О поклонении Божествам

Харьков - 15 October 2013
У нас много домов по всему миру. Сознание Кришны — это религия души. Духовная жизнь подобна драгоценному камню. В чем смысл поклонения божествам? «Пожалуйста, увидь меня!» Что такое божества? Поклонение божествам — один из видов преданного служения. История о Рагхунандане Тхакуре. Господь пребывает в большей мере в сердце преданного, чем в божестве. «Не пытайтесь взорвать свой мозг». На чём концентрироваться в служении? Что такое самопредание? Искренность в духовной практике. Настроение Нитьянанды.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:40:56 | качество: mp3 96kB/s 69 Mb | прослушано: 131 | скачано: 452 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

У нас много домов по всему миру

00:00:00 Я очень счастлива быть здесь, со всеми вами. И провести время вместе с вами, праздновать Cознание Кришны, памятуя о наших гуру. Это очень счастливая жизнь для всех нас. У нас нет ничего лучше, как помнить о нашем гуру, служить нашему гуру, а также находиться в обществе преданных. Говорить о славе Господа, соблюдать экадаши. Сегодня для нас особый день, вы знаете, что такое экадаши?
Ответ с места: Да.

00:01:20 Мы следуем этому дню так, как мы умеем, в соответствии с тем, что нужно соблюдать пост. Мы принимаем анукалпа-прасад, который готовит Гаятри ДиДи, которая сама даже не принимает сегодня анукалпу. Она очень добра к нам, она заботится о нас. Это мой первый раз в Харькове. Это очень красивое место, я чувствую вдохновение. Гурудев благословил всех вас. И Шрила Авадхут Махарадж также отдаёт своё внимание вам. И я думаю, что это только начало чего-то очень особенного.

00:02:41 Однажды тут будет красивый храм Шри Чайтанья Сарасват Матха. Но сейчас мы начинаем с таких вот намахат, арендуем квартиры. Приезжаем и уезжаем. Это скромное начало. И преданные здесь — они величайшие [гостеприимные] хозяева. Они очень тепло принимают всех гостей и заботятся о них, и мы чувствуем себя здесь как дома. Вообще-то это довольно странное место для нас, но, по их милости мы чувствуем себя как дома. Преданные сделали это место очень домашним; они принесли алтарь, поставили тут Гурудева. Они готовят прасад, они заботятся о преданных, которые приезжают.

00:04:21 У нас очень много домов по всему миру, и где бы ни воспевали Святое Имя, собираясь, наши преданные, где бы они ни были, это всё наш дом. (Можем чуть-чуть открыть дверь — довольно жарко здесь.) И у нас был бесконечный летний фестивальный сезон. Мы начали праздновать с нашего фестиваля Ведалайф, далеко в июле. Это был невиданный успех — тысячи людей приходили, присоединялись к нашим программам. Мы были очень удивлены, увидев такой уровень заинтересованности от местных людей.

00:06:02 Теистические концепции, другие духовные вещи довольно близки людям, которые здесь живут, я так думаю. И было очень легко говорить с каждым, каждый был готов принять что-то. И это принесло много вдохновения для каждого из нас. И мы сидели и разговаривали часами, часами, часами, и никто не уставал. И Шрила Авадхут Махарадж собирается сделать это ещё несколько раз за год здесь, на Украине. Мы также праздновали в России, в Санкт-Петербурге и в Москве. И мы вернулись сюда, и в субботу у нас был большой фестиваль в Киеве. И это вдохновляет; вдохновляет то, что мы получаем такой большой отзыв от публики.

Сознание Кришны — это религия души

00:07:48 И Cознание Кришны — это вселенское понятие, это религия души. И Cознание Кришны, оно не предназначено для каких-то высших классов — богатых, умных, образованных людей. Оно не только для брахманов, оно для каждой души. У нас у всех есть вселенские потребности любви, удовлетворения, счастья, и всё это мы можем найти в сознании Кришны. Мы все предназначены для Кришны, мы все созданы для служения Кришне, это то, где мы найдём своё благополучие и свою счастливую жизнь.

00:09:26 Кришна настолько велик, что в бесконечном понимании он может охватить всех нас. И мы можем найти удовлетворение лишь в Нём, лишь в служении Его преданным, лишь в служении преданным Его преданных. Поэтому мы очень удачливы быть в обществе преданных, связываться с преданными. И это очень хорошо для начала, для старта нашей духовной жизни. И на самом деле это можно назвать неким спрятанным сокровищем, спрятанным сокровищем жизни.

