Вопросы и ответы

Москва - 22 August 2013
Что означает выражение «лотосные стопы»? Милость гуру и милость Кришны. Как удостовериться в истинности гуру? «Я чувствовала, что нахожу ответы на все свои вопросы». Мир Вриндавана. Занимается ли Кришна поддержанием мира? «Чтобы постичь Безграничное, нам придётся самим стать безграничными». Трудно ли быть брахмачарини? Почему на Вайкунтхе ходят в сандалиях, а во Вриндаване — босиком? Читайте Брихад Бхагаватамриту. Когда можно начать поклоняться божествам дома?
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:55:03 | качество: mp3 96kB/s 37 Mb | прослушано: 219 | скачано: 538 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Что означает выражение «лотосные стопы»?

00:00:00 Добрый вечер всем, добро пожаловать. Мы продолжаем второй день нашего празднования фестиваля Ведалайф. Мы немножко разочарованы тем, что, к сожалению, Госвами Махарадж не смог сегодня выйти и обратиться ко всем вам. Он чувствует себя не очень хорошо, но он уверен, что к завтрашнему дню он поправится и сумеет уделить всем вам своё внимание. И мы надеемся, что у собравшихся есть какие-то вопросы.

00:01:18 Вопрос: [не очень разборчиво, о смысле выражения «лотосные стопы».]
Вопрос, для тех, кто не услышал: Часто в писаниях встречается выражение «лотосные стопы». Что это означает? Имеется в виду буквальный смысл или какое-то символическое значение? И Бхакти Лалита отвечает, что, в случае Кришны на самом деле это выражение можно понимать вполне буквально, поскольку на стопах у Кришны есть определённые благоприятные знаки — знаки лотоса, раковины и другие знаки.

00:02:23 И если присмотреться к лотосным стопам, к стопам воистину великой личности, то вы увидите, что эти стопы обладают розовато-красным цветом, оттенком. Пальцы на их ногах подобны лепесткам, лепесткам лотоса. Поэтому это смесь и поэтического выражения, идущего из самого сердца, и буквального выражения истины, когда речь идёт о стопах самого Всевышнего Господа или о стопах гуру, учителя, или о стопах святых.

00:03:30 Когда Махапрабху был ещё маленьким мальчиком и рос в доме у своих родителей, то иногда его родители слышали звон как будто бы ножных колокольчиков, которые были надеты на их ребёнке, и после этого звона они часто видели свежие отпечатки, отпечатки как будто бы стоп Кришны. И, благодаря влиянию Йогамайи, внутренней мистической энергии Господа, родители Махапрабху, то есть Джаганнатх Мишра и Шачи Деви, не видели в этом ничего совершенно необычайного. Они просто не хотели думать, что их сын, быть может, сам Верховный Господь. Они хотели любить его как своего сына. И хотя постоянно происходили какие-то чудеса, необычайные события, они не придавали этому слишком большого значения.

00:05:18 Надеемся, что будет много вопросов у собравшихся, не стесняйтесь. Сегодня очень неформальное собрание. Поэтому любые вопросы, всё, что может вдохновить вас в духовной жизни, любые вопросы о чём угодно.

Милость гуру и милость Кришны

00:05:43 Вопрос (неразборчиво): Чем милость гуру отличается от милости Кришны, Верховного Господа?
Бхакти Лалита ДиДи: Нет разницы. Поскольку гуру — это проявление Кришны, как Его божественный посредник, представитель. В конечном счёте, Сам Кришна заявляет, что гуру, ачарья — это сам Кришна. Поэтому, всякий раз соприкасаясь с проявлением милосердия, сострадания, милости Высшего мира, мы можем воспринимать это и как милость гуру, и как милость Кришны одновременно. Или, если угодно, как милость Кришны, которая пришла к нам через гуру.

00:07:09 сакшад-дхаритвена самаста-шастраир уктас татха бхавйата эва шадбхих
кинту прабхор йах прийа эва тасйа ванде гурох шри-чаранаравиндам
(Вишванатха Чакраварти Тхакур «Шри Шри Гурваштака», 7)
Мы знаем, что удивительным, непостижимым образом, одновременно гуру и неотличен от Кришны, гуру — это проявление самого Кришны. Но, в то же время, гуру называют Прабху Прия — тот, кто дороже всех Господу, или, точнее, Та, Кто дороже всех Господу. Это одновременно и проявление Самого Господа, и очень дорогой преданной, Той, Кто дороже всех для Него.

