Шрила Прабхупада о религии и философии
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Итак, наш курс, озаглавленный «Философия религий», я даю уже второй раз. В этом году он более расширен. У нас будет очень широкий исторический и философский обзор различных религий, и это - только начало. Книга, которая называется «Философия религий», мы будем её использовать. Она дает утверждения и концепции, которые были представлены Шрилой Прабхупадой на философию религий. Конечно, существует такая современная наука, которая называется философия религий. Но мы представим вайшнавское понимание этого вопроса. Конечно, мы будем сравнивать также современное понимание религии и вайшнавское понимание.
Религия без философии это сантименты, а философия без религии это выдумка ума
00:01:25 Итак, в начале книги написаны две очень важные цитаты Шрилы Прабхупады.
Я думаю, первую цитату многие знают. Прабхупада сказал, что религия без философии - это сентиментальность и фанатизм, но философия без религии - это ментальная спекуляция. Религия должна основываться на философии и логике - это первоклассная религия...
00:02:56 Итак, религия и философия должны совмещаться вместе, тогда это совершенная религия. Это достаточно глубокое понимание, это как раз то, что происходит в современные времена. Когда мы говорим о религии - мы говорим о вере, в основном, и религия является в основном сентиментализмом. И когда люди говорят о философии - они думают что это наука, какое-то знание. Они пытаются понять различные предметы через философию, поэтому религия в данное время стала какой-то верой, сентиментализмом. А философия - это просто измышления, рассуждения и умственные измышления. Мы также будем обсуждать различные религии, различные типы религий. И так, в современном обществе религия является просто сентиментализмом, а философия - умственными измышлениями. И религия приводит в основном людей к фатализму или фанатизму, то есть к сектантству, и философия просто превращается в сухие умственные измышления.
00:05:10 Раньше - несколько столетий назад, философия была очень важным фоном науки, но, в начале 19-го столетия философия постепенно угасла и она как бы перешла на второй план. И сейчас уже никто не заботится о философии, всем наплевать на философию. Сейчас все говорят о технологии. Что наука сейчас как один из видов технологии, для того чтобы получить какой-то результат, получить какие-то плоды. Потому что философия превратилась просто в сухие умственные измышления, поэтому люди сейчас не очень-то интересуются философией.
00:06:10 То есть чтобы понять цель человеческой жизни, создания вселенной и так далее - это очень важно, но люди не интересуются этим. Поэтому Шрила Прабхупада говорил, эти две вещи должны совмещаться. То есть религия должна быть понята с философской и научной точки зрения, и такое знание совершенно. Мы попытаемся это сделать, попытаемся понять религию философски и с научной точки зрения.
Что такое религия?
00:06:44 В этой книге Прабхупада когда определяет религию говорит, что религия это наука о боге и наука о душе. Итак, Прабхупада дает определение религии, что это наука, и также за этим следует много объяснений.
00:07:12 Итак, второе важное утверждение, которое не очень то известно, Прабхупада сказал что прежде всего попытайтесь понять что такое религия. Потом вы придете к разным видам религии. В данный момент люди говорят о разных видах религиях, то есть они говорят, столько много религий существует: христианство, ислам, иудаизм, индуизм, буддизм. Это основные мировые религии. Существует различные коммуны, которые практикуют разные религии. И существует даже сравнительное изучение различных религий. Люди пытаются изучать их, найти какую-то точку соприкосновения между разными религиями, но результата особенного не происходит. Люди не могут прийти к пониманию - они приходят к противоречиям и воюют.
00:08:35 Так Шрила Прабхупада объясняет с другой точки зрения: Сначала попытайтесь понять, что такое религия и потом будет легче понять разные виды религии. И такова вайшнавская философия, которую объясняет Прабхупада. Он подчеркивает, что существует одна религия. И так, это главное отличие в нашем понимании. Оно отличается от понимания монотеистических религий, таких как христианство, ислам и т.д. Они также говорят, что бог один. А индуизм считается политеизмом, то есть - люди поклоняются многим богам. Поэтому люди в мире знают индуизм как поклонение многим богам, то есть политеизм. И даже индусы сами говорят: наши индуистские боги, то есть они признают, что у нас много богов. Но это не заключение, к которому приходят вайшнавы.
