Йога и Карма мимамса

12 June 2011
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:31:18 | качество: mp3 32kB/s 7 Mb | прослушано: 277 | скачано: 729 | избрано: 20
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Йога сутры Патанджали

00:00:00 [Айравата дас] Сегодня мы продолжим обсуждать йогу – философскую систему йоги, которая была описана Патанджали. Его Йога Сутра. Мы уже обсудили главные философские идеи и также практические применения, как практически практиковать – Аштанга йогу. Мы уже обсудили также, итак, сейчас мы будем обсуждать три оставшиеся части – это Антаранга йога или внутренняя йога. Если кто-то практикует Бахиранга, то есть внешнюю йогу. Мы можем видеть, как йог практикует Бахиранга йогу, то есть он делает асаны, дыхание и так далее. Но внутреннюю йогу мы не можем наблюдать, потому что она совершается внутри. Шесть уровней. 6 уровень – это дхарма – означает «концентрация». Когда личность концентрируется на какой-то определённой мысли или объекте, или например, из джапы – мы концентрируемся на звуковой вибрации. Когда мы концентрируемся на одном объекте, больше чем одну минуту – это дхарана.

00:01:52 Если мы можем сконцентрироваться на одном объекте дольше чем одну минуту – это называется дхарана. Следующая ступень – это дхьяна медитация. Разница в том, что если мы постоянно концентрируемся на одном объекте больше чем 5 минут – это дхьяна медитация, то есть постоянно без каких либо препятствий или отвлечений, мы концентрируемся на одном объекте больше пяти минут. Например, на воспевании Харе Кришна – это дхьяна медитация. И когда мы входим в такое состояние медитации и поднимаемся до уровня самореализации, поднимаемся на уровень понимания, что мы есть это тело, мы выходим на следующую стадию – восьмая ступенька – она называется самадхи. Сама – означает «равность, равенство», и адхи – означает «возбуждение». Самадхи означает, что «свобода от всех возбуждений». Свобода от Читта Вритти – возбуждения ума. То есть мы освобождаемся от возбуждения ума и входим в блаженство – самадхи. В соответствии с Патанджали – Бог управляет Пракрити и Пуруша.

00:03:50 И устраивает так, что они соединяются вместе. И он объясняет, что ни Пракрити, ни Пуруша не являются причиной всего. Он говорит, что сознание является причиной всего и это прогресс философской системы йога – философская система Патанджали. Она таким образом более прогрессивна в сравнении с санкхьей, потому что санкхья говорит, что материальная энергия является причиной. Но Патанджали говорит, что сознание, сознание является причиной. Он более-более близок к истине. И в соответствии с ним, с его учением – сознание не материально. И он также представляет Бога. Он говорит, что Бог – это сознание. Сознание – это причина и Бог – это сознание. Он также объясняет, что Бог и джива – это просто сознание. Читта Маттра. Они являются Читта Матра. Оглубляться сознанием. Разница? Разница такова, что Бог – это блаженное сознание и дживы – это сознание страдания. Поэтому его понимание Бога – это имперсональное понимание. И последний момент, который мы должны рассмотреть – когда, когда Ведическая система рассматривает йогу – это не йога Патанджали, это изначальная йога.

00:05:38 Кришна говорит, что «Йоги – это те кто занимаются преданным служением и понимает, что Я контролёр и источник всего». Или так, Кришна не объясняя йогу не имеет ввиду йогу Патанджали, а йога с помощью которой мы можем медитировать и реализовать абсолютную истину и Верховную Личность Бога. Такая йога упоминается в Ведах и в Бхагавад Гите, не йога Патанджали. Йога Патанджали, мы можем понять, что имперсоналистическая. И как Вьясадева объяснил она также ещё и атеистична. Он объяснил, что она атеистична и потому что в соответствии с его философией нет большой разницы между Богом и дживой. Такова система йоги, философия системы йоги. Есть ли вопросы?

00:06:55 [Аудитория] Патанджали говорит, что есть много Богов, и нужно выбрать одного – медитировать. Откуда он это берёт? Из Упанишад или из других частей Вед?
[Айравата дас] Можно сказать, что это идея Упанишад, потому что в Панихаре мы можем найти, что ко многим личностям относятся как к Верховному. Различные Упанишады иногда говорят, что Брахма – верховный, иногда в Ведах также Индру прославляют, как Всевышнего или Сурья Нараяну, Агни иногда. Столько много личностей, к ним обращаются, как к Всевышнему. Поэтому, если мы читаем Упанишады без правильного руководства, мы можем получить впечатление, что очень много личностей, они как Всевышние, Верховные личности. В особенности в Ведах очень много стихов описывают Индру, даже больше чем описывают Вишну, поэтому западные [неразборчиво] или говорят, что на самом деле в начале арийской цивилизации, Индра был главным Богом, а потом Вишну был представлен позже. Таково впечатление индологов, читая Упанишады, к которым они приходят, читая Упанишады и Веды. Конечно нет такого предложения, которое, или стиха, который говорит, что существует много Богов.

