Внутренняя чистота

Аюрведа радио - 06 апреля 2007
Значение культуры в жизни человека. Западная культура и ведическая традиция. Варнашрама-дхарма. Брахманы. Кшатрии. Вайшьи. Шудры. Источники культуры. Влияние средств массовой информации на сознание человека. Самовоспитание. Чистота разума. Роль духовного учителя. Ответы на вопросы. Почему именно на Пасху принято красить и есть яйца? Как познакомиться с ведической культурой?
запись эфира для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:54:10 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 564 | скачано: 501 | избрано: 18
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:51 Здравствуйте, дорогие друзья. Мы с вами начинаем передачу прямого эфира «Аюрведа» радио. Наш цикл называется «Основы ведической культуры», тема «Принципы чистоты в ведической культуре». Я напомню, что в прошлый раз мы с вами (это было неделю назад) говорили о внешней чистоте, чистоте тела, чистоте жилища и т. д. И сегодня пойдёт речь о чистоте внутренней, то есть о чистоте нашего ума, чистоте сознания. 

Значение культуры в жизни человека

00:00:51 Вначале мне хотелось бы сказать несколько слов о значении культуры в жизни человека, сделать небольшое философское вступление. Какое преимущество даёт человеку культура: культура духовная или даже обычная, мирская? Человек культурный очень обаятелен, вежлив. Его уважают, ценят, продвигают по службе, приглашают в культурные общества, то есть нет никаких сомнений, что культура очень важна и даёт человеку большое преимущество, даже если это культура внешняя, культура поведения, и тем более культура духовная, то есть культура внутренняя, приносит человеку благо. Не столько благо быстро приходящее, материальное, сколько такое, которое в будущем может изменить в лучшую сторону всю его жизнь. 

00:02:13 В каждом обществе есть какая-то традиционная культура, но, кроме того, каждый человек имеет свободу в определённых доступных ему пределах выбрать ту или иную культуру, нетрадиционную, которую он считает более совершенной или более выгодной с материальной точки зрения. Например, в нашем, российском, обществе когда-то преобладала, до революции по крайней мере, православная культура, затем её сменила культура советская, и теперь она постепенно вытесняется культурой западной. То есть каждый человек имеет определённую свободу выбора, и несмотря на какую-то традицию, которая преобладает в обществе, он имеет право выбора. То есть может как-то усовершенствовать свою культуру, заменить её той, которую он считает более совершенной. 

00:03:25 И в качестве примеров идеального культурного человека можно привести героев произведений классики (скажем, дореволюционной России XVIII‒XIX вв.). Это герой Пушкина, можно привести в пример Евгения Онегина. У Лермонтова ‒ Печорин, автор неслучайно назвал своё произведение так знаменательно и очень симптоматично – «Герой нашего времени». И наконец можно привести в качестве примеров героев Льва Николаевича Толстого. Это мой любимый писатель из классической русской литературы. Толстой был большим поклонником ведической культуры. До сих пор в Ясной Поляне сохранились произведения ведической культуры: «Махабхарата» и «Рамаяна», которые изучал Лев Николаевич. И на страницах этих книг до сих пор есть его пометки. 

Постепенная деградация образа героя

00:04:42 Если мы возьмём советскую культуру шестидесятых, семидесятых годов, это годы моей молодости, то можно привести примеры таких замечательных героев, которых сыграли наши советские актёры: скажем, Баталов и Смоктуновский в фильме «Девять дней одного года», это примеры интеллигентов, но интеллигентов очень высокой внутренней, духовной, культуры, хотя они и различаются. Если Смоктуновский играл героя более традиционного, так сказать, конформиста, который не пытается выйти за рамки традиционной культуры, то Баталов играл роль революционера, человека очень высокой внутренней культуры, который, по сути, готов был пожертвовать своей жизнью на благо других людей.