Определение Бога
00:09:54 Итак Шрила Прабхупада в первом отделении этой книги говорит определение бога. Когда Шрила Прабхупада определяет кто такой Бог, он говорит, Бог один, и он не принадлежит к той или иной религии. Существуют различные религиозные секты, и они считают, что их бог отличен от других богов, но, это невозможно. Бог один, и его можно рассматривать с разных точек зрения. Итак, это важный момент - Бог один. Все монотеистические религии говорят в основном, и в исламе это подчеркивается: Бог один и так далее, столько много молитв, в которых это. И они думают, что индуизм говорит о многих богах. Но, конечная сиддханта .... всё, что происходит в Индии они как бы клеймят и приписывают это к индуизму.
00:11:15 То есть например, то чем занимаются какие-то аборигены в Индии или то, что проповедовал Чайтанья Махапрабху, это все называется индуизмом, то есть поклонение полубогам Кали, Шакти и так далее и так далее и так далее. Всё, что происходит - любое поклонение, которое происходит в Индии, считается индуизмом. Поэтому индологи говорят, что очень трудно понять индуизм. Существует очень много книг, где написано, что понять индуизм очень трудно. На самом деле для западного ума это вообще невозможно, чтобы понять индуизм - нужно родиться в Индии и жить в Индии. Это очень трудно понять, потому что хинду они сами не могут понять, что здесь происходит вообще, сами не могут разобраться. Была одна программа в Турции, там было представление о Даша Аватарах, то есть о десяти аватарах Кришны. И там индусы также присутствовали, и они сказали: «О, посмотрите, как вам нравятся эти наши десять богов». Итак, они считают, что существует много богов, даже индусы сбиты с толку. Поэтому даже родиться в Индии - этого недостаточно, мы должны иметь истинного духовного учителя, такого как Шрила Прабхупада. Итак, Прабхупада дает определение бога - что он один.
00:12:50 Также есть его другое очень интересное утверждение. Бог один и религия тоже одна. Что же это за религия? - Любовь к Богу. Не существует никакой другой религии это и есть религия. Таким образом, это является определением. Существует один верховный Бог. В Ведах также объясняется - есть одно высшее живое существо, нет второго. Никого нет выше его, даже равного ему. Поэтому другое определение бога - Всевышний. Итак, мы говорим сейчас о философии, мы просто рассматриваем философски определение бога.
00:13:46 Мусульмане иногда спрашивают: «Чей бог более могущественный - мусульманский или индуистский? Мы думаем, что мусульманский бог самый могущественный - Аллах, а остальные нет, остальные вторичны». Они размышляют таким образом, но это просто неправильное понимание. Определение Бога, синоним слова Бог - это Всевышний. Все соглашаются с этим, Бог - это значит Всевышний, Всевышний значит один, потому что не может быть два Всевышних, потому что это самое высшее положение, нет никого равного и нет никого высшего, поэтому он один. Поэтому с этой точки зрения, говорят, что Абсолютная истина одна и она неразделима, не существует второй истины. Определение бога означает, что он один, и если бог один, то религия тоже одна. И эта религия является любовью к Богу, или воссоединение с Богом, восстановление связи с Богом. И это самое главное определение - Любовь к Богу, взаимоотношения с Богом. Взаимоотношения с Богом это и есть религия, религия описывает наши взаимоотношения с Богом. Такова истинная религия, она описывает наши взаимоотношения с Богом.
Определение истинного писания
00:15:34 Если существует какое-то писание, которое описывают религию, там должно описываться определение Бога, определение живого существа, и также взаимоотношения между Богом и живым существом. Эти три вещи должны быть объяснены в писании, во всех писаниях. Таким образом мы можем определить какая религия истинная, какая нет. Прабхупада описывает определение истинного писания, как мы можем понять, что это истинное писание. Как мы можем понять... существует очень много различных писаний и книг, и если какая-то книга религиозная описывает эти три вещи: Бог, живое существо и их взаимоотношения, то это истинная книга.
