Отношения с духовным учителем

Сочи - 03 January 2019
Шримад Бхагаватам 1.5.7. Универсальный принцип всех духовных течений. Определение духовным учителем уровня ученика. Осведомлённость духовного учителя о действиях ученика. Оценка духовным учителем действий ученика. Функция духовного учителя – быть прозрачной средой между учеником и Богом. Свобода выбора ученика. Задача гуру – транслировать желание Кришны. Особенность Ведической культуры — не хвалить и не ругать за то, чего нет. Поведение духовного учителя — образец тончайшей этики отношений. Безграничность знаний духовного учителя. Физическое тело – это воплощение желаний прошлых жизней. Старость – программирование следующего рождения. Принцип очищения святым именем. Акарма — деятельность без последствий. Результат воспевания святого имени — освобождение от эмоциональных самскар. Рождение в семье преданных – это духовные заслуги прошлых жизней. Обязательность подтверждения писаниями нереализованного знания. Абсурдность века Кали — выбирать имитаторов, а не святых. Проявление связи с Богом — нужное для служения знание открывается незамедлительно. Проявление благосклонности Бога к своим преданным. Результат преданного служения — знание и избавление от привязанностей к миру. Насыщение высшим вкусом избавляет от привязанностей.
семинар для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 00:49:49 | качество: mp3 64kB/s 22 Mb | прослушано: 335 | скачано: 229 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Шримад Бхагаватам 1.5.7

00:00:00 [Михаил Юрьевич]: Итак, мы читаем Шримад Бхагаватам Песнь первая глава пятая текст седьмой. На самом деле мы затронем и шестой текст, и седьмой. Начнём с седьмого.
[Михаил Юрьевич читает текст]:
твам парйатанн арка ива три-локим
анташ-чаро вайур иватма-сакши
параваре брахмани дхармато вратаих
снатасйа ме нйунам алам вичакшва

00:04:29 Дословный перевод: твам — о добродетельный; парйатан — путешествуя; арках — солнцу; ива — подобно; три локим — три мира; антах-чарах — можешь проникнуть в сердце каждого; вайух ива — подобно всепроникающему воздуху; атма — осознавший себя; сакши — свидетель; параваре — в отношении причины и следствия; брахмани — в Абсолюте; дхарматах — соблюдая предписанные правила; вратаих — в обетах; снатасйа — погруженном; ме — во мне; нйунам — недостаток; алам — отчётливо; вичакшва — найди.

00:05:48 [Михаил Юрьевич]: Перевод текста и комментарий Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанта Свами Шрилы Прабхупады.
[Михаил Юрьевич читает текст]: О, добродетельный, подобно солнцу ты можешь странствовать всюду по трём мирам и подобно воздуху — проникать в сердце каждого. В этом ты практически равен всепроникающей Сверхдуше. Поэтому, прошу тебя, открой мне, чего мне недостаёт, несмотря на то что, следуя всем предписаниям и выполняя все обеты, я полностью погружен в трансцендентное.
Комментарий: Трансцендентное осознание, благочестивая деятельность, поклонение Божествам, благотворительность, милосердие, непричинение вреда живым существам и изучение писаний при соблюдении строгих правил ученичества всегда приносят пользу.
[Михаил Юрьевич]: Такой позитив всегда приносит пользу. Категоричное утверждение.

Универсальный принцип всех духовных течений

00:07:00 [Михаил Юрьевич читает текст]: Трансцендентное осознание, благочестивая деятельность, поклонение Божествам, благотворительность, милосердие, непричинение вреда живым существам и изучение писаний при соблюдении строгих правил ученичества всегда приносят пользу.
[Михаил Юрьевич]: Универсальный принцип, абсолютно универсальный. Прилагается к любому духовному течению. Только писания должны быть истинными, обеты должны быть авторитетными. В Бхагавад-гите, говорится о том, что если человек совершает аскезу, несогласованную с ведическими писаниями, что значит «с писаниями» — без санкции Бога, то он приносит только беспокойство обществу. Что-то сам себе выдумал, какую-то тапасью совершил, голодовку, ещё что-то. Вредит себе и [доставляет] беспокойство окружающим. Здесь имеется в виду авторитетный способ, когда действия человека согласованы с духовным учителем, с писаниями.