00:10:41 Мы здесь не только для страданий, для существования [для борьбы за существование]. Мы дети нектара. И мы созданы для нектара. И мы больше нигде не найдём счастья, кроме как в мире нектара, в мире Кришны. И это на самом деле очень редкая вещь, которую можно найти в этом мире. Из бесконечного количества душ всего лишь несколько перейдут на эту сторону. Всего несколько начнут духовную практику и постараются достичь каких-то духовных благ. И даже нескольких это приведёт к цели. Это не дешёвая вещь.

Духовная жизнь подобна драгоценному камню

00:12:15 И только удачливые души могут обрести это, только те души, у которых накопилось сукрити. Очень хорошая аналогия — это если вы идёте в ювелирный магазин и видите столько разновидностей драгоценных камней. И что приобретут массы в этом магазине? Они купят что-то дешёвое, то, что выглядит как дорогостоящее, то что имитирует дорогостоящее. И только несколько людей смогут позволить себе заказать поистине драгоценный камень. Вайшнавская культура и духовная жизнь подобны этому драгоценному камню.

00:14:12 И не все готовы отдавать так много, не все готовы платить. Те массы, они не готовы отдать многое. И обычно то, что удовлетворяет массу, это ходить на какие-то духовные программы по воскресеньям. И только редкие, только некоторые люди пожертвуют своим эго, пожертвуют своими ежедневными вещами. И очень редок тот случай, когда человек придёт и будет готов отдать всё, что у него есть. Вот почему в этом мире мы находим небольшие группки тех духовно-ориентированных людей.

00:15:49 Те редкие души, они отдают всё, что у них есть, они умирают, чтобы жить, и это очень редкие случаи. И не все желают делать это. Столько, сколько ты отдаёшь — это ровно столько, сколько ты получаешь. Мы также соприкасаемся с всемогущим Господом. И мы делаем один шаг в Его сторону, а Он делает десять шагов к нам. И если мы ищем Его, то Он будет искать нас, и придёт к нам в форме гуру. После этого наша духовная жизнь может стать реальностью и настоящей жизненной вещью.

00:17:37 То, о чём мы читаем, то, о чём мы слышим, превращается в нашу практику. Мы все ищем ананду — блаженство, любовь, сладость, и мы найдём их, двигаясь по этому пути. Это благополучие в нашей жизни, и оно возможно только по безграничной милости. И это не то, на что мы можем рассчитывать, это не то, за что мы можем бороться; мы можем за это молиться. Я знаю, что сейчас у многих из вас есть вопросы, хорошие вопросы. Я не знаю всего, я могу не ответить на некоторые из них, но я постараюсь.

В чем смысл поклонения божествам?

00:19:27 Вопрос: Скажите, пожалуйста, чём состоит трансцендентный смысл поклонения божествам, и как этот процесс видится преданными разных уровней?
Бхакти Лалита ДиДи: Для кого-то это может быть только фактическое поклонение, в котором есть куча правил. А кого-то это может быть бхаджаном, внутренним совершенно сокровенном экстатическим процессом служения божествам. Согласно квалификации преданности, есть младшие преданные и есть высшие преданные. Для неофита, для начинающего человека это формальное поклонение, которое полно правил.

00:21:38 Но для самых возвышенных преданных это бхаджан. Как Вамшидас Бабаджи Махарадж поклоняется Гоура Нитаю и предлагает невоображаемые вещи для нас. И спорит с Гоура Нитаем. Санатан Госвами поклоняется Модан Мохану. Санатана Госвами каждую ночь ночует под другим деревом, и делает лепёшки, чапати, и предлагает их Модан Мохану. Большие толстые чапати, которые сделаны всего лишь из муки и воды, он их жарит на костре и предлагает Модан Мохану.

00:23:18 Модан Мохан, Кришна, Он спрашивает: «Можно Мне немножко соли?» Санатана Госвами Ему отвечает: «Ты что, думаешь, что я [какой-то домохозяин]? Сейчас мне придётся пойти и найти немного соли для Тебя». И в какой-то момент в Ямуне застрял большой корабль с солью. И корабль, его не могли вытащить из устья реки, он просто там застрял. И кто-то сказал: «Пойдите, пожалуйста, за тем садху, за Санатаной Госвами. Он может дать благословение, и всё будет хорошо».

