, то духовное, наверное, и подавно. Но это не правда, вот. Потому, что наоборот мы видим, что когда больной серьезно болен, то нужно самое сильнодействующее лекарство. И самым сильнодействующим лекарством является правильное сознание. Является то сознание, которое позволяет людям не враждовать друг с другом, не уничтожать друг друга, а жить в гармонии. Если мы обратимся к русским классикам, то очень известна идея Льва Толстого. Лев Толстой в начале своей жизни занимался самыми разными нравственными и политическими исканиями.

00:01:03 Он интересовался там и масонством и разными религиями. Но в конце жизни он пришел к удивительной вещи, которая называется «нравственный императив». Что такое нравственный императив? Это значит, что если у человека нет идеи Бога, как личности, которая устанавливает ответственность за любой поступок, человек в принципе будет делать всё, что угодно. Т.е. только если человек понимает, что за каждый свой поступок он будет нести ответственность, а если он является духовным человеком, только тогда он будет действительно, веря в это, если он действительно верит в это, только тогда он действительно будет культурно и гармонично взаимодействовать со всеми остальными. В противном случае, если личность не будет сама понимать свою ответственность, но мы будем её ограничивать любыми внешними законами: законами коммунизма, законами демократии, законами монархии. Но внутри, в сердце, она будет считать, что: «В принципе можно все. Потому, что я не несу ответственности ни за что».

00:02:08 Какую бы внешнюю форму мы не создали, постоянно будут воровать, красть, обманывать, при первой удобной возможности. И мы видим, что Россия, к сожалению, она стала областью эксперимента, когда коммунисты, они попытались построить общество без Бога. Т.е. они сказали: «Зачем нам, например, Евангелие, - мы возьмем и переделаем это в «кодекс строителя коммунизма». Все то же самое, только устранив Бога. Мы вместо священнослужителей поставим там идеологических людей, которые верны партии. Но практически, так как люди стали считать себя телами, человек, который считает, что он тело, что можно все. Да? Достоевский об этом сказал: «Если Бога нет, то можно все». Все эти люди, они придумали, как обойти эту систему. И начали творить такие вещи, что постепенно весь этот строй, который строился на атеизме, он в общем-то рухнул.

00:03:05 Поэтому, что такое «нравственный императив» Толстого? В конечном итоге он сказал, что: «Какую бы форму государства вы не избрали, в конечном итоге, если вы устраните духовную идею из любого общества, это общество рухнет». И Веды говорят: «что общество, которое лишено брахманов, священнослужителей, общество, где забыт Бог, такое общество очень быстро приходит к стремительной деградации». То же самое, мы можем понять, что основной духовной идеей является счастье жертвователя. Т.е. является идея того, что мы более счастливы, когда мы отдаем. Но идея материализма – это идея эгоизма: «Больше всего я счастлив, когда я потребляю». И в принципе это можно проиллюстрировать на простом примере.

00:03:56 Допустим, у вас есть шоколадка, дорогая вкусная, которая вам нравится. И рядом с вами сидят несколько знакомых. Для какого-то, для одного типа людей высшим пиком счастья будет то, что они успели съесть эту шоколадку, прежде чем знакомые попросили этой шоколадкой с ними поделиться. Для других людей высшим пиком счастья, будет то, что они смогли поделиться этой шоколадкой и люди посмотрели на них и сказали: «Слушай, спасибо. Такая вкусная шоколадка». Т.е. счастье того, что я сожрал всю шоколадку или счастье того, что я может быть съел один квадратик, но много людей вокруг меня, они стали счастливее. Поделился своей энергией, своим счастьем, своей радостью. Поэтому, на самом деле, во все времена наиболее прогрессивная часть общества, часть человечества она понимала, что более глубокое счастье – это счастье, когда ты отдаешь себя или жертвуешь.

Неудовлетворенность души материей

00:04:57 Но как только мы заговариваем об этом, может встать любой человек и привести контрпример. Да?
Может рассказать, допустим, парень, что или, ну лучше девушка (девушки более жертвенны обычно). Что: «Вот у меня был парень, как бы я все для него делала, я за ним бегала, там я ему готовила, я его любила, там я его поила, а он сволочь только бил. А потом ушел к другой». Реальная ситуация? Реальная, к сожалению. Поэтому более того, есть народная мудрость, которая говорит, о том, что, как бы: «В любви кто-то обязательно любит больше». Или более того совсем жестко, что: «В любви один любит, а другой позволяет себя любить». О чем это говорит? Да, о некоей народной мудрости, которая обрабатывает опыт жизни в этом мире. Поэтому Веды, они отвечают очень ясно на вопрос: «Почему мы нуждаемся в духовном знании? Почему мы нуждаемся в духовной реальности?». Да?

00:05:59 Потому, что хотя мы, наиболее прогрессивные из нас понимают, что счастье - это отдавать себя. Те объекты и те личности, которым мы отдаем себя, они не связаны с вечной Реальностью, они обладают определёнными несовершенствами. Какими? Первое несовершенство – объект может быть недостойным. Понятно, что допустим: человек он завел себе собаку. И он уже не помогает матери, этот человек он уже не ходит к своим друзьям, он день и ночь чешет свою таксу. Завязывает на ней бантик там, подбирает ей диеты, вот. Ну, понимаем, что в принципе его объект не достоин. Эта такса, она очень хорошая такса, но все же она не должна занимать место Бога или семьи. Но есть люди, которые реально сходят с ума по таксам, по маркам – это описано в специальных медицинских пособиях, вот. Итак, во-первых, объект может быть недостойным.

00:07:01 Во-вторых, так или иначе все объекты, да, с которыми мы связаны, все личности, они так или иначе не могут постоянно радовать нас свежей радостью. Потому, что каким бы процессам мы не придавались в этом мире, неизбежно будут происходить три момента. Первый момент – это насыщение. "Наконец-таки, наконец-таки мы создали семью, теперь все будет так хорошо!" Потом, это насыщение, да? Потом иногда наступает пресыщение. Когда люди общаются, общаются, общаются и чувствуют, что им надо как бы погулять, съездить кому-то в отпуск, т.е. они чувствуют, что они уже переобщались друг с другом. И, наконец, если эту стадию пресыщения не разрулить. Да? На этой стадии. То может наступить совсем опасная стадия - стадия отвращения. Когда люди уже настолько друг с другом варятся как бы в тесных в трех стенах, то уже просто могут перестать терпеть друг друга. Да?