00:08:10 ом агьяна-тимирандхасья гьянаньджана-шалакая
чакшурунмилитам ена тасмай шри-гураве намах
шри-чайтанья-мано бхиштам стхапитам ена бху-тале
сваям рупах када махьям дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубьяш ча крипа-синдхубья эва ча
патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха
шри кришна чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади-гаура бхакта вринда
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Определение духовным учителем уровня ученика

00:09:22 Сначала немного этикета, на то, что трудно обратить внимание. Что тоже очень важно. Потом почитайте эти тексты. Мы присутствуем при диалоге духовного учителя с учеником. Если посмотреть пытливым взглядом, мы видим, что сначала духовный учитель задаёт некие вопросы своему ученику при встрече. Например, он его спрашивает: «Удовлетворён ли ты, отождествляя себя с телом и умом, как с объектами самосознания?» Он смотрит на его реакцию. Ему нужно понять, в каком ученик состоянии на самом деле, через сердце. Как здесь свидетельствует сам, Вьясадева: «Ты подобен Сверхдуше, ты находишься в сердце. Ты представитель Кришны, который находится у меня в сердце. На самом деле ты всё знаешь». Тем не менее, задавая вопрос, духовный учитель смотрит на уровень ученика, как тот ответит, как он себя поведёт. Очень важный момент. Он буквально хвалит Вьясадеву.

Осведомлённость духовного учителя о действиях ученика

00:10:48 [Михаил Юрьевич читает текст]: Ты исследовал всё, и познания твои совершенны. Нет сомнений в том, что ты создал великое и замечательное произведение — «Махабхарату», в которой детально объяснены различные ведические процедуры.
[Михаил Юрьевич]: Два аспекта. Первый — духовный учитель осведомлён о том, что его ученик делает. И он говорит: «Я принимаю это служение».
[Михаил Юрьевич читает текст]: Ты исследовал всё, и познания твои совершенны.
[Михаил Юрьевич]: Он признаёт, что деятельность [ученика], достойна уважения. Более того, он пользуется довольно серьёзным словом «совершенный». То есть это великие деяния.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Ты подробно описал безличный аспект.
[Михаил Юрьевич]: Теперь он раскрывает, что имеет в виду. Духовный учитель говорит. [Михаил Юрьевич читает текст]: Ты подробно описал безличный Брахман и все вытекающие из этого знания.

Оценка духовным учителем действий ученика

00:11:53 [Михаил Юрьевич]: Гуру помогает ученику увидеть то, что тот реально сделал. Не просто: «Молодец, ты сделал!» А [он разъясняет]: «Ты провёл фестиваль, люди были довольны прасадом, люди вдохновились читать Шримад-Бхагаватам». Гуру конкретно объясняет, что его ученик сделал, и что [из этого] является ценным с точки зрения гуру. Или то, что наоборот, гуру не понравится. Он говорит: «Ну, ты же это сделал». Он заставляет ученика оценить ещё раз проделанную им работу, служение.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Ты подробно описал безличный Брахман и все вытекающие из этого знания.
[Михаил Юрьевич]: Не «вытекающие из этого знания», а все – всё, подтверждая свои слова о совершенстве содеянного Вьясадевой.

00:12:54 [Михаил Юрьевич читает текст]: Почему же, дорогой прабху…
[Михаил Юрьевич]: Называет его господином, показывая тем самым особое уважение к своему ученику.
[Михаил Юрьевич читает текст]: …несмотря на это, ты так сокрушаешься, считая, что не завершил своего дела?
[Михаил Юрьевич]: Он здесь намекает на причину — не завершил дело – поэтому сокрушаешься. [Духовный учитель] проверяет ученика: «Слышишь меня?» Он мог сказать: «Да вся причина в том, что ты не доделал». [Но он спрашивает]: «Почему ты так сокрушаешься, считая, что не завершил своё дело. А может, завершил, как твоё мнение?» Он смотрит внимательно, исследует его. Очень интересно. Почему? Это очень важный момент. Духовный учитель должен понять уровень ученика. По тому, как ответит ученик, он поймёт, что ему можно сказать.

Функция духовного учителя – быть прозрачной средой между учеником и Богом

00:14:01 Сейчас объясню. Кришна находится в сердце, в нас, внутри нашего тела. Это, как две птицы, душа и рядом Сверхдуша, которая следит за деяниями души. Одна птица действующая, вторая созерцающая. Духовный учитель, как мы сейчас узнаем из следующих текстов, представитель Сверхдуши. Он Чайтья-гуру в сердце. Какова его функция? Быть прозрачной средой между учеником и Богом. Ученик смотрит в этот мир и Бога не видит, потому что среда нечистая, гуны покрывают нас. Карма, гуны, вожделение, проявленное через гуны. Таким образом, мы не видим, мы корыстны, предвзяты. У нас есть различные отождествления с телом, с умом.

