Шри Нандотсава и день явления Шрилы Прабхупады

Санкт-Петербург - 29 August 2013
Праздник Нандотсава. Враджа-лила — рождение Кришны в краю пастухов. Ранний период жизни Шрилы Прабхупады. Служение Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Отъезд в Америку. «Дерево, под которым началось движение Харе Кришна». Шрила Прабхупада зовёт на помощь Шрилу Говинду Махараджа. «Где Вы — там Вриндаван». Уход Шрилы Прабхупады и его последнее наставление. Шрила Госвами Махарадж приходит к Шридхару Махараджу. Удивительные книги. Великая милость Шрилы Прабхупады. О праздничном пире и любимых блюдах Шрилы Прабхупады.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:57:41 | качество: mp3 96kB/s 39 Mb | прослушано: 47 | скачано: 400 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Праздник Нандотсава

00:00:00 Это традиция нашего Гурудева, что после Кришна Джанмаштами, а также после Гаура Пурнимы утром мы приходим, для того чтобы увидеть Господа как младенца. Гурудев всегда говорил: «Пойдёмте же, пойдёмте, посмотрим на младенца!» И мы отправлялись вместе с Гурудевом, и мы видели облик, взрослый облик божества, но Гурудев видел перед собой младенца, новорожденного Кришну, или младенца — новорожденного Гаурангу, Нимая.

00:00:53 Это очень радостный день для всех враджа-васи, преданных Господа Кришны. Сегодняшний праздник называется Нандотсава. Это праздник, устроенный Нанда Махараджем и Яшодой, для того чтобы отпраздновать рождение Господа Кришны.

Враджа-лила — рождение Кришны в краю пастухов

00:01:30 И мы слышали, что матушка Яшода родила близнецов. Мы слышим разные версии: иногда мы слышим, что она родила только девочку, иногда мы слышим, что у матушки Яшоды родились близнецы, мальчик и девочка. Но, в любом случае, после родов она была словно в забытьи.

00:02:05 Мы знаем, что на самом деле, Господь не рождается, и то, как Он являет Себя в этом мире, это очень необычно. И это было в полночь, в это время Нанды Махараджа не было рядом, матушка Яшода рожала в одиночестве, и так она родила, не до конца осознавая, что именно произошло: родила ли она мальчика, или девочку, или близнецов. Это происходило благодаря влиянию Йога-майи. И в основном это позволило играм Кришны развиваться далее, и в основном, наши учителя говорят, что всё произошло таким образом, что Васудев принёс новорожденного младенца туда, и, когда он принёс туда, он поместил его рядом с новорожденной девочкой, а сам этот новорожденный слился, объединился вместе с другим младенцем.

00:04:05 И Васудев забрал с собой новорожденную девочку и ушёл, ушёл так, чтобы никто его не заметил. А матушка Яшода ночью не понимала, что происходит, и проснулась только утром. И увидела рядом с собой новорожденного Кришну. Она была поражена Его сладостью, Его очарованием, Его красотой. И она сразу же начала звать всех: «Идите сюда скорее, посмотрите, какой чудесный младенец родился! Я даже не заметила, как это произошло ночью. И она позвала Нанду Махараджа и всех враджа-васи.

00:05:13 Нанда Махарадж был уже преклонного возраста, поэтому то, что у него родился ребёнок, это было необычно, это было чудесно, поэтому он чувствовал особенный экстаз. Он был очень щедр по природе своей, и это событие — рождение ребёнка — побудило его устроить большую раздачу подарков всем пришедшим. Так устроена враджа-лила рождения Кришны в обществе пастухов.

00:06:09 И у каждого там есть очень много молока, масла, йогурта и, конечно же, коров. И, для того чтобы обрести благословение Вишну, Нанда Махарадж соблюдал все необходимые ритуалы, действия, которые следует совершать при рождении ребёнка. В частности, он раздал в пожертвование два миллиона коров брахманам, живущим в тех местах. Он раздал целые горы зерна, украшенные золотом, огромное количество молочных продуктов, множество драгоценностей и украшений, сделанных из золота. Он постарался раздать как можно больше драгоценностей, насколько это было в его силах. Вся Враджа-дхама была прибрана и всё, каждый уголок Враджа-дхамы был помыт вместе с маслом сандалового дерева, тщательно убран, украшен листьями мангового дерева и другими предметами, так вся Враджа-дхама сияла своею чистотой.