00:08:05 Поэтому рекомендуется вообще, это даже не ведическая психология - это просто общечеловеческое знание, иногда рекомендуется ну как бы чуть-чуть разнообразить себя общением там с компаниями, с другими людьми, да с кем угодно, что бы не торчать там, в двух стенках. Но это не только о людях, то же самое с музыкой. Допустим, вот у меня в детстве, я помню очень ясно, было два таких поразительных откровения. Да? Когда тебе приносят новую игрушку, ты играешь, тебе кажется, ты никогда с ней не наиграешься. Но спустя какое-то время она тебе осточертевает. Когда ты услышишь какую-то группу, тебе кажется, ну которая тебе понравилась, тебе кажется, что эту группу ты готов слушать всю жизнь, эту песню ты готов слушать всю жизнь, ну особенно тинэйджеры, знаете, там двенадцать, тринадцать лет. Но спустя какое-то время, по крайней мере, одна песня надоедает. Да? Уже хочется поставить может той же группы, но другую. Поэтому неизбежно, вопрос, ну аспектом этого мира является, то что на каком бы аспекте мы не сконцентрировались, да, на личности или на каком-то явлении, мы очень быстро высасываем из него весь вкус, всю расу, все счастье и он начинает сам по себе уже надоедать нам.

00:09:16 Поэтому живые существа описаны в Ведах, как постоянно ищущие все новых и новых способов наслаждения своих чувств. И их состояние описывается как хрид-рогам - "болезнь сердца". Другими словами, мы постоянно испытываем вожделение. Но так как мы пытаемся удовлетворить его только объектами этого мира, это подобно тому, чтобы заливать костер бензином. Поэтому в известной степени, все люди этого мира, они являются наркоманами. Если особенно.... здесь все очень видно культурные люди. Вот я говорю: «Наркоманы». Все могут обидеться: «Какие мы наркоманы? Мы не наркоманы». Но в широком смысле слова. Да? Если мы постоянно нуждаемся в новых впечатлениях: телевизор, компьютер, книги, чувственные удовольствия, т.е. на самом деле все виды привязанностей этого мира, они являются наркотическими. Потому, что можно подсесть на любую из них.

00:10:09 Есть интернет-зависимость, есть там зависимость от каких-то своих хобби - и поэтому фактически мы видим, что свобода души, она полностью теряется в том, что чувства, они же тянут душу в разные стороны. И мы оказываемся порабощенными собственными привязанностями. Фактически мы оказываемся плененными собственной свободой и собственным вожделением. И проблема в том, что источник внутри. Что-то внутри, какая-то глубокая неудовлетворенность всеми этими внешними вещами, внутри нас. Поэтому, это вторая проблема. Первая, что объект может быть недостойный. Вторая, то, что объект может нас иногда прекращать радовать. И третий момент это то, что объект является временным. К сожалению, большая часть личностей здесь, людей в этом мире, они часто общаются друг с другом достаточно формально.

00:11:06 Но если, по великой удаче. Да? По, из прошлых воплощений, нам удается встретить каких-то людей, которые понимают нас, которые близки нам. Все равно отношения с ними не являются вечными. Теперь очень модно традиционное православное бракосочетание, когда жених и невеста очень красивы, они идут по лестнице храма вниз, в шариках, их благословляет священник. И он говорит одну очень интересную формулу, он говорит: «Объявляю вас мужем и женой. И будьте счастливы, пока смерть не разлучит вас». И как обычно люди понимают это? Он благословляет нас на то, что бы мы были счастливы всю жизнь. Но на самом деле … христианская идея, она несколько иная. Священник говорит: «Да, в принципе, по милости божьей, возможно вы будете счастливы всю жизнь. Это не исключено. Бог не враг вам. Но в конечном итоге … нечто разлучит вас. Поэтому если вы не обретете связь с некой вечной реальностью, то рано или поздно. Иногда раньше, иногда позже, нечто, так или иначе, разлучит вас».

00:12:13 Поэтому мы говорим о том, что духовное знание оно является поиском вечного счастья и полного счастья, которого так или иначе нет в этом мире. Но, с другой стороны, именно такое счастье является самой глубинной потребностью нашей души. И так как глубинная потребность нашей души не удовлетворена, мы постоянно ищем все новых и новых впечатлений, наслаждений и т.д. Но, с другой стороны, мы видим, что святые, которые обрели контакт с высшей реальностью, с самим Господом, они могут довольствоваться очень малым. Да? Простыми вещами. И они явно более удовлетворены и более счастливы, чем мы. Да? Они счастливее нас. Как им это удается?

00:12:58 И есть такой индийский поэт, Видьяпати, который сказал следующую вещь, он сказал, что: «Все счастье этого мира, оно есть - оно реальность. Неправда, что в этом мире нету счастья, счастье есть. Но все счастье этого мира подобно капле, капле в пустыне. Но наша душа она жаждет рек счастья, океанов счастья. И этих океанов счастья, полноводной реки счастья, которой жаждет наша душа, как бы мы не старались, мы не можем найти в этом мире». Поэтому идея духовности, она не является идеей чуждой душе, да она является той идеей, которая только и может насытить душу вполне.

Отречение от мира и отречение от вожделения

00:13:43 Но к сожалению духовность, понимают как очень мрачное мероприятие, в духе отречения от всего, там: продай квартиру, брось семью. Уйди в лес... вырой корешки... грызи их... думай о Боге. И в некотором роде, даже Иисус говорит об этом, там: «проще верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное».

00:14:07 Но если мы будем искренни, мы можем реально увидеть, что бедный человек и духовный человек, - это не одно и то же. Есть много бомжей, которые, если брать только один критерий, очень близки к Богу, - у них нет в принципе ничего. Но они не ходят в церковь. Но с другой стороны, мы видим богатых людей, которые могут серьезно жертвовать на Господа, проповедовать и т.д. Поэтому, вы должны понять простую вещь: злом является не наличие каких-то там материальных средств. Деньги – это не зло, как бы возможно не революционно это звучало. Зло - это неправильное использование каких-то средств. Поэтому в ведической школе мысли есть два понятия это вайрагья и юкта-вайрагья. "Вайрагья" - значит "отречение". "Этот мир полон страданий. Каждый, кто ко мне приходит, мучит меня. Поэтому я сбегу от всех в лес" – это вайрагья.

