От Шанкары к Раманудже и Мадхве

12 June 2011
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:01:49 | качество: mp3 32kB/s 14 Mb | прослушано: 106 | скачано: 528 | избрано: 20
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 [Айравата дас] Итак сегодня мы продолжим обсуждать философию Шанкарачарьи Вишишта-Адвайта, философия Рамануджа ачарьи Вишишта-Адвайта. На самом деле потому что Шанкарачарья проповедовал это, философию Кевала-адвайты – абсолютный монизм, чистый монизм, то миссия Рамануджи ачарьи была победить эту философию маявады Шанкарачарьи, поэтому он использовал те же самые термины, он использовал те же самые термины, которые использовал Шанкарачарья. И как я уже упоминал очень важный принцип, который философ, философы должны объяснить это Браман, Джива и Джагат – Абсолют, Абсолют, душа и мир, вселенная. Они должны объяснить, как всё это является одним и тем же. Мы имеем в виду адвайта, философию адвайты, которую проповедовал Шанкарачарья, Кевала-адвайта. И Рамануджа представляет философию Вишишта-адвайта. Потому что он хотел победить философию Шанкачарьи, он использовал те же самые термины, которые использовал Шанкарачарья, поэтому его философия называется квалифицированная монизм или Абсолют, который обладает качествами.

00:01:41 Итак очень важный философский момент как же осуществляется монизм? Шанкарачарья отвечает на этот вопрос, говоря, что Браман на самом деле становится многими, но всё это иллюзия. Это просто концепция, это единство остается вечно и Браман, Джива и вселенная, мир в нём постоянно вместе, это одно и то же. Это энергия майя делает такой трюк, магический трюк. Нам кажется, что всё это отлично. Рамануджа объясняет, что другие мудрецы, он говорит, что Браман, Джагат и его вселенная, и Джива они реальны, реально существуют. Но как же идея становится монизмом? Потому что на самом деле Браман, Джива и вселенная они органически связаны между собой. Они, он впервые представил эту концепцию: Браман, душа и мир они существуют вечно в органическом единстве. Они на самом деле конечно составляют одну, они составляют одно, но они так же отличны друг от друга. Они органически связаны друг с другом, но тем не менее они отличны.

00:03:16 Итак, каковы же их взаимоотношения? Он объясняет это через объяснение, через стихи Сагуны. То есть Браман, он дает такое понятие, что цвет лотоса не отличим, от лотоса, так же Браман и его качества они не отличны, они близко связаны друг с другом их нельзя отделить. Рамануджа так же давал равное значение трём, трём источникам знания пратьякша, знания через, знания через чувства; знания через рассуждения. И он дал на самом деле важное, важное, он давал одинаковое значение этим источникам знания. На самом деле, пратьякша это означает чувственное восприятие. И пратьякша очень важная, это очень важный источник знаний и даже анумана, т.е. рассуждения, потому что восприятие чувствами очень важно, потому что мы должны сначала воспринимать чувства, потом рассуждать. И шабда – это третий источник знаний, это слушание. Мы должны слушать. Используя свой ум вы как бы обсуждаете, то что вы услышали, рассуждаете то что вы услышали, потом получаете знания, мысли.

00:05:05 За, за размышлением и за звуком находятся чувства, чувства, которые так же важны. Через эти чувства мы можем получить, через чувства мы можем получить так же знания. И так Шанкарачарья говорил, что пратьякша – чувственное восприятие бесполезно, потому что всё, потому что этот мир ложен нитья, и поэтому если, когда мы получаем информацию через чувства – это всё ложная информация, потому что мир не существует. Рамануджа говорил, что мир на самом деле существует в органической связи с Брахманом. Он подходит очень близко к это, к идее Бхеда Абхеда Таттва, то что они являются так сказать одним и различными в то же самое время. Мы увидим, что как и постепенно это будет подходить ближе, ближе к философии Чайтанья Махапрабху. Он говорил что мир не ложен, он реален, но он существует в органической связи с Браманом, поэтому пратьякшу так же можно использовать, потому что мир не ложен, мир реален, поэтому пратьякша – восприятие через чувства так же важно.

00:06:30 Через чувства мы можем воспринимать так же определённую информацию.
[Аудитория] Вселенная и материальный мир – это одно и то же?
[Айравата дас] Да. Мы имеем в виду то же самое. Рамануджа объяснял, что Бог Ишвара проявил себя в пяти формах, в пяти формах. Первая это Тара – Всевышний и в Его трансцендентной форме Кришна на Голоке, и Вишну на Вайкунтхе – это форма, которая называется Тара. Второе это Вьюха – он имел в виду эти, экспансию Чаттер Вьюха: Вьясадева,Санкаши, Парадьюмна и Ниродха. Третье это Випхава – это означает Лила Аватар, т.е. аватары, которые проявляют трансцендентные игры, Надсикума, Вараха, Нарисинха. Випхава. Это Лила Аватара Масикурма [неразборчиво]. Четвертая это Антарилы – Бог сердца, как Параматма. Сверхдуша в сердце человека.