00:08:42 Но во многих частях Упанишад, разные личности называются Всевышним. Поэтому мы можем прийти к такому заключению, что много личностей, они все являются Верховным. Это такова возникает путаница, когда мы читаем Упанишады или Веды без должного руководства. Все эти мудрецы, которые создали философские школы, они не следовали ученической преемственности, и поэтому они создали эти школы. И создали свои собственные концепции. Или их философские школы, они не соответствовали в точности Упанишадам. Это просто их измышления. Измышления и их вывод, что же говорят Веды, что же говорят Упанишады – это их собственная точка зрения.
[Аудитория] Второй вопрос: эти личности, которые называются Верховными. То есть их называют Багаваном? [неразборчиво]
[Айравата дас] Даже в Бхагаватам мы можем найти, что Нарада муни называли Багаваном. Нарада Багаван Увача. И Шрила Прабхупада говорит: «Так как Нарада муни чистый представитель Бога, он Багаван – Бхагавата – личность Бхагавата». Так как он так же хорош, как и Бог, то есть он почти на одном и том же уровне, как Бог. Он называется Багаваном.

00:10:31 Многие личности в Шримад Бхагаватам, к ним обращаются, как к Багавану. Сурья Нараяну также называют Багаваном. И также Шиву называют Багаван. В Шримад Бхагаватам есть часть, там где все полубоги приходят и прославляют Шиву, как Верховную Личность Бога. Они говорят, что «Ты создатель, разрушитель и поддержатель» они прославляют его точно так же как и Вишну. Потому что он – экспансия Вишну. И Прабхупада объясняет в комментариях: «На самом деле мы должны понять, что это всё относится к потенции Вишну, к энергии Вишну». Потому что он – экспансия Вишну, поэтому он не отличен, как экспансия. Они прославляются, как Вишну. Поэтому вам нужен духовный учитель, который объяснит истину, иначе мы собьёмся с толку, кто же Всевышний? Шива, Вишну, Брахма? И в конце концов, вы возьмёте, и всех на алтарь поставите. Итак, многие индусы сбиты они с толку. Они всех, всех ставят на алтарь и думают: «Может быть они все Всевышние, может быть один из них, поэтому, чтобы не оскорбить никого, мы просто…». Они ставят их на один алтарь, всех подряд: Шиву, Вишну, Ганеш, Дурга и так далее. Всё там смешано.

00:12:09 Если какое-то название, которое описывает только Кришну, как Верховную личность Бога. Бхагаватам говорит: «[Кришнастхи бхагаван сайама]» - это определение, что Кришна является Верховной личностью Бога. Кришна является Верховной личностью Бога. Таково заключение Бхагаватам. Бхагаватам объясняет, что Кришна – источник всего, Брахма-самхита так же говорит: «[Ишах Парамат Вишну Сат Чит Ананда Виграха анна ерва дирво лэндам сарва карма тхаманам]». В Рам-Сат это даётся там, конечное заключение. Что сделал Вьясадева? Он составил Веды. Потом он дополнительную литературу написал: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады. И Упанишады объясняют философию Вед, столько много личностей там описано в стихе. И много-много муни пришло с Дзядэ. Упанишады создали свои школы философские. И потом в конце Вьясадева написал Веданта Сутру. И вот эта Анта – означает «заключение Вед». Итак, он написал одну книгу, которая объясняет всё и полностью заключение всех Вед. И эта книга очень короткая и очень сконденсирована, но философская. Сутры означают одно предложение и тысячу значений. Поэтому и другие Муни пришли и риши и стали писать комментарии на Веданта Сутру и искажать её мнение, искажать её смысл. И он написал тогда, Вьясадева написал Шримад Бхагаватам – естественные комментарий к Веданта Сутре.