00:15:01 Человек в лесу, он начинает чувствовать себя легче. Ему кажется, что он стал ближе к Богу. Но это уже иллюзия, потому что только в практических испытаниях мы можем развивать какие-то качества. По этому, по сему, мы не пропагандируем бегство в лес, раздавание одежды нищим, а говорим о том, что если мы будем давать что-то материальное, всё равно это в конечном итоге сойдется к нулю. Т.е. допустим, я накормил голодного, но при этом ничего ему о Боге не рассказал. Ну хорошо, я его накормил, допустим гречкой. У меня кончилась гречка, у меня её в скорее нету. У него она переварилась, он опять голодный, таким образом уже через день все свелось к нулю. В материальном мире два оборота стиральной машины - всё равно нулю. Но если я рассказал кому-то о высшей реальности, которая является нашим подлинным домом, то у меня это знание осталось, более того, у него оно осталось тоже, и осталось с ним навечно.

00:16:00 Поэтому это не вопрос того, что мы жалеем, мы противники там того, чтобы люди ели. Да? Чтобы люди кормили людей. Но мы говорим, что есть пища для сердца и пища для желудка. И пища для сердца, и пища для души является самой насущной пищей. Есть ведическая мантра, где святой говорит: «В прошлых жизнях я рождался слоном и обожрал все пальмы, но так и не был счастлив. Потом я был свиньей и съел все тазики с помоями, которые мне давали, я стал толстой свиньей, но всё равно не был счастлив. И сейчас я родился и понял, что только внутренняя удовлетворенность, внутренняя гармония, она может погасить моё вожделение ко внешнему».

Понимание счастья зависит от уровня сознания

00:16:44 Поэтому Веды говорят, что: «то счастье, которое есть у человека, оно зависит от уровня сознания». Потому, что, например, для кого-то счастье, это так напиться на Новый год, чтобы проснуться лицом в салате. Тогда праздник удался! Для кого-то счастье - это постигать.

00:17:01 Сидит какой-нибудь ученый-ботаник и читает там: «Отряд ракообразных насчитывает двадцать пять ракообразных». «О, их целых двадцать пять!» У первого ракообразного двадцать пять члеников. Он: «О, у него двадцать пять члеников!». У второго ракообразного двадцать члеников. «Ого, у этого двадцать члеников!» У третьего ракообразного три глаза и два членика. «О!!! Всего два членика! - Но три глаза!!!». Понятно. Т.е. есть самые разные разновидности счастья, в этом мире. Но в конечном итоге, чем более глубок наш уровень сознания, тем больше мы понимаем, что мы должны искать высшего счастья, подлинного счастья, которое, как говорит Видьяпати, «не водится в этом мире». И я думаю во второй части нашей программы, мы как раз что-нибудь узнаем и об этом. … Прекрасные, танцующий девушки, я думаю, смягчили впечатление от наших последних рассуждений, о том, что объект бренен, счастья мало и тому подобные вещи, вот.

Тысячи духовных рецептов. Предсказания Вед

00:18:03 Есть идея о том, что душа ищет вечного счастья, вечной родины и Веды говорят: «Вы не являетесь детьми этого мира, вы являетесь детьми земли бессмертия». И тот призыв, который есть в Ведических Писаниях это: «srinvantu visve amritasya putrah (Svetasvara-upanisad, 2.5)» - "Проснитесь, дети бессмертия, и вернитесь в ваш подлинный мир". И мы говорим, что Господь на протяжении всей истории человечества заботиться о том, что бы души, так или иначе, где бы они не рождались, в каких бы условиях не жили, они бы постоянно, так или иначе были связаны со своей высшей Родиной. Поэтому есть такая идея, что допустим, все человечество было во тьме безбожия, там, и невежества. И вдруг в какой-то момент пришел какой-то посланец Бога, скажем Сын Божий, и вот тут-то все и началось.

00:19:01 Однако на практике Веды говорят, что Господь... Что, во-первых, человечество существует миллиарды лет, и Господь, он не только с какого-то определённого момента, а постоянно дает людям духовное знание. Т.е. вот не так, что он дал в какой-то момент, какой-то рецепт. Он постоянно дает сотни и тысячи рецептов в соответствии с уровнем людей и готовностью воспринять. Понятно, что если чукчам порекомендовать быть вегетарианцами, или, допустим, мусульманам, у которых там кроме пустыни, колючки и там баранов, вообще ничего в жизни нет, ещё палатка и жена, то вряд ли вегетарианская идея пройдет. Поэтому дается некий уровень. Идея божественна, да, некий компромисс. Но, с другой стороны, мы видим, что многие посланцы Бога, они искренни говорят, что "то, что я говорю, - это некая доза, это не всё, что есть в Реальности". Допустим, Иисус в Евангелии от Иоанна говорит: «Многое имею вам сказать, но сейчас не сможете вместить».

00:20:00 И все знают например, что в Ветхом завете, предсказан приход Иисуса, у пророка Малахии в последних стихах. И вся Библия они испещерена ссылками, которые говорят об этом. Вот тут-то предсказан Иисус, тут-то предсказан Иисус - и христиане очень гордятся этим. Но, на самом деле, в Ведических текстах предсказан не только Иисус, но предсказан Будда, Магомет и более того, предсказаны воплощения самого Господа, которые будут приходить на протяжении истории человечества в этот век. Поэтому мы очень уважаем гордость христиан, но так же смиренно советуем им ознакомиться с Ведическими текстами. Да? Потому, что например, есть такая "Бхагавата Пурана" (" Шримад Бхагаватам"), где описан приход Будды. Или "Бхавишья Пурана" , где описан приход Иисуса. Там, например, есть шлока – стих на санскрите, где говорится звучит так: "isa putra ca mam viddhi / kumari garbha sambhava" («Bhavisya Purana», 19.23). "Иша путра" – означает "Сын Божий", "иша" – Господь, "путра" – сын, "кумари гарбха самбхава" – рожденный Девой, "кумари" – это дева, или девственница на санскрите.