00:08:08 И при наиболее детальном, если мы присмотримся наиболее детально к гуру, то в линии Рупануга, в линии наших учителей мы увидим, что учитель — это, в конечном счёте, проявление Самой Шримати Радхарани и её посланник. Всегда есть взгляд с абсолютной стороны и взгляд с относительной стороны, и мы приводим их в гармонию. Если мы поймём, прежде всего, природу самого гуру, кто такой собственно гуру, тогда мы поймём каким образом этот Божественный поток божественной милости нисходит через него. Нитьянанда Прабху — это изначальный гуру. И гуру — это действие самого Господа, который одновременно «един и многие».

Как удостовериться в истинности гуру?

00:09:44 Да?
Вопрос: Как определить, что это истинный гуру?
Бхакти Лалита ДиДи: Ваше внутреннее одобрение. Голос изнутри, из сердца, который выскажет одобрение: «Да!» Это обязательно должно быть. Но также подразумевается, что мы проводим свой поиск среди настоящих гуру. То есть среди тех, кто может достоверно представлять идеи, то есть тех, кто представляет свою линию преемственности учителей, гуру-парампару.

00:10:45 Итак, мы находим кого-то, и прежде всего, начинаем слушать. Шраванам — слушаем, слушаем и слушаем. И далее, если в результате услышанного мы приходим к выводу, что мы слышим голос из сердца: «Да, это мой гуру, я чувствую в нём что-то особенное», то в этом случае мы обращаемся к нему с просьбой об инициации, об этой связи. И в традиционной системе выжидается какое-то время, необходимо время, чтобы ученик изучил гуру, а гуру изучил будущего ученика или ученицу. И в течение этого времени должны быть уместные вопросы, вопросы, которые задаются гуру. И когда ваше сердце наконец говорит «да», подтверждает ваше стремление обрести эту связь с гуру, тогда вы скромно просите о получении этой связи, инициации и начинаете служить.

00:12:42 Это всё было изложено Шрилой Шридхаром Махараджем как традиционный подход. Когда сперва вы слушаете разные источники и ждёте, чтобы внутренний голос, голос сердца сказал: «Да!». Здесь был ещё один вопрос, да? Сейчас, здесь молодой человек поднимал уже руку чуть раньше, а потом вы.

«Я чувствовала, что нахожу ответы на все свои вопросы»

00:13:32 Вопрос, не очень разборчиво: А Вы могли бы рассказать о себе, о своём пути, о том, как Вы встали на духовный путь?
Бхакти Лалита ДиДи: Начала с насущной потребности. Потребности в познании истины, собственной природы, познания абсолютной истины. Задавалась такими вопросами, как «Кто я?», «Для чего я существую, в чём моё предназначение, для чего всё существует?». Много очень важных вопросов. И начала искать. Общалась, обращалась к самым различным источникам, изучала различные писания, общалась с разными видами склонных к духовности людей.

00:14:50 Задавала вопросы, получала ответы и поняла, что все религии и все духовные течения предлагают что-то хорошее. Везде есть что-то хорошее. И все предназначены, для того чтобы сделать человечество лучше. И мне понравились все концепции, с которыми я встречалась. Но одновременно с этим я увидела, что есть определённые качественные различия, что есть разные уровни среди религиозных концепций. И я чувствовала, что не все они одинаковы; что некоторые дают только самые основы, самые азы, некоторые даже неправильно называть духовными концепциями, но это «преддуховные», «поддуховные» идеи. Но также заметила, что некоторые идеи, в особенности, соприкоснувшись с Индией, с идеями гаудия вайшнавизма, я заметила в них, что это, пожалуй, самые высокие, самые детальные и глубокие духовные концепции.

00:16:45 Изучение Бхагавад-Гиты, изучение различных книг Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады стало для меня живительной влагой, которая утоляла мою жажду, духовную жажду, которая так долго мучила меня. И это утоление жажды было вполне ощутимым, реальным. И также эти идеи казались мне более чем естественными, я постоянно чувствовала: «Ну да, конечно, я всё время как будто бы так и чувствовала, что так всё и должно быть!». Я чувствовала, что я нахожу ответы на все свои вопросы.

