Экадаши

Санкт-Петербург - 01 September 2013
Как вести себя в экадаши. История появления дня экадаши. Что нельзя употреблять в пищу в этот день. Как соблюдать экадаши в дороге. Как не забыть про экадаши. О способности правильно трактовать шутки своего гуру.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:36:02 | качество: mp3 96kB/s 24 Mb | прослушано: 1234 | скачано: 1239 | избрано: 100
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Мы говорим о практике экадаши. В этот день мы обязательно на кухне заботимся, чтоб зерновые ни в коем случае не смешались с незерновыми продуктами. Иногда даже держим отдельно два набора соли, чтоб с набором соли для экадаши никогда не соприкасались какие-либо зерновые. Этот день мы посвящаем тому, чтоб сосредоточить своё внимание на служении Шри Хари, на служении гуру, Кришне, на служении всем нашим учителям.

00:01:03 Мы стараемся упростить свою жизнь, в особенности в этот день. Упростить её для того, чтоб у нас было больше возможностей помнить о Господе. Это хороший день, чтоб в него воздерживаться от совершения любых материальных поступков, от занятия любыми материальными, обыденными действиями. Слушать музыку, смотреть кино лучше в другой день. Мы стараемся больше повторять, больше читать, больше общаться с ведами, оставаться в храме и стараемся в этот день избегать пищи, приготовленной вне храма, вне общества преданных. И если кто-то готовит, то в этот день нужно быть очень осторожным и внимательно читать список ингредиентов на продуктах.

История Экадаши

00:02:36 И чтобы дать краткий обзор истории появления сегодняшнего дня, то есть экадаши, расскажем. Мы знаем, что в этот день – в экадаши – грех собственной персоной входит в зёрна. В Падма-пурана сказано, что съесть полный рот зерна на экадаши это равнозначно греху от убийства миллиона брахманов. Это очень экстремально. Мы знаем, что происходило творение Вселенной, средних, высших, низших уровней Вселенной, то также был сотворен и грех собственной персоной – Папа-пуруша. И этот грех – Папа-пуруша – был создан для того, чтоб наказывать грешников и других существ, которые совершают грехи. И он был очень ужасен: каждая часть его тела была сотворена из какого-то греха. Глаза, уши, нос, волосы, руки, ноги – все части его тела были сотворены из тех или иных грехов. Он был чёрного цвета, а глаза жёлтые – вид очень страшный.

00:04:52 Но жизнь продолжалась, и в один прекрасный день Вишну пришёл к Ямараджу. Ямарадж приветствовал Вишну с великим почтением, омыл ему стопы, усадил на золотой трон. И тут до слуха Вишу донеслись ужасные вопли, крики, которые доносились откуда-то со Вселенского южного направления, то есть снизу. И он спросил Ямараджа: «Что это за ужасные звуки?» И Ямарадж отвечал: «Это обитатели адских планет отбывают наказание, страдают за свои совершенные грехи». И тогда Вишну отправился на эти адские планеты и пришел к тем самым людям, которые страдали в агонии от своих же грехов. Вишну чувствовал большое сострадание и желание помочь им. И тогда из его собственного тела была рождёна Экадаши деви – это олицетворение этого лунного дня. И Вишну сказал всем: «Соблюдайте этот день экадаши, и тогда вы освободитесь от всех последствий ваших грехов и отправитесь на Вайкунтху.»

00:07:07 Папа-пуруша очень испугался экадаши. Грех собственной персоной был в ужасе от экадаши. И он постоянно прятался от Экадаши. Экадаши – это она, женского рода. Он постоянно прятался от неё и чувствовал, что «Ну ведь Господь создал же меня не просто так. А теперь получается, что мне совсем не осталось места?» И так, плача о своей судьбе, он отправился к Вишну, прося его о сострадании. И он рассказал Вишну, что «Теперь у меня не осталось прибежища, повсюду Экадаши-деви, и мне негде спастись от неё. Все живые существа отправляются на Вайкунтху, а мне нечего делать , я остался безработным. Пожалуйста, спаси меня!» И тогда Господь милостиво разрешил: «Хорошо, в день экадаши ты можешь жить в зернах. В этот день ты находись там». Такова история в двух словах. Это история как её рассказывает Падма-Пурана. Есть другая версия этой истории из каких-то других источников, которую я где-то слышала, но и Гаудия Матха, и Сарасвати Тхакур и их последователи – всегда представляют именно эту версию истории.

