Внутренняя чистота

Аюрведа радио - 06 апреля 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:54:10 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 517 | скачано: 439 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Здравствуйте дорогие друзья. Мы с вами начинаем передачу прямого эфира Аюрведа-Радио. Наш цикл называется: «Основы ведической культуры». И тема это - «Принципы чистоты в ведической культуре». Я напомню, что в прошлый раз мы с вами (это было неделю назад) говорили о внешней чистоте, чистоте тела, чистоте жилища, и т.д. И сегодня пойдет речь о чистоте внутренней, чистоте нашего ума, чистоте сознания.

00:00:51 В начале мне хотелось бы сказать несколько слов о значении культуры в жизни человека, как небольшого философского вступления. Какое преимущество дает человеку культура? Культура духовная или даже обычная мирская. Человек культурный очень обаятелен, вежлив. Его уважают, ценят, продвигают по службе, приглашают в культурные общества, т.е нет никаких сомнений, что культура очень важна и дает человеку большое преимущество, даже если это культура внешняя, культура поведения, и тем более культура духовная, т.е. культура внутренняя приносит человеку благо. Не столько благо, так сказать, быстро приходящее, материальное, сколько в будущем может изменить в лучшую сторону всю его жизнь.

00:02:13 В каждом обществе есть какая-то традиционная культура, но кроме того каждый человек имеет свободу в определённых доступных ему приделах выбрать ту или иную культуру. Не традиционную, которую он считает более совершенной, или более выгодной, с материальной точки зрения. Например, в нашем российском обществе когда-то преобладало, до революции, по крайней мере, православная культура. Затем её сменила культура советская. И теперь она постепенно вытесняется культурой западной.

00:03:00 Т.е. каждый человек имеет определённую свободу выбора, и не смотря на какую-то традицию, которая преобладает в обществе, он имеет право выбора. Т.е. изменить, как-то усовершенствовать свою культуру на ту которую он считает более совершенной.

00:03:25 И в качестве примера, в таких вот образцов идеального культурного человека можно привести героев произведений классики (скажем дореволюционной России XIX-XIV веков). Это, скажем, герой Пушкина. Ну, можно привести пример Евгения Онегина. У Лермонтова - Герой нашего времени - Печорин, которого он не случайно и назвал это произведение очень знаменательно и очень симптоматично – «Герой нашего времени». Ну и, наконец, можно привести в качестве примеров героев Льва Николаевича Толстого. Это мой любимый писатель из классической русской литературы. И толстой был большим поклонником ведической культуры. До сих пор в Ясной Поляне сохранились произведения ведической культуры: Махабхарата и Рамаяна, которые изучал Лев Николаевич. И на страницах этих книг до сих пор его пометки.

00:04:42 Если мы возьмем советскую культуру, скажем шестидесятых, семидесятых годов. Это годы моей молодости. То можно привести примеры таких замечательных героев, которые сыграли наши советские актеры. Скажем, Баталов и Смоктуновский в фильме «Девять дней одного года». Примеры таких, как бы, интеллигентов, но интеллигентов очень высокой внутренней духовной культуры. Хотя они и различаются. Если Смоктуновский играл героя более традиционного, более, так сказать, привычного конформиста, который не пытается выйти за рамки традиционной культуры, то Баталов играл роль революционера, человека очень высокой внутренней культуры, который, по сути готов был пожертвовать своей жизнью на благо, так сказать, других людей.

00:05:53 Ну ещё один небольшой пример, но тоже очень знаменитый, актера Тихонова, который сыграл в фильме: «Доживем до понедельника» учителя истории. Тоже пример такого, как-бы, идеального русского, советского интеллигента, который несет вот эту внутреннюю чистоту своей души детям. Он не случайно оказался на таком посту учителя - учителя истории. И своими, как-бы, замечательными уроками он помогает детям, школьникам. Самым обычным, рядовым, так сказать, юношам, девушкам обрести эту внутреннею чистоту, внутреннею культуру.