00:21:09 Поэтому обычно религии этого мира, они описывают только собственное развитие и становление, и молчат обо всех остальных религиях, как будто их и нету. Ну, скажем так, Ветхий завет предсказал Новый завет. Это считается феноменом. И все остальные религии, к сожалению, понимаются как нечто происходящие от дьявола. Да? Допустим, христиане говорят, что ислам от дьявола. Мусульмане тоже не теряются, - они говорят, что христиане от дьявола. И мы видим, что, в конечном итоге, эта крайняя позиция приводит уже к вовсе комическим ситуациям. Например, в Москве мы делали религиоведческий клуб «Восток - Запад», и там пришел один, ну я не буду называть здесь имя, один видный православный проповедник и также пришли представители протестантских христианских церквей Москвы.

00:22:01 И я не стал там ну, говорить им, что-то о Ведах, о каких-то таких высших материях там, о реинкарнации, о карме. Я задал смиренный вопрос этому православному проповеднику. Я сказал: «Скажите, пожалуйста…». То, что он говорил, говорил, я примерно понял некую идею, которая у него есть, но он её как бы постоянно имел в виду, но не озвучивал. Я как смиренный человек, я спросил: «Скажите, пожалуйста, а те, кто служит Иисусу в других церквях, ну не в вашей христианской, не православные, они достигнут Господа в конце то концов, Иисуса? Ну, и Отца его?». Он сказал: «Нет! Все кроме православия – это ересь. И кто не православный, - тот не спасется». И стало ясно, что определённая линия мысли, когда "истинное есть только у нас". Да? "Только мы обладаем истиной" - она является очень узкой сектантской, не является естественной. Поэтому Веды, они не только описывают все другие религии основные... Там, приход Магомета, приход Иисуса, приход Будды. Но и говорят, что все религии от Бога.

Аватары. Три аспекта Абсолюта

00:23:10 Но истина о Боге, как о личности раскрывается в разных религиях, в разной степени. И самым важным утверждением Вед для нас является то, что не только Пророк может прийти или не только Сын Бога может прийти, но и Богу самому в принципе "не слабо". Т.е. есть великий ученый, ведантист, Шридхар Махарадж (Свами Шридхар). В начале XX века он основал духовный институт " Шри Чайтанья Сарасват Матх". В его семье говорили на санскрите. Когда он... Обычно санскрит описывают как "индийскую латынь". Но это не совсем так, потому, что на латыни сейчас никто не разговаривает, а на санскрите сейчас разговаривают, в неких самых элитных брахманских, священнических семьях Индии.

00:24:00 И более того, я видел такую смешную вещь, уже есть современный словарик санскрита, допустим там телевизор - какая-нибудь "дивья-даршана", там ну типа «божественное смотрило». Т.е. санскрит вообще "неумерущий" язык, вот. И Шридхар Махардж, он родился в семье, где уже разговаривали на санскрите. Его понимание Писаний было глубочайшим. И однажды ему бросили «перчатку вызова». Ему сказали, что: «Господь – это Безграничное. И как же вы говорите о нисхождении Бога, об аватаре. Как может?.... А душа - это бесконечно малая его частица, это ограниченное. Тогда как может Безграничное явить себя перед ограниченным?» Ну, в принципе логично. Потому, что Веды говорят, что у Бога есть вообще три аспекта это: все-охватывающий аспект Брахман – "Бог больше большего, Бог велик"; все-проникающий аспект – это Сверхдуша или Парам-атма, "Бог знает, что происходит здесь, что происходит там, что происходит в нашем сердце, ну т.е у него по всюду кинокамеры". Т.е. это все проникающий аспект – Парматма.

00:25:08 Но это является двумя некими крайними аспектами Господа: все-охватывающий и все-пронизывающий. Но, что является срединной концепцией божественного? Бог как Личность. И поэтому Шридхар Махарадж ответил: «Да, Ваша идея о том, что безграничное оно безгранично, а мы ограничены – это верно. Есть все-охватывающий аспект Всевышнего». Он сказал: «Но вы должны понимать, что если Безграничное не способно явить себя ограниченным, то оно не является Безграничным». Таким образом, мы говорим, что, хотя мы не можем постичь Бога, сам Господь способен являть себя. И он регулярно приходит на эту землю и дает духовное знание. Это называется аватара. Т.е. Господь, который нисходит и наставляет лично людей в духовной науке.

00:26:01 Мы знаем, допустим, что Иисус пришел в Палестине, но христианство распространилось по всему миру. Сначала в коммунизм верил только Ленин, но потом в коммунизм поверил весь Советский Союз, в Индии там «серпы и молоты» до сих пор нарисованы. Т.е. некая духовная идея – это откровение о некой духовной реальности. И если Ньютон, скажем, открывает закон гравитации, в Англии, когда ему падает на голову яблоко, - это не значит, что гравитация есть только в Англии. А до этого, т.е. пока яблоко не упало, все остальные они левитировали над поверхностью там, близко к земле. Точно так же, каждый пророк, посланник или сам Господь, он рассказывает о неком уровне духовной реальности о некоторой концепции отношения с Абсолютом. Но впоследствии это знание распространяется по всей Земле. Поэтому Веды говорят, что в каждую из эпох развития человечества, существует духовный метод для обретения счастья любви к Богу, для обретения богоцентричного сознания.

Духовная практика для нашей эпохи. Святое Имя

00:27:06 И практика этого метода, она не требует приложения значительных сил. Потому что Господь понимает, что в нашу эпоху раздоров, деградации все является необычайно затруднительным. В предыдущие эпохи духовными методами была медитация, когда люди медитировали на Бога в пещерах по многу тысяч лет, они долго жили. Потом храмовое поклонение, потом совершение огненных жертвоприношений. Но в нашу эпоху мы не можем это делать, потому, что жертвоприношения очень дорогие, а подлинное ведическое жертвоприношение - это золотые сосуды, дорого оплачиваемые священнослужители, кучи зерна, специальная концентрация. Т.е. на самом деле, в общем-то, мы не квалифицированны. Поэтому Господь говорит: «В этот век раздоров я дам моё Святое Имя, и, повторяя моё Святое Имя, люди будут достигать меня». Да?