00:13:56 И Махапрабху сказал – «Это естественный комментарий на Веданта Сутру, поэтому гаудия сампрадая». Махапрабху сказал: «Гаудия сампрадае не нужен никакой комментарий». Каждая сампрадая должна видеть. Сампрадая считается истинной, если у них есть комментарии на Веданта Сутру. Но Махапрабху сказал: «Зачем мы должны писать? Уже Шримад Бхагаватам есть, естественные комментарии, которые написаны самим Вьясадевой». И вариант – Шримад Бхагаватам говорит: «[неразборчиво] вайам свайам».
[Аудитория] Я думал вы связаны? Вам просто понравилось?
[Айравата дас] Позже мы будем обсуждать – Баладев Видьябушин позже написал комментарии и Веданта Сутру. Он принадлежал к нашей сампрадае.

Философская школа Карма мимамса

00:14:49 Итак следующая философская школа, пятая философская школа называется Карма мимамса. Другое, не Пурва мимамса. Карма – означает «деятельность». Карма – означает «деятельность » и мимамса – означает «итак, полностью анализировать какой-то, полный анализ чего-то для блага», то есть деятельность на анализа. Полный этот анализ деятельности – и так можно перевести. Другое имя – это Пурва мимамса называют. То есть скажем так – Пурва мимамса – это уже намёк на то, что существует другая мимамса. То есть шестая, шестая философская школа называется Пурта мимамса. Пурва – означает «предыдущий, то что было, то что приходит однажды», потому что, потому что существует другая мимамса, которая идёт после Пурва мимамсы. То есть вот эта Пурва мимамса – означает то что, после этой мимамсы ещё есть, ещё есть, ещё одна мимамса. Итак, философия Пурва мимамсы была использована, объяснена «Мимамса Сутрой» Джаймини риши – очень могущественным мудрецом.

00:16:45 «Мимамса Сутра» очень большая по объёму. Очень большая книга. 2682, 2682 Сутры. Если мы сравним в Веданта Сутрой, намного больше, потому что Веданта Сутра содержит всего, лишь 574 Сутры. То есть это почти в 4 раза больше чем Веданта Сутра. Да? В пять раз. Интересно также в самом деле, если мы сравним Веданта Сутру, Мимамса Сутру – там очень интересная схожесть. Джаймини начинает свою Сутру со стиха: «[Тхато карма джигесса]». Итак, пришло время вопрошать о Карме, задавать вопросы о карме. Веданта Сутра начинается: «[Атхато Брахма джигесса]». Итак, время пришло задавать вопросы о Брахмане. Это говорит Вьясадева, но Джаймини сказал: «Итак, пришло время задавать вопросы о карме». Позже мы увидим, что все эти вопросы о карме – это означает, что, в конце концов он приходит к заключению, что карма практически как Бог.

00:18:43 То есть она является Богом практически. И в линии Карма мимамсы один Сабара Свамухи написал комментарий на Мимамса Сутру. Этот комментарий назвали Сабара Бхашья. Сабара – это имя этого учёного и Бхашья – комментарий. Самый знаменитый комментарий на Мимамса Сутру. Итак, в Мимамса Сутре Карии говорит сначала о Брахмана – источнике знания. Все философские, философские школы должны определить, что такое источник знаний? Откуда всё происходит? Итак, он говорит о четырёх праманах. Праман – означает «свидетельство» или «источник знаний». Первое, самое важное, источник знаний – это упамана. Упамана – означает «аналогия» или «пример». То же самое в ньяе упамана существует, в вайшешике. Люди говорят, что аналогии или пример – это очень важно. Важный источник знаний. Второе – это шабда звук или утверждение. [Неразборчиво] говорили, что существует два вида утверждений или звука – Паурушей и Апаурушея.

00:20:40 Паурушея означает «то что было сказано личностью», Апаурушея – «то что говорят Веды», не личность какая-то отдельная, а Веды. Мы также принимаем эту идею – если мы, если вы помните, Прабхупада также объясняет, что личность должна обратиться к знанию Апаурушейи, потому что Веды – Апаурушея. Ни-ни, не были сказаны человеком. Это означает, что не были сказаны мирской личностью. Бхагавад Гита – также Апаурушея, потому что она была произнесена Кришной – Верховной личностью Бога. Таково вайшнавское понимание. Но Джаймини провёл различие, различия. В соответствии с Джаймини Паурушея означает – мирская абсолютная личность или же Теве-Шабданы или Вишну-Тата – они все личности, они все паурушеи. Они все вторичны. Он считал, что Бхагавад Гита также является паурушея. Апурушея – это Веды. Например - «Веды говорят», «утверждение Вед таково», «если мы хотим очиститься, мы должны совершать такую-то и такую-то ягью» - это апаурушея – вечное знание. Веды говорят, никто не говорит, не личность, Веды.