00:08:34 И тогда Нанда Махарадж позвал брахманов, мудрецов, для того чтобы они пришли и совершили необходимые ритуалы, для того чтобы они читали священные писания, совершили все необходимые действа. Все пастухи и пастушки начали собирать различные подарки, оделись как можно красивее и пришли в дом Нанды Махараджа, чтобы отдать ему свои подарки в честь праздника. Все были необычайно радостны, счастливы, и гопи, то есть жёны пастухов, жены гопов, также позаботились о своей красоте, украсили себя свежим кумкумом, свежим шафраном и также собрали подарки, для того чтобы отдать их семье Нанды Махараджа.

00:10:15 Эти гопи наделены необычайной красотой. Эту красоту нельзя сравнить с красотой этого мира. Их красота необычайно благоприятна. Эта красота похожа на цветки лотоса. И так они омыли свои тела, сделали массаж, украсили себя куркумой, драгоценностями.

00:11:09 И вот в такой обстановке начался праздник. И все пастухи пришли, принеся в подарок молоко, йогурт, ги и много-много других молочных продуктов. Молочных продуктов там было более чем достаточно. Шрила Гурудев рассказывает, что они начали мазать друг друга йогуртом, маслом ги, начали бросаться друг в друга молочными продуктами, и пол стал скользким — они иногда поскальзывались, скользили по нему, бросаясь друг в друга. Своеобразное очень благоприятное «сражение едой».

00:12:26 И в своих играх, в своих забавах, вместо пистолетов, ружей они использовали свои палки. Они, будучи пастухами, всегда носят с собой палки. Не совсем для самообороны. Просто они любят сражаться, в шутку драться, состязаться между собой, и один из видов их состязания — это сражение на палках. Они очень опытны в подобной драке на палках, это один из видов их забав. Итак, во дворе Нанды Махараджа все гопы, пастухи сражались между собою на палках, бросались друг в друга молочными продуктами, йогуртом, все были очень счастливы. Так враджа-васи праздновали, очень экстатично, экстатично до предела, рождение Господа Кришны.

00:14:07 И Рохини, которая приходилась женой Васудеву, второй женой Всаудеву, она также жила неподалёку, и она была сестрой Нанды Махараджа. И она — мать Баладева. Ранее, когда Деваки носила в себе Баладева, то Баладев был перенесён волшебным образом из её утробы в утробу Рохини. Это было сделано для защиты Баладева, для того чтобы избежать убийства Камсой. И Баладев родился на год раньше, и поэтому во время этого праздника, этого фестиваля, он был годовалым сыном Рохини.

00:15:31 И Рохини в то время была не очень счастлива, потому что её муж и первая жена её мужа, Деваки, в это время были заперты в тюрьме. Но ей очень повезло, что она была матерью Баладева и [тётей] Господа Кришны. Она украсила себя и отправилась на этот праздник, на фестиваль, для того чтобы участвовать в этом праздновании, и для того чтобы поздравить Нанду Махараджа и всех гопов и гопи.

00:16:30 И все пандиты, брахманы собрались, чтобы даровать свои благословения Господу Кришне. Каждого накормили до отвала, каждому давали огромное количество подарков, каждый был полностью удовлетворён подарками, и каждый был счастлив на этом празднике. И они раздавали благословения, такие как: «Так пусть же этот новорожденный младенец станет нашим повелителем, станет нашим господином, будущим королём Враджи». Так Нанда Махарадж отпраздновал это событие вместе с Яшодой-майей и всеми враджа-васи.

