Причины беспокойства ума

Сан-Хосе - 13 апреля 2019
Мир полный беспокойств; Контроль эмоционального состояния; Стабильный ум; Свобода выбора; Зона покоя посреди шторма; Духовный разум; Потоки информации снизу и сверху; Человек это нечто большее чем физическое тело; Пример с колесницей и пятью лошадьми; Механика ума; Процесс настроки ума – медитация; Тройственные страдания; Три вещи, которые беспокоят ум; Привязанность; Привязанность и любовь это одно и тоже?; Как превратить привязанность в любовь?; Семена кармы; Страх; Гнев; Лекарства от гнева; Действие привязанности страха и гнева через гуны; Четыре опоры благости; 1. Милосердие; 2. Чистота; 3. Контроль чувств; 4. Правдивость; Благость – фундамент контроля ума и основа счастья; Ответы на вопросы;
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:30:13 | качество: mp3 64kB/s 41 Mb | прослушано: 2834 | скачано: 327 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:02 Ну что, мы начнем с некоторым опозданием. Итак, сегодня тема «спокойной ум в беспокойные времена» фактически является вполне естественным продолжением того о чём мы говорили вчера. Вчера мы говорили про 6 внутренних Врагов и про то, что создает у нас это чувство внутреннего дискомфорта, и сегодняшняя тема она естественным образом продолжается.

Мир полный беспокойств

00:00:33 Итак каковы причины для всевозможных беспокойств ума в наше время? - Их довольно таки много. Здесь мы говорили о том, что мир что он достаточно беспокойный. Говорится о трех типах проблем, которые проистекают от нашего тела, ума и от других живых существ, всяких разных естественных катаклизмов таких например, как военные конфликты. Ни одного дня мира за всю мою жизнь на земле не было, то есть постоянно идет война, ни в одном, так в другом месте обязательно - всё это эпоха войн, в которой мы живём. То есть мира его вообще нет. С большей или меньшей степени этот огонь везде горит. Регулярно, происходят какие-то экологические катастрофы которые вызывают много беспокойств. Несколько лет назад здесь на карибском заливе компания British Petroleum бурили дно с целью получить нефть и получили. Столько, что аж больше не надо! Залили фактически весь Карибский бассейн этой нефтью, всё это попало в Гольфстрим (взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon). То есть очень серьезная ситуация.

00:01:47 Регулярно происходят какие-то террористические акты то большего то меньшего масштаба, постоянно идут какие-то социальные конфликты. Общество поделено на какие-то группировки, это тоже создает определенное напряжение в обществе. Семейные конфликты, они делают нестабильным сам институт семьи. И когда столько всяких разных факторов вокруг нас беспокойных, то это естественно приводит нас в определённое состояние. То есть результат этой внешней нестабильности таковы - стресс, депрессия, страх, отчаяние. Как я говорил по данным всемирной организации здравоохранения более 60 процентов населения земли регулярно нуждается в какой-то психологической поддержке. И если такая тенденция будет продолжаться, то через какое-то время фактически наш мир уподобиться сумасшедшему дому.

00:02:42 Это очень распространённое явление в нашу эпоху - депрессия. Когда люди теряют смысл в жизни не понимают зачем вообще дальше жить продолжать. И опускаются порою в пьянство, наркоманию какую-то, саморазрушение. Стрессы регулярные, потому что на людей валят огромное количество нагрузки, они постоянно куда-то спешат, опаздывают, не успевают. Дел больше чем у них возможностей - вот это всё приводит тоже к состоянию какого-то гнева.

00:03:12 Так же определённая незащищенность человека в этом мире, она порождает какие-то страхи. А может быть меня уволят, смогу не смогу заплатить ипотеку, отдать кредит и так далее. Какое-то давление прессинг постоянно присутствуют. И возникает естественный вопрос - нормально ли это? И совершенно очевидно, что все эти состояния ума они абсолютно не естественны. Вот потому что мы видим, что современный мир он предлагает людям какие-то определённые внешние удобства, но слишком большой акцент сделан на внешнем, а о внутреннем состоянием ума никто позаботится не может.

00:03:52 Как сказал один человек - мы живём в эпоху управляемых ракет и неуправляемых чувств. Это состояние которое отражает нашу эпоху. Ракетами управлять мы умеем и что хотите, но чувствами - нет. То есть доступа к внутреннему миру человека сейчас практически нет. Никто не знает, что такое ум, как его настраивать и так далее. И современная западная цивилизация в ней отсутствует идеи внутреннего контроля. В основном контроль внешнего - я сижу удобно и у меня под контролем и всё мне послушно, у меня всё хорошо. Вставать никуда не надо, все процессы автоматически уже подведены ко мне. И все что получаю и то что выделяю всё естественным образом...

00:04:39 И постепенно люди попадаются под контроль механизмов которые созданы ими. Зайдете в любой транспорт, метро - везде люди просто смотрят свои смартфоны, неотрывно причём. Они уже там, они живут в другой какой-то реальности и это массовое явление абсолютно. То есть люди попали в зависимость от механизмов.

00:05:00 И фактически мы видим, что люди уже мало чем от механизмов отличаются и возникает естественный вопрос вот этот образ жизни, цивилизация - это вообще единственное, что возможно? Или какая-то, может быть, есть альтернатива? К счастью альтернатива есть - и эта альтернатива позволяет нам раскрыть определенные внутренние и возможности, то есть получить доступ к своему внутреннему миру.

00:05:28 То есть у тебя есть, конечно, термин в психологии как саморегуляция. Такая способность поддерживать устойчивость и функционал организма и его составляющих за счёт собственных ресурсов. То есть на какие-то разные методики, попытки самоконтроля есть, но без духовности они все не очень эффективны. Психологи, психиатры пытаются как-то тот механизм нащупать саморегуляции но самое главное, что-то постоянно от них ускользает. Все потому что они не понимают до конца по сути в глубине, кто такой человек.

Контроль эмоционального состояния

00:06:06 Итак во всех этих схемах контроль какого-то эмоционального состояния, тут людям предлагают какие-то тренинги личностного роста, очень популярны темы в нашу эпоху. А во всём этом много чего полезного, конечно, но тут отсутствуют основной элемент - связь с высшим первоисточником, она отсутствует. И поэтому все эти системы они работают далеко не идеальным образом. И возникает вопрос где же нам искать решение определенное? И решение состоит в том, что необходимо пересмотреть представление о себе. То есть представление о человеке сейчас очень очень ограничены. Поэтому есть этот альтернативный взгляд на человека, который дают все самые древние источники знания - ВЕДЫ. Отсюда глагол “ведать” или знать, а также другой термин есть которым обозначаются эти ВЕДЫ это термин ВИДЬЯ. Отсюда рождается корень видеть, видео, то есть способность воспринимать. Например на английском часто говорят “i see” (ай си) в смысле “я понимаю, я вижу в смысле я понимаю, видение способность видеть.

00:07:20 Это как раз то, что включает наш Разум. И ВЕДЫ записаны на санскрите, это совершенный язык. Все программисты компьютерные в один голос утверждают, что это самый совершенный язык, буквально санскрит означает “совершенно сделанный” в нем нет исключений. Допустим, если взять английский язык. Тут исключение на исключении, если возьмете but, пишется бут, а читается как бат. Почему мне прочитать БУТ. Нет вот это вот баб это пут, а почему? А вот это исключения. Должны запомнить. Понимаете?

00:07:57 В санкскрите таких глупостей нет, то есть это абсолютно идеальный сделанный язык, где всё построено совершеннейшим образом. И на этом совершенном языке и изложены ВЕДЫ. Я буду опираться в сегодняшней презентации на такой текст так Бхагавад Гита, в котором собственно говоря содержится квинтэссенция ВЕД. И мы возьмем один стих из из этого текста как раз для того чтобы понять что и как мы можем сделать со своим умом. Какие есть реальные перспективы и возможности при помощи другой технологии. То есть мы подходим к проблеме не с материальной стороны, а с другой стороны - через изменение представления человека.

00:08:40 Итак мы открываем Бхагавад Гиту глава 2, текст 65.
प्रसादे सर्वदुःखानां हानिरस्योपजायते ।
प्रसन्नचेतसो ह्याश‍ु बुद्धिः पर्यवतिष्ठते ॥ ६५ ॥

prasāde sarva-duḥkhānāṁ
hānir asyopajāyate
prasanna-cetaso hy āśu
buddhiḥ paryavatiṣṭhate

Там говорится: “Тот кто не связан со Всевышним не может иметь ни духовного разума, ни стабильного ума без которых немыслим мир. Без мира возможно ли счастье?

00:08:56 Риторический вопрос. Совершенно очевидно что если у человека нет умиротворения, никакого счастья не может быть. Теперь вопрос почему нет умиротворения? Потому что он не связан с Перво-источником, с высшими источниками. И вот теперь мы это утверждение будем разбирать буквально по слову и словсочетаниям.

Стабильный ум

00:09:17 Итак здесь сказано, что у человека который не связан с высшим первоисточником - у него не может быть стабильного ума. И возникает вопрос, что же такое стабильный ум? Стабильный ум - это ум, который не реагирует бездумно на всякие разные раздражители, он не реактивен, а про-активен. Что такое проактивен? Проактивен это значит, что он а сам может выбирать реакцию на основе своих ценностей а не раздражителей. Обычно Люди действуют на основе вот такой реактивный модели. Реактивная модель очень простая - есть раздражитель - есть реакция. То есть между ними нет никакого зазора.

