Путь России и Веды
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 — Здравствуйте! Меня зовут Марк Нуждин и сегодня мы будем говорить о Востоке. В студии «Эха» сотрудник русско-индийского йога-центра…
— Чайтанья Сарасвати.
— Чайтанья Сарасвати... О! Здорово. Ну, вы не в первый раз это говорите, в отличие от меня. Философ-востоковед Станислав Зюзько. Здравствуйте!
— Здравствуйте, Марк! О Востоке сегодня говорят достаточно много, и, к сожалению, люди, они часто воспринимают Восток просто как какую-то экзотику. Вот, индийские специи, например, или, допустим, мечи самураев, но Восток, это также мировоззрение. Поэтому мы думаем о том, что же может взять для себя Россия из разных культур и уникальностью России, да? То, о чем спорили западники и славянофилы, является то, что она между мирами.
Россия все-таки ближе к восточной или западной культуре?
00:00:52 — А давайте я вас сразу спрошу. Вот по вашему мнению, Россия все-таки Восток или запад?
— Вы знаете, вот надо брать лучшее ото всех, потому что, хотя мы патриоты, мы можем покупать иномарку, например, или мы не работаем на «Искре двести восемьдесят шесть». Но с другой стороны мы понимаем, что современная западная культура это часто культ каких-то низменных ценностей. Это часто может быть засилие какой-то такой ну, коммерческого мировоззрения, которое нам не близко и поэтому вы знаете, мне кажется, что надо брать какую-то классическую русскую систему ценностей и, с другой стороны, какие-то современные менеджмент технологии, что-то современное с Запада. Поэтому я думаю, что синтез это лучшее для России. И у нас свой путь и надо по нему идти, нельзя полностью пытаться копировать чьи-то формы, надо искать свой путь.
— Но, а что касается своего пути. Все-таки Россия страна, наверное, во многом православная и имеет ли смысл нам что-то... Что мы вообще можем позаимствовать с Востока?
00:01:54 — Прежде всего какие-то традиционные ценности. Например, такой социолог Пятирим Сорокин, он сказал, что существует два типа цивилизации. Основа цивилизации потребительской, это то, что у нас сейчас, да. Вот все для меня и поэтому кризис постоянный. Что такое кризис? Кризис, эгоизм и потребление. А ещё Советский Союз, хотя он был атеистическим, он был цивилизацией идеалистической. Все мы готовились умереть за «это» как один, хотя непонятно было, что же такое «это». Но, тем не менее, мы были готовы это сделать. Поэтому, также вот культура Востока, например, это культура идеалов. Идеалистическая цивилизация, она говорит о том, что все-таки очень важна система каких-то вечных духовных ценностей для общества. Потому что даже если ты, может быть, эгоист, ну, все мы, во-общем-то, эгоисты во многом. Каждый, если честно посмотрит на себя, он так скажет, но даже если ты эгоист, то, тем не менее, если для тебя идеал это жертвенность, то в какой-то степени она в тебе проявится. Даже если ты жадный человек, но все-таки ты уважаешь, скажем, жертвенность и бескорыстность, то это также в тебе проявится.
Взаимодействие культур
00:03:02 Поэтому в действительности, если мы не берем вот такую «дубовую» идеологию,а идеологию в значении Платоновском, это идея, Эйдес, идеал, как систему каких-то высоких ценностей. Вот эта система, она существует вообще в мировых культурах, причём мы должны понять, что в действительности все культуры всегда взаимодействовали. Например, если мы говорим о православии, то одно из сокровенных течений в православии является исихазм. Исихаст от исихия, молчание, безмолвие, умное делание. Если вы, например, сравните практики йогов, яма, неяма, аштанга, пранаяма и практики исихастов, то, что описывал Григорий Палома, то вы обнаружите, что в действительности афонские богословы, многие брали с Востока. Точно также существует в традиционной русской культуре огромный пласт литературы, который называется «Хождение к рахманам». Существует «Александрийская повесть», «Александрия» об Александре Македонском, когда он путешествует к гимнософистам, т.е. магам, мудрецам, которые живут в кущах праведным образом и это образы индийских обнаженных аскетов, которые жили в лесах, но эти образы настолько были восприняты русским народом, что сказания о рахманах вы найдете в «Повести временных лет», вы найдете у Тихонравова целый раздел об этих апокрифах и они стали изображаться, как вы думаете, как кто? Как праведные христиане. Отсюда апокриф, хождение за силой к рахманам.
00:04:33 Образ Индии, как такой русской страны, ну как некая русская шамбала, если угодно. Поэтому в действительности культуры не на столько разделены, как нам кажется. И глобализация, она доказывает, что весь мир это единое целое. Даже если мы рассматриваем русское мировоззрение, допустим, вот Перун, да? Он борется со змеем и управляет тучами и он просто раздваивается, становится Георгий Победоносец, который борется со змеем и, соответственно, Илья пророк, который что делает? Ухаживает за тучами. Масленица это праздник равноденствия. Поэтому мы понимаем, что в действительности ценности, они являются вечными универсальными. Есть понятие универсалий. Огонь обжигает каждого, вне зависимости от религиозного мировоззрения, поэтому вот эту систему высоких нравственных ценностей, высоких духовных ценностей, в которой противостоят светское или низменное культуре, это разные культуры, вот это мы может взять до той степени, в какой это нам будет близко.