Важность соблюдения экадаши

00:09:36 Поэтому я хотела просто напомнить об этой истории вам всем, чтоб помочь вам всем осознать важность этого дня, важность следования ему, чтобы вы в дальнейшем внимательно соблюдали его. Когда Шри Чайтанья Махапрабху оставлял дом, готовясь принять санньясу, то в эту ночь мать Шачи стояла в дверях дома, окаменев, словно статуя. Она догадалась, почувствовала, что Господь оставляет дом, и поэтому какой-то инстинкт заставил её подняться в столь ранний час, и она стояла у дверей, когда он уходил. И, уходя, он сказал ей: «Пожалуйста, мама, сделай одну вещь, я хочу попросить тебя об одном: пожалуйста, соблюдай экадаши». Это была его единственная просьба к своей матери - соблюдать экадаши.

00:11:05 А в Гарга-самхите есть история, как однажды гопи пришли к Шримати Радхарани. И спросили: «Как мы можем обрести преданность Кришне, подобную твоей, как мы можем стать настоящими преданными Кришны?». И она ответила: «Следуйте экадаши». Поэтому, на самом деле, у нас нет отговорок.

Что можно есть в экадаши

00:11:43 Гурудев (Б.С. Говинда дев Госвами Махарадж) говорил: «В чём проблема? Съешьте пять килограмм картошки, если это необходимо». И есть так много незерновых видов пищи: это орехи различные, молочные продукты, корнеплоды, картошка – так много видов пищи, которые можно в день этот есть, но многие в этот день есть нельзя. И здесь, в России, у вас много-много гречки. И мне это очень нравится, потому что я очень люблю гречку. И каждый год Притху даже отправлял мне в Индию много килограмм гречки. Когда группа русских преданных отправляется в паломничество на Гаура-Пурниму каждый год, то приезжает обычно большая группа 50-60-70 человек, и каждый, приходя ко мне, начинает распаковывать свою сумку, достает гречку и отдает мне. И так у меня получается целая гора гречки на Гаура-Пурниму. Но необходимо промывать её. Я не знаю, вы на кухне промываете гречку или нет. Поэтому вы же не знаете, к чему прикасалась эта гречка или что прикасалось к этой гречке на заводе или на фабрике до этого, поэтому любые виды зерновых и гречку необходимо всегда промывать. (May be you know what it is technically - Buckwheat? Everyone ask and i never knew. I heard it a fruit or some flower .... It is not a GRAIN, but its something else. I ts from the flower? - спрашивает Бхакти Лалита.) Гречка – это цветок, как говорят биологи, поэтому нам дозволяется есть гречку на экадаши и многие другие продукты.

00:14:28 Столько раз я видела своих духовных братьев и сестёр, которые не следовали экадаши, думая: «Это не в моих силах». И говорили мне: «Но ведь главное же – это любовь и преданность!» И особенно в одной части мира, там многие преданные думают: «Главное – просто любить Гурудева, и ты свободен от всего. И ты в полном порядке, главное – просто испытывай любовь». Но мы не преданные рага-марга. Мы поклоняемся пути рага-марга, преклоняемся перед ним, держа его как высший идеал над нашей головой, но сами при этом понимаем необходимость следования правилам и предписаниям для нашего же блага. Ведь все эти правила и предписания предназначены, чтобы нам же стало лучше. И поэтому мы следуем им очень внимательно, тщательно.

00:15:57 Есть ли у кого-нибудь какие-либо вопросы? Алакананда Деви Даси спрашивает, а если кто-то оказывается в дороге. Вот, например, сегодня мы отправляемся в дорогу, и нам понадобится почти сутки провести в пути. И есть ли какие-нибудь советы и предписания для экадаши в пути?
[Ответ]: Я на вашем месте отправилась бы сейчас на кухню и там набрала бы гречки, отварила бы картошки, собрала бы это всё в набор для пикника, включая и удобное покрывало. И затем, отправившись в путь, когда наступит голод, можно остановиться рядом с дорогой, найти приятное место и там устроить такой пикник на обочине в стиле экадаши. Ну, я думаю, главное здесь – это быть внимательным, когда готовишь что-либо и обращать внимание на календарь, чтобы новость об экадаши не застигала вас посредине утреннего бутерброда. Поэтому обращайте внимание на календарь. Я знаю, что многие используют iСal и другие программы для календарей на Мас’ах, на других компьютерах. Можете поставить себе специальное оповещение, чтобы за день до этого звучал будильник. Старайтесь думать на ход вперед.