00:09:57 Допустим на физическом явлении это можно легко понять - вы вышли на яркий свет и сразу же что? - прищурили глаза. Вы не думали прищуривать, не прищуривать это само произошло, естественным образом, потому что яркий свет очень сильно слепит, зрачок сужается и хочется прикрыть глаза, потому что очень яркий свет. А допустим когда вы входите в такое темное, или полутемное помещение у вас наоборот открываются глаза шире и зрачки расширяются, то есть это естественная реакция, которую вы контролировать не можете. То есть то, что касается физиологических процессов, здесь мы не можем ничего контролировать, но когда речь заходит о процессах ментальных вот здесь мы уже кое-что можем поделать.

Свобода выбора

00:10:37 Итак, для того, что бы понять чем отличается реактивная модель от проактивной, нужно понять одну простую вещь, что у нас есть свобода выбора. То есть здесь видите, то же есть раздражитель и то же реакция, но между ними стоит свобода выбора. То есть вот здесь её не было, раздражитель и реакция - непосредственное влияние было, а здесь она уже есть.

00:11:02 Итак, из чего складывается свобода выбора. Она состоит из: самосознания - это способность контролировать свои мысли, воображение - способность создавать в уме независимую реальность, визуализация определенная, третье это совесть, то есть соотнесение своего выбора с внутренней системой ценностей. То есть я говорю, что мне совесть не позволяет, так поступить или сказать, понимаете, то есть что-то мне внутри, я вот так среагировать не могу. Поэтому я говорю, извините, я по-другому буду себя вести. И четвертый элемент свободной воли и свободы выбора это независимая воля, то есть способность противопоставить стереотипам и шаблонам и выбирать свой путь.

00:11:42 Если человек осознает, что эта свобода присутствует и из четырех компонентов состоит, тогда он может из обычного реактивного человека, который говорит: “Ну что я могу поделать, он меня раздражает” или “Вот это ситуация всё время приводит к тем или иным последствиям”. Это означает я признаю: у меня свободы выбора нет, я просто затравленное животное, которое выбирает между ловушкой и пулей охотника. То есть ни то ни другое не является реальностью выбора, и то и другое - негатив.

00:12:17 Поэтому человек начинается с того момента, он перестает быть животным, когда он перестает реагировать реактивно и начинает реагировать проактивно, то есть включается его свобода выбора. То есть когда он реально понимает, что я могу контролировать ход своих мыслей , я могу создавать принципиально другие реакции, допустим меня обидели, а я взял и не обиделся, то есть это мой выбор, я могу так сделать. Допустим, даже какие-то неприятные ситуации они могут не выбивать меня из седла, если я проактивный человек. Если у меня есть какая-то система ценностей, то я свои реакции соотношу не с раздражителем, а с этой системой ценностей. Это называется совестью.

00:13:04 Итак, это осуществление своей свободы выбора внутренне, что питается духовной культурой, об этом чуть позже мы скажем, это всё создает у человека внутри определенную зону покоя. То есть это означает, что вы его не можете не напугать, не расстроить, вы ничего не можете с ним сделать. Потому что это он решит пугаться или не пугаться, расстраивать себе или не расстраиваться. То есть вы можете попытаться его спровоцировать, а он не купится на провокацию. Это происходит только потому что у него внутри есть свобода выбора, то есть этот человек становится из вне практически неуправляемым. Он управляемый только изнутри, по своей собственной воле. Вы можете что угодно с его телом сделать, но какие будут реакции это его выбор.

00:13:53 Так вот известный психиатр Виктор Франкл, который попал в концлагерь во время второй мировой войны, его уважали в том числе и сами нацисты. Потому что он находился в тех же самых абсолютно условиях что и остальные заключенные. Они там все буквально от страха и от страданий умирали, а он был абсолютно спокоен. Это было его решение. Он попал в трудную ситуацию. Концлагерь, никому там не хорошо, но быть счастливым или несчастным это уже ваш личный выбор, понимаете. И он решил: он не будет здесь несчастным. И благодаря реализации свободы воли ему это удалось и он все это пережил, вышел, и потом книгу еще написал. А большинство людей просто этого внутренне не выдержали, потому, что вели себя как абсолютно реактивные существа, то есть фактически они не могли воспользоваться самым высшим даром, который есть у живого существа, это дар свободы выбора. Просто потому что нет духовной внутренней культуры, которая включала бы эту свободу выбора и делала человека независимым в своих реакциях.

00:14:56 То есть большинство людей, просто возьмите и оскорбите их, они тут же обидятся, отношения будут испорчены. А проактивный человек, вы можете сказать что угодно и он будет решать обижаться ему или не обижаться, потому что он не животное, которое реагирует мгновенно. Он человек, который имеет внутренний выбор.

Зона покоя посреди шторма

00:15:18 Итак, благодаря вот этому внутреннему выбору, который включается, активизируется и стабилизируется благодаря духовному знанию, духовной практике внутри в уме человека появляется вот такая интересная зона покоя посреди шторма, которая называется «око тайфуна», вы слышали такой термин eye of the typhoon. Вот так он выглядит из космоса, когда тайфун, вот это все вокруг, вот этот ужас, то есть там ужасные вещи происходят, беспокойство, смены давления, ветер и все прочее, а посреди - око тайфуна, то есть состояние полнейшего покоя, штиля. Это и есть состояние которого может достичь человек, который свободу выбора реализовал на практике.

Духовный разум

00:16:08 Теперь вторая фраза из того стиха Бхагавад Гиту, что человек не связаный со всевышним не может иметь ни стабильного ума, ни духовного разума.

00:16:16 Теперь анализируем что же такое духовный разум. Духовный разум это разум, который за точку отсчета в своих размышлениях принимает не постоянно меняющуюся материальную реальность, а вечное состояние души. То есть мы можем мыслить, смотреть на этот мир абсолютно разными глазами, с разных точек отсчета.

00:16:36 Допустим, если я смотрю на этот мир изнутри себя, я говорю: вот я страдаю или я наслаждаюсь, моё положение такое или сякое, то есть я буду оценивать этот мир, как я это вижу, субъективная оценка, но если, предположим, я принимаю слова священных писаний за точку отсчета, то есть не свой разум, а божественный разум принимаю. Теперь я начинаю смотреть на этот мир, не только через свою субъективную оценку изнутри, а также я пытаюсь оценить его через другой взгляд, со стороны.

00:17:10 Допустим, я вообще сижу в каком-то там бункере закрытом, в полной темноте и никакой связи с реальностью не имею. Ну, предположим, у меня есть некая радиосвязь или там какая-то телефонная связь с тем, кто находится там, на поверхности и я этому человеку, предположим, полностью верю. И вот он мне говорит: дело обстоит так-то, так-то и так-то. Я ничего этого не вижу, но поскольку у меня есть вера полностью в этом у проверенного человека, то я просто получаю от него некую информацию и не видя ничего этого я имею вот такую возможность увидеть мир его глазами, через его глаза. Потому что у меня есть с ним доверительные отношения и я уверен, что он не обманет меня.

00:17:52 Так вот когда мы имеем эти отношения с высшим существом, мы можем посмотреть на мир его глазами и вот теперь у нас уже появляется другой разум, когда мы оцениваем мир не просто через свой опыт. Мой опыт он очень ограничен, но если я взаимодействую с тем чей опыт не ограничен, у меня совсем другое сознание становится.

00:18:13 Это примерно тоже самое как, мы ходим сейчас здесь по земле да какие тут масштабы, вот человек, вот дом, а потом мы взлетаем на самолёте. Дома превращаются в спичечные коробки, а людей вообще почти не видно, понимаете. То есть та же самая реальность, но мы с другого уровня, с другой высоты рассматриваем всё это. И вот оно уже по-другому предстает. То есть просто мы перевели тело на более высокий уровень и уже всё по-другому. Тоже самое, когда сознание поднимается на другой уровень, более высокий открывается перед нами совсем другая картина.

Потоки информации снизу и сверху

00:18:46 Итак основой духовно разума является это духовное мировоззрение, осознание того что всё исходит из высшего источника и у нас с ним есть отношения, которые нужно активизировать. То есть можно себе представить вот такую картинку, где посередине вот таким эллипсом изображено индивидуальное сознание души и это сознание души находится всегда в двух потоках информации, один снизу, другой сверху.

00:19:14 Поток информации снизу - это что такое? Это вот обычный поток всей материальной информации, в которой мы находимся. И тут материальные объекты, формы, звуки, запахи, вкусы, прикосновения - это всё входит в наши пять чувств и чувства эти переходят в ум, ум осуществляет первичный анализ. Что делают ум? Ум делит всё на два. Принимает приятное, отвергает неблагоприятное.

00:19:37 Дальше информация идет в разум. Разум это уже более сложный элемент, он думает, как увеличить то что приятно уму и уменьшить то, что неприятно уму. Так он начинает строить какие-то планы и так далее.

00:19:50 И ложное эго это самоотождествление, то есть ощущение что это имеет отношение ко мне, что для меня это важно. А какие-то вещи я говорю, это ко мне отношение имеет, это мне не интересно. То есть ложное эго оно как бы присваивает какую-то ситуацию, какие-то вещи, какие-то отношения и что то ещё и говорит вот этот вот моё это вот мне интересно. Допустим я сюда пришел с компьютером, компьютер мой. А проектор - не мой. Поэтому когда это всё закончится я компьютер заберу, а проектор оставлю, потому что ложное говорит - это не твоё, он просто временно, мы его сейчас используем, но вообще он не мой. Итак ложное эго сообщает мне кто я, и что моё.

00:20:31 И есть другой вариант, есть другой источник информации который впадает в нас не снизу, не через материальную природу, а свыше. То есть это некое откровение. Это откровение случается практически с каждым человеком в какой-то вот маленькой степени. Когда люди говорят, знаешь меня так пробило да, вот какое-то понимание такое прям снизошло на меня. И причём интересно, что эти состояния, эти озарения какие-то, просветления они свойственны в той или иной степени всем людям, в том числе и скептикам-ученым.