00:24:45 И после всех этих вещей Санатана Госвами получил целый корабль соли задаром [освободил корабль]. И хозяин корабля спросил: «Что я могу дать тебе взамен, большое тебе, огромное спасибо, [ты меня спас?]!». «Может, немножечко соли для моих божеств. Он просит меня снова и снова — немножечко соли, поэтому, пожалуйста, дай мне её». И хозяин корабля, он построил целый храм и дал всё необходимое для поклонения Модан Мохану.

«Пожалуйста, увидь меня!»

00:26:06 И, когда мы посещаем Индию, мы посещаем все святые места, мы посещаем храмы разных божеств и слышим так много историй. Божества, они могут ходить, они могут разговаривать. И тот, кто находится в высшем сознании, он может испытывать некоторые другие вещи, некие вещи, выше тех, на которые можем рассчитывать мы. И в нашем нынешнем состоянии мы всего лишь приходим на арати и молимся, просим божеств, чтобы они нас увидели, потому что мы в нашем нынешнем состоянии не можем увидеть их.

00:27:56 Недавно я испытала нечто подобное во Вриндаване. Там очень много обезьян, и они украли мои очки, поэтому мне пришлось идти в парикраму с Мадхусуданом Махараджем без очков. Я могла ориентироваться без проблем, но я не могла видеть детали, например, на лицах божеств. И я подходила к божествам и вспоминала Гурудева, когда он подходил к Господу Джаганнатху и говорил: «Я здесь, пожалуйста, увидь меня». И Гурудев приходил в храм Джаганнатха и говорил: «Я здесь, пожалуйста, увидь меня, Господин, я здесь».

00:29:15 И несколько раз нам удавалось попасть в Джаганнатха Пури, и стоять на ратхаятре возле Гурудева, потому что мы знали, что Он увидит их, и просили, чтобы Он увидел нас». И он всегда ходил вечером, когда заканчивался фестиваль, потому что божества проводили всю ночь на дороге. В это время вся толпа расходится, и вы можете близко подойти к божествам, предложить им свои пранама-мантра и что-то ещё. И мы ходили с Гурудевом, приходили и просили за его спиной: «Пожалуйста, Господин, я здесь, увидь меня!» И этими материальными повседневными глазами, которые покрыты иллюзией, мы на самом деле не можем видеть, что происходит.

Что такое божества?

00:31:02 Вопрос: Можете сказать, что такое божества?
Бхакти Лалита ДиДи: Они — это представители здесь Радхи, Кришны, Чайтаньи. И, устанавливая божества в храме, мы призываем их снизойти сюда. Они как представители, которых мы позвали сюда с помощью процесса установки божеств. И они здесь, они находятся внутри божеств.

00:32:16 Некоторые из Них, не так часто, они являют Себя сами. Как Гопал Бхатта Свами. У Гопала Бхатта Свами, у него были шила-шалаграмы Вишну и Нарайяны в форме камушков. Он так искренне желал одеть своих божеств. И кто-то даже подарил ему одежду для божеств, но это были шила-шалаграмы, у них не было ни ручек, ни ножек, не было возможности одеть. И он отложил одежду в сторонку, пошёл спать, а когда проснулся, увидел, что один из шила-шалаграм принял форму Кришны, играющего на флейте. И этот шила-шалаграм, с помощью него явился Кришна, собственнолично, для того чтобы удовлетворить Своего преданного.

00:34:14 И у него появилась возможность поклоняться божеству, его звали Радха Раман. Этот храм мы посещаем на парикраму, это любимый храм Шрилы Гурудева. Мы очень часто туда попадали, и Шрила Говинда Махарадж [ ] даршан Госвами и просто сидел долгое время и наблюдал за божествами. И иногда он даже не ходил в другие храмы, только в этот.

Поклонение божествам — один из видов преданного служения

00:35:26 Вопрос: С чем, допустим, я взаимоотношения… формирую? Это образ Бога или вот конкретно с вот этой, ну, допустим, статуэткой? Где мои отношения? Оно в сердце происходят или с самими божествами?
Бхакти Лалита ДиДи: На самом деле, и то, и другое. Господь живёт в нашем сердце как Сверхдуша. И также мы поклоняемся божествам для нашей духовной жизни, для нашего служения. И есть девять видов служения (шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам [Шримад Бхагаватам, 7.5.23]). Это один из способов продвижения в вашей духовной жизни, в сознании Кришны, в становлении преданным. Первые два — самые главные для нас, это шраванам и киртанам. Слушать и воспевать имя Господа, харинам-санкиртан.

