Когда духовный учитель покидает мир

Москва - 24 August 2013
Почему Вишварупа оставил Господа? Как быть, если твой духовный учитель покинул мир? Кто такой Ягьяшвара? Последняя воля учителя
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:35:17 | качество: mp3 96kB/s 24 Mb | прослушано: 60 | скачано: 408 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Во Вриндаване распространение и сжатие — это нормальное положение вещей. Столько различных событий происходит в соответствии с динамикой расширения и сжатия. Как, например, Радхарани и её спутницы, они могут отправиться из Варшаны на Радха-кунду, добравшись за долю секунды. Такого рода расширение и сжатие там происходит. В наших книгах раздел, где описывается эта игра, эти события о похищении мальчиков-пастушков, озаглавлен следующим образом: «Иллюзия Брахмы».

00:01:45 Это всё, что я могу объяснить, не сверившись с материалами; я не знаю больших подробностей наверняка. Потому что мы ни в коем случае не хотим чего-то выдумывать, или чего-то смешивать, перепутывать, в особенности, когда нас снимают на видеокамеру. Да?

Почему Вишварупа оставил Господа?

00:02:28 Вопрос: [Почему Вишварупа, хотя он был очень привязан к Махапрабху, и он был очень дорог Махапрабху — Шрила Шридхар Махарадж говорил, что он был снехадхара — но, тем не менее, Вишварупа уходит, когда ему предложили материальные вещи. Ему предложили жениться, и он из-за этого оставил Господа. Разве не мог он сказать: «Не хочу, не буду»? Еще как-нибудь…]
Бхакти Лалита ДиДи: Это была часть Гаура-лилы, часть развития этой Божественной игры; подобно тому, как в театре идёт определённый спектакль, и там должны произойти определённые события. Точно так же, под руководством Йога-майи, происходила Гаура-лила, и подобное событие должно было произойти.

00:04:16 И в Гаура-лиле, и в Кришна-лиле, и в Рама-лиле, происходило, происходит множество событий, которые нестерпимы, о которых больно слышать. Вишварупа Прабху, по природе своей, был очень отрешён и всегда был погружен в экстаз. Быть может, это одна из причин, почему для него было легко или естественно оставить дом и отправиться в странствие, приняв санньясу. Это всё, что я могу сказать об этом. Есть какие-нибудь лёгкие вопросы? Я чуть-чуть уставшая сегодня.

Как быть, если твой духовный учитель покинул мир?

00:05:30 Вопрос: Я хотела узнать, изменилось ли Ваше отношение к окружающим практикующим с тех времён, когда Говинда Махарадж, учитель, был рядом, в проявленном виде, и когда его не стало. То есть, потому что, когда учитель рядом, ты всё равно больше фокусируешься на служении, рядом с ним. Изменилось ли… может быть, Вы считаете, что больше стали уделять внимания окружающим, ну, чувствуете, что, когда учителя нет рядом… Изменилось ли отношение к практикующим, людям вокруг с тех времён, когда был учитель радом, и когда его не стало?

00:06:43 Бхакти Лалита ДиДи: Ну, прежде всего, вы можете понять, какой это шок был для нас, когда наш Гурудев ушёл из нашего поля зрения. Поскольку Шрила Гурудев был очень доступен, и, когда он присутствовал, он был для нас не только гуру, но и многие другие виды отношений нас также связывали — он был для нас не только гуру, но он был подобен отцу, подобен матери, столь много отношений было связано с ним одним.

00:07:56 Игры его ухода были невероятны и трансцендентны. То, как он сознательно покинул этот мир, как он отказался принимать лекарства в этот день и постепенно отключился от окружающего мира — всё это, все события этого дня были полны особой трансцендентной значимости и блага. И даже вечер того дня, как только Шрила Гурудев был помещён в самадхи, брызнул маленький дождик, который называют пушпа-дришти, лёгкие брызги, подобные цветочным подношениям полубогов с небес — всё в этот день было благоприятно.

00:09:30 А вот следующий день — вот это был ад. Когда тебе приходится проснуться и пытаться осознать, что же произошло, что мы потеряли. Когда просыпаешься с огромной дырой в сердце и пустотой в окружающем мире, когда ты пытаешься осознать, сколь великая личность оставила нас. Как же нужно теперь приспособиться, как же теперь жить дальше, когда некто столь великий покинул нас?

00:10:10 И это время величайших испытаний, величайшего испытания — уход гуру, нам приходится пройти сквозь огонь очищения. И Шрила Шридхар Махарадж говорит в «Шри Гуру и Его Милость», что подобное время — уход гуру — это время, когда мы показываем, чего мы стоим, настоящие ли мы ученики, или мы ученики только на словах, или мы только поверхностные последователи. И это время, когда нам приходится собраться с мыслями и постараться найти какую-то опору для себя, найти причину, по которой стоит продолжать жить и терпеть всё неблагоприятное, всё дурное, все те испытания, что неизбежно приходят в хаосе, что грядёт после ухода великого гуру.