00:21:06 Многие учёные утверждают что какие-то свои открытия они совершили в состоянии какого-то такого озарения. То есть они даже не поняли как они это поняли. То есть это понимание к ним пришло без всякого их понимания. Просто вот как во сне раз и открылось или какое-то озарение снизошло на них. То есть такой способ познания он тоже существует, это свыше идёт из высшего из божественного сознания и поэтому мы можем находиться в потоках информации как снизу, так и сверху.

00:21:37 Обычно все живые существа находятся в потоке информации снизу поэтому они становится достаточно материалистичными в своих взглядах на жизнь, потому что это из материальной природы всё идет. Мы смотрим, кино слушаем радио, интернет какое-то общение, воспитание, школа, университет это всё источники информации идущие снизу.

00:22:00 Вот и поэтому вечная душа, она становится материалистом. Просто она как допустим, возьмите каплю воды и поместите её в холодильник она замерзнет. И всё. Станет кусочек льда, а потом вытащите оттуда, разморозьте. Она превратится в каплю воды, а если сильно нагреть она вообще испарится, в другое, более тонкое состояние перейдет. То есть одна и та же вода под влиянием низких температур она превратится в лёд, в такое статичное состояние. А под влиянием более высоких температур она перейдет в более высокое состояние, в состояние газообразное, испарится. Понимаете?

00:22:38 Точно также сознание живого существа оно может материализоваться под влиянием материально информации, либо оно может одухотвориться под влиянием духовного знания идущего свыше. И вот именно эти вещи они и определяют насколько мы будем свободны, потому что до этого мы говорили о свободе выбора. И вот чем больше душа оттаяла, тем более она мобильная, тем более на сообразительная, тем более она гибкая и понятливая. А чем более она такая материалистиченая, зашоренная, ограниченная, тем меньше у неё естественно свободы выбора и поэтому она тем более становится реактивной.

Человек это нечто большее чем физическое тело

00:23:19 И так вот этот духовный разум он позволяет нам понять что человек это нечто большее чем просто физическое тело. Что это также вечное осознание, которое находится внутри. Духовное знание позволяет разделить все эти вещи чётко и проанализировать, что физическое тело состоит из твёрдой материи, из жидкой матери, газообразной материи, из тепловой энергии. В теле есть огонь, поэтому температура тела, как правило выше, чем температура окружающей среды (огонь пищеварения и так далее) и эфир (в смысле пространство), то есть у нас есть какие-то габариты и мы вымещаем, так сказать, в пространстве некий такой образ.

00:24:00 И также есть тонкое тело со своими функциями, ум, интеллект или разум, и эго. Ум связан с желаниями и эмоциями. Разум или интеллект он связан больше с мыслями. Эго связано с амбициями и волеизъявлением, вот с такими вещами.

00:24:17 Итак, теперь это тонкое тело, которое мы только что выделили в нём вот это вот мы говорили же «спокойный ум в беспокойные времена» наша тема называется, правильно. Поэтому вот из этих трёх элементов тонкого тела ум нам наиболее интересен, потому что именно там разворачиваются все эмоциональные события. Человек чувствует себя окрыленным, вдохновленным, либо наоборот подавленным, убитым, что называется, в таком состоянии и что этот ум может вдохновить, что его может наоборот обескуражить, как он вообще построен.

00:24:53 Предположим человек находился в нормальном таком приподнятом настроении и вдруг ему кто-то позвонил и что-нибудь сказал такое плохое, вы уволены, допустим, приходите и завтра там за выходным пособием или ищете работу в течение месяца. И человек думает «Боже мой! Всё!». Куда улетучилось его хорошее настроение, а у него были надежды, он только что кредит взял, он надеялся что вот он будет работать и благодаря этому выплатит там и будет нормально жить то да се. И вдруг ему говорят «Всё, вы уволены мы вас сокращаем». И он не знает что делать, потому что сразу же всё рухнуло, понимаете, всё рухнуло. И он говорит, «Я расстроился, я не знаю что мне теперь делать». То есть выясняется, что внутреннее построение его ума какое-то было очень не твёрдое, как карточный домик. И просто какое-то одно дуновение ветерка, хоп и карточный домик раз и сложился и всё. И больше там жить невозможно, понимаете.

00:25:44 И человек ходит в таком подавленном состоянии. А тут ему звонят и говорят, «Ой, а вы знаете вот у нас прекрасное предложение! Вот ту работу вы потеряли, а нас есть предложение, где больше зарплата и более творческая работа». И вы говорите «О, здорово!» И вы мгновенно, как феникс восстали из пепла раз, опять ожили. То есть получается, что ум легко можно послать в нокаут, как боксёры врубают один другого, и очень как-то легко можно воскресить. То есть получается, что ум очень тонкой пластичной природой обладает.

00:26:22 Допустим вы не можете обычный дом мгновенно разрушить или мгновенно построить. А вот состояние ума можно очень быстро изменить. И поэтому насколько он будет стабильным и нестабильным это зависит от того с какой энергией он больше общается с энергией духовной, идущий свыше, о той что только что мы говорили. Свыше такая энергия она стабилизирующая, укрепляющая. Либо с энергией идущей снизу материальной природы, которая очень сильно подвержена такими силам, как сили времени, сила судьбы, карма, которая там тоже в постоянном изменении находится. Поэтому очень важно понять, что такое ум.

00:27:02 Итак, ум или тонкое тело это проекция сознания, души на материю. Иначе говоря тонкое тело это тень души в материальном мире. Потому что сама душа она находится в духовном измерение. Но как, допустим, вот это изображение находится у меня в компьютере, но через проектор оно проецируется на экран. То есть, получается что на экране оно не само, а его проекция. Вот точно также душа, она находится в духовном измерении, иначе бы она душой не называлась как нечто антиматериальное. Но когда она проецируется на материальную природу это называется уже тонким телом или ум. То есть наш ум, это некий экран, на котором проецируется это вот сознание души из другого измерения. Предположим вот сейчас мы какую-нибудь картинку покажем да вот картинка и я могу взять и там в эту картинку выстрелить и в экране будет дырка, понимаете но сама картинка будет целая. Потому что картинку я не могу затронуть, она более тонкая, а то что мы видим на экране это просто её проекция. Тело можно убить, прострелить, а ум он такой живучий, он обладает тонкой природой.

00:28:18 И вот здесь на этом изображении мы видим более полную картину или представление о человеке где, как с вашей стороны это будет левый край да, с левого края физическое тело находится, дальше за ним как тень, такое тонкое тело с другой стороны находится само живое существо, душа которая проецируется из духовной реальности на физический мир и выглядит, как тонкое тело.

00:28:45 И всю эту систему вечную душу и тонкое тело и физическое соединяет вместе высшее сознание, сверх-сознание и называют его термином парам-атма, высшая душа, высшее сознание. Она всю эту систему собирает вместе. Параматма фактически выступает здесь в роли такой силы судьбы, которая прокладывает путь нашей жизни на основе того, что мы там заработали в прошлом, всякие такие вещи. Также она является источником интуиции, всяких разных озарение и всего прочего, вдохновения.

00:29:25 И ум, это место, где постоянно роятся миллионы разных мыслей желанией, каких-то впечатлений и так далее. Иногда бывает так что в момент клинической смерти это тонкое тело и ум они выходят за пределы физического тела и примерно около 30 % людей прошедших через клиническую смерть они сохраняют память, о том что там было, что говорили врачи во время операции, в реанимации и так далее.

Пример с колесницей и пятью лошадьми

00:29:56 То есть мы узнаем что, человек – это достаточно сложное существо. И есть ещё один такой хороший наглядный пример, который показывает как человека можно изобразить. В одном из санскритских текстов, упанишад тело человека сравнивается с колесницей. Душа сравнивается с пассажиром, разум это возница, пять чувств это кони, пять коней и ум это вожжи которые соединяют коней с разумом. То есть такой очень функциональный, очень глубокий образ, который мы можем немножко рассмотреть.

00:30:41 Допустим сюда вы пришли как? Сюда вас принесли чувства. Либо вы сюда пришли пешком или вы приехали на машине, давили на педали. То есть машина это конь своего рода. Потому что до сих пор двигатель измеряется в лошадиных силах, как это ни странно, потому что изначально машина эта лошадь. Поэтому двигатель в лошадиных силах и мощность измеряется. Итак, вы приехали на лошади, в виде там какого то я не знаю там мерседеса или тойоты или чего-то там ещё. И пять чувств зрение, слух, обоняние, вкус и осязание это пять чувств, который тянут нас.

00:31:21 Допустим увидели какую-нибудь картину на стене, вас она заинтересовала «Ну-ка, надо подойти поближе...» и вот вы какое-то впечатление получили, вас это заинтересовало и включается ноги, это другие чувства которые вас вот принесли ближе и вот теперь вы рассматриваете эту картину, которая вас заинтересовала. Или наоборот, вы чего-то испугались и вы подальше от этого места отходите. Увидели какую-нибудь собаку и какого-нибудь человека опасного. То есть эти «кони чувств» помогают нам дистанцию сокращать или увеличивать в зависимости от необходимости. А разум это тот, который как раз этими чувствами должен управлять.

00:31:56 Допустим, вам предлагают, угощайтесь, у нас тут сегодня торт или что-то там ещё, но уже допустим поздно вечером. Итак ваши чувства говорят: «Эх вкусный тортик, наверно, да?», а разум говорит: «Уже 10 вечера! Какой тортик? Если ты сейчас его съешь, значит завтра у тебя будут проблемы!» И разум так эти возжи тянет «Пр-р-р-р. Стой, савраска! Мы есть не будем!» То есть он говорит «Стоп! Не будем!» То есть чувства хотят, но разум может их остановить. Вот поэтому разум это очень важный элемент в нашем сознании, который держит в руках ум, эти возжи и при помощи этого контролирует чувства.