Ранний период жизни Шрилы Прабхупады

00:17:42 Сегодня тот самый день, и мы очень счастливы отмечать этот праздник. И сегодня также день явления Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Он выбрал этот радостный день, чтобы появиться в этом мире в семье вайшнавов. Он родился в Калькутте и показал, что обладает природой преданного, с самого начала, с самого раннего детства. Даже в детстве он любил устраивать, например, Ратха-ятру. Когда приходило время Ратха-ятры в Джаганнатха Пури, он устраивал свою маленькую Ратха-ятру, и усаживал на тележку божества: Баладева, Субхадру, Джаганнатху, и на этом празднике раздавал всем сладости и угощения.

00:19:09 Позже, в своей жизни грихастхи, семейного человека, он стал аптекарем. Он не обрёл слишком большого успеха, и поэтому он и его семья жили довольно скромно. Иногда он помогал движению Ганди, движению борьбы за независимость Индии, чтобы освободить [Индию], чтобы Индия перестала быть колонией.

Служение Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру

00:20:06 Но нашёл предназначение и цель своей жизни, познакомившись со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. И так он познакомился с Гаудия-матхом и его членами, он познакомился со Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Махараджем. И в то время у Шрилы Прабхупады в целом не было слишком большого общения со Шрилой Сарасвати Тхакуром.

00:20:54 Но он получил инициацию, посвящение, он нашёл для себя всё, что ему нужно, всё, что он когда-либо искал в жизни, и гораздо больше в этой миссии, и посвятил всю свою жизнь служению Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Он свободно владел английским, и поэтому Сарасвати Тхакур хотел, чтобы Шрила Прабхупада отправился на запад, в Америку проповедовать. Быть может, Шрила Прабхупада не получил слишком много, слишком большого количества наставлений от Сарасвати Тхакура, не общался с ним слишком обширно, продолжительно, однако это наставление Сарасвати Тхакура он принял глубоко, в самом сердце своём и решил полностью посвятить все свои силы, всю свою энергию исполнению этого наставления.

00:22:18 Он очень много общался со Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Махараджем и принял его своим шикша-гуру. И, когда он понял, что ему пришло время уходить, после ухода своего учителя, Шрилы Сарасвати Тхакура, то Шрила Прабхупада хотел отойти от семейной жизни и получить санньясу у Шрилы Шридхара Махараджа. Но, поскольку Шрила Шридхар Махарадж был близким другом их семьи и часто останавливался у них дома, он не хотел привносить какие-либо беспокойства тем, чтобы дать Шриле Прабхупаде санньясу и тем самым забрать его из семьи.

00:23:28 И поэтому Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Ну, ты можешь получить санньясу у Кешава Махараджа. Я дал ранее санньясу Кешаве Махараджу, поэтому, если ты примешь санньясу от него, это будет так же хорошо, как и получить санньясу непосредственно от меня». Итак, он принял санньясу, и после этого Шрила Прабхупада жил во Вриндаване в храме Радха-Дамодара. И этот Радха-Дамодар мандир находится совсем рядом с нашим храмом во Вриндаване, в Сева-кундже.

00:24:30 Это храм, основанный Шрилой Дживой Госвами, где он жил и заботился о Шриле Рупе Госвами. В преклонные годы Шрила Рупа Госвами жил в этом храме вместе с Шрилой Дживой Госвами. Джива Госвами, по рождению своему, был ему племянником, но, по сути, он был его учеником. Итак, какое-то время спустя, Шрила Рупа Госвами оставил этот мир, и там, в храме Радха Дамодара находится его самадхи.

00:25:31 И комната, где жил Шрила Прабхупада, она также сохранена до наших дней. О ней заботятся, она превращена в своеобразный музей. У него там маленькая комната и маленькая кухня. И преданные до наших дней заботятся об этом месте, прибирают там каждый день; все вещи Шрилы Прабхупады также остались там до сих пор: все его кухонные принадлежности, все котлы, сковородки.