00:05:52 Ещё один небольшой пример, но тоже очень знаменитый: актёр Тихонов, который сыграл в фильме «Доживём до понедельника» учителя истории. Тоже пример идеального советского интеллигента, который несёт внутреннюю чистоту своей души детям. Он неслучайно оказался на таком посту ‒ учителя истории. И своими замечательными уроками он помогает детям, школьникам: самым обычным, рядовым, юношам и девушкам, обрести эту внутреннюю чистоту, внутреннюю культуру. 

00:06:47 Ну, и если уже перейти к современным примерам, примерам западной культуры, которых мы видим на экранах телевизоров, которые смотрят наши дети. Надеюсь, взрослые более разумные и не тратят время на такую ерунду. Но это примеры уже негативные, примеры героев, которые ведут жизнь эгоистичную, жизнь чувственных наслаждений, в которой преобладает секс, а иногда ещё и хуже: насилие. Это уже мы видим примеры, которые можно отнести к разряду негативных. 

00:07:49 В чём суть положительной роли культуры? Исходя из этих примеров, можно сделать вывод, что это воспитание в человеке внутренней чистоты и бескорыстия. Негативные примеры ‒ это примеры героев эгоистичных, которые ставят свои какие-то личные интересы выше других, и напротив примеры самых разных эпох, начиная с дореволюционной России и до наших дней, ‒ это примеры личностей внутренне очень чистых, интеллигентных и бескорыстных. 

Сущность ведической культуры 

00:08:41 На наших семинарах мы рассматриваем древнюю ведическую культуру. Мы избрали её в качестве предмета изучения неслучайно, потому что это не просто древняя культура Индии, это древнейшая духовная культура человечества, которая является в каком-то смысле источником, родоначальником современной духовной культуры. Другие духовные культуры, христианские, мусульманские, появились уже гораздо позже. И чем характерна ведическая культура, внутренняя культура, то есть культура умонастроения, сознания и т. д.?

00:09:49 Как я уже упоминал, я несколько раз был в Индии, и в этом году три недели назад вернулся, тоже совершил небольшое путешествие. И я приведу вам примеры, которые видел во время этого своего пребывания и в предыдущие годы. Традиционная ведическая культура до сих пор ещё существует в Индии, по крайней мере в каких-то местах, скажем, в деревне, может быть, в городе её осталось меньше: в городе сейчас всё более популярна современная западная культура, мужчины там курят сигареты, пьют вино, женщины ходят в брюках, популярны западные боевики (кино с преобладанием насилия) и т. д. 

00:10:45 Но в индийской деревне до сих пор сохранилась традиционная ведическая культура, которая, собственно, является предметом нашего внимания. И для людей ведической культуры характерна открытость, доброжелательность, взаимопомощь. И это очень сильно отличает её от того, что видим мы в современной западной культуре, в которой очень часто присутствует эгоизм, зависть, тщеславие и т. д. 

00:11:26 Приведу в пример один случай (я услышал о нём на одной лекции), который произошёл у нас в России несколько лет назад. Это было зимой в средней полосе России. Один человек ехал на своей машине и проезжал мимо какого-то села. И где-то недалеко от села у него сломалась машина. Он не мог ехать, а день уже клонился к вечеру. Он вышел, закрыл свою машину и пошёл в эту близлежащую деревню, стал стучаться, чтобы его пустили, разрешили переночевать. И он стучал в один дом за другим. Стучал, и ему нигде ни открывали. Он практически прошёл все дома в деревне, и ни в одном доме ему не открыли дверь. И рано утром жители, когда вышли на улицу, нашли его замёрзшего. Это довольно-таки печальная, драматическая история, которая, насколько мне известно, невозможна в Индии. В Индии во многих домах, по крайней мере в деревне, двери вообще не закрываются. Люди живут, и там нет каких-то очень мощных дверей, запоров. Люди ведут очень простую, естественную жизнь и всегда готовы прийти на помощь. 

Варнашрама-дхарма

00:13:28 Мы с вами говорили о том, что ведическая культура (эта культура называется на санскрите словом «варнашрама») предполагает деление общества на четыре варны, четыре сословия: интеллектуальные ‒ брахманы, административные ‒ кшатрии, торговые  ‒ вайшьи и рабочий класс – шудры. И хотя это общество определённой иерархии, определённой градации, но в нём нет явной зависти, нет какого-то антагонизма, противостояния одного класса другому. Каждый удовлетворён на своём месте, исполняя свои обязанности. 