00:32:34 То есть совершенно понятно из этой картинки, что для того чтобы душа доехала туда, куда ей надо, разум-возница должен знать интересы души. Иначе получается, что вы сели, допустим, в такси и говорите туда-то туда-то, а водитель такой как в Индии готовый и соглашается, «да садись!», а он даже не знает где это место находится, но ему главное как бы начать, а дальше посмотрим. Там навигаторы далеко не у всех есть. «Там, если что спросим» он так думает. И он нас может завести чёрт знает куда. То есть водитель он должен всегда точно должен знать интересы пассажира, если он не знает пассажир может попасть в большую беду.

00:33:14 Поэтому так важно чтобы там разум был духовный, о чем мы только что говорили, духовный разум – это разум, который смотрит на мир с другой точки отсчета с более высокой, потому что духовный разум знает интересы души.

00:33:29 И так это вам классический пример из упанишад как выглядит человек. Можно привести простой современный пример компьютера – это такое "железо" и программное обеспечение. Точно также, допустим, наше физическое тело – это железо, такое hardware, то есть такие грубые вещи, а программное обеспечение software – это ум с его желаниями, разум, что я хочу и так далее. А сама душа это user - пользователь, который на всём этом работает. Если бы не было пользователя то откуда бы взялся компьютер? Компьютер делается для пользователя. Компьютер сам с собой не общается, он нужен для пользователя. Поэтому физическое тело и программное обеспечение они имеют какой-то смысл тогда, когда у пользователей есть определенные желания. Вот тогда это всё работает.

00:34:16 Итак, как мы сказали, без пользователя компьютер не работает, так и физическое тело то есть этого все железо и ум - программное обеспечение оно не будет работать без сознания души. То есть ещё раз мы к этой картинке возвращаемся, что всё это: наша физиология, физическое тело и вся психология, тонкое тело, это всё работает потому что это всё получает энергию от сознания и всё это упаковано в одну эту систему при помощи высшего сознания, божественного.

Механика ума

00:34:46 Итак, ум координирует связи между познающими и действующими чувствами. То есть например человек услышал звук взрыва или выстрелов и он тут же пригнулся ноги у него в коленях согнулись да или закрыл голову руками, то есть мгновенная реакция происходит.

00:35:03 То есть эти связи работают благодаря тонкому уму. Через ум происходит связь между чувствами. А мозг просто создает нервные импульсы, запускающие внешнюю механику этого процесса. То есть ум и мозг связаны друг с другом как программное обеспечение и железо общаясь. То есть вот манос (ум) в центре и пять чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус). И благодаря тому, что они все связаны с этим единым центром, с умом, деятельность этих чувств может координироваться. Допустим кто-то там, что-то там сказал, а вы не услышали и говорите ну-ка ты там что-то сказал - повтори еще раз. При помощи одного чувства мы компенсируем какой-то недостаток другого.

00:35:45 И вот пять познающих чувств их называют гьянендрия. Это слух, тактильные ощущения, зрение, вкус, обоняние. То есть это то, что мы постоянно видим, слышим какие-то запахи, что то там ещё эти все чувства дают нам знания от них информация впадает ум (манас). Теперь когда в этот самый ум пришло какое-то определённое впечатление, ум включает пять действующих чувств (их называют кармендрия). Это руки, ноги язык в форме речи, а анус гениталии. То есть вот как работает этот механизм, о котором я говорил. Вы услышали звук (это познающее чувство) и тут же через ум происходит реакция и включается ваши действующие чувства. Вы от какой-то опасности пытайтесь пригнуться, скрыться. То есть вот связь внутреннего и внешнего, а центральным контрольным пунктом является как раз ум. То есть через него вот это вот связь между чувствами познающими и чувствами действующими осуществляется.

00:36:42 Вот эти пять чувств они связаны с пятью первоэлементами. Слух связан с пространством или с эфиром. Осязание связано с элементом Воздуха, через кожу. Зрение связано с элементом Огня, благодаря свету мы что-то видим. Вкус связан с элементом Воды, слюна есть на языке поэтому мы ощущаем вкус. И обоняние связано с элементом Земли, микрочастицы земли они витают в воздухе и поэтому мы чувствуем запахи. На кухне готовят то или сё или проезжая там мимо там какой-нибудь свалки или какие-то другие запахи мы чувствуем.

Процесс настроки ума – медитация

00:37:16 Итак, ум связан с двумя комплектами чувств, чувства познающие, которые внутрь информацию дают и чувства действующие, которые реагируют на полученную информацию. И существуют определенные методы, которые этот ум могут определенным образом настраивать, успокаивать, называется медитация. То есть как раз медитация - процесс, который позволяет наводить определённый порядок в уме, то есть ум настраивать на те или иные вещи.

00:37:46 Предположим спортсмены перед боем, перед матчем они настраиваются, в такой своеобразной медитации находятся. То есть они пытаются представить себе какие-то трудности, которые могут быть, и то, как они будут реагировать. Они собираются вместе, так сказать, и вот включают все свои двигательные чувства и начинают бегать там, сражаться руками, ногами головой и всё у них вот так вот работает.

00:38:13 Итак, смотрите, теперь мы поняли что такое спокойный ум и что такое духовный разум. Теперь мы еще раз к этому стиху вернёмся. «Тот, кто не связан со всевышним не может иметь ни стабильного ума, ни духовного разума, без которых немыслим мир. А без мира возможно ли счастье?» То есть сейчас этот стих должен стать хочу чуть-чуть более понятным, потому что мы уже поняли что такое стабильный ум и что такое духовный разум и что берутся они, и то и другое, от связи с высшим началом – с Богом. Это связь она может быть активизирована, когда мы занимаемся духовной практикой. Вот тогда стабилизируется ум и тогда развивается духовный разум, что дает человеку мир, который является основой счастья.

00:38:52 Так вот мы разобрали с вами один стих из Бхагавад-гиты, с такими вот визуализациями, с такими вот иллюстрациями.

Тройственные страдания

00:39:00 Теперь давайте возьмём из той же главы Бхагавад-гиты другой стих.
दुःखेष्वनुद्विग्न‍मनाः सुखेषु विगतस्पृहः ।
वीतरागभयक्रोधः स्थिधीर्मुनिरुच्यते ॥ ५६ ॥

duḥkheṣv anudvigna-manāḥ
sukheṣu vigata-spṛhaḥ
vīta-rāga-bhaya-krodhaḥ
sthita-dhīr munir ucyate

Тот, кто сохраняет спокойствие даже среди страданий всех трёх видов, и кто свободен от привязанности, страха и гнева именуется мудрецом, ум которого уравновешен
(Бхагавад-гита глава 2 текст 56)

00:39:17 Теперь тоже разберем этот стих по частям. Что такое страдания трёх видов. Вчера мы там немножко говорили, давайте напомним. То есть страдания из ума и тела его называют термином адхйатмика-клеша, страдания других живых существ их называют адхибаутика-клеша и страдания от космических сил адхидайвика-клеша. То есть вот, то что вчера вам рассказал про три стихии обитания что душа находится в уме и теле, это ближайшая среда обитания. дальше она находится в обществе, среди таких же тел как я, и теперь это общество находится уже в космосе, во вселенной в целом. И соответствующим образом если я неправильно пользуюсь своим умом и телом, значит ум и тело будет приносить мне что? Беспокойство.

00:40:00 Допустим я сегодня переел и недоспал. Это будет неправильное использование своего тела. Или предположим я вообще из дома не выходил, не двигался гиподинамия, все процессы замедлились. Или наоборот я как лось вообще сегодня бегал с высунутым языком и полностью так сказать очень сильно устал и все силы потратил. То есть любой экстрим в ту или другую сторону, я постился три дня, вообще ничего не ел, голодал или наоборот переел так, что на неделю хватит. То есть любая крайность, которая происходит с нашим телом или умом она обязательно даст какие-то проблемы с умом и телом. Вот человек в каком-то затяжном состоянии, депрессии или стрессе находится и что-то там ещё, это неправильное состояние ума. То есть первый тип страданий он протекает из того что люди неправильно пользуются умом и телом.

00:40:50 Второй тип страдания от других живых существ, от того что они неправильно ведут себя с другими живыми существами. И мы знаем что эти принципы и правила есть, тоже о них вчера говорили, что вот там не убей, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй и всё прочее. Это что? Это правила взаимодействия с другими, потому что если я начинаю убивать, красть, лгать, прелюбодействовать, сразу будет общественная реакция. Понимаете? Скажут, что с тобой лучше вообще дела не иметь, потому что ты не понятно какой-то человек. То есть когда я начинаю неправильно взаимодействия с другими тут же проблемы второго типа. Или допустим, вы там взяли там какую-то собаку пнули или кого-то ещё и соседского кота там подстрелили. А сосед на вас в суд подал и вот у вас уже проблемы. Потому что вы причинили беспокойство какому-то живому существу, теперь вам причиняют беспокойство, начинается какая-то обратная реакция.

00:41:45 И когда общество в целом сходит с пути правильных отношений, тогда уже начинает окружающая среда реагировать, и тогда уже начинаются всякие суровые катаклизмы. Потому что Земля такого, как говорится, не терпит она уже нас пытается с себя стряхнуть. Это тоже самое, что, представьте себе, допустим, пока комар где-то там себе летает вы его не трогаете, но стоит этому комару сесть на вас и он тут устроился и начал пить вашу кровь. Вы этого не потерпите, правильно? Вы его если большой гуманист просто слегка сдуете, а если вы не очень гуманист, вы просто шлёпните и всё. И комар будет думать - «удар судьбы», «атака слепой стихии». Он же глупый, да? Он же не понимает. Он думал что он сейчас пообедает, а оказывается, что вам больно. Потому что он не понимает, что он делает. Он не понимает, что он находится в едином мире, что это не просто какая-то коряга, а это рука которая связана с телом по которому идут нервные импульсы и поэтому я чувствую боль. Но у комара нет такого сознания, чтобы вот такую глобальную картину себе представить. Точно также и люди думают: «О, случайности происходят с нами». Это обозначает, что они не знают тонких закономерностей, поэтому им кажется, что это случайности.