00:18:25 Алакананда говорит: «Но я ещё слышала, что в целом нехорошо начинать путешествие в экадаши. И лучше подождать следующего дня, и тогда уже отправляться в путешествие».
[Ответ]: Это было бы здорово, если бы вы остались ещё на день. Но если вы путешествуете много, то практически невозможно избежать путешествий на экадаши. В целом неплохо избегать путешествий на экадаши, но если вы путешествуете много, то это просто невозможно. Просто будьте готовы и возьмите с собой прасад. Это не так сложно. Я всегда путешествую, и на экадаши тоже. И я всегда беру с собой прасад. Обычно преданные готовят что-то. И, таким образом, я всегда соблюдаю экадаши, и это не представляет для меня особых трудностей.

00:20:12 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати шёл на особые условия для некоторых из ключевых своих проповедников, главных проповедников гаудиа-матха. Он хотел подчеркнуть, что самое главное для них – это проповедь, а всё остальное, если в этом есть необходимость, можно подстроить под это. И поэтому для них, для проповедников, могли предоставить даже зерновую пищу в этот день, если они в этом нуждались. Он утверждал, что служение важнее, чем экадаши. Но мы не хотим просто воспользоваться этим как предлогом или превратно это понять и начать нарушать экадаши. Ум всегда пытается оправдать: «Но ведь Сарасвати разрешал проповедникам принимать зерновые на экадаши, ну и я сегодня тоже буду проповедовать – я пару книжек на улице распространю». Нам следует соблюдать осторожность и не применять к себе те уступки, которые были сделаны в прошлом. Дети тоже могут соблюдать экадаши, это не так трудно.

00:22:23 И когда в этот день, в экадаши делаются подношения для божеств, которые могут включать в себя и зерновые, то отделяйте зерновые подношения, сделанные божествам, на отдельные тарелки, не смешивайте их на одной тарелке. Отставьте то, что содержит зерновые, на отдельную тарелку и приберегите на следующий день. Они не должны соприкасаться друг с другом. И когда я служила секретарем Шриле Гурудева, то мы получили, наверное, сотни вопросов о технических подробностях следования экадаши. И Гурудев очень терпеливо отвечал на многие из них. Иногда преданные спрашивали: «А как же морковка? Она оранжевая, а мы слышали, что на экадаши нельзя ни красного, ни оранжевого». И когда на него нажимали снова и снова, наконец, Гурудев ответил: «Ладно, морковка не виновата. Морковка не сделала ничего плохого». Просто определенные овощи не рекомендованы в этот день: помидоры, баклажаны – (everything with SEEDS in it) по сути, всё, в чём есть семена, зёрна. Чили.

00:24:14 И единственные специи, которые мы используем в этот день – это имбирь, соль и перец. Иногда в Индии вы можете заметить, что в экадаши ещё добавляют немножко кумин, но это потому, что они жизни себе не представляют без кумина. Но это не вполне идеально. Я слышала, что преданные готовят иногда на экадаши блюда из киноа. Я, к сожалению, не знаю, как это английское слово перевести на русский язык. Пшёнку иногда приготавливают, говорят, что она незерновая, но мы этого не едим. Есть много разных альтернативных форм зерновых. Иногда люди думают, что если они выглядят иначе, то можно их кушать. Но мы остерегаемся всех видов зерновых.

00:26:10 И в Калифорнии в нашем храме на каждый экадаши и день поста, подобный экадаши, устраивают большой пир, в особенности на Кришна Джанмаштами, Нарасимха-чатурдаши, на Гаура-Пурниму. И Гурудев не возражал против этого. Он просто удивлялся: «У вас не экадашный пост, а экадашный пир». Но он понимал, что мы – люди западного мира, и никогда не пытался перенести и заставить нас следовать индийским ведическим стандартам. И иногда преданные в панике спрашивали Гурудева: «А как же вот это, а как же вот это?» Задавали тысячи вопросов. И Гурудев в конце концов уступал и говорил: «Ладно, лишь бы зерновые не торчали из вашей еды». Ну, знаете, такой росток травы из зерна чтоб не торчал, чтобы зёрна не торчали во все стороны.