00:37:57 Мы начинаем с слушания, слушания гуру и вайшнавов, слушания хари-катхи. Мы приходим к тому, Кто есть Кришна, через процесс слушания. Другие процессы, другие шаги, они приходят немного позже. И мы начинаем слушать, читать и воспевать Святое Имя, помня о лотосных стопах Господа. Поклонение приходит к нам после некоторых действий, после некоторого этапа. И мы не поклоняемся идолам; мы служим в согласии со служением, которое приходит по линии.

00:39:39 Мы заинтересованы в духовной составляющей этого, не в материальной форме. И духовную сущность мы увидим через поклонение, мы видим, что дух Господа тут присутствует. И это милостивое явление божеств самими себя. Они приходят, чтобы принять наши подношения, поэтому мы почитаем прасад.

История о Рагхунандане Тхакуре

00:40:32 И есть великий спутник Господа Чайтаньи, это Рагхунандан Тхакур. И он был сыном Мукунды. И в один день Мукунде нужно было куда-то уйти, и его сын был всего лишь пятилетним мальчиком; и он просил: «Пожалуйста, приготовь что-то и предложи божеству». Он объяснил, что делать и Рагхунандан Тхакур сделал это. И Рагунандан подошёл к алтарю, к божеству с подготовленной бхогой, с непредложенной пищей и предложил её и ждал, пока увидит, как божество берёт и кушает рис. Но он увидел всего лишь Кришну, который играет на флейте и стоит неподвижно.

00:42:18 И он начал волноваться: «У меня будут проблемы — Кришна не кушает!». И он начал причитать перед Господом: «Пожалуйста, покушай, потому что у меня будут проблемы. Мой папа придёт домой и увидит, что я не смог это сделать». Но Кришна всё также продолжал неподвижно играть на флейте. Но потом Рагхунандан взял палку и начал запугивать божество: «Тебе лучше покушать, иначе я ударю тебя!» И потом божество начало кушать. И он сказал: «Ты должен съесть всё, что есть на тарелке!» И Господь присел, и начал класть всё Себе в рот, и больше ничего не осталось.

00:43:46 И вечером пришёл отец, он был очень голоден, он хотел почтить прасад. Но ничего не осталось. И он был готов уже начать ругать Рагхунандана, он сказал: «Как? Ты съел весь прасад и ничего не оставил мне?» Но Рагхунандан сказал: «Нет, это божество скушало!» И Мукунда сначала подумал: «Да, я знаю, что мой сын, вот, негодяй такой». «Тогда покажи мне, пожалуйста, что ты сделал. Я хочу видеть, как божество принимало пищу». И тогда они вместе приготовили прасад, Рагхунандан подошёл к алтарю и сделал всё так же. И он взял снова палку и сказал: «Ты должен сделать это снова, потому что мой отец смотрит за мной». И божество снова скушало.

00:45:32 Когда Махапрабху услышал об этом, Он спросил: «А кто вообще в этом семействе отец, а кто сын?» И Мукунда сказал: «Ну, вообще-то Рагхунандан мой отец».

00:46:01 Это всё существует в нашем сознании, на уровне преданности. И когда у нас нет должного видения духовного, мы просто видим материальную субстанцию. У нас есть вера, и мы верим, что в один прекрасный день, мы сможем увидеть это, мы сможем это понять и получить хоть каплю этого. Я ответила на ваш вопрос?

Господь пребывает в большей мере в сердце преданного, чем в божестве

00:47:04 Вопрос [не вполне разборчиво]: Ну, просто у меня есть такое мнение, что божество — это и есть та самая материальная оболочка. Ну, я не понимаю вот это: [не вполне разборчиво] что это и есть Бог. Судя по такой логике, если это и есть Бог, то зачем мне куда-то ещё идти? То есть, мне тогда нужно находиться возле этого божества постоянно. То есть не нужно никуда идти больше. А по сути, Бог, Кришна — Он всепривлекающ. То есть Он [неразборчиво] и всепривлекающ.