00:11:43 Столь много изменений произошло в наших сердцах. Ведь нам нужно найти способ, как продолжать жить и ныне, в обществе его учеников и в обществе наших старших хранителей, опекунов. И единственное, что помогло в том случае — это присутствие, возможность находиться в обществе столь многих санньяси, старших учеников. И в те дни мы устраивали лекции, многочасовые беседы, на которых присутствовал и Шрила Ачарья Махарадж, и все остальные преданные. И час за часом они выражали то, что у них на сердце, выражали свою скорбь, свою боль, пытаясь найти способ открыть следующую главу нашей жизни.

00:13:31 И ещё одно большое изменение, к которому было необходимо приспособиться — это переход от системы одного гуру к системе плюрализма, то есть множества гуру. Если раньше Шрила Гурудев был в центре, и он принимал все решения, он был единственным гуру в нашей миссии, то теперь этих гуру стало пять. Было шесть, потом пять. Нужно было напрягать свой ум, для того чтобы вместить в себя, принять все эти вещи, все те вещи, о которых сам Гурудев написал в своём завещании. Необходимо было оказывать поддержку всем преданным, поскольку многие преданные чувствовали себя совершенно разбитыми, подавленными после таких испытаний.

00:15:07 В моём случае помогло понимание или более глубокое принятие универсального, всеобщего принципа Шри Гуру, понять, кто такой гуру? Гуру — ограничен ли он только одним человеком, или это некий более глубокий, более универсальный принцип? И для того чтобы суметь понять это, осознать это верным образом, я читала и перечитывала «Шри Гуру и Его Милость» на протяжении двух лет, от корки до корки. Снова и снова перечитывала, снова и снова, снова и снова.

00:16:21 Когда Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ушёл из этого мира, то Шрила Шридхар Махарадж отвечал на многие вопросы, которые задавали ему последователи Шрилы Прабхупады, и в своих ответах, в своих беседах он помогал найти правильное понимание — как справиться с этим испытанием, с горем разлуки с гуру, как правильно понимать принцип гуру, кто такой гуру, каковы должные отношения с ним? И все эти ответы, все эти понятия были заключены позже в книгу «Шри Гуру и Его Милость».

00:17:24 Поэтому мы должны быть в состоянии понять всё это, принять все это, принять волю Гурудева и в соответствии с этим действовать, поддерживая всех преданных, всех различных ачарьев. И самое главное, быть может — это потребность научиться стоять на ногах, самостоятельно стоять на ногах. Но, если мы искренни, то все эти испытания пройдут, и мы, успешно пройдя сквозь эти испытания, станем более хорошими преданным, более хорошими учениками. И у кого-то был вопрос о Брихад Бхагаватамрите? Иша Прия, вы говорили, да? У вас, да, был вопрос?

Кто такой Ягьяшвара?

00:19:05 Вопрос: Брихад Бхагаватамрита на русском языке сейчас недоступна? Я читал кое-какие лекции об этом произведении, и там говорилось о том, что когда Гоп Кумар поднимался в более высокие уровни вселенной, в Махар-локе он встретил Ягьяшвару. Но там не объясняется, что это. То есть, это экспансия, какая-то экспансия Господа? Так как Бхакти Лалита ДиДи, она читала, изучает Брихад Бхагаватамриту. может быть, она могла бы более подробно объяснить?
Ашутош Прабху: Значит, кто такой Ягьяшвара, да?

00:20:22 Бхакти Лалита ДиДи: Моё понимание, что да, это одна из форм Вишну, но это ещё один хороший вопрос, чтобы задать его Госвами Махараджу. Можно список создать, список вопросов, и, когда Госвами Махарадж придёт, задавать ему. И в Чиангмае Госвами Махарадж разрешает нам иногда стучаться в его дверь, приходить, беседовать с ним, задавать ему вопросы, и отвечает на эти вопросы. Но, в конце концов, он говорит: «Вы не сможете понять всего в сознании Кришны, если только не станете бесконечны». Ну, или точнее так: «Вам пришлось бы стать бесконечным, безграничным, для того чтобы понять всё в сознании Кришны, которое безгранично».

00:21:49 Также там упомянуто, что Махар-лока — это одна из высших планет материальной реальности, материального мира. То есть, это область ниже реки Вираджа, не миры Вайкунтхи. И там есть разные миры, которые чем-то отличаются между собой. Там есть Тапа-лока, есть Махар-лока, есть другие, и Госвами Махарадж признаётся, говорит, что «даже мне трудно до конца уследить, что есть что, чем они отличаются друг от друга, уловить какие-то тонкости». Шрила Санатана Госвами не погружается там в обширные описания, не описывает больших подробностей; он коротко описывает суть каждого уровня.