Свобода выбора ученика

00:15:10 Появляется гуру, и эта среда становится прозрачной – мы видим Кришну. Он снимает завесу, пелену майи, иллюзии. Поэтому он ничего никогда не скажет от себя. Он будет транслировать ученику то, что хочет от него Кришна. А Кришна никогда не посягает на свободу выбора. Следовательно, когда он говорит: «Ты сокрушаешься или нет? Ты совершенную деятельность сделал или нет?» — он смотрит, к чему готов ученик. Если ученик что-то скрывает от гуру, значит, он хочет это скрыть от Кришны. Это невозможно, [это означает], что ученик не готов получить наставление от Кришны, и Кришна [их] не даст. Кришна не будет говорить.

Задача гуру – транслировать желание Кришны

00:16:24 А гуру будет [говорить]? Нет. Истинный гуру не будет лезть: «Подожди, Кришна, я сейчас с ним разберусь. Он, конечно, не хочет, чтоб Ты это знал, хотя понимает, что Ты знаешь, но не хочет [даже думать об этом]. Он пока держится за свои материальные привязанности, но я ему сейчас рубану». Тогда кто тут Кришна, а кто тут гуру? Тогда Кришна скажет: «О да, давай дорогой. Я не знаю, как с ним справиться». В ученической традиции существует написание отчётов, написание поздравлений духовному учителю, по которому гуру видит уровень искренности своего ученика. Сейчас мы увидим, как Вьясадева себя поведёт. Если ученик пишет: «У меня всё хорошо, шикарно. Я на хорошем духовном уровне. Спасибо гуру за Вашу милость». Нормальное письмо, вопросов нет, наставлений нет.

00:17:35 Может быть наоборот: «Ой, я такой самый падший, самый грязный». — «Место того, кто самый падший, самый «самый», уже занято, дорогой прабху. И зовут Его – Кришна. Вот Он — Самый, а ты так…». По этому, тоже можно увидеть определённую позицию ученика. Задача гуру — транслировать то, что хочет Кришна. Для этого он должен понять уровень своего ученика, насколько ученик откровенен перед Кришной. Когда мы общаемся с духовным учителем, нужно понимать, что мы общаемся с представителем Кришны. По тому, как ответит Вьясадева на поставленные вопросы, такие наставления он и получит. В принципе, ответ уже дан: «Ты не завершил свой труд. Но, давай посмотрим, что ты на это ответишь».

Особенность Ведической культуры — не хвалить и не ругать за то, чего нет

00:18:35 [Михаил Юрьевич читает текст]: Вьясадева сказал: «Всё, что ты сказал обо мне, соответствует истине…»
[Михаил Юрьевич]: «Я – крут». — «Ой, фу», — мы скажем. Но есть культура, которой мы не владеем. Об этом говорится более подробно Чайтанье-чаритамрите в Мадхья-лиле, в 20 главе, где Рупа Госвами хочет стать учеником Господа Чайтаньи. Он говорит о том, что: «Я так и не понял, кто я? Люди считают меня пандитом, но я падший. Ибо я не поймёшь, чем занимаюсь всю свою жизнь. Так и не понял смысла жизни». Прабхупада в комментарии говорит, что в серьёзной традиции, в серьёзной культуре не принято хвалить за то, чего нет, и ругать за то, чего нет.

00:19:32 Поэтому это не сентиментальность Рупы Госвами, что он говорит: «Я падший». Он реально так думает и аргументирует это. Это не как: «Ой-ой-ой, мы тут упали. Как жалко, что мы умрём». Здесь сантиментов нет. Этой фразой Вьясадева говорит: «Я принимаю это. Ты духовный учитель. Ты не будешь хвалить за то, чего нет. Ты не сентиментальная личность. Хорошо, я это принимаю, раз ты это сказал». Потому что в ведической традиции считается, если я вас хвалю за то, чего у вас нет, качеств этих, то это оскорбление. Значит, я считаю себя таким умным, а вас такой глупой, что я могу [вас похвалить за то], чего у вас нет. И вы это примите «за чистую монету. В принципе неуважительная позиция.

Поведение духовного учителя — образец тончайшей этики отношений

00:20:31 Здесь этот диалог идёт [как] тонкая этика. Иногда мне говорят: «Откуда вы эту этику берёте?» — «Да вот она». — «А дайте ссылку». — «Ссылка — Шримад-Бхагаватам». — «А конкретно?» — «Ссылка — Шримад-Бхагаватам!» Каждый текст пронизан этой этикой. Её просто надо научиться видеть через общение с духовным учителем. Потому что духовный учитель, всё его поведение – это тончайшая этика отношений, которая потихонечку к нам перетекает, если мы искренни.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Шри Вьясадева сказал: «Всё, что ты сказал обо мне, соответствует истине, но, несмотря на всё это, я неспокоен».
[Михаил Юрьевич]: То есть он подтверждает своё намерение получить наставления.