00:06:49 Ну и если уже перейти к современным примерам, примерам западной культуры, которые мы видим на экранах телевизоров, которые смотрят наши дети. Надеюсь, взрослые более разумные и не тратят время на такую ерунду. Но это примеры уже негативные, героев, которые ведут жизнь эгоистичную достаточно, чувственных наслаждений в которых преобладает секс иногда ещё и хуже, насилие. Это уже явно мы видим примеры, которые можно отнести к разряду негативных.

00:07:51 В чем суть положительной роли культуры? Ведь, исходя из этих примеров, можно сделать вывод, что это воспитание в человеке внутренней чистоты и бескорыстия. Негативные примеры - это примеры героев эгоистичных, которые ставят свои какие-то личные интересы выше других. И напротив, примеры самых разных эпох, начиная до революционной России кончая наших дней. Это примеры личностей очень внутренне чистых, интеллигентных и бескорыстных.

00:08:43 На наших семинарах мы рассматриваем древнюю ведическую культуру. Мы избрали её в качестве предмета изучения неслучайно, потому что это культура не просто древняя культура Индии. Это древнейшая духовная культура человечества, собственно, которой является в каком-то смысле источником, родоначальником современной духовной культуры. Другие духовные культуры - это христианские, мусульманские появились уже гораздо позже. И чем характерна ведическая культура, ну особенно с темой нашей сегодняшней беседы, внутренняя культура, т.е культура умонастроения, сознания и т.д.

00:09:53 Как я уже упоминал, я несколько раз был в Индии. И в этом году три недели назад вернулся, тоже совершил небольшое путешествие. И я приведу вам примеры, так сказать, которые видел в это своё пребывание и в предыдущие годы. Что для традиционной ведической культуры, которая до сих пор ещё существует в Индии. Ну по крайней мере в каких-то местах, скажем в деревне, может быть в городе её осталось меньше. В городе сейчас всё более популярна современная западная культура. Мужчины там курят сигареты, пьют вино. Женщины ходят в брюках. Западные боевики и т.д.

00:10:54 Но в индийской деревне до сих пор сохранилась вот эта традиционная ведическая культура, которая, собственно, является предметом нашего внимания. И для людей ведической культуры характерна открытость, доброжелательность, взаимопомощь. И это очень сильно отличает её от того что видим мы в современной западной культуре, в которой очень часто присутствует эгоизм, зависть, тщеславие и т.д.

00:11:33 Один небольшой пример, который мне рассказали, я его услышал на одной лекции, который случился у нас в России несколько лет назад. Это произошло зимой в средней полосе России. Один человек ехал на своей машине и проезжал мимо какого-то села. И где-то недалеко от села у него машина сломалась, застряла. Он не мог ехать. А дело уже клонилось к вечеру. Он вышел, закрыл свою машину, и пошел в эту близлежащую деревню, и стал стучаться, что бы его пустили, разрешили переночевать. И он стучал в один дом за другим. Стучал и ему нигде ни открывали. Он практически прошел все дома в деревне. И не в одном доме ему не открыли дверь. И рано утром жители, когда вышли на улицу, нашли его замершего.

00:12:50 Это довольно таки печальная драматическая история, которая, на сколько мне известно, невозможна в Индии. В Индии во многих домах, по крайней мере в деревне, двери вообще не закрываются. Люди живут, и там собственно, и нет каких-то очень мощных дверей, заборов. Люди ведут очень такую простую естественную жизнь. И всегда готовы прийти на помощь.

00:13:33 Мы с вами говорили о том, что ведическая культура, это культура называется на санскрите словом «Варнашрама». Деление общества на четыре варны, четыре сословия. Интеллектуальные – брахманы. Административные – кшатрии. Торговые – вайшьи. И рабочий класс – шудры. И это общество… хотя это общество определённой иерархии, определённой градации, но в нем нет явной зависти. Нет какого то антагонизма, противостояния одного класса другому. Каждый удовлетворен на своем месте, исполняя свои обязанности.