00:14:20 Мы с вами кратко разбирали это на наших беседах где-то два месяца назад, до моей поездки, но здесь стоит повторить, что каждый человек общества ведической культуры – варнашрамы ‒ был удовлетворён своей работой, своими обязанностями. То есть основной принцип ведической культуры заключается в том, что человек должен находиться на том месте, которое соответствует его качеству, его характеру.

Брахманы

00:15:00 Если это брахман, духовный какой-то человек, духовный лидер, философ, учёный, то он занимается этим, потому что ему это близко. И для брахманов характерны какие-то их обязанности, которые могут выполнять они, потому что у них есть для этого соответствующие качества. Они могут весь день изучать книги, священные писания, читать лекции, обучать людей. И в Ведах говорится, что брахманы должны обучать людей бескорыстно, то есть для того чтобы быть брахманом, человек должен быть готов вести очень скромный образ жизни и не требовать какой-то большой платы за свою помощь.

00:16:13 И это, разумеется, не каждый может. Может быть, людям нравится учить других, но если мы возьмём пример брахмана ведической культуры, то человек должен быть готовым учить других бескорыстно. То есть он настолько любит, настолько привязан вот к этому процессу, это настолько доставляет ему внутреннюю радость, что для него это не проблема. Он готов весь день изучать книги мудрости, Веды, а затем бескорыстно обучать других. 

Кшатрии

00:17:03 Ну, и, соответственно, другие классы. Кшатрии ‒ административный класс ‒ являются лидерами, руководителями общества. У них, разумеется, уже совсем другое положение: они имеют право взимать налоги с богатых людей ‒ вайшьев, не более 25% дохода, и они могут жить, имея все материальные удобства, но за это тоже приходится платить цену, потому что кшатрии должны защищать своих подданных. Если возникает какой-то конфликт, война, то кшатрии идут воевать. Они не просто руководят в том смысле, что руками водят, а они готовы брать в руки оружие и защищать своих подданных от врагов, противников. Это тоже не каждый может. 

Вайшьи

00:17:59 У вайшьев, у торгового класса, тоже есть свои аскезы, свои жертвы. У них должен быть достаточный разум, они должны уметь торговать, уметь делать деньги. Им тоже требуется достаточно высокий интеллектуальный уровень для того, чтобы этим заниматься, для того, чтобы обеспечивать всех людей тем, что им необходимо: продуктами питания, одеждой и т. д.

Шудры

00:18:30 Ну и, наконец, шудры – рабочий класс. Для них главная обязанность – это служение другим, то есть они должны служить другим классам. Они могут работать на какой-то работе, получать за это либо деньги, либо то, что им необходимо для жизни: продукты питания, одежду, жильё. И, соответственно, они этим довольны, им нравится работать, им нравится чувствовать себя полностью обеспеченными, защищёнными. И от них не требуется больших интеллектуальных способностей, интеллектуальных усилий, потому что служить всегда проще. Человек просто исполняет указание какого-либо брахмана – интеллектуала, либо кшатрия – руководителя, либо бизнесмена – вайшьи. И, соответственно, у шудры самая небольшая степень ответственности. Они отвечают только за самих себя, от них требуется исполнять обязанности и служить других варнам.

Взаимное уважение и культура варнашрамы

00:19:51 То есть в обществе ведической культуры каждый был удовлетворён, находясь на своём месте и исполняя свои обязанности. Не было вот этого антагонизма, этой враждебности, что позволяло обществу жить гармонично, развиваться и следовать принципам духовной ведической культуры. То есть общество варнашрамы ‒ это общество взаимного уважения, где каждый был достоин уважения и каждый получал уважение от окружающих, потому что он исполнял свои обязанности и служил тем самым другим. 