О глобализации
00:05:32 — Сейчас слово «глобализация» понимается в основном как-то, что мы берем что-то с Запада и распространяем на весь мир. У вас понимание несколько более дру... сильно отличается от того, что я только что сказал и надо сказать это радует, потому что глобализация, если уже глобализация, то она должна идти отовсюду.
— Ну здесь надо сказать о том, что просто мир объединился в единое целое. И надо сказать, что это не единственный случай. Если вы будете интересоваться древними культурами, ученые в начале девятнадцатого века были поражены, когда открыли индоевропейское единство, например. Когда они стали изучать, вот англичане колонизировали Индию и естественно ученые, которые были сотрудниками Ост-Индийской компании, они стали заниматься Ведами, священными текстами и вдруг оказалось, что между санскритом, славянскими языками, европейскими языками, Ираном, авеста, огромное количество схождений. Итак, сначала лингвистами, а потом, собственно, уже этнографами был открыт этнос индоевропейцев.
00:06:35 Поэтому также мы знаем, что иногда мир объединяется, иногда распадается. Даже геологи говорят: «Да, была Пангея, единая Земля». Сейчас период, когда в любом случае все будет взаимодействовать и если мы не сможем выработать какой-то гармоничный взгляд на это взаимодействие культур, то просто к нам будут относиться как к фанатикам, как к людям с ограниченным кругозором, вот, поэтому, в любом случае, мы живем в мире, где всегда много информационных потоков и надо это признать и думать об этом.
На чем основывается конфликт между Востоком и Западом?
00:07:03 — В этом свете конфликт традиционный между Востоком и Западом потеряет свою актуальность? Если ещё не потерял.
— Я думаю, что уже в значительной степени потерял как конфликт некий, может быть, мировоззренческий, ORIENTE LUX, свет с Востока. Это мы знаем, что Гессе, Лев Толстой также интересовались. Конфликт всегда был экономический некий. Китайцы делают дешевые кроссовки, а мы хотим сделать свои, но у нас дороже. Вот этот конфликт он был, будет. Японию для этого открыли. Вот, а что касается собственно ценности, то ценности они все-таки всегда были в доступе и всегда привлекали интерес ищущих умов. Например, Шопенгауэр сказал, что я нашел утешение в упанишадах в жизни, может быть найду и в смерти. Или, например, Эйнштейн изучал Бхагавад Гиту. Поэтому идея это универсальное поле. Всегда интеллигенция изучала поле идей.
Что такое йога?
00:08:01 — Вы сотрудник русско-индийского йога-центра. Расскажите, что собой представляет этот самый йога-центр.
— Вы знаете, это небольшой центр на Кузнецком мосту, где люди занимаются разными типами йоги. Вообще в переводе с санскрита, йога, она означает две вещи. Она происходит от санскритского слова «юдж» и у него два значения: обуздывать себя, обуздывать чувства, ну, мы понимаем, что стоит дать волю желудку, вы располнеете, стоит подсесть на Интернет и вы сойдете с ума, поэтому обуздывать чувства это первое значение, а второе значение связывать, соединять, т.е. есть такая Риг-веда и она говорит, она сравнивает Бога с солнцем, а душу с лучом. Луч скользит по земле, по холмам, но его родина это Солнце, поэтому мы нуждаемся в глубине сердца не вечно, не во временных отношениях, а в вечных. В отношениях не все совершенным, а с совершенным. Мы части целого. И вот эта идея йоги.
00:09:00 Но йога есть восходящая, когда ты посредством разных поз...многие как гимнастику её практикуют, просто учишься. Ну, чуть-чуть оздоровиться, где-то научиться контролировать себя. А есть йога нисходящая, когда человек понимает, что чтобы войти в некий высший мир, да, где каждый добрее чем ты, каждый сострадательней, да? Откуда приходят там батхисаттвы, аватары. Ты нуждаешься в благодати и если йога восходящая это в основном вот, ну вот то, что мы обычно понимаем под йогой, это в основном физические упражнения какие-то, укрепление организма, то йога нисходящая это поиск благодати. То, что близко к понятию духовности. И у нас в центре, т.к. люди в основном интересуются оздоровлением, укреплением чего-нибудь, большая часть йоги, это, конечно, ну вот такие практические: детская йога, йога для беременных, йога там танцевальная, даже есть у нас танцы. Но у нас есть люди, которые интересуются именно восточной духовностью, но их, конечно, меньше. В основном это такой центр, где каждый может позаниматься чем-то таким практическим.
Отношение к духовности
00:10:03 — То есть йогу в основном воспринимают все-таки как физкультуру.
— А ну да. Точно также как в основном, например, Эйнштейн, он сказал: «Цель науки - наука, как цель искусства - искусство. И не её цель это решать какие-то материальные проблемы.» Но большая часть людей конечно скажут: «Нет, физика нам нужна только для того, чтобы там наши ядерные бомбы были самые ядерные.» Поэтому тоже самое и с йогой и с духовностью. Большая часть людей к духовности как относится? Вот у меня застрахована машина, вот, еще, еще.....
— А, надо освятить...