00:14:23 Мы с вами кратко разбирали это на наших беседах где-то два месяца назад. До моей поездки. Но здесь это стоит повторить. Что каждый человек общества ведической культуры – варнашрамы - был удовлетворен своей работой, своими обязанностями. Т.е. основной принцип ведической культуры в том, что человек должен находиться на том месте, которое соответствует его качеству, его характеру. Если этот брахман, духовный какой-то человек, духовный лидер, философ, ученый, то он занимается этим, потому что это ему близко. И для брахманов характерны какие-то их обязанности, которые могут выполнять они. Потому что у них есть для этого соответствующие качества. Они могут весь день изучать книги, священные писания, читать лекции, обучать людей. И причем, говорится в ведах что брахманы должны обучать людей бескорыстно. Т.е. для того что бы быть брахманом человек должен быть готов вести очень скромный образ жизни. И не требовать какой-то большой платы за свою помощь. И это, разумеется, не каждый может. Может быть людям нравится учить других. Но если мы возьмем пример брахмана ведической культуры, то человек должен быть готовым учить других бескорыстно. Т.е., он на столько любит, на столько привязан вот к этому процессу. Это настолько доставляет ему внутреннюю радость, что для него это не проблема. Он готов весь день изучать книги мудрости, Веды. А затем бескорыстно обучать других.

00:17:08 Ну и соответственно и другие классы. Кшатрии – административный класс. Которые являются лидерами, руководителями общества. У них разумеется уже совсем другое положение. Они имеют право взымать налоги с богатых людей вайшей. Не более 25% дохода. И они могут жить, имея все материальные удобства. Но за это тоже приходится платить цену, потому что кшатрии должны защищать своих подданных. Если возникает какой-то конфликт, война, то кшатрии идут воевать. Они не просто руководят [не разборчиво] руками водят. Они готовы брать в руки оружие и защищать своих подданных от врагов, противников. Это тоже не каждый может.

00:18:04 Ну и, наконец, у вайши, у торгового класса тоже есть свои аскезы, свои жертвы. У них должен быть достаточный разум. Они должны уметь торговать, уметь делать деньги. И тоже требуется достаточно высокий интеллектуальный уровень для того что бы этим заниматься, для того что бы обеспечивать всех людей тем что им необходимо: продуктами питания, одеждой и т.д.

00:18:36 Ну и, наконец, шудры – рабочий класс. Для них главная обязанность – это служение другим. Т.е. они должны служить другим классам. Они могут работать на какой-то работе. Получать за это либо деньги, либо они получают то, что им необходимо для жизни, продукты питания одежду, жильё. И соответственно они этим довольны. Им нравится работать. Им нравится чувствовать себя полностью обеспеченным, защищенным. И от них не требуется больших интеллектуальных способностей, интеллектуальных усилий, потому что служить всегда проще. Человек просто исполняет указание какого-то либо брахмана – интеллектуала, либо кшатрия – руководителя, либо бизнесмена – вайши. И соответственно у шудры самая небольшая степень ответственности. Они отвечают только за самих себя, от них требуется исполнять обязанности и служить других варнам.

00:19:55 Т.е. в обществе ведической культуры каждый был удовлетворен, находясь на своем месте и исполняя свои обязанности. Не было вот этого, так сказать, антагонизма, этой враждебности. Что позволяло обществу жить гармонично, развиваться. И следовать принципам духовной ведической культуры. Т.е. общество варнашрамы - это общество взаимного уважения, где каждый был достоин уважения и каждый получал уважение от окружающих, потому что он исполнял свои обязанности и служил тем самым другим.