00:08:07 Пятый это Арча, Арча Вимурти – проявление Господа через материальные элементы. Арча это единственное проявление Господа через материальные элементы, это единственная форма Господа, которая временна. Арча существует, когда вселенная существует, во время существования вселенной, когда вселенная разрушается, Арча тоже может быть разрушена. Пара, Бимха, Вибхава, Антальен потом Арча. И самая главная книга Рамануджи является комментарий на Веданта Сутру, Шрибхашья. Вся философия Вишишта Адвайта представлена в этой книге. И в их практике существуют разные определённые отличия и это так же относится к другим вайшнавским сампрадайям, не к нашей сампрадайе.

00:09:46 У них существует три требования, 4 требования для [неразборчиво] Кришны, для того, кто достоин практиковать этот путь бхакти [неразборчиво]. Итак Шри сампрадайя требует от своих последователей 4 или 3 кары, т.е. это качества, которым должны соответствовать все последователи, последователи этой сампрадайи. Первое это человек должен знать философию карма, гьяна и бхакти, человек должен очень хорошо знать философию карма, гьяна и бхакти. Человек должен не просто знать, но и практически следовать этому процессу, т.е. в соответствии с их положениями, должен совершать карму, потом развивать свои философские понимания – гьяну, и потом развивать свою преданность – бхакти. Итак, это первые требования, чтобы стать преданным в конечном итоге. Второе требование, последователь должен очень строго следовать правилам и предписаниям в айди-бхакти, очень большое, так сказать ударение делается на этом. Мы не можем продвигаться, если мы не следуем строго в айди-бхакти.

00:11:19 Мы так же говорим о криппаситхе, т.е. мы можем получить, получить реализацию через саднасидхи, но так же можем через криппасидхи – по милости. Но в Шри сампрадайе подчеркивается садханасидхи, как необходимый для всех. И третье это рождение очень важно. Человек должен родиться в высших варнах. Самое лучшее это брахманы, потом кшатрии, и по крайней мере вайшья, т.е. он должен обладать гуной благости. Эти три варны им разрешается изучать Веды. Шудрам не позволяется, поэтому это не тот же самый принцип, у них это другой принцип, отличается от Боги сампрадайи. И так же они четвёртый это прарандакарма должна быть уничтожена. И чтобы личность [неразборчиво] пути, прарандакарма должна быть, должна быть уничтожена. Прарандакарма означает тело – проявленная карма, т.е. проявленная карма это означает тело, это тело, проявлена карма, которая проявляется через это тело, через ум, через разум, через чувства, которые у нас есть и т.д. Это всё результат праранда кармы, проявленной кармы. В соответствии Шри сампрадайе эта праранда карма должна быть постепенно уничтожена, чтобы человек продвигался в духовном мире.

00:13:02 И чтобы уничтожить её полностью, человек должен подняться на платформу саттва гунны, поэтому они говорят, что это занимает огромное количество времени, много-много жизней проживать. Постепенно-постепенно подниматься-подниматься на платформу саттва гунны, уничтожить всю предыдущую карму праранда карму, очистить полностью своё существование и тогда подняться на платформу шуддха саттвы. Они говорят это занимает очень долгое время, но в нашей сампрадайе, по милости Чайтанья Махапрабху и Прабхупады, Прабхупада говорил, что мы можем даже в этой жизни вернуться домой обратно к Богу, мы можем видеть, у нас есть опыт, что это очень трудно, что люди именно, это очень трудно для преданных сделать так чтобы вернуться домой обратно к Богу в этой жизни. Поэтому эти 4 принципа они обязательные для всех. Все должны следовать.
[Аудитория] Вы упомянули праранда карму. Есть ли какие-то другие виды кармы?

00:14:14 [Айравата дас] Да, существуют другие виды кармы так же. Не, не только один вид кармы, много видов кармы существует. Праранда карма – это карма, которая проявляется через это тело, проявленная карма. Есть скрытая карма, которая ещё не проявилась, т.е. огромное количество карм, которое ждёт своего момента, чтобы проявиться и будущая карма так же. Делаете что-то и это в будущем придёт к вам эта реакция. Таковы различные виды кармы. В основном 3, но есть так же разные подразделения этой кармы. Есть ваша личная карма, есть карма семьи, карма общества, карма страны так же, есть скрытая карма, которую вы собрали во много, за много-много жизней. Это карма, она находится в каком-то месте, ждёт своего момента проявиться. И будущая карма это то, что вы сейчас делаете и в будущем эта карма проявится. Есть ли ещё вопросы какие-нибудь? Вопрос.
[Аудитория] Они принимают такую же инициацию как мы?

00:15:43 [Айравата дас] Да. Эти 4 принципа присутствуют, человек должен следовать этим четырём принципам. Должен следовать вайди бхакти очень строго, у них так же есть гуру, и они принимают инициацию. Конечно их инициация немножко отличается от нашей инициации. У них есть 2 инициации, в Гаятри мантру, и они инициируют в мантру Тадитипранипатхина. Они так же повторяют эту мантру, т.е. это принцип предания духовному учителю очень-очень важен. То есть какая-то разница есть небольшая. Итак, мы сейчас рассмотрим, что произошло после того как Рамануджа покинул эту планету. И как обычно это происходит, как только Рамануджа ачарья ушёл, Шри сампрадайя разделилась. Примерно через 100 лет появился ачарья, очень выдающийся ачарья, Видантадешика. И он родился в 1268 году и умер в 1369. Итак, его главная, он установил школу, которая называется Вадакалая.

