Духовные имена

Санкт-Петербург - 13 августа 2013
У Баладева нет эго. Как гуру выбирает имя для ученика? «Местная специфика» в выборе имен. В каких случаях духовное имя может изменяться? Каков смысл слов «Дас» и «Деви Даси» в именах преданных? Для чего при посвящении дается новое имя? Принятие и отвержение — две стороны самопредания. Следование правилам и предписаниям или любовное служение? Как предложить пищу Господу. «Лучше что-то, чем ничего».
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:56:21 | качество: mp3 128kB/s 51 Mb | прослушано: 223 | скачано: 260 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

У Баладева нет эго

00:00:00 Вопросы?
Вопрос: Я слышала одну лекцию Гурудева, она была на английском, и, может быть, я неправильно поняла. Там был момент, Гурудев там цитировал шлоку, где Кришна говорит: «Уддхава, ты мне дороже всех, ты самый дорогой…». И кто-то из слушателей, может быть даже Госвами Махарадж, пошутил, что хорошо, что Баладев это не слышал, ну, он рассердился бы. И Гурудев сказал, что, наоборот, Баладев был бы очень горд за то, что прославили его преданного. Ну, то есть, звучало так, что как бы Уддхава — преданный Баладева. Или я неправильно поняла?
Переводчик: Наверное, всё-таки, то, что прославили преданного Кришны. Ладно, я сейчас спрошу.

00:01:45 Бхакти Лалита ДиДи: Возможно, это было шутливое обращение между Гурудевом и Госвами Махараджем, они иногда шутят друг с другом. И в какой-то степени мы можем также сказать, что Кришна является слугой Баладева. Даже так бывает, потому что он старший брат, Кришна прислуживает ему, и так далее. И, с другой стороны, у Баладева нет эго, как у нас. И он всегда счастлив, когда кого-то подталкивают занять какое-то более высокое положение в служении Господу, больше удовлетворять. И таким же качеством обладает Шримати Радхарани. Она всегда считает себя меньше и хуже других. Она всегда рада предоставить возможности служения другим и рада, когда они обретают какое-то проставляемое положение, она всегда «промоутирует» других.

00:04:07 Божественная природа такова: «Меньше себя, меньше эго, нет его». И это, наверное, главная точка, Гурудев хотел отметить это. Ответила? Ещё вопросы?

Как гуру выбирает имя для ученика?

00:05:01 Переводчик: И вопрос такой: многие преданные спрашивают, и я иногда теряюсь в ответе на вопрос. Некоторые говорят: «Такой-то Дас, то есть, это означает, допустим, Притху Дас — это «слуга Притху» означает или «слуга по имени Притху»? Это первый вопрос. А второй вопрос — говорится, что гуру в своём сердце видит, как ученик связан с Кришной и соответственно этому даёт имя. Соответственно, вопрос: как это происходит?

00:06:12 Бхакти Лалита ДиДи: Божественный поток нисходит свыше во время посвящения, и гуру в своём сердце, он видит это. И в какой-то мере это связано с нашей духовной природой и нашей жизнью в служении. И ведическая традиция такова, что когда даётся посвящение, в этот момент даётся новое, духовное имя, и, как правило, первая буква имени, она… ваше духовное имя будет начинаться на эту же букву, как правило. И, хотя это не самое главное правило, но традиционно происходит так. Потому что для многих гласных или согласных очень сложно подобрать имя духовное. Как, например, в Китае у многих преданных имя начинается на «икс».

00:08:23 И поэтому многое зависит от вдохновения в сердце гуру. И бывало даже такое, что Гурудев, он однажды в Ирландии дал посвящение одному ирландцу, и он сказал: «А твоё имя — я должен подумать». И он ему имя дал только через неделю. То есть он думал всё это время. Ой, извините, это был Шрила Шридхар Махарадж. Он давал посвящение одному ирландцу, и он сказал: «А твоё имя я скажу позже». И он сказал через неделю только. И имя, прежнее имя этого преданного начиналось на «пи», и Шрила Шридхар Махарадж, в конце концов, дал ему имя Пранашиш.