00:43:08 Итак эти страдания третьего типа такие уже глобальные космические, они приходят тогда, когда большие массы людей уже в больших масштабах нарушают эти законы и гармонию. И теперь мы вас вернёмся к первому типу страдания, страдания, которые проистекают из ума. Это именно тема нашей лекции.

Три вещи, которые беспокоят ум

00:43:31 Что же беспокоит ум. Мы узнали из этого стиха, что ум беспокоит три вещи: привязанность, страх и гнев. Итак, эти три силы, которые постоянно с нами взаимодействуют. Давайте определим, что это такое. Привязанность – это проявления болезненной зависимости от меняющиеся внешнего мира. Она основана на внутренней пустоте и непонимании свои вечной блаженной духовной природы. То есть привязанность обозначает, что мы стали зависимы от чего-то внешнего. Допустим человек говорит, вот я не могу без моих друзей, без семьи. Или я не могу без тёплой погоды, или я не могу без машины. Без чего-то там, короче, я не могу.

00:44:16 То есть, есть внешняя какая-то вот такая у меня зависимость и к ней у меня развивается привязанность. И стоит сломаться моей машине или сменить место, потому что там хозяин выселяет, и мне нужно искать там другую какую-то квартиру или дом. То есть я к чему-то уже привязался, так удобно я жил рядом с транспортом, рядом с работой, все было хорошо, рядом с магазином каким-то и тут вдруг, раз, и меня выкидывают, я теряю этот объект привязанности и мне неприятно.

Привязанность

00:44:46 Итак, привязанность указывает на то, что я попал в зависимость от каких-то внешних факторов, от которых, на самом деле, не должен быть зависимым, но попал, потому что я такая вот обусловленная душа. И привязанность имеет много разных форм, допустим привязаность по отношению к людям она может иметь форму вожделения, привязанность по отношению к вещам может иметь форму жадности, по отношению к власти это вот желание обладания, какого-то там управления, это может быть привязанность к планам на будущее, может быть привязанность к болезненным воспоминаниям прошлого к каким-то.

00:45:21 Есть люди которые никак не могут с каким-то прошлым расстаться, они что-то пережили допустим болезненное, неприятное и они всем ходят и рассказывают и звонят и пишут. Им говорят, ну сколько уже можно? Уже пережили много раз, уже смойте, уже забудьте всё, как в туалете. Ну вы когда сделали своё дело, вы же не любуйтесь на это всё, не смотрите как я удачно сходил в туалет? Вы просто это смываете и забыли. Понимаете?

00:45:45 Но когда что-то вот такое негативное происходит как то что на человека сильное впечатление произвело он ведь так же может все это смыть и забыть. Не-е-ет. Ну как же так? Все должны узнать о моих страданиях. Все должны знать, какой я несчастный, что выпало на мою долю, какие страдания. Что бы меня там пожалели, там помогли, посочувствовали мне. И вот я начинаю со всеми делиться этим негативом из прошлого, и все говорят: «Дааа... какой кошмар! Ну досталась тебе. Ну ты молодец! Держись!» И теперь я пошёл к следующему человеку и ему тоже начинаешь говорить, и он тебе говорит «Ну да, да. Я тебе сочувствую! Ну ты держись!» И вот так вот люди делают. То есть они порой годами этим негативом живут. Привязывать к негативному прошлому.

00:46:30 А у некоторых амбициозные планы на будущее. Мы там построим то, сделаем это, там, купим, продадим, переедем там, ещё что-нибудь такое сделаем. То есть у кого так к будущему, у кого-то к прошлому может быть привязанность. То есть это всё привязанности разнообразные. И мы в них пойманные, как муха в паутине, в этих разнообразных привязанностях. И привязанность всегда ведет либо к стрессам либо к депрессиям. Поскольку материя меняется, и эти привязанности иногда рвутся и это даёт боль, натягиваются эти привязанности.

00:47:03 Допустим вы расстаетесь на время с любимым человеком и у вас ой ой как же мы там будем друг без друга. То есть натянулись привязанности и вы чувствуйте боль разлуки. Поэтому привязанности всегда сопровождаются какой-то болью, каким-то страхом или каким-то гневом. Когда вы потеряли что-то, очень обидно. Вот потерял то-то или думаешь: «Ну как я мог это потерять?». И вы гневаетесь на себя или думаете: «О, Боже мой! Я потерял паспорт!» ... или деньги. Сразу страх, «Как же я буду? Потому что я тут за границей без паспорта без визы, сейчас меня полиция заберет... Как я буду выбираться от сюда?» Или деньги там потеряли кто-то украл там ваши деньги и вы не знаете что делать. То есть, всё то, к чему вы привязаны, то от чего мы внешне зависимы, стоит нам только это потерять – тут же мы испытываем страх, гнев, боль, какие-то беспокойства такие. И основой является привязанность. Мы очень сильно привязаны ко всем этим внешним факторам.

Привязанность и любовь это одно и тоже?

00:48:04 Иногда люди думают: «Ну как же без привязанности? Мы же любим других, друзей, родственников и так далее». И возникает вопрос: привязанность и любовь это одно и тоже или нет? Можно между ними поставить знак равно? И многие люди думают что да, фактически разве может быть любовь без привязанности? Ну практически невозможно. То есть в нашем сознании привязанность и любовь это одно и тоже, но духовные источник говорят нам нет. То есть, любовь – это свойство души, которое основано на бескорыстном желание служить тому, кого мы любим, а вот привязанность это свойство ложного эго. То есть это уже внешняя оболочка. Привязанность всегда корыстна и склоняет нас эксплуатировать объект любви.

00:48:52 Допустим родители говорят ребенку: «Мы тебя воспитывали а ты такой-сякой свинья неблагодарная мы на тебя надеялись что ты там будешь нам помогать или что-то ещё, а ты…» Это что такое? Родительская любовь? Нет, это привязанность через ложное эго. потому что любовь обозначает признавать за другим человеком право на самоопределение. Самому играть свою судьбу. «Ну как он выберет свою судьбу? Он же такой глупый! Что он там понимает вообще? Мы за него выберем где ему учиться, за кого там замуж выходить. Мы всё решим. Где жить...» То есть это назвать любовью. Нет нет нет, это не любовь, это форма привязанности, идущая от ложного эго. Поэтому привязанность не равна любви.

Как превратить привязанность в любовь?

00:49:43 Итак возникает естественный вопрос как превратить привязанность в любовь? Для этого нужно понять, что у любви и привязанности немножко разные источники. Опять же любовь идёт из души и связана с бескорыстием, а привязанность идет из ложного эго, и связана она с корыстью и с желанием эксплуатировать того, кого мы, так сказать, “любим”.

00:50:04 Поэтому необходимо учиться видеть души повсюду и ко всему относиться в духе служения. То есть высшее решение проблемы состоит в развитии любви к Богу. Тогда мы учимся любить всех без привязанности. Простой пример, смотрите, обычная потеря, ну там кто-то умер в семье и так далее, что-то там какая-то разлука. Мы переживаем, потому что эти привязанности они разорвались и вот эта боль, как вот знаете как вам зуб вырвали. Больно. Точно так же эти привязанности разорвались с кем-то там расстались,или какую-то вещь потеряли ценную, неважно что. И мы испытываем такую боль, хотя, лично нас никто не бил. Вот эта боль, боль потери, боль разлуки, она очень сильная хотя внешне я могу сидеть в мягком кресле все у меня хорошо всё замечательно, но вот это вот у меня боль разлуки или потери она прям иссушает меня изнутри. То есть это говорит о том что она обладает такой тонкой природой.

00:51:04 И мы думаем: «как же пережить эту потерю?» Допустим, это ужасно там, не дай бог, родители там потеряли ребёнка что-то ещё. А теперь давайте возьмём и увидев эту ситуацию вообще другими глазами. Допустим, каждый день умирают миллионы живых существ и нас это всё не затрагивает, потому что у нас с ними родственных отношений нет. Но давайте посмотрим на ситуацию с позиции Бога, высшего Отца, ведь по отношению к Нему они дети. То есть получается, что каждый день он хоронит миллионы своих детей. Как Он это переживает? Как это вообще возможно? Получается очень интересно. Он нас всех любит, как души, но без привязанности к нашим временным телам. Потому что понимает, что душу потерять невозможно.

00:51:58 Он каждый день похороны не отмечает по своим детям. Потому что Он прекрасно понимает все живы, всё хорошо, но под влиянием иллюзий, под влиянием ложного эго, отождествлением с тела, думают, что происходит некоторые трагедия или потеря. Поэтому он любит всех, но без привязанности к этим внешним оболочкам. Потому что мы попали в мир, этого постоянного переодевания. Если он так может, это означает что если мы возвышаем своё сознание, это нам тоже по силам, любить живые существа и не быть привязанным к тем кармическим ситуациям, в которых мы находимся, к этим телам. Это высшая форма любви.

00:52:41 Но сейчас люди вынуждены довольствоваться низшей формой любви, где любовь равно привязанность. И поэтому они страдают. Потому что это не любовь на самом деле, это просто механизм взаимодействия ложного эго с объектами привязанности. А мы это путаем с любовью. То есть мы просто не понимаю, что происходит внутри на самом деле. Если у нас есть такое видение и понимание, что все живые существа, они все связаны с богом, каждое живое существо является его частицей и так далее и у этого тела есть своя судьба, свой какой-то срок временем пребывания в этом теле и, как говорится, тот кто родился обязательно умрет, тот кто умер обязательно родиться. Всё это как переодевание. Допустим кто-то из вас вчера был на лекции и он в другой одежде, а сегодня уже сменили платье. Но я ж не говорю ну что же то вчерашнее все, да, похоронили, умерло? Вы говорите да нет в шкафу висит, а сегодня я в новом, а завтра ещё там в каком-то буду. То есть переодевание, это обычное дело для человека, но переодевание для души называется смертью. Как трагедийно звучит, потому что душа-то осталась та же самая, одежда сменилась и мы уже не узнаем кого-то в новой одежде. А вот живое существо тоже самое.