— еще, ещё надо сделать какой-то вклад, чтобы после смерти все было хорошо и поэтому я готов не красть, не прелюбодействовать и раз в воскресенье потратить два часа на «божественную страховку». Но и в христианстве и в восточных традициях подвижники, они понимали, что вот жизнь сравнивается с зерном. Зерно должно прорасти. Или с состоянием эмбриона до рождения. Поэтому они понимали, что ты должен не в просто чуть-чуть потратить времени, а постараться максимально измениться. Максимально стать лучше. Не просто вот чуть-чуть стать лучше, а насколько вот ты можешь стать лучше. И вот это очень актуально в нашем обществе, потому что очень много спорят, какую форму нам выбрать, но в какой бы форме: в демократии, в капитализме, в монархии. Если люди будут считать, что чтобы мы не сделали, ничего не будет, после нас хоть потоп, что мы должны действовать в своих интересах, никакая форма сути не даст. Но, наоборот, люди глубокие, духовные люди, они понимают, что суть-то в этом. И даже американцы, будучи крайними прагматиками, написали на долларе in God we trust, это тоже неспроста.
Хочешь изменить мир, начни с себя
00:11:45 — Я знаю очень многих людей, которые говорят, что да, наверное, стоит становиться лучше, но пускай лучше сначала это сделают другие. А вот когда все станут хорошими, тогда я тоже стану хорошим. Имеет ли смысл начинать с себя, если вокруг одни паразиты?
— А, вы знаете, надо просто....У меня есть некоторые такие путеводные афоризмы. Один из них говорит: «Умные люди не обижаются. Умные люди делают выводы.» Поэтому можем в зависимости от того, насколько человек паразит, можем с паразитами по-паразитски, а с хорошими людьми по-хорошему. Вот, люди же все не под одну линейку...
— Ага, то есть мысль: «Не мы такие, жизнь такая.» Она имеет все-таки философское обоснование.
— Ну да. То есть здоровое мышление, оно заключается в том, что мы нормальны с нормальными людьми, вот, а если человек придёт на тебя нападать, убивать, ты же не будешь практиковать смирение. Скажешь: «Да. Захватите мою страну. Убейте мою семью.» Ты возьмешь там оружие и будешь защищаться. То есть...
00:12:42 — Нет, ну тибетцы пытались практиковать смирение относительно китайцев.
— А, ну это понятно, но мы знаем, что, действительно, сила духа побеждает. Например, уникальность индийского опыта является, что, вот Ганди без единого патрона освободил страну из-под влияния англичан. Этого больше никому не удавалось. Но вообщем-то мы понимаем, что вот проще изменить себя, чем окружение. Например, в японской культуре был великий самурай Миямото Мусаси, он был совершенно непобедимым. С детства он вошел в историю Японии как непобедимый самурай. Одерживал массу побед. Сначала он дрался мечами, а потом уже только деревянной палкой, в том числе участвовал в крупных военных компаниях. Мог даже мечом сбивать стрелу. Он автор знаменитой книги о стратегии, японской книги «Пяти Колец». И при всех своих военных победах Миямото Мусаси говорит, что я думаю, что я не знаю стратегии. Я думаю, что внутренняя работа не проработана. А автор «Хагакурэ», сокрытое в листве, это кодекс, квинтэссенция мировоззрения самураев. Его автор Ямамото Цунэтомо говорит: «Я не знаю как победить других, я знаю как побеждать себя». А он тоже был воином. Он был практиком. Поэтому это просто признак глубокого человека. Мир изменить ты часто не можешь. Вот как мы можем взять и за два дня изменить ситуацию в мире? Не можем. Но себя стараться хоть чуть-чуть изменить можем. Потому что найти врага легче, чем победить себя.
Почему идея о лучшем правительстве, о лучшем президенте утопична?
00:14:11 — Ну, мне кажется, что все-таки большая часть людей из тех, кого я знаю, рассуждает несколько иным образом. Легче всего, сейчас я даже могу список, наверное, определённый припомнить, легче всего это значит посадить взяточников, это значит расстрелять преступников, это выбрать правильного президента или назначить его каким-то образом. И вот тогда все само собой станет хорошо. И, на самом деле, этот путь выглядит очень простым.
— Этот путь имеет место быть. Он правильный, то есть его нельзя отрицать, но надо понять, что все-таки система ценностей, она существует внутри общества. Вот есть некая передача ценностей от матери к ребенку, средства массовой информации играют огромную роль, поэтому все-таки общество, оно всегда состоит из индивидов и от того, какие системы ценностей будут в СМИ проводить, от того, насколько мы будем, например, более образованными или менее образованными, вот от этого многое зависит. Потому что президент, ну это вечный спор, начиная с Льва Толстого. Кто победил Наполеона, Кутузов или русский народ? И вот все-таки оказывается, что вместе.
