Распорядок дня преданного

Москва - 21 августа 2013
Ранний подъем в брахма мухурту. Распорядок дня Шрилы Бхакти Сундар Говринды Дев-Госвами Махараджа. Зачем нам вставать рано утром и станет ли это со временем легко?
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:48:23 | качество: mp3 96kB/s 33 Mb | прослушано: 344 | скачано: 357 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:36 У нас начался фестиваль «Ведалайф», уже чувствуется недосып некоторых людей. И это всегда вдохновляющее, волнующее время фестивалей, бывает, правда, сложно в это время, и, тем не менее, мы счастливо принимаем все эти неудобства: стоять в очереди в душ, спать 4 часа и тому подобное.

00:01:38 У нас в Ашраме в Сан-Хосе, в Калифорнии, есть одна вайшнави по имени Дживана диди. И многие преданные, они, в течение своей практики, достаточно выбиваются из сил, совершая слишком много аскез, и она для них делает какие-то вещи, в три раза больше, чем обычно. И хотя это такая некая шутка, но, тем не менее, в ней есть доля правды.

00:03:02 И после того, как мы сделали какое-то большое, важное служение, сопряженное с определёнными трудностями, мы можем подойти к ней, попросить: «Дай, нам, пожалуйста, скидку, поблажку, в три раза больше». И дальше мы можем продолжать очень счастливо, зная, что у нас теперь есть благословение Дживана диди. И сейчас я тоже, когда наблюдаю, когда преданные трудятся в поте лица, когда они недосыпают, недоедают, совершают какие-то подвижничества, то меня тоже часто просят благословить от имени гурудева или еще как-то, я выступаю в этом качестве, как ритвик, я передаю это благословение свыше другим.

00:04:57 И я счастлива, желаю всего самого наилучшего тем преданным, которые… Все вы сегодня утром, за то, что встали на утреннюю программу, заработали в три раза больше очков. Вставайте эти дни на утреннюю программу, и все будет хорошо. Я знаю, что вы спали мало, а еще и встали утром, так или иначе пострадали за веру, и поэтому «Джай» вам всем. Особенно совы, преданные-совы, которые, бывает, до трех, до четырех ночи бодрствуют, а сейчас у них поменялся режим в связи с фестивалем.

Ранний подъем в брахма мухурту

00:06:35 So, yes, please, ask your question. (Итак, да, пожалуйста, задавайте свои вопрос).
Из зала: Почему утром важно вставать?
И, на самом деле, мне вопрос задают этот очень часто, про утро, про утреннее арати и т.д., потому что я ранняя пташка, и мне постоянно задают этот вопрос: зачем, почему? Но меня так натренировал гурудев, чтоб я была готова, когда ему нужно, и поэтому, неважно, сколько я спала, устала или нет, я всегда встаю утром рано. Гурудев ожидал от всех от нас, что мы будем вставать рано утром, еще до рассвета, особенно это касалось его секретарей, которые в 3:30 – 4:00 утра должны были быть наготове, писать письма и т.п.

00:09:30 И у гурудева было такое расписание, которое начиналось в благоприятное время, иногда уже в 2:30 он уже начинал деятельность свою. И однажды мы были на ночном поезде, из Калькутты в Пури, и там было душно, невозможно было уснуть, нормально отдохнуть, и мы пытались как-то кимарить, но гурудев всё равно проснулся в 2:30 и начал воспевать удивительные шлоки Джаядева Госвами, чем разбудил весь вагон.

00:10:50 И неудивительно, потому что это был самый удивительный, самый прекрасный звук, который я когда-либо слышала в своей жизни. И мы тоже поднялись, мы поклонились гурудеву прямо на полу вагона, и быстренько умылись, помыли лицо, для того, чтобы уже быть готовыми гурудеву исполнить задание.

00:11:49 И я сидела, глаза у меня закрывались, буквально это было, может быть, считанные секунды, но гурудев щелкнул пальцами прямо у меня перед лицом, я тут же воспряла духом, он говорит: «Молодец, правильно, хорошо». Ранние утренние часы особенно важны для духовной жизни. И поэтому надо как-то свой день рабочий подбивать таким образом, чтобы вставать рано утром, а это значит, и рано ложиться. И поэтому это где-то должно быть у нас внутри, такая установка, что «я должен встать рано утром ради своего духовного блага, ради того, чтобы служить гурудеву уже с самого утра», и, соответственно, эта установка означает установку, что надо лечь пораньше.

00:13:32 И мы знаем, да, что брахма-мухурта – это 96 минут до восхода солнца и это самое благоприятное время, и она немножко меняется в течение года, но, тем не менее, можно следовать. У нас, например, в Навадвипе, утренняя и вечерняя арати привязаны к времени восхода и захода солнца, меняется в течение года. Поэтому, конечно же, ориентируясь на время, место, обстоятельства, мы должны свою духовную практику проводить таким образом, чтобы у нас все было позитивно.