00:48:26 Бхакти Лалита ДиДи: На самом деле, это духовное, которое нисходит в этот мир, и оно проявляется в такой в материальной форме. Но на самом деле, Господь пребывает в большей мере в сердце преданного, чем в его божестве. Поэтому мы стараемся сконцентрироваться на времяпровождении с настоящими чистыми преданными. И Господь присутствует больше в том виде, в котором мы можем о Нём слышать, и к которому мы можем стремиться; и Он менее присутствует в форме Своего божества. И мы получим больше блага от общения с высшим преданным, чем от сидения перед алтарём возле божества.

00:50:22 Возможно, на данный момент мы не можем всё это расставить на свои места в своём уме. И на самом деле мы не сможем выяснить всё о бесконечном в нашем уме. Мы очень невзрачные ограниченные обусловленные души. Но наша надежда — это то, что Господь может явить Себя в нашем сердце. Поэтому через продвижение, через духовный рост, всё раскрывает себя. Некоторые преданные, они больше посвящают себя в служении божествам. Другие не так сильно.

00:51:41 И на самом деле нет такого предписания для данного периода, Кали-юги. Предписание для всех душ в Кали-югу — это нама-санкиртана. Наша обязанность, наша задача — это нама-санкиртана, и это больше чем служение божествам. В Двапара-югу, которая следовала перед этой, предписано было служение, поклонение божествам. Но с течением времени она перешла в Кали-югу, и сейчас нам нужно более сильное лекарство. Нам нужна «концентрированная милость». И мы можем её найти в святом имени Кришны. И Шри Чайтанья Махапрабху явился как аватара этой юги, чтобы явить нама-санкиртану.

00:53:35 И это — наша задача, и по милости нама санкиртаны мы сможем понять всё, и также поклонение божествам. И сначала нам, возможно, понадобится что-то гармонизировать в себе, и отложить это «на полочку», на потом. И, возможно, через какое-то время после того как мы пройдём некоторое очищение, мы снова возьмём эту «вещь» с полки, и скажем: «Время опять подумать об этом».

00:54:44 И на самом деле в этом процессе очень помогает инициация квалифицированного гуру. И я испытала это на собственном опыте. И я помню, как я пыталась прочитать одну из наших книг, это была Прапанна-Дживанамрита. И на самом деле это было, так сказать, выше моих пониманий, я не могла принять и вообще понять что-либо из этого до моей инициации. Но после инициации я обрела совершенно новый опыт, читая эту книгу.

00:55:51 Гуру сажает в нашем сердце семя преданности. Он даёт благословение и наделяет нас силой для воспевания Святого Имени. И столько всего нам придёт в тот момент. Придёт должное понимание, придёт должная возможность принять все знания, и понять что это такое, и что, и где, когда. И некоторые вещи не понятны для нас, некоторые вещи — за границами нашего понимания. Но с тем, как мы примем руководство гуру, эти вещи, они смогут придти к нам, мы сможем принять их. Нам нужно какое-то наделение силой.

00:57:44 Что должно быть — это заинтересованность. Если у вас есть заинтересованность в настоящей духовной жизни, вы должны к этому стремиться. Если вы хотите что-то понять, изучить о духовном, о трансцендентном, вам нужно обратиться к эксперту. И нам нужны учителя, для того чтобы учиться. Хорошо?

«Не пытайтесь взорвать свой мозг»

00:58:37 Вопрос. Я к Вам обращаюсь, то есть, я задаю вопросы. На данный момент я принимаю Вас в учителя. Но я хочу просить об одном, я хочу это понять. Ну, мне не ясно, как относиться к божествам. То есть я не пойму.
Бхакти Лалита ДиДи: Вы можете просто подойти к божествам, поклониться и попросить: «Пожалуйста, увидьте меня, потому что я не могу увидеть вас. Просто. Просто вот это и всё». И отправляйтесь заниматься каким-то служением. И не пытайтесь взорвать свой мозг по этому поводу. И не пытайтесь это понять с помощью своего маленького ума. Возможно, позже у вас он будет немножко побольше. И начните с маленькой веры. Начните с того, что вы думаете: «Здесь же должно что-то быть. Должна быть какая-то хорошая причина, ведь это же древняя ведическая культура». И просто скажите: «Ладно, выясним это позже».