00:16:25 Поэтому Прабхупада говорит, что религия означает любовь к Богу, то есть любовные отношения между живым существом и Богом. И если Бог один, то конечно и религия должна быть тоже одна, то есть взаимоотношения живого существа с Богом. Религия одна... Итак, мы должны понять, это очень важно понять, что же является религией. Прабхупада заявлял, что это наука, не сантименты, поэтому мы с философской точки зрения должны понять. В течение двадцати дней мы попытаемся обсуждать различные религии, рассматривать историю различных религий. С начала, мы начнем с Вед, с ведических религий, теистических, атеистических, потом не ведические религии рассмотрим... Итак мы заявляем в самом начале, что существует один бог и одна религия, потом после анализа всех религий мы придем к доказательству... мы попытаемся доказать, что на самом деле так оно и есть. Все религии происходят из одного и того же источника. И Прабхупада говорил, что различные религии рассматривают Бога с различных точек зрения, даже в вайшнавизме существует четыре вайшнавские сампрадаи. Мы рассмотрим четыре вайшнавские сампрадаи, мы даже можем увидеть, что в эти сампрадаях философия также различается. Они все являются вайшнавами, тем не менее, философия немножко различается, так как Бог описывается с различных точек зрения.
Причины многообразия религий
00:18:32 Итак, мы рассмотрим философски и исторически эти религии, так как все религии очень сильно связаны с историей, потому что в соответствии с временем, местом и обстоятельствами, и умственными способностями людей, различные ачарьи, лидеры и пророки представляли ту же самую религию разным образом. Такова наша сиддханта - все религии происходят от одного источника, все описывают одного и того же Бога, но в соответствии со временем, обстоятельствами и местом, и умственными способностями людей. Так как люди находятся на разных уровнях, поэтому все эти религии рассматривают Бога с разных точек зрения. Итак, мы будем рассматривать историю, потому что все эти религии очень тесно связаны с историей, с историческими событиями, которые происходили в то время.
Религия и наука
00:19:47 И, когда Прабхупада объясняет, что религия означает наука о Боге. Когда Прабхупада говорит о науке, и, конечно же, под словом наука мы подразумеваем атеистическое знание в основном. Поэтому мы должны разобраться, что же такое наука на самом деле. Прабхупада сказал, что мы должны понять религию философски и с научной точки зрения. Когда Прабхупада говорит, что мы должны понять религию с научной точки зрения, что религия это наука, то это немного противоречиво звучит. Например, в прошлом году в январе в 1997 году была конференция "Синтез науки и религии", я там присутствовал. И там ученые пытались выработать концепцию, как наука и религия соприкасаются вместе.
00:21:25 Сейчас люди думают, что религия и наука разделены, не существует никакой связи. И так как люди, которые... мы в основном имеем образование, мы не оканчивали гурукул, к несчастью или к счастью, мы в основном получили это "научное образование" так называемое. В каком-то смысле наш ум уже испорчен этой "наукой" так называемой, "материальной наукой". Научное обучение означает атеистическое обучение, потому что сейчас научное означает атеистическое... это как бы синонимами сейчас считается, потому что раньше Веды являлись наукой, не существовало разрыва между наукой и религией в ведические времена. На классе по космологии мы также говорим много о ведической науке, мы даем научные концепции. Но сейчас это произошло уже, сейчас наука и религия полностью разъединены, поэтому с этой точки зрения мы должны понять, как Прабхупада разбивает ученых.