00:17:55 Так я начала свой процесс поиска вайшнавов, преданных, общение с ними, поиск своего гуру. Наконец, какое-то время спустя, я была готова к тому, чтобы отправиться в Индию и там впервые встретиться со Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Дев Госвами Махараджем. Он жил в Индии, в святом городе Навадвипа, в своей миссии Шри Чайтанья Сарасват Матх, и я отправилась туда с мыслями о том, что, быть может, я больше никогда не вернусь домой, не вернусь в Америку. Я отправилась туда с желанием найти полное прибежище, полностью вручить себя этому процессу.

00:19:12 И, как мы говорили чуть раньше, сперва я начала слушать его, всё начинается со слушания. И в результате слушания, я чувствовала, что в сердце своём я чувствую глубокое удовлетворение. Я почувствовала подтверждение, пришедшее из глубины сердца. Некоторые более тонкие идеи, концепции, например, те, что изложены в такой нашей книге как Прапанна-Дживанамрита, для меня были непостижимы, но очень привлекательны, мне очень хотелось понять, постичь, что же за идеи изложены там.

00:20:15 Итак, в результате я обратилась с просьбой о посвящении и получила эту связь, то есть инициацию, посвящение, и начала свою активную жизнь в служении. И всё это случилось почти двадцать лет назад.

Мир Вриндавана

00:20:50 Вопрос: Вот, есть материальный мир, есть вечный мир, который выше материального, а есть предвечный мир, который выше вечного. Мы можем получить информацию, как там живут, в вечном мире, как он выглядит?
Бхакти Лалита ДиДи: Тот мир бытия, о котором вы говорите, называется Голока Вриндавана. Иначе его называют сверх-сверх-субъективная реальность, сверх-сверх-субъективный уровень бытия. Этот уровень называют адхокшаджа и апракрита, что означает, что он выглядит — хотя он трансцендентен по своей природе — но выглядит обманчиво просто, подобен человеческому миру.

00:22:05 И это — личная обитель Господа Кришны, где Он играет. Мы слышали многое о том, как устроена жизнь в том мире. Там внешне очень простая жизнь, по правилам жизни пастухов. Кришну называют такими именами, как Говинда и Гопал, что означает, что Он — любящий друг коров. И Он наслаждается там Своими играми с пастушкáми и с пастӳшками, под руководством Своего отца; Его отец — это царь пастушеского племени.

00:23:22 Наш Гурудев говорил: «Если вы хотите играть с Богом в футбол, если вы хотите играть с Богом в салки, то это возможно только в мире Вриндавана, с Кришной. Это невозможно с другими представлениями о Боге». Вы не найдёте возможности подобных близких взаимоотношений с Богом ни в каких других идеях и представлениях, на других уровнях духовного бытия, таких как Вайкунтха. В Том мире, если вы хотите сорвать банан с яблони, вы сорвёте банан с яблони.

00:24:25 Шрила Шридхар Махарадж описывал мир Вриндавана удивительно красивым образом. Он говорил, что это высочайший мир духовной реальности, который на самом деле полон всей власти, полон всей силы; но при этом он обёрнут нежностью, любовью и представлен в форме смирения. Иначе говоря, этот мир, мир Вриндавана, это мир, где высочайшая реальность, высочайшая сила и могущество предстают в необычайном смирении и скромности.

00:25:36 И Шрила Шридхар Махарадж приводил два примера, чтобы помочь нам понять природу Того мира. Он говорил: «Например, как врач — врач не обязан исполнять работу медсестры, но иногда из особой любви и чувства заботы к своему пациенту, он может заботиться о своём пациенте словно медсестра, даже хотя он совершенно не должен этого делать. Или король, который с любовью играет с детьми на улице, или общается с жителями своей страны, как будто бы один из них, как будто бы наравне; даже хотя он наделён высочайшей властью, но ему нравится, он чувствует радость, когда он общается с ними словно наравне». Шрила Шридхар Махарадж приводил эти два примера в качестве иллюстрации, чтобы продемонстрировать нам, что это за мир. Да?

Занимается ли Кришна поддержанием мира?