01:01:03 И шаг за шагом вы можете придти к пониманию этого. Мы столько раз устанавливали божества, для того чтобы сконцентрироваться на Боге, для того чтобы Бог встал в центре всего. Потому что в храме божества — это то, вокруг чего все сосредотачиваются. И одна из главных причин, почему у нас существуют божества, эта та, что мы можем предлагать Господу прасад. И маха-прасад может спасти нас от этого материального мира. Маха-прасад — это то, что было предложено Господу, то, что осталось после Него, после предложения. И он трансцендентен и не отличен от Кришны. Преданные должны кушать. И поэтому у нас есть божества, которые принимают наши подношения; поэтому мы можем кушать. И оно может быть также самым простым. Но тут больше эзотерики.

01:03:33 Но процесс поклонения — это очень глубокое философское знание. Знание, которое было явлено в этом мире. Я думаю, что у вас всё будет хорошо, и в один прекрасный день вы поймёте. Я бы не волновалась слишком много по этому поводу. Просто думайте об этом в самом простом виде.

На чём концентрироваться в служении?

01:04:39 Пожалуйста, проходите. Спрашивают: кто пришёл, как его зовут?
Слушатель: Павел.
Переводчица: Павел. Проходите.
Слушатель: У меня есть вопрос.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, какой акцент, на какой акцент [неразборчиво: мы должны концентрироваться в служении]?
Бхакти Лалита ДиДи: Мы должны сфокусироваться на служении, которое нам дал гуру. Мы должны сфокусироваться на вещах, которые важны и которые необходимы и требуются от нас для удовлетворения гуру и вайшнавов. И через посвящение себя в служении, лишь тогда мы получим милость.

01:06:23 Если гуру просит вас: «Пожалуйста, принеси мне стакан воды, меня замучила жажда». Но вместо этого вы думаете: «Мне следует дать ему гирлянду». И вы приходите с гирляндой, но без воды. И он может быть не очень счастлив по этому поводу. Если ему нужна, необходима вода, пожалуйста, дайте ему воду. И тогда вы сделаете то, что необходимо, то, что он просил. И это нужно было в тот момент, и если вы выполнили это нужное прошение, тогда милость придёт к вам.

01:07:36 И на самом деле очень важно быть связанным с божественным каналом через возвышенного гуру. И тогда наши попытки служения, они станут реальными и правильными. Ещё вопросы?

Что такое самопредание?

01:08:53 Вопрос: Если вы позволите, давайте продолжим нашу вчерашнюю беседу. Вы вчера говорили о шести видах служения. Не могли бы вы объяснить, что такое самопредание? Как-то поподробнее объяснить, как это выглядит, во что это выливается и как можно это реализовать на практике, применительно к себе, может быть?
Бхакти Лалита ДиДи: Первое, старт этого всего — это отвержение всего неблагоприятного и принятие всего благоприятного. Это начало самопредания. И все что вдохновляет нас, всё что нам помогает, всё что благоприятно нам, то мы принимаем. Мы принимаем это, и это заставляет нас жить дальше и поднимает нас. И всё противоположное этому — это всё то, что может быть неблагоприятным для нас, это всё что приносит нам, например… Всё что заставляет нас быть без вдохновения, в каком-то неправильном умонастроении, мы всё должны это отвергать.

01:11:54 Это может быть какое-то определённое общение, какая-то должность, какая-то ежедневная рутинная практика, которую вы совершали. Также это может быть место, то, где вы живёте. Что бы это ни было, если оно благоприятно, принимайте его. Если же нет — отвергайте. И это поможет вам очень сильно и направит вас в правильном направлении. Это то, на чём мы концентрируемся в самом начале процесса самопредания. Если что-то тянет вас вниз, вы должны спасти себя от этого. Если это поднимает вас, то вам необходимо больше этого. Понятно?

01:13:46 И вся книга, Прапанна-Дживанамритам, она построена на этих принципах. Она называется «Нектар бессмертия предавшейся души». Позитивный прогресс и вечное существование. И если вы хотите стать бессмертным, самопредание очень важно. И слушание о самопредании от наших ачарьев, от святых — это нектар для предавшейся души. И Шрила Шридхар Махарадж, он составил эту книжку, в основу которой легли всё его сердечное желание, написать эту книгу. [Неразборчиво.]

01:15:50 Мы можем ещё задать несколько вопросов. Как только будет прасад готов, мы его предложим и потом почтим. Поэтому, пожалуйста, ещё вопросы.