Отъезд в Америку

00:26:23 И, когда наступил должный момент, когда Шрила Прабхупада почувствовал огромное, нестерпимое желание приступить к непосредственному исполнению указания своего учителя, то Прабхупада на пароходе отправился в Америку. И этот пароход назывался «Джаладута». И во время путешествия на пароходе Шрила Прабхупада пережил несколько сердечных приступов. В то время состояние его здоровья оставляло желать лучшего, но он принял на себя эту ответственность — отправиться несмотря на любые препятствия.

00:27:29 Это путешествие далось ему нелегко, оно было долгим и утомительным, и в дороге он написал много удивительных поэм, произведений, показывающих с удивительной красотой его стремление служить Кришне. И наши учителя, Гурудев, вслед за Гуру Махараджем, повторяют, говорят, что в тот момент Шрила Прабхупада полностью опустошил себя от всего постороннего, сделал себя совершенно пустым, и милость Нитьянанды Прабху заполнила его. И Шрила Шридхар Махарадж говорил, что Шрила Прабхупада — это шактьявеша-аватара Нитьянанды Прабху, благословлённый и уполномоченный на распространение Cознания Кришны везде и повсюду.

00:29:03 Итак, Шрила Прабхупада добрался до Америки и сперва остановился в доме у людей, с которыми был знаком через друзей друзей знакомых. И ему приходилось жить вместе с этими людьми, и эти люди не были вегетарианцами. У них даже был один холодильник на всех. Шриле Прабхупаде была выделена одна полка, на которой были его продукты, а на остальных полках в том же самом холодильнике было мясо и другие невегетарианские продукты. Можете только представить себе, каким это шоком было для него, как ему трудно было приспособиться, поскольку он приехал из Индии, он вырос в вайшнавской семье, где всегда было принято быть вегетарианцами.

00:30:21 И он начал свои попытки проповедовать. Ещё ранее, до того времени, когда он жил в храме Радха Дамодара, он занимался переводами. На протяжении своей жизни он сделал много переводов: переводов Шримад Бхагаватам, Бхагавад-Гиты, Чайтанья-Чаритамриты. И он также, ещё в Индии издавал журнал «Back to Godhead» («Назад к Богу»); и в то время работа над Бхагаватам не была завершена. В Индии он успел перевести Бхагавад-Гиту и начал свою работу над Шримад Бхагаватам, первую песню.

«Дерево, под которым началось движение Харе Кришна»

00:31:24 И, поскольку поначалу он не обрёл особенного успеха, то он размышлял, Прабхупада начал думать о том, чтобы вернуться назад в Индию. Он приходил в Центральный парк и там садился под деревом и пел Святое Имя, подыгрывая на караталах. Это был конец шестидесятых годов, время движения хиппи, и многие хиппи привлеклись, им понравилось то, что делал Шрила Прабхупада. И эти хиппи стали приходить, присоединяться к нему, садились рядом с ним, пели вместе с ним, танцевали. И так всё это началось прямо там.

00:32:38 И это дерево, то самое дерево, до сих пор существует в том парке, в Центральном парке, и под этим деревом ныне есть табличка, на которой сказано: «Это дерево, под которым началось движение Харе Кришна».

00:33:00 И так, одно за другое, так всё начало развиваться. Некоторые из хиппи стали превращаться в преданных. У некоторых из них были какие-то связи с другими людьми, и, так или иначе, наконец, они сумели снять в аренду небольшой магазинчик. И постепенно Шрила Прабхупада очищал их. Он превратил их всех в вегетарианцев, он научил их всему, с самого нуля: он учил их как правильно отправляться в ванную комнату, как правильно мыться, как правильно кушать, как правильно думать. Он учил их всему.

00:34:09 Ему приходилось учить их принципам: кто такой ученик, кто такой гуру, как правильно выражать почтение гуру, как правильно приносить поклоны. И поначалу эти люди, эти начинающие преданные, в невинности своей даже не понимали, что Прабхупаде следует выказывать какое-то особое почтение, и поэтому иногда Прабхупаде приходилось в общей очереди стоять в ванную комнату. В том магазинчике было несколько комнат и только одна ванная комната, и Прабхупада, вместе со своими банными принадлежностями зачастую скромно стоял в общей очереди. И так Шрила Прабхупада обучал их всем азам, с самого нуля и далее.