00:27:25 Вопрос, не вполне разборчиво: [Почему так много говорят об играх Кришны и [неразборчиво] каким образом Кришна обеспечивает надежность и прочность нашего существования? И обеспечивает ли Он это?]
Бхакти Лалита ДиДи: Этим, то есть поддержанием мира, занимается Вишну. Брахма творит мир, Шива уничтожает, а Вишну поддерживает. И говорят, поддерживать — это самое трудное, поэтому только Вишну может с этим справиться. Может быть, у вас есть личный опыт этого: когда вы пытаетесь начать что-то, какое-то новое дело, новое начинание — легко начать. Легко всё сломать, забыть. Но очень сложно продолжать, очень сложно поддерживать что-то изо дня в день.

00:28:58 Вопрос: Получается, что имя Кришны связаны только с играми?
Бхакти Лалита ДиДи: Кришна занят играми. Кришна занят только играми, развлечениями, только радостью, в кругу Своих ближайших спутников, друзей, семьи. Он занят только радостью. Шрила Шридхар Махарадж любил обращаться к Гегелевской идее об Абсолюте и говорил, что Кришна, будучи Абсолютом, существует Сам по Себе и Сам для Себя; Он никому ничего не обязан. Он совершенно независим и не обязан чем-либо управлять. Поддержанием, управлением занимаются различные экспансии Кришны и также часть работы делают различные полубоги материального мира. Им также делегируется какая-то часть полномочий.

«Чтобы постичь Безграничное, нам придётся самим стать безграничными»

00:30:46 Есть ли у кого-нибудь ещё вопросы?
Вопрос, неразборчиво: Говорится, что Уддхава — один из величайших преданных Кришны. Но в двенадцатой, тринадцатой главе Шримад Бхагаватам он… Кришна ему говорит: «Иди в Гималаи, продолжай через…». (Переводчик уточняет вопрос: «Продолжать что? Сложно перевести неоконченную фразу — через что?») Он послал Своего преданного в Гималаи, почему?

00:32:00 Бхакти Лалита ДиДи: Мы не знаем. Можно задать этот вопрос завтра Госвами Махараджу. Когда Госвами Махарадж здесь, то я всегда чувствую большое облегчение: он ответит на любые вопросы. Мы сошлёмся на него в случаях, когда мы не знаем. И он же, Госвами Махарадж, часто говорит, что, чтобы постичь Безграничное, нам придётся самим стать безграничными. Но, поскольку мы, по природе своей, крошечные ограниченные живые существа, то мы никогда не сможем до конца постичь всего в сознании Кришны. Он безграничен и удивителен, и всегда будут оставаться какие-то загадки, неразрешимые для нас. И это означает, что мы можем навечно оставаться учениками.

Трудно ли быть брахмачарини?

00:33:33 Вопрос: Скажите, пожалуйста, трудно ли быть женщиной санньяси и встречали ли вы женщин подобного статуса в других матхах?
Бхакти Лалита ДиДи: Ну, прежде всего, я — не санньяси. Я брахмачарини. И это положение подобает мне, оно подходит мне в лучшей степени. Это положение более младшее, это положение ученика, а точнее ученицы; это настоящее моё место. В нашей сампрадае, то есть потоке преемственности учителей, у нас нет женщин санньяси. Но в нашей миссии Шри Чайтанья Сарасват Матх есть три женщины брахмачарини. И введение такой нормы было само по себе революционным нововведением, сделанным нашим Гурудевом, Шрилой Говиндой Махараджем ради нашего духовного блага.

00:35:09 Это материальные титулы, это не духовная сущность. Но мы считаем, что подобный статус брахмачарини благоприятен для практики и проповеди. Что касается других миссий, миссий этой же линии, то есть гаудия-вайшнавизма, то я видела фотографии женщин, одетых в одежду шафранового цвета, и я предполагаю, что, должно быть, они брахмачарини, но я никогда лично не встречалась с ними и не общалась. Когда мой духовный учитель, Шрила Говинда Махарадж, впервые дал мне эту одежду брахмачарини, то есть одежду шафранового цвета, то это вызвало определённое бурление, определённое беспокойство во всём мире гаудия вайшнавизма.

00:36:34 Я в то время не знала этого, я об этом обо всём узнала только позже, но на самом деле это был весьма революционный, весьма смелый шаг, шаг, который сделал Гурудев, введя это духовное нововведение — статус женщины брахмачарини. И некоторые люди поначалу даже были против, спорили с Гурудевом, но в итоге все согласились, что в целом это хорошая мысль, это правильно. И сейчас можно увидеть уже и других женщин брахмачарини в мире.