00:28:03 Чем отличается Имя Бога от нашего имени, от любого имени материального, материального имени этого мира? В этом материальном мире имя может глубоко не соответствовать объекту, который оно называет. Приводится такой пример, так же в индийской истории, когда рождается ребенок у матери, который рождается слепым. Но из великой любви, эта мать называет своего ребенка, как? Она называет его "Падмалочан", «Тот, чьи глаза подобны прекрасным лепесткам лотоса». Поэтому в этом, в этом примере мы видим, что кого-то может звать Падмалочан, он может быть слепым. Поэтому имя, в этом мире не соответствует содержанию. Но когда мы говорим об имени Господа, здесь нечто иное, нечто потрясающее: "nāma cintāmaṇiḥ kṛṣṇaś /caitanya-rasa-vigrahaḥ / pūrṇaḥ śuddho nitya-mukto /’bhinnatvān nāma-nāminoḥ"(Padma-Purana).

00:29:02 Что это значит? Это значит, что Имя Господа не отлично от Него самого. И тот, кто произносит имя Бога, с подлинной преданностью, с подлинным желанием обрести общество Бога, тот обретает восприятие духовной реальности. Но так как наше сердце, оно загрязнено бесконечными материальными желаниями, бесконечными потугами наслаждаться через счастье этого мира, мы не можем произнести Имя Бога подобным образом. Мы должны находиться в духовном обществе, очищаться и тогда возможно мы сможем произнести его подлинным образом. И возникает следующий главный вопрос: «Каково же это Имя?». И что бы понять это, мы должны понять, что вообще каждое имя, оно отражает некое наше качество. Мы живем в России и, на самом деле, большая часть имен, которые мы считаем традиционными русскими именами, они является еврейским или греческими.

00:30:03 Допустим наш Иван, ну классическое русское имя. Да? Это Иван. Но на самом деле это еврейское имя "Иоанохан", во Франции он – Жан, в Грузии – Вано и т.д., вот. И изначально это обладало неким значением. Допустим имя Петр означает «камень веры». Елизавета, Лиза означает «та которую посвятили Богу». И когда мы говорим об имени Бога, имя Бога так же отражает некие качества. Допустим в Библии основное имя Бога это – Яхве или Иегова, в другой транскрипции. Что это означает? Это означает "Сущий, Тот, кто есть", «…Отче наш сущий на небеси…» и т.д. «…да святится Имя твое…». Т.е. это концепция того, что Бог он существует вечно. Существовал до бытия миров и т.д. Другое имя - это Аллах. Что значит Аллах? Единый Бог, т.е., что Бог есть один, только один, нет другого Бога, что Бог он один. Если бы у него был брат, и они бы бились, то это уже было б то, ну это был бы не Бог, значит [реально] над ними, есть кто-то еще, кто главный.

00:31:11 Т.е. природа Абсолюта такова, что он изначален. Бог только тот, кто изначален, тот, кто не от кого не происходит. Все остальное - это какие-то подчиненные существа, вот. И поэтому, если мы задумаемся о том: «Что же мы ищем в Боге?», то мы вряд ли ищем, того, что он вечный. Допустим, у нас может быть кассета, которая может играть вечно, но если эта музыка нам не нравится, то скорее мы больше будем заинтересованы, чтобы она играла какое-то ограниченное количество времени. Или, допустим, концепция того, что Бог един. Да Бог един, но что мы, прежде всего, ищем в Боге? Если мы искренне задумаемся, чего мы ищем в Боге, то, в принципе, поймем, что ничего оригинального мы в Нем не ищем. Мы ищем в нём тепла, любви, нежности, сочувствия. Т.е. всего того, что мы ищем в этом мире в других личностях.

00:32:06 И мы можем поразиться тому, насколько всё это представлено в Боге, если поймем, что вся нежность, которая существует в этом мире, является лишь жалким отблеском нежности Господа. Вся доброта, которая есть в этом мире, да, является лишь жалким отблеском той доброты, которая есть в Господе. Поэтому мы, для нас Господь абстрактен. Но святые, которые реально встретились с Ним, они говорят: «Это космическое переживание». Рупа Госвами, один из святых нашей традиции, он говорит: "tuṇḍe tāṇḍavinī ratiṁ vitanute tuṇḍāvalī-labdhaye"(Vidagdaha-Madhava, 1.15) и т.д., он говорит: «Когда я произношу подлинное имя Господа, я хочу иметь миллионы ушей, одного уха мне мало. Когда мой язык произносит подлинное имя Господа, экстаз этого настолько велик, что я хочу иметь миллионы языков». Таково соприкосновение с Источником.

00:33:01 И Веды говорят о том, что если вы поливаете корень дерева, то все дерево, оно почувствует себя напоенным. Допустим, мы можем заказать себе много разной еды... Есть такая индийская фишка, индусы едят руками, Там есть биоэнергетический аспект, тот аспект, традиция, но они едят руками, вот. И понятно, что мы, допустим, можем в Индии сесть за столиком, где куча еды, и начать пробовать блюда руками. Да? Так, так, так у нас может быть, пять блюд... даже десять блюд... одиннадцать блюд... двенадцать блюд.... мы можем пробовать их руками. Но до тех пор, пока мы не проглотим, даже если мы будем долго, упорно пробовать все это, удовлетворения не настанет. Поэтому, как бы мы не кормили нашу руку, счастье придет, только если мы направим пищу в желудок или напиток, вот.

00:34:01 Поэтому так или иначе, Веды говорят, что если вы отправляете пищу в желудок, все тело оно насыщается, если вы обретаете связь с Источником всего счастья, с Источником всей привлекательности, с Источником всей красоты, то вы будете насыщенны. И поэтому имя Господа, которое присутствует в Ведах, это «Всепривлекающий Господь». Сосредоточие всей красоты, всего великолепия. И Рупа Госвами, он сказал: «Бхагаван…» (на санскрите Бог – это "Бхагаван"). И Рупа Госвами дал такое определение Бхагавану: «bhagavan bhajaniya-sarva-sad-guna visistha» - Бхагаван, Бог – это такая Личность, что стоит тебе просто соприкоснуться с ним, и ты посвятишь ему всю свою жизнь. Другое определение Господа: "akhila-rasamrita-murtih" (BRSindhu) . "Раса" обозначает "сладостные взаимоотношения". Да? Например, отношения влюбленных. "Акхила расамрита муртих" – олицетворение всех сладостных взаимоотношений.