Шрила Прабхупада зовёт на помощь Шрилу Говинду Махараджа

00:35:33 И в это время он продолжал просить Шрилу Говинду Махараджа: «Пожалуйста, приезжай ко мне, пожалуйста, живи со мною здесь, пожалуйста, приезжай сюда и помогай мне». Потому что ранее они уже проповедовали вместе со Шридой Говиндой Махараджем, с Шрилой Гурудевом. В Калькутте они долгое время жили вместе и проповедовали, устраивали публичные программы совместно. И в то время Гурудев был Гауренду Брахмачари, а Шрила Прабхупада носил имя Абхай Чаран. И зачастую на этих программах Гауренду Брахмачари, наш Шрила Гурудев читал стихи из писаний, а Шрила Прабхупада давал комментарии.

00:36:48 И Шрила Гурудев был самым первым распространителем журнала «Назад к Богу». И Шрила Прабхупада отправлял его ходить от двери к двери, и он ходил от двери к двери, от офиса к офису. И Гурудеву доводилось встречаться со многими Кали-бхактами, преданными Кали; ему приходилось общаться с ними во время проповеди каждый день. Бенгалия — это страна поклонения Кали. Идея поклонения Кали очень крепко сидит в Бенгалии, и поэтому Шриле Гурудеву пришлось научиться, как правильно с ними взаимодействовать, он научился этому у Шрилы Прабхупады.

00:38:04 Шрила Прабхупада объяснял Гурудеву: «А ты говори им, объясняй, что ваша богиня Кали, которой вы поклоняетесь, она живёт на кладбище, она обитает там обнажённая, она носит на себе гирлянду из голов, рядом с ней всегда множество призраков и других очень странных существ. Вы туда стремитесь, вы этого хотите? Вы хотите жить в таком окружении? Это ваша цель, это ваше стремление? И, — продолжал объяснять Шрила Прабхупада Шриле Гурудеву, — объясни им, где живёт Кришна. Расскажи им о Кришналоке, расскажи им, что это мир игр, умиротворённости, счастья; мир, где полно молока и молочных продуктов, где пастухи и пастушки живут в мире и счастье».

00:39:25 И Шрила Гурудев так и поступал, так и рассказывал, и достиг успеха в своей проповеди и распространении. Шрила Прабхупада, Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Гурудев были близкими спутниками, они были тесно связаны между собой и часто жили вместе дома у того, кто в то время звался Абхай Бабу, то есть у Шрилы Прабхупады. И так, много лет спустя, когда Шрила Прабхупада оказался в Америке и начал свою проповедь, то он чувствовал, что ему очень не хватает помощи Шрилы Говинды Махараджа, и он писал ему письма, прося его приехать и стать его помощником. И он очень хотел, чтобы Шрила Шридхар Махарадж стал главой того общества, той организации, что создал Шрила Прабхупада.

00:40:41 Но Шрила Говинда Махарадж в то время был полностью занят гуру-севой, служением своему гуру, Шриле Шридхару Махараджу. И его очень беспокоила, пугала мысль оставить даже на какое-то время служение своему гуру, чтобы отправиться к Шриле Прабхупаде в Америку. И Шрила Шридхар Махарадж был известен своей незаинтересованной природой, незаинтересованной в чём-либо материальном; его не интересовало ни богатство, ни власть, ни престиж. Сам Шрила Шридхар Махарадж предпочитал всегда оставаться на вторых ролях, где-то позади, и играть роль опекуна, того, кто поддерживает, того, кто благословляет происходящее.

«Где Вы — там Вриндаван»

00:41:59 Некоторое время спустя миссия Шрилы Прабхупады распространилась очень широко, много людей присоединилось, было напечатано, издано и распространено множество книг. Итак со временем, это движение, движение Шрилы Прабхупады распространилось по всему миру, и сам Шрила Прабхупада время от времени неизменно приезжал к Шриле Шридхару Махараджу в Индию, для того чтобы пожить вместе с ним и поделиться с ним всеми новостями.