00:20:43 В отличие от этого в современной западной материалистической культуре бытует понимание, что человек в жизни должен чего-то достичь. Достичь какого-то положения в обществе, достичь богатства, достичь какого-то высокого положения в научном мире, скажем, если это учёный. То есть на первое место ставится не исполнение своих предписанных обязанностей, а достижение каких-то материальных результатов, то есть: что я с этого буду иметь? Так вот, в обществе ведической культуры как раз было наоборот: результаты были не так важны, сколько важна была дхарма. Есть разные варианты перевода, но основной перевод ‒ это долг, обязанность перед обществом. Это основа благополучия. И есть такая поговорка в Ведах, что если человек защищает дхарму, следует дхарме, то дхарма будет защищать его. То есть если человек строго следует своему долгу, то он будет находиться под защитой судьбы. 

00:22:20 И этот идеал западной культуры, предполагающий, что человек должен в жизни чего-то достичь, очень ограничен, глуп и примитивен. Чего бы человек не достиг в материальной жизни, он всё потеряет в момент смерти. Даже если он оставит своим потомкам прекрасный дворец, но не даст им духовного знания, не даст им духовной культуры, то его потомки могут всё растратить и опуститься, даже деградировать. И всё это богатство не принесёт им счастья. Кстати, в Библии есть знаменитое изречение: «Не копите сокровища на земле, где ржа истребляет и вор крадёт. Копите себе сокровище на небесах, там ржа не истребляет и вор не крадёт». 

00:23:25 То есть в основе культуры лежит, конечно, культура взаимоотношений. На самом деле, в обществе ведической культуры люди начиная с детства учатся как им относиться к другим людям, как уважать других людей, начиная со своих родителей. Первый урок, который получают дети: они учатся почитать своих родителей. 

Источники культуры 

00:23:58 Мы с вами говорили о принципах ведической культуры. Один из принципов ‒ это почитание старших. Это, собственно, начало, это основы духовной культуры: человек учится почитать старших, своих родителей, учителей и т. д. Каким же образом это достигается? Каким образом представители, члены ведической традиции, ведической культуры обретали её? В первую очередь через воспитание и через общую атмосферу. Если в обществе преобладает данная культура, то человек автоматически находится под влиянием. Если у нас в современной культуре преобладают одни идеалы, одни ценности, то естественно, что дети, наименее защищённый класс, впитывают в себя эти ценности, эти представления, которые преобладают вокруг. Если кругом все курят, то, естественно, у ребёнка возникает вопрос: почему мне нельзя курить? Если все выпивают, то нет смысла удивляться, что дети начинают употреблять наркотики. 

00:25:30 То есть, с одной стороны, идёт воспитание целенаправленное: со стороны родителей, со стороны учителей, с другой стороны ‒ дети сами находятся под влиянием этой атмосферы, которая их воспитывает, атмосферы, которая преобладает на улице, в школе, в кино. И огромнейший «источник культуры» ‒ это СМИ – средства массовой информации. Особенно телевизор. И, к сожалению, современное телевидение не является проводником высшей, духовной, культуры. Есть отдельные программы, в которых людям пытаются прививать какие-то ценности духовные. Скажем, канал «Культура». Но это не столько правило, сколько исключение. В основном на большинстве каналов, а их сейчас несколько десятков, людям предлагают совсем другие ценности, совсем другую культуру, о которой мы с вами говорили: культуру эгоизма, тщеславия, насилия, секса и т. д. 

00:26:54 Поэтому не стоит удивляться, что человек, смотря такой «источник культуры», тоже подвергается этому влиянию и постепенно перенимает эти ценности. Вопрос о нашем телевидении, о том, что оно нам даёт, какие ценности прививает молодёжи, поднимался даже в Государственной думе. Но, к сожалению, реальность нашей жизни такова, что мы имеем то, что имеем, что вот эти идеалы духовной культуры приходится искать самим. Их не так легко получить в жизни, их далеко не всегда дают в школе, в институте. Далеко не все учителя подобны герою Вячеслава Тихонова из фильма «Доживём до понедельника». 