00:54:07 Итак, когда такое видение у нас развивается на основе духовного знания, наше эмоциональное восприятие мира и отношений оно становится несколько иным. Сейчас живое существо находится в таком интересном состоянии что здесь, допустим, синим контр обозначено физическое тело, красным контуром обозначено тонкое тело, а внутри находится душа, свет который. В нашем тонком теле вот в это красном таком как коконе, там находятся семена кармы. Карма обозначает определенные семена, называется семя.

Семена кармы

00:54:50 То есть, что значит как семья формируется карма? Когда мы что-то делаем мы вкладываем энергию потому что для совершении любого действия нужна какая-то энергия и когда вы что-то выложили допустим вы посадили семя в грядку, вот это вот некая энергия, потом из этого семя вырастит какое-то растение цветок там будет или какой-то плод. Точно также, когда мы что-то кому-то сказали это вложение энергии, когда мы что-то кому-то дали или наоборот отобрали или совершили какую-то работу мы вложили энергию, то есть посадили семя. И как всякое семя с течением времени оно дает всходы. И люди говорят, «Вот поделом ему!», то есть он тут, он там сделал и сказал, вот теперь ему реакция приходит.

00:55:30 Так вот, когда живое существо начинает взаимодействовать уже с высшей реальностью, с Богом, приходит к нему духовное знание практика это усиливает огонь души настолько, что все эти семена кармы они просто напросто начинаю сгорать. Если вы возьмёте допустим на сковородку положите живые семена... Допустим, там какие-то можно проростить пшеницу, овес там что-то ещё, проращивают некоторые семена, потому что там есть живое существо. А теперь возьмите эти живые семена и сварите их или поджарьте и они уже не прорастут, правильно? Поэтому когда семена кармы мы обрабатываем огнём духовного знания идущего свыше, то эта карма наша материальная обусловленность сгорает.

00:56:20 Так действует этот механизм то есть мы видим что существует процесс, как можно свой внутренний мир менять при помощи ни каких-то там таблеток дорогих и там этих дорогущих консультаций психиатра, который будет у вас спрашивать как вы себя чувствуйте, и так далее дальше там будет морочить вам голову. А когда мы просто получаем духовные знания и при помощи этого духовного знания нам открывается абсолютно другое видение, восприятие себя, в том числе. И мы благодаря этому духовному знанию наконец-то получаем доступ к своему внутреннему миру, что с ним можно делать, как можно изменить своё настроение, состояние, видение, восприятие, будучи независимым от внешнего мира.

00:57:10 Как этот пример, который я вам привёл с психиатром (Виктор Франкл), который находясь в концлагере в ужасных условиях в абсолютно ужасных условиях он не был сломлен, потому что у него была другая высшая связь. Вот это высшая связь она питала его свыше, у него было вот этого внутренняя защита, поэтому он сумел сохранить эту свою внутреннюю стабильную ситуацию, несмотря на то что вокруг происходил полнейший кошмар.

Страх

00:57:36 Итак, мы выяснили что наш ум беспокоиться по трём вопросам привязанность, страх и гнев. Теперь давайте дальше посмотрим что же такое страх. Мы выяснили что же такое страх, страх это боязнь потерять объекты своей привязанности. Чего вы боитесь потерять? Дом, машину, деньги, здоровье близких людей, какие-то другие ценные вещи. То есть то к чему мы привязаны, тело, конечно, самое главное. То есть допустим ты не привязан там к какой-нибудь пролетающей птице и проезжающей машине и там чему то там ещё, к облакам в небе, поэтому сегодня это облако там висит, завтра нет, я не страдаю поэтому поводу. Ну когда что-то из того к чему я привязана пропадает куда-то там, я начинаю беспокоиться.

00:58:25 То есть страх это боязнь потерять объекты свои привязанности. И страх может проявляться в широком диапазоне от лёгкого беспокойства опоздать на работу до леденящего ужаса приближающейся смерти (абхинивеша). Это всё страх. Поэтому любое беспокойствие нашей жизни основаны на страхе потерять то, к чему мы привязаны. Итак, смотрите, бороться со страхом просто так с самим невозможно, потому что он вытекает из привязанности. Как вчера мы говорили о цепной реакции, помните? Шесть врагов: зависть, вожделение, жадность, и гнев да вот это вот иллюзия, безумие, - это определённая цепочка логическая. Точно также и здесь привязанность рождает страх. Поэтому как я могу победить страх, оставаясь привязан к этому миру? Никак! Поэтому выход один, если мы привязываемся к Богу, тогда мы уже от этого материального мира зависимы в меньшей степени. Поэтому соответственно меньше страх.

00:59:24 То есть это реальная прикладная духовная технология. Но для этого мы должны знать как это сделать и кто он такой. Бог это что такое? Просто свет какой-то или какая-то конкретная личность? Причем чем более у нас конкретное представление о Боге, тем легче к нему привязаться. Чем больше абстракций у нас в голове на эту тему тем непонятнее становится, а что такое привязаться к Богу, а как к нему можно вообще привязаться?

00:59:48 Итак, лекарство от страха какое? Это как раз вот духовное знание, которое меняет самоидентификацию, которое меняет этот объект привязанности, начинаем быть привязаны к другой реальности, к высшей духовной реальности. То есть знание дает нам видение позитивно духовной перспективы, уже вечности счастье. Близость с Богом освобождает от страха, то есть фактически связь с Ним, это лучшее лекарство от страха.

Гнев

01:00:13 И третье, как мы выяснили, что беспокоит ум, это привязанность страх и гнев. Гнев это тоже производные от привязанности. Гнев появляется когда объекты нашей привязанность ведут себя не по нашим планам, вопреки нашим ожиданиям. Опять, как вчера говорил например, что дети не слушаются, подчиненные не слушаются, машина не слушается, компьютер не слушается. И я начинаю гневаться! Я думаю, что моя такая реакция обоснована. Но гнев это страшная сила, он разрушает нас изнутри. Это как говорится, что злиться, это все равно, что принять яд и ждать что умрёт другой. То есть это внутренняя такая сила которая разрушает нас изнутри.

01:01:01 Поэтому, когда уже пришли эти раскаты гнева, внутри его давить бесполезно, потому что что-то он нам разрушит или печень, чаще всего печень разрушает, потому что он связан с желчью. Эта желчь, как субстанция связана с эмоцией гнева сама по себе. Поэтому гневливые люди они очень часто имеют проблемы с печенью. Страх разрушает почки. Он связан эмоционально. Этот орган и эта эмоция соответственно.

Лекарства от гнева

01:01:34 Итак, лекарства от гнева – это терпение, смирение, прощение.
Терпение обозначает, что у меня есть внутренняя свобода воли, свобода выбора, и я могу терпеть определенные вещи, я не впадаю в гнев мгновенно. То есть у меня есть проактивная модель между раздражителем и реакцией, есть свобода выбора, то есть то, о чем мы в начале говорили.

01:02:00 Смирение обозначает, что я понимаю что я не являюсь контролирующим. Какие-то процессы я контролирую, но не всё я могу контролировать, поэтому какие-то вещи происходят, вот они вне моего контроля, их нужно просто принять. И это смирение перед тем, что мы живём в мире, где какая-то другая сила всё контролирует, оно очень хорошо помогает, с этим страхом (гневом) взаимодействует.

01:02:25 Прощение обозначает, что не обязательно на кого-то спускать всех собак и гневаться. То есть обычно мы говорим так, «Ну ладно, я это тебе запомню! Тебе это ещё аукнется, откликнется!» Как однажды один святой духовный учитель Шрила Прабхупада, однажды он находился в одном месте и к нему пригласили какого-то профессора умного, кстати это в Америке было, и между ними возник какой-то спор. Профессор так стал гневаться и раздражаться, что ученики Шрилы Прабхупады скорее «Давайте лучше вы пойдете, на этом всё уже закончим...» И когда он ушел ученики стали говорить ну всё, этот человек он в ад пойдёт, реально, потому что он оскорбил нашего учителя, святого человека.

01:03:22 И они начали придумать какие наказания у него будут. Что с ним будет то или сё, короче уже заочно его вообще там четвертовали, казнили там линчевали. А потом посмотрели на Шрилу Прабхупаду, «А что вы думаете, что с ним будет?» Прабхупада и говорит: «Ну вообще то вы могли бы его простить». Ответ был такой неожиданный, вообще реакция. «Как простить?» «Ну просто простить да и всё. То есть не обязательно на него гневаться». То есть вот такую роскошь, как возможность прощать, (это качество святого человека, на самом деле – способность прощать), это может позволить себе не каждый, потому что у людей именно такое реактивное сознание. «Ты мне, я тебе, ну я тебе отвечу, я тебя запомню, я тебе отомщу». Вот так действует реактивное сознание.

01:04:06 Когда человек свободен внутри он говорит: «Ну, а что гневаться? Гнев он меня разрушит, его разрушит, зачем? Я могу просто его простить да и всё». Но это роскошь, понимаете? Прощение – это роскошь которую позволить себе может только свободное внутри существо. А если существо обусловлено оно себе такую роскошь позволить не может. Оно будет реагировать: «Да как же так?! Нет, я это так не оставлю!» И этот гнев будет двигаться дальше, разрушать что-то. Понимаете?

