Стоит ли доверять своим чувствам?

Санкт-Петербург - 17 August 2013
Слёт Гирираджей. Особые лилы. Истории о божествах. Сакша-Гопал. Гопала Бхатта Госвами. Тота Гопинатх. Все ли имеют бхакти-сукрити в нашу эпоху? Спонтанный даршан. Почему небожители хотят получить рождение на Земле? Можем ли мы испытывать духовные переживания? Может ли проповедовать неофит?
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:47:32 | качество: mp3 96kB/s 32 Mb | прослушано: 393 | скачано: 689 | избрано: 18
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Слёт Гирираджей

00:00:00 У нас очень много гостей, которые приехали из самых-самых разных уголков нашей многострадальной родины — и России, и Украины, и самых-самых удалённых мест. И ещё продолжают приезжать, и приедут в ближайшие дни. И также у нас специальные гости на алтаре: московский Гирирадж, киевский Гирирадж. Слёт Гирираджей.

00:01:45 Говорят: «Гирирадж Говардхан в квадрате». И в день явления Баладева был тринадцатый год со дня установки этих божеств. И эти удивительные, красивые божества: Шри Шри Гуру Гоуранга Радха Мадхава Сундаржи тринадцать лет дарят нам своё благословение здесь, в этой земле. Они благословляют преданных и даруют даршан, принимают служение. Возможно, мы не понимаем природу божеств, насколько это сам Господь, какова слава божеств. Но, так или иначе, нам бы не хотелось заниматься умственными спекуляциями, придумывать что-то своё о Боге, о божествах. Мы не можем видеть божество своими нынешними глазами, но мы счастливы тем, что божество может видеть нас, и поэтому мы предстаём перед божествами и говорим: «Пожалуйста, взгляните на меня милостивым взором, одарите меня своей милостью».

Особые лилы

00:04:24 Шрила Гурудев, с помощью очень многих преданных, лично установил этих божеств. И Гурудев особенно любил фотографировать этих божеств и в большей степени любил фотографировать их в зимних одеждах — местный колорит. То есть, в шапках меховых, в шубах, коньки где-то приторочены. Он эти фотографии хранил у себя на веранде в Навадвипе и в Калькутте.

00:05:21 И мы знали, что божества, у них здесь свои особые лилы, развлечения — если они захотят, они отправятся покататься на коньках на льду Финского залива. Божества могут не только ходить и говорить, они могут ещё кататься на коньках. Мы не можем этого видеть, нам не дано этого видеть, но мы, по крайней мере, в это верим.

Истории о божествах

00:06:00 И насколько это реально, насколько божества действительно «живее всех живых», показывают очень многие истории прежних времён, в частности история о Мадхавендра Пури, его взаимодействия с божествами, его Гопалом, Гопинатхом, и других ачарьев. И мы видим из этих историй, как Господь лично обращается к Мадхавендра Пури, божество обращается, просит заботиться о себе — о нём, о божестве, просит кормить его, принести сандал и так далее. И даже в форме Гопинатх он ворует собственную еду, для того чтобы накормить и угостить своего преданного Мадхавендру Пури.

Сакша-Гопал

00:07:26 Или вот, мы упоминали историю Сакши-Гопала. (Бхакти Лалита ДиДи просит переводчика кратко изложить эту историю.) История такова, что двое брахманов, молодой и пожилой — пожилой был немножко более состоятельный, а молодой был очень беден. Они путешествовали в паломничестве по святым местам, и старый приболел. И так серьёзно, что мог уже и оставить этот мир. И молодой о нём заботился, бескорыстно. И старый настолько проникся к нему, что сказал: «Ты мне так хорошо служишь, я всегда хотел такого зятя. Пожалуйста, стань моим зятем возьми мою дочь в жёны».

00:08:18 Но молодой сказал: «Я с удовольствием, никто тебя за язык не тянул, единственное, что твои родственники на это никогда не пойдут». Он говорит: «Ну, кто в доме хозяин — я или кто?» «Ну, ладно. Давай ты поклянёшься перед божеством». И они пришли в храм Гопала во Вриндаване, и старый брахман поклялся: «Я обещаю дать ему в жёны свою дочь». Но естественно, когда они вернулись по домам, родственники наехали, они сказали: «Как так можно? Кто беден, тот ей не пара. Мы тогда восстанем, все уйдём, наследства её не дадим, там, дом сожжём». Ну, и пожилому пришлось забыть о своей клятве.

