Смирение или заниженная самооценка?

Санкт-Петербург - 17 August 2013
Уважение к святым местам. Почему духовный путь труден, почему Гуру не спасёт нас как нибудь проще? Как понять правильно ли я поступаю? Рассказ Бхакти Лалиты о том как она встала на духовный путь и приняла санньясу. Путешествие в божественном потоке.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:04:53 | качество: mp3 128kB/s 59 Mb | прослушано: 552 | скачано: 845 | избрано: 27
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Уважение к святым местам

00:00:00 на̄ма-ш́решт̣хам̇ манум апи ш́ачӣ-путрам атра сварӯпам̇
рӯпам̇ тасйа̄граджам уру-пурӣм̇ ма̄тхурӣм̇ гошт̣ава̄т̣ӣм
ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ гири-варам ахо ра̄дхика̄-ма̄дхава̄ш́а̄м̇
пра̄пто йасйа пратхита-кр̣пайа̄ ш́рӣ гурум̇ там̇ нато ’сми

00:00:32 Это молитва Шиле Гуру, Гурудеву, написанная Шрилой Рагхунатхом Дас Госвами. И Шрила Шридхар Махарадж, в своих беседах упоминает, что в ней выражено то, о чем наша миссия. Наша миссия полна тех вещей, о которых упоминает Шрила Рагхунатх Дас Госвами. И первое, о чем он упоминает, о том, что Святое Имя Господа – это высочайшая звуковая вибрация, трансцендентное имя, трансцендентный звук и высочайшая форма Господа, высочайший облик Господа. Высочайшая форма звука, содержащая высочайший идеал. В этом имени Господь проявляется полностью в своей божественной звуковой форме. И Шрила Рагхунатх Дас Госвами упоминает, что Святое Имя Господа – это первый, один из главных даров Гуру, его Гурудева ему, Рагхунатху Дасу Госвами.

00:02:53 И затем он говорит, что по милости Гуру я обрел милость сына Шачидеви. Самого Махапрабху и по милости Махапрабху Рагхунатх Дас Госвами получил самого Гуру, Сварупу Дамодару. И так Шри Чайтанья Махапрабху и Сварупа Дамодар, даровали ему, Рагхунатху Даса Госвами друг друга. И по милости их обоих, он так же получил милость Рупы Госвами и Санатаны Госвами. И они даровали ему Вриндаван со всеми святынями, такими как Радха-кунда, Шьяма-кунда. И Радха-кунда это высочайшее место поклонения. И Шрила Шридхар Махарадж говорит, что наша миссия поклоняться всем этим вещам, упомянутым в этом шлоке, в этом стихе, Святому Имени, всем этим божественным личностям, и так же всем святым местам.

00:05:09 Когда Сварупа Дамодар оставил этот мир, Рагхунатх Дас устремился во Вриндаван, чтобы увидеть его, и затем покончить с собой, прыгнув с вершины холма Говардхан. Не имея духовной поддержки, он чувствовал, что даже такие святые места, как Вриндаван, Говардхан, Радха и Шьяма-кунда, они враждебны к нему. Говардхан казался ему тигром, который стремится поглотить его, а Радха-кунда и Шьяма-кунда подобны питону. Но по милости своих учителей, Махапрабху и Сварупа Дамодара, Рагхунатх Дас Госвами попал во Вриндаване в общество Рупы и Санатаны Госвами, и там он увидел в них своих учителей, и обрел прибежище у них. И он оставался в их обществе, продолжал свою жизнь в служении, в поклонении, в очень и очень аскетичном ключе.

00:07:40 И у Шрилы Гурудева было благословение от Шрилы Шридхара Махараджа, чтобы он установил храм рядом с Говардханом, и Шрила Говинда Махарадж выбрал удаленное частное место рядом с Говардханом, и установил там этот храм – Шрила Шидхар Свами сева ашрам. И это был первый проект Гурудева во Вриндаване. Когда он приехал туда для того, чтобы проводить земельные работы, когда копали место для фундамента, из земли извлекли древнюю Говардхана-Шилу, древний камень из холма Говардхан. И позвали местных пант, местных служителей, и они подтвердили: да, это Гирирадж, это камень из холма Говардхан. И более того, они нашли следы поклонений, которые проходили сотни лет назад.