00:28:05 И поэтому человеку нужно проявлять активность. Человеку нужно стремиться к тому, чтобы обрести духовную культуру, чтобы обрести чистоту ума, чистоту своего сознания и попытаться каким-то образом защититься от негативного влияния западной культуры, которая атакует нас со всех источников, в первую очередь с телевидения, и т. д. 

00:28:49 То есть человек должен прикладывать усилия. Любая культура подразумевает воспитание, и в том числе ‒ самовоспитание. Потому что если у человека нет желания обрести какую-то высшую культуру, высшие ценности, то можно очень долго его воспитывать, что-то ему объяснять, но когда он выйдет из-под нашего влияния, когда он будет предоставлен сам себе, он, естественно, вернётся к тем представлениям, тем идеалам, которые у него есть внутри. И здесь очень важен уже более высокий уровень ‒ это уровень нашего разума. То есть мы с вами в следующей части беседы перейдём к чистоте разума, чистоте цели. 

Чистота разума

00:29:59 Если вы знаете, я по-моему упоминал в предыдущих беседах, что в Бхагавад-Гите говорится о том, что наше сознание состоит из нескольких уровней. Самый первый уровень ‒ это чувственное восприятие. Через чувства мы воспринимаем мир: видим, слышим, обоняем, осязаем и т. д. Следующий уровень ‒ ум, то есть наше мышление, настроение. И более высокий уровень – это разум, или интеллект, который можно сравнить с программой действий. Если ум можно уподобить компьютеру, который принимает какие-то решения, производит какие-то операции, управляет чувствами, то разум ‒ это программа компьютера. То есть мы должны стремиться к тому, чтобы в этом процессе самовоспитания, самообразования обрести правильную программу, правильное, иными словами, знание, которое поможет нам жить в этом мире. И это уже достигается через то, что мы получаем от своих учителей, то есть понимание смысла человеческой жизни. 

00:31:30 Я упоминал об афоризме, который находится в начале «Веданта-сутры»: «Атхато брахма-джиджнаса» ‒ «Теперь в человеческой жизни пора спросить, что такое Истина». То есть человек разумный, гомо сапиенс, должен поставить вопрос: в чём высшая истина, в чём смысл моей жизни? Потому что, как мы упоминали, чего бы человек не достиг материального: богатства или положения, или даже учёности ‒ всё это будет потеряно в момент смерти. Но что же остаётся? Остаётся то, что мы есть, что является нашей постоянной природой, а не временной. И это самое начало Бхагавад-Гиты. 

00:32:23 По мере того, как душа живёт в теле от детства к юности до глубокой старости, она аналогично переходит в новое тело после смерти. То есть мы должны понимать, что наша природа нематериальна, что наше тело, даже наш ум, ‒ это временные оболочки. Тело меняется в момент смерти, тело меняется в течение всей жизни. Оно полностью меняется в момент смерти. Наш ум тоже меняется. Мы тоже проходим какой-то процесс образования, воспитания, и меняются наши качества, наши представления. И наша постоянная природа – это духовная природа. Природа нашей души, нашего осознания себя как личности. Человек осознаёт себя или как внешнее материальное тело, материальное сознание, которое диктуется ложным эго («Аханкара» на санскрите), или есть духовное понимание, которое на санскрите называется «Ахам Брахмасми» ‒ «Я есть дух».

00:33:29 То есть человек должен понимать свою духовную природу, и это автоматически даёт ему систему ценностей. Он должен понимать, что система ценностей должна в основе иметь какие-то духовные представления, что для него не столько важны какие-то материальные, внешние атрибуты, сколько важно то духовное знание, то духовное понимание, которое он обрёл, которое он получил от своих учителей, своих наставников. Это возможно через духовное образование, и, к великому сожалению, оно не даётся ни в школе, ни в институте. Только, может быть, в духовной семинарии, духовной академии, специальных духовных заведениях. И, как я упоминал вам, в Москве в течение 15 лет действовала духовная школа ‒ Бхактиведанта гурукула, в которой я где-то около трёх с половиной лет преподавал. Но, к сожалению, таких заведений очень мало, и под тем предлогом, что у нас не разрешается религиозное образование в государственной школе, как правило, этого духовного образования дети не получают. Но, может быть, можно и согласиться с тем, что не очень правильно давать какое-то конфессиональное обучение в государственной школе, но, в любом случае, необходимо давать детям общие принципы духовной жизни, духовной культуры. 