00:09:09 И тогда молодой, он сказал: «Тогда я Гопала позову». А он говорит: «Ну, пожалуйста, иди во Вриндаван, зови». И вот, он пошёл, и стал говорить с Гопалом, упал ему в дандават и сказал: «Гопал, пожалуйста, пойдём, подтверди». Гопал сказал: «Божества не ходят». А он говорит: «А божества и не разговаривают ведь. Давай, пойдём. Пожалуйста, я тебя прошу, мне надо очень, жениться очень хочется. Тем более что клятва была дана перед тобой». И Гопал сказал: «Хорошо, я пойду, но только ты не оборачивайся».

00:09:46 Сегодня Авадхут Махарадж рассказывал эту историю чуть-чуть, вкратце. И так Гопал шёл за ним, и говорит: «Где ты обернёшься, там я встану за тобой». И он слышал только по звону колокольчиков ножных Гопала, что он идёт. Он готовил для него, предлагал ему как-то пищу, и уже почти они дошли до Пури, и он, в конце концов, всё-таки обернулся и Гопал там так и остался. И это место рядом с Бхуванешваром, там есть Сакша-Гопал, этот храм, это божество. И тогда он пришёл в Пури и сказал, что вот, я привёл Гопала, а он говорит: «Где?» «Пойдёмте, покажу». И они пришли, увидели Гопала, поняли всё; старый брахман подумал, что Бога, наверное, не стоит обманывать, и выдал, скрепя сердцем и зубами, дочку за бедного брахмана, понимая, что на самом деле он не беден, а богат, что сам Господь пошёл за ним, за своим преданным. Вот, такая история.

Гопала Бхатта Госвами

00:10:45 Или другая история, связанная с Гопала Бхаттой Госвами. У него были божества: Шалаграм-шила — это камни из реки Кали-Гандаки. Но ему кто-то подарил прекрасную одежду для маленького божества, и ему очень хотелось предложить её, но её нельзя было надеть на Шалаграм. И он думал: «Вот, если бы у меня было божество, я бы мог одевать его, ухаживать за ним, заботиться». (Бхакти Лалита ДиДи просит переводчика самого рассказать вкратце окончание этой истории.)

00:11:39 И однажды утром одна из двенадцати шил Шалаграм-шилы, она превратилась в маленькое божество Радхарамана. И он, придя, увидел, что в корзине одиннадцать шил и одно божество. И он понял, что это Шалаграм, для того чтобы удовлетворить его желание сердца, он превратился в божество Радхарамана, и он предложил ему одежду. И это божество до сих пор одно из самых известных божеств Вриндавана, которое никогда Вриндаван не покидало, ему там поклоняются.

00:12:15 И божество Радхарамана было любимым божеством Гурудева во Вриндаване. Мы всякий раз, когда были во Вриндаване, приходили в его обществе поклониться божеству Радхарамана и также пообщаться с местными Госвами, которые всегда были очень внимательны, заботливы, нежны с нами. Само божество Радхарамана присутствует там, и рядом с божеством на камне написано имя Радхарани и обёрнуто в сари. Таким образом, Радхарани присутствует в таком облике.

Тота Гопинатх

00:13:42 И есть очень много историй о божествах, как они разговаривали, куда-то прогуливались, ходили, ели. И, в том числе… Как они приседали. Например, история Тота Гопинатхи. Гададхар пандит поклонялся этому божеству всю свою жизнь, находясь в Пури, и когда Гададхар пандит совсем уже состарился, ему было очень тяжело надевать на высокое божество гирлянду. И тогда, чтобы помочь своему слуге, Тота Гопинатх присел. И с тех пор он всегда находится в такой позе.

00:14:55 Поэтому то, что необходимо для поклонения божеству — это настроение служения. Эти божества особенные, это личные божества Гурудева. Они живут рядом с вами и принимают ваше служение. «Храм Кришны, храм Махапрабху на пороге Ленина». В газете Times of India была опубликована статья с таким названием, как только был установлен этот храм. И Гурудев был очень счастлив, он был очень горд — вырезал эту заметку из газеты и повесил рядом.