Красота и Любовь

00:35:04 И поэтому высший аспект Бога – это его красота, его очарование, его привлекательность. И на санскрите его имя звучит как "Кришна". "Кришна", что значит "всепривлекающий Господь". Поэтому " Махабхарата", древняя эпическая поэма, содержит шлоку, стих, где говорится, что первая половина этого имени, "Криш" – указывает на вечное, совершенное бытие: в Реальности нет никаких изъянов. И второй слог - "на" – указывает на такую привлекательность, которая покоряет душу. Но, если мы видим красоту, то этой красоте, то мы не можем находиться с подлинной красотой в нейтральных отношениях. Если мы видим прекрасную девушку, или девушка видит прекрасного юношу, естественная реакция - это что-то сделать для него, привлечь его внимание, начать служить ему. Подлинная красота, подлинная доброта - она естественным образом, пробуждает желание отдавать себя ей, жертвовать себя ей.

00:36:06 Поэтому говорится, что есть высшая Энергия Господа, которая совершенным образом служит этой Красоте, отдает себя этой Красоте. Эта энергия также является Личностью и именно из этой личности берет вся идея служения красоте в этом мире. Эта личность её зовут, одно из её имен это – "Хара", в звательном обращении – "Харе". Или другое Ее имя - это Радха, Радхарани, что происходит от санскритского корня "арадхана", т.е. служить, - служить Красоте совершенным образом. Если мы задумаемся о том, что же является абсолютной, самозабвенной энергией служения Красоте. Этой энергией может быть только абсолютная Любовь. Поэтому, что означают эти два слова: Харе и Кришна? Это означает Абсолютная Красота и Абсолютная Любовь - энергия служения этой Красоте. Радха и Кришна.

Антропоморфизм или Теоморфизм

00:37:05 Потому, что повсюду в этом мире мы видим мужское и женское начала. И очевидно, что мы не произошли от обезьян, т.е. дарвинисты говорят, что сначала человек был подобен гусенице, ползал по пустыням. Потом постепенно у гусеницы, так как она тянулась к листьям, выросла голова, выползли ноги. Да? Постепенно гусеница превратилась в обезьяну. Да? Обезьяна стала лазить, грызть бананы, потом с нее слезла шерсть, под воздействием солнечной радиации. И тут как раз подохли динозавры, и наконец получились мы: с сотовыми телефонами, т.е. и т.д. Хвост отвалился, получился копчик. Но на практике ученые эволюционисты, они высказывают серьезные сомнения в теории эволюции. Например, есть наука, молекулярная гомология, которая доказывает то, что уровень ДНК сымитировать невозможно. Когда ученые узнали, что в каждой клеточке зашифрована полностью структура организма, оказалось, что изначальная идея о том, что молекулы хаотично сталкивались, и так наконец-то получилось что-то живое, оно является ещё менее реальной.

00:38:08 Оказалось, что рудиментарные органы, которые, как считается, достались нам по наследству от … ну от первобытного животного состояния, допустим копчик или аппендикс, они выполняют какие-то функции в организме. Аппендикс связан с иммунной системой и т.д. Потом не нашли никаких промежуточных видов между... Ну, по Дарвину, должны быть промежуточные виды между, скажем, там летающим динозавром там (птеродактилем) или там, археоптериксом и птицей. Вот не нашли их, вот. Таким образом, все люди, которые глубоко понимают реальность, они понимают, что наша форма, она не произошла оттого, что мы тянулись, тянулись к деревьям и наконец, объедая яблоки, у нас выросла голова. Да? Она снизошла от куда-то сверху.

00:39:00 Что все отношения, которые есть в этом мире, они так же были явлены, потому, что они из высшей реальности. И современные ученые, они говорят о такой идее, как антропоморфизм. Ну, как бы первобытные люди, они разводили костер и грызли мамонтов, они их кушали. И они очень боялись солнца... земли... неба... молнии... они вообще всего боялись. И поэтому постепенно они начали очеловечивать реальность. Они подумали, что солнце - это такой огненный человек, а ветер - это такой ветряной человек, а огонь - это такой огненный человек -и так возникли боги. Они решили, что боги они по образу и подобию человеческому. Это называется учеными "антропоморфизм", т.е. очеловечивание реальности. Однако наша идея, она иная, её можно назвать "теоморфизм". От греческого или латинского: "теоc" – бог, творец. "Теизм", теология, теоморфизм: т.е. наоборот, эволюция, она нисходит из высшего плана.

00:40:03 Мы по образу и подобию Божьему, поэтому если существуют какие-то личности, боги, которые управляют теми или иными энергиями, они так же могут отражать эту изначальную матрицу, Личность Бога, двурукую и двуногую форму. И хотя мы понимаем, что Бог - наидревнейшая личность, мы так же понимаем, что время не властно над ним. Поэтому изображение Бога в качестве там грозного старика, оно не является адекватным. Да? Скорее, Бог предстает не только как изначальное, но как самое прекрасное, самая обаятельная личность. Поэтому Веды говорят о том, что Кришна и Радхарани – это две прекрасные юные личности. Из которых, на основе отношений которых возникает все в этом материальном мире. Но наши отношения известны как "ви-раса", искаженное подобие того, что есть в духовном мире. Однако только на нашей подлинной Родине, через воспевание Имени Бога, мы постепенно можем обнаружить, выкристаллизовать свою подлинную природу, найти некие подлинные отношения. Такова идея.

Три источника знаний о Боге

00:41:11 И у нас остается буквально небольшое время и возможно у кого-то возникли вопросы. Связанные либо с темой лекции, либо с чем-то еще. Мы могли бы ответить.
— Скажите какими классическими, Ведическими произведениями [неразборчиво] Философия ритуалов?
— Хороший вопрос. В плане философии, мы говорим о том, что надо понять, что наиболее древнее Писание не является наиболее глубоким. Не всегда является наиболее глубоким. Откуда возникают любые Писания? Любые Писания, они записаны святыми. Т.е. какой-то святой, личность он пришел и раскрыл то, что записано в Писании.