00:37:42 Если вы отправитесь во Вриндаван или на Говардхан, то там вы увидите много разных видов садху, среди них встречаются и женщины-садху. У меня нет привычки общаться со всеми и каждым. Я стараюсь держаться общества своих духовных братьев и сестёр, и поэтому я никогда не общалась близко с другими видами женщин-садху, и поэтому я не могу ничего о них сказать.

00:38:38 А по поводу того, что вы спросили, трудно ли это, я считаю, что трудно быть воплощённой душой в материальном мире. Трудно быть человеком, трудно быть животным. Всё трудно в материальном мире. Все ведут борьбу за выживание: рождение и смерть, старость и болезни — мы постоянно вынуждены терпеть все эти факторы. В вечном круговороте, проходя разные формы жизни в соответствии с кармой. Поэтому любой образ жизни в этом материальном мире — это трудно.

00:39:47 Благо жизни в храме иди в ашраме в том, что можно полностью посвятить себя этому — духовной практике, и не волноваться о многих других вещах. Это простой образ жизни, благодаря которому у вас есть возможность сосредоточиться на каких-то простых очень важных вещах, на духовном. И это относительный вопрос, в том смысле, что кому подходит; в зависимости от нашей кармы, в зависимости от наших склонностей, обстоятельств, какие-то вещи для нас могут подходить, а какие-то не подходить.

00:40:53 Но, для того чтобы продвигаться вперёд, для прогресса, необходимо отвергать старое, принимать новое. Необходимо отвергать неблагоприятное, мешающее и принимать помогающее, благоприятное. Мы все неповторимы и уникальны, и каждому следует делать то, что благоприятно, здорово для него. Хорошо?

Почему на Вайкунтхе ходят в сандалиях, а во Вриндаване — босиком?

00:41:44 Вопрос: Я слышал, что жители Вайкунтхи всегда ходят в сандалиях. А обитатели Вриндавана ходят босиком. Можете ли Вы прокомментировать это?
Бхакти Лалита ДиДи: Я никогда не слышала этого утверждения, но, возможно, это утверждение связно с тем, что Вайкунтха полна настроения благоговейного и трепетного и, соответственно, все поклоняются Господу в настроении роскоши и уважения, все одеты очень хорошо, богато. У них по четыре руки, а не по две. Обитатели Вайкунтхи выглядят в точности как Вишну, Нарайяна.

00:43:03 А во Вриндаване всё просто, и они живут обычной пастушеской жизнью, в пастушеском племени. Им просто не нужны туфли или сандалии, они просто бегают по пыли, радуются жизни, купаются в реках. Может быть, поэтому. На самом деле, я никогда не слышала утверждения, которое вы произнесли, поэтому то, что я сказала — это только мои предположения: если это утверждение верно, то вот по этим причинам, это могло бы быть истинно.

Читайте Брихад Бхагаватамриту

00:44:00 Я не встречала подобного утверждения где-либо в Брихад Бхагаватамрите, написанной Шрилой Санатаной Госвами. Даже хотя эта книга, Брихад Бхагаватамрита, описывает очень детальным и подробным образом разные уровни бытия: материального и духовного. И там описано, как где кто выглядит, как одевается, как мыслит, каковы его нравы, характеры, кто к чему стремится. В этой книге описано, что когда Гоп Кумар оказался на Вайкунтхе, в духовном мире, то он присутствовал на нескольких планетах духовного мира, планетах Вайкунтхи, но при этом он сохранял своё обличье пастушка, свои пастушеские одежды.

00:45:28 Обитатели Вайкунтхи предлагали ему одежду, говорили ему: «Может быть, тебе лучше переодеться в какую-то настоящую одежду, в конце концов, ты же здесь, на Вайкунтхе». Он явно не вписывался в то общество, он, очевидно, был предназначен для чего-то иного, но какое-то время он провёл там. Поскольку этот герой, Гоп Кумар, он был чистым преданным Гопала, то есть Кришны, того самого Божественного пастушка Вриндавана, но на пути к Нему он прошёл сквозь все различные уровни бытия, в том числе разные уровни духовного бытия.