00:15:44 И говорится, что брахма-мухурта – особо благоприятное время суток, которое лучше не только проводить в бодрствовании, но и еще при этом попытаться приобрести больше духовного блага. И кроме того, это общая рекомендация преданным, что у них должна быть, весь их день проходить в здоровом ключе, то есть, с утра и до вечера все должно быть распределено примерно. Все должно быть разумно. Поэтому нужно с разумом подходить к своей духовной жизни и разруливать все должным образом.

00:17:40 И порой я наблюдаю наших русских преданных в Чианг-Мае, и некоторые пытаются жить, а некоторые саморазрушением занимаются. 18-19 часов в сутки они делают видео, аудио, и днем и ночью, и иногда их можно застать спящими прямо на клавиатуре. И иногда их можно вообще не видеть ни разу на программе, и я знаю, что они даже не покушали. И хотя, конечно же, вся слава их служению, неутомимому и бескорыстному, но, вместе с тем, это нездоровое состояние, так долго не протянешь. И можно только поинтересоваться, как долго можно протянуть в таком ритме. И можно это видеть, наблюдать, они болеть начинают, или же теряют всякое вдохновение.

00:19:58 Поэтому общий ответ на вопрос такой, что у каждого, по большому счету, своё расписание, в том смысле, что все разные, и вывод такой, что нужно постараться устроить свою жизнь таким образом, чтобы оставаться в упряжке как можно дольше, чтобы практиковать сознание Кришны счастливо и без особых принуждений. Надеюсь, что я ответила на ваш вопрос. Мы все уникальны, потому что у нас у каждого своя природа, но каждый из нас пришел, чтобы отдать, чтобы вложить какую-то часть себя, часть своего труда, и поэтому так. И перед нами стоит задача оставаться в сознании Кришны всю жизнь, но не в том, чтобы разбиться в лепешку и сгореть на работе.

Распорядок дня Шрилы Бхакти Сундар Говринды Дев-Госвами Махараджа

00:21:49(Вопрос из зала) «Я на самом деле тоже хотел спросить про дисциплину про расписание, поскольку вы моного времни провели рядом с Гурудевом. И я хотелбы узнать какой режим дня был у гурудева, когда он жил в Навадвипе. Когда он просыпался, когда завтракал. Завтракал ли он один или в компании каких то людей. Гулять может быть выходил. Может быть отдыхать ложился. Тоесть вообще как?»

00:22:40 И начну с того, что когда (большая разница, гурудев, когда я его впервые встретила и как он потом жил). Потому что когда я его встретила в 1991 году он почти никуда не выезжал из Навадвипы, по миру он вообще не путешествовал. И, надо сказать, он был относительно здоровым. И в более поздние годы, в годы его последнего пребывания на видимом плане бытия, он являл очень плохое состояние здоровья и поэтому его расписание всегда менялось, относительно его состояния здоровья. Но, тем не менее, непреклонно он вставал всегда в ранние утренние часы и, бывало, он долго воспевал, «Чайтанья Чаритамриту» читал, какие-то шлоки.

00:25:17 Но в ранние годы, когда я его только увидела, он утром выходил со сворой собак, у него было много собак, обходил все места, везде заглядывал, как преданные что-то сделали, как там Говиннда кунда, где там кобры остановились, где они там живут, то есть перед тем, как прийти на Мангала арати, он успевал сделать тысячу разных дел.

00:26:06 И когда он попросил меня быть его секретарем, мне пришлось научиться, как вставать рано утром, потому что он ожидал, что в 3:30 я уже буду наготове писать письма, соображать. Он очень хотел вдохновлять преданных, слушать от них новости, подбадривать, вдохновлять их, поэтому утренние часы своей жизни он тратил на них. И одно из наших благословений то, что гурудев никогда не любил быть одинок, он всегда любил, чтобы у него была какая-то компания, даже когда он принимал омовение, даже тогда кто-то там мог быть в это время.

00:27:40 И как только двери веранды гурудева открывались, преданные знали, что можно прийти туда и сидеть, смотреть за жизнью гурудева, как «Жизнь за стеклом», только без стекла. Гурудев позволял им сидеть там часами, пялиться на него, и преданные сидели (неразборчиво).

00:28:28 И так гурудев никогда не нуждался в каком-то частном пространстве, своем, личном, он всегда делился своей площадью с остальными, то есть, все приходили к нему, сидели, слушали его, потому что иногда гурудев говорил очень удивительные вещи, прямо так вот, между делом. И также он любил общаться с преданными, преданные приходили к нему, когда у него было время, он с ними разговаривал.

00:29:24 И однажды в 3:30 я вышла из женского ашрама, направилась к нему, я смотрю: он заводит машину, сдал резко назад, чуть не врезавшись в кирпичную стену, и потом стал нарезать круги вокруг матха. И обычно он просил, у него был водитель, он просил водителя куда-то поехать, еще что-то, но иногда водителя не было, и тогда он сам садился за руль. И он очень быстро ездил, 50 миль в час (80 км/ч), наверное, по территории матха.

00:30:30 И когда его спрашивали: «Гурудев, что здесь происходит? Вам, может быть, помочь?». Он спрашивал меня: «А ты водить можешь?». И часто мы находили, что гурудев очень спонтанный, он может в какой-то момент делать какое-то действие, которое мы от него не ожидаем и которое не видели ранее.