00:42:06 Поэтому личности или святых - их можно сравнить со звездами, а Писание - со светом, которое исходит от этих звезд, с лучами этих звезд. И, в принципе, Писание является набором фотографий. Да? Т.е. то что написал, раскрыл. Да? Есть некий набор фотографий. Но он может, он, тот кто обладает связью с этой реальностью, он может рассказать, что происходит, он может это сделать эту фотосессию, да, в любой момент времени. Но Писание, оно опишет нам только то, что происходило в какой-то момент, о каком-то одном деянии Господа. Поэтому Веды говорят, что есть три источника знания о Боге, философских источника. Это: святые, духовный учитель и Писания. И подлинные святые, подлинный духовный учитель, они являются обитателями высшей реальности, они обладают непосредственным духовным опытом. Поэтому они являются живыми Писаниями.

00:43:00 Они не только обладают совершенным знанием тех Писаний, которые были записаны когда-то давно, но они могут в любой момент рассказать нечто новое об иной реальности. Поэтому это об источниках, а … в общем, в общем. Я скажу о конкретных текстах. Да? Это первая вещь, которую мы должны понять, что живые святые – это живые Писания. Писание – это то, что изошло от святых. И второй момент, который мы должны понять, что более новое духовное знание не обязательно является менее глубоким и, наоборот, более древнее не обязательно является более глубоким. Потому что сейчас популярная идея заключается в том, что, чтобы запиарить какое-то знание, его надо изобразить очень древним. Допустим, сейчас очень модно такие подделки: я пишу что-то на загадочном языке, называю это "руника", ну, допустим, «петрозаводская руника». Я раскопал древний текст, который говорит об учении... о Перуне у древних славян.... и азбука, на которой это записано, это «петрозаводская руника».

00:44:07 Ну, я записываю, потом я нахожу какую-то древнюю дощечку, подскребаю, ну которая радиоуглеродом покажет, что это очень древняя, подскребаю, там как бы, ну что-то такое выскребаю там, поливаю грязью, вытираю, приношу археологам. Они говорят: «Ва! «Петрозаводская руника! Поразительно. Там есть что-то о Перуне!». Да? Но какова идея Перуна? Ну бог грозы, ну древняя, ну руника. Но все равно, кроме как о боге грозы…
— [неразборчиво]
— Это большая тема. Это большая тема для беседы.... Я как-то, я интересовался, я был связан с искусствоведением... Да? И, говоря с «крутыми» искусствоведами, иногда они рассказывают очень интересные вещи. Но это как бы в кулуарах . Есть уровень... есть поделки за пять баксов. Но это вообще не тема нашей беседы... Да? За пять тысяч баксов... И за миллион баксов.... Подделки за миллион баксов никто не может отличить от оригинала.

00:45:08 Ну это как бы не тема нашей беседы. Мы говорим о том, что на самом деле, древность вовсе не является идеей тем, что это глубоко. Явный пример - это Ветхий завет и Новый завет. Напиример, какова идея очень древнего Ветхого завета? «Око за око, зуб за зуб». "Ты дал по морде там, - тебе дадут по морде", "тебе дали по морде - ты дай по той же морде, найди и накажи, вот". А с врагами как? Надешь, замочи, вот. Но идея Иисуса, она не то, что "возлюби ближнего своего", она... "не так же поступают и мытари, - возлюби врага своего". Она менее древняя, чем ветхозаветная, но она более глубокая. Т.е. мы должны понять две вещи. Да? Что подлинным является то, что нисходит от святых и обладает глубиной.

Две группы Ведических Писаний. Шри Чайтанья Махапрабху

00:46:04 Время, когда мы говорим о духовном, если мы признаем, что святые, это то что, Писание это то, что нисходит, - времени вообще нет духовной реальности. Есть глубина проникновения в нее. Поэтому мы говорим о том, что мы руководствуемся двумя комплексами Писаний. Первый комплекс Ведических текстов был записан 5 000 лет назад до нашего времени одной личности, которой является аватаром и воплощением бога - Вьясвдевом. Но, ну гораздо раньше до этого, эти Веды существовали в устной форме. Когда наступает Кали-юга, эпоха деградации, память людей слабеет. До сих пор есть в Индии и во многих странах, других вот. У нас был, преподавал один человек из духовной Петербургской семинарии, и он рассказывал, как к нему приехали какие-то христиане из, чуть ли не из Африки. И у них там такая фишка, лектор читает, а они не записывают, они вот так вот слушают.

00:47:05 Он: «Да вы что-нибудь записываете за мной?» Они: «Мы слушаем. Мамба слушает». «Запишите». «Мамба слушает». И потом он был в шоке, когда они, как радио, начали ему рассказывать его словами, его лекцию. И то же самое есть в Индии. Брахманы, достаточно им один раз услышать, они запоминают. Поэтому Веды, они были записаны пять тысяч лет назад. Но только потому, что память стала слабеть. Они содержат более древни вещи. Допустим, такой исследователь как Тилак, он нашел в Ведах описание земель, положение звезд, которые существовали ещё в те времена, когда на Северном полюсе росли сады. Да? И была цивилизация. И это его открытие, ученые были вынуждены переместить датировку Риг-веды на много тысяч лет назад. А не открыл бы он это, они бы писали, все что им хочется, вот. Поэтому первый комплекс Вед – это то, что было записано 5 000 лет назад. Пураны, шастры, Итихасы, Араньяки. Т.е. истории, Ведические истории, это " Махабхарата", эпическая поэма. , Это философские беседы о Боге - Упанишады, ну и некоторые другие комплексы текстов.

00:48:12 Основные для нас комплексы - это "Бхагавата-пурана", т.е. одна из Пуран, одно из исторических повествований, которые повествуют о деяниях Кришны (или " Шримад-Бхагаватам"), и " Бхагавад-гита" - философская беседа между Кришной и Арджуной, где Он раскрывает учение о Боге, о душе, о отношениях и т.д. Это то, что касается Писаний пяти тысячелетней давности. И так е последнее воплощение Господа - это Господь Чайтанья, сам Кришна, который обнаруживает удивительный закон духовного мира. Мы знаем, что в этом мире обычно мы. Когда мы больше всего счастливы? Когда нам, что-то делают. Допустим, я приду к кому-то - и начну обмахивать вас веером, это очень приятно, Вы повернетесь так ко мне, да, вы повернетесь ко мне так.... вы повернетесь ко мне так.... лишь бы обмахивал. Согласны, да?