00:20:49 В отличии от этого в современной западной материалистической культуре бытует понимание, что человек в жизни должен чего-то достичь. Достичь какого-то положения в обществе. Достичь богатства. Достичь, там я не знаю, какого-то высокого положения в научном мире, скажем, если это ученый. Т.е. на первое место ставится не исполнение своих предписанных обязанностей, а достижение каких-то материальных результатов. Т.е. что я с этого буду иметь. Так вот, в обществе ведической культуры как раз было наоборот. Результаты были не так важны, сколько важна была… есть такой термин на санскрите «Дхарма» т.е. дхарма, есть разные варианты перевода, но основной перевод это долг. Его обязанность перед обществом. Это основа его благополучия. И есть такая поговорка в ведах, что если человек защищает дхарму, следует дхарме, то дхарма будет защищать его. Т.е. если человек строго следует своему долгу, то он будет находиться под защитой судьбы.

00:22:25 И вот этот вот идеал западной культуры, что человек должен в жизни чего-то достичь - очень ограничен, очень глуп и примитивен. Чего-бы человек не достиг в материальной жизни, он всё потеряет в момент смерти. Даже если он оставит своим потомкам прекрасный дворец, но не даст им духовного знания, не даст им духовной культуры, то его потомки могут всё растратить и опуститься, даже деградировать. И все это богатство не принесет им счастья. Как, кстати, в библии есть знаменитое изречение: «Не копите сокровища на земле, где ржа истребляют и вор крадет. Копите себе сокровище на небесах, там ржа не истребляет и вор не крадет».

00:23:30 Т.е. в основе культуры лежит, конечно, культура взаимоотношений. На самом деле в обществе ведической культуры люди, начиная с детства учатся как им относиться к другим людям, как уважать других людей, начиная со своих родителей. Первый урок, который получают дети, это они учатся почитать своих родителей.

00:24:04 Мы с вами говорили о принципах ведической культуры. Один из принципов это почитание старших. Это, собственно, начало. Это основы духовной культуры, что человек учится почитать своих старших, своих родителей, своих учителей и т.д. Если задать вопрос, каким образом это достигается, каким образом представители, члены ведической традиции, ведической культуры обретали её? В первую очередь через воспитание, ну и так же через общую атмосферу. Если в обществе преобладает данная культура, то человек автоматически находится под влиянием. Если у нас в современной культуре преобладают одни идеалы, одни ценности, то, естественно, что дети, наименее защищенный класс. Они впитывают в себя эти ценности, эти представления, которые преобладают вокруг. Если кругом все курят, то естественно у ребенка возникает вопрос: «почему мне нельзя курить?». Если все выпивают, то, тоже самое, нет смысла удивляться, почему дети начинают употреблять наркотики.

00:25:40 Т.е. с одной стороны идет воспитание целенаправленное, со стороны родителей, со стороны учителей. С другой стороны дети сами находятся под влиянием вот этой атмосферы, которая их воспитывает, атмосферы, которая преобладает на улице, в школе, в кино. И огромнейший источник культуры, в кавычках, это СМИ – средства массовой информации. Особенно телевизор. И, к сожалению, современное телевидение не является проводником высшей духовной культуры. Есть отдельные программы, в которых людям пытаются прививать какие-то ценности духовные. Скажем, пятый канал, культура. Но это не столько правило, сколько исключение. В основном на большинстве каналов, а их сейчас несколько десятков, людям предлагают совсем другие ценности, совсем другую культуру, о которой мы с вами говорили. Культуру эгоизма, тщеславия, насилия, секса и т.д.

00:27:01 По этому не стоит удивляться, что человек смотря такой источник культуры, в кавычках, тоже подвергается этому влиянию и постепенно перенимает эти ценности. Вопрос о нашем телевидение, о том, чего оно нам дает, какие ценности прививает молодежи, поднимался даже в государственной думе. Но, к сожалению, реальность нашей жизни такова, что мы имеем, то что имеем. Что вот эти идеалы духовной культуры приходится искать самим. Их не так легко получить в жизни. Их далеко не всегда дают в школе, в институте. Далеко не все учителя подобны Вячеславу Тихонову из фильма «Доживем до понедельника».

00:28:13 И поэтому человеку нужно проявлять активность. Человеку нужно стремиться к тому, чтобы обрести духовную культуру. Что бы обрести чистоту ума, чистоту своего сознания и попытаться каким-то образом защититься от этого влияния, негативного влияния западной культуры, которая атакует нас со всех источников. В первую очередь с телевидения и т.д.