Действие привязанности страха и гнева через гуны

01:04:32 Итак, вот эти вот состояния различные привязанность, страх и гнев, которые беспокоят ум, их можно понять через призму вот таких явлений как качество материальной природы. Их называют три гуны или три силы есть такие у материи. Саттва - благость, раджас - страсть, и тамас - невежество.

01:04:57 Мы выяснили что три состояния беспокоят ум: привязанность, страх и гнев. Привязанность – это гуна страсти, а страх и гнев – это гуна невежества. Так вот для того, чтобы эти все силы привязанность, страх и гнев, которые порождены страстью и невежеством, чтобы их преодолеть, это можно сделать только путем развития этой позитивной силы благости. То есть эти тригуны они постоянно переплетаются между собой, это три разные состояния. Вот и в итоге благость то что ведёт нас наверх, в возвышенное состояние сознания. Страсть, это то, что оставляет нас примерно вот на каком же среднем уровне. Невежество, то что опускает нас либо в низшие формы жизни, либо в низшие миры.

01:05:40 Люди благостные, это люди которые интересуются духовностью, это люди моральные это люди, которые не склонны к насилию, они чисты, обязательны, с ними приятно иметь дело, надежные, стабильные люди, они интересуются внутренним развитием, внутренним прогрессом.

01:06:01 Люди в гуне страсти интересуются внешним прогрессом, им нужно побить рекорды, завоевать все медали, заработать деньги, произвести внешние впечатление, всё вот такое у нас гуна страсти так действует.

01:06:14 А гуна невежества оно не интересуется ни внешним развитием, ни внутренним развитием она интересуется только саморазрушением, как вообще всё вокруг повзорвать. У них интерес это всё разрушить. И вот для того чтобы дать вот эти состояния страсти то есть привязанность и невежество которая связана со страхом и гневом, чтобы их преодолеть необходимо возвыситься в другую плоскость, на этот уровень благости.

Четыре опоры благости

01:06:58 И благость опирается на четыре опоры, четыре колонны вот такие, на которых эта благость стоит. Это принцип милосердия, принцип чистоты, принцип контроля чувства или аскетизм и принцип правдивости. И вот это вот сила благости она как раз является этим внутренним ресурсом, то есть, когда человек стоит на этих четырёх опорах, тогда в нём энергия благости стабильна.

1. Милосердие

01:07:28 Если коротко рассмотреть милосердие фактически проявляется как вегетарианство. Потому что слово это хорошее милосердие насколько милосердный или нет можно понять потому, что у нас в тарелке, что мы едим. Если какие-то продукцию насилия в тарелке – это обозначает, что мы декларируем теоретически милосердие, ну а практически мы поедаем плоды насилия.

2. Чистота

01:07:55 Чистота бывает внутренняя и внешняя. Внешняя чистота – это санитария и гигиена, что человек в чистой одежде, он совершает каждый день омовение, он чист в этом внешнем плане. Внутренняя чистота обозначает чистота помыслов, его желаний, его устремлений, его планов.

3. Контроль чувств

01:08:13 Контроль чувства обозначает, что у нас есть много всяких разных материальных желаний, но мы можем их поставить определённые рамки для достижения цели. Если мы вспомним тот образ картины, где тело человека, как колесница и вот эти пять лошадей (пять чувств), то для того чтобы пассажир доехал до назначения ему нужно чувства (то есть лошадей) контролировать, иначе он не доедет. То же самое как вы в машине едете вы едете быстро, но вы следуйте правилам, когда нужно остановиться, вы останавливаетесь на переходе там где-то что-то ещё. Где можно ехать вы едете спокойно, то есть вы используете возможности машины, но вы контролируйте согласно обстоятельствам ситуации какой-то. То есть контроль чувств он нужен также как предположим реке нужны берега. Берега они ограничивают реку ну если берега - ограничители снять, река разольется и превратится в болото. Она не дойдет до океана. Поэтому для того чтобы в реке сохранялась течение нужно определенное давление, которое продолжает двигать её вперёд. Для этого нужны ограничения - берега.

01:09:26 Поэтому контроль чувств обозначает способность со своими чувствами так обращаться, чтобы они в конце концов не отвлекались от высшей цели. Если вы едете в аэропорт, у вас через два часа вылетает самолёт, и вдруг видите какой-то там рынок, распродажа. Мне там что-то очень важное, вы туда идёте, забывайте все. Выходите с сумками, ой я на самолет опоздала. То есть получается что вы за какими-то вторичными целями поехали, а про первичную цель забыли. Такого быть не должно. Поэтому думайте так. Распродажа? Ладно сейчас есть потом ещё будет. Вопрос решим. Сейчас у нас привычное дело, у нас сегодня рейс, куда-то летим.

01:10:06 Поэтому контроль чувств тогда легко осуществляется, когда у человека есть четкая иерархия целей. Он понимает, что первично, что вторично. То есть он умеет отличать первичное от вторичного. Поэтому он никогда первичным ради вторичного не пожертвовует, он скорее вторичным, ради первичного пожертвует. Благодаря этому осуществляется контроль чувств.

4. Правдивость

01:10:28 Правдивость – это не просто говорить правду, правдивость также обозначает жить в соответствии с правдой. То есть, если мы обрели истину, знание, правду духовную истину, то жизнь согласно ей это и есть правдивость. Если я узнал о том, что я являюсь духовным существом вечным, частицей бога, это абсолютная правда. Ну вот а я могу эту теоретически правду принимать, но не жить согласно ей. Это не будет принцип правдивости. Правдивость обозначает, что узнав истину я начинаю жить согласно этой истине. Вот это имеется в виду принцип правдивости.

Благость – фундамент контроля ума и основа счастья

01:11:13 Так вот, когда эти четыре момента есть, сила благости она в нас утверждается. Это сила благость, это наш внутренний ресурс, если мы активизируем его через развитие духовного знания, правильный образ жизни, то он будет давать как раз замечательный результат в виде спокойного контролируемого ума, духовного разума и духовной перспективе. И именно это позволяет нам расширять зону своей внутренней свободы. Этот принцип, о котором я говорил - свобода выбора, который раздражитель и реакцию разделяет, это все целиком коренится в силе благости.

01:11:49 Ну и если говорить уже о каких-то дальнейшие перспективах, благость это то, что дает нам лучшее из материального мира и также открывает ещё перспективы духовного развития, поэтому это путь прогресса. Если люди живут в страсти и невежестве, то они даже из материи не могут высшее качество получить плюс ещё и духовная составляющая от них закрыта, поэтому это путь деградации.

01:12:13 Одним словом суть моего послания вам сегодня состоит в том, что спокойный ум в беспокойные времена, это не просто плод аутотренинга, самовнушения или каких-то ныне модных техник личного роста. Ничего из этого. Абсолютно ничего из этого! Это всё целиком и полностью происходит из нашего же внутреннего ресурса, когда мы восстановили правильную связь.

01:12:46 Ещё раз вспоминаем тот стих с которого я начал.
प्रसादे सर्वदुःखानां हानिरस्योपजायते ।
प्रसन्नचेतसो ह्याश‍ु बुद्धिः पर्यवतिष्ठते ॥ ६५ ॥

prasāde sarva-duḥkhānāṁ
hānir asyopajāyate
prasanna-cetaso hy āśu
buddhiḥ paryavatiṣṭhate

Когда человек не связан со всевышним он не может иметь ни стабильно ума ни духовного разума, без которых немыслим мир. А без мира возможно счастье?» Бхагавад Гита 2.65. Это очень функциональный, очень мощный стих, который прямо даёт формулу, что за чем.

01:13:05 То есть первое – это связь со Всевышним. Результат – стабильный ум, духовный разум, умиротворение, основа счастья. Всё в одном стихе, вся формулы этого успеха. Но эти вещи ещё нужно глубоко понять. И вот когда человек через духовные знания, через духовную практику достигает этого хотя бы уровня благости, на этом уровне все эти вещи они естественно открываются. Понимаете? Это естество благости. И в благости этот ум действительно стабильный и разум действительно духовный и поэтому человек получает фактически максимум из возможного. То есть он овладел самым главным ресурсом - умом.

01:13:50 И теперь больше ум не беспокоит привязанность, страх, гнев – эти негативные состояния. То есть получается, что человек в конце концов, вот этот внутренний свой ресурс, самое главное, для чего человек живёт, для этого внутреннего развития, он реализовал. Теперь он уже кандидат в бессмертные. Потому что он уже перешел на другой уровень жизни.

01:14:14 В таком нынешнем состоянии, как я нахожусь сейчас, как обычно обусловленное существо. Люди думаю там «Духовная реальность...» Да какой я кандидат в духовную реальность? Это у материалистов всё просто, они говорят когда кто-то умер, «Ну царство тебе небесное!» То есть так просто. Квалификация для царства небесного - это просто умереть. Нет нет, не так все дёшево! Потому что тот, кто умер, но не достиг этого состояния, он дальше пойдёт учиться. В эту суровую школу материальной жизни. Сериал продолжается. Следующий эпизод сезон там такой-то эпизод там 108-й. Новое тело там и опять новые уроки учим в какой-то новой ситуации.

01:14:55 Для того чтобы достичь состояния бессмертия, вечности для этого нужно сейчас уже что-то сделать со своей жизнью принципиально качественное. И тогда у нас открывается духовная реальность, духовная перспектива.

01:15:09 Вот собсно всё, что я хотел вам сегодня сказать. Для тех кто интересуется на моем сайте vrajendra.ru есть много моих лекций и семинаров и видео и аудио там ссылки на канал на ютьюбе и так далее вот и там вы может ещё продолжить слушать смотреть учиться задавать вопросы при необходимости.

Ответы на вопросы

01:15:36 Какие есть вопросы? Что было не понятно? Какие идеи у кого пришли по этому поводу?

