Глава 12. Перворожденный и его Творение

Москва - 01 January 2013
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:20:17 | качество: mp3 128kB/s 18 Mb | прослушано: 3563 | скачано: 2253 | избрано: 31
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Глава двенадцатая. Перворожденный и его Творение.

00:00:09 Майтрея сказал: Итак, друг мой, ты знаешь, что Время – суть невидимая, всесокрушающая рука Всевышнего. Но прежде, чем быть уничтожено Временем, здание Вселенной должно быть сооружено. Поначалу обладатель запредельной мудрости создал всяческие виды помрачения: самообман, страх смерти, гнев от крушения надежд, чувство обладания и ложное самомнение. Сочтя дело своё сущим безобразием, опечалился Создатель. Дабы искупить личное злодеяние, обратился он с молитвою ко Всевышнему. И лишь снова ощутив благодать свыше, он принялся за труды творчества.

00:01:10 Тогда из мысли своей Четвероликий произвёл на свет четырёх существ. Обличием они походили на юных отроков, а мудростью не уступали самому Творцу. Семя жизни хранили они в челе своём, потому чужды были желаниям мира и чужды всякому деланию. Не бездействия, но помощи в делах его ожидал Творец от первых чад своих: Я призвал вас в здешний мир, дабы продолжили вы труды мои, дабы преумножили моё потомство. - Но глухо осталось сердце отроков к отеческим призывам, ибо поглощено оно было единым вездесущим всеблагим духом – Васудэвою.

00:02:21 Немало усилий прилагал Прародитель, дабы усмирить гнев, восставший было в душе его от противления сынов повиноваться родительской воле. Извергшийся из межбровья гнев Творца принял обличие младенца багряно-синего цвета, коему суждено было быть одним из вселенских родоначальников. Закричало дитя малое: Нареки меня именем, родитель мой, владыка судеб, укажи мне место – мою родную обитель!

00:03:10 Ласковыми речами успокоил Лотосорожденный дикое своё чадо: Не печалься, дитя, да исполнятся все чаяния твои. Я нарекаю тебя Рудрою – ревущим, обителью тебе будет высочайшая вершина мира среди недвижимых гор, и будешь повелевать ты думами всякой твари – от небожителя до ничтожной былинки. Вотчиною твоею будут одиннадцать мест: сердце живого существа, его чувства и жизненные соки, а также небо, воздух, огонь, вода, земля, Солнце, Луна и воздержание. И явишь ты миру одиннадцать своих ипостасей, коих будут величать: Манью, Ману, Махинаса, Махан, Шива, Ритатхважда, Уграрета, Пхава, Кала, Вамадэв и Тхритаврата. И будут при тебе одиннадцать твоих жён, именуемых: Дхи, Тхрити, Расала, Ума, Ниют, Сарпи, Ила, Амбика, Иравати, Сватха и Дикша.

00:04:53 Теперь же, когда ты обрёл одиннадцать верных сил, верных спутниц твоих, я наказываю тебе разместиться в твоих вотчинах и наплодить потомство, дабы населило оно всё моё Мироздание. Во исполнение воли Творца, багряно-синий Рудра произвёл на свет множество отпрысков, обликом и силою неотличных от родителя, и весьма буйного, гневного нрава. Тут же многочисленное племя первозданного Рудры с воплями и визгами принялось безжалостно поглощать едва сооружённое здание Вселенной.

00:05:45 В ужасе умолял Создатель патриарха Рудру угомонить чада свои: Разве такую участь заслуживаю я, дражайшее дитя моё? Ужели назначение потомков – погубить дело предков? Пламенем гневных очей сжигают они моё Мироздание и грозят погибелью даже мне – своему Создателю. Усмири детей своих, сын мой, и впредь не плоди более чудовищ! Благом будет тебе скромное покаяние вдали от глаз мира. Пусть злобные существа во благо себе и тебе воротятся в плоть твою, а я сооружу вновь Вселенское здание и населю его тварями добрыми и благоразумными. Обетами и воздержанием ты добьёшься близости со Всевышним, кто, недоступный чувствам, вечно пребудет в бездне твоего сердца. В его объятьях, неуёмный Рудра, найдёшь ты желанный покой.

00:07:14 Майтрея сказал: Смирив нрав, багряно-синий бог обошёл кругом золотой лотос Создателя и удалился в лесную чащобу, дабы в покаянном одиночестве найти себе счастье. Тогда силою, дарованной ему Всевышним, Брахма задумал самолично сотворить живых существ и заселить ими свой мир.

00:07:48 Во исполнение замысла, он из разных членов своего тела произвёл на свет десять сынов – то были мудрецы и вселенские прародители: Маричи, Атри, Ангира, Пуластья, Пулаха, Крату, Пхригу, Васиштха и Дакша. Десятым в созвездьи первобогов появился Нарада. Нарада явился из разума Творца, Васиштха – из дыхания, Дакша – из большого пальца правой руки, Пхригу – из кожи, Крату – из ладони, Пуластья – из ушей, Ангира – изо рта, Атри – из глаз, Маричи – из ума, Пулаха – из пупа.

00:08:51 Следом из груди Творца появился Тхарма – закон Божий собственнолично, Его правда. Беззаконие произошло из спины Создателя, откуда к живой твари подкрадывается смерть. Похоть и желание мира появились из сердца Творца, гнев – из его межбровья, алчность – из губ, речь – изо рта, океан – из детородного члена, злодеяние – из заднего прохода. Кардама, супруг Дэвахути, появился из тени Творца. Следует полагать, что все твари появились на свет либо из ума, либо из плоти Лотосорожденного.