00:16:27 И я очень счастлива быть здесь, в вашем обществе преданных, которые приехали из разных частей России и Украины. Мы очень благословлены, находясь здесь в обществе и под руководством Шрилы Бхакти Бимал Авадхута Махараджа, Шрилы Бхакти Судхир Госвами Махараджа, Шрилы Бхакти Нирмал Ачарьи Махараджа. И в нашей миссии также есть и другие ачарьи, которые также очень трогательны, то есть, они также связаны очень тесно с нашей русской миссией и миссией по всему миру. И в эти дни мы можем получить общение Шрилы Авадхута Махараджа, Шрилы Госвами Махараджа, посоветоваться с ними о чём-то.

00:18:04 И я здесь, не думайте, что я какое-то возвышенное положение занимаю — я просто ваша сестра и подруга, ваша вечная доброжелательница. Я не какая-то особенная, не какая-то важная птица. Я очень счастлива быть вашей сестрой, вашей подругой. Поэтому, если я вам могу чем-то помочь, никогда не стесняйтесь, всегда обращайтесь ко мне. Уже несколько лет я провела в разлуке с вами, не видела вас столько. Конечно, некоторые из вас приезжали в Индию, некоторые — в Таиланд. Четыре года меня не было в России, по крайней мере, многих из вас я так и не видела в это время.

Все ли имеют бхакти-сукрити в нашу эпоху?

00:19:31 Может быть, у кого-то из вас есть какие-то вопросы, я бы могла на них поотвечать. Бимал Канти Прабху.
Бимал Канти Прабху: Такой вопрос, все ли души, получившие рождение сейчас, в [нестандартную югу], Кали-югу, имеют бхакти-сукрити? Или есть какие-то случайности в этом?
Переводчик: Или что?
Бхакти Лалита ДиДи: Думаю, что нет, потому что бхакти — это очень крайне редкая вещь. Но это на самом деле лучшее время и лучшее место для того чтобы присоединиться к движению Махапрабху.

00:21:15 Небожители занимают очередь, для того чтобы родиться человеком в Кали-югу, в эту особую Кали-югу. Они хотят принять рождение не просто где-нибудь, а в семьях преданных или где-то, чтобы быть с ними непосредственно связанными. Не так уж просто практиковать Сознание Кришны на небесах. Слишком всё там роскошно, красиво, слишком много наслаждений. Так что им там не особо приятно практиковать. Там слишком приятно, поэтому не особо удобно практиковать

Спонтанный даршан

00:22:41 Я помню на самом деле нашу первую с тобой встречу, Бимал, когда я в первый раз приехала в Россию. У него были маленькие божества Радхи и Кришны в сумке, и он спонтанно проводил даршан их: внезапно открывал, и тебе нужно было сразу склониться к их стопам. Куда-нибудь бежишь вот так, по лестнице, и вдруг перед тобой появляется Бимал Канти, открывает сумку и дарует даршан божеств. И более того — по всему миру известен Бимал Сандеш, потому что его любит Бимал Канти. И, может быть, ты об этом и не знаешь, но тебя знают во всём мире. Мы знаем, что ты вечный путешественник, который трансцендентно перемещается из места в место, проповедует повсюду, куда приезжает, и воспевает имя и славу Господа.

00:24:25 Мне кажется, что ты, наверное, в поезде живёшь. И служить не так уж тебе просто бывает, да? Приходится принимать на себя много аскез, много трудностей. Поэтому очень здорово видеть тебя здесь, видя тебя в бодром состоянии, всё ещё на коне, в проповеди, отдавая служению жизнь и душу. А где же у тебя Радха и Кришна сейчас?
Бимал Канти: Дома, в Одессе.
Бхакти Лалита ДиДи: А я даже не знала, что у тебя дом есть. Наверное, ты там не живешь.
Бимал Канти: [Немного живу.]

Почему небожители хотят получить рождение на Земле?

00:25:53 Бхакти Лалита ДиДи: Есть ли другие вопросы?
Вопрос: [Неразборчиво: не очень понятен вопрос, с точки зрения философии — проживание на небесах. Что имеется в виду — на небесах? И кто стоит в очереди и почему они стоят, если они уже около Бога находятся?]
Переводчик: В раю, в раю, не около Бога.
Вопрос из зала: Имеется в виду на небесах — в раю?
Переводчик: Да, да.
Вопрос: [То есть, с райских планет, а не…]
Переводчик: Да.

Можем ли мы испытывать духовные переживания?