00:35:21 Я попытался в своём небольшом семинаре на примере ведической культуры выделить наиболее важные, наиболее общие принципы духовной жизни. Что такое духовная жизнь? Что такое душа? В любой религии, любой конфессии есть эти понятия: понятие души, понятие Бога и т. д. И, соответственно, с нашей точки зрения, детям необходимо давать эти азы. Это основное понимание принципов духовной жизни, духовной культуры. 

Роль духовного учителя

00:36:01 И в заключение я скажу несколько слов о роли духовного учителя (на санскрите называется «Гуру»). Но, разумеется, и в других традициях: христианстве, мусульманстве, тоже есть понятие духовного учителя, духовного наставника, без которого духовное знание, по сути, невозможно. В Бхагавад-Гите говорится, что человек должен обратиться к духовному учителю, стараться ему услужить, задавать ему вопросы, потому что благодаря этому он может обрести духовное знание. Это очень знаменитый стих 34 из главы 4 Бхагавад-Гиты, который, как раз, называется «Духовное знание»: «Обратись к духовному учителю, смиренно задавай ему вопросы и старайся услужить. Самопознавшая личность способна дать тебе знание, ибо она видит истину».

00:37:04 И наше Аюрведа-радио, наше направление ведической культуры обязаны своим возникновением духовному учителю Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который является представителем так называемой ученической преемственности. Оно называется на санскрите «гуру-парампара», то есть преемственность духовных учителей, которые являются проводниками этого духовного знания, передающегося от учителя к ученику, от учителя к ученику, от учителя к ученику и т. д. Оно идёт из глубины веков и доходит до наших дней. 

00:37:49 И Бхактиведанта Свами Прабхупада, следуя рекомендации своего духовного учителя, в 1965 году приехал из Индии в Америку и в течение нескольких лет осуществлял вот эту уникальную миссию: проповедь ведической культуры. Вначале молодежи, хиппи, потом постепенно этим интересовалось всё больше и больше людей, стали интересоваться серьёзные люди, интеллигенция, учёные, деятели культуры, представители администрации, руководящего класса. И сейчас эта традиция распространяется по всему миру.

00:38:42 Бхактиведанта Свами Прабхупада побывал в России в 1971 году. Он был несколько дней в Москве, познакомился с молодым человеком Анатолием Пиняевым, который интересовался Индией, интересовался духовной культурой. И в течение нескольких дней они общались, и в результате этого общения Анатолий Пиняев понял основные принципы ведической культуры, и я, в свою очередь, с ним встретился в конце 1979 года, и он был первым моим наставником, который рассказал об этой уникальной ведической традиции, которая (как я уже говорил, но я ещё раз подчеркну, не является достоянием только Индии) является древнейшим духовным знанием, данным человечеству свыше. 

00:39:42 И от нас зависит воспользоваться этим знанием и применить его в своей жизни или как-то пройти стороной и просто плыть по течению, смотреть телевизор и, соответственно, жить согласно так называемой западной культуре, которая, по сути, не несёт человеку какого-то духовного блага. Может быть, материальные блага, может быть, учит человека жить и зарабатывать деньги, но не даёт духовных ценностей. 

00:40:23 Вот этим я хочу закончить свою беседу о принципах чистоты в ведической культуре, в ведической традиции. И сегодня мы с вами говорили о принципах внутренней культуры, чистоты нашего сознания. Я напоминаю, что в эфире Критский Владимир Георгиевич, сотрудник Московского института Бхактиведанты. Я приглашаю наших уважаемых радиослушателей, радио «Аюрведа» задавать свои вопросы. Вы можете посылать нам какие-то вопросы на наш сайт torsunov.ru или звонить по телефону. Передо мной лежит телефон 89165916817 (уже не актуальный). Ещё раз спасибо за внимание, мы ждём ваших вопросов. 