00:22:27 Веды утверждают, Упанишады утверждают: если мы хотим получить какое-то могущество, мы должны делать то-то и то-то – это апурушея. Он также говорил, что апаурушея шабда разделяются на две категории – Сидхарта, Бидаяка. Сидхарта – означает «утверждение», как например: вселенная так сказать, обладает сферической формой. То есть обязательно это утверждение, которое описывает что-то. Это так, это то. Вселенная круглая или так сказать, шарообразноя – это апаурушея сидхарта. И видаяка апаурушея – какое-то наставление, для руководства инструкция. Например, вы должны поклоняться Верховной личности Бога, вы должны делать так. Если вы касаетесь мёртвого тела, вы должны принять омовение – это указание. Это видаяка апаурушея. Первая объясняет что-то и вторая объясняет ,что делать – наставление.

00:24:18 Третья прамана – это Артапати. Артапати – это, это какое-то заключение. В Ведической литературе это известно под именем Анумана. Пратьякша Анумана. В ньяе есть Упамана Пратьякша Анумана. Пратьякша означает «учащение» чувственное восприятие. Джаймини, у них. Джаймини не хотел принять Анумана, как источник знаний, потому что он хотел казаться очень Ведическим, то есть, что он не измышляет ничего. И в конце концов он говорит об этом умозаключении, об одной и той же вещи, но под другим именем называет. Это авто-патион разделяет на две части, на два вида: Дриштха Артапати и Суда Артапати. Дриштха – означает «видение», то есть Дриштха Артапати означает, что вы видите что-то и приходите к заключению об этом. То есть вы видите, что что-то происходит и вы делаете определённое заключение об этом. Если вы увидели толстого человека, то мы понимаем, что он хорошо ест. Если какой-то толстый человек к нам приближается, мы понимаем: «О! Он ест пять раз в день или очень много».

00:26:35 Пратьякша – это «чувственное восприятие». То есть мы, например, смотрим и видим – «О, эта комната – она красноватого, окрашена в красный цвет [неразборчиво]». Анумана – это вы слушаете-слушаете и потом используете свой [неразборчиво] и приходите к заключению. Если вы видите, например, толстого человека вы ощущаете и потом размышляете: «Он, наверное, ест очень много, пять раз в день, по крайней мере, в противном случае он такой толстый». Это Дриштха Артапати – наблюдая вы делаете заключение. И Суда Артапати – слушая вы делаете заключение. Вы слушаете что-то – Суда Артапати – сначала вы слышите какое-то заключение и потом о чём-то и потом делаете заключение. Например, вы слышите гром и вы думаете: «О! Сейчас должен начаться дождь» - это Суда Артапати. И чётвёртое – это Анупалама. Анупалапди. Упалабди – означает, что вы что-то, что вы можете ухватить, понять – то что вы можете ухватить. Анупалабди – означает «то что вы не можете понять или ухватить своим разумом». Что же это означает?

00:28:25 Идея такова, что в вашем восприятии, вы можете понять, что тело – оно, вы видите, что тело тёплое, но мы не видим огня в теле. Но в соответствии с Ведами, элемент огня присутствует там. Мы не можем видеть огня, но тело оно тёплое и значит, что огонь в нём присутствует – это Анупалабди. В соответствии с Джаймини, он разделил мир на три главные категории – Три Падарты – бхога ятана, бхога садана и бхоге вишай. Бхога ятана – означает тела, планеты, вселенную, это означает место наслаждения, место бхоги или наслаждения. Бхога – означает «наслаждение». Бхога ятана – это место, где происходит наслаждение. Наслаждаемся этим телом, мы наслаждаемся живём на этой планете, в городе, потому что наслаждаться.

00:29:42 Бхога садана, садана – означает то чем мы наслаждаемся – этим телом или местом, означает «чувства». Мы наслаждаемся чувствами. Средства или, так сказать, как через что мы наслаждаемся – чувствами или телом. Бхога вишая означает объекты чувств. Объекты чувств, которыми мы наслаждаемся. Также мимамса объясняет потом два важных аспекта – Шакти и Апурва – это главная философская идея. Они говорят о двух важных аспектах мира – Шакти и Апурва. Шакти – это потенция. Потенция, чтобы сделать что-то, например, с помощью жертвоприношения можно произвести планету или ещё что-то. И Апурва – это самый важный момент времени, термин. Что же Апурва означает? Пурва – означает «то что было раньше». [Неразборчиво] школа называется – Пурва мимамса. Пурва – это то что было до этого.

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 31 October 2016