00:27:00 Переводчик: У меня такой вопрос возник: можем ли мы что-то почувствовать, духовное? Потому что, с одной стороны, некоторые преданные, они считают, что, соприкоснувшись с вайшнавом, или получив посвящение, или там, получив духовное общение, или ещё что-то, к нему приходит какое-то сокровенное чувство. И некоторые действительно делятся, говорят: «Вот, ко мне что-то там пришло; вот, я что-то почувствовала». Да? А с другой стороны, некоторые говорят: «А я ничего не почувствовал». И вот вопрос о чувствах, то есть, насколько это подлинно, насколько мы действительно можем почувствовать что-то трансцендентное? И Бхакти Лалита ДиДи говорит: «Я отвечу словами Гурудева. Гурудеву задавали этот вопрос, и я слышала, как он отвечал».

00:28:35 Бхакти Лалита ДиДи: И Гурудев всегда советовал, особенно в нашем начальном положении, положении каништх, не слушать чувства, не слушать эмоции, это всё, как бы, наносное. Особенно это касается тех, кому кажется, что Бог ему улыбается с алтаря, или подмигивает. Там, пошевелил пальцем руки: «Привет, я с тобой!» То есть, не верить своим галлюцинациям. Гурудев не хотел, чтобы мы себя… куда-то там загоняли, то есть в какие-то свои собственные воображения. Гурудев хотел, чтобы мы здоровым образом практиковали Cознание Кришны, и стали надлежащими восприемниками милости Господа.

00:30:18 Потому что духовная суть — это очень-очень редкая и очень ценная вещь. И не так-то просто её получить. Некоторые преданные считают: пятилетка за три года. Вот, за три года стану чистым преданным, сейчас поднатужусь немного, налягу на севу, на садхану, и стану чистым преданным уже через три года. Но через три года понимают: «Не працуэ (укр.). Не работает. Через три года, может быть, я даже стал ещё хуже, чем был до этого». Не так всё просто не так все дёшево, как кажется.

00:31:29 Не надо жить на плане впечатлений, потому что впечатления, они обманчивы, особенно первые. Поэтому надо быть серьёзнее. Естественно, для нашего вдохновения, в нашей жизни обязательно будут какие-то чудеса, какие-то волшебные вещи, но всё равно не нужно к ним относиться как к путеводным нитям, да? Просто принять это в свою жизнь, подчеркнуть, что Бог есть, для себя, и продолжать практиковать.

00:32:27 Иногда бывает так, что — это очень радостные, светлые дни — тебя прославляет твой учитель, положит тебе руку на голову, скажет при всех несколько приятных слов о тебе, слов уважения и почтения. А на следующий день тебя просто размажут на кусочки. Поэтому нам рекомендуется не охотиться за вдохновением, а заниматься стабильностью своей духовной жизни, независимо от того, хвалят нас, ругают, хорошо нам, плохо. Постоянно жить духовной жизнью, практиковать, не особо радуясь, когда хорошо, и не особо печалясь, когда плохо. То есть, не привязываться к вдохновению.

00:33:56 Нужно понять, что это процесс, которому нужно посвятить всю свою жизнь. Не просто там, какую-то часть, а нужно полностью себя этому посвятить. И постепенно мы придём к такому пониманию. И поэтому это нужно всегда иметь перед собой и к этому всегда бесконечно стремиться.

00:34:37 И, резюмируя: можем ли мы чувствовать что-либо духовное, некий духовный поток на нашем начальном этапе практики, Бхакти Лалита говорит: «Я с этого начала: лучше этому не верить». Если мы что-то чувствуем, то не верьте этому.

00:35:14 Реплика из зала: [о том, что эти ощущения дают так много вдохновения. Иначе получается — практикуешь, практикуешь, а никакого результата.]
Бхакти Лалита ДиДи: На самом деле, есть три этапа. Первый этап это «не рискуешь — ничего не получишь». Второй этап — «рискуешь всем и понимаешь, что не получишь ничего». А третий — «рискуешь всем и получаешь всё». То есть, каждое живое существо в своей духовной жизни проходит эти три этапа. И третий этап — или «рискуешь всем и получаешь всё», либо «не рискуешь ничем, но получаешь всё». Я уже подзабыла немножко это, но не суть.

00:36:54 Что значит первое, рискнуть всем? То, что нам нужно выбраться из собственной грязи, в которой мы очень надёжно увязли. То есть из своих собственных заблуждений, о своих телесных представлениях о жизни, о своём эго, о каких-то фантазиях, мечтах. Во всём этом, где присутствует материальный аспект, мы должны понять, что это всё хрупко, не вечно, зыбко, и в этом можно увязнуть хорошо, надёжно и надолго. И поэтому из этого нужно как можно скорее выкарабкиваться.