00:15:24 Поэтому вы правильно все говорите, но надо понять, что с одной стороны эти президенты, эти чиновники должны откуда-то выйти, из какой-то среды, да? А с другой стороны, у них должны быть какие-то люди, которые готовы принять. Вот они такие прогрессивные окажутся, готовы принять их прогрессивные идеи. Поэтому это взаимодополняющие вещи, но в таких лозунгах много утопизма. Почему? Потому что Жуковский, когда он выпускает свои стихи, он пишет: «Fur wenige.» («Для немногих») То есть большая часть людей, она все-таки очень простые ребята, которые стремятся, ну, работать прежде всего на себя. И только меньшая часть, это какие-то жертвенные люди, глубокие люди, тонко чувствующие люди, поэтому идея демократии, она сама по себе предполагает, что выбирают человека, который лучше выдвигает лозунги. И поэтому я думаю, что... Посмотрим, насколько вот у нас будет получаться, но в любом случае, пытаться улучшать президентов, принимать законы стоит. Просто не надо идеализировать вот этот метод, как, потому что когда выбирает большинство, сами понимаем, что это не эксперты, да? Это люди, которые поверили тем или иным лозунгам. Им понравились лозунги, а механизмы как мы можем отследить? Мы не знаем. Но голосовать надо. [Смеется с ведущим]
В чем смысл того, чтобы менять себя?
00:16:40 — Я напомню, что в студии «Эха Москвы» сотрудник русско-индийского йога-центра «Чайтанья Сарасвати» философ-востоковед Станислав Зюзько. Итак, все-таки получается, что можно всю землю выстлать кожей, чтобы было мягко ходить, а можно сшить себе сандалии. Ну, второе, вроде как, действительно легче. Но в чем смысл того, чтобы менять себя? Потому что менять себя, нужна какая-то всё равно сверхзадача. Менять себя зачем? Ну вот я стану лучше, а зачем?
— А, ну вы знаете, на это каждый отвечает по-своему. А...Это некое внутреннее чувство. Знаете, как чувство прекрасного. У кого-то есть, у кого-то нет. Если мы берем мировоззрение восточное, то Веды говорят, что каждый человек живёт множество жизней, а не одну. Поэтому, например, ну, задают вопрос часто: «Почему, если Бог есть Любовь, кто-то рождается больным в семье нищих, а кто-то богатым, здоровым, умным?» Поэтому писания говорят ведические, что много жизней человек идет, и за какие-то ошибки, гораздо более ранние, он страдает. Бог тут не причем.
00:17:49 Поэтому на Востоке не винят ни Бога, ни дьявола, а винят себя. И это, кстати, есть в европейской культуре. Там она в большей степени атеистическая, но там этот же: «Не найди врага, а, ну, постарайся понять, что ты сам во многом виноват. Возьми ответственность на себя.» И с точки зрения вот этой идеи реинкарнации объясняется, что душа проходит долгий путь. Не одну жизнь, а долгий путь и пока она не пройдет этот путь, она не войдет в какое-то высшее измерение бытия, потому что если мы говорим об этом мире, о его природе, то, например, Платон сказал: «Этот мир всего лишь отражение.» Да? Мир, где есть старость, болезнь, смерть, страдания, не может быть подлинной родиной. Точно также Бхагавад Гита, древне-ведический текст и, кстати, не исключено влияние друг на друга, потому что у Платона, например, есть в «Федре» учение о метемпсихозе, реинкарнации. Там много ведических идей.
00:18:44 Так вот, Бхагавад Гита приводит образ перевернутого дерева ашваттхи баньяна, корни которого находятся вверху, а крона внизу. Это означает, что этот мир тоже отражение. А если вы будете изучать славянские заговоры, то есть такой фрагмент славянского заговора: «На море-океане, на острове-кургане стоит береза белая, корнями кверху, кроной книзу». И вот этот архетип, перевернутого мирового древа, он доказывает, что самые разные культуры, начиная от древних славян, заканчивая Платоном, и в христианстве, да? Град земной и град небесный. Аврелий Августин. Они говорят, что этот мир это лишь поле для того, чтоб родиться, перейти в какое-то измерение, где уже люди с другими системами ценностей живут. Поэтому, с точки зрения духовного мировоззрения, это важно для того, чтобы реализовать себя в высшем бытии. А с точки зрения, для тех людей, которые в метафизику не верят, такова природа человека.
00:19:45 Какие-то философы, например, Локк, говорили, что человек это tabula rasa. Чистый лист и жизнь пишет на нем свои письмена. Да, вот может - плохим станет, может - хорошим. Но другой философ, я, к сожалению, не вспомню имени сейчас, он сказал: «Человек добр». Представляете какая мысль? Что все-таки в глубине души каждый понимает, что отдавать....
— Это не Аристотель, нет?
— лучше... нет, не Аристотель. Лучше, чем брать. Что все-таки хорошим быть лучше, чем плохим. Но просто когда постоянно тебе не дают, вот, ты становишься как у Вишневского, помните? «Я в душу вам?! О я же не доплюну!» Ты закрываешься. Но все-таки, все-таки, для тех, кто даже не верит ни в какую метафизику, если он заглянет вглубь сердца, он увидит, что, может быть, нельзя быть хорошим со всеми, но с кем-то обязательно надо быть хорошим.