00:28:56 Т.е. человек должен прикладывать усилия. Любая культура подразумевает воспитание и в том числе самовоспитание. Потому что, если у человека нет желания, нет желание обрести какую-то высшую культуру, высшие ценности, то можно очень долго его воспитывать, что-то ему объяснять, но когда он выйдет из под нашего влияния, когда он будет предоставлен сам себе. Он, естественно, вернется к тем представлениям, тем идеалам, которые у него есть внутри.

00:29:36 И здесь очень важен уже более высокий уровень. Это уровень нашего разума. Т.е. мы с вами теперь в следующей части беседы перейдем к чистоте разума. Это чистота цели.

00:30:08 Если вы знаете, я по моему упоминал в предыдущих беседах, что в Бхагават-Гите говорится о том, что наше сознание состоит из нескольких уровней. Самый первый уровень - это уровень чувственного восприятия. Через чувства мы воспринимаем мир. Видим, слышим, обоняем, осязаем и т.д. Затем это ум, т.е. наше мышление, настроение. И более высокий уровень – это разум или интеллект. Можно сравнить с программой действий. Если ум можно уподобить компьютеру, который принимает какие-то решения, который производит какие-то операции, управляет чувствами, то разум - это программа компьютера.

00:31:05 Т.е. мы должны стремиться к тому, чтобы вот в этом процессе самовоспитания, самообразования чтобы обрести правильную программу, правильное, иными словами, знание, которое поможет нам жить в этом мире. И это уже достигается через то, что мы получаем через своих учителей, т.е. понимание смысла человеческой жизни.

00:31:38 Я упоминал об афоризме, который находится в начале веданта сутры: «Атхато брахма-джиджнаса». Теперь в человеческой жизни пора спросить, что такое истина. Т.е. человек разумный – гомосапиенс должен поставить вопрос: «В чем высшая истина, в чем смысл моей жизни?». Потому что, как упоминали, чего бы человек не достиг, материального богатства или положения, или даже учёности. Всё это будет потеряно в момент смерти. Но что же остается? Остается то, что мы есть, что является нашей постоянной природой, а не временной. И это самое начало Бхагават-Гиты.

00:32:30 По мере того как душа живет в теле от детства к юности до глубокой старости, она аналогично переходит в новое тело после смерти. Т.е. мы должны понимать, что наша природа не материальна. Что наше тело, даже наш ум это временные оболочки. Тело меняется в момент смерти. Тело меняется в течение всей жизни. Оно полностью меняется в момент смерти. Наш ум тоже меняется. Мы тоже проходим какой-то процесс образования воспитания, и меняются наши качества, наши представления. И наша постоянная природа – это духовная природа. Природа нашей души, нашего осознания себя как личности. Человек осознает себя или как внешнее материально тело, материальное сознание, которое диктуется ложным эго – называется «ахамкара» на санскрите. Или это духовное понимание, которое на санскрите называется «ахам брахмасми» - я есть дух.

00:33:38 Т.е. человек должен понимать свою духовную природу и это автоматически дает ему систему ценности. Что система ценности должна в основе иметь какие-то духовные представления. Что для меня не столько важно какие-то материальные внешние атрибуты, сколько важно, то духовное знание, то духовное понимание, которое я обрел, которое я получил от своих учителей, своих наставников. Это возможно через духовное образование и к великому сожалению оно не даётся ни в школе, ни в институте. Только может быть в духовной семинарии, духовной академии, специальных духовных заведениях. И как я упоминал вам в Москве в течение 15 лет действовала духовная школа Бахтиведанты Гурукула в которой я где-то около 3 с половиной лет преподавал. Но, к сожалению, таких заведений очень мало и под тем предлогом, что у нас не разрешается религиозное образование в государственной школе.