00:09:48 Мне также довелось слышать, что у Создателя была дочь именем Вак, сладкозвучная красавица, изошедшая из его плоти. И что невинное, чуждое вожделение возбудила она в родителе - похотливые мысли. Сведав о прелюбодеянии отца, хоть и совершённом в мыслях, десять мудрецов под водительством Маричи поспешили к Создателю со словами укора:

00:10:25 Невиданное беззаконие совершаешь ты, господин наш. Какого послушания ждёшь ты от сынов своих, если не умеешь обуздать похоть к собственной дочери? Призванный быть примером для своих созданий, как можешь ты взирать на них с похотью? Дабы Вселенная твоя не порушилась, едва появившись на свет, пресеки в себе вожделение, или принуждены мы будем просить помощи у Господа Бога самосущего, кто сиянием своим сотворил видимый мир. Если облечённый Его властью Создатель не способен чтить закон Божий, пусть Господь Бог свершит над ним правосудие.

00:11:26 Пристыжённый свидетелями-патриархами, прелюбодей отринул осквернённое своё тело, которое тотчас принялось расползаться зловещим туманом по всем сторонам света. Обретя новую плоть, Перворожденный долго размышлял над тем, как воссоздать Вселенную по образу и подобию прошлой.

00:11:55 И однажды из четырёх ртов его изошло четверосложное откровение. Следом из его уст изошли четыре принадлежности огненного жертвоприношения: чтец заклинаний, жрец огня, огонь и само жертвенное действо. Вместе с ними на свет появились четыре добродетели: правдивость, скромность, милосердие и чистота, а также долг для каждого из четырёх сословий.

00:12:37 Видура сказал: О, богатый обетами старец! Прошу, расскажи о том, как разошлось по свету знание, что Творец исторг из четырёх уст своих?

00:12:55 Майтрея отвечал: Из тех уст, что обращены вперёд, Брахма выдохнул четыре Веды: Риг, Яджур, Саму и Атхарву, а также свод заповедей: жреческие песнопения, описание жертвенных таинств и богоугодных дел. Из тех же уст его изошли науки: о врачевании, военном деле, изящном искусстве, музыке и зодчестве. Следом уста всевидящего Творца исторгли пятую Веду, заключающую в себе былины и летописи – пураны и итихасы.

00:13:51 Знания об огненных жертвоприношениях: Шадаши, Уктхе, Пуриши, Агништоми, Аптарьяме, Атиратре, Ваджапее и Гасаве изошло из тех уст Творца, что обращены на восток. Следом он обозначил четыре столпа закона, к коим отнёс: стяжание знаний, добрые дела, отказ от излишеств и правдивость. Дабы помочь человеку ступать по своей стезе в царство Божие, Брахма разделил людей на четыре сословия и самою жизнь человека на четыре духовных чина и определил каждому его обязанности.

00:14:50 Западными устами вселенский родоначальник определил обряд второго рождения, правила поведения и позволенные виды деятельности для дважды рожденных: обет воздержания, обязанности для священников, домохозяев и подвижников. Теми же устами он обозначил четыре ступени отвлечённости от мира: умеренность в еде, отказ от видов на будущее, питание сырыми плодами, отстранение от семьи; и четыре ступени отрешённости: полное порывание отношений с семьёй, отказ от усилий, видение во всём блага для себя, и наконец – отказ от всякой деятельности.

00:15:51 Из тех уст Брахмы, что обращены назад, изошли рассудительность, три цели жизни, порядок, правила поведения и заклинания: Пхух, Пхувах и Свах. Первопричинный звук Ом исторгся из сердца Творца. Из волос на теле праотца явилось красноречие, из кожи его изошёл первичный гимн – Гаятри. Стихотворные размеры триштупа, ануштупа и джагати появились из плоти, жил и костей вселенского владыки. Искусство стихосложения – панкти, - возникло из костного сока Брахмы; песенное искусство – брихати, - из его дыхания. Душа вселенского родоначальника воплотилась в согласных, плоть его – в гласных, чувства – в шипящих, сила – в полугласных звуках, а деятельность чувств – в семи музыкальных ладах.

00:17:11 Будучи источником звука, Творец представляет в бренном мире власть Вседержителя, потому Создатель Вселенной, как и Господь Бог – пребывает вне добра и зла. И как безусловна власть Бога над законами Бытия, так безусловна власть Творца над законами им созданной Вселенной.

00:17:42 Прежде, чем приступить к следующему творческому действу, Брахма отринул старое своё тело и облачился в новое. Осознав, что десять сынов его не способны творить потомство, Создатель погрузился в раздумья: Как странно - размышлял он, - Сколь ни стараюсь я, Мироздание моё по-прежнему лишено жизни. Отчего бесплодны все труды мои?

00:18:22 Покуда сетовал Творец на злую судьбу, от плоти его отделились два существа – мужского и женского пола. Едва явившись на свет, те двое прильнули друг к другу в любовном соитии. И как существо мужеского пола был плоть от плоти Творца, то нарекли его самостийным – Сваямпхувою, а как спутница его обладала шестью достоинствами жены, то нарекли её шестиликою – Шатарупою. Сваямпхуве уготовано было стать грядущим Ману – блюстителем Вселенского закона.

00:19:12 От соития этих двух прирастало население Мира. В положенный срок у Сваямпхувы с Шатарупою родилось два сына: Прияврата и Уттанапада; и три дочери: Акути, Дэвахути и Прасути. Старшую дочь свою именем Акути Ману отдал в жёны мудрецу Ручи; среднюю, Дэвахути – мудрецу Кардаме; младшую, Прасути – искусному во всех отношениях Дакше. Три благородные четы произвели на свет множество видов жизни.

транскрибирование: Игорь Цуркин | Дорогобуж | Россия | 20 March 2014