Идея служения в искусстве
00:20:35 Поэтому, например, древняя ведическая культура, она была вся построена на служении, да? И когда говорит слово «служение», люди приходят в ужас. Как это служение? Но служение надо отличать от прислуживания. Например, подлинный ученый, он слуга науки. Он работает не за деньги, а ради открытий. Подлинный актер, он слуга и даже раб искусства. Борис Пастернак, он пишет: «Когда строку диктует чувство, оно на сцену шлет раба. И тут кончается искусство и дышит почва и судьба». Понятно, т.е. раб искусства. Поэтому все серьезные глубокие люди, гении, они чувствовали, я, искусство выше, чем я, я для него. Наука выше, чем я, я для него. Мать чувствует, я для ребенка. Не так, что я тебя кормлю, как сейчас современные европейцы, я тебя кормлю, а потом ты будешь меня кормить. Или там брачный контракт. Мы любим друг друга, но если мы поссоримся, холодильник отойдет мне, комод тебе. Ньюфаундленд мне и так далее. Вот потребность сердца в каких-то глубоких ценностях. Если мы говорим о пути России, то хотелось бы, чтобы при всей вот технократии европейской, при всем взаимодействии культур, вот сохранилось бы какое-то такое русское сердце, которое, как бы оно проблемно не было, у кого-то запой, кто-то ссорится, кто-то правительство ругает, но чтобы внутри были какие-то такие ценности.
Сходство ведической культуры и культуры самураев
00:21:55 — А как ведическая культура воспринимается вообще в современной России? Вы ведь читаете лекции. Как он реагирует?
— Вы знаете, к сожалению, ведическая культура часто понимается очень внешне. Что вот была древняя, высокоразвитая цивилизация, у которой, возможно, было ядерное оружие, она была всемирной. Ну, про это можно отдельную лекцию читать...
— Ну, да, да...
— А возникает вопрос. Ну и что нам от этого. Ну, была. Ну, древняя. Ну, всемирная. Поэтому главное, что мы можем взять оттуда, это именно ценности. Существует целая наука аксиология. Наука о ценностях. И в чем, например, ведическая культура и культура самураев совпадает? Они говорят, что важно не то, чем ты обладаешь, а то как ты используешь. В бусидо у самураев написано, что если человек, он молод, богат, одарен разными добродетелями, но при этом он не служит господину, он не обладает ценностью. Но даже ленивый слуга, он может полностью быть успешным, если посвятит себя.
00:22:54 Точно также есть ведическая легенда о королеве змей. Королева змей это змея, которая украшена драгоценным камнем, голова вот. В некоторых старых индийских фильмах такие образы возникают. И Веды говорят, что если человек талантлив, красив, одарен, умен, но всё это лишь посвящает своему эгоизму, не отдает себя обществу, не отдает себя стране, не отдает себя хотя бы близким людям, то его сравнивают со змеей, которая украшена драгоценным камнем. Поэтому вот такие вещи. Служение - отдавать выше, чем брать. Служение это благородно, это не плохо. Важно не то, чем ты обладаешь, а то как ты используешь. Вот это нам действительно стоит взять из ведической культуры. А об этом не говорят. Говорят: «Вот, описано в Махабхарате ядерное оружие». Во это, по-моему, интересно.
Есть ли какое-то рациональное зерно в том, что пишет Мулдашев?
00:23:43 — Ну, вообще, на самом деле, действительно, я думаю, что очень сильно вам «подгадила» желтая литература, которая эксплуатирует все эти образы и все эти экспедиции в Тибет непонятного Мулдашева совершенно. Как вы, кстати, к нему относитесь? Есть ли какое-то рациональное зерно в том, что он пишет? Оно ведь во всём, в конце концов...
— С точки зрения ведической концепции, есть. Просто это же не только Мулдашев. Как только открыли индоевропейцев, их другое название было арии, но, к сожалению, сразу стали спорить кто потомки этих самых Ариев? Смешали с нацизмом, хотя изначально Веды говорят гуна-карма. Бхагавад Гита говорит, что по качеству надо человека судить и по деятельности, а не по цвету кожи, не по национальности, т.е. как себя ведет и что делает. Вот это оригинальные Веды. Они интернациональны. Они говорят о душе, которая может сегодня быть негром, завтра славянином. Поэтому, тем не менее, как только открыли эту культуру, возник интерес к ариям. Свастика - древне-ведический символ.
00:24:46 И, соответственно, в Гималаи большевики посылали экспедиции. Был такой чекист Бокий. Аненербе, оккультный отдел Гитлера, тоже посылал экспедиции. Рерихи там ходили, медитировали. Поэтому, в действительности, Мулдашев там, Блаватская об этом писала. Мулдашев, он просто использовал очень старые наработки, но, что самое интересное, что никому все эти хождения ничего не дали. Представляете вот вывод? И вот когда я лично был в Индии, вот я говорил с людьми, которые...В Индии, там вот нет такой ментальности, что пойди в Гималаи там, тебе все откроется. Там, например, есть сказание в виде тхаров, особых стражах, которые хранят ведические знания от недостойных. Поэтому у меня есть один из афоризмов, он звучит так, что подлинное ведическое знание открывают святые и аватары, а не участники третьей или пятой гималайской экспедиции.
— [смеется]
Какая ведическая идея скрыта в фильме «Аватар»?
00:25:36 — Ну, аватар тоже модное слово. Джеймс Камерон...
— Да, кстати...
— сказал...
— Я вот что-то... Я не смотрел фильм, сразу скажу. Поэтому я не очень понимаю, как, в каком контексте, слово «аватар» употребляется там.
— Я Пастернака не читал...
— Есть какая-то связь?