00:17:20 И мы посмотрим различия, философские различия. И другой ачарья Иблайя Локачарья, он появился в 1264 году и ушёл в 1327 году. Его школа называлась Тенакалая. Ведакалая, Тенакалая, т.е. на такие 2 школы разделилась Шри сампрадайя. И в этих школах есть 4 главные, основные отличия между этими двумя школами Шри сампрадайи. Школа Тенакалая подчёркивает ценность тамилпрабандах, т.е. эти тамилпрабанды они более важные, чем санскритские шастры. Они вышли эти табанги альваров более важным это Дравида Веда, Дравида Веда более важная, чем изначальные Веды. И они подчёркивали важность альваров. Они говорили, что они, они более высокие, более важные, чем другие риши и мудрецы Бхандакалая, наоборот они более подчёркивали ценность санскритской литературы, они говорили, что это изначальная литература и эти альваровские описания они, Дравида Веда она второстепенна. И они говорили что это другие мудрецы и риши они на том же самом уровне находятся, что, что и альвары.

00:18:50 И второе, вторая разница Вадапалая говорили что Лакшми, Шакти, Равана в Нараяни. Они и мы это похоже на нас, на нашу философию, что Радха и Кришна это два в одном. Это один Верховный господь проявляется в двух формах. Такая же подобная идея. И Танакалая говорит, что Лакшми - это особенная категория Дживы, что Лакшми принадлежит к Дживы, к категории Дживы, но которая не падает ни одна.
[Аудитория] Это их размышления или они говорят о шастрах?
[Айравата дас] Да. У них есть, они на самом деле цитируют какие-то шастры, там приводят какие-то свидетельства, потому что мы не знаем, поэтому мы так думаем, но на самом деле они знают. Ведакалая подчёркивает, подчёркивает усилия к, к освобождению. Они говорят, чтобы, чтобы достичь освобождения мы должны очень тяжело работать, заниматься преданным служением, медитацией, искреннее желание развивать. Тенакалая говорила, говорила, что они подчёркивают веру в милость Господа. Они говорят, может быть вы прилагаете очень усилия, но милость Господа очень важна и мы должны иметь веру в милость Господа. Если у вас есть сильная вера, то милость, милость придёт. Вера в милость Господа более важная, чем усилия, которые вы прикладываете.

00:20:30 Это главные отличия. Тенакалая, Тенакалая говорит, что милость Господа беспричинна, беспричинна, она не приходит не по какому, не из-за, не из-за какой причины не появляется, т.е. нет причины. Они приводят такой пример называется аналогия Марджара Гьяя – это аналогия кошки, которая несёт котёнка. Кошка несёт котёнка очень осторожно и котёнок не знает, что происходит, но мать знает, что происходит, и она знает, что является благом для котёнка. Она очень несёт его осторожно, защищает его. И котёнок ничего не делает, он просто спокойно сидит, а мать его несёт и спрячет его в очень безопасном месте и т.д. Так же и преданный, он зависит от милости Господа и он понимает, что милость Господа без причины – этот котёнок ничего не делает и милость приходит, и мать его несёт. Так же и милость Господа приходит и несёт преданного, и оно без причины и преданный ничего не делает. Вадакалая школа говорит, что милость Господа приходит из усилий, т.е. мы прикладываем усилия и получаем милость. И они приводят другой пример, который называется Аалгимаркатаньяя.

00:22:12 Это аналогия, аналогия обезьяны, детёныша обезьяны, который цепляется за мать. То есть мы видим как обезьяны во Вриндаване прыгают с ветки на ветку, а детёныш весит на ней и очень крепко держится. Мать прыгает туда-сюда, а ребёнок, ребёнок должен очень крепко держаться за мать, иначе он упадет. Если он не будет прилагать усилий к тому чтобы держаться, он упадёт и никто не может его спасти, поэтому он должен, должен держаться, должен прикладывать усилия, должен держаться за мать – это важно. Таков пример, т.е. должно быть усилие так же. Вопрос.
[Аудитория] И как, и наша философия, на самом деле мы берём два этих примера используем, и два этих момента используем в нашей философии, не так ли?
[Айравата дас] Да. Что вы имеете в виду?
[Аудитория] Например мы говорим, что милость Господа беспричинна, но тем не менее мы должны прилагать усилия в то же самое время, да?