00:09:50 И Шрила Гурудев, он всегда побуждал, когда бы мы отправлялись на Говардхан, всегда находиться в обществе вайшнавов, помятуя о Шриле Рагхунатх Дас Госвами, Рупе, Санатане, и остальных Госвами Вриндавана. И чтобы мы соблюдали все правила и предписания нахождения в святом месте. И чтобы мы, находясь там, пребывали в умонастроении служения, а не проводили своё время в бесконечных покупках, или хождению туда-сюда с объективами фотоаппаратов, да занимаясь упражнениями для глаз, то есть осмотром достопримечательностей.

00:11:36 До этого, Гирирадж находился в маленькой соломенной хижине, потом немножко цементированной, но когда пришло время построить храм для Гирираджа, мы сидели рядом с Гурудевом и он рисовал. Он описывал, каким должен будет выглядеть храм на Говардхане. Гурудев начал покачиваться из стороны в сторону, и, казалось, он пребывал в глубоком трансе, это продолжалось минут 20. Выглядело, что он пребывает не на нашем уровне бытия. Он погрузился куда-то глубоко, в другие сферы реальности, и он покачивался и карандаш покачивался вместе с ним в руке.

00:13:06 И когда он вышел из транса, мы спросили: а что случилось? И Гурудев сказал, что я побывал в будущем, я побывал на арати Гирираджа в будущем, в уже построенном храме. И он видел как храм построен, как он устроен. И он видел, как устроен храм, где стоит Гирирадж, как устроены стены, и так же купола. И когда он вышел из транса, он начал зарисовывать то, что он видел в будущем. И так был явлен наш храм на Говардхане. Поэтому, когда вы отправитесь в храм на Говардхане, вы его увидите воочию, то, что Гурудев явил из будущего, из своего божественного видения.

00:14:45 И храм получился очень замечательным, очень возвышенным, он виден отовсюду. И для того, чтобы не перекрывать славу главного храма на Говардхане, Гурудев назвал нашего Гирираджа – ану-Гирирадж, то есть Гирирадж младший. Он не хотел как-то соревноваться с главным храмом на Говардхане, он соблюдал этикет. И, поэтому, этот храм существует для всех искренних искателей, каждый год группа русских паломников устремляется в паломничество и посещает одним из первых этот храм.

00:16:18 И Шрила Гурудев, он дал нам определённые четкие указания, как, в каком настроении и как мы должны находится в святом храме, чему следовать. Пребывая там, мы стараемся выражать почтение всем и вся, выражать нашу любовь, нежность, и так же памятовать о шести Госвами Вриндавана, о том, что они даровали нам. Может быть, у кого-то есть вопросы, не обязательно по вышесказанному.

Почему духовный путь труден, почему Гуру не спасёт нас как нибудь проще?

00:18:33 Мы пели как-то недавно одну песню, Нарада Муни, «Баджа Бина», и там говорится, что все живые существа, слыша эти божественные воспевания, они пришли в неописуемый экстаз, и все они обрели Cознание Кришны. И у меня был такой вопрос, почему мы не получаем всё легко, почему всё так сложно. Почему духовный путь, он усеян не всегда розами, иногда их шипами. Ведь наши Гуру, они способны освободить нас очень легко, и почему тогда наш путь, обретения чего-то подлинного, он пролегает не просто?

00:19:19 Ответ: Как говорят в святой песне: все, кто слушали воспевания святого, в частности Нарада Муни, он пел, и все живые существа, и живые и неживые, те, кто находятся в неподвижных формах жизни, все, слушая его, обретали экстатическое настроение, они все обретали благо. И Махапрабху так же, своими песнями и танцем, освободил и возвысил все миры, верхние и нижние. И бывают такие времена, когда сам Господь или его представители нисходят в этот мир. И иногда этих спутников Господа нисходит множество, а иногда нисходит один. Следующим звеном, следующим учителем проходит столетие, например как случилось в нашей сампрадае, когда никто не пришел, для того, чтобы продолжить эту линию, и эта линия передалась через несколько сот лет.

00:21:44 Ко времени прихода в этот мир Шрила Бхактивинода Тхакура, гаудия-вайшнавизм переживал не лучшие свои времена. Природа материального мира низводить всё, приводить к деградации. И то, что было подлинно и истинно, оно становится неподлинно и неистинно, течение времени отбирает всё. Великие души нисходят из Божественного мира для того, чтобы восстановить это учение, восстановить истину, и дают ей новую жизнь. И по милости Шрила Бхактивинода Тхакура, в этот мир явился так же Сарасвати Тхакур. И благодаря ему, мы так же получили милость Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Гурудева.