—...но думаю, что он враг советского народа, да? Вы знаете, связь есть какая, что идея та, что, ну, это, в принципе, ведическая идея. Что личность может проявлять себя, одна личность, одно сознание, в разных телах. Сознание может...ну, тело это некая одежда души, а сознание, оно является бессмертной частицей, которая входит в тело, как вот в одежду, в оболочку, но, в принципе, у Камерона идея аватара, это идея, которая взята из Интернета. Ты там выбираешь себе героя, ты пенсионерка, но бегаешь в образе Сталлоне, например, Рембо с пистолетом, чувствуешь себя настоящей российской пенсионеркой.
00:26:34 А идея аватара ведическая, это немножко другая идея. Веды говорят, что, не только, например, сын Божий Иисус может низойти, не только пророк Магомед, но и сам Абсолют, он тоже нисходит. Потому что если мы по образу и подобию, ну, следовательно, и он это может делать. И Индия, она описывается Ведами, как особое мистическое место, куда регулярно нисходят аватары. Будда там, Рамачандра, Кришна, Чайтанья, т.е. различные аватары, описанные в Ведах. Поэтому Веды говорят, что сам Господь может нисходить в образах исторических личностей. И эти исторические личности дают урок человечеству. Например, царь Рама, он жертвует личным счастьем, ради счастья страны. Когда он, переодевшись в костюм простолюдина, он ходит по дворам и слушает, что говорят о нём подданные. И подданные говорят, что его возлюбленная Сита была похищена демоном Раваной и, возможно, была им осквернена. Но он требует от нас высоких морально-нравственных ценностей, а сам держит её во дворце. И несчастный Рама, который знает, что Сита чиста, невинна, для того, чтобы дать пример подданным, он изгоняет свою возлюбленную супругу, чтобы показать: я готов пожертвовать личным счастьем, чтобы наставить подданных. И вот это актуально в современном обществе. Поэтому вопрос не в том, с какой культурой вы имеете дело, а вопрос в том, какой посыл вы вынимаете из себя. Фанатизм в сердцах, фанатизм не в традициях.
Как определить кто из предсказателей говорит правду?
00:28:00 — Я напомню, что мы разговариваем с философом-востоковедом, сотрудником русско-индийского йога-центра Чайтанья Сарасвати Станиславом Зюзько. У нас ещё достаточно времени, просто дело в том, что не всегда подобная жертвенность, о которой только что вы говорили, помогает. Потому что у меня не такая, конечно, память как у вас. Я не могу вспомнить конкретных имен. Эпоха упадка Афин и один афинский полководец воевал. Ему предсказали пифии, что если он в этой войне погибнет, то Афины обретут победу. И вот значит, он прокрался в лагерь врага, совершил там самоубийство. Все враги убедились в том, что он действительно погиб. Но Афины почему-то проиграли все равно. То есть пример обратного. Увы.
— Нет, ну это просто пример о том, что не надо было слушать женщину, которая делает коммерцию на предсказаниях. Это немножко другой пример. А речь идет о...
— А как определить, перед тобой все-таки женщина, которая делает коммерцию на предсказаниях или действительно сошедший с неба дух?
Причины нетерпимости к другому вероисповеданию
00:29:04 — А вы знаете, вот это, на самом деле, очень сложный философский вопрос. Вот кажется просто, да, вроде бы. Проверил, говори. Скажи, кто завтра выиграет на скачках? Сказала - правильная женщина, не сказала- неправильная. Но суть вопроса заключается в чем? Вот у нас сейчас закон о свободе совести. Соответственно, если до революции какая идея была? Кто не православный, тот не спасется. Даже католики, даже протестанты, все. Кто не православный, тот не русский, тот не спасется. А также православие, самодержавие, народность. Сейчас, в связи с этим законом, немножко другая ситуация. Любое альтернативное мировоззрение, оно априори уже будет относиться к разряду, ну, грубо говоря, той или иной там, как это сейчас будет называть, либо секта, либо запрещенное движение, либо альтернативное мировоззрение.
00:29:57 Но, скорее всего, вот такие идеологи скажут, что это что-то такое неправильное и поэтому первое решение простое, это опять всех убить, расстрелять, оставить только правильных. Поэтому в исламских странах вешают христиан, в христианских выгоняют мусульман, все нормально, все правильно. А второй, сложный путь, вот не хотят им идти, это разбираться. Вот взять и выяснить, что вот есть традиция, например, насколько она действительно древняя, насколько она духовная. Или вот есть человек, что там в его, как бы, обществе.....но это надо понимать. Это посылать людей, да людей ещё объективных, а объективизм это...Вот это сложно. Поэтому, допустим, в Америке, пошли очень просто. Ты отвечаешь сам за свой выбор. Во Франции, например, кроме вот там традиционного христианства, все запрещают. Вот одна модель. А в Америке, например, все разрешают, но ты сам ответственен. Вот насколько у тебя мозги есть, вот на столько ты можешь идти к баптистам, протестантам, туда, сюда, к индуистам. Но ты сам должен постараться разобраться. Какие это искренние люди, серьезные, либо это шарлатаны. И наверное, это действительно, ну некая вера в людей. В то, что люди не быдло, не идиоты, в то, что способны разбираться.