00:34:59 Как правило этого духовного образования дети не получают. Но может быть с этим можно и согласиться, что, как-бы не очень правильно давать какое-то конфессиональное обучение в государственной школе, но в любом случае необходимо давать детям общие принципы духовной жизни, духовной культуры.

00:35:29 Я попытался в своем небольшом семинаре на примере ведической культуры выделить наиболее важные, наиболее общие принципы духовной жизни. Что такое духовная жизнь? Что такое душа? В любой религии любой конфессии есть эти понятия. Понятия души, понятия Бога и т.д. И, соответственно, с нашей точки зрения, детям необходимо давать эти азы. Это основное понимание принципов духовной жизни, духовной культуры.

00:36:09 Ну и в заключении я скажу несколько слов о роли духовного учителя. На санскрите называется «Гуру». Но, разумеется, и в других традициях - христианстве, мусульманстве тоже есть это понятия духовного учителя, духовного наставника, без которого духовное знание, по сути, невозможно. В Бхагават-гите говорится, что человек должен обратиться к духовному учителю, стараться ему услужить, задавать ему вопросы, потому что благодаря этому он может обрести духовное знание. Это очень знаменитый 34 стих из 4 главы Бхагават-Гиты, который, как раз, называется «духовное знание»: «Обратись к духовному учителю, смиренно задавай ему вопросы и старайся услужить. Самопознавшая личность способна дать тебе знание ибо она видит истину».

00:37:13 И наше «Аюрведа радио», наши направление ведической культуры обязаны своим возникновением духовному учителю Бхактиведанте Свами Прабхупады, который является представителем, так называемой, ученической преемственности. Оно называется на санскрите «Гуру парампара» т.е. преемственность духовных учителей, которые являются проводниками этого духовного знания, которое передается от учителя к ученику, от учителя к ученику, от учителя к ученику и т.д. Оно идет из глубины веков и доходит до наших дней.

00:38:00 И Бхактиведанта Свами Прабхупада следуя рекомендации своего духовного учителя в 65 году приехал из Индии в Америку. И в течение нескольких лет он начал вот эту уникальную миссию, проповедь ведической культуры и в начале - молодежи, хиппи. Потом постепенно этим интересовалось всё больше и больше людей. Стали интересоваться серьезные люди, интеллигенция, ученые, деятели культуры, деятели.. представители администрации, руководящего класса. И сейчас эта традиция распространяется по всему миру. Бхактиведанта Свами Прабхупада побывал в России в 71 году. Он был несколько дней в Москве. Познакомился с молодым человеком Анатолием Пеняевым, который интересовался Индией, интересовался духовной культурой. И в течение нескольких дней они общались и в результате этого общения Анатолий Пеняев понял основные принципы ведической культуры и я, в свою очередь, с ним встретился в конце 79 года и он был первым моим наставником, который рассказал об этой уникальной ведической традиции, которая, как я уже говорил, но я ещё раз подчеркну, не является достоянием только Индии, которая является древнейшим духовным знанием, данным человечеству свыше.

00:39:53 И от нас зависит воспользоваться этим знанием и применить его в своей жизни, или как-то пройти стороной и просто плыть по течению, смотреть телевизор и, соответственно жить в соответствии с, так называемой, западной культурой, которая по сути не несет человеку какого-то духовного блага. Может быть материальные блага, может быть учит человека жить и зарабатывать деньги, но не дает духовных ценностей.

00:40:33 Вот этим я хочу закончить свою беседу о принципах чистоты в ведической культуре, в ведической традиции. И сегодня мы с вами говорили о принципах внутренней культуры, чистоты нашего сознания. Я напоминаю. что в эфире Критский Владимир Георгиевич, сотрудник московского института Бхактиведанты. Я приглашаю наших уважаемых радиослушателей, радио «Аюрведа» задавать свои вопросы. Вы можете посылать нам какие-то вопросы на наш сайт torsunov.ru или звонить по телефону. Передо мной лежит телефон 89165916817. Еще раз спасибо за внимание, мы ждем ваших вопросов.