00:10:00 На самом деле всё зависит от вдохновения в сердце гуру. И, когда мы получаем посвящение, мы находимся в линии Рупануга сампрадаи, которая достаточно особая, держится особняком, специфичная. Через Нитьянанду Прабху, Махапрабху, через Лалиту Деви, к Рупе Манджари, и её последовательницам. Такова наша высочайшая цель. Но у кого-то могут быть имена Притху или Дхрува. Это имена совершенно из другой лилы, из Вайкунтхи. И они… не предполагается, что соответственно имени, мы отправимся туда.

«Местная специфика» в выборе имён

00:11:40 И Гурудев, когда давал имя, он спрашивал: «Как, нормально? Нравится?» Потому что бывает, что на местном языке или диалекте оно очень забавно звучит или ещё как-то, поэтому он спрашивал. И, если ненормально, то он менял его. И, когда Гурудев давал посвящение испаноязычным преданным, особенно, когда женщинам, Джанардан Махарадж, он всегда сидел рядом, для того чтобы контролировать ситуацию и говорил: «Пожалуйста, не давайте имя Локамата». Это замечательное духовное вайшнавское имя, имя Шримати Радхарани, одно из имён. Означает буквально «мать Вселенной». Но на испанском означает «сумасшедшая мать». Потому что «лока» означает «сумасшедший».

00:13:32 На самом деле у нас было много таких забавных случаев, и ещё одним я хочу с вами поделиться тоже. В одной стране очень многие дети стали получать имя Мадху. Каждый из них стал Мадху какой-то: Мадху Мангал, Мадху ещё кто-нибудь. Дети рождались, и преданные просили: «Пожалуйста, дайте моему ребёнку имя». И Гурудев давал: Мадху Бал, например, или ещё кто-нибудь. И преданные сказали: «Слушайте, столько уже Мадху там у нас, столько мёда. Может быть, какое-нибудь другое имя?» И, когда Гурудев стал медитировать, и к нему пришло имя, и, когда он отправил им по почте это имя, они не захотели его принять. Потому что в переводе это было «ведро помоев», ведро… ведро навоза. (Смех). Дети всегда испражняются, поэтому это прозвучало как «назовите его «ведро испражнений».

00:16:03 И я подумала: «Так, я же секретарь, как же я им это скажу?» И я написала: «Мне кажется, что вам лучше оставить то имя, которое Гурудев дал ребёнку, и как-нибудь разобраться с этим. Мне бы не хотелось снова спрашивать его. И они сказали: «Ну, ладно, хорошо. Джая Гурудев, спасибо». И мы видим, что, когда что-то исполненное силы, нисходит, мы не должны отвергать этого, мы должны принять.

В каких случаях духовное имя может изменяться?

00:17:18 [Переводчик приводит пример одного имени, неприемлемого для русскоязычных преданных.] Вопросы какие-то ещё есть?
Переводчик:Мой вопрос был такой, что иногда имена преданных меняются, в связи с чем? То есть иногда гуру даёт более высокие имена позже. Например, Шрила Шридхар Махарадж был сначала Рамендрасундар, потом он стал Рамананда. И также иногда понижают имена, в связи с какими-то событиями. Я хотел узнать об этом подробнее.

00:19:19 Бхакти Лалита ДиДи: Когда Шрила Шридхар Махарадж только присоединился к миссии Шрилы Сарасвати Тхакура, до посвящения его имя было Рамендра Чандра Бхаттачарья. Но позже, когда он получил посвящение, Шрила Сарасвати Тхакур дал ему имя Рамендрасундар Дас. А ещё позже, то ли во время второго посвящения, то ли во время того, когда… после того времени, когда Шрила Шридхар Махарадж по наставлению Шрилы Сарасвати Тхакура обнаружил и установил отпечатки стоп Махапрабху в том месте, где происходила беседа между Махапрабху и Рамананда Раем, после этого Шрила Сарасвати Тхакур дал ему новое имя: Рамананда Дас.