Искренность в духовной практике

01:16:30 Вопрос: У меня есть вопрос — как не сойти с уровня духовной практики до уровня религии? В принципе, этот вопрос, наверное, сводится к тому, как оставаться искренним.
Бхакти Лалита ДиДи: Нас будут проверять. Наша искренность будет подвергнута проверке. И по мере того как вы будете пытаться прогрессировать, придёт много вещей, которые будут вас тащить с одной стороны в другую и обратно. Поэтому мы должны ожидать каких-то испытаний на нашем пути.

01:17:46 Настоящая вещь — это нечто драгоценное и редкое. И среди этого всего найдётся столько обстоятельств, которые будут нас проверять. Но мы должны преодолеть их, для того чтобы двигаться дальше. И на самом деле Шрила Шридхар Махарадж говорил, что подлинная искренность, она неподдельна [непобедима]. Искренность она действительна неподдельна, и вы сами станете неподдельными [непобедимыми], если будете искренни.

01:19:00 И по мере того как вы будете продвигаться по своему духовному пути с искренностью, большее придёт к вам на вашем духовном пути. И по мере вашего духовного продвижения, испытания придут к вам. Вас спросят: «Хотите ли вы имени, хотите ли вы славы, богатства, благополучия?» И придёт проверка, вам предложат столько всего другого: «Пожалуйста, идите сюда!» Но мы должны всегда оставаться сознательными, мы должны понимать, что «нет, я не хочу благополучия, я не хочу имени, я не хочу славы».

01:20:40 Самое худшее — это слава. Имя и слава, пратиштха. Это как ловушка. Поэтому мы всегда насторожены, и всю пратиштху мы отдаём гуру. Богатство принадлежит Лакшми, Лакшми для Нарайяны. И Благосостояние — для Нарайяны. Женщины — для Кришны. И пратиштха, слава и имя — они предназначены для гуру. Поэтому мы должны быть сознательны по мере нашего продвижения, потому что все эти вещи предстанут перед нами. И поистине вся пратиштха принадлежит гуру, потому что он дал её. И мы можем подумать, что, на самом деле мы бы даже не были здесь, если бы не он. И у нас бы не было даже ног, для чтобы мы могли стоять, если бы это было предназначено не для него. Всё, что мы делаем, всё это идёт к гуру; вся слава, сто процентов всей славы идёт к нему. И тогда это становится настоящей духовной жизнью и не обуславливается религией. И мы будем вечными живыми душами, существами, вечно будем жить.

Настроение Нитьянанды

01:23:40 Вопрос: Нитьянанды Прабху, Гопал, получается, у них настроение Нитьянанды. И они, я так понимаю, не могут дать настроение Махапрабху, по которому мы [неразборчиво], я правильно понимаю?
Бхакти Лалита ДиДи: Гопал?
Переводчица: [непонятно] Гопал.
Бхакти Лалита ДиДи: Вы говорите о вечных спутниках Нитьянанды. У Чайтанья Махапрабху свои вечные спутники, и у Нитьянанды свои.
Вопрос: Какая-то разница существует?

01:25:05 Бхакти Лалита ДиДи: Джая Шри Нитьянанда Прабху, ки джай! Джая Шри Чайтанья Махапрабу, ки джай!
У них, и у Шри Чайтанья Махапрабху, и у Нитьянанды Прабху, у них есть вечные спутники. У Шри Чайтанья Махапрабху, и у Шри Нитьянанды Прабху, у каждого из них есть свои спутники, и это так же происходит и в духовном мире. И в Кришна-лиле также. У Баларамы своя группа преданных и у Кришны — своя.

01:26:00 Окружение Махапрабху известно тем, что они очень эксцентричны. Ой, простите, пожалуйста: Нитьянанды Прабху. Он привлекает эксцентричные виды преданных. Иногда они играют час за часом, день за днём, играют в такие вещи, которые уму непостижимы. [Минакит Рамрам Дас], он играл на флейте размером с целое дерево. Он вырезал такую флейту, и он играл на ней. И никто не мог даже поднять её, только он сам. И у него была розга, плётка, которая давала преданность.

01:27:59 И те, кто хоть минимально связан с Нитьянандой Прабху, они обретают Его природу поведения.
Реплика слушателя: Здесь Мадхана Гопал. Они оставляли свои тела во время санкиртаны. Выходили из тела, а потом заходили опять.
Переводчица спрашивает Бхакти Лалиту ДиДи: Верно ли, что преданные Нитьянанды Прабху оставляли тела во время санкиртаны и затем возвращались в них?
Бхакти Лалита ДиДи: Никогда не слышала об этом.
[Смех, реплики — неразборчиво.]