00:23:30 [Айравата дас] Это так. И сейчас есть одна очень знаменитая школа Шри сампрадайи, они отделены от этой главной ветви Шри сампрадайи, они происходят из Шри сампрадайи, но, но они как бы отдельная ветвь. Они называются Раманади, Раманади. Был один ачарья, его звали Раманади и он установил поклонение Сита-Раме. Эта школа очень знаменита сейчас и очень большая в Индии, мы можем видеть их везде сейчас, в особенности в Южной Индии. У них есть так же вайшнавские тилаки, но они поклоняются Вишну, но и поклоняются Сита-Раме. Какой-нибудь ещё вопрос? Итак, в последний момент в соответствии с [неразборчиво] свидетельствами, наша сампрадайя Гаудия сампрадайя, может быть люди преданные Шри сампрадайе не согласятся, но Чайтанья Махапрабху он появился Рамануджа, когда Рамануджа был, медитировал в Навадвиппе. Чайтанья Махапрабху появился ему, и он объяснил ему какие философские аспекты должен проявить, раскрыть.

00:25:04 И он взял два момента из Шри сампрадайи, эти два момента, которые Шри Махапрабху взял – это чистая преданность без примеси кармы, гьяны, йоги, т.е. один момент это то что чистое преданное служение должно быть безпримесным. И третье это вайшнави, и второе это вайшнава сева, т.е. служение вайшнавам очень важно. Эти два момента Чайтанья Махапрабху подчёркивал в беседе с Рамануджей. Махапрабху появился, когда Рамануджа воспевал его мантру Го, и он объяснил эти два момента и подчеркнул, что он должен открыть, и, и потом он так же раскрыл эти 2 момента Руписан, Нигусон, они объяснили это в своих книгах. И Рамануджа так же, когда Махапрабху говорил с ним, Рамануджа очень желал увидеть лицо Господа, поэтому Чайтанья сказал: «Ты появишься, чтобы участвовать в моей лиле, когда я появлюсь позже». И в действительности он появился как Анандабрахмана здесь в Маяпуре.

00:26:33 И Анандабрахмана он как раз проводил свадебную церемонию между Махапрабху и Лакшма Деви, и он так же проявлял экстаз. Это был Рамануджа, этот брахман был Рамануджа в Чайтанья лиле.
[Аудитория] И как, как вайшнавы Рамануджа ачарьи считают, кем они считают Рамануджа ачарью? Знают ли они что он экспансия Шеши? Анкша Шеши?
[Айравата дас] Да-да, они знают. Они знают что он Анкша Шеши.
[Аудитория] Признают ли они Чайтанья Махапрабху?
[Айравата дас] Да. Они признают как ачарью.
[Аудитория] Только как ачарьи?
[Айравата дас] Да.
[Аудитория] Не признают его как Бога?
[Айравата дас] Нет, не признают как Бога. Среди четырёх сампрадай мы являемся ветвью Мадхва сампрадаей, Брахма Мадхва Гаудия сампрадайи. Ветка, Брахма Мадхва Гаудия, т.е. Гаудия сампрадайя это она, это ветка Брахма Мадхва сампрадайи, но Мадхва, последователи Мадхва ачарьи существуют в другой части Индии. Даже в Мадхва сампрадайи, если мы спросим, кто такой Чайтанья Махапрабху, они говорят, что он ачарья. Они не принимают его за Бога. Только Гаудия сампрадайя, вайшнавы Гаудия сампрадайи принимают Чайтанья Махапрабху как Радху и Кришну.

00:28:08 Мы будем обсуждать моменты, которые существуют только в Гаудия сампрадайе. Они конечно знают Махапрабху, потому что Махапрабху путешествовал через всю Южную Индию и посещал разные храмы, и в Шрирангаме он так же жил, и они построили там небольшой храм, где Чайтанья Махапрабху жил. Они знают Чайтанья Махапрабху, они знают что он основатель Гаудия-вайшнавизма и даже некоторые считают Гаудия-вайшнавизм отдельной сампрадайей. То есть некоторые говорят, что на самом деле это отдельная сампрадайя, она не связана с Мадхва сампрадайей. Мы говорим, что мы связаны с Радха-Мадхва сампрадайей, потому что наша философия она отлична от философии Мадхва ачарьи, поэтому многие говорят, что Гаудия сампрадайя – это отдельная сампрадайя. Вопрос.
[Аудитория] Итак имя Брама Мадхва Гаудия, что есть отдельно Мадхва сампрадайя, отдельно Брахма сампрадайя. Существует Брахма сампрадайя, которая начинается с Брахмы. Кто они? Господь Брахма, Господь Брахма, есть ли там какая-то школы, в которой определён Брахма сампрадая?

00:29:42 [Айравата дас] Эта сампрадайя начинается от Брахмы, он учил Нараду, потом Кумара, потом других и так начинается наша сампрадайя. Мы можем сказать, что это первая сампрадайя, которая вообще появилась во вселенной. Брахма учил своих сыновей, передавал знания своим сыновьям, он передал им Бхагаватам и Веды. И Мадхвачарья один из выдающихся ачарьев в этой сампрадайе, потому что он, поэтому он отдельно упоминается и Рамануджей, и так же отдельно стоящих ачарьев, поэтому отдельно он упоминается, потому что у них были определённые миссии. И линия ачарьев таким образом спускается, и Махапрабху связан с одним из них. Он связан с Мадхва сампрадайей. Но основная часть Мадхва сампрадайи, они [неразборчиво]. Мадхвачарья написал комментарий на Веданта Сутру. Мы будем обсуждать позже, но философия представленная Чайтанья Махапрабху отличается от философии Мадхвачарьи.