00:41:46 Вам тоже спасибо, Андрей за ваш вопрос, хотя он действительно, не то что-бы не по теме, но не совсем по теме. Это христианская традиция и я, честно говоря, точно не знаю её историю. Почему именно на пасху принято красить и есть яйца. Хотя я слышал, что такая историю существует. И в каждой культуре есть свои традиции и свои обычаи. А можно условно духовное знание подразделить на два раздела: Знание Абсолютное – Абсолютная Истина. И знание относительное, которое применимо к конкретным историческим условиям, которое не является вечным.

00:42:48 Мы с вами говорили о каких-то принципах ведической культуры, и я не всегда это подразделял, но сейчас, видимо, нужно это сделать. Что основные философские положения ведической традиции уникальны тем, что они не безотносительны, каких-то исторических условий, какой-то страны, нации и т.д. Это вечная обязанность человека. Как раз в сегодняшней лекции я упоминал это понятие дхармы. Вечная дхарма живой души – обязанность по отношению к высшему разуму, к Верховной Личности Бога. И в различных традициях есть какие-то конкретные проявления этих обрядов, этих традиций которые уже имеют ту или иную форму.

00:43:58 Например, в ведической традиции принято почитание коров. Может вы слышали ,что коровы считается священным животным. И в определённые дни коров красиво наряжают, вешают на них гирлянды, кормят их вкусной пищей. Есть и другие тоже традиции, связанные с поклонением священным деревьям. Дерево баньян и т.д. И тоже самое в христианской традиции есть какие-то вещи, которые, вот как вы привели пример, освящать куличи в пасху на праздник воскресенья. И разумеется тут есть какая-то история, какая-то традиция, которая связана с жизнью Иисуса Христа или его учеников, которая имеет значение для всех верующих христиан.

00:45:06 И тоже самое в каждой культуре есть такие вот какие-то правила, которые не являются абсолютными, которые имеют, как-бы, смысл в одной культуре, но не совсем понятны в другой культуре представителям другой культуры. Ну и вот тоже самое я вам привел пример каких-то вещей, которые есть в ведической традиции. И мы в своих беседах старались как-то особо не рассматривать вот эти относительные принципы, которых в принципе очень много, но они менее интересны и они не очень понятны представителям других культур, других народов, других национальностей. Вот так я могу ответить на ваш вопрос. Что я не христианин, я никогда не был христианином, и хотя я читал Библию, но просто у меня никогда не было какого-то наставника христианина. Может быть, если б было такое, может быть я бы знал историю этого обычая.

00:46:17 То что в ведической традиции не едят яйца, то это, да. Это правильно. Яйца считаются не очень чистой пищей. Это зародыши будущего организма, будущего цыпленка. И поэтому это почти тоже самое, что в ведах не рекомендуется есть мясо. Мясная пища считается нечистой. Ну и, кстати, тоже самое в христианской традиции, например, во всех монастырях монахи строгие вегетарианцы, они тоже не едят мясо. Хотя это, почему-то, не очень рекламируют, но на самом деле, так же как на посты, великий пост и другие, мясная пища исключается. Тоже самое в христианских монастырях, тоже, полностью исключается мясная пища. Монахи не едят её потому, что мясная пища очень нечистая, она затрудняет очень духовный прогресс, духовное продвижение.

00:47:15 Вот я таким образом несколько общими словами могу ответить на ваш вопрос. Потому что конкретной истории этого обычая я не знаю. Но как это понимать, как к этому относится, это конкретное правило традиции христианской культуры и для представителей другой культуры она не очень понятна и не очень естественна. Спасибо.