00:46:28 Он получил Гопала мантру от своего гуру. На самом деле его гуру был сам Всевышний Господь, который действовал через определённого посредника. И так, получив от своего гуру Гопала мантру и повторяя её, Гоп Кумар постепенно возвышался на всё более и более высокие уровни. И где бы он ни очутился, он проводил там какое-то время, чтобы полюбить и оценить это место, но неизбежно, спустя какое-то время он каждый раз чувствовал себя не на своём месте, он чувствовал определённое разочарование и потребность оказаться где-то в другом месте, и тогда он продолжал повторять свою Гопала-мантру.

00:47:38 И после длительного путешествия он наконец добрался до Голоки Вриндавана. И он был совершенно поражён, совершенно удивлён, когда увидел этот мир духовного бытия, который называют апрактира, который, хотя духовен, трансцендентен по своей природе, но выглядит обманчиво просто. Его лично встретил сам Господь Кришна, сам Господь Гопал, Владыка того мира. И, встретившись друг с другом и обнявшись, они потеряли сознание от радости. И Кришна при этом чувствовал ещё больший экстаз, чем Гоп Кумар.

00:48:44 И Кришна сказал ему: «Как ты мог так долго находиться без Меня, вдали от Меня? На самом деле Я всегда был рядом с тобой, Я всегда сопровождал тебя в этом путешествии, и поэтому Я знаю все испытания, все беды, все страдания, через которые ты прошёл на этом пути». И тогда его приняли в Том мире: ему дали имя, ему дали определённое служение, ему дали определённое место, где он жил.

00:49:34 Это удивительная книга — Брихад Бхагаватамрита, и всё описано там очень красноречиво и кратко, и настолько красиво, что возникает ощущение, как будто бы вы путешествуете вместе с ним, как будто вы и правда видите все эти миры, через которые проходит главный герой. Книга начинается с того, как Нарада Муни отправляется в путь, в поиске величайшего из преданных. Но к какому бы преданному он ни пришёл, тот преданный говорил: «Нет, не я величайший, а вот тот преданный величайший». А тот отправлял его к следующему, а тот к следующему. И так Нарада Муни в своих путешествиях посетил многих различных преданных, таких как Господа Шиву, Ханумана, Пандавов и многих других.

00:50:48 Брихад Бхагаватамрита состоит из двух частей, в которых описаны два духовных путешествия: в одной — путешествие Нарада Муни, а в другой — путешествие Гоп Кумара. Если вам когда-нибудь выпадет такая возможность, постарайтесь прочесть эту книгу. Последний вопрос?

Когда можно начать поклоняться божествам дома?

00:51:18 Вопрос, неразборчиво. Меня зовут Надя. Я хочу спросить, на какой стадии духовной практики можно начать поклоняться божествам дома, и каковы правила поклонения: в какое время открывать алтарь, в какое время закрывать?
Бхакти Лалита ДиДи: Можно начать с любого момента. С сегодняшнего дня. И можно начать очень просто. Главное, с чего начнёте — старайтесь поддерживать это, то есть не делайте шага назад, а стойте на месте или идите вперед. Поэтому старайтесь начать с чего-то, что вы в состоянии поддержать на протяжении долгого времени, что-то постоянное.

00:52:26 И наш учитель, Шрила Гурудев всегда рекомендовал в домашних условиях использовать фотографии, изображения божеств, фотографии гуру. То есть вместо установления божеств дома он рекомендовал лучше в домашних условиях ставить изображения, фотографии божеств, божеств, которые уже установлены в каком-то храме, в котором уже проводится поклонение, поскольку в этом случае у вас будет меньше шансов совершить какие-то оскорбления, какие-то ошибки в поклонении. Он не хотел, чтобы у нас были какие-либо заблуждения, ошибочные воззрения, чтобы мы, например, не начали думать, что божества — это куклы и поэтому, чтобы защитить нас от этого, давал подобный совет.

00:53:46 Поэтому можете выбрать изображения каких-то божеств и начать как-то просто поклоняться им. Можете предлагать им пищу. И главное — начните с чего-то простого и не пытайтесь сразу же погружаться во все технические сложности и правила. Со временем, общаясь с преданными, вы узнаете всё больше и больше о том, какова процедура, принятая у нас, поклонения на алтаре. Что мы предлагаем, какие для этого необходимы инициации и прочее. Но вы можете начать в соответствии с возможностями, которые у вас есть сейчас, а главное — чтобы от сердца. Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев Госвами Махарадж, ки джай!

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 10 October 2014