00:23:43 И все они подарили нам, посадили в наше сердце семя преданности, бхакти-лата-бидж. И поэтому, наша обязанность растить в себе это семя, поливать его, воспевая и слушая о Господе (шраванам - слушание, киртанам - воспевание). Наше сердце уподобляется саду, в котором садовнику, то есть нам самим, необходимо заботиться о росте семени преданности, о том, чтобы полевать вовремя, удалять сорняки. Поэтому, у нас есть определённые обязанности. Это высочайшая истина, Святое Имя, это звуковая субстанция, и семена преданности были посажены в наше сердце. И поэтому, мы должны прилагать все усилия, чтобы помогать этому семени прорасти, и дать не только хорошие всходы, но и продолжать расти.

00:25:48 И рано или поздно, милость будет получена. Если Господь захочет освободить, очистить нас прямо сейчас, он может это сделать. На самом деле, у него, у Господа, есть другие планы, планы на каждого из нас. И скорее, мы его собственность, и мы находимся на субъективном плане сознания, не на объективном, на субъективном плане. Поэтому если он хочет, чтобы мы оставались в том или ином положении, какое угодно ему время – на то его воля. Мы придаем силу Божественной воле. Мы воспеваем, слушаем о Господе, следуем всем тем практикам, которые даны нам нашими учителями. Мы пытаемся развить свою веру и следовать надлежащим образом.

00:27:53 И поэтому, говорится, что Cознание Кришны подлинное – это очень редкая и не очень дешевая вещь. Мы стремимся войти, внедриться в личную обитель Господа. То место, Голока Вриндавана, это его личная обитель, и там действует копирайт, все права защищены. Поэтому, для того, чтобы принять все эти дары, вход в личную обитель Господа, родство с его доверенными слугами, его спутниками, и его самого в конечном итоге, нужно так же быть, нужно стать хорошим восприемником этого, нужно стать достойным.

00:29:45 Шрила Гурудев, он иногда задавал такой вопрос: «А вы... скольким людям вы можете позволить внедриться в вашу личную жизнь, жить у вас дома на правах члена вашей семьи, и т.д? У нас не такая природа. Но Господь, он Абсолют, и причина всех причин. Единственное, что требуется от нас – это обрести веру и желание это обрести. И показать, что мы имеем голод и жажду Cознания Кришны. И поэтому, если на то есть его святая воля, то мы готовы даже иногда немножко пострадать, и даже умирать, чтобы жить ещё и ещё. Мы должны быть готовы пройти через любое испытание, как бы долго оно не длилось.

00:31:57 Если он хочет, он может легко забрать нас. Он может исправить нас в мгновение ока, избавить от всего ложного и наносного в нашей жизни. И ведь, по большому счету, всех нас можно уподобить марионеткам в руках Господа. И поэтому то, что требуется от нас продолжать пытаться практиковать, насколько мы способны, насколько мы можем, показывать свою искренность, стремление к практике. И всё будет хорошо. Но для того, чтобы привлечь Господа, его милость, чтобы снизошла на нас, для этого необходимо так же настроение преданности.

00:33:44 Позитивное привлекается негативным. Подобно тому, как это утверждение истинно в науке, точно так же, оно истинно и в духовой науке. И даже когда к нам приходит понимание, насколько мы падшие, насколько мы привязаны к сиюминутным вещам этого мира, и насколько мы ненавидим это в себе, пожалуй, именно в это время, милость и приходит в нашу жизнь.

00:34:58 И не следует путать такое состояние осознания с заниженной самооценкой, поскольку смирение и заниженная самооценка – это разные вещи. Это негативное, это настроение смирение, когда оно возникает в сердце, тогда позитивное, Господь, его милость, устраивает интервенцию, и оно нисходит в сердце. И в это время Господь дарует свою милость. Поэтому, так же необходимо практиковать это божественное негативное, настроение смирения и самоотдания. И ожидать, ждать его милости, когда наступит время, он одарит нас сознанием Кришны.

Как понять правильно ли я поступаю?