01:29:34 Вопрос: А спутники Махапрабху более адекватны?
Бхакти Лалита ДиДи: Всего лишь немножко менее эксцентричны, чем последователи Нитьянанды Прабху. Харидас Тхакур ходил проповедовать с Нитьянандой Прабху. И Харидас Тхакур, он был старше Нитьянанды Прабху и он был старшим преданным. И Нитьянанда Прабху всегда пытался найти худших людей, для того чтобы он проповедовал им. И Харидас Тхакур, он был более чувствительным [здравомыслящим], и он говорил: «О нет, куда же ты тащишь меня сегодня!» И он говорил: «О, нет! Сегодня мы идём прямо на Джагая и Мадхая! Нереально!». И в первый день они даже не подошли к месту Джагая и Мадхая, потому что что-то случилось, и они просто ушли обратно. И Харидас Тхакур, он был стар, он не мог бежать. И он вернулся к Махапрабху и сказал: «Пожалуйста, не надо меня направлять с тем сумасшедшим на проповедь!» Но, представьте, на следующий день они опять вышли вместе.
Слушатель: Махапрабху сказал: «Идите».
Бхакти Лалита ДиДи: Они были командой, они были партнёрами по проповеди.

01:32:19 Переводчица: (рассказывает о знакомых преданных, которые также составляют команду, «партнёров по проповеди» и проповедуют даже в магазинах.)
Реплики слушателей: У них умонастроение Нитьянанды.
Бхакти Лалита ДиДи: А вы ходите вместе с ним?
Реплики слушателей [не очень разборчиво, общий смех]: Он был первым, кто записал хари катху Гурудева.
Бхакти Лалита ДиДи: Вы очень хорошая команда.
Реплики слушателей [не очень разборчиво, общий смех]: О посвящении в харинам. Есть фото (которое никто не видел).

01:34:48 Бхакти Лалита ДиДи: Нитьянанда Прабху и Махапрабху благословляют вас.
Слушатель: Спасибо.
Бхакти Лалита ДиДи: Кто-либо, кто показывает способность к проповеди, Нитьянанда Прабху благословляет их. И не только благословляет, но также отдаёт всего Себя им. Поэтому я думаю, что вы уже благословлены.

01:35:33 Слушательница: Очень важно, в каком умонастроении человек идёт, и как он преподносит людям.
Слушатель: Мы не можем преподнести ничего, мы можем себя предоставить как инструмент.
Бхакти Лалита ДиДи: Это правда. Он дал вам ответ. На самом деле это очень важно, и у нас у всех, у каждого своё настроение того, как мы идём на проповедь. Возможно, с таким настроением, с каким Нитьянанда Прабху идёт, я не смогу пойти.
Слушательница: И я не смогу.

01:36:59 Слушатель: У нас проповедует Авадхут Махарадж, а мы ему помогаем.
Бхакти Лалита ДиДи: Авадхут Махарадж, он скорее преданный категории Нитьянанды Прабху.
Слушатель: Я прошу прощения, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит в комментариях к Чайтанье Чаритамрите, что есть гуру от Радхарани и есть от Нитьянанды. Это одно составляющее или это всё-таки принципиально разные значения будут?
Бхакти Лалита ДиДи: Это на самом деле взгляд, который у нас есть. Взгляд на это. В общем видении мы можем видеть Нитьянанду Прабху как источника всех гуру, первого гуру. Он представитель гуру, он функционирующий принцип гуру. Но мы, если более специфически смотреть на это, то мы увидим, что наш гуру может быть и в делегации Шримати Радхарани.

01:39:03 Слушатель: То есть по методу проповеди, скорее всего, да?
Бхакти Лалита ДиДи: На самом деле это всего лишь видение: как вы видите это в общем и как вы видите, если начинать разбираться в этом, более специфически, специализированно. И столько на самом деле подходов, граней, концепций Cознания Кришны, духовности. А если ещё более глобально взять, то Кришна говорит; «Я есть гуру. И Я нисхожу в бесконечном количестве Своих форм». Более специфически — это Нитьянанда. Ещё глубже — это делегация самой Шримати Радхарани. Это божественное «агентство».

01:40:44 Слушатель: Ачинтья бхеда абхеда.
Бхакти Лалита ДиДи: Одновременно Один, и одновременно разные. Это то, что ачинтья бхеда абхеда означает.