00:27:48 Но мы знаем, что иногда преданные просто не понимали шуток Гурудева. Так, например, одна преданная в Австралии, у неё было много детей. У неё родился седьмой ребенок. И она попросила Гурудева дать ему имя. И Гурудев в шутку сказал: «Что, у вас седьмой родился? Да у вас десять будет!» И она приняла это как серьёзное наставление: «О, Боже мой! Гурудев сказал, значит, нужно десять!» И сейчас она беременна и ждёт десятого ребенка. И каждый раз, встречая её, я напоминаю ей: он просто пошутил! Я не могу себе представить, что это такое – десять детей. В прошлый раз, когда я была в Австралии, то я заезжала к ней в гости, останавливалась у неё дома, и мы хотели сделать семейное фото, чтобы все её дети были на одной фотографии. И у нас ушло три часа, чтоб собрать всех детей в одном месте, чтоб они не корчили рожи, чтоб они никуда не убегали, чтоб они не шалили, чтобы все прилично выглядели на фотографии. Один убегает – его ловят, другой начинает убегать – его возвращают, третий начинает корчить ужасные рожи. И я всё ещё жду, чтобы эта преданная, её зовут Сумангала, прислала мне эту фотографию. Она так занята, что у неё просто нет на это времени. Уже восемь месяцев жду.

00:30:17 Нам нужно понимать, когда гуру шутит, когда он говорит какие-то вещи в определенном контексте, нужно понимать. Потому что слишком уж легко наш ум пытается просто воспользоваться чем-то и оправдать всё, что угодно. Не все понимали чувство юмора Гурудева. Но мы знаем, что Шрила Гурудев был трансцендентным юмористом – об этом писал ему ещё Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Очень часто Гурудев шутил, а преданные не понимали, что это шутка. И что мы можем сделать в такой ситуации – это обратиться к более опытным, более старшим вайшнавам, которые находятся в более надёжном положении. И они смогут нам объяснить, шутил ли Гурудев или говорил серьёзно, и как именно нам применить его слова к нашей жизни.

00:31:53 Есть ли ещё вопросы? Может быть, один? [Вопрос из зала: Иногда к нам в храм приходят новые люди в день экадаши и они так или иначе не постились в этот день, можно ли предложить им прасад из зернобобовых который был предложен божествам?.
[Ответ]: Это наша храмовая система, мы так делаем в Индии. Раздаем зерновую пищу таким людям. Когда тарелка с маха-прасадом, предложенным божествам, хранится отдельно, иногда даже под замком, но можно открывать и раздавать, в частности, гостям.

00:33:38 [Вопрос из зала]. А в какие экадаши мы постимся полностью?
[Ответ]: И три дня в году на эти праздники: на Кришна Джанмаштами мы постимся до полуночи, на Нарасимха-чатурдаши - когда мы постимся до сумерек, и на Гаура-Пурниму - когда мы постимся до восхода луны, - в эти дни мы весь день постимся, а затем принимаем так называемую анукалпу, то есть пищу, которую можно принимать на экадаши, в точности как экадаши. Может быть, есть ещё четвертый день, в который мы постимся? Или, может быть, только эти три в году? Наверное, эти три. Так или иначе, в эти дни в году, которые указаны в нашем календаре, мы следуем им в точности как экадаши, то есть те же самые ограничения на специи, те же самые ограничения на зерновые. Мы следуем, насколько это в наших силах, и сколь много блага мы получаем – мы сами не в силах представить. Не то, чтобы мы следовали экадаши по расчету. Но, в то же время, мы хотим избежать ненужных страданий и избегать совершения ненужных оскорблений. Кроме того, соблюдать экадаши – это указание Гурудэва, это указание Махапрабху Шачи-дэви, это наставление Шримати Радхарани всем гопи.

транскрибирование: Анна Авакумова | Ижевск | Россия | 21 July 2014