00:30:59 Махапрабху не использует его комментарии на Веданта Сутру. Он говорит: «У нас уже есть комментарии, естественные комментарии – это Шримад-Бхагаватам, которую написал Вьясадева. Мы должны изучать Шримад-Бхагаватам. Нам не нужен другой комментарий, мы используем этот комментарий, написанный Вьясадевой». Другие сампрадайи бросили вызов Гаудия сампрадае, что вы не можете считаться сампрадайей, если у вас нету, если у вас нету комментария на Веданта Сутру. Вайшнав, Гаудия вайшнав говорит что у нас есть естественный комментарий Вясадевы, но они не признавали это, они говорят: «Вы должны иметь свой собственный, вы должны иметь свой собственный комментарий на Веданта Сутру». И потом Баладев Видьябушин, получил вдохновление от божества Говиндаджи и это божество продиктовало ему, некоторые говорят е течении недели, некоторые говорят в течении месяца. Это божество Говиндаджи продиктовало ему Говиндабхашья, т.е. наш комментарий, комментарий гаудия-вайшнавов на Веданта Сутру. Баладев Видьябушин, обучался вначале, обучался у мадхвов, у мадхвов, у мадхвов, последователей Мадхвачарьи. На самом деле очень много схожести существует, схожести между философией гаудия-вайшнавов и философией Мадхвов.

00:32:33 И если мы изучаем [неразборчиво] бхашья, мы видим очень много, очень много там сходных вещей существует. Поэтому Шрила Прабхупада он, не, не перевёл Говинда-паши этот комментарий, и он так сказать придерживался Шримад-Бхагаватам. И Чайтанья Махапрабху он говорил, что это не важно. Самое важное это Шримад-Бхагаватам -естественный комментарий Вьясадевы он не, не придавал особого значения этой Говинда-бхашье, потому что она находится под влиянием философии Мадхвачарьи, но Мадхвов. У каждого ачарьи есть своя определённая миссия, выполнить какие-то определённые вещи и Прабхупада, когда пришёл, он, он представил что мы должны изучать эти книги, потому что он обладал визней. Вопрос.

00:33:58 [Аудитория] Преданные Шри сампрадайи принимают Радха-Кришну или нет?
[Айравата дас] Я упоминал, что они считают абсолютную истину Вишну, что Верховная Личность Бога – это Вишну. И Кришна он Пурна Аватар, Пурна-Рупа, т.е. он совершенная и законченная экспансия Вишну. Если вы спросите, да Кришна? Они ответят: «Кришна Гопал – это наш Вишну в форме маленького мальчика-пастушка. Это наш Вишну принял форму пастушка и наслаждался своими лилами. А когда Гопкумар пошёл на Вакунтху, вишнуиты сказали ему: ты не можешь здесь обнимать Вишну так. Если хочешь обнимать Вишну, если ты хочешь общаться с ним как с пастушком, иди, иди в Гокулу, там ты можешь обнимать Его и т.д., здесь ты не можешь. Здесь поклонение с почтением и благоговением». Таково умонастроение. Может встать вопрос почему эти сампрадайи они разделяются, почему же существуют эти разницы, философские отличия?

00:35:28 Мы так же видим, что в Шри сампрадайе так же есть отличия в некоторых школах. Даже в этом аспекте взаимоотношений между Лакшми и Нараяна у неё есть различные мнения разных школ. Вопрос такой, вопрос, ответ таков, что 4 сампрадайи появились чтобы удовлетворять преданных вайшнавов, удовлетворить преданных персоналистов, которые принимают Бога как Верховную личность, чтобы удовлетворить их нужды, их взаимоотношения, их умонастроения.
[Аудитория] То есть удовлетворить их желания, как они хотят общаться с Господом, как они хотят видеть Господа?
[Айравата дас] Да в писаниях даётся, в Ведической литературе даётся ответ на это вопрос. В Упанишадах, Веданта Сутре. Если мы изучаем санскрит, мы можем видеть, что очень, это очень имеет много мнений существует очень много мнений, многозначен, санскрит очень многозначен, поэтому Прабхупада говорит, что помимо того, что мы изучаем санскрит, что все изучают санскрит, потому что санскрит позволяет нам измышлять, позволяет находить другие мнения разных слов и измышлять своим собственным образом, и находить разные значения. Поэтому это мы можем извлечь, извлечь, из одного и того же стиха можем извлечь совсем разные значения.