00:23:32 И так двигаясь всё выше и выше, мы переходим ко всё более тонким мирам, всё более и более тонкие явления, и на одном из этих уровней — там описано, что обитатели того мира способны читать мысли, они ясновидящие: им не нужно видеть что-то своими глазами, они могут видеть на расстоянии. На ещё одной из планет, где живут Кумары, все погружены в медитацию, все обитатели того мира медитируют.

00:24:34 Но Гоп Кумар, он был пастушком не только по своему земному рождению, но и по своей сварупе, по своему духовному, высшему предназначению. И в своём путешествии, хотя изначально он был рождён на Говардхане, но постепенно он проходил все различные уровни бытия на пути к обретению своего вечного, постоянного служения в мире Вриндавана. И он очень простодушный, бесхитростный преданный. И он всегда откровенно, честно описывает свои переживания — что он думает.

00:25:55 И, находясь на каждом уровне, он проводит там какое-то время, освоившись, поняв нормы того места. Но, спустя какое-то время неизбежно начинает чувствовать беспокойство — беспокойство, стремление оказаться в обществе Гопала, и тогда начинает повторять свою Гопала-мантру. Но это очень замечательная книга. На английском языке она издана как три тома, три больших, объёмистых тома, которые включают в себя и комментарии Шрилы Санатаны Госвами.

00:27:09 Я прочла её только один раз, и быстро. Только сейчас у меня выдаётся время почитать, раньше у меня не было времени. Но я хотела бы прочесть её ещё несколько раз, и более внимательно. Тогда, может быть, я смогла бы точнее ответить на Ваш вопрос. Ещё вопросы?

Последняя воля учителя

00:28:00 Вопрос: Я бы хотел спросить, Гурудев Вам в последние дни, что он говорил? Чем Вам заниматься, как Вам дальше жить? Вот лично Вам, что он говорил?
Бхакти Лалита ДиДи: На протяжении последнего месяца своих игр ухода, на протяжении целого месяца он снова и снова задавал мне вопрос: где я собираюсь жить? Он хотел, чтобы у меня было какое-то место, чтобы мне дали ключ, чтобы это место осталось за мной. Он хотел, чтобы я выбрала какое-то место — речь идёт, разумеется, об Индии, он хотел, чтобы я осталась где-то в Индии.

00:29:14 Но я старалась избегать ответа на этот вопрос, старалась сменить тему, потому что для меня вопрос этого выбора и вопрос вообще мыслей о том, как это жить без него — эти темы были очень чувствительны, сложны для меня, поэтому я старалась избегать разговора на эту тему. И он иногда называл меня прозвищем — Лали. И иногда, просто проходя мимо, гуляя, он говорил: «О, Лали! Так где же ты решила, ты будешь жить?» И так прошло какое-то время, и иногда он обращался ко мне неожиданно, как будто бы занимаясь чем-то другим, иногда даже отдыхая.

00:30:28 И в конце концом это утомило меня, подобные вопросы утомили меня, и я решила дать ему свой ответ. Я сказала: «Я хочу, чтобы у меня была одна комната на Голоке Вриндавана рядом с Вами». Мне показалось, что это очень умный ответ. Но его это не впечатлило, и он посмотрел разочарованно. И единственное, что он ответил мне в тот раз, это посмотрел на меня и сказал: «У меня есть какая-то привязанность к этой миссии». Это то, что он сказал, но, может быть, он подразумевал при этом, что «у меня есть привязанность к этой миссии, а у тебя — нет».

00:31:34 И это заставило меня думать, в особенности, после ухода Гурудева из этого мира, что следует уделить должное внимание его миссии и не просто помогать, но помогать, отдавая всю свою энергию, все свои силы, со всей любовью, со всей нежностью посвящая себя той миссии, которой Гурудев отдавал себя. И Гурудева не очень впечатляло, когда кто-то проявлял не-интерес, отсутствие интереса или безразличие к делам миссии, к делам, которые касаются, в том числе, атмосферы и настроя внутри нашего общества. Подобные вещи, игнорирование таких вещей он старался не принимать близко к сердцу.

00:33:07 Было вот это и, кроме того, он хотел, чтобы я продолжала служить, чтобы я служила преданным везде, по всему миру. Он сказал мне: «Ты можешь остаться, ты можешь жить где угодно в нашей миссии, в любых центрах, в любом месте мира». Он хотел, чтобы я служила преданным, божествам нашей миссии. Может быть, ещё последний вопрос? У кого-нибудь есть? Проголодались, время завтракать?
Слушатель: Благодать прерывается.
Ашутош Прабху: Благодать? Я не умею такого переводить.
Слушатель: Блаженство от духовной практики начинает прерываться.
Ашутош Прабху: От голода, да? [Переводит реплики слушателей на английский].
Бхакти Лалита ДиДи: Тогда давайте поторопимся завершить, споём Хари харайе…

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 07 November 2014