00:37:10 Вопрос: По каким критериям можно определять, человек для себя определять, правильно ли он поступает? Удовлетворение, оно является критерием?

00:38:22 Ответ: Тот, у кого есть адхикар надлежащий уровень понимания, сознания, тот видит из окружающего, он видит, что определённые знаки указывают ему на пути, что он движется в верном направлении. Но те, у кого пока такого уровня нет, они могут обратиться к тому, у кого он есть, и спросить: «правильно ли я делаю?» Чтобы подтвердить то, что говорит ваше внутреннее чутье, ваша совесть, ваше сознание. Сделал ли я правильно? Нужно, иногда, бывает проконсультироваться, посоветоваться преданными, с вайшнавами, с садху. Тогда уже будет точно понятно.

00:40:00 И часто бывает так, что само окружение показывает, оно подтверждает из вне и изнутри: да, то что я делаю верно. Мы видим по тому, как меняется Божественная воля, по тому, как приходят определённые вещи в нашу жизнь, результаты нашей деятельности. И Божественный поток, он присутствует повсюду. И если у нас достаточно развито сознание, мы обладаем такой способностью, мы можем двигаться в этом потоке. Но пока у нас нет такой возможности, нет таких способностей, мы должны всегда держаться во всём старших вайшнавов, и консультироваться с ними, обращаться к нам, чтобы не терять из виду поток.

00:42:00 Вопрос из зала (не слышно).
Ответ: Что касается преданных, то в их жизни гораздо больше место имеет смирение, чем заниженная самооценка. Для тех, кто принял Cознание Кришны всем сердцем, кто видит его высочайшей целью своей жизни, для тех наступает момент, когда в их жизнь приходит смирение, и его нельзя назвать заниженной самооценкой. Иногда подобное чувство приходит, которое мешает нам как-то двигаться, развиваться, мы пытаемся его избегать. Мы пытаемся развивать в своем сердце подлинное чувство смирения, которое поможет нам идти вперед, развиваться.

00:45:07 Обычно, когда у человека заниженная самооценка, он отправляется к психологу, а в тяжелых случаях, к психиатру. Потому что нужно какое-то самоутверждение, какая-то самооценка, чтобы действовать в материальном мире. Но это не нужно для преданных, не советуется преданным, для которых смирение сама жизнь, которые, наоборот, развивают смирение в своей жизни. Когда мы встречаем нечто большое, великое, мы в сравнении с этим понимаем, насколько мы малы и низки. И это очень здоровая вещь. Когда мы входим, соприкасаемся с реальностью, видим перспективу, у нас возникает подобное чувство, тогда подлинное смирение, оно развивается. И это привлекает наших Божественных наставников, они помогут вам.

00:47:22 И в писаниях говорится, что огромная гора отделяет живое существо, душу от Господа, и эта гора называется эго. Это гора ложного эго разлучает нас, отделяет нас от Господа. Поэтому необходимо сокрушить эту гору. Невозможно войти в соприкосновение с Господом, обойдя эту гору эго. И практикуя Cознание Кришны, мы постепенно развиваем все эти вещи, постепенно очищаем своё существование, своё видение самих себя, устраняя ложное отождествление и приходя постепенно к истинному. На что стоит обратить внимание, что это приходит постепенно, со временем, не всё сразу.

00:49:12 Говорится так же, что эго подобно огромному узлу в сердце, так много всяких связок, в этом узле. И Кришна призывает: Божественным знанием разруби этот узел. И постепенно, Господь являет себя в сердце, устраняя все следы, все остатки эго, всего лишнего, всего нежелательного в сердце. И это всё происходит автоматически, по мере того, как Кришна проявляет себя в сердце. Но необходимо смирение. Но говоря о вашем конкретном случае, мы больше чем уверены, что это не заниженная самооценка, так что не переживайте. Может быть, у кого-то ещё какие-то вопросы есть? Вопрос из зала

Рассказ Бхакти Лалиты о том как она встала на духовный путь и приняла санньясу

00:51:00Каждый день возникают новые сомнения. Правильно ты идешь или нет. Я хотел бы спросить Бхакти Лалиту чтобы она рассказала как выбрала этот путь ко встрече с гурудевом и почему она одела на себя саньясу - (отреченный образ жизни) что это?