00:31:08 Но с другой стороны, вообщем я не против, например, какой-то экспертных комиссий, ну если они будут из людей объективных. Лучше из атеистов. Практика доказывает, что в мировоззренческих спорах атеисты старой советской закалки позитивны, они вот наиболее беспристрастны. Потому что, как только вы возьмете христиан, православных, баптистов, немножко мусульман и два буддиста, уже поедет картинка, понимаете? А если кто-то из Аум Синрике ещё попадется, очень сложно будет проанализировать друг друга. [смеется]
Культура Востока и её влияние на Европу
00:31:40 — Давайте поговорим, собственно, о вашей деятельности. Вот, вот лично вы чем занимаетесь? Что изучаете?
— Вы знаете, меня с детства интересовало моё образование - высшее филологическое. Я окончил Смоленский Педагогический Университет. По образованию я преподаватель русского языка, литературы. Но по специальности я не работал, потому что где-то с девяносто восьмого года я интересовался Востоком и связями Востока, допустим, с дохристианской культурой славян. Есть большая тема «Язычество и ведическая культура.» Связи восточной культуры друг с другом. Например, воинские единоборства знаменитые, японские, китайские, они через буддийского монаха Ботхитхарму, они пришли из Индии. То, что, например, знаменитый китайский фен-шуй, это ведическое васту , наука о пространстве. А ведическая медицина, Аюрведа, она стала основой для тибетской, китайской традиционной медицины. Поэтому в действительности вот, индо-европ... вот когда вы занимаетесь древними культурами, вы вдруг обнаруживаете, что на Платона влияла Индия. Понимаете? То есть всё это очень такой цельный организм.
00:32:51 Христианский исихасты брали с Востока практики, то есть вот не так все разделено, как нам кажется. Есть единое поле культур. И вот меня это всегда интересовало. И, собственно, те лекции, которые я читаю как сотрудник центра...Во-первых, я там редактор, ну, какие-то пресс-релизы, я сотрудник продюсерского центра «Этнолайф». Мы организовывали выставку по самураям. Артофор. Есть сайт isamurai.ru, там про эту выставку все написано. И в том числе, т.к. я в большей степени интересуюсь именно Ведами, у меня есть мой сайт vedantist.ru. Там у меня есть раздел ведическая культура, в том числе вот эти все популярные, там ядерное оружие есть, если кого-то интересует. Ну и мировоззрение, вот то, о чем мы с вами говорили. Поэтому как хобби, я занимаюсь сайтами, изучением культур, а как, ещё Пушкин сказал: «Поэзия не кормит». Вот, так как поэзия не кормит, то вот в основном я редактирую какие-то бумаги, какие-то пресс-релизы, сношаюсь с общественностью и так далее.
Идея проекта «Etnolife» и «Samurai: Art of War»
00:33:53 — Этнолайф подразумевает то, что ...
— Да.
— Вы интересуетесь не какими-то конкретными народностями, а скорее их взаимоотношениями между собой. Но конкретный список тоже хотелось бы услышать. Географически это куда направление?
— Нет. Этнолайф это немножечко другое. Этнолайф это фестиваль культур мира. Этнолайф...
— Вот, вот, мира... Просто мира это слишком много.
— А, хорошо. Зажигательные латиноамериканские танцы, прекрасные негритянские танцы с барабанами, традиционная японская игра на флейте, кельтские и шотландская музыка, т.е. вот именно культуры мира без какого-то вот шор. Вот все чукотские традиционные, вот на варгане игра, танцы, зажигательные абхазские танцы, это фестивальный проект. Вот именно, с чем люди ассоциируют культуру, это прежде всего традиционный костюм, традиционный танец, никаких мировоззренческих споров.
00:34:49 И вот в начале как раз, деятельность нашего продюсерского центра «Этнолайф», вот, мы начинали именно с организаций фестивалей. И самый крупный фестиваль «Этно-Сочи». В Сочи, в сотрудничестве с мэром Сочи, мы сделали большой, замечательный фестиваль «Этно-Сочи» в рамках сотрудничества с олимпийским комитетом. Вот это самое такое полное выражение проекта «Этнолайф».
— А вообще сколько лет он существует уже?
—Он существует с начала девяностых годов. Сначала на площадке Москвы мы это делали и бывают маленькие этнолайфы, вот, в Сорочанах, на горнолыжном курорте мы делали несколько: этнолайф, этнолэнд. Но вообщем-то сейчас мы, нам интереснее делать выставочные проекты. Например, вот, «Оружие и доспехи самураев.» Оригинальные доспехи великих самураев. Вы можете прямо посмотреть вживую. [неразборчиво] Сайт isamurai.ru. А начинали с фестивалей, но просто фестивали, вы понимаете, они собирают людей, которые часто в палатке, со спальниками. Они там хотят попить, повеселиться и как-то сердцу было неспокойно, знаете. Хотя мы до сих пор готовы делать. А выставка, это приходят люди, которых интересует вот какой-то внутренний мир человека. Вот так вот мы эволюционируем.
Высокая идея самураев
00:36:07 — Станислав, детский вопрос. Если встретится самурай и западно-европейский рыцарь, века эдак четырнадцатого. Кто кого заборет?