00:37:04 Только одно слово Кришна, существует тысячи объяснений этого слова, тысячи переводов этого слова – это всё зависит от того как мы разделим эти звуки, как мы разделим эти буквы, дифтонги, как мы их будем интерпретировать. Это зависит от того как мы будем рассматривать это слово, эти звуки, дифтонги и т.д., а некоторые даже нарушают, Шанкарачарья на самом деле нарушал санскритскую грамматику даже и измышлял, и давал свои собственные объяснения санскрита. Если мы исследуем строго грамматику, мы не можем делать такие вещи, которые некоторые мыслители сами делают, измышляют свои собственные мнения. Поэтому такова ситуация Ведической литературы даёт эту возможность. Мы можем найти Упанишады Ригведы, где говорится что Индра – Всевышний. Если мы возьмём из Ригведы, мы увидим, что Индра прославляется больше, чем Вишну. И на самом деле мирские учёные говорят, что Истинный Бог арийцев Индра. А позже уже Вишну проявился.

00:38:30 А позже эти времена пастухов, которые занимались, которые занимались ухаживанием за животными, за коровами и т.д., они уже придумали, сделали Богом Вишну, и потом Кришну. И они говорили, что на самом деле Кришна – это Бог этих племён этих, пастухов.
[Аудитория] Шри сампрадайя так же принимает форму Джаганатхи?
[Айравата дас] Они говорят, что это проявление Вишну, так же как мы говорим, что всё проявление это, всё является проявлением Кришны, они говорят, что всё является проявлением Вишну и они принимают Вишну, как Всевышнего Господа. Даже в Бхагаватам можно найти столько много цитат, где Вишну является Верховной Личностью Бога. Можно найти стихи в Бхагаватам, где написано, что Маха-Вишну является источником всех аватар. И так же как Кширодакашайя Вишну описывается: источником всех аватар, т.е., то, что вам нравится, вы можете найти, поэтому Веды нужно изучать под руководством истинного духовного учителя.

00:40:05 Если духовный учитель приходит в определённой линии учительской и если учит определённым умонастроениям, если вы, если вам подходит это умонастроение, то вы удовлетворены, если вам не подходит это умонастроение и вы неудовлетворенны вы ищите другого учителя, который находится в другой, в другом умонастроении, в другой парампара линии. Поэтому когда мы изучаем все эти вещи, мы должны, мы не должны быть узколобыми такими, мы должны широко мыслить. Мы не должны говорить: о, эти люди, они юзлес, они бесполезны; мы не должны идти в Шрирангаму и говорить вайшнавам Шрирагнама: «О, это вторичная форма, Вишну, зачем ему поклоняться? Надо Кришне поклоняться, Кришне поклоняться». Итак, мы подошли к последнему моменту Рамануджачарья появился, как Ананда брахмана и он совершал Ведическую церемонию свадьбы Чайтанья Махапрабху и Лакшми Деви. И смотря на Господа, он впал в экстаз.

00:41:29 И когда он танцевал, он увидел Чайтанья Махапрабху и Лакшма Деви, его сердце пожелало увидеть Лакшми Нараяну во всей пышности и Махапрабху проявился как Нараяна и Лакшман проявилась как Лакшми и он был очень доволен, он был в экстазе, он забыл себя, начал всё разбрасывать, и все эти приготовления для церемонии он начал разбрасывать и разбивать, там было и люди стали его вытаскивать оттуда и говорить: «Зачем ты всё разбиваешь?». Когда, и когда его вытащили из дома, то он не мог терпеть разлуку с Господом, он разбил окно и бросился, бросился к стопам Чайтаньи Махапрабху и оставил тело. И когда второй раз уже хотели его вытащить из дома, он уже был мёртв. Итак, Рамануджа ачарья таким образом проявился в Чайтанья лиле. Вопрос.
[Аудитория] Этот страх и благоговение, которые проявляются на Вайкунтхе – это же не экстаз? Не соответствует с этим экстазом: бросаться на Господа и хватать Его за стопу? И почему Рамануджа проявлял такие экстативные симптомы?

00:43:00 [Айравата дас] Потому что он на самом деле вошёл в это умонастроение санкиртаны, потому что он жил там с Чайтаньей Махапрабху и он на самом деле участвовал, участвовал в этой игре, где была пышная церемония свадьбы и т.д., всё было пышно с благоговением и почтением, потому что, потому что это, так сказать, напоминало ему изначально настроение Вайкунтхи, но т.к. он всё-таки был преданный санкиртан, участвовал в санкиртане Господа Чайтанья, то он проявил экстатические симптомы экстаза: бросился к Чайтанье Махапрабху и обнял его за стопы.

00:43:36 Следующее мы будем обсуждать философию Нимбарки, Нимбарка Свами. Нимбарка Свами принадлежит к Кумара сампрадайе. Существуют противоречия относительно его появления, его появления на этой планете. До или после Рамануджа ачарьи, я объясню, потому что истории через Рамануджа ачарья появился, Мадхвачарья, он проповедовал Двайта ваду, т.е. чистую двойственность. Шанкарачарья проповедовал чистую чистый монизм, он чистую двойственность. Но Нимбарка Свами проповедовал Двайта-Адвайта, т.е. двойственность и не двойственность. Современным языком мы можем выразить это, т.е. двойственная не двойственность.