01:15:50 А вот может быть такое, прощение присутствует 100 %, смирение как бы может быть фифти фифти, а терпение ну не очень. То есть может такое быть?

01:16:22 Может. Потому что в нас перемешаны три гуны. Терпение это свойство гунны благости. Гуны благости не хватает - терпения не хватает. Поэтому эти вот тригуны они очень таких причудливых комбинациях порой перемешиваются и у человека есть какое-то качество от этой гуны, какое-то качество от этой гуны, и то и то, потому что они в чистом виде не существуют, они всегда в смешении находится определённом, микс.

01:16:52 То есть это не значит что если терпения не достаточно, то обязательно я не буду прощать?

01:17:01 У каждого человека есть сильные и слабые стороны. То есть эти гуны они в разных местах в разных пропорциях. Это составляет так называемую индивидуальную гуно-карму. Гуно-карма это такой некий психофизиологический типаж, который представляет собой будет наш нынешний уровень развития какой-то.

01:17:30 То есть постепенно, если ты практикуешь...

01:17:33 Да, то есть чем больше мы соприкасаемся с духовной легой, чем больше поток духовного знания, духовной силы входит, тем больше он раздвигает эти внутренние границы обусловленности, которые и сковывают нас. То есть в этом плане эта картинка она очень функциональна, что когда вот это духовное сверху входит в нас, то внутренне эта духовная сила она раздвигается все эти внешние границы. То есть мы становимся менее обусловлены своим уже психотипом.Это называется состояние освобождения, ну хотя бы частичное.

01:18:12 А вот ты что-то читаешь, то есть есть такая база, реализация. До этого слышал много раз, а тут вдруг, о, вот оно как. Как-то все живо. Это и есть - сверху?

01:18:27 Вот это то что я вам показывал тот поток свыше откровения. Открылось. То есть обычно люди в материальном мире получать знания как через открытия. Я сам хожу и открываю. Уже есть просто скрыто, нужно открыть. Открытие. А тут откровение это свыше, не я открыл, а мне открыли. Вот на меня этот поток сверху снизошел. Допустим, что такое солнце. Мы же не сами из-за горизонта достали. Ну-ка давайте потянем, как репку. Оно же само встает. Точно также и вот это вот просветление оно само нисходит на человека, когда приходит время когда он для этого всё делает.

01:19:11 Если вы ждете рассвета вы пойдете в то место, где вы вероятнее всего его увидите. А если у вас там ну как там живете в таком месте, что у вас восточная сторона, стена, там закрыто, там солнца нет. Вы восход там будете долго ждать. Не дождётесь. Оно встало, а у вас по прежнему темно, поэтому если вы ищете восхода, вы подниметесь либо на крыше, либо в такое место, где восход он более реалистично его увидеть. Но сами его приблизить не сможете. То есть вы только занимаете наиболее благоприятную позицию, чтобы его увидеть, а Солнце восходит само. Без наших усилий.

01:19:58 То есть потому что рядом находится параматма. Вот эта картинка опять душа и параматма. Они рядом находятся поэтому она может в любой момент дать знания. Ух ты, осенило.

01:20:17 Получается два источника внутри. Из внешнего источника получаем, или изнутри?

01:20:33 Это одновременно происходит. Допустим вы держите в руках книгу, чтобы прочитать. Говорите, Бхагавад Гита, интересная книга, надо бы её прочитать. Итак вы открываете Бхагавад Гиту начинаете читать, но вы читаете там буквы все эти слова и так далее. Вы читаете из вне, но понимание к вам приходит изнутри. Поэтому одновременно два процесса, то есть текст он стимулирует образы, вы читаете слова, но понимание оно изнутри приходит. От параматмы. Если бы там параматмы там не было, этот текст он бы нам ничего не дал. То есть понимание происходит за счёт этой внутренней энергии познания, называется самвит шакти – это энергия познания. Потому что есть же люди которые то же читают книги, а понимания нет. Потому что они не живут в соответствии с этими принципами.

01:21:31 Чем больше благости тем больше откровение. Допустим я читаю Бхагавад Гиту уже сколько? 40 лет в этом году. То есть в 79-м году я прочитал Бхагавад Гиту. Тогда ещё издание другое было, не вот это. Тем не менее я прочитал первый раз в 79-м году в январе, как щас помню. Мне было 19 лет тогда. Я помню, что меня поразило, но я мало что понял. Это было просто впечатление - поразило. Я думал «Вот это да! Вот это книга!» Но понимание какое-то стало приходить позже. Поэтому эти вещи они приходит к нам на уровне какого-то впечатления, частичного понимания, более полного понимания, потом уже окончательно целостного понимания. Всё открывается по мере нашего очищения.

01:22:40 Смирение, терпение, прощение – это все свойства гуны благости. Потому что как я сказал, страх, гнев, привязанность это страсть. Страх и гнев это невежество. И вы говорили о смирении, терпении и прощении на пути преодоления гнева. То есть гнев это сила невежества, его можно только более высокой силой, силой благости преодолеть.

01:23:10 Нетерпение это страсть?

01:23:18 Когда человек нетерпеливый ему нужно все быстрее быстрее, это страсть, а нетерпимый, который терпеть не может других людей, их убеждения - это уже скорее невежество. Это уже такие тонкости русского языка нетерпимость и нетерпеливость. Нетерпеливость, такая поспешность – это гуна страсти. Давайте-давайте быстрей-быстрей, я не могу ждать, мне некогда, это все гуна страсти. А когда я терпеть не могу другого человека нетерпим к его взглядам и так далее, это уже невежество, это уже не страсть.

01:23:58 Конечно привязанность это гуна страсти, из нее вытекает два следствия страх и гнев. Они оба в гуне невежества находятся. Потому что страх он же на невежестве основан. Правильно? То есть страх значит вы чего-то не знаете. Ну а что вы боитесь? Больше всего пугает неизвестность. Когда человеку сказали что-нибудь такое всё тебе там расстрел, он уже и успокоился. А когда он не знает что будет, вот эта неизвестность она его и томит. Поэтому страх всегда связан с невежеством. Я не знаю что будет, я этого боюсь. Я же говорил. Уже забыли?

01:24:43 Смотрите. Давайте приведу такой пример: вот земля, допустим парк, там деревья растут и вот а там какая-то кошка и какая-то собака. И вот собака начинает гнаться за кошкой. И кошка бежит, но собака её догоняет. Какое решение будет лучше для кошки? На дерево заскочить, потому что собака на дерево не залезает. Итак, пока они в одной плоскости собака догоняет кошку и может её разорвать. Поэтому для кошки единственное решение в другую плоскость, наверх. Заскочила и там сидит. Собака полаяла и убежала, потому что она достать её не может.

01:25:26 То есть это обозначает, что когда мы поднимаемся в более высокую гуну, в более высокое состояние, проблемы нас не могут достать. Потому что проблемы обитают только в сфере страсти и невежества в гуне благости проблем нет. Это безпроблемная сфера. А уже духовная реальность, её так и называют вайкунха, место где нет проблем. Это место не достижимо для проблем. Но даже если мы не достигли ещё полностью духовный реальности, гуна благости она уже безпроблемная. Поэтому точно такое решение, решение через возвышение сознания.

01:26:04 Альберт Эйнштейн говорил, что ни одна проблема не может быть решена на там уровне сознания, на котором она создана. То есть все решения проблем происходит через возвышение сознания. Страсть и невежество – это два состояния в которых мы создаем проблемы. В гуне благости проблемы начинают решаться. Потому что у нас знание, видение есть, понимание более тонких законов.

01:26:38 А может быть страх не присутствует и привязанность тоже фифти - фифти?

01:26:47 Ну привязанность, страх мы уже выяснили, что они впрямую связаны. Какие привязанности, такие и страхи. Сильные привязанности - сильные страхи, не сильные привязанности - не сильные страхи.

01:27:01 А гнев может быть больше в проценте, чем всё остальное. Такое бывает?

01:27:08 Бывает. Потому что я говорю, что есть индивидуальная судьба, допустим если мы рассмотрим еще конституцию человека, физиологическую, с точки зрения такого аспекта знания как аюрведы, аюрведическая наука о здоровье. Она говорит, что люди питта-доша или желчная конституция они наиболее гневливые. Потому что я говорил, эта желчь, она связана с гневом, то есть их легче всего прогневать можно. Потому что у них эта желчь, она у них активна всегда. И эта желчь она такую эмоцию порождает.

01:27:48 А если вата-доша больше?

01:27:50 Вата-доша, это люди более пугливые и раздражительные, чем гневливые. Раздражение и гнев это разные вещи. Раздражение такое поверхностно это воздушная природа. Воздух понимаете его легко колебать. А гнев, это это очень сильные эмоции это уже желчь поднимается и гнев он разрушительный Вата-доша, она такая больше пугливо-раздражительная, а если вы прогневали человека пита доши, то он прихлопнуть может. Реально гнев у него разрушительный.

01:28:22 А если не пугливый, то есть проявляются признаки Пита Доши. Капха-доша она как танк непробиваемая, то есть как в бронепоезде сидишь, не пробьешь. То есть это такие устойчивые люди в этом плане. Их вывести из себя очень сложно, потому что он тяжелый, но если вы его раскачали, потом не остановите. То есть если он инерцию уже набрал, тогда тоже будет трудно, как эти борцы сумо японские. Они такие как гиганты. Его не растолкаешь, но если он разошелся, то его уже не остановишь. Поэтому капха-доши она наиболее стабильная, устойчивая, они реже всего болеют. Но если они заболеют, они будут дольше всех выздоравливать, потому что у них вот эта инерция. Вата доши быстро заболевает, быстро выздоравливает, как ветер подул и успокоился мгновенно. А капха она такая устойчивая...
Ну хорошо сделаем перерыв

транскрибирование: Иван Макаров | 03 февраля 2022
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 17 февраля 2022