00:21:07 И я очень мало знаю об обратном, когда имена понижались вследствие того или иного наказания или ещё чего-то. Но несколько случаев действительно таких были. Имели место. В гаудия матхе был один санньяси, который без получения на то позволения отправился в Гималаи, в Бадарикашрам, в паломничество, просто для того чтобы выразить почтение своё там. Но Шрила Сарасвати Тхакур, он не был этим доволен. С его точки зрения, это было лишь упражнение для глаз, у этого санньяси, его самовольная отлучка. И временно он отозвал его полномочия санньяси и возможно и сам статус санньяси, и имя санньяси. И назвал его Бадарикашрам Дас. И позже он опять получил санньясу, и имя, может быть, поменялось, может быть, то же осталось. Он вернулся к своей санньясской жизни.

00:23:37 И, возможно, это исправление со стороны учителя было немного жёстким, но, тем не менее, очень поучительным, оно пошло на пользу этому ученику, сохранило его духовную жизнь и стремления.

00:24:12 И однажды Шрила Шридхар Махарадж, он отозвал инициацию у одного своего преданного, он забрал у него чётки и сказал: «Всё, ты больше не мой ученик». Чётки, имя, всё. Это крайне редкий случай. Если ученик не живёт, как заповедал, как наставил его учитель, и если он не следует тем стандартам, которые установил учитель, то учитель имеет право отозвать свою милость обратно. Но это не значит, что мы, со своей стороны, осуждаем каким-то образом того или иного преданного, в том числе того, у которого отозвали милость. Наоборот, мы проявляем к нему сострадание и поддержку какую-то. То есть, ни в коем случае не нужно с нашей стороны критиковать этого человека, этого преданного.

00:26:16 Мы можем вспомнить, как Махапрабху, Он иногда менял имена своим преданным. Например, была служанка Дукхи. Он сказал: «Ты теперь не несчастная, Дукхи, ты теперь счастливая — Сукхи». Изменил её имя. Может быть, еще несколько таких моментов. Или как Шри Рамананда Прабху, во Вриндаване он получил новое имя после того как обрёл милость Шримати Радхарани и гопи. После того как он нашёл браслет, ножной браслет, она поставила ему тилаку этим браслетом, и даровала ему Свою милость, и изменилось также его имя.

00:27:32 И поэтому мы видим, что в мире гаудия вайшнавизма есть определённые понятия об именах, как их давать; и они могут меняться со временем. То есть это очень тонкая наука.

Каков смысл слов «Дас» и «Деви Даси» в именах преданных?

00:28:22 Я переспросил насчет первой части моего первого вопроса по поводу того, что «слуга того-то», то есть «слуга Притху», например, «Притху Дас» означает, или же «слуга по имени Притху». И она ответила в том плане, что это не значит, что «слуга Притху», то есть, потому что Притху, он с Вайкунтхи, он из другой игры. И это не значит, что это имя, оно относит нас к тому плану. Поскольку мы относимся к эксклюзивной линии гаудия вайшнавов, которая подходит к Лалите, к Рупе Манджари, и наше прибежище, наш конечный пункт достижения — там.

00:29:44 Или, например, Ума Деви Даси — это не значит, что она отправится на Шивалоку, чтобы прислуживать супруге Господа Шивы. И также у нас есть одна преданная — Махамайя, но это не значит, что она отправится к Махамайе. И я вспомнил ещё, что у нас есть на Украине одна Махамайя, которой потом изменили имя на Йогамайя, ей возвысили имя.

00:30:48 И однажды у одного ребёнка, у одной девочки было духовное имя Камала, это детское имя было просто. Но Гурудев, он сказал: «Я хочу тебя возвысить, «промоутировать». У тебя имя Камала, а Камала — это имя Лакшми Деви. Теперь твоё новое имя будет Камалини, Камалини — это имя Радхарани». Поэтому, по милости гуру и Кришны, очень многие вещи происходят. Ещё вопросы?

Для чего при посвящении даётся новое имя?