Безграничность знаний духовного учителя

00:21:19 [Михаил Юрьевич читает текст]: Поэтому я прошу тебя объяснить мне основную причину моей неудовлетворённости, ведь твои знания безграничны.
[Михаил Юрьевич]: Тем самым он подчёркивает, что перед ним представитель Кришны. Кришна безграничен. Любой, кто связан с Ним, также пурнам — полон. Также полон, как колодец, если соединён с рекой или с океаном, в нём неиссякаемое количество воды. Итак.
[Михаил Юрьевич читает текст]: …твои знания безграничны, ибо ты являешься потомком саморождённого [Брахмы, не имеющего мирских отца и матери].

Физическое тело – это воплощение желаний прошлых жизней

00:22:03 [Михаил Юрьевич]: Здесь двойной момент. С одной стороны, он ему указывает на ярко выраженное рождение. Родиться у Брахмы — это в принципе необычное живое существо. Очень важный аспект заключается в том, что есть понятие генетики, есть понятие скрытых у нас желаний с той жизни. Те тела, которые мы получили, – это определённые желания, которые реализованы в возможностях этого тела. Поэтому кто-то рождается на каком-нибудь севере, кто-то вообще животным, а кто-то в пять лет наизусть Бхагавад-гиту знает, есть такие дети. Это желание было у живого существа, [оно] формируется всю жизнь, когда мы исполняем или пытаемся исполнить свои желания в этой жизни. Что-то у нас получится, мы получаем какие-то реакции, последствия.

Старость – программирование следующего рождения

00:23:09 И ближе к старости, если она будет, дай Бог, мы [поймём] то, что особо действовать-то нельзя, тело не даёт. Вот я это сделал, а надо ли это было делать? А я то сделал. Мы как бы находимся в определённом состоянии бытия внутри себя. Мы вспоминаем, вот этот вкус классный был или нет, вкус к какой-то деятельности, к отношениям или нет: «Зря я делал. Тлен всё, надо было вот так». Очень интересный момент. Я наблюдал за отцом, которому восемьдесят пять лет. Я ему всю жизнь читал Бхагавад-гиту – бесполезно. Сейчас только начинаешь: «Кришна говорит в Бхагавад-гите…» — «Да, да, давай». Мы тут с ним целый час говорили на тему, как перевоплощается душа. Запахло этим конкретно.

00:24:03 И там майявада присутствует откуда-то сильная. Но бхакти вдохновляет сильней. Интересно, как он легко согласился с некоторыми универсальными принципами, о которых мы говорим. Вот она старость, интересная старость. Если её правильно использовать, можно сейчас его желания, его следующее рождение перепрограммировать. Очень серьёзно человеку помочь, потому что уже деятельности нет. Носи ты фотографии из альбома «кем ты был» – не носи…. Он мне их приносит, говорит: «Вот ты помнишь, я с Фиделем Кастро». Я говорю: «Пап, этого уже нет. Нет этого, мираж. Всё». — «А вот я тут с Косыгиным, а вот тут с этим…» Я говорю: «Нет этого». — «Смори, какой красивый был». — «Нет этого. Вот что есть».

00:25:08 Прошлое важно для нас только с той точки зрения, что оно может формировать будущее. Только с этой точки зрения. Мы говорили, что Прабхупада не оборачивался назад. Мы должны сделать вывод, проанализировать, понять ошибки, и всё, и забыли. Потому что смысла нет. Более того, когда проводятся тренинги по обидам, прошлое может испортить будущее. Мы помним, и мы ещё стимулируем себя: «Нет, я его не прощу!» Что делает a href="/tags/27" title="Харе Кришна Махамантра" target="_blank">маха-мантра? Она не даёт долго злиться на кого-то ещё. Это потрясающая вещь. Даже расстраиваешься иногда, думаешь: «Я же решил, всё кремень. Неделю буду дуться». Утром вычитал джапу, нет сил, дуться. Этим пользуются остальные.

Принцип очищения святым именем

00:26:08 Что происходит? Перейдём к святому имени, не могу не перейти. Повело, значит, надо. За счёт того, что мы сохраняем обиды, реакции в сознании, культивируем определённые последствия своей деятельности, мы формируем новое тело. «Вот этот человек, он так мне больно сделал, ему бы так!» Мы формируем новое бытие. Когда мы начинаем воспевать святое имя – это, как ум смазывается определённым составом и на него не налипает. Новые реакции — они нас касаются, кто-то нам гадость какую-то говорит, нам немного больно, но они не проходят в сердце, это как защитная плёнка. То есть так «тюк», а туда не прошло. Поэтому, очень быстро, так как оно не прошло [в сердце], оно исчезает.