00:23:23 Есть знаменитая книга "Жизнь происходит из жизни", Прабхупада не писал этой книги, она была составлена позже. В этой книге мы видим, как Прабхупада разбивает ученых, он называет их кошками, собаками, ослами, верблюдам, также называет их "мистер Лягушка" и т.д. Если мы дадим эту книгу ученым, они просто разгневаются. Некоторые преданные делают это, но это ошибка. Итак, давайте посмотрим, кому же Прабхупада говорит об этом, он на самом деле говорит об этом своим ученикам, умы которых уже заражены этими научными концепциями. Они доверяют ученым, поэтому Прабхупада разбивал ученых. Прабхупада сказал, что американцы не летали на Луну. И многие ученики были расстроены, они не принимали этого: Как это так? Потому что многие из них были привязаны к науке, к научным достижениям. Поэтому Прабхупада разбивал эти научные концепции. На самом деле он говорил своим ученикам. И Прабхупада не писал эту книгу - она была составлена позже, и потом преданные сейчас распространяют её ученым и потом они гневаются. И теперь у нас такая концепция сложилась в ИСККОНе, в движении "Харе Кришна", что мы против ученых как бы. Иногда у меня спрашивают: «Почему вы против ученых? Почему вы говорите, что они негодяи?»... и так далее. Так как Прабхупада проповедовал в соответствии со временем, местом и обстоятельствами мы не должны сбиваться с толку.
00:25:44 Итак сейчас в данный момент религия и наука полностью разделены и мы попытаемся соединить их. И также многие люди пытаются соединить их. Даже выдающиеся ученые считают, что религия и наука могут обогатить друг друга. И когда проходила конференция "Синтез науки и религии" в Калькутте в газете вышла большая статья, где было написано, что синтез науки и религии невозможен. И они критиковали эту возможность - соединить науку и религию. И так они писали в статье, что не пытайтесь смешивать несовместимое.
Вера – основа и науки, и религии
00:26:42 И так. Мы сейчас попытаемся рассмотреть то, как они похожи друг на друга [неразборчиво]. Иногда люди говорят на этих конференциях: на самом деле давайте поймем, что такое религия и что такое наука. В каком-то смысле оба этих понятия - это вера. То есть религиозные люди верят в Бога, что он существует, и ученые верят в то, что Бог не существует. Они верят. Религиозные люди верят, что Бог существует, а ученые верят в то, что Бог не существует. Они также верят. И некоторые ачарьи объясняют что с помощью логики мы не можем доказать, что Бог существует. Просто аргументируя в споре, используя мирскую логику, мы не можем... очень трудно доказать, что Бог есть. Конечно есть много разных путей, используя трансцендентную логику мы можем доказать, но это очень трудно. Если кто-то не верит в Бога просто с помощью логики доказать ему, что Бог существует почти невозможно. Но, с другой стороны, ученые также не могут доказать, что Бог не существует, они просто верят в это, что Бог не существует.
Три вида ученых
00:28:24 Есть много интересных вещей в среде ученых. На самом деле не все они ослы или верблюды. Если мы читаем научные книги мы можем понять что существуют разные ученые . Есть три вида ученых. Те, кто настоящие ученые, продвинутые ученые, как Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, а также много других, и даже Дарвин, они писали в своих философских книгах, что Бог существует. Они верили в Бога, они были религиозными. Мы не говорим о том, как они понимали Бога, потому что есть разные аспекты понимания Бога, но они верили что, что Бог существует. Эйнштейн говорил о высшей силе какой-то, которая поддерживает нас и следит за нами.
00:29:34 На самом деле - это настоящие интеллектуалы, они ведут интеллектуальные исследования. Но что же в действительности делают ученые? Они поклоняются Вират. И в Бхагаватам говорится, что поклонение Вират для неофитов, поэтому ученых можно отнести к неофитам. Они поклоняются Вират, то есть материальной энергии, они пытаются анализировать материальную энергию. Атомы, химикаты, разные планеты и т.д., то есть они медитируют, они рассуждают на эти темы, постоянно рассуждают об этом. Эта медитация - это также служение, это также поклонение. И тех, кто действительно искренние и очень умные, интеллектуальные, Параматма вознаграждает таких людей, и она дает им понимание, они открывают различные законы, как действует Вират - вселенская форма. Так как они поклоняются Вират - они получают какое-то понимание Бога [обрыв записи].