00:32:15 Мой вопрос был такой: «Почему в момент посвящения даётся новое имя? Есть ли в этом какое-то значение, и, если есть, то какое?» И ответ был такой, что процесс посвящения — это возрождение к новой жизни. Мы начинаем с посвящения свою духовную жизнь, и поэтому наше имя, оно связывает нас с этой линией, Рупануга-гуру-варгой. С Махапрабху, с Кришной, с Радхарани, и Лалитой, и так далее. И поэтому всё в нашей жизни становится с этого момента духовным, наш духовный путь мы начинаем, и это как новое рождение, и мы получаем новое имя.

00:33:55 И, по милости гуру, мы получаем Святое имя, получаем также духовное своё имя. И, так или иначе, эти имена, когда мы друг друга называем, они напоминают нам о Кришне. Мы произносим имена Кришны, Махапрабху, обращаясь к преданным, и это вызывает в нас тоже какое-то памятование. У нас осталось немного времени, может быть, ещё вопросы? Может быть, что-то вы хотите узнать о сознании Кришны? Я вижу, у нас гости сегодня. Вы в первый раз сегодня здесь? Нет, не первый?

Принятие и отвержение — две стороны самопредания

00:35:52 Мы хотим одухотворить свою жизнь, поэтому всё, что помогает нам в этом, мы принимаем. И отвергаем всё то, что неблагоприятно для этого. Принятие и отвержение — это две важных части шаранагати, самопредания, с которых мы начинаем. Всё, что вдохновляет вас на духовную жизнь, всё что питает и поддерживает вас, необходимо принять. А всё, что стягивает нас, всё, что мешает нашему росту, всё, что затрудняет наш рост, затрудняет нашу духовную жизнь, это необходимо отвергнуть, быть способным отвергнуть это. Прогресс означает отвержение и новое принятие.

00:37:38 Если мы хотим действительно духовно расти, то нужно постараться отвергнуть всё то, что мешает на нашем пути. И принимать всё, что благоприятно, всё, что вдохновляет нас, всё новое, духовное и то, что подталкивает нас к духовному, это необходимо принять. У нас есть сила, жизненная сила, энергия, и поэтому нужно использовать её для того, чтобы… для духовного роста, для того чтобы продвинуться дальше вперёд. И эта жизнь, эта новая жизнь, она происходит превыше нашего материального существования, превыше нашего обусловленного бытия.

00:39:41 И мы воспеваем имена Господа. Процесс начинается со слушания; слушание — шраванам. А затем воспевание — киртанам. С открытым сердцем мы внимаем о науке самоосознания, сознания Кришны. Мы слушаем из чистого источника, от представителя Кришны. И тогда наша духовная жизнь, она протекает правильным образом. И какой-нибудь последний вопрос, из зала?

Следование правилам и предписаниям или любовное служение?

00:41:05 Вопрос: Что важнее в сознании Кришны — следовать внешним путём, путём садханы или путём любовного служения? Но говорится, что конечная цель — спонтанные отношения с Господом. Но, когда мы предлагаем пищу Кришне, например, то когда мы поём, играем, то настроение приглашения уходит: что мы делаем, для чего делаем? Мы кладём пищу на тарелку и потом должны пропеть такое количество мантр, что я уже забываю, что я делаю, для чего я положил пищу? И третье — когда я совершаю служение, иногда оно сводится к каким-то механическим действиям, и я забываю, что делаю; или лучше делать всё осознанно?

00:43:52 Бхакти Лалита ДиДи: Поскольку мы не являемся рага-бхактами, то есть, поскольку мы естественным образом не живём спонтанной преданностью, то мы должны во всём следовать тем правилам и предписаниям, которые рекомендуют нам наши учителя и вайшнавы, то есть следовать этой садхане, до какого-то момента. И всегда этот высочайший идеал спонтанного любовного служения держать над головой. То есть никогда не пытаться ворваться туда. Но скорее служить тому плану бытия.

00:45:05 И в одной шлоке, которую сейчас Бхакти Лалита произнесла:
матала хариджана киртана ранге,
пуджала рага-патха гаурава-бханге

в ней говорится о том, что мы на нашем уровне, мы занимаемся киртаном, мы прославляем Господа и Его преданных и таким образом постепенно идём, следуем к Тому плану бытия, поклоняясь ему с нашего уровня, не пытаясь ворваться туда или как-то его сымитировать. Эта шлока, она написана прямо на входе в нат-мандир Шри Чайтанья Сарасват Матха.