00:27:05 Дальше, деятельность. Тут я открыл свой компьютер и обнаружил, какое количество песен я делал за последнее время. Ничего не помню, потому что всё это время я воспевал святое имя. Как это можно вообще забыть – не понятно. Ты должен погрузиться очень глубоко, чтобы сделать музыку, аранжировку, все эти инструменты. Но я помню, песню ставлю, и что я вспоминаю? Я помню, во время этой песни такие-то программы были, такой-то курс йоги, такие-то лекции давал, вот тут Пурначандра Махарадж ко мне заходил, а вот тут я к гуру поехал. Представляете, что я помню? Но, что я делал, я помню только в связи с тем, какая была в это время духовная практика. Вот её я всю помню.

00:28:00 Итак, духовное сквозь эту плёночку проходит, а все материальные самскары, воспоминания, эмоции об неё раз и остановились. Вы вроде их как бы приняли, но они в вас не вошли. О чём это говорит? Не будут формироваться реакции, потому что не возникнет желание. Они «пух» и исчезли. А в это время, так как вы воспеваете, всё старое, накопленное плохое, «шух» из вас, а новое не заходит. Выходит и сердце очищается, ум очищается. Вот он принцип. Стоит только один день мантру пропустить, набираете [новые самскары] за этот день. В этот день оно будет проникать, вы защиту-то не сделали. Это поразительно.

Акарма — деятельность без последствий

00:28:54 Эмоции — потрясающая вещь. Эмоции могут помогать, а могут мешать. И то, что Кришна сделал наше тело ограниченным, тоже очень важно. Потому что, если бы [тело] было безграничным, мы бы вообще никуда не выбрались. Потому что эмоции ограничены. Если вы будете внимательно воспевать святое имя, у вас будут проблемы с родственниками. Потому что на них [без чувств] будете смотреть. [Родственники скажут]: «Ты вообще бесчувственный». Нет эмоций – всё ушло. Пять часов утренней программы, какие эмоции? Мы ограниченные живые существа, если мы вложились утром в практику, весь день пройдёт, как в тумане с точки зрения материальных эмоций. А теперь не вложитесь утром, выспитесь. Качественно посмотрите на солнце, на жизнь, на людей: «Вон красивая девочка, вон та!» – понеслось – «А этот какой-то тупой», — понеслось, и пошёл набор [самскар].

00:30:07 Что я помню из материальной жизни? Те моменты, когда я поддался материальным эмоциям. Они, как шрамы на уме! Была плохая мантра, плохая садхана — практика духовная, и в этот момент у тебя прогруз прошёл по полной. И там как шрамы! Что такое шрамы? Ты помнишь это, тебе больно за это. Значит, формируется новое состояние, которое придётся отработать. Понятен принцип? Это технология духовного очищения. Деятельность преданных называется акарма — деятельность без последствий, нет кармы. То, что вы сейчас делаете, не будет кармой. Не будет никаких, ни положительных с материальной точки зрения, ни отрицательных последствий, если вы правильно практикуете. Просто сожжёте, а всё остальное из вас уходит.

Результат воспевания святого имени — освобождение от эмоциональных самскар

00:31:12 Почему ещё важен духовный учитель? Приезжаю в Новую Зеландию, Гурудев заставляет в три часа вставать, во сколько бы я ни лёг. И это длится два месяца. И мантра перед ним — все шестнадцать кругов, не останавливаясь. Через три дня я начинаю читать мантру, а у меня все сексуальные сценки из молодости моей полезли. Я читаю шестнадцать кругов, а тут картины с запахами, цветные! Он смотрит на меня, я какой-то загруженный. Говорит: «Что такое? С тобой рядом сидеть нельзя. Что у тебя?» Я говорю: «Гуру Махараджа, вот начал читать нормальную джапу… Что это вообще такое? Из меня такое лезет, такие странные воспоминания, такой вкус!»