00:31:34 И он был естественным парамахамсой, и, как отмечал сам Шрила Шридхар Махарадж, подлинным рага-бхактой. И гурудев, тем не менее, ему прописали движение, он старался двигаться, но иногда он чувствовал себя не очень хорошо, или ему было лень, и тогда преданные двигали его. То есть, один преданный брал одну руку, другой – другую, один брал одну ногу, другой – другую, и так они делали ему такой фитнесс. Просто аппетит приходил к нему только после упражнений. И еще другой вид упражнений, который мы делали, у него было кресло, которое каталось, и мы по всей его веранде, от стены до стены его возили на кресле на этом, и он говорил: «Всё, всё, теперь я могу покушать». Аппетит пришел.

00:33:42 И однажды он вошел утром в мою комнату в Дам-дам парке в Калькутте, он гулял по коридорам, заглядывал, инспектировал пространство, и тут он неожиданно зашел ко мне, посмотрел, «Кто здесь живет?», и оказывается, что это моя комната. Я говорю: «О, гурудев, пожалуйста, заходите. Может быть, чайку?».

00:34:19 И всегда нужно было быть готовой к служению, и более того, его всегда можно было обнаружить в неожиданное время, в неожиданных местах. Он всегда учил нас быть гуттаперчевыми, всегда готовыми к служению. Надеюсь, что ответила на ваш вопрос, то, что мне пришло, то, что вспомнилось.

Зачем нам вставать рано утром и станет ли это со временем легко?

00:35:13 Хотела спросить, Вы до того как встретились с гурудевом были ли у Вас какие-то там материальные желания может быть семья там дети или какая-то работа. Каки-то личные желания у Вас были или желание предаться на духовном уровне было очень сильным изначально?

00:36:12 На самом деле, еще до встречи с гурудевом, я чувствовала уже определённые ну как-бы, искала себя, искала цель жизни, и меня не прельщал особенно этот мир. У меня была одна страсть – это духовная жизнь, философия. Я знала, что когда-нибудь я буду жить в храме, я только не знала где и когда.

00:39:05 В вашем конкретном случае вы уже были нацелены на философию, на духовную жизнь, но это не отменяет необходимости для нас садханы, дисциплины, потому что, как вы сказали ранее, это очень-очень важно, необходимо, особенно для тех, кто не стремится и не хочет духовной жизни, кто сам себя как-то мотивирует на это.

00:39:48 Все относительно, все проявляется в отношениях. Позитивное отношение, добродетельное, такая мотивация способна контролировать все, и чувства, и эго, побуждения ума. Поэтому необходимо такого рода отношение. И через это придёт и подлинная мотивация, зачем нам вставать утром, зачем заниматься каким-то служением. И постепенно многие вещи, в которых сейчас нас приходится мотивировать, где-то заставлять себя, со временем они станут проще, где-то войдут в привычку, где-то мы поймем, зачем мы это делаем.

00:41:45 Все начинается в сознании, необходимо начинать оттуда, и понять зачем, для чего. И так – от тонкого к грубому. И как обрести этот должный угол зрения, как обрести это отношение, эту мотивацию? Общаться с теми, у кого она есть. Мы во всем в этом отношении зависимы от преданных, и мы учимся у них как выживать в духовной жизни.

Как ругает Гуру

00:43:21 Я слышал, что когда гурудев на кого нибудь ругался, то это была особая милость. Ругался ли гурудев на Вас когда нибудь? =)

00:44:08 Да, конечно. И, на самом деле, в упреках и в ругательствах есть определённая градация. Иногда просто если ты его раздражаешь, каким-то образом, он может высказать. Это один уровень, первый, легкий. Другой случай, когда он хочет тебя исправить, подрезать ложняк, с эго поработать, это второй уровень. Это, на самом деле, две крайние точки. То есть, маленькая, когда ты его просто раздражаешь, а самая большая, когда он тебя хочет поправить, и между ними еще есть несколько уровней.

00:46:21 Иногда просто наказание приходит без причины, без видимой на то причины, и такое тоже бывало, когда не тебя просто срываются. Другой вид был такой, что ты его что-нибудь спрашиваешь, а он специально тебя игнорирует, берет, раскрывает газету, читает или делает телевизор погромче. Да, но говорится, что безразличие – оно еще хуже, чем когда не тебя ругаются, равнодушие, поэтому, это, наверное, еще хуже, чем тот, крайний, когда с эго хотят поработать. Даже Шримати Радхарани говорит об этом в одной молитве. Махапрабху говорит в последней шлоке Шикшаштаки: «ты можешь обнять меня или растоптать, но, пожалуйста, не будь ко мне безразличен».

00:48:13 Ну что, переходим к вкусной части. Можем принять прасад.
Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда дэв Госвами Махарадж джай!
Шри Шри Гирирадж Говардхан джай!
Шри Шри Гуру Гауранга джай!!

транскрибирование: Лариса Кокстова | Симферополь | Украина | 26 июня 2014