00:37:58 И с этого нужно начинать, на самом деле, и на этом пути мы встретим столько поддержки в лице наших братьев, сестёр, даже прихожан, людей, которые просто своим присутствием, энтузиазмом вас будут вдохновлять. И божества принимают ваше служение. То есть очень много всего вдохновительного в жизни есть, если на самом деле обратить на это внимание, то есть не обязательно для этого погружаться в какие-то чувства. Достаточно того, что вы уже получите, реального.

00:39:01 То есть, о чём я говорю? Если вам вдруг показалось, что вы увидели Кришну, или почувствовали Божественный экстаз, то, скорее всего, это не так. Потому что бывает так, что преданные, особенно в начале пути, они начитаются священной литературы, и потом им кажется, что у них у самих священный экстаз, по крайней мере, отдельные его признаки. И поэтому Гурудев, он очень-очень советовал нам: «Лучше не верьте таким чувствам». Для духовной жизни лучше не верить позывам своего ума, а лучше цепляться за что-то подлинное, реальное, за что мы действительно можем уцепиться и идти дальше, расти.

Может ли проповедовать неофит?

00:40:31 Вопрос из зала: Вот мы сейчас находимся в положении неофитов, начинающих. И мы в такое положение встаём иногда, что у нас крайне не хватает махараджей, садху. Ну, мы находимся в глубинке. Можем ли мы хоть немного проповедовать? Или же нужно всех направлять к махараджам? Хотя их у нас… они очень редко бывают. Можем ли мы, неофиты, начинать проповедовать?
[Срочный телефонный разговор.]
Бхакти Лалита ДиДи: Наша, собственно, практика заключается в практике и проповеди. И также, когда вы практикуете, вы проповедуете. И то что, даже пусть небольшое, у вас есть, вы этим можете прекрасно делиться. И даже если это нечто, что кажется вам незначительным, но, тем не менее, у вас это есть, и вы хотите этим поделиться, то почему нет? Конечно же.

00:42:57 Как Махапрабху сказал: «Я приказываю вам всем: станьте гуру». Нельзя неправильным образом это понимать. Это не значит, что мы все должны раздавать другим чётки, стать гуру их, принимать их в ученики. Нет, вовсе не это. Это означает, что кого бы вы не встретили, говорите им о Кришне, попытайтесь поделиться богатством своего сердца, пусть даже самым незначительным, с другими. Сделайте их сознающими Кришну.

00:43:50 Даже ребёнок может проповедовать. И иногда преданные, они ходят собирать пожертвования, в Америке; они одевают тоже детей в духовные одежды, ставят им тилаку, и это привлекает очень многих людей. И дети раздают приглашения в храм. Они сами читать ещё не умеют, но уже раздают. Они могут на самокате ехать — и каждый видит: вот, они… необычно.

00:44:58 Реплика из зала: [У нас так не оденешь.]
Переводчик: Ну, где-то да, нельзя, но вот здесь мы на Невский выходим вроде пока. Ну, не на Невский в смысле, на Невский нельзя тоже, но, по крайней мере, вылазки делаем — с караталами, с мридангами. Ну, иногда шумят, но…
Реплика из зала: [неразборчиво].
Переводчик: Нет, своих собственных детей, что хочу, то и делаю.
Реплика из зала: [неразборчиво].
Переводчик: Собственных, они собственных детей одевают.

00:45:40 Бхакти Лалита ДиДи: Нет, мы говорим о детях преданных. Когда мы проповедуем, они ездят с нами. Это просто пример. Я просто пыталась сказать, что даже ребёнок может проповедовать. Просто даже своим видом.

00:46:04 Так что чувствуйте, что у вас есть мощная поддержка. Что у вас всегда на заднем плане есть Авадхут Махарадж, который к вам иногда, я надеюсь, заезжает. И поэтому имейте мужество, стойкость, проповедуйте. Приглашайте преданных домой к себе. Приглашайте друзей, угощайте прасадом. Устраивайте намахаты у себя. И наша миссия, она растёт примерно таким образом, да — через друзей преданных, через членов их семей. То есть всё больше и больше людей привлекается, те, кто… близкое окружение преданных. Они становятся тоже преданными.

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 23 August 2014