00:32:04 Он говорит: «Вот представь болото, и туда всякой жижи, грязи набухали и не трогают. Есть там грязь? Есть. Где? На дне! А теперь палочкой пошевели или сачком. Вот сачком черпанул, что ты там взял? Вот муть-то какая! А вокруг тины-то! Понятно, что происходит? Продолжай! Главное — не давай уму об этом думать! Сейчас эта вся муть из тебя поднимается и вылетает. Тебе ум говорит: «Вспомни, как всё было». А ты: «Харе Кришна, Харе Кришна...» Пока ты этого не помнишь, это вылетает из тебя и уходит. Как сачок. И так два месяца черпаешь. Через какое-то время, очень быстро, все эти картинки прекратились и не вспоминаются.

00:33:02 Очень интересно. Оно ушло! Ушли эмоциональные самскары. Как в молодости, помнишь всё это, и впечатления яркие. И они заставляют нас искать этот вкус. А если в этой жизни не получится, мечтаем, [что получится] в следующей. А тут раз-раз-раз и уходят. Понятен принцип? Это мы немного отклонились в карму. А сейчас возвращаемся назад. Итак: «Ибо ты являешься потомком саморождённого». Было очевидно, что Нарада муни не просто личность, достигшая благодаря духовной практике определённого освобождения, определённого духовного положения. Это личность, которая уже не первую жизнь практикует.

Рождение в семье преданных – это духовные заслуги прошлых жизней

00:34:03 Когда мы видим человека, который родился в семье преданных или в семье серьёзного преданного, мы понимаем, что это не просто так. У него есть определённые духовные заслуги. Потому что Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Если человек не закончил в этой жизни, он ничего не теряет. Он родится с семье возвышенных вайшнавов или в богатой, аристократической семье, что позволит ему продолжить путь». А если мы видим человека, рождённого в низкой семье, мы тоже можем понять: «Ну, что-то ты там понаделал, парень». Поэтому Вьясадева говорит: «Мало того, что ты чистый преданный, ты ещё у Брахмы родился. То есть не просто так, всё серьёзно, и уже давно серьёзно у тебя всё. Поэтому, помогай мне на высочайшем уровне, потому что я и сам тут что-то знаю». Разговор переводится в высшие сферы.

Обязательность подтверждения писаниями нереализованного знания

00:35:05 Дальше в шестом тексте: «Тебе открыты все тайны». Мы помним о принципе: «Не может ученик хвалить гуру за то, чего он не понимает и не видит в гуру». Это будет дешёвка. Поэтому Вьясадева отдаёт отчёт. Когда мы пишем подношение духовному учителю: «Вы представитель Кришны, Вам открыты все тайны, потому что Шрила Прабхупада в таком-то комментарии...» Мы же не знаем этого, у нас это не реализовано, мы должны сослаться на писания. Иначе это сантименты. Мы должны подтвердить это писаниями. Так как Вьясадева записал писания, очевидно, что он всю эту тему понимает. Он говорит: «Тебе открыты все тайны, ибо ты поклоняешься Создателю». Причина того, что знания открываются, в том, что человек является преданным Господа. Являясь преданным, Господь через сердце даёт ему знания тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам… Этот, по-моему, текст: «Тот, кто искренне поклоняется Мне. Я даю знания, как прийти ко Мне».

00:36:22 Не тому, кто изучил что-то, выучил наизусть, гимнастику крутую делает. Кришну не удивить никакой гимнастикой. Кришна Сам любую гимнастику сделает. Он танцевал на головах змея Калия, там что-то около тысяч голов! И полубоги, когда увидели это, там такое шоу было! Они начали Ему подыгрывать на музыкальных инструментах. И каждая эта голова с огромной колоссальной скоростью хотела укусить Кришну. Тысячи голов хотели укусить за одну ногу Кришну! Он успевал перескакивать и при этом не терял, как я говорю «грува». И все эти колокольчики на Его ногах звенели. При этом Он давал ещё жару этому змею. Это был такой танец – только представить себе можно.

Абсурдность века Кали — выбирать имитаторов, а не святых

00:37:15 И тут какой-то гимнаст или кто-то что-то спел. И ему говорят: «Расскажите нам о Боге». «Ну, я вот тут имитирую в этом мире. Мой талант — это Он!» — вот что должен такой человек говорить. А он говорит: «Ну, я думаю, мне пришло в голову…» Или, как мой гуру любит приводить пример. Люди не принимают святых. Но, если какой-то человек круто прокукарекает или протявкает, он может большие деньги сделать, если он имитирует звуки животных. Ценность человеческой жизни не в том, чтобы научиться имитировать звуки животных. Да просто запрос сделай, и родишься – хочешь слоном: будешь не имитировать, а прямо сам — слон! Понимаете абсурдность всех этих вещей? Итак.