— А...Зависит от того, у кого сильнее дух война. Но в целом, я, конечно, внутренне на стороне самураев. Пусть меня простят патриоты рыцарей. Ну, может быть, конечно, сказывается какая-то предвзятость. Вот, допустим, то, что общее в культуре воинов самураев, духовных людей и вообще чем это отличается от мышления обывателя? У обывателя такое мышление: «Лучше чем вчера, лучше чем вчера. Завтра будет лучше чем вчера». А у воинов, у духовных людей, memento mori, помни о смерти. Сроки нам неведомы. Леннон, Кеннеди. Недавно над Смоленском, это город из которого я родом, как раз президент приземлился польский со всем окружением неудачно. Соответственно смерть, как центральная категория мышления у духовных людей, у монахов, у подлинных воинов, у самураев. Самурай рождается и засыпает с мыслями о смерти, о бренности. И вот это, кстати, тоже один из примеров параллели культуры, связи вот разных мировоззрений. Вот такая позиция. Светская культура это светлое безоблачное будущее, а духовная традиционная культура и культура воинская, это смерть твой друг и брат. Смерть всегда рядом. Сроки нам неизвестны.
Пал ли Восток перед Западом?
00:37:29 — Как же тогда так получилось, что Восток, все-таки пал перед натиском обывательского и технократического Запада?
— А Восток не пал, на самом деле, вот если бы он пал, это уже бы тогда Индия оставалась колонией Британии до сих пор. У них ядерное оружие есть...
— Но подождите, Британия никогда не была колонией Индии. Все было как-то наоборот.
— Нет, я имею в виду о том, что ведь духовность, это не экономическая категория. Мы сейчас судим главным образом по экономике. И те же японцы, они что, например, делают? Они сами не умеют изобретать, но они умеют классно усовершенствовать. Взяли стащили кирасу и сделали из нее традиционный японский доспех, хотя кираса-то, собственно, португальская. Или, допустим, взяли какие-то технологии и довели их до очень высоких уровней.
00:38:20 Поэтому тоже самое, Индия, например, это страна совершенно альтернативных ценностей. Это страна, которая по-прежнему богоцентрична, например, потому что, например, в России вы никогда не увидите улицу из храмов. Вот Бенгалия, как есть Венеция, а Бенгалия это острова на Ганге, огромные, электрифицированные. И вот приезжаешь в Маяпур, например, центральный остров, выходишь, там главная улица вся из храмов. Не из домов, а из храмов. А во Вриндаване пять тысяч храмов. Поэтому тоже самое о феномене православия сказано, вот, говорят: «Православие тормозит русскую культуру. Вот надо нам на Европу равняться.» А иногда говорят, что меньше хлеба для желудка, больше хлеба для духа. Поэтому это такой сложный философский вопрос.
С чего начинается эволюция сознания?
00:39:06 Вот я путешествовал по Европе, например, был период. И там я думал: «Ну вот, решили экономические трудности люди, наверняка теперь есть время подумать о душе.» Ничего подобного. Они задались вопросом: «Если у нас есть все продукты, то почему мы не живем до ста пятидесяти лет?» Поэтому там йога, потенция, вот все эти темы очень актуальны, а церкви закрываются. Поэтому, вы знаете, это высшей воле решать, где, так сказать, ближе к Богу. На войне, кстати, вот остановились из атеиста верующему, понимаете?
— Не на пустом месте совершенно...
— Не на пустом месте. Но также, когда вот сейчас критикуют духовность, надо понять ещё важную вещь вот. Еще хочу сказать. Духовные люди это не излечившиеся, это люди, которые поняли, что они пациенты. Вот часто говорят, что вот, я пообщался с духовенством тем, с этим, и там все-такие вот, я-то думал все апостолы. Хотя апостолов. Помните? Петр три раза отрекается. Это вообще общечеловеческая проблема, так вот, уважаемые друзья, надо понять, что все духовенство - это люди, которые поняли, что они хотят измениться, вот, а не которые полностью изменились. То есть у них другие идеалы, у них идеал - измениться. Это вовсе не делает сразу человека святым. И духовенство уважают не за то, что все они святые последних дней, как у мормонов есть удостоверения «Святые последних дней» и печать. А за то, что эти люди просто осознали, что мы хотим меняться в лучшую сторону. Поэтому надо вот как-то посострадательнее быть вот к людям, которые идут по этому пути.
Потенциал России
00:40:38 — Еще, похоже, что у нас есть повод для очень большого исторического оптимизма, потому что если японцам удается усовершенствовать чужое, мы, вроде как, изобретать что-то изобретаем, но никогда не доводим дело до конца. Если нам удастся сочетать в себе и то и это, шансы велики.
— Да. Я думаю, что всегда Россия, она искала какую-то истину рядом с собой и всегда происходил этот синтез. Поэтому хочешь, не хочешь, мы страна синтеза, но я уверен, что у России есть огромное, перспективное, светлое, будущее, пока есть запас идеалов и запас чистоты в сердцах русских людей. И я уверен, что он пока богатый и он пока есть.
— На оптимистической ноте заканчиваем разговор. Я напомню, что в студии «Эха Москвы» был сотрудник русско-индийского йога-центра Чайтанья Сарасвати и философ-востоковед Станислав Зюзько.
— Спасибо, Марк.
— Всего хорошего.