00:47:55 В институтах, только на каких-то специальных отделениях изучается какая-то индийская традиция и не всегда она подается достаточно объективно, авторитетно. Я уже говорил о том, что ведическая культура это не просто индийская культура - это древнейшая культура всего человечества. Именно поэтому она интересна для всех. Если вы ещё не читали какие-то книги, то реально, что вы можете достать, это Бхагават-Гиту. Есть несколько изданий Бхагават-Гиты и самое лучшее, если вы достанете Бхагават-Гиту «Как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады, о котором я уже упоминал на сегодняшней лекции, который выполнил эту уникальную задачу вынести ведическую культуру за пределы Индии, потому что она принадлежит не только Индии, но и всему миру. Эту Бхагават-Гиту можно где-то достать, можно в принципе во внеэфирное время на радио «Аюрведа» и просто мы вам поможем её достать. Она продается, например, в ведическом культурном центре по адресу Ленинградский проспект дом 39. Это не далеко от метро «Динамо». Но проще вам дозвониться на наше радио и мы вам просто можем её достать. Есть так же издание Махабхараты более такое обширное представление ведической культуры, но Махабхарату достать практически невозможно. Это настолько редкое библиографическое издание. Оно, во-первых, очень объемное, многотомное, но в принципе если вы любите такие длинные романы многосерийные, то можно её прочитать. И там излагаются самые различные аспекты ведической культуры.

00:50:15 И третья книга, которую я вам рекомендую, называется Шримад-Бхагаватам. Это уже гораздо более подробное, чем Бхагават-Гита представление ведической культуры и философии. И её можно достать из того же источника в этом же центре ведической культуры – Ленинградский проспект 39, или через наше радио. Для начала достаточно первый том. Первый том называется «Познание науки о Боге». Вот видите название само очень интересное, очень, такое, захватывающее. И в предисловии там сопоставляется понятие Бога и понятие Абсолютной Истины. Т.е. что с точки зрения философии эти понятие не совсем равнозначные, каждый имеет свои аспекты.

00:51:13 Вот это - то что я могу вам рекомендовать почитать, ну и плюс, конечно, наше радио «Аюрведа» пытается представить ведическую культуру, причём в наиболее практических аспектах. Начиная с медицины, т.е. здоровое тело. Потому что для каждого человека здоровье очень дорого. Сколько мы б не говорили о душе, о вечности, нашей духовной жизни. Но в конце концов тело для каждого очень дорого. Потому-что у каждого из нас такое впечатление, что мы живем только один раз. Что тело.., если с телом что случится, то всё закончится. Хотя это разумеется не так. Тело всего лишь временная оболочка. Но как бы то ни было, мы оказались в этой оболочке по своей карме. И мы должны научиться правильно её использовать. Содержать её в чистоте, порядке, что б оно было здорово, и не мешало выполнению нашей главной жизненной задачи. Поэтому сама вот эта тема аюрведы, т.е. ведического здоровья очень, очень, я бы сказал, благоприятна для понимания смысла ведической культуры. Что аюрведа, как раз, пример синтеза теории и практики. Что с одной стороны есть очень возвышенная и красивая ведическая философия, которая объясняет науку об Абсолютной Истине. С другой стороны есть чисто практическое знание, о котором мы говори в прошлой беседе о гигиене тела.

00:52:50 Таким образом, человек должен реально жить в этом мире, что бы как можно меньше страдать и больше радоваться жизни. И причём радоваться в позитивном смысле. Не радоваться детской наивной какой-то радостью, а такой радостью мудреца. На самом деле у нас есть основания, чтобы радоваться. Об этом еще, кстати, говорил Иисус Христос: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Т.е. по своей изначальной духовной природе, мы вечны. Тело временно, но смертью тела жизнь не кончается. И душа по своей природе вечна, полна знания, обладает духовным знанием и она полна счастья и блаженства, потому что именно такова изначальная духовная природа.

00:53:55 Вот таковы мои простые рекомендации в плане изучения. Конечно, нужно начать с Бхавагават-Гиты. А в практическом плане можно слушать радио «Аюрведа» и пытаться следовать тем указаниям, которые дают специалисты и преподаватели нашего радио. Так я могу ответить на ваш вопрос, Виктор. Спасибо.

транскрибирование: Алексей Вересов | Санкт-Петербург | Россия | 14 января 2012