Ответы на вопросы

Почему именно на Пасху принято красить и есть яйца?

00:41:34 Вам тоже спасибо, Андрей, за ваш вопрос, хотя он, действительно, не то что бы не по теме, но не совсем по теме. Это христианская традиция, и я, честно говоря, точно не знаю её историю. Почему именно на Пасху принято красить и есть яйца? Хотя я слышал, что такая история существует, и в каждой культуре есть свои традиции и свои обычаи, а можно условно духовное знание подразделить на два раздела: знание абсолютное, Абсолютная Истина, и знание относительное, которое применимо к конкретным историческим условиям, которое не является вечным. 

00:42:38 Мы с вами говорили о каких-то принципах ведической культуры, и я не всегда это подразделял, но сейчас, видимо, нужно это сделать. Основные философские положения ведической традиции уникальны тем, что они не безотносительны каких-то исторических условий, какой-то страны, нации и т. д. Это вечная обязанность человека. Как раз в сегодняшней лекции я упоминал это понятие дхармы. Вечная дхарма живой души – обязанность по отношению к Высшему Разуму, к Верховной Личности Бога. И в различных традициях есть какие-то конкретные проявления этих обрядов, этих традиций, которые уже имеют ту или иную форму. 

00:43:46 Например, в ведической традиции принято почитание коров. Может, вы слышали, что корова считается священным животным. И в определённые дни коров красиво наряжают, вешают на них гирлянды, кормят их вкусной пищей. Есть и другие традиции, связанные с поклонением священным деревьям: дереву баньян и т. д. И то же самое в христианской традиции: есть какие-то вещи, вот как вы привели пример: освящать куличи в Пасху, на праздник Воскресенья. И, разумеется, тут есть какая-то история, какая-то традиция, которая связана с жизнью Иисуса Христа или его учеников, которая имеет значение для всех верующих христиан. 

00:44:54 И в каждой культуре есть какие-то правила, которые не являются абсолютными, которые имеют смысл в одной культуре, но не совсем понятны представителям другой культуры. Я вам привел пример каких-то вещей, которые есть в ведической традиции. И мы в своих беседах старались как-то особо не рассматривать эти относительные принципы, которых очень много, но они менее интересны и не очень понятны представителям других культур, других народов, других национальностей. Вот так я могу ответить на ваш вопрос. Я не христианин, я никогда не был христианином, и хотя я читал Библию, у меня никогда не было какого-то наставника христианина. Может быть, если б было такое, может быть, я бы знал историю этого обычая. 

00:46:05 То, что в ведической традиции не едят яйца, то это да, это правильно. Яйца считаются не очень чистой пищей. Это зародыши будущего организма, будущего цыплёнка. И поэтому это почти то же самое, что есть мясо. В Ведах не рекомендуется есть мясо. Мясная пища считается нечистой. Это, кстати, есть и в христианской традиции, например, во всех монастырях монахи ‒ строгие вегетарианцы, они тоже не едят мясо. Хотя это почему-то не очень рекламируют, но, на самом деле, так же, как на посты (Великий пост и другие) мясная пища исключается, в христианских монастырях тоже полностью исключается мясная пища. Монахи не едят её потому, что мясная пища очень нечистая, она очень затрудняет духовный прогресс, духовное продвижение

00:47:03 Вот так, общими словами, я могу ответить на ваш вопрос, потому что конкретной истории этого обычая я не знаю. Но как это понимать, как к этому относиться ‒ это конкретное правило, традиция христианской культуры, и представителям другой культуры она не очень понятна и не очень естественна. Спасибо. 

Как познакомиться с ведической культурой?

00:47:41 В институтах только на каких-то специальных отделениях изучается какая-то индийская традиция, и не всегда она подаётся достаточно объективно, авторитетно. Я уже говорил о том, что ведическая культура ‒ это не просто индийская культура, это древнейшая культура всего человечества. Именно поэтому она интересна для всех.