Проявление связи с Богом — нужное для служения знание открывается незамедлительно

00:38:13 [Михаил Юрьевич читает]: …ибо ты поклоняешься создателю…
[Михаил Юрьевич]: Тебе известны все тайны. Когда говорится, что душа полна знания, что это значит? По большому счёту, для проявления нашей деятельности в определённой расе, вкусе, не нужно всё знание. Нужно знание, как проявлять тот вкус, который есть. Это означает, что у души есть полная потенция. Захочет она в какой-то момент спеть, и тут же придёт знание и реализация, как это сделать. Вот так устроен духовный мир. Как только вы что-то захотите, так как вы подключены к Богу, связаны с ним любовью, только вы что-то захотите, как к вам это придёт, откроется. Вот в чём идея того, что мы полны знания. Поэтому говорят: «Тебе известны все тайны». Ты запрос дашь — тут же получишь, потому что у тебя нет никакой другой цели, кроме служения Богу.

Проявление благосклонности Бога к своим преданным

00:39:12 Бог — Бхакта-ватсала. Он, можно сказать, предвзят, благосклонен к Своим возлюбленным преданным. В том числе и к вам, которые хотят стоять на этом пути. Вы будете чувствовать это благословение, эту склонность, помощь со стороны Бога всегда. Поэтому мы возносим поклоны всем вайшнавам, потому что они, как древо желаний. На эту тему я могу говорить годами! У меня всё в жизни по вашей милости, включая последнюю операцию. Никогда бы в жизни не сделали то, что сделали, если бы не вайшнавы. Всё организовали, всё сделали. Кришна действует только через тех, кто Ему дорог. Нет, Кришна может через что угодно действовать. Слово «только» я неправильно сказал. Он действует и через материальные энергии. Но со Своими преданными Он действует через преданных. Ему это нравится. Кришна очень любит прославлять Своих преданных, а преданные любят прославлять Кришну. Этому соревнованию нет конца. Это будет вечно.

Результат преданного служения — знание и избавление от привязанностей к миру

00:40:30 [Михаил Юрьевич читает текст]: …ты поклоняешься создателю и разрушителю материального мира, хранителю духовного мира — изначальной Личности Бога, трансцендентной к трём гунам материальной природы.
[Михаил Юрьевич]: То есть он показывает сразу же и положение гуру, и положение Бога. И это связано. Ты не просто кому-то поклоняешься, ты поклоняешься изначальной Личности Бога. Это то, что и составляет твои самые лучшие качества. Очень важный момент.
васудеве бхагавати
бхакти-йогах прайоджитах
джанайатй ашу ваирагйам
джнанам ча йад ахаитукам:
«Благодаря преданному служению Личности Бога, Шри Кришне, человек тотчас же обретает беспричинное знание и избавляется от привязанностей к миру». Автоматически, не наоборот, избавившись от привязанностей к миру и обретя знания, человек начинает поклоняться Верховной Личности Бога. Вот она в чём хитрость.

00:41:59 В материальном мире надо сначала в ясли, потом в детский сад, потом в школу и так далее. А теперь представьте, мы сейчас с вами по нашему знанию и по сознанию где-то подготовка в ясли. Пока пелёнки-распашонки, под себя ходим. Вот наш уровень. И здесь говорится, что, если мы начинаем заниматься преданным служением Верховной Личности Бога, обратите внимание на слово «тотчас же», обретаем. Тотчас же! Как это Прабхупада доказывал, тоже интересно. Прабхупада на одной из лекций или в Индии или где, я не знаю, может Махарадж знает, маленькую девочку преданных родителей подозвал к себе. Сарасвати, допустим, девочку звали и говорит: «Скажи нам, кто такой Кришна?» — «Кришна — Верховная Личность Бога». — «Вот, совершенное знание. Ребёнок знает больше, чем все остальные окружающие люди».

00:43:17 Дети — потрясающие живые существа. Для меня самое трудное и для Гаури — это собираться, вещи собирать. Фестиваль где-нибудь на Волге и нам надо целую машину палаток, рюкзаков вывезти. И тут двое этих гавриков носятся, дерутся, кружатся, вынос мозга полный. И в самый последний момент, когда вещи вынесли из квартиры, ключи остались с той стороны, дверь захлопнулась. Надо найти, кого убить, правильно? Ну, а кого мужчина, муж, может убить? Ну, жену, да? А дети понимают, сейчас что-то будет. Я говорю: «Вы все меня достали конкретно! Нормально ключи не можете вынуть!» Кричу. Мукунда подходит ко мне и говорит: «Папа, надо воспевать святое имя и дверь откроется». [Смех зале].