00:44:41 И на самом деле некоторые говорят, что Нимбаркачарья появился даже перед Шанкарачарьей. Но на самом деле другие учёные говорят в основном, что Нимбарка сам появился между Рамануджей и Мадхвачарьей. Мы примем этот момент, эту информацию, потому что это подходит к нашему философскому и историческому обзору. Потому что мы проведём с таким, сначала чистая Адвайта, потом Вишишта-Адвайта, потом Двайта-Адвайта, и потом Двайта. То есть постепенно, постепенно двигаемся от чистой Адвайты к чистой Двайте. Итак, после чистой Адвайты идёт Вишишта-Адвайта, потом Двайта-Адвайта, и потом уже чистая Двайта. Поэтому итак, вопрос.
[Аудитория] …

00:45:52 [Айравата дас] Через 100 лет после Рамануджи ачарьи Мадхвачарья появился. И многие учёные говорят, что Нимбарка Свами появился между, между этим, в середине, после Рамануджа и перед Мадхвачарьей. А некоторые говорят, что он появился перед Шанкарачарьей. Мы ничего не говорим и не спорим, мы просто принимаем эту версию, что он появился между Рамануджейачарьей и Мадхвачарьей потому что для нашего анализа это подходит, потому что мы постепенно идём, постепенно продвигаемся в нашем анализе от Адвайты к Двайте. Итак, если бы было возможно так, то все эти вещи происходили гармонично: Кевала-Адвайта, Вишишта-Адвайта, Двайта-Адвайта и потом Двайта. И потом будем Вишну Свами рассматривать, он проповедовал Шудха-Адвайту – чистую двойственность, чистый монизм – Шудха-Адвайта – чистый монизм. На самом деле так же неизвестно когда он появился, но о Вишну Свами очень мало количества информации.

00:47:27 Но этих 4 ачарьи мы можем поместить таким образом: на самом деле некоторые ученее утверждают, что он появился между Рамануджачарьей и Мадхвачарьей.
[Аудитория] Вопрос задают на русском [неразборчиво, не слышно]
[Айравата дас] Итак, на самом деле ачарьи совершают эти усилия для того чтобы спасти людей, для тех, которых можно спасти. Мы так же пытаемся спасти людей, тех, которые, которых можно спасти, тех, которые желают быть спасены. Конечно, в Кали-югу увеличивается невежество, поэтому сампрадайи постепенно исчезают. Наша деятельность так же временна, только на 10 000 лет, эта проповедь санкиртана будет распространяться в течении 10 000 лет и потом исчезнет и потом больше ничего не будет – чистый атеизм.

00:49:18 Это материальный мир и всё что там происходит, временно. И мы пытаемся это всё сделать, чтобы те, кто хотят быть спасены, могли получить спасение. Прабхупада говорил, Прабхупада прилагал настолько много усилий, но он говорил, что «Даже если я одного сделаю чистым преданным, просто одного человека сделаю чистым преданным, то мои усилия достигнуты успеха». Бхакти Сиддханта Сарасвати так же говорил: «Они на самом деле знают, они говорят, «если, если». Если означает, может быть да, может быть нет. Если один преданный, если один человек станет, но конечно существует много людей, которые постепенно получают это знание, постепенно начинают очищение и т.д.». Это не только, это на самом деле не только смирение, но это и реальность, это реальность. Мы так много делаем, чтобы получить эту милость, могут прогрессировать быстро вернуться домой обратно к Богу. На самом деле это очень сложно. Они понимают, что это очень сложно, поэтому они говорят, что если я сделал хотя бы одного преданным, чистым преданным – это будет уже очень хорошо. Но даже если этого не произойдёт, они всё равно прикладывают усилия. Таким образом действует вайшнав. Они не привязаны к результату. Они проповедуют, мы пытаемся прикладывать столько много усилий и всего лишь несколько человек принимают среди этих всех, вреди этих нескольких, только один может быть станет преданным.

00:51:04 Может быть он не станет чистым преданным, но тем не менее мы делаем это, и мы не привязываемся к результату. На самом деле через, мы видим сколько, не очень много людей присоединяются. Если бы мы были привязаны к результату, мы просто бы оставили это всё дело и по другому, всё равно никто не присоединяется, зачем я буду продолжать служить? Я не буду вдаваться в подробности, сколько чистых преданных Прабхупада сделал и т.д., это не наша сейчас задача.

00:51:45 Итак сейчас мы будем обсуждать философию Нимбарка Свами, которая называется Двайта-Адвайта. Философия так же она называется Свабхеда-бхеда-абхеда. Естественная двойственность недвойственного. Свабайхи происходит, то что происходит из своей собственной природы. Поэтому мы видим Свабхеда-бхеда-абхеда, очень близка к Ачинтья-бхеда-абхеда. Поэтому мы видим, что учение Нимбарка Свами очень близко к учению Чайтаньи Махпрабху.