00:49:01 Но описан слуга Кришны, Дарука, который так же обмахивает Кришну веером. И говорится, что иногда такое счастье охватывает Даруку, что он боится потерять от экстаза веер. И тогда он проклинает это счастье служения Кришне... А Кришна сидит, ему приятно, ему прикольно... дует. Но Дарука боится выронить веер от экстаза, - а на Кришну просто дует. Может ли сахар попробовать собственную сладость? Ку. Поэтому Кришна, он обнаруживает удивительный закон духовного мира. Кришна обнаруживает: «Я являюсь, "раса раджем" - из меня исходят все виды сладости. Но мои слуги, они более счастливы, чем я сам». И поэтому Господь Кришна, он говорит: «Тогда я приду на эту землю не как Бог, а как величайший преданный Господа, как слуга», ну - Он безграничен. Да, понятно? Когда мы говорим о Безграничном, возможности Господа безграничны. «Как слуга Бога". "И тогда, воспевая своё Имя, я вкушу собственную сладость, - но не в настроении господина, в настроении слуги Абсолюта. Я вот съем сахара, когда я стану потребителем».

00:50:11 Поэтому воплощение Господа, которое принесло ту духовную практику, которай мы следуем, его имя - Господь Чайтанья, Шри Кришна Чайтанья – это означает, "четана" – означает "сознание", "чайтан-йа" – тот, кто распространяет всюду определённое сознание - сознание преданности Абсолютной Красоте, Cознание Кришны - сознание Шримати Радхарани . И второй комплекс текстов которыми мы руководствуемся, в первую очередь, это то, что было записано в XV веке, во времена Господа Чайтаньи, его откровение. Мы говорим о том, что " Чайтанья Чаритамрита" – описание жизни самого Абсолюта, который вкушает вкус собственной преданности, служения самому себе, - это является самым глубоким теологическим произведением за всю историю Земли.

00:51:01 Поэтому в христианстве есть Ветхий завет и Новый завет. Да? У нас есть Ведические повествования времен Кришны и времен Господа Чайтаньи. Но именно Господь Чайтанья, Он распространил идею Кришны, как средоточия всей гармонии и красоты. Поэтому это, что касается наших Писаний. Ну, в какой-то степени ответил на ваш вопрос? Есть шлока, стих санскритский: kṛṣṇa-līlā amṛta-sāra, tāra śata śata dhāra, /daśa-dike vahe yāhā haite / se caitanya-līlā haya, sarovara akṣaya, / mano-haṁsa carāha’ tāhāte (Caitanya-caritamrta , Madhya-lila, 25.271). Каков смысл? Что эти деяния Господа Кришны, личность Кришны, Все привлекающего Господа, оно подобно озеру нектара. Но что такое Чайтанья? Кто такой? Чайтанья - это Тот, кто пробивает бреши в этом озере нектара - и, подобно лавине или наводнению, нектар начинает распространяться во все стороны света.

00:52:09 "se caitanya-līlā haya, sarovara akṣaya, / mano-haṁsa carāha’ tāhāte", такова идея. Его настолько поражает вкус служения ему самому. Да? Что он говорит: «Это я раздам всем». Он настолько опьянен этой любовью, что это раздается, невзирая не на какие качества людей. И только поэтому мы с нашими «гоблиновскими» ушами, можем узнать о столь возвышенных реалиях.

Раб-невольник и раб Любви

00:52:39 Служение Богу обычно понимают как нечто мрачное. Заходишь в духовный мир, там арфы пристегнутые наручниками к рукам арфистов. И Бог говорит: «Если ты не будешь моим рабом, не будешь петь мне, служить мне – гореть тебе в огне, «Я ведь тебя кормлю? Кормлю. Играешь? Играешь. Хорошо тебе?» «Хорошо, Господи» «Гореть не будешь. "Служи".

00:53:05 Это неправда, - есть две разновидности рабства. Я поймал Спартака... Я тиран, который поймал Спартака. А Спартак вольнолюбивый - возглавляет восстание рабов. И вдруг я говорю Спартаку: «Раб, уходи». А Спартак говорит: «Yes! Не надо никого мочить, я побежал». Спартак убегает, за ним убегают все рабы. Это первая категория раба – раб обыкновенный. Есть другая разновидность раба – раб любви. Ромео, у Ромео не было своих интересов, он жил интересами Джульетты. Когда Джульетта умирала, он сказал: «У меня нету интересов в этом мире». Джульетта жила интересами Ромео, когда Ромео умер, она сказала: «У меня нет интересов в этом мире». Если рабу любви.... подлинная любовь, она является такой, все остальное это....ну не совсем любовь. И вторая разновидность раба, она такова, что когда ему говоришь «уходи», когда ты ему говоришь «уходи», раб рыдает.

00:54:03 Поэтому, если мы и говорим о рабстве божьем, то быть в рабстве у абсолютной любви и красоты, является высоким положением. И Шридхар Махарадж – основатель нашего духовного института, "Шри Чайтанья Сарасват Матха", он приводил пример из поэмы «Потерянный рай» Мильтона. Там Сатана говорит: «Я предпочту править в аду, нежили служить на небесах». Но наша идея другая. Мы предпочтем служить на небесах, чем править в аду. Лучше быть червем в нектаре, чем царем испражнений. Это довольно логично.

Служение Богу - источник энергии

00:54:42 И поэтому многие люди, они очень негативно относятся к идеи служения Богу. Но служение Богу, если это подлинное служение, оно не является несчастьем - оно является счастьем и приобретением энергии, а не потерей энергии.

00:55:00 Точно так же проповедь о Боге, проповедь о Высшем Начале, она обладает той же природой - она дает силы, а не отбирает силы. Есть потрясающая шлока на санскрите, которая звучит так: tava kathāmṛtaṁ tapta-jīvanaṁ / kavibhir īḍitaṁ kalmaṣāpaham / śravaṇa-maṅgalaṁ śrīmad ātataṁ / bhuvi gṛṇanti ye bhūri-dā janāḥ (SB 10.31.9). "Тава катхамритам" – повествования о Тебе, "тапта дживанам" – подобны жизни, подобны самой энергии жизни, "шраванам, мангалам - шримад ататам" – слушая о тебе, мы обретаем полноту жизни. Когда душа очищается, достигает подлинного соприкосновения с Реальностью – это подобно самой жизни, самой энергии жизни.

транскрибирование: Евгения Ильченко | 25 September 2011