00:44:21 Я пожалел, что у меня есть дети в первый момент, потому что хочется кого-то убить. И теперь ты ничего не можешь, тебя обезоружили. Ты должен быть примером для детей, а так не хочется. Хочется что-нибудь такое сделать, разбить что-то. И теперь ты говоришь: «Кришна, у него такая вера!» А что же делать? Дверь сталинская, мы в сталинском доме жили. Дверь вот такая – дубовая, представляете? Она захлопнулась. И ничего не остаётся, кроме как сказать: «Харе Кришна, Харе Кришна». И Мукунда со мной: «Харе Кришна, Харе Кришна!» Мы читаем мантру, я по ней ударяю, дверь открывается. Замок треснул. Мукунда мне: «Ну, папа, вот и всё! А ты тут беспокоился».

00:45:10 Я на всю жизнь запомнил! Когда этот текст читал: «васудеве бхагавати, бхакти-йогах прайоджитах…» Тотчас же открывается! Он поклоняется Богу, в семье преданных родился, что-то делает ребёнок, Гопал там у него… Он просто говорит: «Надо воспевать святое имя». И с ним нельзя было играть в игру: «Где что лежит?» Он что делал? Он мантру повторял и всегда отгадывал. Всегда! Я не знаю, за что Кришна так с ним действовал. [Спрашивали]: «Ну, где там, а?» — «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». — «Отгадал. Во, даёт!» Тотчас же открывается знание и отречение. Он так не может себе специальность найти. Отрёкся от всего, теперь мучаемся. Я немножко шучу.

Насыщение высшим вкусом избавляет от привязанностей

00:46:12 Но тем не менее. Многие люди, когда приезжают перед фестивалем, подходят [ко мне], или перед тем, как жить в ашраме у нас, и говорят: «Нет, ну, а как вот без этого чувственного удовольствия прожить, а как без этого?» И грузят меня этой идеей, не могут логически это понять. Говорят: «Нет, я без этого не смогу. Не-не-не. И что, и правда, когда-нибудь мне не захочется?» И начинают жить в ашраме. Месяц, два, три, четыре. Какое-то служение берут. Потом говоришь ему: «Да давай, хочешь, туда пойдём?» — «Да что-то знаете, как-то не интересно это всё». — «Да, ладно, поехали! Скейтборды, лыжи, купаться». — «Не знаю. Что-то не до этого». Тотчас же отречение начинает прорастать в сердце, потому что – высший вкус.

00:47:10 Душа начинает насыщаться, и мы избавляемся от таких вещей, от которых, нам казалось, невозможно избавиться. Ну, невозможно! И я, когда [обратился], мне гуру сказал первый раз, потому что я…: «Вся эта греховная деятельность музыкальная: концерты, клипы». Он говорит: «Надо на какое-то время оставить, пока не окрепнешь». Так я всю ночь проплакал, обнимая гитару. Прямо реально. Мне же надо десять часов заниматься, а я не могу десять часов заниматься, теперь я должен ехать куда-то. Я помню, мы ехали с Гурудевом и он говорит: «Меня Прабхупада научил играть на фортепиано для Кришны. Я тогда подумал: «Ну, старичок загибает. Пиар акция. Как это на пианино? Ну, на флейте — я представляю. Но на фортепиано — не представлял. Ты представляешь?»

00:48:10 «Говинда ади пурушам» это мой Гурудев записал, сам сделал. Он играет там на фортепиано для Кришны мелодию, которая [называется]: «Приветствие Божеств». И [Гурудев] поворачивается ко мне и говорит: «А я тебя научу играть на гитаре для Кришны. И ты, когда захочешь, будешь играть для Кришны. Но ты не будешь привязан!» Тут я подумал: «Ну, пиар акция старичка. Если мне нравится играть, как я не буду привязан?» Причём, это довольно быстро реализовалось. Надо — я поиграю в киртане, не надо – она вон лежит и лежит. Скучно заниматься, неинтересно, есть деятельность интересней. С вами, например, пообщаться. В духовном мире, если надо будет, я там на вине что-нибудь зажгу. Так оно естественно будет. Не надо будет тренироваться: гаммы, арпеджио… Понимаете, жалко это время.

00:49:09 Поэтому он ему и говорит: «Ты поклоняешься создателю, тебе открыты все тайны. Потому что ты изначальной Личности Бога поклоняешься, у тебя нет ни привязанностей, ничего. Ты способен видеть всё непредвзято, таким же взглядом, каким видит Сам Кришна».
Так, у нас время кончилось. Продолжим в одиннадцать. Я договорю эту тему, очень надо её дать. У нас есть потрясающий текст из одиннадцатой Песни, комментарий. Потом ответы на вопросы.