00:42:57 Однажды Шрила Прабхупада очень сильно заболел. Если я не ошибаюсь, он был в то время в Лос-Анджелесе. И он подумал: «Если я себя так плохо чувствую, я могу оставить мир в любое мгновение, но будет нехорошо, если я оставлю жизнь в Америке, было бы лучше мне умереть во Вриндаване». И всё это Шрила Прабхупада выразил в своём письме Шриле Шридхару Махараджу (у нас всё ещё есть это письмо), и Шрила Шридхар Махарадж отвечал Прабхупаде: «Где бы Вы ни были, там и есть Вриндаван».

00:43:55 Это принесло успокоение сердцу Шрилы Прабхупады, прошло какое-то время. И затем, после дальнейшей широкой проповеди, и ещё большего успеха здоровье Шрилы Прабхупады начало сдавать. И он на самом деле отправился во Вриндаван. Его желание провести последний день во Вриндаване таким образом исполнилось. И он оставался во Вриндаване и хотел совершить Говардхан-парикраму. И в то время его здоровье было очень хрупким, но, несмотря на это, он очень хотел совершить парикраму вокруг холма Говардхан. Он был готов отправиться на простой тележке, запряжённой волами вокруг холма Говардхан, и известие об этих планах Прабхупады в таком состоянии пойти на такое очень взволновало его преданных, его последователей.

Уход Шрилы Прабхупады и его последнее наставление

00:45:25 Это был месяц картика в 1977 году. И в том месяце он оставил этот мир. Но перед уходом он дал наставление своим ученикам в дальнейшем обращаться за советами, за наставлениями к Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу. И позже Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж и многие другие преданные ИСККОН, весь GBC в полном составе отправились к Шриле Шридхару Махараджу, для того чтобы получить его советы. Обратились к нему за советами о том, как управлять далее миссией.

Шрила Госвами Махарадж приходит к Шридхару Махараджу

00:46:29 В то время Шрила Госвами Махарадж был известен как Дхира Кришна Махарадж. Таково было его имя санньяси со времён ИСККОН. И впервые Шрила Госвами Махарадж познакомился со Шрилой Шридхаром Махараджем через его голос. В то время в ИСККОН имели хождение аудиозаписи, аудиокассеты с записями голоса Шрилы Шридхара Махараджа. И, услышав подобную запись, Шрила Госвами Махарадж был поражён ощущением, чувством — это мой гуру!

00:47:31 И Госвами Махарадж отправился к Шриле Шридхару Махараджу, встретился с ним, начал ему помогать, получил от него имя Бхакти Судхир Госвами Махарадж. Он получил от него все свои инициации заново. И он начал записывать все беседы со Шрилой Шридхаром Махараджем. В то время управляющий комитет ИСККОН, GBC, был в глубоком отчаянии. Они не знали, как правильно руководить обществом, им нужны были ответы на вопросы. И все эти записи бесед со Шрилой Шридхаром Махараджем есть у нас в архиве, большинство из них сделаны Шрилой Госвами Махараджем, и во время этих бесед Шрила Госвами Махарадж и другие преданные задавали вопросы Шриле Шридхару Махараджу о том, как правильно теперь, после ухода их учителя, управлять обществом ИСККОН.

Удивительные книги

00:49:14 В особенности, всё это представлено в книге «Шри Гуру и его милость». Там представители ИСККОН, члены GBC, задавали множество вопросов о природе гуру, о том, кто такой гуру, как правильно понимать, как правильно относиться к гуру. Узнавали о том, какова универсальная концепция гуру, всё, что связано с гуру. И Шрила Шридхар Махарадж предложил им должное руководство, объяснил, какое положение правильно для них, чтобы они успешно продолжали управлять своей миссией.