00:51:49 Ответ: Я искала этого. Я знала, что материальный мир нереален в том смысле, что он временен, что всё здесь преходяще и бренно. И поэтому, я искала, я стремилась к обществу духовного учителя. Уже в самой юности я была разочарована в этом мире, и пыталась найти хоть какую-то истину. У меня было много вопросов, на которые я жаждала услышать удовлетворившие бы меня ответы. И то, что ответило на мои вопросы, то, что нашло подтверждение во мне, это книги наших учителей, наших Госвами, Бхагават-Гита.

00:53:28 И чуть ли не в каждом комментарии в этих книгах говорилось о том, что ты должен отыскать подлинного духовного учителя, что это очень живая и насущная вещь. И я училась в то время в университете, и в нашей библиотеке были все книги Шрилы Бхактиведанта Свами Прабхупады. И я в основном проводила всё своё время, читая эти книги в библиотеке, а не сидя на лекциях.

00:54:40 Я поняла, что для меня это более насущное, более срочное, отыскать истину, отыскать духовного учителя, стать сознающей Кришну. И как только это стало возможным, я тут же переехала к преданным, стала жить с ними и пыталась отыскать своего духовного учителя. И постепенно, моё сердце, оно стало привязываться к Шриле Говинде Махараджу, к Шри Чайтанья Сарасват Матху. У меня была фотография его, Шрилы Говинда Махараджа, я слушала его лекции, и однажды я решила отправиться в Индию для того, чтобы лично встретиться с ним.

00:56:03 И как только это стало возможным, я тут же приехала в Навадвип, это было в 2002 году, ещё до того, как Гурудев стал путешествовать по миру. И с тех самых пор, как я приехала туда, моё сердце больше не покидало этого места. Я обрела там всё: лотосные стопы Гурудева, всю эту святую обитель, святую Дхаму, Навадвип. И по его милости, по его руководству, по его наставлениям, поскольку он лучше всех знает, что необходимо для меня, для моей духовной жизни, он сделал революционное действие: он дал мне, женщине, шафрановые одежды брахмачарини, и таким образом ввел новую традицию.

00:57:47 Он дал мне такое благословение: «Это не санньяса, это одежда брахмачарини», потому что для того, чтобы принять санньяса, необходимо получить санньяса-мантру и данду (посох санньяси). Но Гурудев сказал, что мои шафрановые одежды, это не меньше, чем санньяса. Он дал мне наставление поддерживать и вдохновлять всех преданных. И поэтому, я очень счастлива встрече с друзьями, беседой с ними, поддержании их, это моя жизнь и душа. Я очень счастлива, что у меня столько духовных братьев, сестёр, теть, дядей, отцов и матерей. Это настоящая, подлинная семья, семья преданных.

00:59:27 И день за днем, этот весь мир, мир так называемого опыта, он стал постепенно становиться всё менее и менее значительным. А все те теоретические сведения, которые мы подчерпнули из книг и наставлений наших учителей, они стали претворяться в жизнь, они стали реальностью. Все сомнения автоматически уйдут прочь, когда вы войдете в соприкосновение с реальностью. Вы сами, воочию убедитесь: да, это Истина! Для начала необходима вера, и возможно, даже в самом начале, слепая вера может помочь вам. Но постепенно, по мере продвижения, вы увидите, что всё это Истина, всё это правда!
Я ответила?

Путешествие в божественном потоке

01:01:30 Один последний вопрос еще. Вопрос из зала (не слышно).
Ответ: Об этом очень подробно сказано в книгах Шрилы Шридхара Махараджа. И в книгах Шрилы Говинды Махараджа. Кришна, верховный контролирующий, причина всех причин. Ничто в этом мире не существует без его на то святой воли. Даже травинка не шелохнется без его воли. Всё, что происходит, происходит с его дозволения. Всегда, если присмотреться, можно увидеть на заднем плане его улыбающееся лицо. Поэтому, всё, что происходит с нами, по большому счету, во всём этом есть присутствие этого потока. Поэтому, если мы сами будем стремиться, будем поддерживать настроение самопредания, смирение, и т.д., если мы будем желать войти в этот поток, и быть направляемым им, то всё произойдет само собой. Позвольте Господу быть вашим контролирующим, и вам самим быть контролируемым им. И таким образом, всё станет благоприятным.

транскрибирование: Анжелика Станева | Владимир | Россия | 27 June 2014
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 29 June 2014