00:52:33 Итак, Кумара сампрадайя. Однажды произошла такая история: Брахма спал и два демона украли Ведическое знание у Брахмы, и Господь появился как Хамса, чтобы восстановить это знание. Появился как Хамса, поэтому эта сампрадайя называется Хамса сампрадайя. В то время Хамса Аватара проповедовал четырём кумарам. Он наставил их четырёх кумаров. И потом 4 кумара дали это знание Нарадамуни. И Нарадамуни передал это знание Нимбарке. На самом деле у нас нет деталей, но в своих так сказать в своих рукописях Нимбарка упоминал, что его духовный учитель является Нарадамуни. Но мы не знаем как это произошло на самом деле, это упоминается в его рукописях, что он получил знания от Нарадамуни. Он так же написал комментарий на Веданта Сутру, и комментарий называется Прадйата-саурапа-бхашья.

00:54:06 И тогда же жил его ученик Шинивасачарья, он был очень знаменит. Этот Шинивасачарья так же написал комментарий на его комментарий, на комментарий Нимбарка Свами. Этот комментарий называется Парикшата-бхашья. И уже лично Нимбарка Свами даже в терминологии он попадает под влияние альваров.
[Аудитория]То есть вы говорите, что Нарадамуни является духовным учителем, Нимбарка?
[Айравата дас]Да он упоминает в своих рукописях, это невероятно, но они встречались. [Неразборчиво] чтобы даже термины, которые Нимбарка Свами спросит, они [неразборчиво], на самом деле ученые Шанкарачьи говорят, что Нимбарка появился раньше, даже перед Шанкарачарьей. Но конечно есть возможность, что он изучал эти Прабанды альваров, потому что всё это происходило в Южной Индии.
[неразборчиво, не переведено]

00:55:51 Нарадамуни, Нарадамуни вайшнав и он принадлежит не только нашей сампрадайе, но и к другим сампрадайям. Мы можем, мы можем видеть, что он наставлял разных личностей. Мы говорим что Нарадамуни – это Брахма сампрадайя. Брахма – основатель. Но если мы рассмотрим историю первое началось, что было Брахма и Ведическое знание было сообщено Брахме. Брахма изучал Веды от Верховного Господа. И дальше он обучил своего сына, сыновей и их внуков. Так или иначе, всё это одна сампрадайя. Изначальное знание пришло от Брахмы, тем не менее у кумаров у них есть свои собственные сампрадайи, у Лакшми свои собственные сампрадайя, Шри сампрадайя. И есть так же Рудра сампрадайя. И Шива так же, и Шива так же получил знания, знания от Брахмы, и кумары так же получили от Брахмы. Лакшми конечно, получила от Нараяны. Тем не менее это зависит от личности и игр, но ачарья, один ачарья задаёт вопросы определённым образом и потом начинается сампрадайя.

00:57:36 Например, мы знаем, что существует Древо Хапхараты, которое декламировала Джаймини. Вайшамхаяна. Есть две Махабхараты: Джаймини и Вайшампхайны. Эта Махабхарата, которая у нас есть, она была декламирована Вайшампхайной, но Махабхарата Джаймини она более длиннее соответствует Бхакти. И Махабхарата Вайшампхаяна больше в карма, описывается карма. Это зависит от рассказчика, от личности, которая задаёт вопросы, то же самое знание проявляется разным образом. Даже в нашем обществе, если мы спрашиваем людей, некоторые говорят джива упала, некоторые говорят не упала, а Прабхупада говорил и то и другое. В соответствии с умонастроением некоторые люди до сих пор сражаются: некоторые хотят быть такими, а некоторые хотят быть такими.

00:59:07 В зависимости от этого, от вашего вопроса, вы можете получить разные ответы. Иногда люди говорят: «Один махараджа говорит так, а другой махараджа говорит так и там возникает противоречие». В зависимости от того, как личность обусловлена, какой вопрос он задаёт, то же самое знание проявляется в разных аспектах. Конечно в случаях ачарьев, они необусловленные души, но в случае обусловленных душ, когда обусловленная душа слушает, тоже самое знание, тот же самый класс Бхагаватам, если вы спросите разных людей, как они понимают этот момент, определённый момент, они объяснят вам по-разному. Но говорящий был одной и той же личностью для них. В соответствии с их обусловленностью, они понимают по-разному. Это так же момент, который нужно рассматривать.

01:00:08 Итак, существует информация определённая о Нимбарка Свами. Мы очень быстро рассмотрим, коротко, как он появился. Он появился в Южной Индии. Его отцом был Арудавишья. Мать его была Джаянти деви. Так же есть другая информация, другие учёные называют другие имена, но это более, это как бы большинство учёных принимают этот, эти, эту информацию, эти имена, что его отцом был Арудавишья, и мать его Джаянти деви. Ачарьи говорят, что Нимбарка это Анкшья-сударшана – воплощение диска Господа. И есть одна история, когда он был ребёнком, он был очень сильным ребёнком, могущественным. Он был очень так сказать большим едоком. Мог переварить очень много. И когда ему было 5 лет, один аскет пришёл, и когда его мать готовила, этот мальчик обсуждал с этим аскетом какие-то философские моменты. Они беседовали и это была очень экстатическая беседа. И тем временем солнце стало заходить, был заход солнца. И в конце концов, когда Нимбарка принял пищу…

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 27 January 2017