00:50:13 И постепенно, их всех этих бесед, вопросов и ответов, появились удивительные книги, изданные Шрилой Госвами Махараджем и его группой помощников. Помимо «Шри Гуру и его милость», это такие книги как: «Любовный поиск потерянного слуги», «Поиск Шри Кришны — прекрасной реальности», «Золотой вулкан божественной любви», «Субъективная эволюция сознания».

Великая милость Шрилы Прабхупады

00:51:00 И в этот день мы вспоминаем о них, мы вспоминаем о наших учителях, и мы понимаем, что без милости Шрилы Прабхупады, никто из нас не знал бы ничего о сознании Кришны, никто из нас не знал бы ничего о Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Все мы, [представители] западного мира и многие представители мира восточного в долгу перед Шрилой Прабхупадой за то, что он начал распространять идеи Cознания Кришны, за то что он принес Cознание Кришны миру.

00:52:04 Когда Шрила Гурудев, Шрила Говинда Махарадж впервые выехал за пределы Индии и отправился в мировое турне в 1992 году, то он был поражён, он почувствовал, что он получает огромное количество милости Шрилы Прабхупады в виде встреч с его учениками и последователями. И Шрила Гурудев говорил снова и снова: «Я думаю, что Шрила Прабхупада прорубил тоннель, прорубил большой тоннель в горе западного эго, и благодаря этому у нас появилась возможность приезжать на запад и проповедовать».

О праздничном пире и любимых блюдах Шрилы Прабхупады

00:53:10 Сегодня, согласно традиции вайшнавов, согласно традициям Шри Чайтанья Сарасват Матха, мы устраиваем очень большой пир. Помня об этих праздниках — о дне явления Господа Кришны, о празднике Нандотсава и о дне явления Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Есть определённые конкретные блюда, которые следовало бы приготовить в этот день, и я думаю, что Гопал подскажет на кухне, потому что он знает, что именно следует приготовить. Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада обожал еду. И он, Шрила Прабхупада всегда кушал вместе с ги, вместе с топлёным сливочным маслом. Он возражал всегда против использования любых видов овощных масел; он был сторонником очищенного сливочного масла, ги.

00:54:38 Часто Шрила Прабхупада подшучивал над Шрилой Говиндой Махараджем и Шрилой Шридхаром Махараджем, которые любили на завтрак кушать мури, дутый рис. Он сказал: «Это не еда, это обман желудка». И, например, на завтрак, если Шрила Говинда Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж кушали простой мури, то Шрила Прабхупада предпочитал гораздо более богатый завтрак. Это обязательно должны были какие-то быть пури, и лучи, и различные виды сладостей, много сладостей: алу дам, и, конечно же, халава, причём в халаве обязательно должен быть использован золотой изюм — ни в коем случае не чёрный изюм.

00:55:49 Однажды Шрила Прабхупада увидел, как один из его слуг, помощников положил чёрный изюм в халаву, приготовленную для Шрилы Прабхупады. И Прабхупада, увидев это, спросил: «Зачем ты положил мух в мою халаву?!» (Смех.) Поэтому помните, для Прабхупады — избегайте чёрного изюма.

00:56:25 Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!
Джай Шри Шри Гирирадж-Говардхан ки джай! Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай Бхагаван Шрила Бхактиcиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада ки джай! Джай Рупануга Гуру-варга ки джай! Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай! Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай! Джай Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай! Джай Шри Чайтанья Сарасват Матх ачарья-вринда ки джай! Джай Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай! Ом Вишнупад Вишваваренья Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ки джай! Авирбхав маха-махотсав ки джай! Джай Нанда Махарадж ки джай! Джай Яшода-майи ки джай! Васудева-Деваки ки джай! Нандотсава фестиваль ки джай! Джай все враджа-васи ки джай! Джай ананта-коти вайшнава-вринда ки джай! Все собравшиеся преданные ки джай! Джай все русские преданные ки джай! Джай преданные во всём мире ки джай! Кхола-каратала ки джай! Джай Харинам-санкиртана ки джай! Джай!

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 03 September 2014