00:46:31 И на самом деле там ещё находится диорама, в которой этот принцип изображён наглядно. То есть преданные, они с караталами, с мридангами поют, и над ними находится другой план, и там Кришна держит холм Говардхан, и пастухи помогают Ему палками его поддержать. И поэтому мы пытаемся следовать всем правилам и предписаниям, которые дали нам гуру и вайшнавы, и при этом не быть очень фанатичными насчёт внешних вещей, но вместе с тем, не отвергать всё подряд, то есть принимать то, что благоприятно и отвергать то, что неблагоприятно. То есть занимать себя позитивной деятельностью, но на нашем уровне, то есть на уровне садхана-бхакти.

Как предложить пищу Господу

00:48:27 Что касается предложения пищи, то нет необходимости делать его очень формальным. Оно может быть очень простым. У нас нет большого храма, как здесь, дома. Здесь пуджари, он знает мантры, как предлагать, и он это делает. Дома можно делать всё гораздо проще, там и обстановка менее формальная. То есть можно поставить тарелочку перед Господом, звякнуть в колокольчик, помолиться: «Господь, прими, пожалуйста!» Можно помолиться по-русски. Господь понимает сердце.

00:49:57 Вопрос: Без изображения можно?
Бхакти Лалита ДиДи: Можно и в уме предложить. Как мы другой день уже говорили о том, что когда Гурудеву как-то преданные предложили фрукты, в одном из храмов, а Гирираджу не дали. И Гурудев взял свою тарелку, Гирирадж стоял недалеко; и он поставил её перед Гирираджем и сказал: «Кушай, Гирирадж». Дал ему пять секунд всего, потом забрал тарелку обратно. Но это мы тоже не можем имитировать, потому что это рага-марга. Гурудев показал этот момент своей жизни как рага-маргу. Он показал, как высочайшие преданные взаимодействуют.

00:51:31 Он естественным образом был рага-бхактой. Мы видели это по его образу жизни, по тому, как он взаимодействовал с окружающим. И он показывал своим примером, что лучше предлагать, чем не предлагать. Но что предложение может быть достаточно простым, и важно здесь то, что у тебя на сердце, а не то, что ты говоришь.

«Лучше что-то, чем ничего»

00:52:22 И последнее ты говорил, о чём?
[Переводчик напоминает содержание третьей части вопроса — о том, что служение может быть осознанным и неосознанным, и какое из них предпочтительно.]
И относительно третьей части вопроса, про служение — лучше, конечно, делать его сознательно, чем несознательно. Но даже если вы делаете его несознательно, всё равно это служение, потому что вы делаете что-то полезное для храма, для Господа, для вайшнавов.

00:53:16 Гурудев говорил: «Надо научиться отдавать. Если трудно пока, хотя бы отдавайте какую-то… золу, отдавайте что-то незначительное. Научите руку отдавать». Позже, возможно, мы научимся отдавать более подобающим образом, более ценные вещи. И мы лишь практикующие, поэтому практика, она даст свой эффект. Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Нужно получать максимум выгоды из невыгодной сделки». А Шрила Говинда Махарадж говорил: «Лучше что-то, чем ничего». И попытки, постоянство, они дадут возможность победить в марафоне, [преодолеть] дистанцию.

00:55:00 Если мы будем ждать, просто сидеть и ждать, когда спонтанная рага-бхакти проявится в нашем сердце, то, возможно, мы проведём в этом ожидании целую вечность. И мы видим по примеру из Брихад-Бхагаватамриты, о том, что возможен постепенный прогресс, переход с одного положения на другое. То есть по ступеням от положения видхи-марга, то есть следования всем правилам и предписаниям до спонтанной Божественной любви. И это проявится в сердце.
Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев Госвами Махарадж, ки джай! Джая Шри Шри Гуру Гауранга Радха-Мадхава Сундар Джиу, ки джая!

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 25 сентября 2014