00:48:17 Если вы ещё не читали какие-то книги, то реально, что вы можете достать, это Бхагавад-Гиту. Есть несколько изданий Бхагавад-Гиты, и самое лучшее, если вы достанете книгу «Бхагавад-Гита как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады, о котором я уже упоминал на сегодняшней лекции, он выполнил эту уникальную задачу ‒ вынести ведическую культуру за пределы Индии, потому что она принадлежит не только Индии, но и всему миру.

00:48:57 Эту Бхагавад-Гиту можно где-то достать, можно позвонить во внеэфирное время на радио «Аюрведа», и мы вам поможем её достать. Она продаётся, например, в ведическом культурном центре по адресу: Ленинградский проспект, дом 39. Это недалеко от метро «Динамо». Но проще вам дозвониться на наше радио, и мы вам просто поможем её достать.

00:48:41 Есть также издание «Махабхараты» ‒ более такое обширное представление ведической культуры, но «Махабхарату» достать практически невозможно: настолько это редкое библиографическое издание. Оно, во-первых, очень объёмное, многотомное, но в принципе, если вы любите такие длинные романы, многосерийные, то можно её прочитать, там излагаются самые различные аспекты ведической культуры. 

00:50:01 И третья книга, которую я вам рекомендую, называется «Шримад-Бхагавадам». Это уже гораздо более подробное, чем Бхагавад-Гита, представление ведической культуры и философии. И её можно достать из того же источника, в этом же центре ведической культуры: Ленинградский проспект, дом 39, или через наше радио. Для начала достаточно прочитать первый том. Первый том называется «Познание науки о Боге». Вот видите, название само очень интересное, очень захватывающее. И в предисловии сопоставляется понятие Бога и понятие Абсолютной Истины. То есть, с точки зрения философии, эти понятия не совсем равнозначные, каждый имеет свои аспекты.

00:51:00 Вот то, что я могу вам рекомендовать почитать, ну и плюс, конечно, наше радио «Аюрведа» пытается представить ведическую культуру, причём в наиболее практических аспектах, начиная с медицины, то есть здоровья тела. Потому что для каждого человека здоровье очень дорого. Сколько бы мы не говорили о душе, о вечности нашей духовной жизни, в конце концов, тело для каждого очень дорого, потому что у каждого из нас такое впечатление, что мы живём только один раз, что если с телом что случится, то всё закончится, хотя это, разумеется, не так.

00:51:45 Тело ‒ всего лишь временная оболочка. Но как бы то ни было, мы оказались в этой оболочке по своей карме, и мы должны научиться правильно её использовать: содержать её в чистоте, порядке, чтобы оно было здоровым и не мешало выполнению нашей главной жизненной задачи. Поэтому сама тема Аюрведы, то есть ведического здоровья, очень благоприятна для понимания смысла ведической культуры. Аюрведа ‒ пример синтеза теории и практики: с одной стороны, есть очень возвышенная и красивая ведическая философия, которая объясняет науку об Абсолютной Истине, с другой стороны ‒ есть чисто практическое знание, о котором мы говорили в прошлой беседе, о гигиене тела.

00:52:36 Таким образом, человек должен реально жить в этом мире, чтобы как можно меньше страдать и больше радоваться жизни, и причём радоваться в позитивном смысле. Не радоваться детской, наивной какой-то радостью, а радостью мудреца. На самом деле у нас есть основания, чтобы радоваться. Об этом еще, кстати, говорил Иисус Христос: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах», то есть по своей изначальной духовной природе мы вечны. Тело временно, но смертью тела жизнь не кончается. И душа по своей природе вечна, полна знания, обладает духовным знанием, и она полна счастья и блаженства, потому что именно такова изначальная духовная природа. 

00:53:40 Таковы мои простые рекомендации в плане изучения. Конечно, нужно начать с Бхагавад-Гиты. А в практическом плане можно слушать радио «Аюрведа» и пытаться следовать тем указаниям, которые дают специалисты и преподаватели нашего радио. Так я могу ответить на ваш вопрос, Виктор. Спасибо. 

транскрибирование: Алексей Вересов | Санкт-Петербург | Россия | 14 января 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 28 июня 2020
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 28 июня 2020